Научная статья на тему 'Моделирование процесса развития педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации в системе непрерывного образования'

Моделирование процесса развития педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / MODELING / CREATION / PEDAGOGICAL CREATIVITY OF A PRESCHOOL TEACHER / STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL CREATIVITY OF A PRESCHOOL TEACHER / METHODOLOGICAL APPROACHES / STRUCTURAL COMPONENTS OF PEDAGOGICAL CREATIVITY OF A PRESCHOOL TEACHER / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Гульнара Григорьевна

В статье рассмотрены сущность, структура и дефиниции понятия «педагогическое творчество». Особое внимание автор уделяет особенностям моделирования процесса развития педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации, характеризует основные компоненты разработанной им структурно-функциональной модели. В контексте своего исследования он представляет и описывает систему методологических подходов и принципов, лежащих в основе проектирования процесса развития педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации. Концептуализируя идею развития педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации, автор рассматривает целостное развитие личности обучающегося как субъекта жизнетворчества. При рассмотрении структурных компонентов педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации автор показывает взаимосвязь между ними, опираясь на закономерности системного и личностно-деятельностного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Гульнара Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL CREATIVITY OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN CONTINUING EDUCATION

The article dwells on the essence, structure and definition of the concept of «pedagogical creativity of teachers of preschool education institutions». Particular attention is paid to the peculiarities of modeling of pedagogical creativity of preschool teachers; the author describes the basic components of the developed structural and functional model. In the context of her investigation, the author presents and describes a system of methodological approaches and principles, on which the design of the process of pedagogical creativity of teachers of preschool educational organizations is based. Conceptualizing the idea of development of pedagogical creativity of teachers of preschool educational institutions, the author considers the holistic development of the individuality of the student as a subject of vital and creativity. While considering the structural components of pedagogical creativity of teachers of preschool education institutions the author shows the relationship between them, based on the regularities of the systemic and student-oriented approaches.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса развития педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации в системе непрерывного образования»

УДК 373.211.24 :37.018.46 ББК Ч410.4+Ч440.9

ГСНТИ 14.35.07

Код ВАК 13.00.02

Колесникова Гульнара Григорьевна,

аспирант, кафедра общей педагогики, Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»; 155908, Ивановская область, г. Шуя, ул. Кооперативная, д. 24; e-mail: mag-d@rambler.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: моделирование; творчество; педагогическое творчество воспитателя; структурно-функциональная модель развития педагогического творчества воспитателя; методологические подходы; структурные компоненты педагогического творчества воспитателя; педагогические условия.

АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрены сущность, структура и дефиниции понятия «педагогическое творчество». Особое внимание автор уделяет особенностям моделирования процесса развития педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации, характеризует основные компоненты разработанной им структурно-функциональной модели. В контексте своего исследования он представляет и описывает систему методологических подходов и принципов, лежащих в основе проектирования процесса развития педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации. Концептуализируя идею развития педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации, автор рассматривает целостное развитие личности обучающегося как субъекта жизнетворчества. При рассмотрении структурных компонентов педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации автор показывает взаимосвязь между ними, опираясь на закономерности системного и личностно-деятельностного подходов.

Kolesnikova Gul'nara Grigor'evna,

Post-graduate Student of Department of General Pedagogy, Shuya Branch of Ivanovo State University, Shuya, Russia.

MODELING THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL CREATIVITY OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN CONTINUING EDUCATION

KEYWORDS: modeling; creation; pedagogical creativity of a preschool teacher; structural-functional model of development of pedagogical creativity of a preschool teacher; methodological approaches; structural components of pedagogical creativity of a preschool teacher; pedagogical conditions.

ABSTRACT. The article dwells on the essence, structure and definition of the concept of «pedagogical creativity of teachers of preschool education institutions». Particular attention is paid to the peculiarities of modeling of pedagogical creativity of preschool teachers; the author describes the basic components of the developed structural and functional model. In the context of her investigation, the author presents and describes a system of methodological approaches and principles, on which the design of the process of pedagogical creativity of teachers of preschool educational organizations is based. Conceptualizing the idea of development of pedagogical creativity of teachers of preschool educational institutions, the author considers the holistic development of the individuality of the student as a subject of vital and creativity. While considering the structural components of pedagogical creativity of teachers of preschool education institutions the author shows the relationship between them, based on the regularities of the systemic and student-oriented approaches.

Вт

!

> теории познания одной из главных ) категорий является моделирование. В педагогическом энциклопедическом словаре моделирование определяется следующим образом: 1) метод исследования объектов на их моделях - аналогов определенного фрагмента природной или социальной реальности; 2) построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (органических и неорганических систем, инженерных устройств, разнообразных процессов - физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов [8, с. 146].

В современной педагогической науке под моделью понимается упрощенный иде-

альный или знаковый образ объекта, который используется как заместитель, в том числе и обучения [1]. Модель может также выступать как координатно-матричный каркас определенного процесса, явления, объекта [12]. Специфика и смысл результатов такого моделирования заключаются в том, что они отображают явление или объект в целостной форме, необходимой для оперирования элементами (анализа и синтеза) данного отображения.

В настоящее время в образовании широко используется моделирование при изучении проблем формирования профессионального мастерства специалиста, поэтому создаются модели учебно-профессиональ-

© Колесникова Г. Г., 2016

ной деятельности, а также модели профессионального совершенствования.

В ходе нашего исследования проектировалась модель развития педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации в системе непрерывного образования.

На наш взгляд, необходимым условием для моделирования процесса развития педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации в системе непрерывного образования является определение методологических основ данного процесса.

В ряде исследований показано, что педагогическое творчество охватывает все стороны педагогической деятельности: планирование, организацию, осуществление и анализ результатов [2; 11]. Педагогическое творчество предполагает внутреннюю свободу личности и реализуется через создание психолого-педагогических условий, предоставляющих каждому учителю, воспитателю возможность для субъективного (открытие для себя новых знаний) и объективного (создание нового продукта деятельности) творчества. Такое творчество ориентировано на организацию успешной жизнедеятельности воспитанников, способствует их творческому самовыражению в различных видах деятельности [7].

Следует отметить, что в процессе педагогического творчества воспитатель демонстрирует высокий уровень развития педагогических способностей, среди которых на первое место выходят перцептивные способности (профессиональная зоркость, эм-патия, педагогическая интуиция), суггестивные способности (способности к внушению, волевому влиянию на воспитанника), эмоциональная устойчивость, умение владеть собой, коммуникативные способности, оптимистическое прогнозирование, креативные способности.

Раскрывая сущность педагогического творчества как вида профессиональной деятельности, можно обозначить ряд основных признаков, характеризующих уровень развития творчества воспитателя дошкольной образовательной организации. К названным признакам большинство исследователей, занимающихся проблемой педагогического творчества, относят владение приемами научного анализа и синтеза, умение внедрять науку в практику, видение основополагающих идей внедрения, способность разрабатывать научно-практические методики (инструментарий) внедрения, способность видеть в опыте других педагогов идеи, руководствуясь которыми они успешно продвигаются к вершинам профессионализма, умение использовать опыт

других педагогов применительно к условиям собственной деятельности, способность прогнозировать и экстраполировать продуктивную педагогическую деятельность, создавать педагогические инновации, технологии, прогнозирование оптимальных в деятельности результатов средствами прозорливого движения в неизвестное («скачок в неизвестное»), умение корректировать, реконструировать собственную деятельность в связи с изменяющимися социальными и региональными условиями, способность создавать в своем сознании оптимистический образ результата и достигать максимально адекватный ему на практике, проявление гибкости в педагогическом труде - умение принимать оптимальные решения в конкретных ситуациях, выход за пределы образовавшейся системы знаний (рассмотрение явления с новых сторон, восстановить связи между явлениями, видеть общие признаки между отдельными фактами и т. д.), умение сопротивляться педагогическому консерватизму, преодолевать неоправданные или вредные стереотипы в образовании, умение переносить знания в различные педагогические ситуации и условия, способность развивать в ученике стремление к инновационной продуктивности в деятельности [2; 4; 5; 9].

Таким образом, педагогическое творчество - это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога. Педагогическое творчество в контексте непрерывного образования может выступать в качестве ресурса преодоления психологических барьеров в процессе профессионального развития личности воспитателя, стать основой построения воспитателем своей индивидуальной образовательной траектории, которая может быть как индивидуально личностно ориентированной, так и социально-личностной или профессионально-личностной [3; 10].

Педагогическое творчество воспитателя дошкольной образовательной организации рассматривается нами как интегративная профессионально-личностная характеристика, включающая ценностно-мотивацион-ную установку на готовность к избранной профессии и проявляющаяся в реализации ряда важных индивидуально-личностных качеств воспитателя: ценностное отношение к детям, любовь к детям, педагогическая интуиция, стремление к активной творческой деятельности в работе с детьми, углубленное знание дошкольной педагогики и психологии, владение коммуникативными навыками, педагогический такт, педагогическая эмпатия, способность к проблематизации, стремление к инновациям, целенаправлен-

ное использование педагогических средств, способствующих когнитивному и личностному развитию детей [6].

В контексте нашего исследования была выявлена структура педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации, которая представлена рядом компонентов: ценностно-мотивацион-ным, когнитивным, креативным, коммуникативным, эмоционально-экспрессивным.

Ценностно-мотивационный компонент направлен на ценностное отношение к детям, понимание ценности избранной профессии, значения педагогического творчества для эффективной педагогической деятельности, формирование ценностно-мировоззренческих индивидуальных установок [4].

Когнитивный компонент включает систему знаний по педагогике и психологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Креативный компонент ориентирован на умение целенаправленно использовать оригинальные педагогические средства в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Коммуникативный компонент предполагает владение компетенциями, связанными с организацией общения с детьми и их родителями, конструированием разнообразных коммуникативных ситуаций.

Эмоционально-экспрессивный компонент направлен на проявление эмпатии, педагогического такта, толерантности по отношению к ребенку, умение владеть собой в конфликтных ситуациях.

Основываясь на обозначенных структурных компонентах, при разработке структурно-функциональной модели развития педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организаци-ии (ДОО) в системе непрерывного образования мы осуществляли опору на следующие методологические подходы:

- системный подход, позволяющий рассмотреть процесс совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОО в системе развития общих профессиональных знаний, умений, общей и педагогической культуры воспитателя. С точки зрения системного подхода, педагогическое творчество представляет собой совокупность структурных и функциональных компонентов. Эти компоненты существуют во взаимосвязи друг с другом и отражают сущность педагогического творчества, которое является целостным, многомерным явлением;

- деятельностный подход, который позволяет воплотить принцип системности на практике и предусматривает реализацию

форм и эвристических методов, обеспечивающих успешное развитие педагогического творчества воспитателя ДОО в системе непрерывного образования;

- компетентностный подход, который предполагает ориентацию воспитателя на освоение умений и обобщенных способов деятельности, лежащих в основе развития педагогического творчества;

- личностно ориентированный подход, представляющий собой методологическую ориентацию в педагогической деятельности воспитателя, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности;

- интегративный подход, который определяется как реальное воплощение ин-тегративного принципа в профессиональной деятельности воспитателя - совокупность задач, содержания, форм, методов, приемов, средств, оказывающих влияние на развитие педагогического творчества воспитателя. Данный подход предполагает комплексное, системное использование методологических средств познания - аксиологического, деятельностного, личностного, инструментального и др., отображающих в своем единстве многоаспектное видение профессиональной деятельности воспитателя и особенностей его педагогического творчества;

- культурологический подход, который предполагает рассмотрение феномена культуры в качестве стержневого в понимании и объяснении человека, его сознания и жизнедеятельности. Данный подход позволяет трактовать педагогическое творчество воспитателя как процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе, участия в диалоге культур, при котором происходит индивидуально-личностная актуализация заложенных в ней смыслов. В этом контексте культурологический подход является принципиальной гуманистической позицией, признающей воспитателя субъектом культуры, ее главным действующим лицом;

- коммуникативный подход, который направлен на осмысление форм, содержания и развития общественной коммуникации, выступающей в роли одного из главных факторов социальной эволюции и педагогического творчества воспитателя. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении - «учиться общению общаясь». Это касается специфики структуры педагогического общения в образовательной деятельности ДОО, условий создания коммуникативной обстановки, особен-

ностей речи воспитателя и др., умения менять коммуникативную задачу в соответствии с контекстом деятельности (способность к переносу в аналогичную речевую ситуацию и в новую ситуацию общения).

Актуализация взаимосвязи всех обозначенных нами подходов, по нашему мнению, - это процесс и результат конструктивного взаимодействия субъектов образовательной деятельности дошкольной образовательной организации по созданию нового продуктивного знания. Конструктивное взаимодействие основано на высокоразвитой способности воспитателя моделировать и употреблять средства, внешние по преимуществу, но адекватные содержанию современного педагогического образования.

В ходе реализации структурно-функциональной модели развития педагогического творчества воспитателя ДОО в системе непрерывного образования мы основывались на следующих принципах:

- индивидуализации (учет индивидуальных особенностей воспитателя ДОО, реализация инициативной авторской позиции воспитателя);

- дифференциации (уровень самостоятельности, субъективности воспитателей определяется степенью их инициативы);

- педагогической целесообразности (учет воспитателем собственных ресурсов, видение вариантов, осуществление своего выбора с учетом педагогических возможностей, психологических особенностей детей, анализ уникального опыта воспитателя его коллегами);

- творческого коллективного взаимодействия (развитие индивидуальных особенностей воспитателя и детей, способность к рефлексии);

- моделирования (моделирование реальных профессиональных ситуаций).

Разработанная нами структурно-функциональная модель развития педагогического творчества воспитателя ДОО в системе непрерывного образования интегрирует три компонента: методологический, содержательно-процессуальный и контрольно-рефлексивный. Методологический компонент представлен рассмотренными методологическими подходами; содержательно-процессуальный компонент характеризует реализацию творческих форм и методов

(проблемный семинар, тренинги, творческие проекты, ролевые игры, творческие конкурсы); контрольно-рефлексивный компонент отражает характеристику уровней развития педагогического творчества воспитателей ДОО (рис. 1). В рамках данной модели реализуются устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации, тем самым обуславливающие движение, развитие, совершенствование педагогической системы и, вследствие этого, ее устойчивость. По структуре разработанная модель является функциональной, предполагая глубокий анализ профессиональных задач, которые воспитатель должен решать при реализации своих функциональных обязанностей. В связи с этим мы предлагаем осуществлять развитие педагогического творчества воспитателей дошкольных образовательных организаций на основе структурно-функциональной модели, состоящей из взаимосвязанных структурных блоков и позволяющей обеспечить возможность более четкого представления целенаправленного процесса развития профессиональных качеств воспитателя, способствующих профессиональному развитию.

Успешность реализации развития педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации определяется комплексом педагогический условий, среди которых следующие: 1) цен-ностно-мотивационная установка воспитателя ДОО на готовность к избранной профессии; 2) создание игрового воспитательного пространства с учетом возрастных особенностей детей; 3) создание предметно-развивающей среды ДОО; 4) ориентация воспитателя на сотрудничество с родителями в процессе развития творческих способностей детей; 5) создание положительной эмоциональной сферы при общении с детьми; 6) организация постоянно действующих научно-методических семинаров, способствующих проявлению у воспитателей творческой активности. Обозначенные условия обеспечивают целостное развитие личности воспитателя дошкольной образовательной организации по индивидуальной траектории как субъекта жизнетворчества.

Рис. 1. Структурно-функциональная модель развития педагогического творчества воспитателя ДОО в системе непрерывного образования

ЛИТЕРАТУРА

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М. : ИКАР, 2009.

2. Андреев В. И. Педагогика : учеб. курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

3. Жуков Г. Н. Разработка и практическая реализация системы непрерывного профессионально-педагогического образования // Образование и наука. 2013. № 4 (103). С. 58-76.

4. Жукова Е. Д. Сущность гуманитарной культуры личности // Образование и наука. 2014. № 8(117). С. 92-105.

5. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М. : Педагогика, 1990.

6. Колесникова Г. Г., Волкова Т. Н. Совершенствование педагогического творчества воспитателей дошкольных образовательных учреждений в рамках проблемного семинара// Вестник Владимирского гос. гум. ун-та. Педагогические и психологические науки. 2011. Вып. 11 (30). С. 422-427.

7. Огоновская А. С. Образовательно-событийная среда как средство развития личности // Образование и наука. 2013. № 3(102). С. 37-46.

8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М. : Большая Рос. энциклопедия, 2003.

9. Педагогическое творчество и мастерство : хрестоматия / сост. Н. В. Гузий. М. : ИЗМН, 2000.

10. Сыманюк Э. Э., Девяткина И. В. Непрерывное образование как ресурс преодоления психологических барьеров в процессе профессионального развития личности // Образование и наука. 2015. № 1(120). С. 80-92.

11. Харламов И. Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве // Педагогика. 1992. № 7. С. 7-8.

12. Штейнберг В. Э., Вахидова Л. В., Давлетов О. Б. Дидактическое моделирование: дидактическая многомерная технология и персонифицированная информационно-образовательная среда // Образование и наука. 2014. № 4 (113). С. 69-90.

REFERENCES

1. Azimov E. G., Shchukin A. N. Novyy slovar' metodicheskikh terminov i ponyatiy. M. : IKAR, 2009.

2. Andreev V. I. Pedagogika : ucheb. kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan': Tsentr innovatsion-nykh tekhnologiy, 2000.

3. Zhukov G. N. Razrabotka i prakticheskaya realizatsiya sistemy nepreryvnogo professional'no-pe-da-gogicheskogo obrazovaniya // Obrazovanie i nauka. 2013. № 4 (103). S. 58-76.

4. Zhukova E. D. Sushchnost' gumanitarnoy kul'tury lichnosti // Obrazovanie i nauka. 2014. № 8(117). S. 92-105.

5. Kan-Kalik V. A., Nikandrov N. D. Pedagogicheskoe tvorchestvo. M. : Pedagogika, 1990.

6. Kolesnikova G. G., Volkova T. N. Sovershenstvovanie pedagogicheskogo tvorchestva vospitateley dosh-kol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy v ramkakh problemnogo seminara// Vestnik Vladimirskogo gos. gum. un-ta. Pedagogicheskie i psikhologicheskie nauki. 2011. Vyp. 11 (30). S. 422-427.

7. Ogonovskaya A. S. Obrazovatel'no-sobytiynaya sreda kak sredstvo razvitiya lichnosti // Obrazovanie i nauka. 2013. № 3(102). S. 37-46.

8. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' / gl. red. B. M. Bim-Bad. M. : Bol'shaya Ros. entsiklopediya, 2003.

9. Pedagogicheskoe tvorchestvo i masterstvo : khrestomatiya / sost. N. V. Guziy. M. : IZMN, 2000.

10. Symanyuk E. E., Devyatkina I. V. Nepreryvnoe obrazovanie kak resurs preodoleniya psikhologicheskikh bar'erov v protsesse professional'nogo razvitiya lichnosti // Obrazovanie i nauka. 2015. № 1(120). S. 80-92.

11. Kharlamov I. F. O pedagogicheskom masterstve, tvorchestve i novatorstve // Pedagogika. 1992. № 7. S. 7-8.

12. Shteynberg V. E., Vakhidova L. V., Davletov O. B. Didakticheskoe modelirovanie: didakticheskaya mnogomernaya tekhnologiya i personifitsirovannaya informatsionno-obrazovatel'naya sreda // Obrazovanie i nauka. 2014. № 4 (113). S. 69-90.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. М. Ахмерова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.