шедших через подобную систему обучения (в целом такие студенты учатся лучше, чем те, кто через нее не прошел).
Рассмотрим этот подход подробнее.
В его рамках обучаемые включаются в имитируемую с той или иной степенью достоверности профессиональную деятельность.
Предполагается, что включение в имитируемую профессиональную деятельность позволит школьникам, во-первых, совершить профессиональную пробу, а во-вторых, увлечься творческой работой, в ходе которой у них будет создана необходимая мотивация для обучения в данном вузе, а так же (в том числе и при последующем обучении в вузе) будут формироваться профессионально важные качества. Для этой стратегии характерна ориентация на получение конкретного продукта (модели, изобретения, конструкции и т. п.), как и должно быть в реальной профессиональной деятельности.
Важно подчеркнуть, что итогом занятий, например, проектной деятельностью должно быть не способность учащегося создать новый образец техники (это - прерогатива профессионального обучения), а обретение смысла последующего профессионального образования.
На практике сотрудничество между общим и высшим образованием в рамках системы довузовской подготовки может быть реализовано в форме сетевой образовательной программы.
Школа вкладывает в эту программу следующие ресурсы: людские и образовательные. Она направляет в эту программу своих учеников, и обеспечивает их качественное обучение по соответствующим общеобразовательным предметам на профильном уровне (применительно к инженерному вузу такими предметами являются математика, физика и, возможно, информатика).
Вуз, в свою очередь, организует для учащихся особым образом обустроенную квазипрофессиональную деятельность, причем эта деятельность должна обязательно иметь практическую направленность.
Важно подчеркнуть, что практические задания для школьников не должны требовать от них знаний, умений и навыков далеко отстоящих от уже имеющихся у них общеучебных. Более того, при разработке таких заданий, в них очень желательно предусмотреть специальные моменты, которые бы могли продемонстрировать ученикам применение на практике знаний, полученных на соответствующих школьных предметах. Причем архиважно, чтобы вся необходимая информация по данному вопросу исходила от школьного учителя.
Кроме того, такая сетевая образовательная программа должна включать в себя образовательные события, нацеленные на вовлечение учеников в профессиональное сообщество.
Вот примерно так, как представляется, должна выглядеть эффективная система довузовской подготовки школьников, способная с одинаковым успехом, си-нергетически, решать задачи, как общего, так и высшего образования.
Библиографическая ссылка
1. Габдреев Р. В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки. М. : Наука, 2001. 167 с.
Reference
1. Gabdreev R. V. Metodología, teoria, psihologicheskye rezervy injenernoi podgotovky (Methodology, theory, psychological reserves of engineering education). M. : Nauka, 2001. 167 p
© Асташев Б. А., 2014
УДК 378
РОЛЬ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О. В. Беляева
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматривается роль довузовской подготовки в повышении качества профессионального образования, отмечается специфика системы довузовской подготовки, определяются ее компоненты и их влияние на процесс адаптации абитуриентов в вузе, дается обоснование актуальности довузовской подготовки в общей системе подготовки специалиста-профессионала.
Ключевые слова: довузовская подготовка, качество образования, цель, задачи довузовской подготовки, роль довузовской подготовки.
ROLE PREVOCATIONAL TRAINING TO IMPROVE THE QUALITY OF VOCATIONAL EDUCATION
O. V. Belyaeva
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article examines the role ofpre-university training in improvement of the quality of vocational education, notes the specificity of pre-university training, defines its components and their influence on the process of adaptation of students at the university, provides evidence of pre-university training relevance in the general system of professional specialist training.
Keywords: pre-university training, the quality of education, goal, objectives of pre-university training, the role of pre-university training.
Процессы глобализации и интеграции, происходящие на современном этапе социально-экономического развития России, перемены в российском обществе, ситуация, складывающаяся на рынке труда, неизбежно порождают новые требования к качеству профессионального образования выпускников высших учебных заведений, делая вопросы образования и проблемы, связанные с ним, все более актуальными для российского общества. В утверждённой распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163 Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы сформулирована основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, обладающего следующими качествами:
- высокая квалификация, соответствующая уровню профиля;
- конкурентоспособность на рынке труда;
- способность адаптироваться к современным социально-экономическим условиям;
- ориентированность в смежных областях деятельности;
- способность к работе на уровне мировых стандартов;
- готовность к непрерывному профессиональному росту;
- социальная и профессиональная мобильность;
- высокие личностные качества и высокий уровень интеллектуального потенциала.
В связи с этими высокими требованиями, предъявляемыми к специалистам, представляется необходимым проанализировать как понятие качество образования, так и факторы, влияющие на его повышение.
Качество образования - это способность образовательного продукта или услуги соответствовать предъявляемым нормам государственного стандарта и социального заказа.
Кроме того, термин «качество образования» можно трактовать и как логическую категорию, и как положительные или отрицательные свойства объекта, например, когда качество знаний описывается с помощью таких характеристик, как глубина, осознанность, действенность и т. д. Качество образования допускает, кроме того, его описание в терминах сте-
пени достоинства, ценности, пригодности, соответствия объекта некоторому идеалу - тому, каким оно -качество образования - должно быть. Но наиболее полно рассматривают понятие «качество образования» С. Е. Шишов и В. А. Кальней. Они считают, что качество образования - социальная, психолого-педагогическая категория, определяющая уровень и результат процесса образования в обществе и отдельной личности; его соответствие потребностям и ожиданиям в развитии и формировании личностной и профессиональной компетентности; мера, с помощью которой выявляется соответствие конечного результата стандарту. Далее они говорят о том, что качество образования представляет собой интегральное понятие, складывающееся из отдельных показате-лей(личности, программ; технологий, средств и т. д.) [8]. Качество профессионального образования оценивается различными способами: по результатам входного, текущего, итогового контроля, контроля остаточных знаний в процессе обучения, в ходе работы государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) и государственной аттестационной комиссии (ГАК). На повышение качества профессионального образования можно оказывать влияние. Исследователи П. И. Ананьев, и М. А. Кайгородова в своей статье выделяют внешние и внутренние факторы, влияющие на качество образовательной деятельности. Утверждая, что необходимо оценивать, в первую очередь, внутренние факторы и условия. Однако без учета требований, предъявляемых к качеству образовательной деятельности со стороны внешних потребителей, подобная оценка не может быть достоверной [1].
Внешние факторы, влияющие на качество образовательного процесса можно разделить на две группы:
- факторы, связанные с политическими, национальными и экономическими особенностями страны;
- факторы, связанные с особенностями региона.
К числу внутренних факторов, влияющих на качество образовательного процесса, можно отнести:
- уровень материально-технической базы;
- качество применяемых образовательных технологий;
- качество временного и пространственного обеспечения учебного процесса, т. е. расписание занятий;
- научная и педагогическая квалификация преподавателей; их мотивация к труду;
- наличие учебных, научных и производственных связей вуза;
- уровень исходных знаний студентов.
Следовательно, мы видим, что одним из основных
факторов, влияющих на качество профессиональной подготовки, является исходный уровень знаний студентов. Также, на наш взгляд, являются и немаловажным такие факторы как профориентационная работа, проведенная на довузовском этапе, и наличие четких мотивов поступления в конкретный вуз, на конкретное направление. От этого во многом зависит результативность образовательной деятельности в вузах. Специфика приемных кампаний последних лет состоит в том, что прием абитуриентов осуществляется в условиях демографического спада и, как следствие, жесткой конкуренции вузов в борьбе за контингент. В этих условиях вузы вынуждены снижать высокую планку требований к своим абитуриентам, имеющим, в большинстве своем, и без того низкий уровень подготовки вследствие непрерывных реформ в общеобразовательной школе.
В результате вуз сталкивается со следующими проблемами:
- недостаточный уровень базовых знаний выпускников школ;
- неготовность к обучению в вузе из-за различий в формах и методах работы общеобразовательной и высшей школы и, как следствие,- трудная адаптация студентов - первокурсников;
- неразвитость навыков самостоятельной работы, затрудняющая эффективность обучения в вузе;
- отсутствие мотивировки в выборе профессии.
Решить вышеперечисленные проблемы, помогает
довузовская подготовка, в задачи которой входит не только подготовка к поступлению в вуз, но и психологическая адаптация, профессиональная ориентация, диагностика и коррекция знаний абитуриентов. Являясь промежуточной ступенью между средним и высшим образованием, она понимается сегодня не только как узконаправленная деятельность по подготовке абитуриентов к сдаче экзаменов, а как комплекс мероприятий, направленных на достижение готовности абитуриентов к сознательному выбору своей будущей профессии и продолжению образования на следующей ступени. Специфика современной системы довузовской подготовки состоит в её способности не только вооружать обучающихся первичными знаниями и умениями в избранной профессии, но и формировать у них потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями; создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования, предоставляя возможность осуществить профессиональную пробу; готовить к выбору направления дальнейшего образования, будущей профессиональной деятельности с учетом реальных потребностей рынка труда [9].
Исследователи по-разному определяют сущность и содержание понятия «довузовская подготовка», однако, большинство авторов сходятся во мнении, что довузовская подготовка имеет важное, самостоятель-
ное значение в современной системе непрерывного образования.
Н. В. Красильникова определяет довузовскую подготовку учащихся как пропедевтический этап профессионального становления личности, имеющий целью развитие личностных познавательных интересов старшеклассников, коррекцию уровня образованности и адаптацию к условиям учреждений высшего профессионального образования [6].
Т. Ю. Волгина уделяет внимание деятельностному аспекту довузовской подготовки, определяя ее как процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития творческих способностей в особом образовательном пространстве, в котором ведется работа по профессиональной ориентации учащихся и поиску талантливой и одаренной молодежи [3].
Представляет интерес подход к довузовской подготовке Т. В. Матекиной, которую она рассматривает как компонент технологической модели непрерывного образования опережающего типа [7].
Как вид самостоятельного, самоценного, личност-но ориентированного, способного к удовлетворению индивидуальных потребностей личности образования, ориентированного на получение профессионального высшего образования, на подготовку к творческой деятельности, предоставляющего возможности самореализации и саморазвития личности учащегося, формирование готовности к обучению в высшей школе, определяет довузовскую подготовку М. С. Капе-левич [4]. Являясь видом образования, довузовское образование имеет собственные цели и функции, содержание, методы и формы взаимодействия педагогов и обучаемых, условия осуществления педагогического процесса, достигаемые при этом результаты.
По иному определяет место довузовской подготовки Д. А. Князевский, рассматривая ее как допро-фессиональную, предшествующую высшему профессиональному образованию [5]. Она включает наряду с профориентационной работой, предпрофильным и профильным обучением работу объединений довузовской подготовки, обеспечивающих практико-ориентированную и профессиональную направленность взаимодействия учреждения дополнительного образования с высшими учебными заведениями. В учреждении дополнительного образования детей она, соответственно, включает наряду с профориента-ционной работой работу в объединениях довузовской подготовки школьников.
Рассуждая с общепедагогических позиций, можно с уверенностью заявить, что довузовская подготовка как подсистема непрерывного предпрофессионально-го образования должна реализовывать триединую цель образования: обучение - воспитание - развитие, выходя на результирующий компонент - деятельность [2].
Довузовская подготовка включает в себя разные формы: факультеты и центры довузовского образования, профильные школы и классы, лицеи и гимназии при вузах, объединения вуз-суз, системы школа-вуз,
а также подготовительные курсы, лучше всего справляющиеся с задачей успешной адаптации студентов-первокурсников. Несмотря на актуальность довузовской подготовки особенно сегодня, в условиях, когда система высшего образования стала двухуровневой, этот ресурс для получения дополнительного образования очень часто остается невостребованным. В результате введения в школах единого государственного экзамена и отмены вузовских вступительных испытаний интерес к довузовской подготовке резко снизился. Абитуриенты и их родители не осознают того факта, что для успешного обучения в высшем учебном заведении недостаточно просто хорошо сдать выпускные экзамены в школе, нужно еще и обладать определенными навыками и умениями, которые может дать только довузовская подготовка. Комфортное «переключение» со школьного образования на вузовское возможно лишь в том случае, когда есть промежуточная ступень, отсутствие которой может сделать процесс адаптации студентов первокурсников крайне сложным с психологической точки зрения. Решению этой задачи служит создание структур довузовской подготовки, основной целью которых является ликвидация разрыва в уровне знаний и способностей молодых людей при их переходе с общеобразовательного уровня на уровень профессионального образования.
Для того чтобы выявить роль довузовской подготовки в адаптации студентов первокурсников к вузовским условиям обучения, необходимо разобраться с причинами возникновения сложностей на этом этапе обучения. Прежде всего, это отсутствие преемственности в формах и методах работы, в организации процесса и контроля знаний, в целях и задачах, стоящих перед общеобразовательными учреждениями и высшими учебными заведениями. Это и разная структура учебных планов, например, в средней школе обучение всем предметам идет параллельно, в вузе - линейно. Школьный урок длится 45 минут, а вузовское занятие имеет продолжительность 1 час 30 минут. Вследствие этого к концу вузовской ленты у неподготовленного студента существенно понижается концентрация и работоспособность, рассеивается внимание, он начинает проявлять беспокойство и тем самым, мешает проведению занятия. Помимо этого, так же существенно различается деление учебного года на части: четверти в школе, разделенные краткими периодами каникул, и семестры в вузе, не предполагающие промежуточного отдыха. Кроме того, в отличие от стандартных школьных уроков. во всех вузах занятия бывают разных типов: лекции, практики, лабораторные и т. д. К каждому такому виду занятий нужна определенная подготовка и определенные практические навыки (навык конспектирования, навык самостоятельной работы с дополнительными источниками, умение отбора необходимой информации и ее переработка и т. д.). Различия проявляются и в уровне взаимоотношений «учитель-ученик» и «преподаватель-студент». В первом случае, такие взаимоотношения предполагают постоянный контроль успеваемости ученика и обязательное его обучение. Второй вариант предусматривает готовность студента обучаться са-
мостоятельно, без давления и напоминаний со стороны преподавателя, а так же умением распределять свое время, своевременно выполнять задания и готовиться к сессии. Неподготовленный к вузовскому обучению молодой человек зачастую ошибочно предполагает, что его будут спрашивать для получения баллов к аттестации и напоминать о несданных работах, что оборачивается долгами и низким аттестационным баллом ближе к сессии. И, наконец, разный объем, и уровень информации, необходимой для усвоения. Зачастую знания, предоставляемые старшекласснику во время школьного обучения и та информация, которую он получает в вузе, существенно различаются по сложности и объему. Иногда многообразие школьных программ не позволяет состыковать учебный процесс и организовать преемственность между школой и различными вузами. Неспособность первокурсника усвоить весь выданный материал, непонимание терминологии, не усвоенной ими в курсе средней школы, может привести к снижению успеваемости и качества обучения. Многие студенты первокурсники теряют веру в свои силы и, в итоге, интерес к профессиональному образованию. Для решения проблемы уровня подготовки будущих студентов на базе высшего учебного заведения существуют подготовительные курсы, относящиеся к структуре довузовской подготовки. Они содержат элементы вузовского образования для того, чтобы абитуриент максимально подготовился не только к новой системе обучения, привыкнув к сессиям, рефератам, лабораторным работам, но и проникся духом вуза, прикоснулся к его традициям, обучился новой более свободной, нежели школьная, манере общения с преподавателями. Многолетний опыт доказывает, что студенты, которые прошли обучение на подготовительных курсах легче адаптируются и более подготовлены к жизни в новой учебной среде. Именно подготовительные курсы позволяют старшеклассникам:
- получить дополнительные знания по общеобразовательным предметам;
- приобрести новый опыт в общении со сверстниками и преподавателями ВУЗа;
- определить и развить свои способности и интересы;
- овладеть навыком самообучения;
- выработать навыки наиболее эффективного распределения времени при выполнении самостоятельной работы и отвлечься от праздного времяпрепровождения;
- выстраивать четкую последовательность мысли при ответах;
- постепенно подготовиться к экзаменам;
- присмотреться к вузу, пообщаться со студентами;
- адаптироваться к вузовской системе обучения и проанализировать большой объем новой и сложной информации;
- узнать о требованиях, предъявляемых к обучению в вузах.
- пройти активные и одновременно сложные этапы взросления и формирования личности.
Подготовительные курсы СибГАУ предлагают множество форм работы с абитуриентами, различаю-
щихся по продолжительности, формату и количеству слушателей в группе. Тем не менее, любая из форм, предлагаемых Сибирским государственным аэрокосмическим университетом, выявляет уровень базовых знаний абитуриента на начальном этапе и проводит их корректировку в процессе обучения. Также обучение на подготовительных курсах адаптирует будущего студента к форме проведения вузовских занятий: продолжительность одного «урока» равна вузовской ленте, кроме практических занятий появляются еще и лекционные, обучающие слушателей навыкам конспектирования. Помимо всего этого, подготовительные курсы готовят абитуриентов к самостоятельной форме обучения, приобретается навык работы с дополнительной литературой, навык самостоятельного поиска и отбора необходимого материала. Следует отметить, что уровень подготовленности абитуриентов как внешний фактор в случае их зачисления в вуз трансформируется во внутренний фактор - уровень исходных данных специалиста, если студент не обладает достаточным уровнем исходных знаний и мотивировок, то это существенно осложняет образовательный процесс.
Эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, интервьюирование) позволили изучить и собрать большой эмпирический материал, подтверждающий недостаточный уровень сформированности у студентов первого курса необходимых навыков самообучения, конспектирования, распределения учебного и свободного времени и, с другой стороны, 70 % студентов, прошедших довузовскую подготовку, этими навыками обладают.
Таким образом, довузовская подготовка является важной составной частью системы высшего образования. Ее роль состоит в создании условий для повышения качества профессионального образования путем выработки у абитуриентов необходимых навыков обучения в вузе, а также ликвидации разрыва в уровне знаний и способностях молодых людей при их переходе с общеобразовательного уровня на уровень профессионального образования.
Библиографические ссылки
1. Ананьев П. И., Кайгородова М. А. Уровень подготовленности абитуриента как фактор, влияющий на качество образовательного процесса // Ползунов-ский вестник. 2006. № 1. С. 21-23.
2. Дятлова К. Д., Францева Ю. Е. Эффективная довузовская подготовка как предпосылка успешности обучения в вузе // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. Вып. 1. С. 19-24. Сер. «Инновации в образовании».
3. Волгина Т. Ю. Адаптация старшеклассников в университетской среде в процессе довузовской подготовки : дис. ... канд. пед. наук / Омск, 2005. 204 с.
4. Капелевич М. С. Концептуальные основы довузовской подготовки : дис. ... канд. пед. наук / Калининград, 2001. 206 с.
5. Князевский Д. А. Специфика довузовской подготовки школьников в учреждении дополнительного
образования аэрокосмического профиля: дис. ... канд. пед. наук / Ульяновск, 2005. 338 с.
6. Красильникова Н. В. Довузовская подготовка учащихся как средство развития региональной системы непрерывного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Саранск, 2010. 18 с.
7. Матекина Т. В. Система довузовской подготовки как технологическая модель опережающего обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ростов-на-Дону, 2011. 26 с.
8. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М., 2000. С. 236.
9. Шульгина Н. А. Качество довузовской подготовки: специфика современного этапа // Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации : материалы Между-нар. науч.-практ. конф. В 3 ч. / Новокузнецк : Изд-во КузГПА, 2013. Ч. 1. С. 264.
References
1. Anan'ev P. I., Kaygorodova M. A. The level of preparedness of the applicant as a factor affecting the quality of the educational process // Polzunov vestnik. 2006. № 1, p. 21-23.
2. Dyatlov K. D., Frantseva Y. E. Effective pre-university training as a prerequisite for the success of training in high school // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. Lobachevsky. 2010, iss. 1, p. 19-24. Ser. "Innovations in Education".
3. Volgin T. Yu. Adaptation high school students in the university environment in the process of pre-university training : dis. ... candidate. ped. sciences / Omsk, 2005. 204 p.
4. Kapelevich M. S. Conceptual bases of pre-university training : dis. ... candidate. ped. science / Kaliningrad, 2001. 206 c.
5. Knyazevsky D. A. Specificity of pre-university training students in additional education establishment Aerospace Profile : dis. ... candidate. ped. Science / Ulyanovsk, 2005. 338 p.
6. Krasil'nikova N. V. Pre-university training of students as a means of developing a regional system of continuing education : abstract dis. ... candidate. ped. science / Saransk, 2010. 18 p.
7. Matekina T. The system of pre-university training as a technological model of advanced training : abstract dis. ... candidate. ped. sciences / Rostov-on-Don, 2011. 26 p.
8. Shishoff S. E., Kal'nei V. A. School: monitoring the quality of education. M.. 2000. P. 236.
9. Shulgin N. A. The quality of pre-university training: specificity of the present stage // Theory and practice of teaching science in the modern world: traditions, challenges and innovations. Proceedings of the international scientific and practical conference. In 3-hr. / Novokuznetsk : Publisher KuzGPA, 2013, p. 1. p. 264
© Беляева О. В., 2014