Научная статья на тему 'Развитие педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации в профессиональной деятельности'

Развитие педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
875
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / THE PEDAGOGICAL CREATIVITY OF THE TEACHER / PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Гульнара Григорьевна, Сахарова Валентина Ивановна

Введение. В статье рассматривается проблема развития педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации (ДОО) в профессиональной деятельности и раскрываются сущностные аспекты работы по его развитию. Методология. Методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения теории и практики профессионального образования; идеи гуманистической философии о личности, стремящейся к самореализации и саморазвитию во взаимодействии с другими людьми; положения о сущности культурологического, системного, личностно ориентированного и деятельностного подходов, позволившие определить критерии и показатели, уровни развития педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации в профессиональной деятельности. Исследование проводилось на основе теоретических и эмпирических методов. Результаты. Актуализированы знания педагогов о теоретических и научно-методических аспектах развития педагогического творчества. Представлены результаты констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента. Заключение. Авторы приходят к выводу, что творческую личность может воспитать только творчески работающий педагог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Гульнара Григорьевна, Сахарова Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL CREATIVITY OF THE TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES

Introduction. The article deals with the problem of the development of pedagogical creativity of the preschool educational organization (PEO) in professional activity. The article reveals the essential aspects of the work on the development of pedagogical creativity of the teacher of PEO in professional activity. Materials and Methods. Methodological basis of research were the fundamental provisions of the theory and practice of vocational education; ideas of the humanistic philosophy of the personality, striving for self-realization and self-development in interaction with other people; provisions about the nature of cultural, systematic, personality-oriented and activity approaches, which allowed us to determine criteria and indicators, the levels of development of pedagogical creativity of the teacher of preschool educational organizations in their professional activities. The study was conducted on the basis of theoretical and empirical methods. Results. The knowledge of teachers about theoretical and scientific-methodical aspects of development of pedagogical creativity is actualized. The results of ascertaining and forming stages of pedagogical experiment are presented. Conclusions. The authors come to the conclusion that a creative person can be brought up only by a creatively working teacher.

Текст научной работы на тему «Развитие педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации в профессиональной деятельности»

References

1. Badmaeva N. Ts. Influence of the motivational factor on the development of mental abilities [Vlijanie motivacionnogo faktora na razvitie umstvennyh sposobnostej]. Ulan-Ude: Publishing house of East Siberia State University of Technology and Management, 2004. 280 p. (In Russian).

2. Bakshayeva N. A., Verbitsky A. A. Psychology of students' motivation [Psihologija motivacii studentov]. Moscow: Logos, 2006. 184 p. (In Russian).

3. Delgas I. A. Development of professional motivation of pedagogical college students in the context of competence approach [Formirovanie professional'noj motivacii u studentov pedagogicheskogo kolledzha v kontekste kompetentnostnogo podhoda] : dissertation ... candidate of pedagogical sciences. Perm, 2007. 210 p. (In Russian).

4. Ermakov D. S. Professional self-determination and professional orientation of schoolchildren: historical and pedagogical aspects, modern view [Professional'noe samoopredelenie i professional'naja orientacija shkol'nikov: istoriko-pedagogicheskie aspekty, sovremennyj vzgljad]. Professional education in Russia and abroad [Professionalnoye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom]. 2017. № 3 (27). P. 75-80. (In Russian).

5. Zeer E. F., Kormiltseva M. V., Symanyuk E. E. Self-determination of students in contemporary conflicting realities [Samoopredelenie uchashhejsja molodezhi v sovremennyh konfliktujushhih real'nostjah]. Moscow: Publishing house of MPSU, 2015. 100 p. (In Russian).

6. Zeer E. F. Psychology of professions [Psihologija professij]. Moscow: Academic Project, 2005. 336 p. (In Russian).

7. Klimov E. A. Psychology of professional self-determination [Psihologija professional'nogo samoopredelenija]. Moscow: Academy, 2004. 304 p. (In Russian).

8. Novikov A. M. Development of domestic education. Polemic reflections [Razvitie otechestvennogo obrazovanija. Polemicheskie razmyshlenija]. Moscow: Egves, 2005. 176 p. (In Russian).

9. Pryazhnikov N. S., Pryazhnikova E. Yu. Psychology of work [Psihologija truda]. Moscow: Academy, 2007. 384 p. (In Russian).

10. Rean A. A. Psychology of personality study [Psihologija izuchenija lichnosti]. Saint Petersburg: Publishing house of Mikhailov V. A., 1999. 288 p. (In Russian).

11. Matveeva D. A. The role of general subjects in the professional training of secondary specialized educational institution students [Rol' predmetov obshheobrazovatel'nogo cikla v professional'noj podgotovke studentov ssuzov]. Secondary professional education [Srednee professional'noe obrazovanie]. 2007. № 12. Available at: http://www.portalspo.ru/journal/images/ Journals/2007/200712/12'2007%20v.3.htm#_Toc182979318 (accessed 19.12.2017). (In Russian).

12. Smirnov I. P. System of professional guidance: to change or to develop? [Sistema professional'noj orientacii: menjat' ili razvivat'?]. Professional education in Russia and abroad [Professional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom]. 2017. № 1 (25). P. 18-21. (In Russian).

13. Solnyshkina S. V. Motivation development as a condition for educability increasing in the secondary professional education system [Razvitie motivacii kak uslovie povyshenija obuchaemosti v sisteme srednego professional'nogo obrazovanija] : dissertation ... candidate of psychological sciences. Stavropol, 2003. 244 p. (In Russian).

14. Sorokina N. V. Development of professional self-determination motivation of secondary special educational institution students [Formirovanie motivacii professional'nogo samoopredelenija studentov srednih special'nyh uchebnyh zavedenij] : dissertation ... candidate of psychological sciences. Tula, 2004. 231 p. (In Russian).

15. Khasanova I. I., Kotova S. S. Problem of using innovative technologies in the professional self-determination of young people [Problema ispol'zovanija innovacionnyh tehnologij v professional'nom samoopredelenii molodezhi]. European journal of education and applied psychology. 2015. № 3. P. 19-23 (In Russian).

16. Yakunin V. A. Pedagogical psychology [Pedagogicheskaja psihologija]. Saint Petersburg: Publishing house of Mikhailov V.A., 1998. 639 p. (In Russian).

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ

дошкольной образовательной организации в профессиональной деятельности

THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL CREATIVITY OF THE TEACHER

of preschool educational organizations

IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES

Введение. В статье рассматривается проблема развития педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации (ДОО) в профессиональной деятельности и раскрываются сущностные аспекты работы по его развитию.

УДК/uDC 373.24

Г. Г. Колесникова, В. И. Сахарова

G. Kolesnikova, V. Sakharova

Методология. Методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения теории и практики профессионального образования; идеи гуманистической философии о личности, стремящейся к самореализации и саморазвитию во взаимодействии с другими людьми; положения о сущности культурологического, системного, личностно ориентированного и деятельностного подходов, позволившие определить критерии и показатели, уровни развития педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации в профессиональной деятельности. Исследование проводилось на основе теоретических и эмпирических методов.

Результаты. Актуализированы знания педагогов о теоретических и научно-методических аспектах развития педагогического творчества. Представлены результаты констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента.

Заключение. Авторы приходят к выводу, что творческую личность может воспитать только творчески работающий педагог

Introduction. The article deals with the problem of the development of pedagogical creativity of the preschool educational organization (PEO) in professional activity. The article reveals the essential aspects of the work on the development of pedagogical creativity of the teacher of PEO in professional activity.

Materials and Methods. Methodological basis of research were the fundamental provisions of the theory and practice of vocational education; ideas of the humanistic philosophy of the personality, striving for self-realization and self-development in interaction with other people; provisions about the nature of cultural, systematic, personality-oriented and activity approaches, which allowed us to determine criteria and indicators, the levels of development of pedagogical creativity of the teacher of preschool educational organizations in their professional activities. The study was conducted on the basis of theoretical and empirical methods.

Results. The knowledge of teachers about theoretical and scientific-methodical aspects of development of pedagogical creativity is actualized. The results of ascertaining and forming stages of pedagogical experiment are presented.

Conclusions. The authors come to the conclusion that a creative person can be brought up only by a creatively working teacher.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, педагогическое творчество воспитателя, профессиональная деятельность.

Keywords: preschool educational organization, the pedagogical creativity of the teacher, professional activities.

Введение

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. указано, что получение качественного образования является одной из важнейших ценностей граждан. Оно призвано обеспечить подготовку компетентного, мобильного и творческого работника.

На современном этапе развитие образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Актуализируются некоторые вопросы, связанные с развитием педагогического творчества воспитателя ДОО, предоставляющего возможность движения каждой личности в образовательном пространстве: рост интеллектуального и духовного потенциала общества; подготовка нового поколения педагогов, способных реализовать образовательные стандарты, внедрять новые образовательные технологии. Большинство исследователей (Л. И. Анцыферова [1], М. В. Борытко, Б. С. Гершунский [4], Э. Герр, Н. Гисберс, Н. Э. Касаткина [6], А. Маслоу [8], Л. М. Митина, А. В. Морозов, О. П. Морозова, А. М. Новиков, Э. Фромм, Т. М. Чурекова [15]), определяя сущностные характеристики образования, указывают, что, во-первых, оно является всеохватывающим по полноте; во-вторых, индивидуализированным по направленности, темпам и времени; в-третьих, предоставляет каждому человеку возможность реализации собственной программы его получения. В этой связи дошкольным образовательным организациям необходимы специалисты, обладающие не только нужными знаниями, но и самостоятельностью, творчеством, инициативой, стремлением к совершенствованию своей деятель-

ности в системе обучения и воспитания дошкольников. Именно поэтому требования, предъявляемые обществом и педагогической наукой к современному дошкольному образованию, включают прежде всего необходимость создания оптимальных условий для воспитания активной творческой личности, способной к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями.

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) подчеркивается, что воспитатель ДОО призван обеспечить развитие способностей ребенка, так как именно в раннем возрасте закладываются основные направления, по которым будет происходить развитие личности в дальнейшем [14]. В свете новой образовательной парадигмы деятельность воспитателя дошкольной образовательной организации способствует определению и дальнейшему развитию потенциальных возможностей ребенка.

В этом контексте особую актуальность приобретает развитие педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации, которое характеризуется субъектной позицией в межличностном пространстве социума, социальной направленностью.

На наш взгляд, развитие педагогического творчества воспитателя ДОО в его профессиональной деятельности актуален, так как дошкольное воспитание и образование являются фундаментом развития личности и оставляют отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Для того чтобы этот отпечаток дал положительный результат, необходима качественная подготовка специалистов дошкольного образования в условиях детского сада.

Проблема отношения педагогического творчества воспитателя ДОО к творческому саморазвитию, становления его как воспитателя-творца, стоящего у истоков развития творчества ребенка, является важной в педагогической науке.

Методология

Методологическую основу исследования составили фундаментальные положения теории и практики профессионального образования (Р. М. Асадуллин, С. Г Вершловский, М. И. Губанова, В. И. Загвязинский, Л. С. Зникина, Н. Э. Касаткина, В. В. Краевский, Л. М. Митина, О. П. Морозова,

A. М. Новиков [9], Т. С. Панина, Е. Л. Руднева, В. И. Сахарова [12], Т. М. Чурекова, Т. И. Шалавина и др.); философские идеи о творческом саморазвитии личности (Б. Г Ананьев, В. И. Андреев, Н. А. Бердяев, Г С. Гершунский и другие); идеи гуманистической философии о личности, стремящейся к самореализации и саморазвитию во взаимодействии с другими людьми (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.); положения о сущности культурологического подхода (В. Л. Бенин, Л. И. Божович, Е. В. Бондаревская [2], Г И. Гайсина,

B. В. Краевский, Л. М. Перминова, К. Роджерс и др.); идеи системного подхода (А. Г. Асмолов, И. В. Блауберг, М. С. Каган, В. П. Щенников, Э. Г Юдин и др.); личностно ориентированный подход (А. Г Асмолов, М. А. Викулина, И. А. Зимняя [5], В. В. Сериков, В. А. Сластенин, И. С. Якиманская и др.); концепция деятельностного подхода (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев [7], С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин [15] и др.), позволившие определить критерии и показатели, уровни развития педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации.

Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:

— теоретические: анализ научных трудов по проблеме исследования; синтез и обобщение данных, полученных в результате проведенного анализа научной, методической и психолого-педагогической литературы; теоретическое моделирование; анализ, синтез и сравнение результатов экспериментальной работы;

— эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, изучение педагогического опыта; опрос, беседа, анкетирование, тестирование, экспертная оценка; математическая обработка экспериментальных данных, их качественный анализ, графическая интерпретация.

Для решения проблемы исследования необходимо было провести анализ развития педагогического творчества воспитателей ДОО на современном этапе.

Результаты

Теоретический анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить ведущие тенденции подготовки воспитателей дошкольных образовательных организаций: ориентация

на целостное развитие обучаемых как активных субъектов образования; создание гибких саморазвивающихся моделей систем профессиональной подготовки, строящихся на принципах гуманизации; перенос акцента с обучающей деятельности на преобразовательную; реализация принципа инновационности, программно-методическое сопровождение образовательного процесса.

Ключевую роль в профессиональном становлении личности педагога играет творческая деятельность как фактор, как причина, как принцип, обеспечивающие развитие задатков и способностей человека. Она представляет собой активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленную цель. И. А. Зимняя полагает, что, формируясь в деятельности и общении с другими, личность сама начинает определять характер этой деятельности и общения [5].

В ФГОС дошкольного образования указывается, что основная цель деятельности воспитателя ДОО — воспитание детей дошкольного возраста, их обучение и развитие. Поэтому развитие педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации следует рассматривать как важную цель и одновременно показатель успешности методической работы дошкольной образовательной организации, как педагогический процесс.

Творчество в педагогической, как и во всякой другой деятельности, разнообразно. Оно проявляется в нестандартных подходах и решении проблем, в разработке новых форм, методов, средств, приемов и их оригинальных сочетаний; в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях; в умении видеть варианты решения одной и той же проблемы, в формулировке разнообразных оперативных целей; в умении трансформировать методические рекомендации, теоретические положения в конкретные педагогические действия.

На основании системного, культурологического, личностно ориентированного и деятельност-ного подходов определены педагогические условия развития педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации (учет специфики профессиональной деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации; организация постоянно действующего научно-методического семинара воспитателей по развитию педагогического творчества; научно-методическое обеспечение профессиональной деятельности воспитателя для развития творческих способностей воспитанников дошкольной образовательной организации), способствующие проявлению их творческой активности, общественной и личной ценности образования.

Эмпирическое исследование включало три логически взаимосвязанных этапа. На констатирующем этапе эксперимента изучали уровень развития педагогического творчества воспитателей дошкольных образовательных организаций. На формирующем — осуществляли апробацию педагогических условий развития педагогического творчества воспитателей дошкольной образовательной организации. На контрольном этапе проверяли влияние педагогических условий путем сравнения показателей, характеризующих уровни развития педагогического творчества воспитателей дошкольной образовательной организации с применением математической обработки данных.

Для определения исходного уровня развития педагогического творчества воспитателей ДОО мы использовали такие диагностические методики, как наблюдение, анкетирование, тестирование, шкалирование, тест-опросник МУН А. А. Реана (мотивация успеха и боязнь неудач), тест «Направленность на педагогическую деятельность» по методике, разработанной Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюмовой, анкету «Индивидуально-личностные качества педагога» Г Е. Муравьевой, методику В. И. Андреева «Карта педагогической оценки и самооценки творческих способностей личности», а также опросники и тесты, разработанные нами.

Результаты анкетирования показали, что 29 % воспитателей не стремятся к проявлению творчества в работе с детьми, относятся к детям доброжелательно; 38 % — стремятся к творчеству, но им не хватает знаний в этой области, они очень любят детей и стараются развивать их творческие способности; 18 % — не видят необходимости проявлять творчество в работе с младшими дошкольниками, 79 % — считают, что проявлять творчество нужно только в работе со старшими дошкольниками, чтобы развивать их творческие способности; лишь 12 % воспитателей смогли представить свои творческие проекты.

В результате констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что около половины воспитателей ДОО недостаточно четко представляют, в чем суть педагогического творчества. Вместе с тем воспитатели ДОО считают, что им необходима педагогически ориентированная подготовка для проведения занятий с дошкольниками на творческом уровне. С этой целью была разработана и реализована программа развития педагогического творчества для оказания им методиче-

ской поддержки, которая включала в себя ряд задач: актуализировать знания по данной тематике, использовать в своей работе активные и интерактивные методы и формы, способствовать развитию рефлексивных умений педагогов в рамках оценки своей профессиональной деятельности по развитию педагогического творчества.

Проводился научно-методический семинар. С учетом целей семинара в его содержание включались практические разработки таких тем, как «Творчество как важное индивидуально-личностное качество человека», «Особенности педагогического общения», «Эстетическое воспитание дошкольников и его роль в развитии детей», «Культура речевого общения личности», «Роль природы в развитии творческих способностей детей».

В ходе реализации программы воспитателям предлагались различные виды самостоятельной работы (организация творческих конкурсов, разработка развивающих игр для детей, организация инсценировок сказок и т. д.).

В рамках реализуемой нами программы развития педагогического творчества воспитателя мы применяли различные активные методы обучения, которые способствовали развитию их творческих способностей. Эти методы были использованы на семинарских занятиях по направлению «Педагогическая инноватика» и стали важным элементом реализации профессионально-методического модуля в рамках разработанной программы.

Особо значима в контексте нашего исследования профессиональная рефлексия, упорядоченная содержанием и обстоятельствами деятельности, которая ставит задачу формирования критически-рефлексивного стиля мышления. Саморефлексия учебно-профессиональной и исследовательской деятельности осуществлялась с воспитателями в активном режиме: групповые дискуссии, проблемные ситуации, деловые игры, круглые столы, творческие задания, работа в парах и т. д. На занятиях научно-методического семинара мы стремились придать дискуссионно-критический, аналитико-оценочный характер изучению традиционных и инновационных методик обучения и воспитания детей дошкольного возраста; создать заинтересованность у педагогов при освоении ими профессионально-инновационных решений для использования в работе с детьми; пополнять личные содержательно-методические копилки и фонды методическими материалами.

Проводимые творческие проекты, творческие конкурсы, мастер-классы, игровая деятельность, проведение занятий-экскурсий и т. д. оказались эффективными в процессе развития педагогического творчества воспитателей дошкольной образовательной организации.

Результаты формирующего этапа эксперимента показали эффективность, определенных нами педагогических условий развития педагогического творчества воспитателя ДОО, так как наблюдается положительная динамика уровней развития педагогического творчества воспитателей ДОО. На основании сравнения результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента нами получены данные, представленные на гистограмме (рис.).

I Высокий ■ Средний ■ Низкий 68

66

Констатирующий Формирующий

эксперимент эксперимент

Рис. Уровни развития педагогического творчества воспитателя (%)

Реализация педагогических условий по развитию педагогического творчества воспитателей ДОО оказалась результативной. Она подтверждается тем, что 68 % воспитателей ДОО достигли высокого уровня развития педагогического творчества, 24 % — имеют средний уровень, 8 % — низкий.

Заключение

Эффективность работы по развитию педагогического творчества воспитателя ДОО во многом зависит от подготовленности педагогов к этому процессу.

Экспериментальная проверка педагогических условий развития педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации в профессиональной деятельности позволила сформулировать вывод.

Программа развития педагогического творчества воспитателя дошкольной образовательной организации предполагает раскрытие личностного потенциала воспитателей дошкольных образовательных организаций в эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, когнитивной сферах. В рамках реализуемой программы для воспитателей важным является актуализация ценности творческой деятельности. Программа основана на использовании активных и интерактивных форм, методов и средств на занятиях в контексте образовательной деятельности в ДОО, способствует развитию ценностно-смыслового отношения к творческой деятельности, устойчивой мотивации и потребности в творческой деятельности и может использоваться как эффективное средство реализации организационного и методического обеспечения процесса развития педагогического творчества воспитателей дошкольной образовательной организации.

Литература

1. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности. М., 1989. С. 426-433.

2. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. 352 с.

3. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. СПб. : Питер, 2011. 304 с.

4. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М. : Пед. общество России, 2002. 512 с.

5. Стратегия воспитания в образовательной системе России: Подходы и проблемы / под ред. И. А. Зимней. М. : Агентство «Издательский сервис», 2004. 329 с.

6. Касаткина Н. Э., Пахомова Е. А., Руднева Е. Л. Взаимодействие образовательных организаций и промышленных предприятий в процессе формирования профессионального самоопределения обучающихся // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1-2 (61). С. 113-116.

7. Леонтьев А. А. «Научите человека фантазии...» (творчество и развивающее образование) // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 83-85.

8. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М. : Смысл,1999. 425 с.

9. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. 264 с.

10. Подласый И. П. Педагогика. М. : Юрайт, 2011. 574 с.

11. Пономарев Я. А. Психология творчества: общая, дифференцированная, прикладная. М. : Наука, 1990. 303 с.

12. Сахарова В. И. Формирование исследовательской компетентности педагога в процессе повышения квалификации // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 4-2 (64). С. 80-82.

13. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

15. Чурекова Т. М. Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации компетентностного подхода // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 3 (15). С. 69-73.

16. Эльконин Д. Б. Детская психология. М. : Академия, 2007. 384 с.

Reference

1. Antsyferova L. I. Psychology of formation and development of personality [Psihologija formirovanija i razvitija lichnosti]. Moscow, 1989. P. 426-433. (In Russian).

2. Bondarevskaya E. V. Theory and practice of personality-oriented education [Teorija i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovanija]. Rostov-na-Donu: Publishing house of the Rostov Pedagogical University, 2000. 352 p. (In Russian).

3. Bordovskaya N. V. Rean A. A. Pedagogy [Pedagogika]. Saint Petersburg: Piter, 2011. 304 p. (In Russian).

4. Gershunsky B. S. Philosophy of education for XXI century [Filosofija obrazovanija dlja XXI veka]. Moscow: Pedagogical Society of Russia, 2002. 512 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Strategy of upbringing in the educational system of Russia: Approaches and challenges [Strategija vospitanija v obrazovatel'noj sisteme Rossii: Podhody i problemy]. Ed. by I. A. Winter. Moscow: Agency "Publishing service", 2004. 329 p. (In Russian).

6. Kasatkina N. Uh., Pakhomova E. A., Rudneva E. L. Interaction of educational institutions and industrial enterprises in the process of formation of professional identity of students [Vzaimodejstvie obrazovatel'nyh organizacij i promyshlennyh predprijatij v processe formirovanija professional'nogo samoopredelenija obuchajushhihsja]. Bulletin of Kemerovo state university [Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universitet]. 2015. № 1-2 (61). P. 113-116. (In Russian).

7. Leontiev A. A. "Teach a man of imagination" (creativity and developing education) ["Nauchite cheloveka fantazii..." (tvorchestvo i razvivajushhee obrazovanie)]. Questions of psychology [Voprosy psihologii].1998. № 5. P. 83-85. (In Russian).

8. Masloy A. New frontiers of human nature [Novye rubezhi chelovecheskoj prirody]. Moscow: Meaning, 1999. 425 p. (In Russian).

9. Novikov M. A. Russian education in the new era [Rossijskoe obrazovanie v novoj jepohe]. Cheboksary: Publishing house of the Chuvash University, 2001. 264 p. (In Russian).

10. Podlasie I. P. Pedagogy [Pedagogika]. Moscow: Yurayt, 2011. 574 p. (In Russian).

11. Ponomarev Ya A. The psychology of creativity: general, differential, application [Psihologija tvorchestva: obshhaja, differencirovannaja, prikladnaja]. Moscow: Nauka, 1990. 303 p. (In Russian).

12. Sakharova V. I. Formation of research competence of the teacher in the process of qualification [Formirovanie issledovatel'skoj kompetentnosti pedagoga v processe povyshenija kvalifikacii]. Bulletin of Kemerovo state university [Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universitet]. 2015. № 4-2 (64). P. 80-82. (In Russian).

13. On education in Russian Federation [Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii]: federal law of the Russian Federation from 29.12.2012 № 273-FZ. (In Russian).

14. Federal state educational standard of preschool education [Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija]: order of the Ministry of education and science of Russia from 17.10.2013 № 1155.

15. Churekova T. M. Organization of independent work of students in the context of implementing competence-based approach [Organizacija samostojatel'noj raboty studentov v kontekste realizacii kompetentnostnogo podhoda]. Professional education in Russia and abroad[Professional'noe obrazovanie vRossii iza rubezhom]. 2014. № 3 (15). P. 69-73. (In Russian).

16. Elkonin D. B. Psychology of adolescence [Detskaja psihologija]. Moscow: Academy, 2007. 384 p. (In Russian).

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ САМОРАЗВИТИЯ

педагогом профессиональной позиции

В ГУМАНИТАРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ*

TEORETICALLY METHODOLOGICAL BASES OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF TEACHER'S POSITIONS

in humanitarian DESIGN**

Введение. Проблемой, интересующей автора статьи, является исследование условий выхода педагогами в отношение к своей профессии как к жизненному призванию. Целью статьи является представление результатов исследования проблемы проектирования личностно-профессиональ-ной позиции учителя, основанной на отношении к своей профессии как к жизненному призванию; описывается модель саморазвития педагога на основе формирования индивидуального способа понимания в проектных ситуациях.

Методология. Ведущим теоретическим методом исследования поставленных проблемы и цели является моделирование условий трансцендирования педагога в гуманитарном проекте на более высокий уровень развития его жизненной позиции в контексте социально-культурного проектирования.

Результатом исследования является разработанная модель саморазвития педагога, стремящегося к реализации своего жизненного призвания в системе образования.

Заключение. Автором разработана структура функциональных, проектных и жизненных позиций педагога, уровней их развития, способов понимания в проблемной ситуации, определяющих последующую жизненную позицию, предложены новые трактовки понятий социально-культурного проекта, гуманитарного проекта.

* Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017-2019 годы (№ 27.8472.2017/БЧ).

** This work is done within the governmental task for Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education for 2017-2019 (№27.8472.2017/ND).

УДК/uDC 37.011.31

С. И. Краснов

S. Krasnov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.