УДК 72.01
СЫЧЕВА Е. Б. БЫСТРОВА Т. Ю.
Влияние моделей воспитания детей на формирование архитектуры дошкольных объектов
Сычева
Елена
Борисовна
старший научный сотрудник Филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект
e-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию влияния традиций воспитания и содержания детей на архитектуру дошкольных учреждений. При оценке опыта учтены основные нормативные требования, действующие на территории Российской Федерации. По ряду зарубежных дошкольных объектов проведен анализ наличия структурных элементов, требуемых для современного российского детского сада.
Ключевые слова: архитектура дошкольных объектов, особенности проектирования дошкольных объектов, модели дошкольного воспитания, детский сад в России, детский сад за рубежом, типы дошкольных учреждений.
SYCHEVA E. B., BYSTROVA T. Y.
INFLUENCE OF MODELS OF EDUCATION OF CHILDREN ON THE FORMATION ARCHITECTURE OF PRE-SCHOOL FACILITIES
The article investigates the influence of the traditions of education and maintenance of children on the architecture of pre-school institutions. The article addresses key regulatory requirements in force in the territory of the Russian Federation. For a variety of foreign objects preschool analyzed the presence of structural elements required for a modern Russian kindergarten.
Keywords: architecture preschool facilities, especially the design of pre-school facilities, model preschool, kindergarten in Russia, kindergarten abroad, types of preschools.
Быстрова
Татьяна
Юрьевна
доктор философских наук, профессор УрФУ, Заслуженный работник ВШ РФ, зав. лабораторией теории и истории архитектуры Филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект
e-mail: [email protected]
При обзоре архитектуры дошкольных учреждений разных стран можно безошибочно опознать отечественные детские сады, притом не только из-за применения зарубежными архитекторами более современных приемов и средств архитектурной выразительности. Российские детские сады отличаются некоторой тяжеловесностью форм, фундаментальностью внешнего вида и композиционной сложностью. Зарубежным аналогам в основном присущи лаконичность объема, простота планировки, открытость внутреннего пространства внешней среде и яркий дизайн. Казалось бы, можно позаимствовать столь привлекательный опыт проектирования дошкольных объектов. Но он не всегда применим хотя бы в силу различий российского дошкольного воспитания и образования от других стран.
Отсюда целью данной статьи является исследование моделей воспитания и образования детей, существующих в различных государствах и регионах, как фактора формирования структуры дошкольных объектов.
Методика исследования. В статье использованы идеи структурно-функционального и сравнительного подходов. Как известно, структуралисты (К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ю. М. Лотман, в архитектуре — Эзро Саари-нен, Л. Кан, П. Рудольф и др.) трактуют форму как результат взаимодействия внутренних и внешних детерминант, одной из которых в нашем случае выступает доминирующая модель дошкольного воспитания детей в том или ином социуме. В свою очередь, она складывается из традиций воспитания, особенностей понимания ценности детства, экономического уклада и юридически-правовых нормативов в отношении детей и детских учреждений. На основе этих исходных методических установок в статье проведено выделение базовых структурных компонентов детских дошкольных учреждений разных стран.
Архитектурное пространство детских объектов понимается сегодня как самостоятельный фактор воспитания [10], как «третья сила». От их структуры и функционально-эстетических качеств зависят многие параметры
жизнедеятельности человека на всем протяжении его жизни. Не случайно представители вальдорфской педагогики исследуют положительное влияние фрактальной и органической архитектуры учреждений на детей [9]. В свою очередь, при проектировании детских садов, учитывающих этнокультурную или религиозную принадлежность, архитекторы обращаются к традициям и философии воспитания. Так, в детских садах для детей из мусульманских семей в Австрии предполагается религиозное воспитание, а значит, и специальные помещения для этого [12]. Другой пример дает японский архитектор Такахару Тэдзука, спроектировавший в 2008 г. кольцеобразный в плане детский сад. Он объясняет свое решение избыточностью механических форм вокруг современного городского ребенка и стремлением вернуть ему окружение, близкое к природному, что характерно для японской культурной традиции [11].
Россия. Первые детские сады в России были открыты еще в 1860-х гг. При советской власти, в 1917 г. появилась государственная система бесплатного и общедоступного дошкольного образования. Это соответствовало политике максимального использования женского труда в новом социалистическом государстве.
Традиционно сложившийся образ отечественного детского сада представляет собой синтез образовательного учреждения и службы быта. Режим функционирования этого заведения отвечает запросам родителей и учитывает специфику их трудовой деятельности. С этой целью время его работы в большинстве случаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: пять дней в неделю с 7.00 до 19.00.
Продолжительное пребывание детей вне дома, безусловно, требует всесторонней организации их жизнеобеспечения. Так, для детей в саду помимо воспитательно-образовательных услуг предусмотрены полноценное сбалансированное питание, дневной сон, прогулки на свежем воздухе, медицинское обслуживание. Эти основные процессы и формируют трехчастную структуру традиционного детского сада, включающего блоки групповых помещений, общественную и хозяйственную части.
Наличие в составе дошкольного учреждения хозяйственной части, куда входят пищеблок и прачечная, можно считать одной из главных специфических черт, отличающих российский детский сад от многих зарубежных его аналогов.
Помимо этого, на планах детских садов многих стран мы не увидим структурных элементов, обязательных для традиционного детского сада в России, а именно: системы тамбуров при входе; отдельного помещения для раздевалки с сушкой верхней одежды; спальной комнаты, оборудованной стационарными кроватями, блока медицинских помещений. Часто можно видеть (особенно это касается детских садов в странах с теплым климатом), что вход с улицы организован непосредственно в групповое помещение, в котором располагаются и шкафчики для уличной одежды и обуви.
Отличительными особенностями проектирования отечественного детского сада можно считать требование озеленения территории, составляющего 50 % площади территории, свободной от застройки1; выделение индивидуальных игровых площадок для каждой группы,
1 В последней редакции СанПиН 2.4.1.3049-13 для районов Крайнего Севера, а также в городах в условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается снижение озеленения до 20 %% площади территории, свободной от застройки.
разделенных зелеными насаждениями2; выделение оборудованных физкультурных площадок и т. п. [7].
Анализ зарубежных аналогов с точки зрения наличия определенных структурных элементов проводится нами с учетом основных нормативных требований, действующих на территории Российской Федерации. Анализ проводился на основании графических материалов, предоставленных о каждом объекте на архитектурных сайтах, адреса которых указаны в подрисуночных подписях.
Германия. Традиции общественного дошкольного воспитания в Германии имеют давнюю историю. В 1840 г. впервые появились новые учреждения для детей, созданные Ф. Фребелем и названные Kindergarten (детский сад). По идее Ф. Фребеля, детские сады должны дополнять воспитание, получаемое детьми в семьях, и способствовать умственному, эмоциональному, творческому и общественному развитию детей.
Деятельность детских садов в Германии продолжалась до 1933 г., пока благотворительные социальные организации, поддерживающие детские сады, не были захвачены национал-социалистами. В Третьем рейхе женщинам запрещалось выходить на работу, многие детские сады прекратили свое существование.
Послевоенная педагогика Западной и Восточной Германии строилась на принципах, отрицавших гитлеровскую идеологию, что и определило основные подходы к организации дошкольного воспитания. При этом в ФРГ и ГДР стали развиваться несколько различные дошкольные образовательные системы.
Дошкольные учреждения в Восточной Германии рассматривались как подготовительные к обучению в школе учреждения. Позднее они были включены в единую систему образования ГДР. В ФРГ большое внимание уделялось обеспечению права родителей на воспитание детей в семье. Поэтому в дошкольном образовании ФРГ государство не вмешивалось в воспитание. Особое внимание уделялось самосознанию детей, созданию раскрепощенной обстановки, отрицались воспитание коллективизма, ограничение детской индивидуальности, работа по единой программе, что было характерно для дошкольного образования в ГДР. После объединения Германии было отдано предпочтение системе образования ФРГ [2].
В настоящее время дошкольное обучение не очень популярно в Германии. В детских садах нет определенной педагогической методики обучения и конкретных стандартов, каждый сад самостоятельно выбирает собственный подход к воспитанию.
В ФРГ существуют различные типы дошкольных заведений: с полным и неполным днем, круглосуточные интернаты и т. п. Большой популярностью в Германии пользуются «материнские центры». В них дети проводят время в присутствии мам и нянь, а последние, пока дошкольники играют, общаются между собой и специалистами по педагогике и психологии. Такой детский сад представляет собой что-то вроде клуба для маленьких детей, который работает только в первой половине дня. Поэтому в саду дети не обедают и не спят и, соответственно, в их составе отсутствуют пищеблок и спальные комнаты (Иллюстрация 1). Как считают немцы, дети должны обедать дома — эта традиция очень важна для сплочения семьи. Мама играет главную роль в процессе воспитания и ухода за ребенком, в крайнем случае,
2 В последней редакции СанПиН 2.4.1.3049-13 допускается использование совмещенных групповых площадок в условиях сложившейся (плотной) городской застройки с учетом режима организации прогулок.
Иллюстрация 1. Анализ состава структурных элементов детского сада в Гамбурге, Германия. 2013 г. Арх.: Арно Шлейхер, Бен Бекерс [1]. Автор таблицы Е. Б. Сычева. Beiersdorf Children's Day Care Centre/Kadawittfeldarchitektur. URL: http://www.archdaily. com/587556/beiersdorf-children-s-day-care-centre-troplo-kids-kadawittfeldarchitektur (дата обращения: 15.04.16)
Иллюстрация 2. Анализ состава структурных элементов детского сада в Париже, Франция. 2012 г Арх.: Эммануэль Комба-рел и Доминик Маррек [4]. Автор таблицы Е. Б. Сычева. Chuon Chuon Kim Kindergarten/KIENTRUC O. URL: http://www.archdaily. com/780213/chuon-chuon-kim-kindergarten-kientruc-o (дата обращения: 15.04.16)
няня. Детский сад стоит на втором месте, но его значение несопоставимо с ролью матери.
Франция. О необходимости заниматься вопросами здорового и правильного воспитания во Франции заговорили в XVIII в., когда в стране была отмечена высокая смертность детей. Эти вопросы активно поднимались врачами и философами. В 1880 г. появились первые «материнские школы», организаторами которых стали Мария Пап-Карпантье и Полина Кергомар. Это был новый тип дошкольных образовательных учреждений, которые могли посещать все дети от 2 до 6 лет без исключения.
Сегодня дошкольное образование Франции состоит в основном из «материнских школ», по возрастному контингенту соответствующих нашим детским садам, но функционально они больше похожи на школы. Занятия в таком садике проводятся в таком же режиме, как и в настоящей школе: два блока занятий (утренний — с 8.30 до 11.30, вечерний — с 13.30 до 16.30). Между двумя блоками — двухчасовой перерыв, включающий обед и прогулку, а также короткий отдых-сон для самых маленьких. Ребенок может обедать в саду или дома. Так, например, в состав детского сада в Париже, помимо групповых помещений, входят спальные помещения и кухня (Иллюстрация 2).
Сады работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). В крупных городах сады работают с раннего утра до 18-19 часов и даже во время каникул, так как многие родители работают и дети нуждаются в присмотре. Среда во Франции — день, который ранее предназначался для религиозного воспитания детей. Поэтому большинство детских садов не работают по средам. Родителям приходится прибегать к услугам частной няни, родственников либо отводить ребенка в специальные центры для занятий спортом, музыкой и др.
Обучение в детских садах не является обязательным. Но тот факт, что первый и основной циклы обучения преподаются детям в детских садах, является важным для родителей и определяет приоритеты при выборе учреждения. Поэтому практически все дети во Франции посещают детские сады. По охвату детей дошкольным воспитанием Франция занимает одно из первых мест в мире.
Великобритания. В соответствии с административным делением и сложившимися традициями система образования Великобритании подразделяется па три подсистемы: Англия и Уэльс; Северная Ирландия; Шотландия. Системы образования Англии, Уэльса и Северной Ирландии по структуре незначительно отличаются друг от друга, в системе образования Шотландии есть особенности, связанные с традициями.
Государственная система Великобритании представлена следующими типами дошкольных воспитательных учреждений.
Наиболее организованными воспитательными учреждениями для детей дошкольного возраста являются «ясельные школы» и классы, создаваемые и финансируемые отделами образования. Как правило, их посещают дети в возрасте от 3 до 5 лет. Дети находятся в таких школах 2,5 часа. «Ясельными школами» и классами охвачено всего около 7 % детей дошкольного возраста.
Еще меньшее количество детей (1 %о) охвачено яслями с пребыванием в течение всего дня. Подведомственны они местным органам социального обеспечения и предназначены для детей из крайне неблагоприятных семей или для детей с отклонениями в развитии.
Примерно треть детей пятого года жизни посещает специальные «приемные классы» при школах. Около 22 %% детей до 5 лет получают дошкольное воспитание частным образом — в «игровых группах» с двух-трехчасовым пребыванием или под присмотром «детских охранительниц». Незначительный процент детей посещают «ясельные школы», создаваемые некоторыми фирмами при крупных предприятиях. Но более 60 %% детей до 5 лет воспитываются дома и не посещают никаких дошкольных учреждений.
С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школу для малышей, с 7 лет переходят в младшую школу.
В целом политика нынешнего правительства направлена не на развитие, а на свертывание государственной системы дошкольного воспитания. В последние годы в Великобритании развернулось движение «домашних посещений». Их цель — содействие развитию детей дошкольного возраста путем педагогического просвещения родителей [2]. Это делает не очень актуальным проектирование детского сада как самостоятельного типа здания.
Испания. Система дошкольного образования Испании охватывает детей в возрасте от 0 до 6 лет. Она состоит из двух частей: Educación Infantil (от 0 до 3 лет) и Preescolar (от 3 до 6 лет). Оба цикла бесплатны, существуют за счет поддержки государства и различных специализированных фондов.
Если родители отправляют ребенка в частный детский сад, то они могут рассчитывать на специальную финансовую поддержку от государства, ежегодно возрастающую по мере взросления ребенка.
В государственных детсадах группы состоят из 11-15 человек, в частных — 5-10. Распорядок дня в каждом детском саду примерно одинаковый. Обычно учебный день длится с 9.30 до 17.00. Обед и полдник считаются обязательными для всех детей, завтрак — по желанию родителей [4]. В большинстве детских садов существует собственная кухня, которая работает на все дошкольное учреждение.
В раннем возрасте высока потребность во сне, поэтому после еды, в 13.00, в детском саду проходит «тихий час». Здесь необходимо отдельно отметить, что практически во всех детских садах не принято спать на кроватях, как в России. Вместо этого используются маленькие складные матрасики, которые раскладываются на полу. Прямо на них, в одежде, укладывают спать детей (Иллюстрация 3). Но уже с четырехлетнего возраста дневной сон на период сиесты заменяется «спокойными играми» или другими делами, чтобы ребенок не привыкал спать днем и научился рационально использовать время [3].
Швеция. Культура воспитания детей в Швеции развивается в контексте модели «общества всеобщего благоденствия», где благополучие ребенка находится в центре внимания. Воспитание детей считается общественно-политической задачей. Основополагающие ценности, которые должны быть привиты при помощи обучения и воспитания, — это демократия, солидарность и ответственность. Демократия является основой деятельности дошкольных учреждений [6].
Помимо привычных детских садов, в которые принимают детей от 6 месяцев до 7 лет, здесь существуют так называемые «игровые школы» для детей младшего возраста. Фактически это организованные прогулки в парках, на которые берут детей старше 3 лет.
Различие между двумя упомянутыми типами детских учреждений состоит в том, что в детском саду ребенок находится в течение всего дня, а в «игровых школах» — три часа; у детского сада есть помещение, у «игровой школы» — нет; воспитание в «игровых школах» бесплатное, а за пребывание в детских садах взимается плата.
В 1975 г. было принято решение о создании дошкольных учреждений нового типа — так называемых «пред-школ». Посещение их обязательно для всех детей в возрасте 6 лет. В течение года детей в игровой форме готовят к школе — учат основам письма, чтения и счета [8].
Особенностью шведских детских садов, как например, и испанских, является отсутствие в групповых помещениях застеленных спальных мест, и если у ребенка возникает желание подремать, он в одежде укладывается на голый матрас. Такое, притом не зависящее от климатических условий, отношение социума и педагогов к дневному сну сказывается и на структуре объектов.
Норвегия. Отличие дошкольных учреждений Норвегии по сравнению с принятыми европейскими стандартами состоит в стремлении к созданию атмосферы, приближенной к домашней. Кроме того, в Норвегии серьезно относятся к экологической безопасности, поэтому
Иллюстрация 3. Анализ состава структурных элементов детского сада в Лос-Алказарес, Испания. 2011 г. Арх. Оскар Гонсалес Карпио [3]. Автор таблицы Е. Б. Сычева. COR & asociados: l'asilo tra le palme. URL: http://www.domusweb.it/it/notizie /2013/07/1/co r_asociadosj_asilo_traje_palme.html (дата обращения: 15.04.16)
многие здания и оборудование на игровых площадках выполнены из натуральных материалов — древесины и металла. Установка качелей, горок и спортивных комплексов производится в результате строгого согласования со специальными архитектурными службами.
Основной формой занятий для малышей являются свободные игры на свежем воздухе. В норвежских детских садах в любую погоду предусмотрены продолжительные походы в лес, поездки в разные интересные места. Есть даже специально ориентированные группы, которые ходят в походы три раза в неделю. Зимой детей, начиная с трехлетнего возраста, ставят на лыжи.
Днем дети в саду не спят, спальных комнат здесь нет. Тихий час есть только у маленьких детей, младше 2,5 лет. Спят они в специальных колясках прямо на улице, потому что норвежцев приучают спать в прохладе с раннего детства.
Питание в детских садах Норвегии отличается от принятых стандартов в России. Горячую пищу детям готовят только один раз в неделю, свежие фрукты и молоко дают ежедневно в 15.00. В остальные дни дети приносят с собой коробочки с едой, так называемые «матпакке», которые им готовят родители.
Дети имеют возможность посещать дошкольные учреждения с трехмесячного возраста до 7 лет. Состав группы зачастую разновозрастный, так как в Норвегии, как правило, братьев и сестер не разлучают [1].
Сказанное влияет не только на структуру, но и конструктивные особенности, материалы и эстетику архитектурных объектов дошкольного воспитания.
США. Первый детский сад, созданный эмигрантами из Германии, появился в США в 1855 г. Он работал по системе Ф. Фребеля и дал импульс к развитию дошкольного образования в стране. Позднее американские
Иллюстрация 4. Анализ состава структурных элементов детского сада в Тяньцзинь, Китай. 2012 г. Арх.: Кэйитиро Сако, Юко Фуд-жии, Цзин, Джуниа Казуно [6]. Автор таблицы Е. Б. Сычева. Day Nursery in Paris by ECDM Architects. URL: http://www.archiscene. net/education/day-nursery-paris-ecdm-architects/(дата обращения: 15.04.16)
Иллюстрация 5. Анализ состава структурных элементов частного детского сада в г Хошимин, Вьетнам. 2015 г Арх. студия «Kientruc-o» [2]. Автор таблицы Е. Б. Сычева. Hanazono Kindergarten and Nursery/HIBINOSEKKEI + Youji no Shiro. URL: http://www.plataformaarquitectura.cl/cl/767754/kindergarten-y-guarderia-hanazono-hibinosekkei-plus-youji-no-shiro (дата обращения: 30.04.16)
педагоги отказались от системы Ф. Фребеля и начали развивать собственные направления в дошкольной педагогике.
В настоящее время в США не существует единой системы дошкольного образования. Оно организуется в рамках различного рода краткосрочных или долгосрочных программ, призванных решать определенные задачи. Так, в США существуют самые разные программы, рассчитанные на дошкольников. Как правило, это программы, ставящие своей задачей снижение влияния стрессогенных факторов на детей и обеспечение их развития. Одни программы рассчитаны на день, другие — на часть дня. Существуют программы с гибким графиком, позволяющие родителям выбирать удобный режим. Есть программы, рассчитанные на детей 3-4 лет с особенностями в развитии. Ребенок может в первой половине дня заниматься по одной программе, а во второй
половине дня — по другой. Участие в разных программах поощряется, так как считается, что это позволяет детям получить разнообразный опыт и расширить круг общения за счет новых взрослых.
В основном групповой блок детского сада состоит из двух комнат. В одной из них игровая, а вторая комната предназначена для дневного сна, хотя традиционных кроватей в ней нет, так как дети, как правило, спят на матах, не раздеваясь, под своими одеялами.
Питание в разных детских садах организовано по-разному. Но даже в тех садах, где существует кухня, пища готовится в основном из полуфабрикатов. В большинстве же учреждений родители должны сами обеспечить пищей своего ребенка на весь день.
Китай. Долгое время система дошкольного образования в Китае, по сути, копировала аналогичную систему японцев. Но после образования КНР в 1949 г. дошкольные образовательные учреждения стали создаваться по образцу советских «трудовых школ». В Китай приезжали советские ученые, которые пропагандировали теоретические идеи и практический опыт системы образования в СССР [1]. Очевидно, именно поэтому сохранилось много общего в подходах к проектированию детских садов Китая и России (Иллюстрация 4).
Дошкольные заведения в Китае очень большие (270 воспитанников и 60 педагогов и обслуживающего персонала). Группы преимущественно дневного пребывания насчитывают 25-26 детей. 5 % групп дошкольных заведений — круглосуточные, из которых родители забирают детей в среду и субботу. Воспитатели и их помощники должны быть разного возраста, уметь четко управлять поведением детей, не предоставлять слишком много времени на свободную деятельность, воспитывать привычку к порядку, прививать навыки коллективной жизни, избегая наказаний, воспитывать трудолюбие, настойчивость, ответственность перед родителями, воспитателями и страной. Значительное внимание уделяется развитию музыкальных способностей [2].
Вьетнам. Как и КНР, это государство выбрано нами из-за сходства социалистического прошлого, сопоставление с которым помогает прослеживать изменения в структуре современных архитектурных объектов. Образовательный процесс у вьетнамских детей начинается с поступления в детский сад в возрасте от 1,5 до 5 лет. С 6 лет их принимают в школу. В стране существует большой выбор государственных и частных садов, и поэтому нет проблемы устройства ребенка в дошкольное учреждение.
У местного населения наибольшей популярностью пользуются государственные сады из-за их дешевизны и использования стандартной государственной программы развития и обучения детей. Там, как это происходит и во многих странах с буддийской культурой, воспитывают «примерного» ребенка: послушного, трудолюбивого, почитающего старших.
Во вьетнамских детских садах много групп с высокой наполняемостью (25-30 чел.). Дошкольные учреждения размещаются в одно-двухэтажных зданиях, построенных по типовым проектам, имеют обширную благоустроенную территорию для прогулок и проведения физкультурных занятий.
В отличие от государственных в частных детских садах небольшие группы (10-15 детей), благодаря чему каждому ребенку уделяется достаточно внимания. В группе работают несколько воспитателей. Для детей предусмотрена форма одежды с логотипом.
Под частные детские сады обычно арендуют помещения. Чаще всего группы детей распределены по разным этажам, поскольку здания во Вьетнаме традиционно высокие, многоэтажные с очень узким фасадом, так как налог на имущество зависит от ширины здания (Иллюстрация 5). По этой же причине невелики их детские площадки для прогулок, которые иногда размещаются даже в полуподвальном помещении.
В целом дети большую часть дня проводят в кондиционируемом помещении, и это считается нормой, поскольку во Вьетнаме жаркий тропический климат. Каждая группа располагается в своем классе, где выделены зоны для приема пищи, занятий, подвижных игр и танцев, шкафчики для хранения личных вещей детей. Ребенку выдается рюкзачок с логотипом, где он хранит несколько комплектов сменной одежды (для учебных и развивающих занятий, сна, спортивную форму, а также купальник для плавания). Для дневного сна используют игровую комнату, которую обустраивают под спальню, — раскладывают матрасики и подушки.
Распорядок дня зависит от солнца. Вьетнамцы встают с рассветом — в 5.30-6.00 утра и привозят детей в сад к 7.30. Как и в российских детских садах, у маленьких вьетнамцев утро начинается с зарядки, далее следуют развивающие занятия, обед, дневной сон, полдник. Родители забирают малышей до 17.00. За дополнительную плату ребенка можно оставить на «продленку».
Во Вьетнаме существуют и международные детские сады, учрежденные иностранцами, — сингапурские, филиппинские, английские, австралийские, французские, канадские, русские. Там дети получают двуязычное образование. При необходимости их структуру можно исследовать позже.
Япония. Несмотря на традиционное представление, что женщина в Японии не работает, а посвящает свою жизнь воспитанию детей, тем не менее, в настоящее время многие японские женщины работают, хотя и не полный рабочий день, а воспитание ребенка, в том числе, происходит в рамках дошкольного учреждения.
В детский сад ребенка можно определить с 3 лет, а с 6 лет он поступает в начальную школу. В Японии есть и ясли-сады, куда можно определить ребенка с 3 месяцев, но это мероприятие не слишком популярно среди японцев, и у женщины, отдавшей ребенка в ясли в столь раннем возрасте, должны быть на это очень серьезные аргументы. Со стороны социума она выглядит недостаточно хорошей матерью, а мнение окружающих для японцев является определяющим.
Посещение детских садов не является обязательным, тем не менее, 98 % детей посещают их. Они обучаются писать, читать, но самое главное в посещении детского сада — это социализация ребенка. Его учат жить в группе, жить интересами группы. Группы невелики, в среднем по 8 человек. Причем практикуется постоянная смена групп и воспитателей. Это необходимо для того, чтобы ребенок не привыкал к одним людям, к одной обстановке, а учился жить в обществе [5].
В отличие от российских детских садов, в которые детей приводят рано утром, а забирают после работы, режим работы японского детского сада требует постоянного присутствия и активного участия родителей в процессе воспитания. Ребенок без родителей бывает не больше двух, максимум четырех часов. При этом воспитание проводится не только детей, но и родителей.
Дошкольное образование в Японии, помимо письма и чтения, включает обучение пению. В детских садах традиционным является проведение спортивных сорев-
территория дос групповые ячеи к* общественная часть хозяйственная часть
I готовые ПХпДОи ^ Рдоеадеьнад Эагы<1-2) Ofae&ifr&tfoab«
еихулы тпздмч. у/ Группою __ 121 КябМ4*ПМ ДЛЯ »4 ям Г^цевпо! (6уфв9-рмд.)^
ХйМКгаенчм зона s/ | СпЛЪнЯ 1 UuMiinom fine Г ГЬХЧФ^М»
Оилв«в№Я |50% :ор) у/ | Тунгам» VI
Иллюстрация 6. Анализ состава структурных элементов детского сада в префектуре Окинава, Япония. 2015 г Арх. студия «HIBINOSEKKEI, Youji no Shiro» [5]. Автор таблицы Е. Б. Сычева. LOOP in Tianjin by SAKO Architects. URL: http://www. ilikearchitecture. net/2013/05/loop-in-tianjin-sako-architects/(дата обращения: 24.04.16)
нований, регулярно устраиваются походы. Главной целью проведения всех этих мероприятий является, прежде всего, воспитание чувства коллективизма у ребенка. Если петь — то хором, сольное пение категорически не приветствуется, если проводятся соревнования — то выигрывают все или группа, но ни в коем случае не конкретный ребенок [5].
Японские детские сады легко опознаваемы своей архитектурой, имеющей ярко выраженные традиционалистские черты. Большинство из них представляют собой деревянные здания с тонкими стенами и массивными плоскими крышами. Это обусловлено климатическими условиями страны и постоянной угрозой землетрясений и тайфунов. Другой распространенной особенностью архитектуры детских садов в Японии является абсолютная гармония здания и окружающего его пространства. Архитекторы не делят внешнее и внутреннее пространство — они создают обстановку, которая позволяет помещениям перетекать друг в друга. Это достигается посредством применения передвижных и складных перегородок (как внутренних, так и наружных).
Эти особенности традиционной японской архитектуры в полной мере отражены в архитектуре детского сада в префектуре Окинава (Иллюстрация 6).
Заключение
Анализ взаимосвязи моделей дошкольного воспитания и структуры архитектурных объектов, предназначенных для этого, показал влияние социальных ожиданий в отношении ребенка на структурно-функциональное устройство объектов дошкольного образования. Учет этого фактора в дальнейшем делает детское учреждение более конкурентоспособным и удобным для процесса воспитания.
В 2000-е гг. в России появилось множество дошкольных образовательных организаций новых видов, организационно-правовых форм и форм собственности. Все вновь строящиеся или реконструируемые здания и помещения, предназначенные для осуществления образовательной деятельности или оказания других видов услуг по развитию детей-дошкольников, проектируются в строгом соответствии с нормативными документами, действующими на территории Российской Федерации. Несмотря на недовольство некоторых архитекторов-проектировщиков строгостью требований и рекомендаций, прописанных в этих документах, именно этот факт является одной из самых сильных сторон отечественного проектирования дошкольных объектов, обеспечивающей безопасность жизни и санитарную защиту детей.
Эта работа может быть дополнена дифференциацией типов детских дошкольных учреждений с учетом климатических особенностей, различных моделей воспитания и различных этнокультурных традиций, существующих в нашей стране.
Список использованной литературы
1 Акимушкина Л. Е. Дошкольное образование за рубежом. URL: http://nsportal.ru / detskiy-sad / regionalnyy-komponent / 2014 / 10 / 12 / doshkolnoe-obrazovanie-za-rubezhom (дата обращения: 29.04.16).
2 Борисова С. В. Система дошкольного образования в Европе. URL: http://nsportal.ru/ detskiy-sad/ raznoe/2012/ 11/24/ sistema-doshkolnogo-obrazovaniya-v-evrope (дата обращения: 29.04.16).
3 Детский сад в Испании. URL: http: //espanaservice.ru / publicati ons/ 27-obrazovanie/ 3-kindergar den (дата обращения: 29.04.16).
4 Дошкольное образование в Испании. URL: http:// russianservicesbarcelona.ru / doshkolnoe-obrazovanie-v-ispanii / (дата обращения: 29.04.16).
5 Дошкольное образование в Японии. URL: http://galitravel.ru / dohscolnoe-obrazovanie-v-japan / (дата обращения: 29.04.16).
6 Емельянова Э. Л., Верак-са А. Н. Детский сад в Швеции. URL: http://sdo-journal.ru / journalnumbers / detskij-sad-v-shvecii.html (дата обращения: 29.04.16).
7 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требо-
вания к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
8 Система образования Швеции. URL: http://www.best-country. org / europe /sweden/ education (дата обращения: 29.04.16).
9 Сонне-Фредериксен М. Детские учреждения в стиле органической архитектуры // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2013. № 2 (71). С. 41-46.
10 Brauch L. Der Raum als dritter Pädagoge. Untersuchung von Kindergärten // Wohnung + Gesundheit. 2015. № 157. S. 13-14.
11 Popp P. Takaharu Tezuka zu Gast bei DETAIL. URL: http://www. detail.de / artikel / takaharu-tezuka-zu-gast-bei-detail-26039/ (дата обращения: 12.05.2016).
12 Projektbericht. Qualitativempirisches Forschungsprojekt «Evaluierung islamischer Kindergärten /-gruppen in Wien». Universität Wien, Institut für Islamische Studien Projektleitung: Univ.-Prof. Dr. Ednan Aslan. National 2015; Projekt Nr. 171; 1RWNAT186F-176 / 15CP 33 p.