УДК 378.046.4+372.3
UDC 378.046.4+372.3
О.С. МАМОНОВА
зав. отделом дошкольного образования, Орловский институт усовершенствования учителей E-mail: [email protected]
O.S. MAMONOVA
Head of the Department of preschool education, Orel State Institute of Improvement of Teachers E-mail: [email protected]
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION IN THE QUALIFICATION UPGRADING SYSTEM OF EDUCATORS IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION
В статье рассматривается проблема повышения квалификации педагога дошкольной образовательной организации в системе непрерывного образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Раскрывается процесс методического сопровождения педагога в системе непрерывного образования, его цели, задачи и основные направления.
Ключевые слова: модернизация дошкольного образования, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, непрерывное образование, методическое сопровождение, повышение квалификации.
In the article the problem of qualification upgrading of educators in preschool educational organization in continuing education system under conditions of implementation of Federal State Educational Standard of preschool education is discussed. The process of methodical maintenance of educator in continuing education system, its goals, objectives and main directions are considered.
Keywords: modernization of preschool education, Federal State Educational Standard of preschool education, continuing education, methodical maintenance, qualification upgrading.
Стремительные динамические изменения в системе российского образования требуют от современного педагога высокой профессиональной мобильности, способности к саморазвитию и непрерывному образованию. Пункт 4.1. статьи 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ [1] регламентировал дошкольному образованию первую (начальную) ступень в структуре общего образования, тем самым открыв широкое поле деятельности для инновационных проектов педагогов дошкольного образования. Последовавшая за законом модернизация дошкольного образования привела к обновлению его содержания, принципов построения образовательного процесса, вариативности форм и методов работы с детьми, написанию основных образовательных программ дошкольного образования, разработанных в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) дошкольного образования. Вызовы времени требует от специалистов дошкольных организаций отказа от педагогических шаблонов и стереотипов, пересмотра своих профессиональных взглядов и позиций, освоения новых знаний и современных образовательных технологий, внедрения инновационного педагогического опыта в практику. В этой связи задача подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы с детьми дошкольного возраста приобрело особое значение. Еще большую актуальность эта проблема получила с вступлением в действие с 01.01 2014 года ФГОС дошкольного об-
разования: учитывая самоценность дошкольного детства, стандарт четко определил условия взаимодействия взрослых и детей. Такое взаимодействие направлено на развитие разнообразных способностей ребенка с учётом его индивидуальных особенностей и возможностей, а также творческого потенциала каждой личности. Дошкольная образовательная организация (далее ДОО) призвана разработать свою основную образовательную программу в соответствии с требованиями стандарта и контингента воспитанников (обучающихся). В таблице 1 представлены цели, задачи и совокупность требований к реализации основной образовательной программы ДОО [2].
Прописанные в ФГОС цели и задачи невозможно реализовать посредством тех знаний, умений и навыков, которые педагог получил в свое время за период обучения в профильных средних или высших учебных заведениях. По мнению исследователей О.В. Бережновой, Ю.В. Варданян, А.А. Поташника, Л.Л. Тимофеевой, В.В. Шмидт, периодическое плановое повышение квалификации тоже не является разрешением сложившейся в дошкольном образовании ситуации. Насущной стала проблема повышения квалификации воспитателя в системе непрерывного образования. На формирование навыков непрерывного образования ориентирует Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: «умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи» [3].
© О.С. Мамонова © О^. Mamonova
Таблица 1.
Цели, задачи и требования к реализации основной образовательной программы ДОО
ФГОС Требования стандарта
Цели Задачи
повышение социального статуса дошкольного образования охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия 1. к структуре Программы и ее объему
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) 2. к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) 3. к результатам освоения программы
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром разработка программы
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности разработка вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - Программы)
обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей разработка нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования
формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей объективная оценка соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей формирование содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведение их аттестации
Как известно, образование в контексте непрерывного должно сопровождать современного человека, по сути, с момента его рождения. Следует отметить, что идея непрерывного образования не нова, она имеет глубокие исторические корни. Резко возросший интерес к ней возник в конце 60-х годов XX века, что было обусловлено «кризисом мировой системы образования», ее
«неспособностью идти в ногу с развитием общества» [4]. Сам термин «непрерывное образование» был озвучен уже в 1972 году на третьей Международной конференции по образованию взрослых в Токио. В докладе Международной комиссии ЮНЕСКО по развитию образования отмечалось, что «непрерывное образование - это не какая-то система образования, а принципы,
на которых должна базироваться система образования и которые, соответственно, предопределяют развитие всех ее составных частей» [5]. В России к проблеме непрерывного образования обратились в конце 80-х годов А.П. Владиславлев, М.Л. Левицкий, В. Г. Онушкин, А.Н. Орлов, Т.С. Сухобская и др. Рассматривая такой сложный феномен, как «непрерывное образование», берем за основу формулировку А.Н. Орлова [7]: «Непрерывное образование - это целенаправленный процесс, объединяющий и гармонизирующий образовательные воздействия на всестороннее развитие человека в течение всей его жизни в системе государственных, общественных и других учреждений, обеспечивающий его общекультурную и профессиональную подготовку, исходя из общественных и личных потребностей и запросов». Пункт 7 статьи 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ определяет условия для непрерывного образования: «Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта, практической деятельности при получении образования» [1]. Следовательно, постоянное удовлетворение развивающихся потребностей личности в образовании и предоставление каждому возможностей реализации собственной системы получения образования стало целью непрерывного образования. Ключевой фигурой в организации педагогического процесса в системе непрерывного образования является педагог, при этом основой современного непрерывного образования выступает его педагогическое сопровождение, направленное на обеспечение научно-методического мышления - одной из разновидностей профессиональной компетентности педагога в системе повышения его квалификации как субъекта педагогического процесса. В исследованиях ученых Б.З. Вульфова, Е.И Казакова, Г.Е. Котьковой представлена специфика педагогического сопровождения. Они рекомендуют рассматривать сопровождение педагога в системе повышения квалификации как специально и особо организованную деятельность, как методическое сопровождение, целью которого выступает создание системы непрерывного повышения квалификации.
По мнению авторов, задачи сопровождения направлены на оказание помощи педагогам, к ним относятся:
- оказание помощи в развитии творческого потенциала и повышении профессиональных компетенций педагогических работников, создание условий для самообразования, оказание информационной и учебно-методической помощи;
- повышение квалификации через различные формы: курсы повышения квалификации, методические объединения, обучающие семинары, семинары-практикумы, проблемные семинары, круглые столы,
мастер-классы, тематические (проблемные) консультации, педагогические мастерские, конкурсы и др.;
- ознакомление и разработка нормативно-правового, научно-методического, методического и дидактического обеспечения образовательного процесса, оказание практической помощи нуждающимся педагогам;
- трансляция инновационного педагогического опыта через систему сетевого взаимодействия и иные формы методической работы;
- создание мотивационных установок и организация условий для продвижения педагога вперед по индивидуальной траектории развития с целью реализации государственной политики в области образования.
Обозначенные задачи решаются на разных уровнях:
- конкретного педагога (самообразование, реализация индивидуальной траектории развития);
- образовательного учреждения (в рамках организации педагогических сообществ: школы профессионального мастерства, творческие группы, тьюторство, проектные команды и др.);
- муниципальной системы (методические объединения педагогов ДОО, Дни новатора, профессиональные конкурсы педагогического мастерства и др.);
- региональной системы образования (в структуре института повышения квалификации (или институтов развития образования), это курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка педагогических кадров, повышение квалификации по модульной накопительной системе, функционирование инновационных экспериментальных площадок, тьюторских и консультативных центров и др.). (см. рис 1).
На каждом уровне решаются конкретные цели и задачи, свойственные данной структуре, но для всех характерна методическая составляющая, реализуемая через методическую службу.
Согласно письму Министерства образования России «Рекомендации об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования» [6], основными направлениями деятельности методической службы являются: аналитическая, информационная, организационно-методическая и консультационная, эти направления остаются актуальными и в настоящее время.
В современных условиях стремительного развития информационных технологий и внедрения их в систему образования особую важность возымело инфокоммуни-кационное направление, которое предполагает:
- изучение состояния, результатов и перспектив развития образовательных организаций через сайты дошкольных организаций,
- организация сайтов (интернет-ресурсов) педагогических работников,
- организация сетевого инфокоммуникативного взаимодействия педагогов,
- организация деятельности виртуальных методических кабинетов, проведение вебинаров, Интернет-форумов и др.;
- осуществление подготовки и ведения портфолио личных достижений в профессиональной деятельности;
- организация дистанционного обучения для повышения квалификации педагогических работников;
- создание системы дифференцированных сервисных услуг методического сопровождения процесса непрерывного образования педагогических работников.
Для обеспечения дифференциации и индивидуализации обучения при повышении квалификации практикуется написание модульных учебных программ (с учетом уровня образования, опыта работы и квалификационных категорий педагогов). В отдельных случаях возможна разработка индивидуальных программ сопровождения профессионального развития педагога.
Выстроенная система сопровождения педагогов ДОО обеспечит качество освоения основной образовательной программы дошкольного образования, требования к результатам освоения которой прописаны в виде целевых ориентиров дошкольного образования в ФГОС дошкольного образования.
Таким образом, методическое сопровождение повышения квалификации следует рассматривать в качестве значимого ресурса непрерывного образования как для отдельного педагога, так и развития системы дошкольного образования в целом, что обеспечит, с нашей точки зрения, практическую реализацию образовательной государственной политики.
Рис.1. Схема профессионального роста педагога дошкольного образования.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
4. Письмо Министерства образования России от 09 марта 2004 г. № 03-51-48 ин 42-03 «Рекомендации об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования».
5. Котькова Г.Е. Сущность педагогического сопровождения личностного развития школьника в сельском адаптивном комплексе. / Комплексное сопровождения развития личности в системе непрерывного образования: вопросы теории и практики. Сборник материалов Международной научно-практической конференции (29 марта 2012 г, Орел). Педагогическое общество России, 2012. 574 р.
6. Организация методической работы в условиях введения стандарта второго поколения. Под общ. ред. проф. Р.Г. Чураковой. М.: Академкнига, 2012. 112 с.
7. Орлов А. Н. Управление подготовкой учительских кадров в процессе непрерывного образования: проблемы и перспективы. М.: Издательство МПГУ , 1991. 196 с.
References
1. The Federal Law N 273-FL "About education in the Russian Federation" from 29.12.2012.
2. The Order of Ministry of Education and Science of the Russian Federation from the 17th of October 2013 №1155 "About approval of federal state educational standard of preschool education".
3. The national educational initiative "Our new school".
4. The letter of the Russian Ministry of Education from the 09th of March 2004 г. № 03-51-48 registration number 42-03 "The guidelines for organizing the municipal methodical service activity in conditions of education modernization".
5. Kotkova G.E. The essence of educational maintenance of student's personality progress in rural adaptive complex. / Complex maintenance of personality progress in continuing education system: questions of theory and practice. The materials digest of International scientific and practical conference (the 29th of March 2012, Orel). Educational society of Russia, 2012. 574 p.
6. Organisation of methodical activity in conditions of introducing the second generation standard / Under general edition of professor R.G. Churakovoy. M.: Akademkniga, 2012. 112 p.
7. Orlov A.N. Training management of educational staff in continuing education process: problems and prospects. M.: Publishing house MPSU, 1991. 196 p.