Научная статья на тему 'Индивидуальные образовательные траектории обучающихся в системе непрерывного образования'

Индивидуальные образовательные траектории обучающихся в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАЕКТОРИИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СИСТЕМА / TRAJECTORIES / CONSTANT EDUCATION / DEVELOPMENT / PROFESSION / SELF-REALIZATION / SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Эвелина Валериановна

В современном подходе системы профессионального образования к подготовке компетентных специалистов важен процесс формирования готовности личности к профессиональному развитию и самореализации, определяемый активным творческим состоянием ученика. В статье представлен детальный анализ планирования своей траектории развития и самореализации обучающихся на разных ступенях системы общего и профессионального образования. На основе результатов эксперимента подтверждается необходимость построения поэтапной целостной системы продвижения молодёжи к профессии в образовательной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Эвелина Валериановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF CONSTANT EDUCATION

According to contemporary approach of the professional education system it is important to from readiness of students for professional development and self-realization on being determined by active creative state of an individual during the training of competent specialists. There is a detailed analysis of planning of students’ development trajectories and self-realization at different stages of general and professional education system. The experiment results confirm the necessity to construct phased integral system of young people’ progress toward the profession in the educational area.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные образовательные траектории обучающихся в системе непрерывного образования»

Литература

1. Зарецкий В.В. Основные принципы и условия разработки региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде // Профилактика наркомании в образовательных учреждениях Чувашской Республики: сб. науч. ст. / Чув. гос. пед. ун-т; науч. ред. Е.Г. Шубникова. М.; Чебоксары: ЧГПУ, 2006. С. 13-28.

2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. 216 с.

3. Копинг-профилактика курения / авт.-сост. Е.Г. Шубникова. Чебоксары: ООО «Сувар-спорт», 2009. 174 с.

4. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. 192 с.

КИРИЛЛОВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА. См. с. 181.

ШУБНИКОВА ЕКАТЕРИНА ГЕННАДЬЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики, Чувашский государственный педагогический университет, Россия, Чебоксары (ivsuf@rambler.ru).

SHUBNIKOVA EKATERINA GENNADYEVNA - candidate of pedagogical sciences, assistant professor of Psychology and Social Pedagogics Chair, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary.

УДК 37.046 - 057.87

Э.В. МИХАЙЛОВА

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: траектории, непрерывное образование, развитие, профессия, самореализация, система.

В современном подходе системы профессионального образования к подготовке компетентных специалистов важен процесс формирования готовности личности к профессиональному развитию и самореализации, определяемый активным творческим состоянием ученика. В статье представлен детальный анализ планирования своей траектории развития и самореализации обучающихся на разных ступенях системы общего и профессионального образования. На основе результатов эксперимента подтверждается необходимость построения поэтапной целостной системы продвижения молодёжи к профессии в образовательной системе.

E.V. MIKHAYLOVA INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF CONSTANT EDUCATION Key words: trajectories, constant education, development, profession, self-realization, system. According to contemporary approach of the professional education system it is important to from readiness of students for professional development and self-realization on being determined by active creative state of an individual during the training of competent specialists. There is a detailed analysis of planning of students’ development trajectories and selfrealization at different stages of general and professional education system. The experiment results confirm the necessity to construct phased integral system of young people’ progress toward the profession in the educational area.

Развитие человеческого общества невозможно без опыта знаний, преемственности поколений. Поступательное движение общества может происходить при условии передачи накопленных знаний, социального опыта, трудовых умений следующему поколению. Таким образом, в современных условиях непрерывного образования преемственность приобретает немаловажное значение. Образование на всех ступенях должно способствовать социальной адаптации учащегося и его социальному продвижению вперед. Основная задача образования заключается не только в социальном и профессиональном становлении индивида в обществе, но и в целостном формировании личности.

Несмотря на то, что проблема преемственности в обучении не нова для современной педагогической науки, она не менее актуальна на современном

этапе развития общества. Непрерывное образование можно рассматривать как иерархическую систему взаимосвязанных подсистем (СОШ, ООШ, колледж, техникум, ПТУ, вуз, институты повышения квалификации, аспирантура и т.д.). Каждая подсистема образования предполагает формирование профессионально компетентных специалистов, готовых к профессиональной деятельности, в то же время такая система в целом дает возможность получения профессионального образования на более высоком уровне.

Непрерывность в этих условиях дает возможность образовательного маневра, т.е. при движении по уровням профессионального образования человек сам определяется в продолжительности обучения и освоении нескольких специальностей, создавая таким образом свою индивидуальную образовательную траекторию.

А.В. Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ) как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика понимается совокупность его организационно-деятельностных, познавательных, творческих и иных способностей [4]. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям [5]. С точки зрения Н.Н. Сур-таевой, индивидуальные образовательные траектории представляют собой определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующих их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями [3].

Г.М. Кулешова под ИОТ рассматривает интегрированный результат последовательно задаваемых целей, творчески реализованных в ходе личностной продуктивной и самоорганизуемой деятельности, выстраиваемой в образовательной среде с помощью информационных и педагогических технологий [1].

Анализ психолого-педагогической литературы (С.А. Вдовина, Г.А. Климов, В.С. Мерлин) позволяет сделать вывод, что данное понятие рассматривается как проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящего от его мотивации, обучаемости и осуществляемого в сотрудничестве с педагогом.

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленное продвижение в системе образования в условиях ее непрерывности, обеспечивающей ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении педагогической поддержки, самоопределения и самореализации. Необходимость рассмотрения процесса построения индивидуально-образовательной траектории ученика, опирающегося на эти идеи, связана с тем, что они создают условия для самовыражения личности при обязательном достижении поставленных целей обучения [2].

В связи с этим мы придаем большое значение разработке содержания обучения, направленного на осознание учащимися понимания того, что сами ученики являются организаторами собственной траектории движения к профессии и несут ответственность за свои предпринятые действия. В соответствии с этим ученик должен иметь представление о возможных формах продвижения в системе непрерывного профессионального образования.

На основании всего вышеизложенного мы предприняли попытку определить наличие у обучаемых представлений о своей будущей образовательной траектории (степень сформированности представлений о зоне своего ближайшего развития) у школьников старшего звена, студентов средних и высших профессиональных учреждений.

Для проведения опроса использовались метод анкетирования и построение предполагаемой индивидуальной образовательной траектории.

В ходе анкетирования изучалось видение обучаемых перспективности формирования своей профессиональной карьеры, уточнялась субъективная осознанная заинтересованность учащихся, а также выявлялись условия, способствующие или препятствующие этому процессу.

По результатам этой части эксперимента нами получены следующие формы траекторий, представленные на рис. 1-3.

Школьники в своем большинстве (93,2%) ориентированы на получение высшего профессионального образования, обоснованное тем, что они имеют, на их взгляд, прочные знания и представления, например, о художественно-проектной деятельности профессии дизайнера, из них 83,4% указывают на предпочтение вузовского образования среднему профессиональному по причине престижности; 21,4% учащихся профильных школ видят необходимость в получении среднего профессионального образования, что они аргументируют желанием получить прочные фундаментальные знания обо всех технологических и организационных процессах будущей профессиональной деятельности (из них 9,8% хотят затем продолжить обучение в вузе, а 11,6% - приступить к трудовой деятельности); 5,3% школьников готовы к рабочей деятельности по причине трудных семейных и финансовых обстоятельств. В целом школьники (81,8%) затруднялись в своем выборе этапов траектории, что по результатам анкетирования объясняется их неосведомленностью о возможностях перспективных путей продвижения в получении профессии (65,4%), отсутствием обозначенных целей на ближайшее (45,7%) и отдаленное будущее (51,3%).

Для изучения планов по осуществлению профессионального развития студентов колледжа и вуза порядок построения ИОТ разделен на два этапа: на первом студент указывает уже сформированное начало ИОТ; на втором -возможные этапы послевузовской деятельности.

Студенты колледжа в большинстве случаев (52,3%) готовы сохранить уровень получаемого среднего профессионального образования, причем этот показатель характерен для студентов, не имеющих профильного школьного образования (87,9% от предыдущего показателя). Отказ от дальнейшего повышения профессиональных знаний 37,4% опрошенных аргументируют отсутствием сокращенных программ высшего профессионального обучения и, соответственно, «нежеланием тратить время». 20,7% студентов включают в перспективу дальнейшей деятельности совмещение профессиональной деятельности и учебы (заочное или вечернее отделение), из них дальнейшее обучение по профилю в вузе предполагают 27,8% респондентов; по другому профилю в вузе - 56,7%; по другому профилю в средних профессиональных учреждениях - 15,5%. Студенты, выбравшие другую профессиональную направленность, поясняют необходимость наличия дополнительных знаний в правовой и экономической сферах, вызванных требованием работодателей, а также осознанностью перспектив дополнительной профессии в современных условиях рынка труда.

В данной выборке 54,6% студентов получали основное и 26,7% общее школьное образование и отмечали трудности в освоении предметов профессиональной направленности. 18,7% студентов проходили обучение в профильных классах. В ходе анкетирования они отметили понимание и легкость в усвоении специфики дизайн-деятельности на этапе среднего профессионального образования. Выбор ими обучения в колледже обусловлен рядом причин: «не смогли поступить в вуз» - 13,5%, «высокая оплата обучения в вузе» - 10,4%, «нежелание учиться в вузе» - 23,8%, «получить рабочую специальность» - 45,3%, «так сложились обстоятельства» - 7%.

— — — школа-вуз-работа

— • — школа-колледж-вуз-работа школа-колледж-работа

школа-работа______________

Рис. 1. Индивидуальные образовательные траектории школьников 11 классов

50

40

30

20

10

У

1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап

0

— — — школа-колледж-вуз-работа

— • — школа-колледж-работа

......школа-училище-колледж-работг

Рис. 2. Индивидуальные образовательные траектории студентов колледжа

------школа-колледж-вуз-работа

— • — школа-вуз-работа

......проф. школа-колледж-вуз

школа-училище-колледж-работа

Рис. 3. Индивидуальные образовательные траектории студентов вуза

Всего 11,5% студентов готовы к дальнейшему продолжению образования в вузе, из них по профилю «Дизайн» - 34,8%; по другому профилю - 65,2%. Причина низкого показателя выбора профиля подготовки «Дизайн» в вузе также определяется отсутствием сокращенных программ высшего профессионального обучения по данному профилю.

В перспективе реализации профессиональных намерений студентов вуза наметились три основные траектории: «вуз-работа» - 76,8%, причем 89,1% из них готовы в ходе профессиональной деятельности проходить кратковременные курсы повышения квалификации; «вуз-аспирантура-работа» - 5%; «вуз-вуз другого профиля-работа» - 18,2%.

Студенты вуза имеют следующие начальные формы ИОТ: «школа-вуз» -22,3%; «школа с профильными классами-вуз» - 38,9%; «школа-начальное профессиональное, образование-вуз» - 7,2%; «школа-колледж-вуз» - 22,3%; «профильная школа-колледж-вуз» - 9,3%.

На включенность учащихся в систему непрерывного дизайнерского образования в большей степени влияют такие факторы, как незнание о перспективных путях продвижения в получении профессии, неопределенность и неосознанность понимания возможностей выстраивания своей профессиональной карьеры, отсутствие сокращенных программ высшего профессионального обучения по некоторым видам подготовки.

Таким образом, экспериментальная проверка подтверждает необходимость построения поэтапной целостной системы продвижения молодёжи к профессии в образовательной системе. При этом особо важное место занимает изучение психолого-педагогических особенностей формирования профессионального самоопределения обучающихся в системе непрерывного образования, начиная с общеобразовательной школы как наиболее важного и неотъемлемого этапа становления и профессионального самоопределения личности. Полученные результаты наглядно подтверждают необходимость дальнейших разработок содержания, новых методов и принципов организации преемственности обучения в системе непрерывного профессионального образования, которые будут способствовать как грамотному подходу обучающихся к планированию своей траектории развития и самореализации в процессе профессиональной подготовки, так и пониманию и необходимости становления грамотной и всесторонне развитой личности, востребованной в современном обществе.

Литература и источники

1. Кулешова Г.М. Условия реализации индивидуальной образовательной траектории ученика в дистанционном обучении [Электронный ресурс] // Эйдос: интернет-журнал. 2007. 22 февр. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-7.htm (дата обращения: 20.09.2011).

2. Собина Т.А. Индивидуальная образовательная траектория - образовательная программа ученика [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: сайт. URL: http://festival.1september.ru/articles/415977 (дата обращения: 01.01.2012).

3. Суртаева Н.Н. Нетрадиционные образовательные технологии / Новокузнец. ин-т повышения квалификации. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. 63 с.

4. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.

5. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения: пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 2000. 319 с.

МИХАЙЛОВА ЭВЕЛИНА ВАЛЕРИАНОВНА - старший преподаватель кафедры дизайна, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (trademark@yandex.ru).

MIKHAYLOVA EVELINA VALERIANOVNA - senior teacher of Design Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.