УДК 37
ПРЯХИНА Нина Ивановна,
Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого г. Тула, Россия, [email protected]
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ НАЧИНАЮЩЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Исследование направлено на раскрытие теоретико-методических сторон развития потребности в профессиональном самоутверждении начинающих воспитателей дошкольных образовательных организаций, как условие успешной организации педагогической деятельности. Автором предпринимается попытка осветить актуальность потребности в профессиональном самоутверждении для начинающих педагогов дошкольного образования, учитывая противоречия между вызовом новых социально-экономических реалий, сложившихся в нашей стране, и отсутствием должной системы подготовки педагогов в процессе повышения квалификации. Также рассматривается проблема профессионального самоутверждения начинающего педагога дошкольного образования в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к квалификации воспитателя дошкольной образовательной организации и личностным качествам педагога профессиональным стандартом. Самоутверждение профессионала играет большую роль, так как утверждение личности в профессии и социуме позволяет открыть в себе «уникальную личность», осуществить процессы саморазвития и самосовершенствования, необходимые для продвижения по ценностной лестнице в профессиональном сообществе. В этом случае процесс самоутверждения личности идет в направлении изменения ее мировоззрения, самосознания, «Я-концепции» через отношения с другими. В статье обоснована целесообразность изучения
профессионального самоутверждения педагогов, которая обусловлена необходимостью концептуального осмысления личностно-профессионального развития педагога дошкольного образования и необходимостью разработки теоретических основ личностно-профессионального развития педагога дошкольного образования не только в условиях интенсивно развивающейся практики повышения квалификации, но и развития педагога как профессионала непосредственно на его рабочем месте.
Ключевые слова: самоутверждение, потребность в профессиональном самоутверждении, педагогическая деятельность, воспитатель дошкольной
образовательной организации, профессиональное самосознание, профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самосовершенствование
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -00-00
Nina I. PRYAKHINA
Tula State Pedagogical University named after
L.N. Tolstoy Tula, Russia [email protected]
OPTIMIZATION OF PROFESSIONAL SELF-AFFIRMATION OF NOVICE TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
The study aims to disclosure theoretical-methodological aspects of the development needs of the professional self-affirmation novice tutors preschool educational institutions, as a condition for the successful organization of pedagogical activities. The author attempts to highlight the urgency of the need for professional self-affirmation for beginner teachers of pre-school education, given the contradictions between the call of new socio-economic realities prevailing in our country, and the lack of proper teacher training system in the process of training. Also, the problem of professional self-affirmation of the novice teacher of preschool education in accordance with the basic requirements for the qualification of tutors of preschool educational organizations and the personal qualities of the teacher professional standard. Professional assertiveness plays a big role, as statement of person in the profession and society allows you to open a "unique personality", to carry out the processes self-development and self-improvement necessary to move up the ladder value in the professional community. In this case, the individual self-assertion process goes in the direction of changing the point of view, self-awareness, self-concept through relationships with others. In the article the expediency of studying professional affirmation of teachers, which is due to the necessity of conceptual understanding of personal and professional development of teachers of pre-school education and the need to develop the theoretical foundations of personal and professional development of teachers of pre-school education is not only in a rapidly developing practice of training but also the development of the teacher as a professional directly on his workplace.
Keywords: self-assertion, need for professional self-affirmation, teaching activities, teacher of preschool educational organizations, professional identity, professional aspirations, professional self-esteem, self-improvement
Современная система дошкольного образования развивается как открытая, вариативная, ориентированная на предоставление качественных образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста. На первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и начальной школой, делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника. В связи с этим все более острой становится потребность в воспитателе-профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий, общей ситуации в системе образования самостоятельно принимать ответственные решения и прогнозировать их возможные последствия, способном к сотрудниче-
ству. Это педагог, отличающийся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающий развитым чувством ответственности за судьбу страны. В Концепции модернизации российского образования сказано: «Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, - необходимое условие модернизации системы образования России» [5]. В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации являются не столько специальные знания, владение информацией, освоенные технологии обучения и воспитания, сколько общая и профессионально-педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности.
Современный профессиональный стандарт предъявляет высокие требования к будущим воспитателям. Однако на сегодняшний день выпускники педагогических колледжей сталкиваются с целым комплексом профессиональных проблем, как то: необходимость преодолеть некомпетентность и неуверенность в себе, страх перед большой аудиторией, пробелы в теоретических и методических знаниях, неумение находить конструктивные способы взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса и др..
Наличие данных проблем во многом связано с недостаточным вниманием к процессу профессионального самоутверждения педагога. Этот процесс требует особого управления. Необходимо создать определенные условия профессиональной подготовки, обеспечивающие самоутверждение воспитателей. На сегодняшний день психолого-педагогическая литература таких условий не выделяет, что подтвердило значимость проведенного нами исследования. Для каждой личности существует «своя пирамида» потребностей, стержнем которой является потребность в самоутверждении. Уровень самоутверждения личности никогда не будет абсолютным, так как процесс самоутверждения бесконечен. Его предпосылкой является осознание человеком личностного начала в профессии, а самосовершенствование личности реализуется через ее потребность в самоутверждении. Самоутверждение личности, как утверждение своей индивидуальности, может осуществляться только при реализации положительного потенциала, изначально заложенного в «самости» каждого индивида, ибо созидать можно только положительное [4]. Профессиональное самоутверждение является средством и одновременно результатом саморазвития педагога, а сам педагог выступает как субъект собственного развития. Механизмом профессионального самоутверждения начинающих воспитателей дошкольных образовательных организаций выступает развитие компонентов профессионализма, в результате чего развивается профессиональное самосознание через взаимодействие тенденций двух различных типов - тенденции утверждения личности в профессии и тенденции самореализации личности в профессиональном социуме.
Процесс профессиональной деятельности должен соответствовать требованию постепенности повышения уровня притязаний. При игнорировании этого требования личность деформируется (появляется либо завышенная, либо заниженная самооценка), сама же деятельность обязательно должна находиться в «зоне потенциального развития». В связи с заявленной темой исследования из всего многообразия типов самоутверждений (самоцельных, нецеленаправленных, целенаправленных; консервативных и прогрессивных; внешних и внутренних; до-личностных и личностных; инклюзивных и состязательных) важно рассмотреть личностное целенаправленное прогрессивное профессиональное самоутверждение личности [1].
Самоутверждающийся педагог имеет пространство выбора, то есть может выбрать любую сферу для самоутверждения, ту, которая представляет для него наибольшую ценность и значимость. В связи с этим областью самоутверждения одних выступает семья, других - профессия. Желание самоутвердиться в профессиональной деятельности не является ценностью каждого отдельного воспитателя. Но если личность выбрала профессию в качестве основы самоутверждения, то далее в онтогенезе личности самоутверждение становится формой активности и ведущим механизмом профессионального становления и реализации личности педагога - профессиональным самоутверждением.
В обыденном языке понятие «профессиональное самоутверждение» используется довольно часто и в определенном контексте - достижение личностно значимого результата в профессиональной сфере. Но рассмотрение данного объекта исследования (профессиональное самоутверждение) в конкретно-научной методологии наиболее продуктивно в рамках си-стемогенетического подхода, разработанного В.Д. Шадриковым.
С позиции системогенетического подхода «профессиональное самоутверждение является системой психологической деятельности по становлению и продвижению человеком себя в профессиональной сфере, целью которого выступает формирование и развитие профессиональной самоценности и профессиональной надежности на основе оценок социально-профессиональной ситуации и качеств личности как субъекта труда» [5]. Данное определение
позволяет рассматривать профессиональное самоутверждение как целенаправленную систему, имеющую уникальную цель. Уникальность цели профессионального самоутверждения, предполагающая формирование и развитие профессиональной самоценности и профессиональной надежности, не вызывает сомнений.
Профессиональная самоценность воспитателя, понимаемая как субъективный результат реализации профессионального самоутверждения, может характеризоваться удовлетворенностью собой как профессионалом, гордостью показателями работы и результатами своего труда. Результатом профессионального самоутверждения педагога на объективном уровне выступает формирование профессиональной надежности.
О профессиональной надежности воспитателя может свидетельствовать признание значимости ее результатов членами профессионального сообщества, высокая оценка качества работы данного специалиста.
На основе анализа литературы были выявлены основные структурные компоненты профессионального самоутверждения молодых педагогов. К ним относятся мотивационный, когнитивный, волевой и рефлексивный компоненты.
1. Мотивационный компонент означает, ради чего выполняется тот или иной компонент педагогической деятельности воспитателя. Начинающий педагог должен понимать, что любое его действие имеет большое значение и влияние на поведение и психику детей. Наличие этого компонента является первым этапом профессионального самоутверждения воспитателя. Формирование этого компонента может начинаться еще до поступления в образовательную организацию и влиять на выбор педагогической профессии в будущей деятельности. На значимость мотивационного компонента в профессиональном самоутверждении обращали внимание Л.С. Выготский [2], П.П. Блонский, Н.В. Кузьмина [6], В.Г. Казанская, Е.К. Осипова и др.
2. Когнитивный компонент, в который входят знания воспитателей, предполагает понимание ими сущности и ценности их профессиональной деятельности, возможных стратегий своего самоутверждения, особенностей его проявления в различных ситуациях, осознание собственной уникальности и неповторимости как будущего специалиста. Когнитивный компонент включает в себя и наличие проблемных ситуаций, которые требуют не только появление новых знаний, но и возможность их разрешения в принципиально новых ситуациях. Эта проблема раскрывается в трудах Е.А. Климова, Л.М. Митиной и др.
3. Волевой компонент связан со способностью и желанием воспитателя преодолеть возникающие профессиональные трудности, несмотря на сложность стоящих перед ним задач. Именно воля помогает преодолеть возникающие трудности. С этим компонентом связана стрессоустойчивость и эмпатия педагога [3].
4. Рефлексивный компонент связан с саморегуляцией, самоконтролем, постоянным самоанализом, осознанием возможных ошибок, выбором путей их исправления, адекватной оценкой собственных достижений, определением перспектив на будущее.
Успешность профессионального самоутверждения начинающего педагога зависит от его способности к адекватной самооценке собственной деятельности, что означает осознание субъектом ее различных элементов - способов деятельности, проблем, путей их решения. Недостаточное развитие рефлексивных умений не может обеспечить конструктивный характер самоутверждения, что приводит к выбору заведомо неверных стратегий поведения педагога, реализуемых в профессиональной деятельности.
Осваивать профессию - это жить в профессии, погружаться в мир профессиональной деятельности и профессионального мышления, осознавать связи между содержанием учебного процесса и профессиональной деятельностью в их единстве и динамическом контексте. И только в этом случае процесс профессионального становления в сознании начинающих воспитателей будет сопровождается расширением связей изучаемых предметов с профессиональной деятельностью. Причем педагог научается «видеть» не только прямые связи, но и опосредованные. Появляется то, что называют метазнанием - знанием, открытым в метаобласть -умение ориентироваться в бесконечном мире человеческого знания (где, что можно узнать), что обеспечивает непосредственную связь между деятельностью и формированием профессиональных качеств.
Профессиональное самоутверждение включает в себя ряд компонентов: профессиональное самосознание, самооценку, профессиональные притязания, профессиональную деятельность и др. Показателями профессионального самоутверждения являются: сформированность профессионального образа «Я»; адекватная самооценка; совокупность способов и результатов самореализации с собственными ожиданиями; уверенность в себе и др. Роль усиливающего механизма самоутверждения начинающих воспитателей выполняют высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические, а также инстинкт самосохранения, мобилизующие все ресурсы человека для удовлетворения жизненных потребностей и в конечном счете нужд
общества. Наиболее общие способы самоутверждения личности охватывают не только психические процессы и состояния, но и целостные структуры психики человека, всю его внутреннюю сущность.
Одним из приемов личностной регуляции в процессе самоутверждения является идентификация, когда субъект уподобляет себя с кем-то другим, качества и свойства которого он хочет перенять или использовать в определенной ситуации. Данное замечание очень важно в деятельности методиста, направленной на формирование у молодых специалистов мотива профессионального самоутверждения.
Таким образом, профессиональное самоутверждение начинающих воспитателей - это их потребность и реализации стремления проявить свою индивидуальность в профессии, получить признание окружающих и утвердить себя в своей роли и своем мнении.
В целях изучения возможностей профессионального самоутверждения в процессе начала профессиональной деятельности исследователи [1], [7] применяют рефлексивно-деятельностный подход с его богатым категориальным аппаратом. В основу концепции профессиональной рефлексии кладется положение единства процессов деятельности и сознания, уровни деятельности характеризуются степенью их осознания субъектом и спецификой содержания процессов рефлексии на каждом из них. В качестве модели деятельности используется разработанная С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым и развитая в трудах их последователей многоуровневая модель строения и осуществления процессов деятельности. Рефлексивно-деятельностный анализ является ведущим в изучении профессиональной рефлексии. Л.В. Борисова считает, что в процессе и результате рефлексии на всех компонентах деятельности (мотивационно-потребностном, целеполагающем, целереализующем, оценочном), при осознании своих возможностей, реализации желания и способностей изменить их, действительного изменения среды, работник достигает своего профессионального мастерства [1].
Индивидуально-творческий подход, теоретически обоснованный в работах В.А. Кан-Калика [3], является одним из методологических оснований для концептуального представления о рефлексии в профессиональной деятельности. Сущность его состоит в том, что он позволяет включить механизм общего и профессионального саморазвития личности и предполагает учет мотивации, ее динамики в процессе профессионального становления. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, диагностики развития творческих возможностей, авторской позиции в профессиональной деятельности, при этом учитывается факт недостаточного познания себя начинающим воспитателем, являющийся причиной, затрудняющей самореализацию. Методист ДОО берет на себя функцию более опытного коллеги, помогающего обучаемому лучше познать себя, выстроить верные шаги эффективного и скорейшего профессионального образования и самоутверждения себя в профессии.
На данном этапе изложения необходимо упомянуть о «Я-концепции», определяющейся как совокупность всех оценочных представлений человека о себе, трансформирующихся в потенциальную поведенческую реакцию - те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой. По выражению А.А. Реана, «"Я-концепция" - это теория самого себя, обобщенное представление о самом себе, системе установок относительно собственной личности» [2]. «Я-концепция» выполняет троякую роль:
- способствует внутренней согласованности личности;
- определяет интерпретацию приобретенного опыта;
- является источником ожиданий относительно самого себя.
Профессиональная самооценка выступает в качестве самостоятельного элемента в структуре профессиональной «Я-концепции». В целом понятие «Я-концепция» шире понятия «самооценка». «Я-концепция» представляет собой набор больше описательных, чем оценочных представлений о себе, понятие самооценки непосредственно связано с тем, как человек оценивает свои собственные качества. Уровень самооценки отражает степень собственного достоинства и характер направленности поступков профессионала. «Специалист с адекватной самооценкой не может допустить рутинной и низкой результативности в профессиональной деятельности, он стремится к оригинальности, творчеству в своем труде» [1]. Тем не менее низкая самооценка не обязательно говорит о «комплексе профессиональной неполноценности». Исследователи А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан обращают внимание на составляющие самооценки: самооценка результата и самооценка потенциала. Самооценка результата связана с оценкой достигнутого, а самооценка потенциала - с оценкой своих возможностей. Первая отражает удовлетворенность (неудовлетворенность) достижениями, а вторая - веру в свои силы. Поэтому низкая самооценка результата в сочетании с высокой самооценкой потенциала является одним из факторов профессионального развития в направлении профессионального самоутверждения.
Профессиональную деятельность можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности, в которой рефлексия является основным механизмом осмысления профессиональных успехов и неудач, личностных достижений. При возникновении трудностей и выходе в рефлексивную позицию специалист перестраивает свои действия, но и просматривает возможные их изменения. Профессиональная рефлексия включает в себя также готовность действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности, гибкость в принятии решений, стремление к реализации нововведений и инноваций, постоянную нацеленность на поиск новых, нестандартных путей решения профессиональных задач, способность переосмысливать стереотипы своего профессионального и личностного опыта.
Каждый из описанных компонентов выступает предметом рефлексивного осознания, переосмысления, изменения, формирования профессионального сознания, профессионального самосовершенствования.
На основании изложенного выше мы можем сделать вывод о том, что степень развития профессионального самосознания начинающего воспитателя включает в себя следующие показатели: проблемно-поисковый характер деятельности, гибкость и вариативность мышления, самостоятельность в принятии решений, способность переосмысливать стереотипы своего личного и профессионального опыта, стремление к профессиональному самосовершенствованию.
Профессиональное самосознание и мировоззрение формируется в процессе профессиональной деятельности, но проблема формирования профессионального самосознания в начальный период педагогической практики связана с противоречием между теоретическим и предметным характером реальной профессиональной деятельности.
Начинающий воспитатель как личность, индивидуальность и субъект профессиональной образовательной деятельности, активно включенный в процесс самообразования, осуществляет развитие всех компонентов рефлексии, формирует профессиональное самосознание и продвигается к профессиональному самосовершенствованию и самоутверждению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисова Л.Н. Управление развитием профессиональной рефлексии будущего педагога. - Ростов-н/Д: РГПУ, 2003.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
3. Ежкова Н.С. Теория и практика эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.07. - M, 2009.
4. Казанская В.Г. Педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.
5. Казанская В.Г. Подросток: социальная адаптация. Психологам, педагогам, родителям. - СПб.: Питер, 2011. -286 с.
6. Киселева А.А. Персональные образовательные сферы в контексте дистанционных образовательных технологий // Открытое образование. - 2010. - № 6. - С. 68-78.
7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004.
8. Корчагина Г.И. Профессиональное самоутверждение личности: системогенетический подход / Г.И. Корчагина, Ю.П. Поваренков. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009.
9. Новейший психологический словарь / под общ. ред. В.Б. Шапарь. - Ростов-н/Д: Феникс, 2005. - 808 с.
10. Ожегина А.А. Теоретический конструкт понятия «кризис профессионального самоутверждения учителя» // Казанская наука. - № 5. - 2013. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2013. - 230 с.
11. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2008. - 272 с.
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М.: Народное образование, 2008. -256 с.
13. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в XXI веке // Педагогика. - 2013. - № 1. - С. 13-16.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Борисова Л.Н. Управление развитием профессиональной рефлексии будущего педагога. - Ростов-н/Д: РГПУ, 2003.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
3. Киселева А.А. Персональные образовательные сферы в контексте дистанционных образовательных технологий // Открытое образование. - 2010. - № 6. - С. 68-78.
4. Новейший психологический словарь / под общ. ред. В.Б. Шапарь. - Ростов-н/Д: Феникс, 2005. - 808 с.
5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2008. - 272 с.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М.: Народное образование, 2008. -256 с.
7. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в XXI веке // Педагогика. - 2013. - № 1. - С. 13-16.
REFERENCES
1. Borisova L.N. Upravlenie razvitiem professional'noy refleksii budushchego pedagoga. [Management of development of professional reflection of the future teacher.]. Rostov-on-Don, RGPU Publ., 2003 (in Russ.).
2. Vygotskiy L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya. [Educational psychology]. Moscow, Pedagogika-Press, 1999. 536 p. (in Russ.).
3. Kiseleva A.A. Personal'nye obrazovatel'nye sfery v kontekste distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy. [Personal educational sphere in the context of distance learning technologies]. Open education. 2010. No. 6. Pp. 68-78. (in Russ.).
4. Modern Dictionary of Psychology/ edited by V.B. Shapar. [Novejshij psihologicheskij slovar', V.B. Shapar']. Rostov-on-Don, Phoenix, 2005. 808 p. (in Russ.).
5. Polat E.S. New pedagogical and information technologies in the system of education. [Novie pedagogicheskiye I informatsionniye tehnologii v sisteme obrazovaniya]. Akademiya. Moscow, 2008. (in Russ.).
6. Selevko G.K. Modern educational technology: Textbook. [Sovremenniye obrazovatel'niye tehnologii: Uchebnoye posobiye]. Narodnoye obrazovaniye. Moscow, 2008. (in Russ.).
7. Feldstein D.I. Problemy psikhologo-pedagogicheskikh nauk v XXI veke. [Problems of psychological and pedagogical Sciences in the twenty-first century]. Pedagogy. 2013. No. 1. Pp. 13-16 (in Russ.).
Информация об авторе
Пряхина Нина Ивановна, аспирант, кафедра педагогики и методик профессионального образования, Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого, г. Тула, Россия, педагог- психолог, Новомосковский областной центр образования, г. Новомосковск, Россия [email protected]
Получена: 19.08.2016
Для цитирования статьи: Пряхина Н, И,, Оптимизация профессионального самоутверждения начинающего воспитателя дошкольной образовательной организации. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 4. Часть 2. с.00-00. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00.
Information about the author
Nina I. Pryakhina, Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy, Tula, Russia, Educational Psychologist, Novomoskovsk Regional Centre of Education, Novomoskovsk, Russia [email protected]
Received: 19.08.2016
For article citation: Pryakhina N.I., Optimizacija professional'nogo samoutverzhdenija nachina-jushhego vospitatelja doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii. [Optimization of professional self-affirmation of novice teacher of preschool educational organizations]. Istoricheskaya i sotsi-al'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 4. Part. 2. Pp. 00-00.
doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-00-00. (in Russian)