Международный опыт создания объемно-пространственной структуры учреждений дошкольного образования. Принципы формирования
планировочного решения
С.В. Золотник
СПб ГАСУ Санкт-Петербургский Государственный Архитектурно-Строительный Университет
Аннотация: Проведено исследование объектов детских садов развитых стран Европы. Типологическая эволюция зарубежного архитектурного подхода к проектированию дошкольных учреждений представляет собой разнообразный спектр возводимых зданий по форме, назначению, вместимости, планировочной организации и вариативности функциональных зон. В статье выявлены принципы формирования дошкольных учреждений по основным критериям и предложены варианты их внедрения в комплексную модель преобразования типовых проектов детских садов. Ключевые слова: дошкольное учреждение, детский сад, международный опыт, объемно-пространственная структура, функционально-планировочная схема, система народного образования, сравнительный анализ, формообразование.
Сегодня в общественном мнении существует и доминирует отрицательное отношение к сложившейся структуре детских садов (исследования Сычевой Е.Б., Ламеховой Н.В., Кудрявцевой С.П., Парфентьевой Т., Горгоровой Ю.В.). Современный уровень социальных и педагогических требований к зданиям детских садов ставит ряд новых задач по модернизации объемно-пространственных и художественно-эстетических качеств [1]. В работе Ламеховой Н .В. было отмечено , что зарубежные проекты детских садов свидетельствуют о глубоком исследовании проблемы формирования архитектурной сред ы для дошкольного образования [2]. Проведем анализ дошкольных учреждений (далее ДОУ) в развитых странах Европы: Дании, Франции и Германии. Эти страны были выбраны для исследования, так как их социально-экономические, географические критерии и принцип организации дошкольного образования близки России. Целью настоящего исследования является выявление основных принципов формирования детских садов в развитых европейских странах. Границы
исследования охватывают только дошкольные учреждения общего типа, их размещение в системе города, объемно-пространственные и функционально -планировочные особенности.
В исследовании были рассмотрены около 40 ДОУ трех развитых стран. Проанализирована структура организации объектов ДОУ, полученные результаты предоставлены в таблице (рис. 1).
Дания Франция Германия Россия
Доступность для населения Государств енные Государственные Государственные/ католические Государственные (муниципальные')
Режим работы 7-17/18 7-18.30 8-16 7-19
Форма Ясли ДС РДС МШМ МШС МШСТ Ясли ДС Ясли ДС
Возраст 0,6-3 3-6/7 0,6-7 2-4 4-5 5-6 2-3 3-6 1,5-3 3-6
Наполняемость в группе 15-25 25-30 25-30 25-30 25-30 25-30 10-15 15-25 20-25 25-30
Наполняемость в ДС 30-60 40-80 до 150 25-90 50-100 50-280
Условные обозначения
ДС детский сад МШС материнская школа среднее отделение
РДС расширенный детскии сад МШСТ материнская школа старшее отделение
МШМ материнская школа младшее отделение
Рис. 1 - Общие показатели детских садов Дании, Франции, Германии и
России
Выводы по рисунку 1.
- ДОУ в исследуемых странах являются первым звеном в системе народного образования. Имеют схожую дифференциацию по возрастному критерию и делению на группы.
- В Германии, как и в России дошкольный возраст разделяют на ясли и детские сады, располагающиеся в одном здании в большинстве случаев [3]. В Дании востребованы расширенные детские сады, где объединяют ясельные блоки и группы детского сада в одном здании [4]. Во Франции дошкольное образование разделяется на материнские школы: младшее, среднее и старшее отделение [5]. При схожей системе устройства дошкольного образования и состава помещений детские сады не имеют такого жесткого разделения между группами как в России.
- Наполняемость групп ДОУ в Дании, Франции и Германии приблизительно одинакова, в Росси на 10-15% больше.
В сравнении отечественного и зарубежного опыта проектирования зданий ДОУ были выделены 3 группыкритериев, с учетом которых производился анализ: расположение, объемно-пространственное и функционально-планировочное решение (рис. 2).
Критерии Страны
Дания Франция Германия Россия
Располож ение
Размещение вдали транспортных магистралей С) С ) < ) ()
Наличие поблизости развитой системы услуг С ) (>
Экологическая ситуация района размещения С) С) • •
Благоприятная экологическая обстановка • о О о
в районе размещения
Временная доступность к учреждению с > с) i) •
Объемно-пространственное решение
Архитектрурно-художественный облик с> с > с) ()
Образность и информативность фасадов í > • í) с
Энергоэффективность • С> с;
Связь с контекстом застройки и окружающей о О • О
средой
Функционально-планировочное решение
Состав помещений • О • <>
Связь с педагогической системой С) í) с) с )
Ассоциативность и информативность о о о
интерьерных решений
Связь с внешней средой я с)
Обеспечение условий интеллектуального развития с) (> <.) с)
физического развития • с > í) с)
цуховного развития • С)
творческого развития < > i) • ()
психологического развития С) í) С) с)
Условные обозначения:
^принципиально значимый критерий ^значимый, но не принципиальный критерий не учитываемый критерий
Рис. 2 - Критерии влияющие на формирование дошкольных
учреждений
- Критерий, имеющий особое значение для всех исследуемых стран - возможность размещения в пешей доступности от жилых массивов и вдали от транспортных транзитов. Требования обеспечения необходимой
временной доступности к объектам ДОУ соблюдены во всех исследуемых странах. В Европейских странах принято организовывать обильно озелененные рекреационные территории вокруг ДОУ. Так сделано в детском саду в г. Оденсе (Дания), построенному по проекту бюро С.Ф. Моллер [6][7].
- Большое внимание уделяется размещению ДОУ в градостроительной структуре с учетом их оптимальной инсоляции и аэрации. Один из таких детский сад в Амштеттен-Эгерсдорф, ФРГ, архитектор Г. Райнберг [8][9].
- Особенность детских садов Европы - гибкая функционально-планировочная структура. По мнению немецких специалистов, успешно занимающихся проектированием объектов дошкольного образования, «пространство - это третий педагог».
- За рубежом наиболее результативной работой над проектированием ДОУ является совместная деятельность архитекторов и психологов. Большое внимание уделяется архитектурному воплощению ведущих педагогических систем: Фребеля, Монтессори, Штайнера, Домана, Лупан, Малагуцци.
Основные выводы исследования.
- Современные ДОУ в городах зарубежных стран устанавливают новые стандарты не только в формообразовании, но и экологические и педагогические. Этот факт положительно сказывается на реализации педагогических программ и социализации детей.
- Типологическая эволюция зарубежного архитектурного подхода к проектированию ДОУ представляет собой разнообразный спектр возводимых зданий по форме, вместимости, планировочной организации и вариативности функциональных зон. В то время как в России преобладает типовая советская застройка, устаревшая эстетически и функционально [10].
- В результате исследования были выявлены принципы формирования объектов ДОУ по трем группам критериев:
1. Размещение - экологически чистые зоны, оптимальная инсоляция и аэрация, удобная временная доступность;
2. Объемно-пространственное решение - связь объекта и контекста, открытость внешней среде, сложноеобъемно-пространственное решение, образность и ассоциативность объемов, развитие рельефа и малых архитектурных форм, высокие тепло-технические и экологические характеристики;
3. Функционально-планировочное решение - гибкая функционально-планировочная структура, свободные «дышащие» пространства, сомасштабность ребенку.
Необходимо аккумулировать выявленные принципы построения архитектурного пространства ДОУ за рубежом и применить их при модернизации типовой советской застройки детских садов.
Литература
1. Ахмедова Е. Н. Принципы "гибкой" системы типизации при проектировании дошкольных учреждений на Севере // Проблемы совершенствования объемно-планировочных решений жилых и общественных зданий: межвузовский тематический сборник трудов. Ленинград: 1985. С. 5.
2. Ламехова Н.В. Архитектурная среда для дошкольного образования: автореф. дис. ... канд. арх. наук: 05.23.20.Екатеринбург, 2011. 26 с.
3. Детский сад в Германии // Такая вот Германия URL: das-germany.de/detskiy-sad-v-germanii/ (дата обращения: 12.08.2016)
4. Детские сады и ясли в ДанииОКЬ: educationsystems.info/denmark-education/ (дата обращения: 05.08.2016)
5. Орлова Л.В. Особенности дошкольного образования во Франции // Детский сад: теория и практика, 2011. №2. С. 80-85
6. Подвижный детский сад. Оденсе, Дания // Архиновости URL:
обращения: 21.07.2016)
7. Горгорова Ю.В. ХарченкоЛ.Н. Особенности проектирования детских садов // Инженерный Вестник Дона, 2013. №4. URL: ivdon. ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2149
8. Eröffnungklima: aktiv Kindergarten in Eggersdorf// Mostropolis. URL:
mo stropolis.at/de/newsdetail_Amstetten_Eroeffnung_klimaaktiv_Kindergarten_1
21_4905.html
9. Aktiv - Passiv. Neubau Kindergarten Amstetten-Eggersdorf. // Intelligente Architektur / AIT Spezial ISSN: 0949-2356, Nr.65, 2008. Seite 30-35.
10. Шеина С.Г. Бабенко Л.Л. Белая Е.В. Социально-экологические аспекты планирования расширения сети детских дошкольных образовательных учреждений на территории муниципального образования// Инженерный Вестник Дона, 2012. №4 (часть 2) URL: ivdon. ru/ru/magazine/archive/n4p2y2012/1341
1. Ahmedova E. N. Problemy sovershenstvovanija obemno-planirovochnyh reshenij zhilyh i obshhestvennyh zdanij: mezhvuzovskij tematicheskij sbornik trudov. Leningrad: 1985. P. 5.
2. Lamehova N. V. Arhitekturnaja sreda dlja doshkol'nogo obrazovanija [Architectural environment for preschool education]: avtoref. dis. ... kand. arh. nauk: 05.23.20. Ekaterinburg, 2011. 26 p.
3. Detskij sad v Germanii. Takaja vot Germanija [Kindergarten in Germany. Such is Germany] URL: das.germany.de.detskiy.sad.v.germanii. (accessed 12 August 2016)
arhinovosti.ru/2009/12/08/podvizhnyjj -detskijj-sad-odense-daniya/
(дата
References
4. Detskie sady i jasli v Danii [Kindergartens and nurseries in Denmark] URL: education systems.info.denmark.education. (accessed05 August 2016)
5. Orlova L. V. Osobennosti doshkol'nogo obrazovanija vo Francii. Detskij sad: teorija i praktika, 2011. №2. 80-85pp.
6. Podvizhnyj detskij sad. Odense, Danija [Mobile kindergarten. Odense, Denmark]. Arhinovosti URL: arhinovosti.ru.2009.12.08.podvizhnyjj.detskijj.sad.odense.daniya. (accessed 21 July 2016)
7. Gorgorova Ju.V. Harchenko L.N. Inzhenernyj Vestnik Dona (Rus), 2013. №4. URL: ivdon.ru.ru.magazine.archive.n4y2013.2149
8. Eröffnungklima: aktiv Kindergarten in Eggersdorf. Mostropolis. URL:
mo stropolis.at.de. newsdetail_Amstetten_Eroeffnung_klimaaktiv_Kindergarten_1
21_4905.html
9. Aktiv.Passiv. Neubau Kindergarten Amstetten. Eggersdorf. Intellingente Architektur. AIT Spezial ISSN: 0949-2356, Nr.65, 2008. Seite 30-35.
10. Sheina S.G. Babenko L.L. Belaja E.V.Inzhenernyj Vestnik Dona (Rus), 2012. №4 (part 2). URL: ivdon.ru.ru.magazine.archive.n4p2y2012.1341