Научная статья на тему 'Готовность педагога дошкольной образовательной организации к профессиональной деятельности'

Готовность педагога дошкольной образовательной организации к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1084
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА / ДИССЕМИНАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА / READINESS OF THE TEACHER OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION FOR PROFESSIONAL WORK / INTERNSHIP SITE / DISSEMINATION OF PEDAGOGICAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халецкая Т. Н.

Введение. В статье представлены промежуточные результаты исследования по проблеме формирования готовности педагога дошкольной образовательной организации к профессиональной деятельности в современном социуме. Методология. В исследовании проводится теоретический анализ существующих позиций на понимание готовности педагога к профессиональной деятельности. Результаты заключаются в описании эксперимента по созданию городской стажировочной площадки как формы повышения уровня готовности педагога дошкольной образовательной организации к профессиональной деятельности посредством диссеминации педагогического опыта. Заключение. Приводятся промежуточные результаты, отражающие положительную динамику в повышении уровня готовности педагога дошкольной образовательной организации к профессиональной деятельности в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халецкая Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF THE TEACHER OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION FOR PROFESSIONAL WORK

Introduction. The article presents the interim results of a study on the problem of the formation of readiness of a teacher of a pre-school educational organization for professional work in modern society. Methodology. The study provides a theoretical analysis of the existing positions on the understanding of the teacher’s readiness for professional work. The results consist in describing an experiment to create a town’s internship site as a form of increasing the level of readiness of a teacher in a pre-school educational organization for professional work through the dissemination of pedagogical experience. Conclusion. Intermediate results show a positive trend in increasing the level of readiness of a teacher of a pre-school educational organization for professional work.

Текст научной работы на тему «Готовность педагога дошкольной образовательной организации к профессиональной деятельности»

4. Ezhova L. V. Postanovka i reshenie upravlencheskih zadach na promyshlennyh pnedpniyatiyah metodom delovyh igr [Setting and solving managerial problems in industrial enterprises using the business games method]. Novosibirsk, 2005, 124 p. (In Russian).

5. Zhurakovsky V. M., Fedorov I. V. Modernizaciya vysshego obrazovaniya: problemy i puti ih resheniya [Modernization of higher education: problems and ways to solve them]. Higher Education in Russia, 2006, no. 1, pp. 3-14. (In Russian).

6. Zverev V. V., Budanova E. V., Inozemtseva L. O. O primenenii sovremennyh innovacionnyh tekhnologij v prepodavanii mikrobiologii v medicinskih vuzah [On the application of modern innovative technologies in the teaching of microbiology in medical universities]. Collection of theses VI All-Russian Conference with international participation "Medical Education — 2015". Moscow, 2015, pp. 142-143. (In Russian).

7. Lazarev V. S., Martirosyan B. P. Pedagogicheskaya innovatika [Pedagogical innovation]. Moscow, 2006, 235 p. (In Russian).

8. Levina L. M. Innovacionnye aspekty samostoyatel'noj raboty studentov v kontekste Bolonskogo processa i modernizacii vysshej shkoly [Innovative aspects of independent work of students in the context of the Bologna process and the modernization of higher education]. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, 2010, no. 6, pp. 17-22. (In Russian).

9. Podgrushnaya T. S. Kontrol'no-obuchayushchie programmy kak sredstvo pedagogicheskogo kontrolya v obrazovatel'nom processe vuza [Control-training programs as a means of pedagogical control in the educational process of a higher educational institution]. Siberian Medical Review, 2013, no. 2, pp. 97-100. (In Russian).

10. Podgrushnaya T. S., Protasova I. N., Rukosueva T. V. Sposoby povysheniya poznavatel'noj aktivnosti studentov pri izuchenii mikrobiologii v medicinskom VUZe [Ways to increase the cognitive activity of students in the study of microbiology at a medical university]. Fundamental research, 2015, no. 2 (part 26), pp. 5925-5929. Available at: https://www.fundamental-research. ru/ru/article/view?id=38531. (In Russian).

11. Protasova I. N., Podgrushnaya T. S., Rukosueva T. V., Peryanova O. V. Vozmozhnost' ispol'zovaniya delovyh igr na prakticheskih zanyatiyah po mikrobiologii v medicinskom vuze [The possibility of using business games in practical classes in microbiology at a medical college]. Fundamental research, 2014, no. 9 (part 6), pp. 1347-1351. Available at: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35068. (In Russian).

12. Savolainen G. S. Nauchno-obrazovatel'nyj centr kak sreda povysheniya professional'noj kompetentnosti uchitelya «Novoj shkoly» [Research and Education Center as an environment for enhancing the professional competence of the teacher of the "New School"]. Bulletin of the school, 2011, no. 2. (In Russian).

13. Filippov V. M. Ob aktivizacii samostoyatel'noj raboty studentov vysshih uchebnyh zavedenij [On the activation of independent work of students of higher educational institutions]. Higher education today, 2002, no. 2, pp. 5-7. (In Russian).

14. Choshanov M. A. Gibkaya tekhnologiya problemno-modul'nogo obucheniya [Flexible technology of problem-module training]. Moscow, 1996. 160 p. (In Russian).

15. Shevchenko N. I. Modernizaciya vysshego obrazovaniya kak innovaciya v svete Bolonskih konstruktov [Modernization of higher education as an innovation in the light of Bologna constructs]. VInternational Scientific Conference "Education and society in the context of globalization". Moscow, 2009, pp. 408. (In Russian).

16. Schedrovitsky G. P. Organizacionno-deyatel'nostnaya igra kak novaya forma organizacii kollektivnoj mysledeyatel'nosti [Organizational-activity game as a new form of organization of collective thought-activity]. Digest of articles "Methods of research, diagnosis and development of international labor groups". Moscow, 1983, pp. 153-178. (In Russian).

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

READINESS OF THE TEACHER OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION FOR PROFESSIONAL WORK

Введение. В статье представлены промежуточные результаты исследования по проблеме формирования готовности педагога дошкольной образовательной организации к профессиональной деятельности в современном социуме.

Методология. В исследовании проводится теоретический анализ существующих позиций на понимание готовности педагога к профессиональной деятельности.

Результаты заключаются в описании эксперимента по созданию городской стажировочной площадки как формы повышения уровня готовности педагога дошкольной образовательной организации к профессиональной деятельности посредством диссеминации педагогического опыта.

УДК/UDC 373.211.24

Т. Н. Халецкая

T. Khaletskaya

Заключение. Приводятся промежуточные результаты, отражающие положительную динамику в повышении уровня готовности педагога дошкольной образовательной организации к профессиональной деятельности в современных условиях.

Introduction. The article presents the interim results of a study on the problem of the formation of readiness of a teacher of a pre-school educational organization for professional work in modern society.

Methodology. The study provides a theoretical analysis of the existing positions on the understanding of the teacher's readiness for professional work.

The results consist in describing an experiment to create a town's internship site as a form of increasing the level of readiness of a teacher in a pre-school educational organization for professional work through the dissemination of pedagogical experience.

Conclusion. Intermediate results show a positive trend in increasing the level of readiness of a teacher of a pre-school educational organization for professional work.

Ключевые слова: готовность педагога дошкольной образовательной организации к профессиональной деятельности, стажировочная площадка, диссеминация педагогического опыта.

Keywords: readiness of the teacher of pre-school educational organization for professional work, internship site, dissemination of pedagogical experience.

Сегодня в ситуации усовершенствования образования все уровни государственного управления принимают нормативные акты, касающиеся развития дошкольного образования и всех его форм [10], направленных на повышение профессионального уровня педагогов и поддержание внедрения профессиональных стандартов, применимых к педагогам и руководителям [13], что способствует развитию кадровых ресурсов в области образования [9].

Известные ученые — теоретики и практики А. Г Асмолов, О. А. Скоролупова, О. А. Данилова — говорят о необходимости качественно нового педагога, высокопрофессионального специалиста, готового к инновациям, способного работать в быстро меняющемся обществе, эффективно организовывать образовательную деятельность, выполнять государственный образовательный заказ и предоставлять качественные образовательные услуги, отвечающие потребностям заказчиков (воспитанников дошкольной образовательной организации и их родителей) [14].

В данных условиях особое значение придается вопросу готовности педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО) к осуществлению профессиональной деятельности.

В психологической и педагогической литературе понятие «профессиональная готовность» интерпретируется по-разному. Профессиональная готовность, по мнению В. А. Сластенина, это «набор профессионально определенных требований к педагогу». Б. Г Ананьев, И. С. Кон, А.Н. Леонтьев, А. ГСпиркин рассматривают состояние готовности с точки зрения индивидуальных личностных качеств, которые влияют на природу будущей деятельности. А. А. Деркач и Л. А. Кандыбович определяют готовность как синтез всех аспектов личности педагога. Мы под готовностью педагога ДОО к профессиональной деятельности будем иметь в виду высокий уровень сформированности компетенций, позволяющих педагогу организовать профессиональную деятельность с учетом требований современного законодательства и запросов социума.

Основываясь на анализе источников современной и классической специализированной литературы, мы выделили виды готовности педагога ДОО к профессиональной деятельности, которые, на наш взгляд, отражают современные требования законодательства и общества к педагогическим кадрам.

Психологическая готовность — целостность внутреннего настроя на профессиональную деятельность и других субъективных, интеллектуальных качеств, необходимых для ее успешной реализации [3, с. 119].

Общая готовность — сформированность профессиональных знаний и комплекса навыков, которые постоянно поддерживаются и воспроизводятся путем их обновления, обладание способами продуктивной деятельности с применением творчества при выполнении профессиональной деятельности [6]. Под комплексом навыков мы понимаем профессиональные (жесткие) и надпрофес-сиональные (гибкие) навыки, необходимые для профессиональной педагогической деятельности.

Готовность к инновационной деятельности — это особое личностное условие, которое подразумевает, что педагог обладает мотивационно-ценностностным отношением к своей профессии,

владеет эффективными и результативными способами и средствами для достижения своих образовательных целей, способен к творчеству, рефлексии и реализации нововведений [2, а 29].

Готовность к индивидуализации — совокупность качеств личности, в которой присутствуют моти-вационные, психологические, ценностные составляющие; уровень знаний и профессионализма, обеспечивающие мотивационно-смысловую готовность и способность субъекта к осуществлению профессиональной деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями [1, с. 144].

Готовность к использованию информационных и коммуникационных технологий является инте-гративной характеристикой личности, которая определяет способность находить решение для основных профессиональных педагогических задач с активным использованием информационно-коммуникационных технологий [9].

Готовность к работе с семьей, социальными партнерами — сформированность системы знаний, навыков, методов работы, опыта и ценностей, характеризующих эффективность координации действий субъектов и их сотрудничества, которые воспроизводят содержание взаимодействия и выявляются в ходе его реализации [8, с. 72].

Деонтологическая готовность — сформированность профессионального поведения и педагогической этики, гарантирующей отношения доверия между участниками образовательных отношений [4, а 148].

Готовность к саморазвитию, непрерывному образованию — это личностная и значимая профессиональная познавательная деятельность, которая регулируется самим субъектом, характеризуется осознанностью, систематичностью, автономией, творчеством, рефлексивностью [6].

Рефлексивно-оценочная готовность — умение проводить анализ собственной или чужой деятельности, структурировать ее, выделять ее состав, прорабатывать согласно поставленным целям, оценивать результат, реконструировать в соответствии с анализом [5, с. 171].

Поскольку педагогическая деятельность основана на знаниях, навыках, способностях и личностном отношении педагога к образовательному процессу, выделяются следующие критерии готовности педагога: личностный, мотивационный, когнитивный и деятельностный [8, с. 127].

Таблица 1

Критерии готовности педагога ДОО к профессиональной деятельности

Критерии Характеристика педагога ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Мотивационный Понимает сущность и социальную значимость своей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес, осознает постоянно развивающийся характер своей профессиональной деятельности, проявляет осознанную заинтересованность в саморазвитии; владеет профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных возможностей, особенностей поведения, состояния психического и физического здоровья

Личностный Обладает активностью, умением анализировать собственную деятельность, способностью к самосовершенствованию, комплексом профессионально значимых качеств

Когнитивный Знает: — приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законы и нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в РФ, ФГОС ДО; — нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), одаренных, с особыми образовательными запросами и др.; — Конвенцию о правах ребенка; — трудовое законодательство; — основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий; — педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию, психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей, возрастную физиологию, детскую гигиену; — основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики, способы организации деятельности; — методы и формы мониторинга деятельности воспитанников; — специфику дошкольного образования и особенности организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

Окончание таблицы 1

Критерии Характеристика педагога ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО

— основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания; — общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте; — особенности становления и развития видов детской деятельности в раннем и дошкольном возрасте; — основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста; — современные тенденции развития дошкольного образования

Деятельностный Умеет: — организовывать безопасную развивающую среду для всех категорий детей, в том числе с ОВЗ, одаренных, с особыми образовательными запросами и др.; — планировать и реализовывать образовательную работу; — организовывать различные виды детской деятельности: предметную, познавательно-исследовательскую, игры, продуктивную; конструирование; — применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста; — использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга; — владеть всеми видами развивающей деятельности дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской); — выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста; — владеть ИКТ-компетенциями; — создавать позитивный психологический климат в группе и условия для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья; — реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями; — разрабатывать и реализовывать рабочие программы, индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей воспитанников; — использовать культурно-исторический, деятельностный и развивающий подходы; — реализовывать современные, в том числе интерактивные, формы и методы в различных видах детской деятельности

Чтобы определить уровень текущей готовности педагогов ДОО к профессиональной деятельности, были выделены уровни (табл. 2). Таблица 2 Уровни готовности педагога ДОО к профессиональной деятельности

Уровень готовности к профессиональной деятельности Характеристика педагога ДОО

Творческий Высокая мотивация к профессиональной деятельности. Обладает профессиональными знаниями, знаниями дошкольной педагогики и психологии (в том числе специальной). Владеет навыками организации различных видов детской деятельности; методами и формами партнерского взаимодействия с родителями. Сформированы проектировочные, оценочные, рефлексивные навыки; готовность к нововведениям и инновационной деятельности. Владеет ИКТ и использует эти навыки в работе с детьми и их родителями. Соблюдает нормы этического поведения педагога; работает над своим самообразованием, стремится поделиться своим опытом с другими педагогами. Творчески преобразовывает окружающую действительность, вносит авторский вклад в подготовку и организацию всех видов деятельности с детьми и их родителями

Окончание таблицы 2

Уровень готовности к профессиональной деятельности Характеристика педагога ДОО

Оптимальный Высокая мотивация к профессиональной деятельности. Обладает профессиональными знаниями, знаниями дошкольной педагогики и психологии (в том числе специальной). Владеет навыками организации различных видов детской деятельности; методами и формами партнерского взаимодействия с родителями. Сформированы проектировочные, оценочные, рефлексивные навыки; готовность к нововведениям и инновационной деятельности. Владеет ИКТ и использует эти навыки в работе с детьми и их родителями. Соблюдает нормы этического поведения педагога; работает над своим самообразованием, стремится поделиться своим опытом с другими педагогами

Допустимый Обладает профессиональными знаниями, знаниями дошкольной педагогики и психологии (в том числе специальной). Владеет навыками организации различных видов детской деятельности; методами и формами партнерского взаимодействия с родителями. Сформированы проектировочные, оценочные, рефлексивные навыки. Соблюдает нормы этического поведения педагога. Отсутствует владение ИКТ, в недостаточной степени для современного образования работает над своим самообразованием, отсутствует обобщение собственного опыта, которым можно поделиться с коллегами. Не готов к инновационной деятельности, нововведениям

Недопустимый Низкая мотивация к профессиональной деятельности, непонимание своей роли в современном дошкольном образовании, низкий уровень теоретической и практической подготовки в области дошкольной педагогики и психологии, неготовность к нововведениям в образовательном процессе

Для определения уровня готовности педагога ДОО к профессиональной деятельности нами была проведена диагностика. В пилотном исследовании принимали участие 247 педагогов из 38 детских садов Междуреченского городского округа.

С целью изучения сформированности готовности педагога ДОО к профессиональной деятельности нами был применен оценочно-диагностический инструментарий, состоящий из методик, разработанных ведущими учеными (В. А. Сластенин, Л. С. Подымова, И. В. Никишина и др.), авторских опросников и анализа документации.

Таблица 3

Оценочно-диагностический инструментарий

Название методики (автор) Исследуемая функция

Карта педагогической оценки и самооценки способностей педагога к инновационной деятельности (В. А. Сластенин, Л. С. Подымова) Выявление готовности к инновационной деятельности по разделам: — мотивационно-творческая направленность личности; — креативность; — оценка профессиональных способностей педагога к осуществлению инновационной деятельности; — индивидуальные особенности личности учителя

Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И. В. Никишина) Изучение способности педагога к творческому саморазвитию в процессе профессиональной деятельности

Опросник (авторская методика) Изучение исходного и итогового уровней педагогов-участников по всем направлениям, выделенным на основе законодательно-нормативных актов

Анализ рабочих программ педагогов Изучение навыков моделирования, планирования образовательной деятельности, учет индивидуальных и возрастных возможностей воспитанников, работа с родителями (законными представителями несовершеннолетних воспитанников)

Анализ видеороликов с записями непосредственно образовательной деятельности (в рамках городского фестиваля) Изучение практических навыков организации всех видов детской деятельности с учетом возрастных и психологических возможностей, особенностей развития воспитанников

Входящая диагностика показала следующие результаты: 24 педагога (10,5 %) — творческий уровень, 88 педагогов (34,5 %) — оптимальный уровень, 135 педагогов (55 %) — допустимый уровень.

Исходя из полученных результатов и определения готовности педагога ДОО к профессиональной деятельности, мы пришли к выводу, что сегодня активность личности самого педагога, его стремление к самообразованию, постоянное совершенствование личных и профессиональных компетенций, непосредственно влияющих на качество образования, имеют ведущее значение.

Способствует решению целого ряда задач современного дошкольного образования специально созданное профессиональное сообщество, активно участвующее в развитии системы дошкольного образования, интегрированное в общественную жизнь, аккумулирующее новые идеи и подходы к работе с детьми и родительской общественностью. Одной из форм, отвечающих данным требованиям, стала городская стажировочная площадка (ГСП) для педагогов ДОО, основанная на диссеминации педагогического опыта. В ее работе приняли участие 66 педагогов и 52 педагога-эксперта. Воспитатели и специалисты 38 детских садов города работали над актуальными проблемами, выявленными в ходе SWOT-анализа, проведенного руководителями ДОО. Сопоставив вскрытые затруднения, требования нормативных документов к педагогу дошкольной организации и выделенные нами направления готовности к профессиональной деятельности, мы организовали мероприятия, нацеленные на решение этих вопросов (табл. 4).

Таблица 4

Виды готовности педагога ДОО к профессиональной деятельности и мероприятия по их реализации

Виды профессиональной готовности педагога Мероприятия

Общая готовность Семинар на тему «Современные подходы к организации различных видов детской деятельности» Задачи: — представить оригинальный авторский опыт экспертов по организации какого-либо вида деятельности; — научить участников представленным авторским методам и приемам на практике. Домашнее задание: провести и представить фотоотчет (слайд-презентацию) о развлечении с использованием любых видов детской деятельности

Готовность к инновационной деятельности Мозговой штурм «Инновации в дошкольном образовании» Задачи: — представить участникам инновационные проекты, реализованные экспертами в своих ДОО, с объяснением технологии поведения; — при помощи мозгового штурма получить как можно больше идей для инновационных проектов с воспитанниками. Домашнее задание: реализовать и представить фотоотчет (слайд-презентацию) об одном из названных инновационных проектов

Готовность к индивидуализации Семинар-практикум на тему «Каждый ребенок — индивидуальность» Задачи: — представить опыт работы воспитателей, учителей-логопедов и педагогов-психологов с разными категориями воспитанников (застенчивые, гиперактивные, с агрессивным поведением, с ОВЗ, дети-инвалиды); — представить образцы индивидуальных образовательных маршрутов с пошаговым пояснением разделов. Домашнее задание: выделить в своей группе подгруппу детей (при помощи методик, предложенных экспертами) по одному из направлений, спланировать и организовать с ними индивидуальную или подгрупповую коррекционную работу (с учетом рекомендации экспертов — педагогов-психологов)

Готовность к использованию ИКТ Мастер-класс «ТСО в современной образовательной среде» Задачи: — представить опыт работы экспертов по использованию интерактивной доски, ноутбука и проектора (слайд-презентации, фильмы); — познакомить участников с основами программ для создания фильмов, аудиотреков, газет, буклетов с подробным инструктажем по работе и ссылками на скачивание интернет-ресурсов; — представить опыт педагогов по использованию социальных сетей в работе с родителями. Домашнее задание: продолжить работу с подгруппой детей, отчет представить в виде видеоролика продолжительностью до 2 минут

Окончание таблицы 4

Виды профессиональной готовности педагога Мероприятия

Готовность к работе с семьей, социальными партнерами Дебаты на тему «Секреты взаимодействия с современными родителями» Задачи: — представить опыт работы экспертов по работе с родителями (яркие оригинальные мероприятия или форма работы); — познакомить участников с формой работы «дебаты», провести дебаты, в основе которых лежит тезис «Детский сад и семья — партнеры». Обсудить все положительные и отрицательные утверждения. Домашнее задание: провести ближайшее родительское собрание в форме дебатов на тему, соответствующую годовому плану ДОО. Форма отчетности — краткое описание

Деонтологическая готовность Деловая игра «Профессиональное поведение педагога» Задачи: — представить и обсудить «заповеди» педагога по направлениям взаимоотношений: «педагог — воспитанники», «педагог — родители», «педагог — коллектив», «педагог — социум»; — обыграть проблемные ситуации по каждому направлению. Домашнее задание: принять участие в обсуждении и составлении Профессионального кодекса в своей ДОО (по плану методического объединения старших воспитателей данная работа приходится на март — апрель)

Готовность к саморазвитию, непрерывному образованию Дискуссия с элементами коучинга «Саморазвитие современного педагога» Задачи: — представить опыт участия экспертов в очных муниципальных и региональных конкурсах; — представить опыт участия экспертов в бесплатных (рейтинговых) онлайн-конкурсах, конференциях, в работе над публикациями разработок, статей с конкретными примерами и ссылками на сайты; — организовать дискуссию на основе активных вопросов по готовности и мотивации к участию в очных муниципальных и региональных конкурсах. Разобрать причины, мешающие презентации и продвижению своего опыта

Рефлексивно- оценочная готовность Методический тренинг «Оценка и рефлексия педагогической деятельности» Задачи: — проанализировать НОД (в видеозаписи) по развитию элементарных математических представлений финалистов городского фестиваля лучшего видеоролика (по предложенному шаблону); — разобрать предложенные конспекты занятий (в подгруппах) по разным областям и разработать программное содержание к каждому конспекту с обозначением возраста детей, особое внимание уделить способам рефлексии на данном занятии

За первый год (2016/17) ГСП было отработано 8 тем, актуальных для формирования готовности педагогов-участников ГСП к профессиональной деятельности в современном социуме. Каждая тема организовывалась и готовилась педагогами-экспертами в различных формах: семинар, семинар-практикум, мастер-класс, деловая игра, методический тренинг Впервые в нашем городе были использованы такие формы работы с педагогами-«дошкольниками», как дебаты и дискуссия с элементами коуч-сессии. В каждом из трех районов города в течение месяца проходило одно мероприятие, которое организовывали эксперты данного района. Таким образом был получен более обширный практико-ориентированный материал по теме. В течение года реализовано 24 мероприятия, на которых педагоги-участники ГСП получали домашнее задание для закрепления по теме встречи. Среди выполненных заданий были:

— видео- и фотоотчеты о разработанных и проведенных мероприятиях для детей и их родителей; организованных видах детской деятельности;

— фото- и видеоотчеты о проведении родительских собраний на тему своего МБДОУ в одной из инновационных форм, предложенных экспертами;

— фото- и видеоотчеты о проведенной работе с детьми «особого внимания» по методикам, рекомендованным педагогами-психологами ГСП (организована работа с гиперактивными детьми, детьми с агрессивным поведением, застенчивыми, тревожными, с ОВЗ), в представленных результатах педагоги указали положительную динамику в поведении и общении таких детей;

— видеоролики и слайд-презентации о реализованных инновационных идеях, полученных в ходе мозгового штурма (совместные проекты нескольких детских садов, вовлечение братьев и сестер воспитанников в образовательную деятельность ДОО, совместные проекты с детской

библиотекой, ГИБДД, с благотворительным фондом «Ты не один»), часть проектов была освещена в городских СМИ;

— разработанные «Заповеди педагога» по разделам: взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами и администрацией, социумом.

Итоговым мероприятием ГСП стал конкурс педагогического мастерства «Мастерская детства», в ходе которого педагоги-участники продемонстрировали все полученные знания, навыки, приобретенные за год активной работы (методические рекомендации о проведении конкурса размещены на сайте КРИПКиПРО, кафедра дошкольного образования).

По результатам всех итоговых мероприятий был проведен количественный анализ, отражающий уровень готовности к работе в ДОО педагогов-участников: 32.5 % — творческий уровень, 48 % — оптимальный уровень, 19.5 % — допустимый уровень (рис. 1).

Как видно из представленных данных, изменение результатов выражалось в понижении наиболее слабого (допустимого) уровня готовности педагогов и увеличении оптимального и творческого уровней.

Входящая диагностика Промежуточная диагностика

В Творческий уровень

□ Оптимальный уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Допустимый уровень

S Творческий уровень

□ Оптимальный уровень

■ Допустимый уровень

Рис. 1. Сравнительная диагностика уровней готовности педагогов ДОО к профессиональной деятельности

Таким образом, результаты первого года опытно-экспериментальной работы показывают положительную динамику формирования готовности педагога ДОО к профессиональной деятельности в современном социуме. Данные результаты были представлены в 2017 г в формате проекта «Организация городской стажировочной площадки в условиях реализации ФГОС ДО (ГСП 16-17)» на региональном конкурсе профессионального мастерства «Педагогические таланты Кузбасса» и V Всероссийской научно-практической конференции «Современные подходы к развитию системы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС: теория, практика и тенденции».

Литература

1. Акутина С. П. Проблема готовности педагогов к работе с детьми с особенностями в развитии [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. С. 142-151. URL: http://www.science-education.ru/nu/ article/view?id=26118.

2. Алексанина Н. С. Инновационная деятельность в образовании // Мир образования - образование в мире. 2016. № 4. С. 25-34.

3. Жукова В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» // Известия Томского политехнического университета. 2012. № 6. С. 117-121.

4. Кичева И. В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. Пятигорск, 2004. С. 148.

5. Колокольникова З. У., Алимова Е. Р. Формирование рефлексивной деятельности будущего педагога [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-1. С. 169-173. URL: http://www.applied-neseanch.nu/nu/anticle/view?id=7839.

6. Никитина С. В., Свирская Л. В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. М., 2013. 64 с.

7. Панкова Г. В., Лузан М. М., Сергеева М. А. Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС ДО и ПС (Профстандарта) [Электронный ресурс] // Концепт. 2016. Т. 10. С. 231-235. URL: http://e-koncept. nu/2016/56854.htm (дата обращения: 05.10.2018).

8. Смирнова А. В. Подготовка будущего педагога в вузе к взаимодействию с семьей : дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2013. 249 с.

9. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. М., 2011. 134 с.

10. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2035 года. Кемерово, 2018. 159 с.

11. Тарамова Э. А. Готовность будущего учителя к использованию информационных технологий // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. Краснодар, 2016. С. 231-232.

12. Тихомирова Ю. М. Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф. М., 2014. С. 6-9. URL: https://moluch.nu/conf/psy/anchive/110/5082/ (дата обращения: 08.10.2018).

13. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. М., 2015. 151 с.

14. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. М., 2013. 58 с.

References

1. Akutin S. P. Problema gotovnosti pedagogov k rabote s det'mi s osobennostyami v razviti [The problem of teachers' readiness to work with children with special needs]. Modern problems of science and education, 2017, no. 1, pp. 142-151. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26118. (In Russian).

2. Aleksanina N. S. Innovacionnaya deyatel'nost' v obrazovanii [Innovative activity in education]. World of education - education in the world, 2016, no. 4, pp. 25-34. (In Russian).

3. Zhukova V. F. Psihologo-pedagogicheskij analiz kategorii «psihologicheskaya gotovnost'» [Psychological and pedagogical analysis of the category "psychological readiness"]. Bulletin of the Tomsk Polytechnic University, 2012, no. 6, pp. 117-121. (In Russian).

4. Kicheva I. V. Obogashchenie pedagogicheskoj terminologii v 90-e gody XX veka [Enrichment of pedagogical terminology in the 90s of the XX century]. Pyatigorsk, 2004, pp. 148. (In Russian).

5. Kolokolnikova Z. U., Alimova E. R. Formirovanie refleksivnoj deyatel'nosti budushchego pedagoga [Formation of the reflective activity of the future teacher]. International Journal of Applied and Fundamental Research, 2015, no. 12-1, pp. 169-173. Available at: http://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=7839. (In Russian).

6. Nikitina S. V., Svirskaya L. V. Ocenka rezul'tativnosti i kachestva doshkol'nogo obrazovaniya [Evaluation of the effectiveness and quality of preschool education]. Moscow, 2013, 64 p. (In Russian).

7. Pankova G. V., Luzan M. M., Sergeeva M. A. Razvitie professional'noj kompetentnosti pedagoga DOO v kontekste FGOS DO i PS (Profstandarta) [The development of professional competence of a teacher in the PEO in the context of the Federal State Educational Standards for Subsidiaries and Professionals]. Concept, 2016, vol. 10, pp. 231-235. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56854.htm. (accessed 10.05.2018). (In Russian).

8. Smirnova A. V. [Preparing the future teacher at the university for interaction with the family]. Ph. D. thesis. Krasnoyarsk, 2013, 249 p. (In Russian).

9. Strategiya innovacionnogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda [Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020]. Moscow, 2011. 134 p. (In Russian).

10. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Kemerovskoj oblasti na period do 2035 goda [Strategy of social and economic development of the Kemerovo region for the period up to 2035]. Kemerovo, 2018, 159 p. (In Russian).

11. Taramova E. A. Gotovnost' budushchego uchitelya k ispol'zovaniyu informacionnyh tekhnologij [The readiness of the future teacher to use information technologies]. Materials of the VIII International Scientific Conference "Problems and Prospects for the Development of Education". Krasnodar, 2016, pp. 231-232. (In Russian).

12. Tikhomirova Yu. M. Teoreticheskij analiz strukturnyh komponentov psihologicheskoj gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti [Theoretical analysis of the structural components of psychological readiness for professional activity]. Materials of the II International Scientific Conference "Psychological Sciences: Theory and Practice". Moscow, 2014, pp. 6-9. Available at: https://moluch.ru/conf/psy/archive/110/5082/ (accessed 10.08.2018). (In Russian).

13. Federal'naya celevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody [Federal Targeted Program for the Development of Education for 2016-2020]. Moscow, 2015,151 p. (In Russian).

14. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty doshkol'nogo obrazovaniya [Federal state educational standards for pre-school education]. Moscow, 2013. 58 p. (In Russian).

УДК/UDC 377 Е. В. Ярвилянина

E. Yarvilyanina

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КОЛЛЕДЖА КАК ПРОСТРАНСТВО формирования общих КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE COLLEGE AS A SPACE FOR THE FORMATION OF GENERAL COMPETENCIES OF STUDENTS

Введение. В статье представлено исследование по формированию общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования. Цель статьи — раскрыть особенности формирования общих компетенций студентов в рамках интегрированной образовательной среды.

Методология. Исследование проводилось на основе методов:

1) теоретических: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы; сравнительный анализ образовательных стандартов и образовательных программ, учебных планов, учебных пособий и методических материалов; индукция и дедукция; обобщение,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.