УДК 373.211.24:378
ББК Ч410.4+Ч440 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.01
Колесникова Гульнара Григорьевна,
аспирант, кафедра общей педагогики, Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»;
155908, г. Шуя, ул. Кооперативная, д. 24, e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: творчество; педагогическое творчество воспитателя; структура педагогического творчества воспитателя; структурно-функциональная модель и принципы совершенствования педагогического творчества воспитателя; метод квалиметрии.
АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрены отдельные аспекты совершенствования педагогического мастерства воспитателя дошкольного образовательного учреждения в системе непрерывного образования, приведены дефиниции понятий «творчество», «творческие способности» и представлена их взаимосвязь со структурными компонентами педагогического творчества воспитателя. Особое внимание автор обращает на структуру педагогического творчества воспитателя и оценку творчества с помощью валидных, стандартизированных психодиагностических методик. Описана и обоснована система подходов и принципов, на которых основывается процесс совершенствования педагогического мастерства воспитателя дошкольного образовательного учреждения. На основе теоретического анализа литературы по проблеме исследования автор выявляет и характеризует теоретические и методологические предпосылки, которые могут выступить в качестве фундамента для разработки целостной системы совершенствования педагогического творчества воспитателя в условиях реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Автор характеризует структурно-функциональную модель совершенствования педагогического творчества воспитателя в системе непрерывного образования, педагогические условия, влияющие на результативность этого процесса, основные этапы педагогического эксперимента, приводит критерии и показатели, позволяющие выявить динамику уровня сформированности педагогического творчества воспитателей. В качестве самостоятельного направления в аспекте совершенствования педагогического творчества воспитателя рассмотрена проблема эффективного педагогического общения, показаны особенности оптимального педагогического общения, которые обеспечивают воспитание активной творческой личности, способной к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями.
Kolesnikova Gulnara Grigorievna,
Post-graduate Student, Department of General Pedagogy, Shuya Branch of Ivanovo State University, Shuya, Rusia.
FEATURES OF REALIZATION OF PEDAGOGICAL CREATIVITY OF A TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION
KEY WORDS: creativity; pedagogical creativity of a pre-school teacher; the structure of pedagogical creativity of a pre-school teacher; the structural-functional model and principles of development of pedagogical creativity of a teacher; the method of qualimetry.
ABSTRACT. The article deals with some aspects of improving pedagogical skills of a pre-school teacher in the system of continuous education. The concepts of«creativity», «creative skills» are defined; their relationship with the structural components of the pedagogical creativity a teacher is disclosed. Particular attention is drawn to the structure of pedagogical creativity of a teacher and the methods for its assessment using valid, standardized psycho-diagnostic methods. The system of approaches and principles, which forms the basis of the process of improving pedagogical skills of pre-school teacher, is described. Based on the theoretical analysis of the research works, the author reveals and describes the theoretical and methodological background, which can serve the foundation for the development of an integrated system of improvement of pedagogical creativity of a pre-school teacher according to the Federal state standard of preschool education. The author describes the structural-functional model of perfection of pedagogical creativity of a pre-school teacher in continuing education, as well as the pedagogical conditions that influence the effectiveness of this process. The article describes the main stages of the pedagogical experiment that was held to reveal the results of implementation of the model of pedagogical creativity perfection and indicators to reveal the dynamics of the level of formation of pedagogical creativity of teachers. The problem of effective pedagogical communication is viewed as an independent variant of improving the pedagogical creativity of a pre-school teacher. The peculiarities of a good pedagogical communication are revealed, which help to bring up a creative person capable of interaction with the environment in accordance with their individual characteristics and abilities.
ОЭ
»дной из ключевых идей модерни- психологических исследований (Л. И. Ан-з ации образования в нашей стране циферова, М. В. Борытко, Б. С. Гершунский, является идея его непрерывности, что Л. М. Митина и др.). В настоящее время ненашло отражение в ряде педагогических и прерывное образование рассматривается
© Колесникова Г. Г., 2016
учеными как процесс, продолжающийся всю жизнь, в котором большую роль играет интеграция индивидуальных и социальных характеристик личности и ее деятельности.
Социальный запрос, предъявляемый обществом и педагогической наукой к современному образованию, требует прежде всего создания оптимальных условий для воспитания активной творческой личности, способной к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими индивидуальными особенностями и возможностями (Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, Л. Б. Ермолаева).
В контексте обозначенного приоритета государственной политики России в сфере образования особую актуальность приобретает проблема совершенствования педагогического творчества воспитателя дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), становление его как творца, стоящего у истоков развития творчества ребенка.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования дает основание утверждать, что феномен творчества рассматривается с позиций различных подходов. В одних подходах к данной проблеме развиваются идеи Л. С. Выготского об интериоризации, присвоении культурно-исторического опыта (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. Н. Поддья-ков, Н. Е. Веракса, В. Т. Кудрявцев), в других - идеи креативности Дж. Гилфорда и Е. Торранса (В. С. Юркевич, А. М. Матюш-кин), в третьих - идеи творчества как нерационального, интуитивного продукта (Я. А. Пономарев).
В большинстве исследований (Л. С. Выготский, А. Е. Дудецкая, А. А. Мелик-Паша-ев, З. Н. Новлянская, Е. Л. Яковлева) творчество определяется как высшая форма психической активности индивида, результатом которой является создание чего-то нового, оригинального, неповторимого. В психологическом словаре творчество определяется как деятельность по созданию новых материальных и духовных ценностей. Такое понимание верно лишь с точки зрения «процессуального» подхода к творчеству, который скорее следовало бы назвать «результативным». В педагогическом аспекте, как подчеркивает А. А. Леонтьев, в творчестве главное - это осознание личностью себя как «нового открытия», как активного, преобразующего (в широком смысле) начала, как строителя мира, реализующего в процессе этого строительства свою личность и свои отдельные способности, знания и умения [3].
Основополагающим для нашего исследования является утверждение Л. С. Выготского о том, что «творчество всегда высту-
пает специфическим человеческим свойством, одновременно порожденным потребностями развивающейся культуры и формирующим саму культуру. Творческий акт и личность творца должны быть вплетены в единую коммуникативную сеть и осмысливаться в тесном взаимодействии» [2, с. 38].
Современная гуманистическая концепция образования исходит из того, что удовлетворение потребности в творчестве происходит лишь тогда, когда человек активен. Таким образом, определение сущности творчества неразрывно связано с пониманием деятельности и развитием творческих способностей.
Проблему творческих способностей личности исследовали отечественные и зарубежные ученые (Д. Б. Богоявленская, Д. И. Богоявленский, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн, Е. Торранс, В. Д. Шадриков и др.). Так, Д. И. Богоявленский в качестве специфического базового фактора творческого показателя личности рассматривает интеллектуальную активность. Автор отмечает, что интеллектуальная активность - личностное свойство, характеризующее целостность личности и отражающее процессуальное взаимодействие познавательных и мотивационных факторов в их единстве [4].
В контексте нашего исследования определяющую роль имеет вопрос о развитии эмоционального отношения личности к деятельности как важнейшего фактора развития творческих способностей.
В ряде исследований (В. И. Андреев, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) показано, что деятельность является основой развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств, активной жизненной позиции. С. Л. Рубинштейн определяет деятельность как обоюдный процесс влияния человека на окружающий мир и окружающего мира на человека. По мнению П. А. Флоренского, деятельность по самому существу ее рационализма непостижима, ибо деятельность есть творчество, т. е. прибавление к данности того, что еще не есть данность, и, следовательно, преодоление закона тождества [5]. Э. Г. Юдин считает, что в самом общем смысле деятельность можно представить как специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры [6].
Педагоги и психологи подчеркивают, что положительному отношению к деятельности способствует удовлетворение в данной деятельности тех или иных потребно-
стей: интеллектуальных (приобретение знаний, умений, навыков), коммуникативных (потребность содержательного общения с взрослыми и со сверстниками), потребности в самоутверждении, реализуемой при успешном осуществлении деятельности. Обозначенные потребности удовлетворяются в разнообразных видах творческой деятельности. В этой связи процесс совершенствования педагогического творчества воспитателя дошкольного образовательного учреждения следует рассматривать как важную цель и одновременно показатель успешности деятельности дошкольного образовательного учреждения, как непрерывный педагогический процесс.
В качестве самостоятельного направления в аспекте совершенствования педагогического творчества воспитателя выступает проблема эффективного педагогического общения (Я. Л. Коломинский, С. В. Кондратьева, А. А. Леонтьев, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан и др.).
На основе анализа психолого-педагогической литературы были выявлены особенности оптимального педагогического общения:
- по задачам - широкий спектр коммуникативных задач, открытая атмосфера для воспитанников, а не преобладание самодемонстрации педагога,
- по средствам - преимущественное использование организующих воздействий педагога (по сравнению с дисциплинирующими), преобладание косвенных воздействий над прямыми, опережающих над результативными, воздействий, основанных на положительном эмоциональном фоне, над воздействиями, имеющими негативную эмоциональную окраску, наличие обратной связи с воспитанником, чередование педагогом разных позиций в общении,
- по результату - раскрытие резервов личности, удовлетворенность всех участников общения, педагогический такт.
На наш взгляд, в аспекте педагогического творчества воспитателя оптимальным можно считать и «открытое» педагогическое общение, когда педагог стимулирует инициативу и самостоятельность детей. Характеристикой высокого уровня педагогического общения является коммуникативное творчество, которое состоит в поиске и нахождении педагогом новых задач и эффективных способов взаимодействия с детьми.
Значимым для нашего исследования является вопрос о педагогических умениях, необходимых для эффективного педагогического общения (Н. В. Кузьмина, В. А. Слас-тенин). Это приемы постановки широкого спектра коммуникативных задач, обеспечи-
вающих достижение высокого уровня общения. Именно поэтому основу педагогического творчества воспитателя и его профессиональной культуры должны составлять педагогический такт и педагогическая эмпатия.
В рамках реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования весьма актуальной является проблема подготовки педагога любящего, так как современным детям, особенно дошкольникам, недостает педагогической поддержки и любви. Проблема педагогики любви исследуется целым рядом ученых (Ш. А. Амо-нашвили, В. А. Казанцева, С. Ю. Савинова). Любовь педагога - это деятельное участие в жизни воспитанника с целью усиления его личностных возможностей, знание, понимание и принятие его уникальности и необходимости, открытие и реализация его ценностной перспективы. В связи с этим особенно важна для нас мысль авторов о том, что «педагогическая любовь как вид духовной любви и деятельности лежит в основе педагогического мастерства, она является выражением высокого профессионализма педагога в его общении с детьми» [1, с. 24].
Таким образом, в педагогической науке созданы серьезные теоретические и методологические предпосылки для разработки целостной системы совершенствования педагогического творчества воспитателя. Однако названная проблема недостаточно представлена в современных психологических и педагогических исследованиях.
В контексте нашего исследования мы определяем педагогическое творчество воспитателя дошкольного образовательного учреждения как интегративное личностное качество, включающее ценностно-мотива-ционную установку на готовность к избранной профессии и проявляющееся в реализации индивидуально-личностных качеств воспитателя: ценностное отношение к детям, любовь к детям, педагогическая интуиция, стремление к активной творческой деятельности в работе с детьми, знание педагогики и детской психологии, владение приемами и способами педагогического общения, педагогический такт, педагогическая эмпатия, способность к проблематиза-ции, творческое мышление, целенаправленное использование инновационных педагогических средств, способствующих развитию творческих способностей детей.
По нашему мнению, основу структуры педагогического творчества воспитателя дошкольного образовательного учреждения составляют ценностно-мотивационный, когнитивный, креативный, коммуникативный и эмоционально-экспрессивный компоненты.
Ценностно-мотивационный компонент направлен на ценностное отношение к детям, понимание ценности избранной профессии, значения педагогического творчества для эффективной педагогической деятельности; когнитивный компонент включает систему знаний по дошкольной педагогике и психологии; креативный компонент ориентирован на развитие умения целенаправленно использовать инновационные педагогические средства в процессе обучения и воспитания дошкольников; коммуникативный компонент предполагает владение компетенциями по организации общения с детьми и их родителями, логическому конструированию разнообразных коммуникативных ситуаций; эмоционально-экспрессивный компонент направлен на проявление способности к эмпатии, педагогический такт, толерантности по отношению к ребенку, умение владеть собой в конфликтных ситуациях.
В ходе исследования нами была разработана и апробирована в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения структурно-функциональная модель совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ в системе непрерывного образования. В процессе проектирования названной модели мы основывались на следующих методологических подходах:
- компетентностный подход, включающий развитие у воспитателя способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах педагогической деятельности на основе полученных знаний, использования социокультурного опыта, элементом которого является их собственный опыт;
- деятельностный подход, предусматривающий реализацию форм и эвристических методов, обеспечивающих успешное совершенствование педагогического творчества воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в процессе непрерывного образования;
- системный подход, позволяющий рассматривать процесс совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ в системе непрерывного образования во взаимосвязи развития психолого-педагогических знаний, умений, общей и педагогической культуры воспитателя. С точки зрения системного подхода, педагогическое творчество представляет собой совокупность структурных и функциональных компонентов. Эти компоненты существуют во взаимосвязи друг с другом и отражают сущность педагогического творчества, которое является целостным явлением;
- личностно ориентированный подход, рассматривающий личность как субъект деятельности, учитывающий индивидуально-личностные качества воспитателя и воспитанников;
- культурологический подход, предполагающий постижение культуры и искусства участниками образовательной деятельности;
- коммуникативный подход, предусматривающий высокий уровень речевой культуры личности, умение решать разнообразные коммуникативные задачи, владение спецификой педагогического общения.
Реализация структурно-функциональной модели осуществлялась с использованием ряда дидактических принципов:
- идивидуализации (учет индивидуальных особенностей воспитателя ДОУ, реализация инициативной авторской позиции воспитателя);
- дифференциации (уровень самостоятельности, субъективности воспитателя определяется степенью его инициативы);
- педагогической целесообразности (учет воспитателем собственных ресурсов, видение вариантов, осуществление своего выбора с учетом педагогических возможностей, психологических особенностей детей, анализ инновационного опыта воспитателя его коллегами);
- творческого коллективного взаимодействия (индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности педагога и детей, способность к рефлексии);
- моделирования (моделирование реальных педагогических ситуаций).
Для доказательства эффективности разработанной нами структурно-функциональной модели совершенствования педагогического творчества воспитателя дошкольного образовательного учреждения в системе непрерывного образования был организован педагогический эксперимент, который проходил на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений «Детский сад № 24», «Детский сад № 36», «Детский сад № 43» г. Коврова. Педагогический эксперимент осуществлялся в три логически взаимосвязанных этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Задачами констатирующего этапа педагогического эксперимента являлись определение исходного уровня сформиро-ванности педагогического творчества у воспитателей ДОУ, сформированности индивидуально-личностных качеств воспитателя ДОУ, понимания воспитателями сущности педагогического творчества, наличие у воспитателей мотивации к творчеству, опреде-
ление степени выраженности направленности воспитателей на педагогическую деятельность, изучение отношения воспитателей к детям.
Для диагностики уровня сформиро-ванности педагогического творчества воспитателей были определены следующие критерии: мотивационно-ценностный (положительная мотивация педагогической деятельности, понимание ценности профессии, ценностное отношение к детям), когнитивный (знания в области дошкольной педагогики и психологии), коммуникативный (умение использовать знания по дошкольной педагогике и психологии в конкретных ситуациях, методическая целесообразность применения различных форм работы с детьми, владение различными способами педагогического общения), личностный (степень педагогической зрелости, стремление к самореализации, проявлению творческих способностей, использование в работе с детьми разнообразных творческих форм, профессионально-личностная рефлексия, стремление к личностному росту, овладение педагогическим мастерством).
В зависимости от степени выраженности обозначенных критериев нами выделены низкий, средний, высокий уровни сфор-мированности педагогического творчества воспитателя дошкольного образовательного учреждения, каждому из которых дана количественная и качественная характеристика.
Низкий уровень - отсутствие мотивации на педагогическую профессию, интереса к пониманию педагогического творчества, низкий уровень знаний в области дошкольной педагогики и психологии, о методах и формах педагогической деятельности, стремление к традиционной форме проведения занятий с дошкольниками, равнодушие к детям, отсутствие интереса к новой научно-методической литературе, наличие затруднений в самооценке, безынициативность.
Средний уровень - воспитатель проявляет интерес к совершенствованию уровня знаний в области дошкольной педагогики и психологии, имеет общее представление о сущности педагогического творчества, к детям не всегда проявляет любовь, чувствует потребность в творческой педагогической деятельности, но испытывает трудности в своих творческих поисках и нуждается в помощи, эпизодически проявляет инициативу и активность в подготовке творческих проектов, иногда проявляет интерес к новой научно-методической литературе, владеет отдельными приемами творческого проектирования занятий с дошкольниками,
редко рефлексирует, иногда проявляет интерес к инновационному опыту коллег.
Высокий уровень - наличие у воспитателя ценностно-мотивационной установки на педагогическую профессию, ярко выраженной любви к детям, отношения к ним как главной ценности, внутренней потребности в совершенствовании педагогического творчества, активность и инициативность при проведении занятий с дошкольниками, стремление к владению большим объемом знаний по дошкольной педагогике и психологии, большой интерес к новой научно-методической литературе, владение различными способами педагогического общения, инновационными образовательными технологиями, желание изучать инновационный опыт коллег, высокий уровень профессионально-личностной рефлексии.
Для определения исходного уровня сформированности педагогического творчества воспитателям был предложен ряд психодиагностических методик: тест-опросник МУН А. А. Реана (мотивация успеха и боязни неудач), тест «Направленность на педагогическую деятельность» (Е. П. Ильин и Н. А. Курдюмова), анкета «Индивидуально-личностные качества педагога» (Г. Е. Муравьева и В. В. Моругина), методика «Карта педагогической оценки и самооценки творческих способностей личности» (В. И. Андреев).
Анализ результатов констатирующего этапа педагогического эксперимента осуществлялся по методу квалиметрии, предполагающему перевод качественных показателей в количественные и подсчет результатов в баллах. Полученные результаты показали, что большинство воспитателей (66%), имеют средний уровень сформированное™ педагогического творчества, 19% -низкий уровень и только 15% - высокий уровень. Это обусловило необходимость поиска путей совершенствования педагогического творчества воспитателей ДОУ в системе непрерывного образования.
Следует отметить, что в структуре личности педагога особая роль принадлежит педагогической направленности, так как в ней сосредоточены основные свойства личности успешного педагога. Для выявления степени выраженности направленности на педагогическую деятельность воспитателей ДОУ нами был использован тест «Направленность на педагогическую деятельность». В ходе исследования воспитателям был дан ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно было выбрать один. Результаты анализа ответов воспитателей показали, что в репрезентативной выборке высокий уровень педагогической направленности имеют 27% воспитателей, средний - 50% и низкий - 23%.
В процессе констатирующего этапа педагогического эксперимента мы выявили уровень сформированности индивидуально-личностных качеств воспитателей ДОУ по методике, разработанной Г. Е. Муравьевой и В. В. Моругиной. Воспитателям была предложена анкета с перечнем индивидуально-личностных качеств. В ходе исследования были получены следующие результаты: стремление к творчеству демонстрируют 34% воспитателей, любовь к детям - 74%, доброжелательность - 47%, тактичность - 25%, чуткость - 32%, ответственность - 43% трудолюбие - 56%, коммуникативность - 36%, толерантность -18%, внимательность - 51%, отзывчивость -23%. Результаты констатирующего эксперимента показали низкий уровень сформи-рованности педагогического творчества воспитателей ДОУ, что стало основанием для организации специальной работы по совершенствованию педагогического творчества воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы была реализована программа совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ. Основой названной программы явился системный подход, который позволил рассматривать данный процесс как целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов. В процессе реализации разработанной нами программы применялся комплекс традиционных и инновационных форм и методов обучения: лекции, семинары, тренинги, деловые игры, дискуссионный аквариум, информационный лабиринт, кейс-стади, — содержание которых соответствовало возрастным особенностям дошкольников.
Результативность процесса совершенствования педагогического творчества воспитателей ДОУ обеспечивалась применением активных форм и методов работы (метод мозгового штурма, исследовательский метод, творческие конкурсы, творческие проекты, мастер-классы и др.). При этом педагогическое мастерство воспитателя оценивалось по результатам совместной работы в
ходе дискуссии, вероятного анализа и реальных проб моделирования творческих ситуаций.
Контрольный этап педагогического эксперимента предполагал диагностику уровня сформированности педагогического творчества воспитателей ДОУ по ранее выявленным критериям и показателям. Сравнение результатов констатирующего и формирующего этапов с использованием ^критерия Стьюдента показало статистически значимые различия по показателям и уровням сформированности педагогического творчества воспитателя в контрольной и экспериментальной группах.
Успешное функционирование разработанной нами структурно-функциональной модели в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения стало возможным при реализации ряда основополагающих педагогических условий: ценностно-мотивационная установка воспитателя ДОУ на готовность к избранной профессии, создание игрового воспитательного пространства с учетом возрастных особенностей детей, создание предметно-развивающей среды ДОУ, ориентация воспитателя на сотрудничество с родителями в процессе развития творческих способностей детей, создание положительного эмоционального фона при общении с детьми, организация для воспитателей постоянно действующих научно-методических семинаров, способствующих проявлению творческой активности.
Структурно-функциональная модель и программа совершенствования педагогического творчества воспитателя ДОУ, выявленные педагогические условия совершенствования педагогического творчества воспитателей ДОУ оказали влияние на его эффективность, что подтверждается результатами эмпирического исследования: 68% воспитателей ДОУ экспериментальной группы демонстрируют высокий уровень сформированности педагогического творчества, 24% - воспитателей средний уровень и 8% воспитателей - низкий уровень.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев В. И. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития. Казань : Центр инновационных технологий, 2012.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 1991.
3. Леонтьев А. А. «Научите человека фантазии...» (творчество и развивающее образование) // Вопросы психологии. 1998. №5. С. 82-85.
4. Менчинская Н. А., Богоявленский Д. И. Психология усвоения знаний учащимися в школе. М. : АПН РСФСР, 1958.
5. Флоренский П. А. Анализ пространственности (и времени) в художественно-изобразительных произведениях искусства // Флоренский П. А. Исследования по теории искусства. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии.иЯЬ: http: //coollib.com.
6. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М. : Эдиториал УРСС, 1997.
REFERENCES
1. Andreev V. I. Pedagogicheskaya etika: innovatsionnyy kurs dlya nravstvennogo samorazvitiya. Kazan' : Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy, 2012.
2. Vygotskiy L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. M. : Prosveshchenie, 1991.
3. Leont'ev A. A. «Nauchite cheloveka fantazii...» (tvorchestvo i razvivayushchee obrazovanie) // Voprosy psikhologii. 1998. №5. S. 82-85.
4. Menchinskaya N. A., Bogoyavlenskiy D. I. Psikhologiya usvoeniya znaniy ucha-shchimisya v shkole. M. : APN RSFSR, 1958.
5. Florenskiy P. A. Analiz prostranstvennosti (i vremeni) v khudozhestvenno-izobrazitel'nykh proizvedeni-yakh iskusstva // Florenskiy P. A. Issledovaniya po teorii iskusstva. Stat'i i issledovaniya po istorii i filosofii is-kusstva i arkheologii.URL: http://coollib.com.
6. Yudin E. G. Metodologiya nauki. Sistemnost'. Deyatel'nost'. M. : Editorial URSS, 1997.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. М. Ахмерова.