необходимый процесс для жизни каждого человека, так как именно он позволяет двигаться вперед, достигать высоких результатов в своей жизни, раскрывать свой потенциал. Поэтому саморазвитие в процессе самостоятельной работы зависит от индивидуальных возможностей человека. Из этого следует, что этот процесс является индивидуальным и неповторимым для каждого человека.
В заключение можно констатировать, что самостоятельная работа студентов по иностранному языку является важнейшим компонентом учебного процесса и ориентирована на саморазвитие и способности обучающихся к самостоятельному изучению языка и культуры, на формирование их коммуникативной компетенции, а также на развитие креативности в решении различных задач средствами изучаемого языка.
Список литературы
1. Дергач А.А., Селезнева Е.В. Акмеологиче-ская культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. М.: Изд-во Москов-
ского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2006.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН; Рос. фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ, 1994. 928 с.
3. Писарева С.А. Методологические основы научной интеграции. Сущность педагогической интеграции // Педагогический вестник НМЦ Выборгского района. 2000. 25 июня. С. 11-17.
4. Ростовецкая Л.А. Самостоятельность личности в познании и общении (Опыт теоретического и экспериментального исследования): пособие по спецкурсу. Ростов н/Д: РГПИ, 1975. 297 с.
5. Румянцева Г.Г. Познавательная самостоятельность студентов как психолого-педагогическая проблема. Ее структурная составляющая - самодеятельность // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2007. №4(30). С. 6-10.
6. Узнадзе Д.Н. Общая психология // отв. ред. ИВ. Имедадзе. М.; СПб.: Смысл; Питер, 2004. 412 с.
СЕМЕНОВ Анатолий Аркадьевич - кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, истории и педагогики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
ВАСИЛЬЕВА Ольга Аркадьевна - старший преподаватель кафедры философии, истории и педагогики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
SEMENOV, Anatolij Arkadyevich - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Philosophy, History and Pedagogy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
VASILYEVA, Olga Arkadyevna - Senior Teacher of Department of Philosophy, History and Pedagogy. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 37.03
ЗНАЧИМОСТЬ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ
Т.А. Спирина
Определена сущность понятия «довузовская подготовка». Проведен анализ научных трудов по рассматриваемой проблеме. Изучены основные компоненты и формы организации современной системы довузовской подготовки в системе «школа-вуз», представлены цели довузовской подготовки.
Ключевые слова: довузовская подготовка; личность; образование; школа; вуз; учащийся; студент.
T.A. Spirina. THE IMPORTANCE OF PRE-COLLEGE EDUCATION PROFESSIONAL GROWTH
The essence of the concept of «pre-university preparation». The analysis of scientific papers on this
issue. The main components and forms of organization of a modern system of preparatory training in the «school-university», presented preliminary training goals.
Keywords: pre-university education; personality; education; school; university; pupil; student.
Термин «довузовская подготовка» начинают активно использовать в педагогической литературе в период реформирования системы высшего профессионального образования России в 90-е гг. ХХ в. В широком смысле термин «довузовская подготовка» употребляется для обозначения совокупности образовательных учреждений - колледжей, лицеев, гимназий, являющихся образовательными учреждениями нового типа, структурными элементами интегрированных систем многоуровневого высшего профессионального образования.
Значимость эффективной организации довузовского образования все больше осознается специалистами. Проблемам довузовской подготовки школьников и методики проведения подготовительных курсов посвящены исследования С.Г. Григорьева, Н.А. Федотовой, М.В. Печатиной, Н.В. Красильниковой, Н.Ю. Черновой, О.А. Осипенко и др. [1]. В них формулируются цели довузовской подготовки, проводится анализ содержания её программ, даются методические рекомендации по проведению подготовительных курсов. Однако практически все эти исследования описывают традиционные методы довузовской подготовки и не учитывают возможностей применения инновационных средств в этой системе.
Исследователи по-разному определяют сущность и содержание понятия «довузовская подготовка», однако, большинство авторов сходятся во мнении, что довузовская подготовка имеет важное, самостоятельное значение в современной системе непрерывного образования.
Деятельностному аспекту довузовской подготовки уделяет внимание Т.Ю. Волгина, определяя ее как процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих способностей в особом образовательном пространстве, в котором ведется работа по профессиональной ориентации учащихся и поиску талантливой и одаренной молодежи.
Довузовскую подготовку учащихся как пропедевтический этап профессионального становления личности, имеющий целью развитие личностных познавательных интересов старшеклассников, коррекцию уровня образованности и адаптацию к условиям учреждений высшего профессионального образования, определяет Н.В. Красильникова.
Т.В. Матекина рассматривает довузовскую подготовку как компонент технологической модели непрерывного образования опережающего типа [3].
Как вид самостоятельного, самоценного, личностно-ориентированного, способного к удовлетворению индивидуальных потребностей личности образования, ориентированного на получение профессионального высшего образования, на подготовку к творческой деятельности, предоставляющего возможности самореализации и саморазвития личности учащегося, формирование готовности к обучению в высшей школе, определяет довузовскую подготовку М.С. Капелевич. Являясь видом образования, довузовское образование имеет собственные цели и функции, содержание, методы и формы взаимодействия педагогов и обучаемых, условия осуществления педагогического процесса, достигаемые при этом результаты.
Д.А. Князевский определяет довузовскую подготовку как допрофессиональную, предшествующую высшему профессиональному образованию, включающую наряду с профо-риентационной работой, предпрофильным и профильным обучением работу объединений довузовской подготовки, обеспечивающих практико-ориентированную и профессиональную направленность взаимодействия учреждения дополнительного образования с высшими учебными заведениями. В учреждении дополнительного образования детей она, соответственно, включает наряду с профориентацион-ной работой работу в объединениях довузовской подготовки школьников [4].
В числе основных требований, которые предъявляются к результатам подготовки специалистов в системе образования, выдвигаются изменения методологии довузовской подготовки, влекущие за собой соответствующие изменения контрольно-оценочной деятельности в содержательном, процессном и организационном планах, порождают проблему реорганизации структур и модернизации технологий, а в целом - развитие систем довузовской подготовки специалистов. Решение проблемы развития систем довузовской подготовки специалистов детерминировано научным обоснованием теоретических основ формирования и оценки компетенций, разработанностью технологических основ развития систем довузовской подготовки специалистов, что позволяет отнести ее к разряду научных, имеющих важное со-
циально-культурное и народно-хозяйственное значение.
Многие родители и учащиеся выпускных классов определяют довузовскую подготовку как платные дополнительные образовательные услуги по отдельно взятым дисциплинам и не связывают эту деятельность как способствующую школьнику выбрать сферу будущей профессии, т.е. с профессиональным самоопределением обучающегося. Однако цели довузовской подготовки намного шире общепринятого её понимания. Реализуя идеи непрерывного обучения, она является частью общероссийской системы образования.
Довузовская подготовка обеспечивает условия для высокоэффективного обучения слушателей на основе постоянного совершенствования качества учебного процесса, внедрения прогрессивных методик обучения. Общими задачами довузовской подготовки являются: организационное и методическое обеспечение учебного процесса по всем программам довузовской подготовки и профориентационной деятельности вуза; организация довузовской подготовки в базовых школах; организация и проведение олимпиад, творческих региональных конкурсов; подготовка слушателей из числа студентов других вузов и ссузов, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных граждан и других категорий слушателей к поступлению в высшее учебное заведение.
Важной составляющей в довузовской подготовке является развитие внутреннего потенциала слушателя, совершенствование его природы, задействование его собственных резервуаров и возможностей, повышение мотивации осознанного выбора получения дальнейшего образования, знакомство с особенностями и спецификой будущей профессии.
На современном этапе развития образования одним из звеньев, позволяющим создать условия для раскрытия способностей обучающихся, является предпрофильная и профильная подготовка старшеклассников - этап активного формирования профессионального самоопределения, когда закладывается уровень профессионально важных качеств.
Основной задачей профильного обучения в старших классах является создание «системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом реальных потребностей рынка труда». Целью профильного обучения школьников является формирование первичных знаний и умений в избранной профессии, предоставление возможности осуществления
профессиональных проб, содействие в профессиональном самоопределении личности.
В связи с введением профильного обучения на старшей школьной ступени вопросы довузовской подготовки не только не сняты, но и приобретают все большую актуальность. Сегодня довузовская подготовка многих вузов приняла на себя функции, связанные с профо-риентационной работой в профильной школе, поскольку выполнение общеобразовательной школой ряда новых профориентационно значимых задач (связанных с профилизацией старшей школы) не носит системного характера и осуществляется школой без учета комплексного и функционального подходов: «Профориентация ради профориентации», «Профориентация - для развития личности!».
Эффективность довузовской подготовки в условиях профилизации обучения возрастает, опираясь на сотрудничество в системе «школа-вуз», что обеспечивает углубленное изучение отдельных общеобразовательных предметов, создает условия для выбора обучающимися индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями, более эффективно готовит выпускников к профессиональному самоопределению, обеспечивая преемственность общего и профессионального образования.
Основными компонентами современной системы довузовской подготовки в системе «школа-вуз» являются: профориентация; формирование и укрепление мотивации к продолжению обучения; реализация начальной специализации.
Основные цели довузовкой подготовки:
• профориентационная работа и профильное обучение;
• обеспечение системного характера развития довузовского обучения;
• качественное обучение слушателей на всех ступенях довузовской подготовки;
• развитие у слушателей навыков познавательной деятельности и самостоятельной работы;
• обеспечение необходимого уровня подготовки слушателей для успешного освоения образовательных программ в учреждениях профессионального образования.
Выпускник новой профильной школы должен быть подготовлен в соответствии с требованиями современного информационного общества. Для этого молодому человеку необходимо прежде всего:
- достигнуть понимания самого себя и окружающей среды;
- разобраться в социальных и профессио-
нальных запросах, в потребностях рынка труда;
- проявить свои возможности и таланты, весь творческий потенциал для дальнейшего развития, образования, становления, роста и совершенствования будущей профессиональной деятельности. Этот результат и является главной задачей профильного обучения в школе.
Учащиеся старшего звена, поставленные в ситуацию выбора, должны будут определиться со своими способностями и склонностями, мотивациями и навыками, пройти диагностику профессиональной направленности и пригодности. При этом, несомненно, им необходимо оказать помощь, дать определенные установки по профессиональной ориентации со стороны семьи и школы, теории и практики, социологии и психологии, учителей-предметников и преподавателей вуза, представителей типов профессий - специалистов, работающих в разных сферах, учреждениях. Учащийся должен учиться по правильно выбранному профилю, и обучение должно обеспечить ему начальную основу его будущей профессионально-трудовой деятельности, составить его базу и дальнейшее продвижение.
Формами организации довузовской подготовки в условиях профильного обучения, а также в системе «школа-вуз» могут быть:
• авторские курсы преподавателей вузов - курсы по выбору для учащихся предпрофиль-ных классов. Содержание курсов должно соответствовать познавательным возможностям школьников и одновременно предоставлять возможность работать на уровне повышенных требований, развивать учебную мотивацию;
• дифференцированное обучение по профилирующим дисциплинам - дифференциация довузовской подготовки по уровням позволит слушателям выбрать желаемую образовательную траекторию в соответствии с их потребностями, способностями, планами будущей профессиональной деятельности. Стандартный уровень подготовки обеспечивает корректиров-
ку и систематизацию базовых знаний по школьной дисциплине. Углубленный уровень предоставляется слушателям, в совершенстве осваивающим базовый школьный курс, имеющим высокие образовательные потребности, ориентирующимся на участие в олимпиадах и т.д.;
• выездные консультации для иногородних могут быть предметными, т.е. носить обучающий характер, различаться по уровню сложности содержания; иметь профориента-ционную направленность - ознакомление со спецификой видов профессиональной деятельности, структурой вузов и т.д.;
• очные, заочные, Интернет-олимпиады;
• проведение психологических тестов по выбору профиля обучения для учащихся 9 классов.
Таким образом, система довузовской подготовки в условиях перехода к профильному обучению должна обеспечивать: широту и вари-ативностъ предоставляемых образовательных услуг; возможность учета образовательных потребностей конкретного ученика в гораздо большей степени, чем в общеобразовательной школе; в основе процесса образовательной деятельности должно быть единство интересов всех его участников - педагогов, детей и родителей; разноуровневое обучение.
Список литературы
1. Довузовское образование на современном этапе / ред. кол. В.П. Попков и др.; СПбГИЭА. СПб., 1998. 215 с.
2. Дятлова К.Д., Францева Ю.Е. Эффективная довузовская подготовка как предпосылка успешности обучения в вузе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Инновации в образовании. Вып. 1. Н. Новгород, 2010. С. 19-24.
3. Матекина Т.В. Система довузовской подготовки как технологическая модель опережающего обучения. Ростов н/Д, 2011. 26 с.
4. Сумская Т.С. Довузовская подготовка в условиях модернизации образования. М., 2002. 200 с.
СПИРИНА Татьяна Анатольевна - старший преподаватель кафедры психологии развития и психофизиологии. Чистопольский филиал Института экономики, управления и права. Россия. Чистополь. E-mail: [email protected]
SPIRINA, Tatyana Anatolyevna - Senior Lecturer of Department of Developmental Psychology and Psychophysiology. Chistopolsky branch of the Institute of Economics, Management and Law. Russia. Tchistopol. E-mail: [email protected]