Научная статья на тему 'Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования'

Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2836
525
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / VOCATIONAL EDUCATION / CONTINUING EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITY / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеер Эвальд Фридрихович, Заводчиков Дмитрий Павлович, Зиннатова Мария Владимировна, Лебедева Екатерина Владимировна

Рассматривается вопрос о совершенствовании качества образования посредством разработки индивидуальных образовательных траекторий. Актуальность затронутой темы обусловлена необходимостью прогнозировать развитие личности в изменяющемся профессионально-образовательном пространстве. Приводятся определения понятия «индивидуальная образовательная траектория» в контексте системы непрерывного образования и образовательной среды вуза. Уделяется внимание необходимости сообразовать цели, задачи, содержание, формы и методы непрерывного образования с потребностью осознанного самоосуществления личности в проектировании и реализации собственной траектории в динамичных, асимметричных, открытых, неопределенных условиях социально-профессиональной жизни. Утверждается, что формы смыслопорождения и навыки проектирования и прогноза себя в профессиональном будущем могут закладываться через сопровождающую, навигационную деятельность, соответствующую потребностям и содержанию стадий профессионального становления. Соотносятся стадии профессионального становления, событийные формы непрерывного образования и основные психологические новообразования, возникающие в процессе профессионализации. Анализируются условия и предикторы построения индивидуальных образовательных траекторий. Делается вывод о том, что профессиональное образование должно стать человекомерной системой, критерием эффективности которой должна стать не актуальная экономическая целесообразность, а способность формировать индивидуальность и готовность к самореализации в сложном, динамичном мире профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зеер Эвальд Фридрихович, Заводчиков Дмитрий Павлович, Зиннатова Мария Владимировна, Лебедева Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual Educational Trajectory as Intention of Subject in Continuing Education System

The issue of improving the quality of education by developing individual educational trajectories is considered. The relevance of this topic is determined by the necessity to predict the development of personality in a changing vocational and educational space. The definitions of “individual educational trajectory” concept in the context of the continuing education system and educational environment of university are given. Attention is given to the need to conform the goals, objectives, content, forms and methods of continuing education to the need of conscious self-realization of personality in the projecting and implementation of his/her own trajectory in dynamic, asymmetric, open, undefined terms of socio-professional life. It is argued that the forms of sense generating and skills of designing and forecasting his/herself in professional future may be envisioned through accompanying, navigation activity corresponding to the needs and content of the stages of professional formation. The stages of professional development, event forms of continuing education and the basic psychological neoplasms arising in the process of professionalization are correlated. The conditions and predictors of construction of individual educational trajectories are analysed. It is concluded that vocational education should be human-like systems, which effectiveness criterion should be not actual economic feasibility, but the ability to form the personality and willingness to self-realization in a complex, dynamic world of the professions.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования»

Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, М. В. Зиннатова, Е. В. Лебедева // Научный диалог. — 2017. — № 1. — С. 266—279.

Zeer, E. F., Zavodchikov, D. P., Zinnatova, M. V., Lebedeva, E. V. (2017). Individual Educational Trajectory as Intention of Subject in Continuing Education System. Nauchnyy dialog, 1: 266-279. (In Russ.).

ERIHJMP

Журнал включен в Перечень ВАК

и i. Fi I С Н' S

PERKXMCALS t)lRf( 1QRV-

УДК 377.015.324:377.147.111

Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования1

© Зеер Эвальд Фридрихович (2017), доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования, профессор, заведующий кафедрой психологии профессионального образования и развития, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург, Россия), kafedrappr@mail.ru.

© Заводчиков Дмитрий Павлович (2017), кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии профессионального образования и развития, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург, Россия), zavodchikov_d@mail.ru. © Зиннатова Мария Владимировна (2017), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессионального образования и развития, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург, Россия), mashaperv@rambler.ru. © Лебедева Екатерина Владимировна (2017), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессионального образования и развития, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (Екатеринбург, Россия), ekaweb@inbox.ru.

Рассматривается вопрос о совершенствовании качества образования посредством разработки индивидуальных образовательных траекторий. Актуальность затронутой темы обусловлена необходимостью прогнозировать развитие личности в изменяющемся профессионально-образовательном пространстве. Приводятся определения понятия «индивидуальная образовательная траектория» в контексте системы непрерывного образования и образовательной среды вуза. Уделяется

1 Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ 15-06-10480 «Пространственно-временные особенности профессиональной трансспективы субъекта постиндустриального общества».

внимание необходимости сообразовать цели, задачи, содержание, формы и методы непрерывного образования с потребностью осознанного самоосуществления личности в проектировании и реализации собственной траектории в динамичных, асимметричных, открытых, неопределенных условиях социально-профессиональной жизни. Утверждается, что формы смыслопорождения и навыки проектирования и прогноза себя в профессиональном будущем могут закладываться через сопровождающую, навигационную деятельность, соответствующую потребностям и содержанию стадий профессионального становления. Соотносятся стадии профессионального становления, событийные формы непрерывного образования и основные психологические новообразования, возникающие в процессе профессионализации. Анализируются условия и предикторы построения индивидуальных образовательных траекторий. Делается вывод о том, что профессиональное образование должно стать человекомерной системой, критерием эффективности которой должна стать не актуальная экономическая целесообразность, а способность формировать индивидуальность и готовность к самореализации в сложном, динамичном мире профессий.

Ключевые слова: профессиональное образование; непрерывное образование; образовательная среда вуза; индивидуальная образовательная траектория.

1. Введение в проблему

Современное постиндустриальное общество характеризуется высокой степенью неопределенности вектора развития экономики и профессиональной динамичностью, проявлением которой служат всё новые изменения профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов, стремительно развивающиеся процессы глобализации. Ускорение темпов социально-экономического развития информационного общества, расширение масштабов профессиональной мобильности, изменившиеся требования к качеству профессионального образования повлекли за собой необходимость практической реализации концептуальной установки «образование через всю жизнь». Как отмечает В. Н. Скворцов, потребность в непрерывном образовании связана не только со все ускоряющимся процессом накопления научно-технической информации, необходимой для оптимизации поведения, деятельности человека в современной техногенной среде, но еще и с не менее интенсивным (хотя, и менее заметным и не столь жестко детерминированным реалиями современного общества) процессом увеличения (приращения) знания в гуманитарной сфере, в сфере человеческой культуры [Скворцов, 1999].

Непрерывное образование представляет собой процесс роста образовательного потенциала в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Его целью является удовлетворение потребности личности в развитии, саморазвитии, самоорганизации, самоактуализации и реализации себя в общественной и профессиональ-

ной жизни. Непрерывность образования обеспечивает постоянную готовность специалистов к освоению инновационных технологий труда, а следовательно, способствует разрешению противоречий, повлекших за собой кризис существующей образовательной системы. К таким противоречиям, в частности, можно отнести:

— наблюдаемый разрыв между сформировавшимся в обществе запросом на социально ответственную, свободную и эффективную личность и не соответствующим этому запросу уровнем профессиональной деятельности большинства специалистов [Сиротюк, 2009];

— несоответствие актуальных требований рынка труда содержанию и результатам базовой профессиональной подготовки будущих выпускников.

2. Подходы к определению индивидуальной образовательной траектории

Образовательную траекторию рассматривают как условие индивидуализации профессионального становления личности в пространстве непрерывного образования. При этом личность выступает субъектом проектирования своей профессиональной биографии [Зеер и др., 2014].

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) характеризует определенную последовательность элементов деятельности каждого обучающегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую его способностям, мотивации, интересам, которая осуществляется при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога. Понятия «индивидуальная образовательная траектория» и «образовательная программа» взаимосвязаны на основе образовательных стандартов. Обучающийся осознанно выбирает индивидуальную образовательную траекторию.

Реализация индивидуальных траекторий осуществляется на основе индивидуальных учебных планов и образовательных программ, выбора обучающих модулей, набора обучающимся накопительно-рейтинговых показателей, профессионально-психологических оценок в портфолио, а также на основе дистанционного, электронного и проектного обучения. Целевым ориентиром проектирования ИОТ выступает прогнозная матрица компетенций специалиста.

В основе построения индивидуальных образовательных траекторий лежит осознанный и ответственный выбор субъектом целевой ориентации реализации своего профессионально-образовательного потенциала. Этот выбор определяется социально-профессиональной направленностью обучающихся, их ценностно-смысловыми ориентациями, наличием альтерна-

тивных образовательных программ, а также возможностями других образовательных организаций. Проектирование траекторий происходит на базе профессиональных и образовательных стандартов. Данный процесс отвечает необходимости профессионального самоопределения личности — нахождения личностного смысла в осваиваемых профессионально-образовательных программах и выполняемой профессиональной деятельности.

В психолого-педагогической литературе понятие «индивидуальная образовательная траектория» иногда употребляется совместно с понятием «индивидуальный образовательный маршрут». В образовательной практике данные термины зачастую рассматриваются как тождественные либо находящиеся в тесной взаимосвязи, и тогда реализация ИОТ раскрывается через проектирование индивидуальных образовательных маршрутов.

В пространстве профессионального становления личности индивидуальная образовательная траектория представляет собой выбор человеком форм и методов получения профессионального образования в соответствии с индивидуальной логикой профессионального развития личности, соотнесенной с требованиями и возможностями социально-профессиональной среды.

В контексте образовательной среды вуза индивидуальная образовательная траектория может трактоваться как целенаправленная программа, обеспечивающая студенту позицию субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта, позволяющая осуществлять самоопределение и самореализацию при использовании педагогической поддержки (тьютора), а также варьирование дидактических и методических средств исходя из характеристик личности обучаемого [Тужба, 2013]. Таким образом, в ней можно выделить два компонента: содержательный и технологический.

Психологическое содержание термина «индивидуальная образовательная траектория» обогащается представлением о личностном потенциале субъекта деятельности, включающем в себя совокупность его субъектно-деятельностных, познавательных, творческих и иных способностей [Му-хаметзянова и др., 2015]. Таким образом, индивидуальная образовательная траектория представляет собой персональный путь реализации личностного потенциала каждого субъекта образовательной или учебно-профессиональной деятельности [Тужба, 2015].

3. Смыслообразующие характеристики индивидуальной образовательной траектории и условия её проектирования

На проектирование образовательных траекторий влияют внешние и внутренние предикторы, их формирование и реализации. К внешним пре-

дикторам можно отнести миссию образовательной организации, ее институционную структуру, социально-экономические потребности региона, квалификацию педагогических работников. К внутренним предикторам относятся целевые ориентации обучающихся, мотивы повышения образовательного уровня, познавательная активность, потребность в саморазвитии, самоотношение и направленность на будущее (временную перспективу).

В современных условиях как общее, так и профессиональное образование приобретает все более вариативный характер, предоставляя личности веер возможностей выбора траектории развития. Вариативность обеспечивается дифференциацией мира профессий, выделением различных уровней образования. Многоканальность получения образования адекватна динамике развития экономики и непредсказуемости индивидуальных профессионально-образовательных потребностей человека.

Взаимодействие факторов профессионально-образовательного пространства и периодически порождаемая ими неравновесность, неустойчивость психического развития личности может быть описана в терминах синергетики через понятие «флуктуация». Для диссипативных процессов характерен переход от равновесных условий к неравновесным, от состояния упорядоченности к неопределенности, от общего к уникальному, индивидуально-ориентированному. Небольшие флуктуации, обусловленные случайными обстоятельствами, личностными кризисами, неудовлетворенностью собой, пресыщением рутинной деятельностью, могут повлечь за собой крушение профессиональной биографии и построение новой траектории развития личности.

Сильные флуктуации способствуют образованию моментов неустойчивости открытой системы, так называемых точек бифуркации. Согласно И. Пригожину, в точках бифуркации, или критических, пороговых точках, поведение системы становится неустойчивым и вероятностным [Приго-жин и др., 1994].

Развитие открытой системы определяется не только ее прошлым и настоящим, но и будущим. В синергетике возможные для открытой системы варианты будущего именуются аттракторами. Аттракторы возникают в критических точках открытой системы и порождают совокупность большого числа нелинейных откликов (возможных, но сходных траекторий). Наличие аттракторов делает развитие системы предсказуемым. Следовательно, несмотря на нелинейность и неравномерность открытого профессионального пространства возможен прогноз профессионального развития человека.

Реальное протекание профессионального становления личности характеризуется неустойчивостью, неупорядоченностью. Не все стадии последовательно сменяют друг друга, в индивидуальной профессиональной жизни отдельные стадии могут отсутствовать (например, стадия акмепро-фессионализма). А учитывая процессы самоорганизации и иррациональные тенденции развития, следует допустить наличие множества реальных нелинейных траекторий профессионального становления личности. Переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку сознания личности. Этот переход сопровождается флуктуациями, личность как бы «колеблется» перед выбором дальнейшего сценария профессиональной жизни. Нарушение системного равновесия может инициироваться одним из факторов профессионально-образовательного пространства: социально-экономической ситуацией, возрастными изменениями, ростом уровня профессионального образования и квалификации, перестройкой способов выполнения деятельности, а также случайным стечением обстоятельств.

Взаимосвязь стадий профессионального становления личности, альтернативных форм непрерывного образования обусловливает событийное структурирование индивидуальных траекторий и образование точек бифуркации. К знаковым событиям относится выбор учебного заведения, основных образовательных программ, модулей обучения, форм дополнительного, неформального, информального обучения, повышения квалификации и иных видов непрерывного образования. Во время знаковых событий происходит изменение направления индивидуальной траектории развития.

В таблице отражены стадии профессионального становления и событийные формы непрерывного образования, а также психологические новообразования на локальных изменениях временных отрезках индивидуальных траекторий развития личности (табл. 1).

Эффективными формами сопровождения индивидуальных траекторий обучающихся в образовательном процессе могут быть навигационные средства.

В публикациях А. С. Гаязова представлены навигаторы учебного процесса, соответствующие индивидуальной траектории образования, где навигатор учебного процесса трактуется как своеобразная наглядная матрица индивидуального образовательного пространства, в которой при помощи знаков, символов, аббревиатуры отмечается степень восхождения обучаю-

Таблица 1

Взаимосвязь смыслообразующих характеристик индивидуальных траекторий образования

№ п/и Стадии профессионального становления Событийные формы непрерывного образования Психологические новообразования локальных изменений траекторий

1 Аморфная оптация (0—12 лет) Трудовые пробы и сю-жетно-ролевые игры Профессионально ориентированные интересы и склонности

2 Оптация (12—16 лет) Учебная дисциплина «Технология», пред-профильная подготовка и профильное обучение Профессиональные намерения, выбор профессионального образования и профессиональной подготовки, профиля обучения, учебно-профессиональное самоопределение

3 Профессиональная подготовка (16—22 года) Базовое формальное образование, обучающие модули вариативных программ Профессиональное самоопределение, профессиональная подготовленность, готовность к самостоятельному труду

4 Профессиональная адаптация (18—23 года) Адаптационное обучение в центрах квалификаций, событийное образование на рабочих местах Освоение новой социальной роли, приобретение опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества

5 Первичная профессионализация (23—27 лет) Сертификация квалификаций, образование, переквалификация Профессиональная позиция, индивидуальный стиль деятельности, интегративные профессионально значимые констелляции (мета-профессиональные качества), квалифицированный труд

6 Вторичная профессионализация (27—33 года) Второе базовое образование, перестройка профессиональной компетентности и формирование самообразовательной деятельности Идентификация с профессиональным сообществом, профессиональный менталитет, ключевые компетенции, гибкий стиль деятельности, профессиональная мобильность, корпоративность, высококвалифицированная профессиональная деятельность

7 Акмепрофес-сионализм (33—55 лет) Проектная деятельность и построение транспективы профессионального саморазвития Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегратив-ные психологические новообразования, самопроектирование деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития

щегося к результату (продукту образования). Благодаря наглядности навигатора обучающемуся легко определить свое местонахождение, перспективу, сформулировать ближайшие задачи и ориентиры [Гаязов, 2015].

К средствам навигации относятся навигатор и кейс самооценивания индивидуальных образовательных достижений, что позволяет обучающимся видеть траекторию усвоения компетенций, предусмотренных образовательным и профессиональным стандартом, и иметь путеводитель при изучении дисциплин общеобразовательного, естественнонаучного, общепрофессионального и профессионального циклов. Кроме того, кейс может использоваться при осуществлении входного контроля посредством самооценивания, затем каждое полугодие при освоении компетенций в результате изучения дисциплин, при прохождении учебной и производственной практики, а также при защите выпускной квалификационной работы.

Реализация индивидуальных образовательных траекторий предполагает выбор форм непрерывного образования в различных образовательных организациях. К значимым условиям проектирования этих траекторий можно отнести:

— осознание оптантами значимости построения индивидуальной образовательной траектории как одного из способов преодоления конфликтующих ситуаций профессионального самоопределения;

— формирование проектной компетенции, требуемой для построения индивидуальной траектории саморазвития и самообразования;

— осуществление психолого-педагогического сопровождения профессионального развития и информационной поддержки реализации ИОТ;

— рефлексию образовательного маршрута и его своевременную коррекцию [Ломакина, 2013].

В статье Ю. В. Толбатовой представлена компетентностная модель определения студентом вуза своей образовательной траектории, представляющая собой научную основу результата и процесса вузовской подготовки и выраженная системным качеством — соответствующей компетентностью — готовностью и способностью выпускников к самостоятельной продуктивной деятельности в образовательной, профессиональной и социальной сферах, содержательно представленной сложным составом следующих структурных компонентов:

— ценностно-мотивационный компонент, по мнению автора, включает в себя осознание студентом ценности построения ИОТ, мотивацию на её реализацию, понимание как значимости ее использования в образовательном процессе вуза, так и ее взаимосвязи с потенциальными работодателями, стремление к самообразованию, потребность в активном творческом

поиске, целевую установку при разработке индивидуального образовательного маршрута и программы, сформированность субъектной позиции студента, ориентацию в образовательной среде вуза и т. п.;

— когнитивный компонент предполагает знание студентами теоретических основ построения и реализации ИОТ;

— операционно-деятельностный компонент включает в себя теоретическое проектирование и практическую реализацию образовательного маршрута студента в рамках его индивидуальной образовательной траектории;

— рефлексивно-корректирующий компонент включает в себя умение проводить самоконтроль, удовлетворенность студентов образовательной деятельностью и её критический анализ, рефлексию результатов реализации собственной образовательной траектории, коррекцию профессиональной позиции, создание индивидуальных творческих проектов [Толбатова, 1012].

К наиболее общим вариантам образовательных маршрутов, проектируемых на стадии получения профессионального образования, можно отнести образовательные маршруты, максимально способствующие развитию видов деятельности студента, нашедших отражение в современных образовательных стандартах: педагогической, научно-исследовательской, прикладной практической, организационно-управленческой деятельности [Тужба, 2015]. Выбор того или иного маршрута зависит от комплекса внешних и внутренних факторов, но в первую очередь — от направленности личности.

Важным условием содействия выбору форм профессионального образования является организация системы сетевого взаимодействия. Сетевая платформа должна обеспечить становление специалиста нового формата, обладающего профессиональной многомерностью, которая на сегодняшний день формируется спонтанно при освоении различных видов профессиональной деятельности в процессе карьерного роста. Целенаправленное же формирование такого специалиста возможно при реализации сетевого образования, ориентировочной основой его подготовки выступают многомерные компетенции, или ключевые метапрофессиональные качества. Необходимость реализации сетевой образовательной стратегии обусловлена также развитием информационного (постиндустриального) общества, в котором виртуальная реальность становится продолжением среды обитания человека. Эта принципиально новая реальность существенно перестроила структуру потребностей человека: она трансформировалась за счет включения в нее потребностей в реализации себя в виртуальных

средах, пространстве и мирах. Профессиональная неудовлетворенность приводит к иррациональным способам повышения своего статуса в кибер-пространстве, повышению своей компетенции в спонтанных информационных сообщениях (нарративах) и др.

Проектирование индивидуальных образовательных траекторий представляет собой смыслопорождающую деятельность прогнозирования личностью своего будущего. Выполнение этой деятельности обеспечивается развитием прогностической компетентности, которая определяет построение возможных маршрутов достижения будущего [Zeer et э1., 2016].

Последовательность проектной деятельности по определению личностью своей образовательной траектории включает следующие этапы:

— актуализацию потребности в личностно значимом достижении результата: социально-профессиональном признании, квалификации, должности, звания и др.;

— рефлексию ретроспекции профессионально-образовательной биографии;

— конструирование образа желаемого будущего;

— составление портфолио профессионально-образовательных достижений и верификацию прогноза будущего.

К личностно развивающим эффектам реализации индивидуальных образовательных траекторий относятся следующие метапрофессиональные качества обучающихся: социально-профессиональная и виртуальная мобильность; практический интеллект; коммуникативность; самостоятельность; ответственность; корпоративность; рефлексивность; инновацион-ность; и др.

Формирование отдельных метапрофессиональных компетенций предусмотрено в образовательных стандартах бакалавриата и магистратуры, формирование других входит в программы сертификации квалификаций. Огромные возможности в развитии профессиональной многомерности заложены во вводимых укрупненных направлениях и специальностях, предполагающих реализацию в полном объеме сетевого профессионального образования.

4. Заключение

Проектирование образовательных траекторий субъективно значимо для личности и следует индивидуальной логике развития человека — его психологике. Ее предметом является субъективные переживания своего бытия, прогнозирование своего будущего на основе рефлексии прошлого и настоящего, проектирование желаемого будущего.

В настоящее время профессиональное будущее подрастающего поколения асимметрично, чревато непредсказуемостью и отсутствием очевидных перспектив профессионального самоосуществления, что находит выражение в трансформации профессионального самосознания, невроти-зации и внутриличностных конфликтах, деструктивных тенденциях профессионального развития.

Целью проектирования индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) является преодоление неопределенности актуальной профессионально-образовательной ситуации и организация деятельности в направлении наиболее полной реализации профессионального и личностного потенциала. Этот процесс требует освоения личностью методики разработки социально-профессионального прогноза.

В заключение необходимо подчеркнуть, что формирование индивидуальных образовательных траекторий детерминировано закономерностями социально-профессионального развития личности как процесс и результат ее движения к реализации собственной индивидуальности.

Литература

1. Гаязов А. С. Индивидуальные образовательные траектории и индивидуальный образовательный маршрут [Электронный ресурс] / А. С. Гаязов. — 2015. — Режим доступа : http://www.tecl.ru/2015/09/09/iotiom/.

2. Зеер Э. Ф. Индивидуальная образовательная траектория в системе непрерывного образования / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 3. — С. 74—82.

3. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп. — Москва : Педагогика, 1991. — 238 с.

4. Ломакина Т. Ю. Концептуальные основы формирования образовательной траектории в системе непрерывного образования / Т. Ю. Ломакина // Наука и профессиональное образование : коллективная монография / под ред. И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, С. Н. Чистяковой. — Москва : Экон-информ, 2013. — С. 248—256.

5. Мухаметзянова Ф. Г. Индивидуальная образовательная траектория и индивидуальный образовательный маршрут студента как фактор успешной подготовки будущего бакалавра в вузе / Ф. Г. Мухаметзянова, Р. В. Забиров, В. Р. Вафина // Модернизация образования : проблемы и перспективы : материалы XXII Рязанских педагогических чтений. — Рязань : Рязанский государственный университет, 2015. — С. 81—85.

6. Пригожин И. Время. Хаос. Квант / И. Пригожин, И. Стенгерс. — Москва : Прогресс, 1994. — 272 с.

7. Сиротюк А. Л. Непрерывность образования : актуальность, противоречия, подходы, содержание [Электронный ресурс] / А. Л. Сиротюк. — 2009. — Режим доступа : http://www.tsogu.ru/media/files/2009/12_03/tmputmeex.pdf.

8. Скворцов В. Н. Социально-экономические основы теории непрерывного образования : автореферат диссертации ... доктора экономических наук / В. Н. Скворцов. — Санкт-Петербург, 1999. — 43 с.

9. Толбатова Ю. В. Компетентностная модель определения студентом индивидуальной образовательной траектории в высшем образовательном учреждении / Ю. В. Толбатова // Мир науки, культуры, образования. — 2012. — № 4. — С. 219— 220.

10. Тужба Т. Е. Индивидуальные образовательные траектории как средство обеспечения личностно-ориентированного обучения в вузе / Т. Е. Тужба // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире : сб. науч. тр. I Меж-дунар. науч.-практ. конф., 24—26 апр. 2013 г. / под ред. Н. Б. Карабущенко. — Москва : РУДН, 2013. — C. 350—355.

11. Тужба Т. Е. Личностно-ориентированное обучение студентов в вузе в контексте компетентностной модели профессиональной подготовки [Электронный ресурс] / Т. Е. Тужба // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 5. — Режим доступа : https://science-education.ru/ru/article/view?id=22507.

12. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения : Как обучать всех по-разному? : пособие для учителя / А. В. Хуторской. — Москва : Владос-Пресс, 2005. — 383 с.

13. Zeer E. F. Technological Platform for Realization of Students' Individual Educational Trajectories in Vocational School / E. F. Zeer, A. V. Streltsov // IEJME — Mathematics Education. — 2016. — № 11 (7). — P. 2639—2650.

Individual Educational Trajectory as Intention of Subject in Continuing Education System1

© Zeer Evald Fridrikhovich (2017), Doctor of Psychology, corresponding member of Russian Academy of Education, professor, head of department, Department of Psychology of Professional Education and Development, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), kafedrappr@mail.ru.

© Zavodchikov Dmitriy Pavlovich (2017), PhD in Education, associate professor, Department of Psychology of Professional Education and Development, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), zavodchikov_d@mail.ru. © Zinnatova Mariya Vladimirovna (2017), PhD in Psychology, associate professor, Department of Psychology of Professional Education and Development, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), mashaperv@rambler.ru.

© Lebedeva Ekaterina Vladimirovna (2017), PhD in Psychology, associate professor, Department of Psychology of Professional Education and Development, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), ekaweb@inbox.ru.

1 The study is supported by Russian Foundation for Humanities grant 15-06-10480 "Spatial and temporal characteristics of professional transspective of a subject of post-industrial society".

The issue of improving the quality of education by developing individual educational trajectories is considered. The relevance of this topic is determined by the necessity to predict the development of personality in a changing vocational and educational space. The definitions of "individual educational trajectory" concept in the context of the continuing education system and educational environment of university are given. Attention is given to the need to conform the goals, objectives, content, forms and methods of continuing education to the need of conscious self-realization of personality in the projecting and implementation of his/her own trajectory in dynamic, asymmetric, open, undefined terms of socio-professional life. It is argued that the forms of sense generating and skills of designing and forecasting his/herself in professional future may be envisioned through accompanying, navigation activity corresponding to the needs and content of the stages of professional formation. The stages of professional development, event forms of continuing education and the basic psychological neoplasms arising in the process of profes-sionalization are correlated. The conditions and predictors of construction of individual educational trajectories are analysed. It is concluded that vocational education should be human-like systems, which effectiveness criterion should be not actual economic feasibility, but the ability to form the personality and willingness to self-realization in a complex, dynamic world of the professions.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: vocational education; continuing education; educational environment of university; individual educational trajectory.

References

Gayazov, A. S. 2015. Individualnyye obrazovatelnyye traektorii i individualnyy obra-zovatelnyy marshrut. Available at: http://www.tecl.ru/2015/09/09/iotiom/. (In Russ.).

Ingenkamp, K. 1991. Pedagogicheskaya diagnostika. Moskva: Pedagogika. (In Russ.).

Khutorskoy, A. V. 2005. Metodika lichnostno-orientirovannogo obucheniya. Kak obuchat' vsekh po-raznomu?: posobiye dlya uchitelya. Moskva: Vlados-Press. (In Russ.).

Lomakina, T. Yu. 2013. Kontseptualnyye osnovy formirovaniya obrazovatelnoy trayek-torii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. In: Smirnov, I. P. Tkachenko, E. V. Chistyakov, S. N. (eds.). Nauka i professionalnoye obrazovaniye: kol-lektivnaya monografiya. Moskva: Ekon-inform. (In Russ.).

Mukhametzyanova, F. G., Zabirov, R. V., Vafina, V. R. 2015. Individualnaya obrazova-telnaya trayektoriya i individualnyy obrazovatelnyy marshrut studenta kak faktor uspeshnoy podgotovki budushchego bakalavra v vuze. In: Moderni-zatsiya obrazovaniya: problemy i perspektivy: materialy XXII Ryazanskikh pedagogicheskikh chteniy. Ryazan: Ryazanskiy gosudarstvennyy universi-tet. (In Russ.).

Prigozhin, I., Stengers, I. 1994. Vremya. Khaos. Kvant. Moskva: Progress. (In Russ.).

Sirotyuk, A. L. 2009. Nepreryvnost'obrazovaniya: aktualnost', protivorechiya, podkho-dy, soderzhaniye. Available at:http://www.tsogu.ru/media/files/2009/12_03/ tmputmeex.pdf. (In Russ.).

Skvortsov, V. N. 1999. Sotsialno-ekonomicheskiye osnovy teorii nepreryvnogo obrazovaniya: avtoreferat dissertatsii ... doktora ekonomicheskikh nauk. Sankt-Peterburg. (In Russ.).

Tolbatova, Yu. V. 2012. Kompetentnostnaya model opredeleniya studentom individual-noy obrazovatelnoy traektorii v vysshem obrazovatelnom uchrezhdenii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 4: 219—220. (In Russ.).

Tuzhba, T. E. 2013. Individualnyye obrazovatelnyye traektorii kak sredstvo obespeche-niya lichnostno-orientirovannogo obucheniya v vuze. In: Karabushchen-ko, N. B. Aktualnyye problemy psikhologii i pedagogiki v sovremennom mire: sb. nauch. tr. I Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 24—26 apr. 2013. Moskva: RUDN. (In Russ.).

Tuzhba, T. E. 2015. Lichnostno-orientirovannoye obucheniye studentov v vuze v kontek-ste kompetentnostnoy modeli professionalnoy podgotovki. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya, 5. Available at: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=22507. (In Russ.).

Zeer, E. F., Streltsov, A. V. 2016. Technological Platform for Realization of Students' Individual Educational Trajectories in Vocational School. IEJME — Mathematics Education, 11 (7): 2639—2650.

Zeer, E. F., Symanyuk, E. E. 2014. Individualnaya obrazovatelnaya traektoriya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii, 3: 74—82. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.