Научная статья на тему 'Развитие дошкольного образования в Германии'

Развитие дошкольного образования в Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5198
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / ФРИДРИХ ФРЕБЕЛЬ / ПЕРВЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веракса Александр Николаевич

У дошкольного образования в Германии давние традиции. Красивое необычное название «детский сад», или по-немецки Kindergarten, придумал почти двести лет назад немецкий педагог Фридрих Фребель. Именно в Германии и были открыты первые детские сады, а название Kindergarten вошло и в другие языки, например, kindergarten в английском.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие дошкольного образования в Германии»

А. Н. Веракса

Развитие дошкольного образования в Германии

У дошкольного образования в Германии давние традиции. Красивое необычное название «детский сад», или по-немецки Kindergarten, придумал почти двести лет назад немецкий педагог Фридрих Фребель. Именно в Германии и были открыты первые детские сады, а название Kindergarten вошло и в другие языки, например, kindergarten в английском.

Веракса Александр Николаевич - преподаватель факультета социальной психологии МГППУ, аспирант факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова

Что такое Kindergarten

Первый центр по уходу за детьми, чьи матери были вынуждены работать, открылся в 1802 году. Посещали его лишь дети бедняков. Позднее появились и другие учреждения, основная цель создания которых заключалась в том, чтобы позволить немецким женщинам среднего класса работать вне дома. Работа в детских центрах носила религиозно ориентированный характер. Церковь отрицала представление об изначальной невинности детей. Вот что произнес представитель администрации берлинского общества на праздновании его 20-летия: «Мы знаем, что природа ребенка порочна. Как она проявляется и что с этим можно сделать, вам могут рассказать сотрудники детских центров». В качестве методов искоренения порока использовались не физические наказания, а религиозные чтения и запрет на игру (при этом ребенка вынуждали некоторое время стоять в углу или сидеть на скамейке).

Фридрих Фребель придерживался иных взглядов. С его точки зрения, дети обладают врожденными способностями, которым лишь нужно дать возможность развиваться: «С самых малых лет дети должны найти в себе центр всех сил... Они должны быть свободны и стоять на собственных ногах, наблюдать и исследовать собственными глазами».

В 1839 г. Фридрих Фребель основал первый «сад для детей» - Kindergarten, предназначенный для того, чтобы учить малышей и тем самым готовить их к жизни в обществе.

Почему именно сад? Подобное сравнение имело для Ф. Фребеля вполне конкретный смысл - подобно тому, как растение окружено заботой садовника, малыши окружены в детском саду любовью взрослых. В детском саду дети занимались той деятельностью, которая позволит им «служить Богу, единой Германии и всему человечеству». Ф. Фребель подчеркивал, что «детство - это не подготовка ко взрослой жизни: оно обладает собственной ценностью и творческой силой».

«Игра - это не ребячество»

Ф. Фребель разработал специальные материалы для детей («дары») и соответствующие занятия, предназначенные для постепенного развития (в основном это работа с карандашом, бумагой и клеем). Материалы, используемые на занятиях, были известны и ранее, однако никто не применял их для обучения детей. Ф. Фребель руководствовался тем, что дошкольное обучение должно бережно направлять активность детей на взаимодействие с физическим миром.

В качестве основной деятельности в детском саду выступала структурированная игра. «В этот период игра - это не ребячество, а высший уровень развития ребенка».

Работа с «дарами» определялась следующими принципами:

1. Материалы нужно использовать таким образом, чтобы сохранить идею отношения части к целому.

2. Всем построенным объектам необходимо давать название, чтобы закреплять их в опыте ребенка.

3. Чем меньше ребенок, тем больше нужно говорить с ним об осуществляемой деятельности.

По мнению Ф. Фребеля, «...изучение искусства необходимо не для самовыражения, а для понимания, открывающего высший порядок в мире. Только понимание целостности этих трех областей может стать основой достойного воспитания детей».

4. Если постройка осуществляется одним ребенком - не следует позволять ему использовать кубики других детей.

5. Совместное строительство должно практиковаться каждый день.

(В таблице представлено описание и направленность «даров» Ф. Фребеля.)

Правила № 2 и № 3 направлены на развитие языковых навыков детей. Правило № 4 указывает на необходимость достаточного количества материала для каждого ребенка, чтобы он мог осуществить свой замысел и не мешать другим детям. Правило № 5

КУБ

ШАР

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

ЦИЛИНДР

Символическое понимание мира по Ф. Фре-белю. Шар как абсолютная единица - Бог, куб - природа, цилиндр - человечество. В центре схемы - детский сад

говорит о важности совместной деятельности детей. Развитие мышления невозможно в одиночестве - только находясь рядом с детьми и взрослыми ребенок получает опыт оценки и принятия собственной деятельности.

«Дары» позволяют осуществлять последовательное обучение детей с помощью возрастающих по сложности заданий: от конкретного к абстрактному - последние «дары» направлены на развитие математических способностей, словарного запаса и подготавливают дошкольника к изобразительной деятельности. По мнению Ф. Фребеля, «обучение требует знаний

«Дары» Фребеля

Дары Описание Цель Применение Направленность

Первый Шесть шаров разного размера (красный, синий, оранжевый, желтый, зеленый, фиолетовый) Представляет круг, наиболее простую в природе форму Прост в обращении. Учит перемещению объектов Демонстрирует целостность. Развивает силу рук, координацию

Второй Деревянный шар, куб и цилиндр (каждый 5 см в диаметре) Помогает детям понимать идею формы. Цилиндр как бы снимает противоположность шара и куба, поскольку может и стоять, и кататься Учит наблюдать за разными формами Учит сравнивать, развивает моторные навыки

Третий Деревянный куб, состоящий из восьми небольших кубиков Развивает навыки конструирования Учит как можно создать целое из нескольких одинаковых частей Развивает моторные навыки, координацию, подготавливает освоение математических способностей

Четвертый Деревянный куб (высотой 5 см), состоящий из восьми небольших параллелепипедов Развивает навыки конструирования Учит, как можно создать целое из нескольких разных частей Развивает моторные навыки, координацию, подготавливает освоение математических способностей

Пятый Куб (высотой 7,5 см) может разделяться на 27 кубиков (высотой 2,5 см) Развивает навыки конструирования Развивает навыки анализа Демонстрирует целостность в многообразии. Развивает моторные навыки, координацию, подготавливает освоение математических способностей

Шестой Куб (высотой 7,5 см) может разделяться на 36 различных частей Развивает навыки конструирования Направлен на формирование представлений о разделении Демонстрирует разнообразие материалов, увеличивает словарный запас. Развивает моторные навыки, координацию, подготавливает освоение математических способностей

Седьмой Деревяный квадрат и треугольники (длиной 2,5 см) Демонстрирует абстракцию, подготавливает ребенка к рисованию Используется для демонстрации изображения как заместителя реальных объектов Развивает воображение

Восьмой Палочки одной ширины и разной длины Демонстрирует линию и вводит понятие длины Ипользуется для введения идеи периметра Развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень

Девятый Неровная линия или кольцо (диаметром 2,5; 5 и 7,5 см) может быть разделено пополам или на четыре части Представляет идею кривой Ипользуется для введения идеи края цилиндра Развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень

Десятый Точка (используются семена, фасоль, бобы) Демонстрирует, что линия состоит из точек Используется для конструирования континуума из конечных объектов Развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень. Теперь ребенок может переходить к изобразительной деятельности

Пятый

Шестой

Седьмой

Восьмой

Девятый

Десятый

параллелепипедов

Куб (высотой 7,5 см) может разделяться на 27 кубиков (высотой 2,5 см)

Куб (высотой 7,5 см) может разделяться на 36 различных частей

Деревяный квадрат и треугольники (длиной 2,5 см)

Палочки одной ширины и разной длины

Неровная линия или кольцо(диаметром 2,5; 5 и 7,5 см) может быть разделено пополам или на четыре части

Точка (используются семена, фасоль, бобы)

ормы.

Развивает навыки конструирования

Развивает навыки конструирования

Демонстрирует абстракцию, подготавливает ребенка к рисованию

Демонстрирует линию и вводит понятие длины

Представляет идею кривой

Демонстрирует, что линия состоит из точек

Применение

Прост в обращении. Учит перемещению объектов

Учит наблюдать за разными формами

Учит как можно создать целое из нескольких одинаковых частей

Учит, как можно создать целое из нескольких разных частей

Развивает навыки анализа

Направлен на формирование представлений о разделении

Используется для демонстрации изображения как заместителя реальных объектов

Ипользуется для введения идеи периметра

Ипользуется для введения идеи края цилиндра

Используется для конструирования континуума из конечных объектов

Направленность

Демонстрирует целостность. Развивает силу рук, координацию

Учит сравнивать, развивает моторные навыки

Развивает моторные навыки, координацию, подготавливает освоение математических способностей

Развивает моторные навыки, координацию, подготавливает освоение математических способностей

Демонстрирует целостность в многообразии. Развивает моторные навыки, координацию, подготавливает освоение математических способностей

Демонстрирует разнообразие материалов, увеличивает словарный запас. Развивает моторные навыки, координацию, подготавливает освоение математических способностей

Развивает воображение

Развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень

Развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень

Развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень. Теперь ребенок может переходить к изобразительной деятельности

в области религии, природы и математики. Изучение искусства необходимо не для самовыражения, а для понимания, открывающего высший порядок в мире. Только понимание целостности этих трех областей может стать основой достойного воспитания детей».

Педагогика Ф. Фребеля всячески подчеркивала единение ребенка, социума и природы. Все многообразие проявлений человеческой природы, по мысли Ф. Фребеля, объединя-

лось в идее Бога. Детский сад служит для того, чтобы перевести ребенка от индивидуальной жизни дома к жизни социальной. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог наблюдать за окружающим миром. На занятиях в саду дети выращивали растения, ухаживали за ними, постигая простейшие законы природы. Малышам рассказывали о различных профессиях, обучали элементарным бытовым навыкам.

Хотя Ф. Фребель считал, что воспитание ребенка не может проходить в отрыве от семьи, поэтому дошкольные учреждения должны находиться в постоянном взаимодействии с родителями малыша. Дети лучше учатся дома, поскольку именно там они получают ни с чем несравнимую любовь. В этом смысле учителя должны быть подобны родителям и создавать теплую атмосферу.

Ф. Фребель не рассматривал профессию педагога детского сада как женскую, но когда специалисты из университетов отказались заниматься педагогикой, основанной на игре, а не на структурированном обучении, он обратился к женщинам. К тому времени менее 5% учителей начальных классов в Германии составляли женщины, поэтому различные феминистские движения восприняли его обращение с огромным энтузиазмом.

Ф. Фребель утверждал, что все дети вне зависимости от социального класса, к которому принадлежат их родители, обладают одинаковыми способностями и при соответствующем их развитии могут занять любое положение в обществе. Такая программа казалась прусскому правительству революционной и потому в 1851 году была закрыта. Запрет на детские сады был снят спустя 11 лет. К 1871 году дошкольное обучение стало обязательным для Австро-Венгерской империи.

В начале ХХ века целый ряд феминистских движений стал настаивать на признании подхода Ф. Фребеля и его программы по обучению

педагогов. В 1911 году правительство Германии ввело экзамен и специальную подготовку для педагогов дошкольных учреждений. К 1914 году методы работы с детьми, предложенные Ф. Фребелем, изучались практически на всех курсах подготовки педагогов. Они находили признание даже в поддерживаемых церковью организациях. В то время большинство дошкольных учреждений (59%) находились под патронажем церкви и лишь 22% принадлежали частному сектору. В 1920 году методы Ф. Фребеля стали стандартом для большинства дошкольных учреждений.

Маскулинная педагогика

Развитие системы дошкольного образования продолжалось до 1933 года. Национал-социалисты закрыли многие организации, поддерживавшие детские сады. Принципы педагогики Ф. Фребеля, по мнению нацистов, порождали мягкость, чувствительность, в то время как необходимо было «воспитать сильное поколение - надежное и верное стране». Хотя женщины продолжали работать в детских садах, национал-социалисты ориентировались на маскулинную педагогику, направленную на физическое воспитание. «Дары» Фребеля заменили подвижными играми. С 1930 по 1940 годы количество детских садов в Германии возросло с 7 до 10 тысяч, однако нацисты официально говорили о том, что лишь семейный уход является наиболее подходящим для ребенка. С 1936 года стали создаваться временные детские сады для детей крестьян, работавшие с июня по сентябрь. К 1938 году их число достигло 1300.

Дома или в детском саду?

После Второй мировой войны в ФРГ религиозные организации стали говорить о необходимости постоянного материнского ухода. И хотя с 1950 по 1965 годы количество детских садов увеличилось с 8 до 14 тысяч, их рост не соответствовал темпу роста населения. Например, в Баварии в 1955 году на 100 детей приходилось 33 места в детском саду, а в 1965 году - 32 места. Дальнейший толчок к развитию система дошкольного образования в ФРГ получила в 1960-е, когда развернулась бурная дискуссия о сроках начала школьного обучения - предполагалось снизить его с шести до пяти лет. И хотя этот проект не был поддержан, подобное обсуждение повысило внимание к дошкольному образованию.

В ГДР детские сады рассматривали как подготовительный к школьному обучению этап. К 1965 году все дети начиная с трех лет имели возможность ходить в детский сад. По посещению дошкольных образовательных учреждений детьми до трех лет ГДР занимала первое место в мире. Родители оплачивали только обед ребенка - остальные расходы покрывались из государственного бюджета.

После объединения Германии и перехода к капиталистической экономике дошкольное образование стало получать сравнительно небольшое финансирование (что особенно отразилось на Восточной Германии). Проведенные в Германии исследования показали, что качество дошкольного образования влияет на социальное и интеллектуальное развитие детей. С 1996 года дошкольное образование в Германии стало доступно для всех детей начиная с трехлетнего возраста. В настоящее время 70% дошкольных образовательных учреждений являются негосударственными - их поддерживают церковь и другие организации (например, Красный Крест).

Правила игры устанавливают дети

По оценкам международных экспертов, немецкое дошкольное образование находится в упадке. Во многих районах Германии до сих пор нет каких-либо государственных стандартов по работе детских садов. Р. Шмидт, министр по проблемам семьи в Германии заявил: «Когда мы говорим об уходе за детьми, Германия по сравнению с остальными странами

Евросоюза играет роль страны третьего мира». В исследовании, проведенном в 2001 году шведскими и немецкими специалистами по оценке качества дошкольного образования, в случайном порядке было выбрано 20 детских садов Берлина и Бранденбурга. Эксперты отметили бедное оснащение детских садов - нехватку игровых материалов и мебели, обратили внимание на отсутствие какого-либо установленного заранее плана проведения занятий. Педагоги вместе с детьми занимались небольшими проектами (например, подготовка к празднику) и руководствовались лишь общими рекомендациями по развитию физических, умственных, эмоциональных и социальных способностей у детей 3-6 лет. Воспитатели практически не уделяли внимания развитию речи детей, мало читали им, не вступали с ними в развернутый диалог.

По мнению Ф. Фребеля, педагог должен, в первую очередь поддерживать интерес малыша, а не стремиться к постоянной организации его жизни.

Основной деятельностью в садах является игра, правила которой устанавливают дети. Взрослые находятся при этом в той же комнате, но стараются ни во что не вмешиваться и общаются с детьми только в случае возникновения конфликтных ситуаций. Теоретически работа педагогов в детских садах Германии ориентирована на ситуационный подход, согласно которому учебный план должен носить спонтанный характер, следуя за событиями в жизни ребенка. На практике же именно педагог инициирует деятельность детей, но затем занимает пассивную позицию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению Ф. Фребеля, педагог должен в первую очередь поддерживать интерес малыша, а не стремиться к постоянной организации его жизни. Например, если дошкольник нашел какой-то объект и самостоятельно его исследует, то данная деятельность ни в коем случае не должна быть обесценена. Часто можно видеть, как ребенок подходит к воспитателю и показывает ему удивительные, по его мнению, вещи - камешки, ракушки и т. д. Обычно педагог реагирует на это улыбкой и затем просит малыша вернуться к заданию. С точки зрения Ф. Фребеля в этот момент,

повинуясь взрослому, ребенок теряет свои сокровища, его силы уменьшаются, и ослабляется познавательный интерес.

Переходя к новой деятельности, немецкие специалисты собирают детей в круг, объявляют о ее начале и затем практически не наблюдают, что делают малыши. Воспитатели намеренно дают детям свободу, чтобы те обрели уверенность в себе. Именно этим определяется нежелание педагогов принуждать детей к тем или иным видам деятельности. Такое свободное структурирование жизни детей нередко приводит к конфликтам между сверстниками.

Оценивать ребенка недопустимо

В настоящее время большинство детских садов работают 4 часа в день, и лишь 12% дошкольных учреждений - с утра до 5 часов вечера. Соотношение педагогов и детей составляет 1:7. Чтобы работать в детском саду, педагоги должны пройти обязательное трехлетнее обучение. Однако подготовка немецких специалистов не во всем соответствует европейским стандартам образования. Как показало исследование, проведенное Мюнхенским университетом, 10% педагогов ничего не слышали о методах наблюдения за детьми, 50% не представляли, что оно может носить структурированный характер. Несмотря на необходимость наблюдения за детьми, большинство педагогов говорят о том, что не применяют этот метод, ссылаясь на его трудоемкость. Наблюдение, предполагающее оценку детей по той или иной шкале, редко применяется педагогами, так как любые оценки малышей воспринимаются работниками детских садов отрицательно. Педагог скорее будет ссылаться на личностные особенности ребенка, говоря, например, о том, что малыш «стесняется и ему не хватает инициативы», чем поставит один балл по пятибалльной шкале «безынициативность - инициативность». Оценка рассматривается как «отделение» от ребенка какой-то части, что еще Ф. Фребелем считалось недопустимым, поскольку ребенок представляет собой неповторимое, неразложимое на части единое целое. Именно поэтому в немецких детских садах не существует практики отслеживания успехов детей. Специальные наблюдения за детьми проводятся только по запросу родителей, который, как правило, связан с поступлением ребенка

в школу. Но и в этом случае речь не идет о какой-либо оценке ребенка, ведь сами родители отрицательно относятся к любому ранжированию детей.

Ддя детей

со специальными нуждами

В 1957 году дошкольное обучение было рекомендовано для всех детей со специальными нуждами. Начиная с конца 1980-х годов в дошкольном образовании Германии успешно реализуется практика включения в детские группы детей-инвалидов по физическим показателям. В исследовании М. Бранбрига, проведенном в 2000 году, было показано, что слепые дети могут быть интегрированы в детскую группу. Хотя целый ряд типичных для детского сада ситуаций оказывается сложным для слепых детей (например, полноценное участие в игровой деятельности), основные проблемы связаны с эмоциональным напряжением,

которое испытывают такие малыши. Вопреки распространенным предубеждениям неприятие обычными сверстниками проявляется не в эмоциональном отвержении слепых детей, а в отсутствии совместной игры и непонимании сверстниками их особых потребностей.

В заключение отметим, что первый день в детском саду - праздник для немецких детей. В этот день им дарят кулек, наполненный конфетами и игрушками, ростом с самого ребенка. Этой традиции уже более 60 лет. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.