14. Fedorova M. A. Model of organization of extracurricular independent work [Model' organizacii vneauditornoj samostojatel'noj raboty]. Higher education in Russia [Vysshee obrazovanie v Rossii]. 2007. № 10. P. 88-90. (In Russian).
15. Schegoleva O. N. Role and place of independent controlled work in a new education paradigm [Rol' i mesto samostojatel'noj kontroliruemoj raboty v novoj paradigme obrazovanija]. Foreign languages in school [Inostrannye jazyki v shkole]. 2007. № 8. P. 66-71. (In Russian).
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)
TEACHING PRACTICE AS THE MEANS OF STUDENTS' PROFESSIONAL SAMPLE (AS AN EXAMPLE OF STUDENTS OF THE INSTITUTE OF EDUCATION OF KEMEROVO STATE UNIVERSITY)
Введение. В статье представлено исследование проблемы организации учебной практики студентов, обучающихся в Институте образования Кемеровского государственного университета по направлению «Педагогическое образование», профилю подготовки «Дошкольное образование и иностранный язык». Цель статьи — рассмотреть учебную практику как средство профессиональной пробы, позволяющей студентам оценить свои возможности и способности к педагогической деятельности в качестве воспитателей дошкольной образовательной организации.
Методология. Исследование проводилось с использованием совокупности методов: теоретических (анализ, обобщение научных положений психологической и педагогической литературы); эмпирических (педагогическое наблюдение, анкетирование; статистического (количественная обработка данных).
Результаты исследования представлены в количественных и качественных данных (доказана целесообразность содержания дескрипторных характеристик к компетенциям, позволяющих определить уровневую шкалу оценки деятельности студента). Доказана эффективность учебной практики студентов, рассматриваемой авторами как средство профессиональной пробы и формирования опыта педагогической деятельности.
Заключение. Авторы отмечают, что проведенное исследование позволило расширить существующее представление об изучаемом вопросе: учебная практика как средство профессиональной пробы есть составная часть траектории формирования опыта педагогической деятельности бакалавров, будущих педагогов-воспитателей ДОО.
Introduction. This paper presents a study of the problem of teaching practices of students enrolled in the Institute of Education of the Kemerovo State University in Teacher education, educational program specialization "Pre-school Education and Foreign Language". The purpose of the paper is to consider the practice as a means of professional samples, allowing students to evaluate their abilities to pedagogical work as educators in pre-school educational organization.
Materials and Methods. The study was conducted using a set of methods: theoretical (analysis, synthesis of the scientific provisions of psychological and pedagogical literature on the issue of the problem); empirical (pedagogical observation, questioning; statistical (quantitative experimental data processing).
Results. Research presented in quantitative and qualitative research results (content expedient of descriptive characteristics to the competencies to determine tiered scale of student's activity estimation). Proven effective organization of students' teaching practices considered as a means of professional sample and shaping of teaching activity experience.
УДК/UDC 378.147.88
И. В. Тимонина, С. В. Мильситова, Н. А. Шмырева
I. Timonina, S. Milsitova, N. Shmireva
Conclusions. The authors note that the study made it possible to expand the existing view on the studied matter: teaching practices as a means of professional sample is an integral part of the trajectory of the forming of pedagogical activity experience of bachelors, the future educators of PEO.
Ключевые слова: педагогическое образование, дошкольное образование, учебная практика, студенты вуза.
Keywords: pedagogical education, preschool education, teaching practice, students.
Введение
В настоящее время профессия педагога-воспитателя востребована в силу социального заказа, обращенного к педагогике, который выражается в виде требований к подготовке педагогов, способных к саморазвитию, самостоятельной ориентации в инновационных образовательных процессах в образовании детей дошкольного возраста. В институте образования Кемеровского государственного университета конкурс на направление «Педагогическое образование» среди абитуриентов в последние годы значительно вырос. Профессия педагога по профилю «Дошкольное образование и иностранный язык» стала привлекать не только девушек, но и юношей. Насколько такой выбор сделан осознанно, позволяет определить первая учебная практика студентов.
Данная публикация имеет целью представить результаты первой учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, педагогической деятельности.
В своей работе мы опирались на исследования ученых З. С. Жирковой, Е. В. Кетриш, Н. А. Кильдишовой, О. А. Полежаевой, И. В. Поставневой, И. В. Тимониной, И. В. Харитоновой в области организации практик для студентов педагогических специальностей [1 -6].
В процессе организации учебной практики, а в дальнейшем и производственной, решаются задачи по закреплению знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности, развиваются профессионально-педагогические качества личности: педагогическое мышление, познавательная творческая активность студента-бакалавра.
В профессиональном становлении будущих педагогов в контексте компетентностного подхода главную роль играет практико-ориентированная подготовка, под которой мы понимаем особую форму учебной деятельности студентов, взаимосвязанной с теоретической подготовкой и практической деятельностью. Она позволяет сформировать у студентов профессиональные умения и навыки целесообразных действий на основании полученных знаний и дает им возможность самостоятельно решать профессиональные задачи, оценивать результаты своей практической деятельности [6].
Педагогическая практика — неотъемлемая часть учебного процесса вуза по направлению «Педагогическое образование». В процессе педагогической практики студенты приобретают не только знания и умения, но и сталкиваются с определенными профессиональными проблемами, что приводит к необходимости планирования, моделирования, анализа и прогнозирования собственной педагогической деятельности.
В образовательной деятельности по направлению «Педагогическое образование», профиль обучения «Дошкольное образование и иностранный язык», вуз предполагает несколько видов педагогической практики, каждый из которых имеет свои особые цели и задачи. Все предполагаемые виды педагогической практики должны преследовать одну общую цель — формирование профессиональных компетенций и, как следствие, профессиональную компетентность педагога. Поэтому мы считаем, что виды педагогической практики должны рассматриваться как непрерывный процесс, обеспечивающий формирование профессиональных компетенций и позволяющий решать выпускнику профессиональные задачи в области педагогической, проектной и научно-исследовательской деятельности.
Анализ учебно-методической документации и опыт педагогической деятельности показали, что непрерывная педагогическая практика может считаться одним из важнейших условий формирования профессиональных компетенций педагога [2, с. 12].
Непрерывная педагогическая практика понимается нами как связующее звено между теоретическим обучением будущих воспитателей и их профессиональной деятельностью в дошкольных образовательных организациях. В процессе непрерывной педагогической практики решаются задачи по углублению знаний, умений и навыков профессиональной деятельности, развитию педагогического мышления и профессионально-педагогических качеств личности, познавательной творческой активности.
Методология
Формирование профессиональных умений и навыков у студентов в процессе практики, как показали результаты нашего исследования, наиболее эффективно происходит при соблюдении следующих педагогических условий:
• содержание практики разрабатывается в тесной взаимосвязи с теоретическим и практическим обучением студентов, в соответствии с основными направлениями их будущей профессиональной деятельности;
• при подготовке к практике используются активные и интерактивные формы и методы обучения, обеспечивающие реализацию субъектной позиции студента;
• учебная практика студентов развивает их мотивацию к будущей профессиональной деятельности.
Наше исследование проводилось в институте образования Кемеровского государственного университета (КемГУ) в 2014/15 и 2015/16 уч. гг. Мы провели опрос студентов (51 чел.), обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование и иностранный язык».
Результаты
Опрос показал, что отношение студентов к их первой учебной практике неоднозначно. Большинство из опрошенных нами бакалавров стремятся попробовать свои силы на практике и убедиться в правильности сделанного выбора будущей профессии — 46,7 % (24 чел.); некоторые студенты с большим волнением ожидают момента начала практики, боясь разочароваться в выбранной специальности — 27 % (14 чел.). Ряд респондентов считают, что это совсем им не нужно, так как работать воспитателем в дошкольных организациях они не собираются, просто нужен диплом о высшем образовании — 15,6 % (8 чел.). Немногочисленная группа студентов еще стоит перед дилеммой: быть или не быть педагогом дошкольного учреждения — 10,5 % (5 чел.).
Основная цель учебной практики — дать представление студентам об особенностях функционирования дошкольных образовательных организаций (МБДОУ, МАДОУ и других), познакомить их с основным содержанием работы дошкольных образовательных организаций, с особенностями профессиональной деятельности педагога-воспитателя, а также других специалистов различного профиля, работающих в данных дошкольных образовательных организациях (ДОО).
Нами были намечены следующие задачи, которые необходимо решить студентам в процессе прохождения учебной практики:
• получить представление о работе дошкольных образовательных организаций;
• познакомиться с направлениями работы данных образовательных организаций, особенностями их функционирования и опытом деятельности, нормативно-правовой базой данных организаций, проблемами их становления и развития на современном этапе;
• осуществить знакомство с функциональными обязанностями педагогов-воспитателей в дошкольных образовательных организациях;
• содействовать адаптации бакалавров к условиям будущей профессиональной деятельности;
• создать условия для формирования компетенций и развития профессионально значимых качеств личности будущих педагогов-воспитателей.
На учебной практике бакалавры прежде всего включались в те виды деятельности, которые способствуют формированию у них педагогических умений.
Эта деятельность позволяла студентам:
• познакомиться со спецификой деятельности дошкольной образовательной организации, с программами воспитания и обучения в ДОО; с документацией, регламентирующей деятельность ДОО, и работой администрации данной образовательной организации;
• познакомиться с условиями развития детей в образовательной организации, зонированием групповых комнат и других помещений: спортивным залом, живым уголком и др.;
• наблюдать различные виды деятельности детей в ДОО (режимные моменты, игровую деятельность детей, организованную образовательную деятельность, досуг и т. п.);
• составить отчет на основе наблюдения и обобщения педагогического опыта воспитателя, работающего в данной ДОО, анализа учебно-методической литературы и т. д.;
• развивать профессионально значимые качества, определять перспективы профессионального роста и др.
Выбор баз практик для ее проведения очень значим, так как должен соответствовать требованиям, обеспечивающим выполнение программы практики в полном объеме. При выборе баз практик мы руководствовались следующими критериями:
• укомплектованностью образовательных организаций высококвалифицированными педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем и мастерством (98,6 %);
• уровнем оснащенности материально-технической базы практики (93,4 %);
• наличием технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации) (87,7 %).
Мы учитывали и тот факт, что продуманность форм отчетной документации позволит нам оценить уровень сформированности ряда компетенций у студента со стороны руководителя практикой от ДОО. На данной практике мы использовали следующие формы отчетной документации студентов:
• ежедневный план работы, который позволял спланировать, организовать работу практиканта и контролировать его деятельность в течение всей практики;
• отчет по практике, который представлял собой развернутый и подробный анализ:
— наблюдаемых режимных моментов и разных видов деятельности, а также нормативно-правовой документации:
— общее представление о дошкольной образовательной организации;
— общий анализ программы, по которой осуществляется воспитательно-образовательный процесс в ДОО;
— общее представление об имеющейся пространственно-образовательной среде в ДОО;
— анализ проведенной практической работы в качестве помощника воспитателя;
• разработка сценария игр с детьми и его практическое воплощение в группе, на прогулке.
Оценка деятельности студентов на практике складывалась из двух основных составляющих:
отзыва руководителя практики от ДОО и анализа отчетной документации со стороны руководителя практики от КемГУ.
Руководители практики от ДОО использовали подготовленные нами методические рекомендации, позволяющие им четко представлять свою роль наставника в руководстве деятельностью студентов и оценивать педагогические успехи будущих воспитателей с учетом требований современных стандартов образования. Разработанные в методических рекомендациях матрицы с эталоном набора дескрипторных характеристик «идеального педагога-воспитателя» позволяли руководителю практики от ДОО проводить сравнительную характеристику компетенций студентов по уровням сформированности с учетом их общего отношения к практике, решения профессиональных задач и других индикаторов.
Педагогам ДОО предлагалось дать общую характеристику деятельности студента-практиканта и оценить сформированность ряда компетенций по пятибалльной шкале на основании проделанной работы студентом во время учебной практики.
Например, ОК-7 «владеет способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности» — руководитель практики от ДОО оценил, как «студент продемонстрировал знание основных нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность дошкольной образовательной организации: знает устав, положения о профессиональной этике, о календарном планировании, о внутренней системе оценки на уровне репродуктивной деятельности, — на «хорошо»; ПК-6 «владеет готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса» — руководитель практики от ДОО оценил, как «студент знает принципы и формы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса в условиях образовательной организации; умеет взаимодействовать с участниками образовательного процесса и конструктивно решать вопросы профессионального характера на уровне исполнительской деятельности, на «отлично».
Несмотря на короткий срок практики (две недели), руководитель практики от ДОО (педагог-наставник) имел возможность взаимодействовать со студентом в течение всего рабочего дня и объективно судить о его деятельности. Общий анализ сформированности компетенций и ряда дескрипторных характеристик позволил нам сделать вывод об уровне подготовленности студентов к учебной практике и ее возможностях в аспекте формирования комплекса компетенций (табл. 1).
Таблица 1
Оценка руководителя практики от ДОО сформированности компетенций у студентов направления подготовки 44.03.05. Педагогическое образование, направленность (профиль) «Дошкольное образование и иностранный язык»
Коды компетенций по ФГОС Компетенция Планируемые результаты обучения (дескрипторы) Сформированность компетенций («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично») N-51
Отметка %
ОК-7 Способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности Знать: основные нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность образовательной организации «Отлично» 94,1
«Хорошо» 5,8
«Удовлетворительно» 0
ОПК-1 Готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности Знать: компоненты профессиональной компетентности педагога; уметь: проявлять педагогические способности в практической деятельности «Отлично» 90,1
«Хорошо» 7,9
«Удовлетворительно» 1,9
ОПК-5 Владение основами профессиональной этики и речевой культуры Знать: кодекс профессиональной этики педагога конкретного образовательного учреждения; уметь: этически грамотно общаться с субъектами образовательных отношений «Отлично» 100
«Хорошо» 0
«Удовлетворительно» 0
ОПК-6 Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся Знать: общие основы охраны жизни и здоровья ребенка; уметь: использовать здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности «Отлично» 92,1
«Хорошо» 3,9
«Удовлетворительно» 3,9
ПК-6 Готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса Знать: принципы и формы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса в условиях образовательной организации; уметь: взаимодействовать с участниками образовательного процесса и конструктивно решать вопросы профессионального характера; владеть: способами организации взаимодействия с обучающимися во время реализации сценария игровой деятельности «Отлично» 88,2
«Хорошо» 11,7
«Удовлетворительно» 0
Анализ данных, приведенных в таблице 1, свидетельствует, что большинство руководителей практики от ДОО оценили сформированость компетенций у студентов на уровне «отлично», уровень «удовлетворительно» имеет низкие процентные показатели. В целом педагоги-наставники отметили прозрачность дескрипторных характеристик, позволяющих дать общую оценку деятельности студента-практиканта.
Со стороны практикантов также была дана оценка организации учебной практики. В своих аналитических отчетах студенты отметили, что дошкольные образовательные организации, на базе
которых проходила педагогическая практика в 2014/15 и 2015/16 уч. гг., имеют высококвалифицированные педагогические кадры и хорошую или достаточную материальную базу. Посещение и анализ различных образовательных ситуаций в ДОО позволил студентам ощутить всю сложность и радость педагогического труда воспитателя. Будущие педагоги-воспитатели на практике убедились, что организованная образовательная деятельность в дошкольных образовательных организациях проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, происходит чередование умственной и физической деятельности, учитываются гигиенические и физиологические требования к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста.
Заключение
В ходе практики студенты закрепили теоретические знания по таким учебным дисциплинам, как «Профессиональная этика», «Социокультурные аспекты образования», «Педагогическая акмеология», «Педагогическое мастерство», «Валеологическое сопровождение образования», «Педагогическая риторика», «Нормативно-правовое обеспечение образования», «Этнопеда-гогика», «Семейное воспитание», «Теория и технология физического воспитания детей дошкольного возраста», «Педагогика», «Психология», «Методика обучения детей дошкольного возраста», сформировалось понимание необходимости постоянно совершенствовать свои знания и умения, возник более устойчивый интерес к профессии.
Проведенный опрос студентов показал, что данная практика помогла сделать первый шаг в профессию воспитателя. На вопрос «Открыли ли Вы для себя что-то новое о дошкольных организациях в ходе учебной практики и чему научились?» мы получили следующие ответы: «Получил неоценимый педагогический опыт в общении с детьми младшей группы»; «Научился наблюдать и анализировать педагогический процесс, направленный на познавательное развитие дошкольника»; «Теперь умею устанавливать правильные взаимоотношения с детьми и разрешать их конфликты»; «Я точно знаю, какие реформы надо провести в образовании на уровне дошкольной ступени»; «Детский сад очень современный, материально-техническая база просто поразила своим разнообразием, все педагоги отличаются высокой квалификацией, настоящие профессионалы»; «После практики я поняла, что значит любить детей и правильно их воспитывать»; «Никогда не думала, что захочу работать в детском саду, как здорово видеть улыбки детей и чему-то их учить».
Анализ результатов ежегодного опроса студентов после прохождения учебной практики свидетельствует о правильно выбранной нами стратегии построения процесса обучения педагогическим специальностям. Первая фаза профессионального становления будущего воспитателя дошкольного образования должна проходить не только в вузе, но и непосредственно в условиях их будущей профессиональной деятельности. Именно в ДОО можно наглядно увидеть организацию деятельности детей дошкольного возраста в процессе дня и весь спектр работы воспитателя.
Авторский вклад в исследование был следующим: разработка программы практики и опрос студентов, руководителей практики, литературный обзор проводились И. В. Тимониной; литературный обзор, опрос руководителей от баз практики, руководство практикой от КемГУ проводились С. В. Мильситовой, Н. А. Шмыревой. Статья была написана в процессе совместной работы.
Литература
1. Жиркова З. С. Педагогическая практики студентов - подготовка к основным видам профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2012. № 6-2. С. 360-364. URL: http://fundamentai-neseanch.ru/ ru/article/view?id=29992 (дата обращения: 22.10.2015).
2. Кетриш Е. В. Формирование проектировочной компетенции будущих педагогов в процессе непрерывной педагогической практики : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Екатеринбург, 2013. 24 с.
3. Кильдишова Н. А., Харитонова И. В. Организация педагогической практики студентов университета [Электронный ресурс] // Интеграция образования. 1998. № 3-4. URL: http://cybenieninka.nu/anticie/n/onganizatsiya-pedagogicheskoy-pnaktiki-studentov-univensiteta (дата обращения: 22.04.2016).
4. Полежаева О. А. Современные аспекты профессиональной подготовки студентов в рамках педагогической практики // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 482-485.
5. Поставнева И. В. Педагогическая практика как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических вузов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2009. № 1. С. 52-59.
6. Тимонина И. В. Подготовка педагогических кадров в условиях организации учебной (ознакомительной) практики на базе дошкольных образовательных организаций // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования : материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Ч. 1. М. ; Челябинск : ЧИППКРО, 2016. С. 76-80.
References
1. Zhirkova Z. S. Pedagogical practice of students - preparation for the main types of professional activity [Pedagogicheskaja praktiki studentov - podgotovka k osnovnym vidam professional'noj dejatel'nosti]. Fundamental research [Fundamental'nye issledovanija]. 2012. № 6-2. P. 360-364. Available at: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29992 (accessed 22.10.2015). (In Russian).
2. Ketrish E. V. Formation of the design competence of future teachers in the process of continuous pedagogical practice [Formirovanie proektirovochnoj kompetencii budushhih pedagogov v processe nepreryvnoj pedagogicheskoj praktiki] : abstract of dissertations ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. Ekaterinburg, 2013. 24 p. (In Russian).
3. Kildishova N. A., Kharitonova I. V. Organization of pedagogical practice of university students [Organizacija pedagogicheskoj praktiki studentov universitet]. Integration of education [Integracija obrazovanija]. 1998. № 3-4. Available at: http://cyberleninka.ru/ article/n/organizatsiya-pedagogicheskoy-praktiki-studentov-universiteta (accessed 22.04.2016). (In Russian).
4. Polezhaeva O. A. Modern aspects of professional training of students in the pedagogical practice [Sovremennye aspekty professional'noj podgotovki studentov v ramkah pedagogicheskoj praktiki]. Young Scientist [Molodoj uchenyj]. 2012. № 5. P. 482-485. (In Russian).
5. Pitaneva I. V. Pedagogical practice as a means of forming the professional orientation of students of pedagogical universities [Pedagogicheskaja praktika kak sredstvo formirovanija professional'noj napravlennosti studentov pedagogicheskih vuzov]. Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Pedagogy and psychology [Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija: Pedagogika i psihologija]. 2009. № 1. P. 52-59. (In Russian).
6. Timonina I. V. Training of pedagogical staff in the conditions of the organization of educational (informational) practice on the basis of preschool educational organizations [Podgotovka pedagogicheskih kadrov v uslovijah organizacii uchebnoj (oznakomitel'noj) praktiki na baze doshkol'nyh obrazovatel'nyh organizacij]. Modernization of the system of professional education on the basis of regulated evolution [Modernizacija sistemy professional'nogo obrazovanija na osnove reguliruemogo jevoljucionirovanija] : materials of the XIV International Scientific and Practical Conference: in 2 parts. Part. 1. Moscow ; Chelyabinsk: ChIP PKRO, 2016. P. 76-80. (In Russian).
УДК/UDC 378.147:614.8 М. Л. Фукс
M. Fux
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОДИН ИЗ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПОДХОДОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
СА8Е-ТЕСНШОЬООУ АБ ОМЕ ОF THE MOST EFFECTS АРРРОАСНЕБ ТО ТЕАСНШО D^IPU^ "SAFETY ОF LIFETIME"
Введение. Данная статья посвящена проблеме качества преподавания и освоения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Цель статьи — рассмотреть эффективные подходы к изучению и преподаванию данной учебной дисциплины, доказать актуальность и перспективность применения кейс-технологий как одного из наиболее эффективных подходов к учебно-методической деятельности.
Методология. Проводился эксперимент с участием студентов, в котором у контрольной группы использовались традиционные методы преподавания, а у экспериментальной — кейс-технологии. После проведения занятий было проведено анкетирование студентов обеих групп.
Результаты. Проведенный эксперимент и последующее анкетирование показали, что при использовании кейс-технологии студенты гораздо эффективнее усваивают учебные материалы, что, в свою очередь, отражается на результатах контрольных срезов.
Заключение. Автор пришел к выводу, что применение кейс-технологии является одним из наиболее перспективных методов повышения качества образовательных услуг, который, в свою очередь, дает возможность подготовки высококвалифицированных кадров для различных отраслей экономики.
Introduction. This аг^с1е is с^оЁес! ёо Ё1ге ргоЫет оf Ё1ге диаНЁу оf ЁеасЫпд апс1 т^Ёеппд Ё1ге асас1етю с^^рНпе "Sаfеty оf Lifetime". Т11е puгpоsе оf th^ агйс1е is ёо соnsidег еffесtivе арргоас!"^ ёо spying апс ЁеасЫпд this disсiplinе, ёо р^е th^ ге^апсе апс рп^ре^ оf using саsе tесhnоlоgiеs аs опе оf th^ mrast еffесtivе арргоас!"^ ёо ЁеасМпд апс теЁ1"юсо1одюа1 асЁмЁу.