Научная статья на тему 'Международный опыт создания объемно-пространственной структуры учреждений дошкольного образования. Принципы формирования планировочного решения'

Международный опыт создания объемно-пространственной структуры учреждений дошкольного образования. Принципы формирования планировочного решения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1018
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRESCHOOL INSTITUTION / KINDERGARTEN / INTERNATIONAL EXPERIENCE / SPACE STRUCTURE / FUNCTIONAL PLANNING SCHEME / SYSTEM OF PUBLIC EDUCATION / COMPARATIVE ANALYSIS / SHAPING / ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ДЕТСКИЙ САД / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА / ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА / СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Золотник С.В.

Проведено исследование объектов детских садов развитых стран Европы. Типологическая эволюция зарубежного архитектурного подхода к проектированию дошкольных учреждений представляет собой разнообразный спектр возводимых зданий по форме, назначению, вместимости, планировочной организации и вариативности функциональных зон. В статье выявлены принципы формирования дошкольных учреждений по основным критериям и предложены варианты их внедрения в комплексную модель преобразования типовых проектов детских садов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International experience of space structure creation of preschool education institutions. The principles of the planning decision

Today is actual the transformation of preschool buildings of functionalism and the creation of a uniform pre-school modernization concept, built on standard projects of the Soviet period. In article was done a research of kindergartens objects in develop countries of Europe. Typological evolution of foreign architectural approach to the design of pre-school institutions is a diverse range of buildings constructed in the form, purpose, capacity, planning organization and variability of functional areas. In article reveals principles of pre-school institutions on the basic criterias and offered variants of their introduction into the complex model transformation typical kindergartens projects.

Текст научной работы на тему «Международный опыт создания объемно-пространственной структуры учреждений дошкольного образования. Принципы формирования планировочного решения»

Международный опыт создания объемно-пространственной структуры учреждений дошкольного образования. Принципы формирования

планировочного решения

С.В. Золотник

СПб ГАСУ Санкт-Петербургский Государственный Архитектурно-Строительный Университет

Аннотация: Проведено исследование объектов детских садов развитых стран Европы. Типологическая эволюция зарубежного архитектурного подхода к проектированию дошкольных учреждений представляет собой разнообразный спектр возводимых зданий по форме, назначению, вместимости, планировочной организации и вариативности функциональных зон. В статье выявлены принципы формирования дошкольных учреждений по основным критериям и предложены варианты их внедрения в комплексную модель преобразования типовых проектов детских садов. Ключевые слова: дошкольное учреждение, детский сад, международный опыт, объемно-пространственная структура, функционально-планировочная схема, система народного образования, сравнительный анализ, формообразование.

Сегодня в общественном мнении существует и доминирует отрицательное отношение к сложившейся структуре детских садов (исследования Сычевой Е.Б., Ламеховой Н.В., Кудрявцевой С.П., Парфентьевой Т., Горгоровой Ю.В.). Современный уровень социальных и педагогических требований к зданиям детских садов ставит ряд новых задач по модернизации объемно-пространственных и художественно-эстетических качеств [1]. В работе Ламеховой Н .В. было отмечено , что зарубежные проекты детских садов свидетельствуют о глубоком исследовании проблемы формирования архитектурной сред ы для дошкольного образования [2]. Проведем анализ дошкольных учреждений (далее ДОУ) в развитых странах Европы: Дании, Франции и Германии. Эти страны были выбраны для исследования, так как их социально-экономические, географические критерии и принцип организации дошкольного образования близки России. Целью настоящего исследования является выявление основных принципов формирования детских садов в развитых европейских странах. Границы

исследования охватывают только дошкольные учреждения общего типа, их размещение в системе города, объемно-пространственные и функционально -планировочные особенности.

В исследовании были рассмотрены около 40 ДОУ трех развитых стран. Проанализирована структура организации объектов ДОУ, полученные результаты предоставлены в таблице (рис. 1).

Дания Франция Германия Россия

Доступность для населения Государств енные Государственные Государственные/ католические Государственные (муниципальные')

Режим работы 7-17/18 7-18.30 8-16 7-19

Форма Ясли ДС РДС МШМ МШС МШСТ Ясли ДС Ясли ДС

Возраст 0,6-3 3-6/7 0,6-7 2-4 4-5 5-6 2-3 3-6 1,5-3 3-6

Наполняемость в группе 15-25 25-30 25-30 25-30 25-30 25-30 10-15 15-25 20-25 25-30

Наполняемость в ДС 30-60 40-80 до 150 25-90 50-100 50-280

Условные обозначения

ДС детский сад МШС материнская школа среднее отделение

РДС расширенный детскии сад МШСТ материнская школа старшее отделение

МШМ материнская школа младшее отделение

Рис. 1 - Общие показатели детских садов Дании, Франции, Германии и

России

Выводы по рисунку 1.

- ДОУ в исследуемых странах являются первым звеном в системе народного образования. Имеют схожую дифференциацию по возрастному критерию и делению на группы.

- В Германии, как и в России дошкольный возраст разделяют на ясли и детские сады, располагающиеся в одном здании в большинстве случаев [3]. В Дании востребованы расширенные детские сады, где объединяют ясельные блоки и группы детского сада в одном здании [4]. Во Франции дошкольное образование разделяется на материнские школы: младшее, среднее и старшее отделение [5]. При схожей системе устройства дошкольного образования и состава помещений детские сады не имеют такого жесткого разделения между группами как в России.

- Наполняемость групп ДОУ в Дании, Франции и Германии приблизительно одинакова, в Росси на 10-15% больше.

В сравнении отечественного и зарубежного опыта проектирования зданий ДОУ были выделены 3 группыкритериев, с учетом которых производился анализ: расположение, объемно-пространственное и функционально-планировочное решение (рис. 2).

Критерии Страны

Дания Франция Германия Россия

Располож ение

Размещение вдали транспортных магистралей С) С ) < ) ()

Наличие поблизости развитой системы услуг С ) (>

Экологическая ситуация района размещения С) С) • •

Благоприятная экологическая обстановка • о О о

в районе размещения

Временная доступность к учреждению с > с) i) •

Объемно-пространственное решение

Архитектрурно-художественный облик с> с > с) ()

Образность и информативность фасадов í > • í) с

Энергоэффективность • С> с;

Связь с контекстом застройки и окружающей о О • О

средой

Функционально-планировочное решение

Состав помещений • О • <>

Связь с педагогической системой С) í) с) с )

Ассоциативность и информативность о о о

интерьерных решений

Связь с внешней средой я с)

Обеспечение условий интеллектуального развития с) (> <.) с)

физического развития • с > í) с)

цуховного развития • С)

творческого развития < > i) • ()

психологического развития С) í) С) с)

Условные обозначения:

^принципиально значимый критерий ^значимый, но не принципиальный критерий не учитываемый критерий

Рис. 2 - Критерии влияющие на формирование дошкольных

учреждений

- Критерий, имеющий особое значение для всех исследуемых стран - возможность размещения в пешей доступности от жилых массивов и вдали от транспортных транзитов. Требования обеспечения необходимой

временной доступности к объектам ДОУ соблюдены во всех исследуемых странах. В Европейских странах принято организовывать обильно озелененные рекреационные территории вокруг ДОУ. Так сделано в детском саду в г. Оденсе (Дания), построенному по проекту бюро С.Ф. Моллер [6][7].

- Большое внимание уделяется размещению ДОУ в градостроительной структуре с учетом их оптимальной инсоляции и аэрации. Один из таких детский сад в Амштеттен-Эгерсдорф, ФРГ, архитектор Г. Райнберг [8][9].

- Особенность детских садов Европы - гибкая функционально-планировочная структура. По мнению немецких специалистов, успешно занимающихся проектированием объектов дошкольного образования, «пространство - это третий педагог».

- За рубежом наиболее результативной работой над проектированием ДОУ является совместная деятельность архитекторов и психологов. Большое внимание уделяется архитектурному воплощению ведущих педагогических систем: Фребеля, Монтессори, Штайнера, Домана, Лупан, Малагуцци.

Основные выводы исследования.

- Современные ДОУ в городах зарубежных стран устанавливают новые стандарты не только в формообразовании, но и экологические и педагогические. Этот факт положительно сказывается на реализации педагогических программ и социализации детей.

- Типологическая эволюция зарубежного архитектурного подхода к проектированию ДОУ представляет собой разнообразный спектр возводимых зданий по форме, вместимости, планировочной организации и вариативности функциональных зон. В то время как в России преобладает типовая советская застройка, устаревшая эстетически и функционально [10].

- В результате исследования были выявлены принципы формирования объектов ДОУ по трем группам критериев:

1. Размещение - экологически чистые зоны, оптимальная инсоляция и аэрация, удобная временная доступность;

2. Объемно-пространственное решение - связь объекта и контекста, открытость внешней среде, сложноеобъемно-пространственное решение, образность и ассоциативность объемов, развитие рельефа и малых архитектурных форм, высокие тепло-технические и экологические характеристики;

3. Функционально-планировочное решение - гибкая функционально-планировочная структура, свободные «дышащие» пространства, сомасштабность ребенку.

Необходимо аккумулировать выявленные принципы построения архитектурного пространства ДОУ за рубежом и применить их при модернизации типовой советской застройки детских садов.

Литература

1. Ахмедова Е. Н. Принципы "гибкой" системы типизации при проектировании дошкольных учреждений на Севере // Проблемы совершенствования объемно-планировочных решений жилых и общественных зданий: межвузовский тематический сборник трудов. Ленинград: 1985. С. 5.

2. Ламехова Н.В. Архитектурная среда для дошкольного образования: автореф. дис. ... канд. арх. наук: 05.23.20.Екатеринбург, 2011. 26 с.

3. Детский сад в Германии // Такая вот Германия URL: das-germany.de/detskiy-sad-v-germanii/ (дата обращения: 12.08.2016)

4. Детские сады и ясли в ДанииОКЬ: educationsystems.info/denmark-education/ (дата обращения: 05.08.2016)

5. Орлова Л.В. Особенности дошкольного образования во Франции // Детский сад: теория и практика, 2011. №2. С. 80-85

6. Подвижный детский сад. Оденсе, Дания // Архиновости URL:

обращения: 21.07.2016)

7. Горгорова Ю.В. ХарченкоЛ.Н. Особенности проектирования детских садов // Инженерный Вестник Дона, 2013. №4. URL: ivdon. ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2149

8. Eröffnungklima: aktiv Kindergarten in Eggersdorf// Mostropolis. URL:

mo stropolis.at/de/newsdetail_Amstetten_Eroeffnung_klimaaktiv_Kindergarten_1

21_4905.html

9. Aktiv - Passiv. Neubau Kindergarten Amstetten-Eggersdorf. // Intelligente Architektur / AIT Spezial ISSN: 0949-2356, Nr.65, 2008. Seite 30-35.

10. Шеина С.Г. Бабенко Л.Л. Белая Е.В. Социально-экологические аспекты планирования расширения сети детских дошкольных образовательных учреждений на территории муниципального образования// Инженерный Вестник Дона, 2012. №4 (часть 2) URL: ivdon. ru/ru/magazine/archive/n4p2y2012/1341

1. Ahmedova E. N. Problemy sovershenstvovanija obemno-planirovochnyh reshenij zhilyh i obshhestvennyh zdanij: mezhvuzovskij tematicheskij sbornik trudov. Leningrad: 1985. P. 5.

2. Lamehova N. V. Arhitekturnaja sreda dlja doshkol'nogo obrazovanija [Architectural environment for preschool education]: avtoref. dis. ... kand. arh. nauk: 05.23.20. Ekaterinburg, 2011. 26 p.

3. Detskij sad v Germanii. Takaja vot Germanija [Kindergarten in Germany. Such is Germany] URL: das.germany.de.detskiy.sad.v.germanii. (accessed 12 August 2016)

arhinovosti.ru/2009/12/08/podvizhnyjj -detskijj-sad-odense-daniya/

(дата

References

4. Detskie sady i jasli v Danii [Kindergartens and nurseries in Denmark] URL: education systems.info.denmark.education. (accessed05 August 2016)

5. Orlova L. V. Osobennosti doshkol'nogo obrazovanija vo Francii. Detskij sad: teorija i praktika, 2011. №2. 80-85pp.

6. Podvizhnyj detskij sad. Odense, Danija [Mobile kindergarten. Odense, Denmark]. Arhinovosti URL: arhinovosti.ru.2009.12.08.podvizhnyjj.detskijj.sad.odense.daniya. (accessed 21 July 2016)

7. Gorgorova Ju.V. Harchenko L.N. Inzhenernyj Vestnik Dona (Rus), 2013. №4. URL: ivdon.ru.ru.magazine.archive.n4y2013.2149

8. Eröffnungklima: aktiv Kindergarten in Eggersdorf. Mostropolis. URL:

mo stropolis.at.de. newsdetail_Amstetten_Eroeffnung_klimaaktiv_Kindergarten_1

21_4905.html

9. Aktiv.Passiv. Neubau Kindergarten Amstetten. Eggersdorf. Intellingente Architektur. AIT Spezial ISSN: 0949-2356, Nr.65, 2008. Seite 30-35.

10. Sheina S.G. Babenko L.L. Belaja E.V.Inzhenernyj Vestnik Dona (Rus), 2012. №4 (part 2). URL: ivdon.ru.ru.magazine.archive.n4p2y2012.1341

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.