Научная статья на тему 'Открытый детский сад в Германии'

Открытый детский сад в Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
897
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / ОТКРЫТЫЙ ДЕТСКИЙ САД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Е. О., Абдулаева Е. А., Соколова М. В.

Идея открытого детского сада в Германии возникла в 80-х гг. прошлого столетия. До этого организация жизни детей в детских садах была похожа на ту, что практикуется в отечественном дошкольном образовании. Группы выделялись по возрастному принципу, за каждой закреплялись определенные помещения (от одной до трех комнат) и педагоги, которые сопровождали детей в течение всего дня. Осуществляя установленный и принятый режим дня, они занимались детьми, гуляли, читали и пр. Однако ученые и педагоги, анализируя данную систему, пришли к выводу, что она существенно ограничивает пространство жизни ребенка в разных сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Открытый детский сад в Германии»

Е. О. Смирнова, профессор, доктор психологических наук, заведующая лабораторией психического развития дошкольников Психологического института РАО, научный руководитель Центра игры и игрушки МГППУ, Е. А. Абдулаева, педагог-психолог высшей категории, методист Центра игры и игрушки МГППУ, М. В. Соколова, кандидат психологических наук, методист Центра игры и игрушки МГППУ

Открытый детский сад в Германии

Актуальность создания новой организации дошкольного образования

Идея открытого детского сада в Германии возникла в 80-х гг. прошлого столетия. До этого организация жизни детей в детских садах была похожа на ту, что практикуется в отечественном дошкольном образовании. Группы выделялись по возрастному принципу, за каждой закреплялись определенные помещения (от одной до трех комнат) и педагоги, которые сопровождали детей в течение всего дня. Осуществляя установленный и принятый режим дня, они занимались детьми, гуляли, читали и пр. Однако ученые и педагоги, анализируя данную систему, пришли к выводу, что она существенно ограничивает пространство жизни ребенка в разных сферах.

Во-первых, это физическое пространство: проводя большую часть времени в одном помещении, дети лишены свободы передвижения, их мир ограничен стенами одной комнаты, в которой они пребывают изо дня в день в течение многих месяцев.

Во-вторых, коммуникативное пространство. Круг общения детей ограничен членами определенной одновозрастной группы (1520 человек). Ребенку очень трудно выразить избирательные предпочтения или установить прочные контакты с ровесниками из других групп и, особенно, с детьми других возрастов (как старших, так и младших). В одно-возрастной группе также усилена ситуация конкуренции и соперничества среди ровесников. Кратковременные встречи на прогулках (где также каждой группе отведено свое место) или на праздниках, где участники разных групп демонстрируют свои достижения, не компенсирует дефицита общения с детьми других групп. Это же относится и к общению со взрослым. Оставаясь членом одной и той же группы в течение нескольких лет, ребенок вынужден общаться с двумя воспитателями

и практически не общается с педагогами других групп.

В-третьих, весьма ограниченным остается психологическое пространство. В одной группе ребенку предоставляется обычно два-три маленьких уголка для ролевой игры, к тому же зачастую разделенной по гендерному принципу. Это лишает ребенка и возможности выбора и реализации индивидуальных, а зачастую и социальных задач развития. В традиционной системе ребенок просто лишен права выбора. Он, как и воспитатель, подчиняясь общепринятым правилам, выполняет режимные моменты, делает то, что от него требуют и принимает то, что ему предлагают в готовом виде. При такой позиции ведомого человек не может почувствовать самого себя; он не осознает своих желаний, переживаний, не выделяет себя из общей группы. Все это изначально лишает ребенка инициативы, самостоятельности и ответственности за свои действия (которые по существу не являются «своими»). Учитывая, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития мотивационной сферы и самостоятельности ребенка, ограничение детской инициативности в этот период серьезно искажает личностное развитие.

Эти соображения побудили пересмотреть традиционную систему дошкольного образования и разработать, а затем и внедрить в практику новую организацию жизнедеятельности детей - открытый детский сад. Теоретическую основу нового метода разработали немецкий ученый-педагог Алекс Виланд и профессиональный консультант Герхард Регель. После тщательной научно-методической проработки, новая организация жизни детского сада подверглась широкому обсуждению и получила поддержку руководителей образования, работников детских садов и родителей. В настоящее время открытые детские сады успешно работают во многих государственных детских учреждениях Германии, в частности в Баварии, где нам удалось посетить два таких государственных детских сада.

Отличительные особенности открытого детского сада

Главной особенностью открытого детского сада является отсутствие жестких границ между помещениями и принадлежности ребенка к определенной группе. По существу там вообще нет групп в привычном для дошкольной педагогики понимании этого термина. Большой разновозрастной коллектив детей (50-80 человек от 3 до 7 лет) живет вместе, в едином пространстве детского учреждения.

Помещения детского сада - 4-6 уютных комнат и залов - являются не групповыми помещениями, а зонами для определенных видов детской активности. Обычно это следующие помещения:

• для игры (ролевой, сюжетной, режиссерской и проч.);

• для конструирования и экспериментирования;

• для детского творчества (для рисования, лепки, аппликации и пр.) или «креативная комната»;

• для физической активности.

В детском саду также имеется пространство для общих встреч всех детей и воспитателей.

У детей нет группового определенного помещения в пространстве детского сада, но у каждого ребенка есть приватный уголок - довольно большой выдвижной ящичек, с надписью его имени, сюда он может помещать важные для себя предметы, игрушки, и его не вправе открывать никто посторонний.

Данный состав помещений не является новым для отечественных дошкольных учреждений: во многих детских садах есть соответствующие и хорошо оборудованные помещения.

Принципиально новым и очень важным моментом является возможность выбора занятий и соответственно помещений, который дети осуществляют самостоятельно.

Эта возможность выбора занятий и партнеров предоставляется ребенку уже с 3-х лет. В режиме дня сада есть время для встреч со всем коллективом, периоды групповых занятий, но большую часть времени дошкольник сам решает, чем, где и с кем он будет заниматься. Чтобы лучше представить жизнь детей в таком детском саду, кратко опишем режим дня, подчеркивая своеобразие каждого режимного момента.

Режим дня

С 7 до 9 часов - дети приходят в сад. Традиционных для нашей культуры шкафчиков для одежды в немецких садах нет. У каждого ребенка есть свои открытые полочки для головного убора и для обуви и крючки для верхней одежды, помеченные картинкой и подписью с именем и фамилией. В расположении этих мест никакого возрастного принципа нет: одежда малышей соседствует с одеждой старших. Благодаря этому старшие могут помочь младшим расстегивать или застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки и пр.

После прихода в сад до 10 часов утра время свободных игр и занятий, которые дети выбирают по своему усмотрению. В это же время дети завтракают. Завтрак осуществляется не единовременно, а в соответствии с желанием самих детей: с 8 до 10 часов для всех накрыт шведский стол и ребенок сам выбирает, что и когда он будет кушать.

С 10 до 10.30 - время общей встречи. Это своеобразная кульминация дня. Все дети и взрослые собираются вместе, поют и разучивают песни, играют в общие игры, слушают сказки и рассказы и пр. Все это объединяет детей. Но главным объединяющим началом является общий проект (общее дело), который обсуждается и продвигается на общих встречах. На каждый период времени педагогический коллектив планирует определенный проект для детского сада, тема которого связана либо с сезонными событиями, либо с национальными праздниками, либо с замыслом педагогов. В рамках такого общего проекта выделяются отдельные задачи, которые выполняют разные группы детей - по их собственному желанию. Например, темой

объединяющего проекта является «Карнавал». Для его подготовки одна группа детей готовит костюмы, другая оформляет помещение, третья репетирует танцы, четвертая готовит представление. Каждому ребенку предлагается выбрать свое место и дело в реализации общего проекта. Подготовка к праздникам составляет важную часть работы детского сада. К праздникам года относятся и дни рождения детей (которые красиво и интересно оформлены в общем помещении так, что каждый ребенок знает, когда и у кого будет следующий день рождения), и весенний выпуск из детского сада будущих первоклассников. Важно подчеркнуть, что все дела, связанные с праздниками, направлены не на успешное проведение мероприятия, а на полноценное участие каждого в реализации события. Через подготовку к праздникам происходит организация и осмысление многих форм детской самодеятельности (украшение помещения, изготовление подарков, придумывание спектаклей и пр.).

Это могут быть также проекты по интересам (например, «Лес», «Животные», «Подготовка еды», «Танцы» и пр.). Дети сами предлагают или выбирают форму и степень своего участия в проекте. Выбрав ту или иную задачу, ребенок в течение определенного времени (2-3 недели) принимает участие в работе соответствующей группы, и таким образом отвечает за свой выбор и за качество сделанной работы. На общих встречах осуществляется распределение обязанностей и обсуждается ход реализации проекта.

После общей встречи наступает время занятий (с 10.30 до 11 часов) Это единственное время, когда дети объединяются по возрастному принципу - примерно по 6-10 человек в каждой возрастной группе. Содержание занятий, естественно, зависит от возраста детей.

Образовательной программы в привычном для нас смысле в открытых садах нет. Содержание и форму проведения занятий каждый педагог разрабатывает сам, исходя из своих задач, представлений и возможностей. Существуют лишь обязательные для всех методические рекомендации, в которых даются общие базовые установки на воспитание и обучение детей дошкольного возраста: учет возрастных особенностей дошкольников, необходимость умственного, физического и социально-личностного воспитания, ориентация на индивидуальные характеристики детей и пр. Для реализации этих установок в каждой

области Германии и в каждом детском саду используются свои конкретные формы и свои приоритеты. Так, для Баварии приоритетными направлениями образования дошкольников являются:

• развитие речи (с акцентом на развитие фонематического слуха);

• развитие движения;

• социальное развитие.

Акцент на развитие речи с одной стороны связан со значительными проблемами многих детей в этой области, а с другой - с большим количеством иностранцев, плохо говорящих на родном языке. Характерно, что занятия по развитию речи с иностранными детьми и с носителями языка проводятся отдельно (также отдельно проходит и диагностика в этой области). В рамках развития речи осуществляется специальная работа по развитию фонематического слуха детей.

Кроме речи и движений, дети занимаются основами естественных наук и математики. Каждый день проводится занятие по одному предмету в течение получаса. Занятие проходит в игровой форме - детям предлагаются интересные совместные, дидактические игры, которые воспитатель подбирает самостоятельно. Оригинальная математическая программа «Страна цифр» одобрена Департаментом образования и имеет широкое распространение в садах Германии.

После 11 часов - общая прогулка на участке, в ближайшем лесу или парке.

С 12 до 13 часов - обед для всех. Послеобеденный дневной сон не является обязательным. Специальных спален и кроватей для детей старше 3-х лет нет. Для особо уставших воспитатели готовят маты и пледы

в спортивном зале. Дети могут смотреть книжки, играть в тихие игры, собирать пазлы или рисовать.

С 13 до 16.45 - свободные занятия по выбору. Каждый ребенок выбирает себе помещение и занятие - игру, конструирование, рисование, лепку и пр. Между 15 и 16 часами полдник, который дети приносят с собой (родители готовят его дома сами).

С 16 до 16.45 - может быть вторая прогулка или игра. В это время родители забирают детей по домам.

В 16.45 детский сад заканчивает работу.

Организация предметной среды

Очевидно, что предметная среда того или иного помещения определяется его назначением. В открытом детском саду чаще всего можно увидеть следующие оборудованные комнаты или зоны для занятий:

• творчеством;

• естественно-научной и исследовательской деятельности;

• конструированием и режиссерской игрой;

• игровой деятельностью;

• физической активностью;

• помещение для общих встреч и занятий;

• уголки чтения;

• уголки уединения;

• уголки для экспериментирования.

Креативная комната оборудована разнообразными материалами и мебелью для изобразительной деятельности: живописи, лепки, аппликации, ремесла и пр., а также защитной одеждой, раковиной и предметами уборки.

В игровой комнате сконцентрированы игрушки и материалы для разных видов игры. Есть уголок для игры с куклами, зоны для наиболее распространенных сюжетных игр (в магазин, больницу, почту), коврик для игры в машинки, специальное место отведено для настольных игр с правилами. Например, для сюжетно-ролевой игры в почту, в игровой появляются костюмы, различные атрибуты профессии, предметы-заместители, тематические игрушки.

В комнате для конструирования размещены различные конструкторы, маркеры пространства, наборы, включающие маленькие фигурки и куколки для режиссерской игры. В игровых комнатах минимально представлена мебель,

зато максимально - предметы преобразования пространства. Зонирование пространства внутри комнат задается ее конкретной формой той или иной деятельности и возрастом детей. Например, в помещении для конструирования есть пространство для крупномасштабного конструирования, для деревянного строительного материала, столики для конструктора типа Лего «Дупло», «Плей-мобиль» и др. В обоих садах были представлены небольшие «подиумы» 1х2 м для возведения масштабных построек. Подобные «подиумы» позволяют детям максимально удобно размещаться рядом с постройками и осуществлять игровые действия с трех позиций - сверху, сбоку и снизу от постройки.

Показательно, что игрушек в открытом доступе во всех комнатах немного. Большинство хранится в закрытых от детей помещениях. Но раз или два в неделю игрушки обновляются. Педагоги справедливо считают, что обилие игрушек рассеивает внимание детей и девальвирует ценность отдельных материалов. Появление новых игрушек, напротив, привлекает к ним внимание и делает более ценными. При выборе новых игрушек воспитатель ориентируется на собственные педагогические представления и интересы детей.

Уголки для экспериментирования представляют собой столики или стеллажи с материалами различной фактуры, жидкостями или сыпучими веществами, природным материалом. Некоторые эксперименты длятся несколько дней, дети имеют возможность наблюдать за происходящими изменениями и фиксировать их в специальных таблицах или листах наблюдений.

Интересно оборудование физкультурного зала. Это огромное практически пустое

пространство. Стены оборудованы традиционными шведскими стенками и скалодрома-ми. В центре может быть расположена конструкция для различных видов лазания и батут. Дети могут приходить сюда для подвижных игр, упражнений, и в плохую погоду просто вместо прогулки. В зависимости от желания детей в зал выносится многочисленное, оригинальное оборудование для физической активности (каталки, ходилки, балансиры, обручи, бревна для удержания равновесия, лесенки-качалки и пр.). В играх и занятиях детей широко используются различные ткани: разноцветные платочки, огромные полотна наподобие парашюта, шарфы и пр. Дети вместе с педагогами придумывают захватывающие игры с использованием этих материалов.

Помещение для общих встреч достаточно просторное, оборудовано круглыми столами для обсуждений и совместной деятельности, оформлено работами детей в т.ч. совместными работами групп, информационными стендами и календарем событий детского сада, в том числе круглогодичным календарем детских дней рождения.

Все помещения отличаются друг от друга, стоит особо отметить высокий эстетический уровень оформления комнат, удачное сочетание работы дизайнера и детских работ в декорировании пространства и украшении стен.

Обновление оборудования детского сада осуществляется без какой-либо системы. По мере физического или морального износа материала, или в связи с новыми потребностями детей, или с появлением новых материалов на рынке, воспитатели обращаются к заведующему, и коллектив решает, что нужно детям в первую очередь.

Педагоги в открытом детском саду

В детском саду работают 7-10 педагогов и 1-2 стажера. В каждом помещении с детьми находятся два педагога, которые наблюдают за детьми, в случае необходимости предлагают интересные занятия и направляют деятельность детей, разрешают спорные ситуации. Несмотря на отсутствие традиционных групп, педагоги опекают определенных детей и несут ответственность за них. За каждым педагогом «закреплено» 20-25 детей разного возраста. Воспитатели наблюдают за своими детьми, отслеживают их маршрут в пределах детского учреждения и в случае необходимости корректируют его. Так, если ребенок постоянно выбирает себе одно и то же занятие, игнорируя остальные, педагог тактично переключает его внимание на другое занятие (и соответственно помещение), но окончательный выбор остается за ребенком.

Отличительной особенностью работы педагога открытого детского сада в Германии является отсутствие внешних контролирующих инстанций. Детские учреждения не отчитываются перед государственными органами о своей работе. Это очень важный момент в организации труда воспитателя, поскольку отсутствие контроля с одной стороны повышает ответственность и самостоятельность воспитателя, а с другой - ориентирует воспитательную работу на детей, а не на проверяющие комиссии (как это нередко бывает в нашей стране).

Немецкие воспитатели не обязаны вести обильную документацию, она ведется для внутренних нужд образовательного процесса. Документация сводится к ведению карт индивидуального развития, которые заполняются на каждого ребенка два раза в год - в начале и в конце года. В течение года возможны дополнительные заметки о важных переменах в развитии ребенка.

Показатели развития включают достаточно подробный анализ поведения ребенка в группе, который является результатом индивидуального, а также совместного педагогического наблюдения. По 5-балльной шкале оценивается уровень развития игры, социальных навыков, активность участия в жизни сада и пр. Для оценки наиболее важных аспектов образования используются тесты. К таким аспектам относятся:

1) развитие речи, причем для немецких и иноязычных детей используются разные тесты и разные критерии оценки речевого развития;

2) развитие фонематического слуха и сфор-мированность фонематического анализа;

3) моторное развитие (координация, соразмерность, баланс, ловкость движений и пр.).

Важно отметить, что оценку развития и тестирование детей проводит сам педагог. В открытом детском саду отсутствуют многие привычные для нас должности. Здесь нет методиста, старшего воспитателя, музыкального руководителя, психолога, логопеда, врача и пр. Все эти функции выполняет воспитатель. В случае необходимости педагог обращается в специальные психологические центры, приглашает логопеда или вызывает врача. Музыкой и изобразительной деятельностью занимаются с детьми также воспитатели, наиболее склонные к этой деятельности и успешные в ней.

Столь широкий круг обязанностей при отсутствии программы воспитания предъявляет серьезные требования к квалификации воспитателей и к их подготовке. В этой связи особый интерес представляет система подготовки кадров для дошкольного образования.

Подготовка воспитателей в Германии значительно отличается, от подготовки воспитателей в нашей стране. Воспитатели учатся не в университетах, а в средних профессиональных учебных заведениях в течение 5 лет.

На первом этапе обучения в течение двух лет проходит практическая стажировка, когда будущие специалисты под руководством опытного педагога включаются в жизнь дошкольного учреждения и выполняют различные

виды работы. Этот этап позволяет человеку самоопределиться, понять правильность выбора профессии, приобрести предварительный практический опыт работы с детьми.

Второй этап - два года теоретического обучения, в процессе которого студенты получают знания по детской психологии, дошкольной педагогике, возрастной физиологии и пр.

Третий этап - годичная заключительная практика, когда молодой специалист работает совместно с квалифицированным коллегой и овладевает техническими навыками профессии.

Такая система подготовки ориентирует специалиста на практическую педагогическую работу с детьми, не перегружая теоретическими знаниями и дополнительными дисциплинами.

Особо следует отметить организацию системы переподготовки и повышения квалификации воспитателей. Каждый воспитатель в течение года 5-6 раз проходит повышение квалификации. Этот курс может быть совсем короткий (1-3 дня), а может - продолжительным (до 2-х недель). Курс может затрагивать различные сферы деятельности педагога - работу с родителями, принципы наблюдения за развитием ребенка, диагностику, специальные предметы - например, как ставить эксперименты в детском саду, как проводить интересные музыкальные игры или организовать экскурсию и на ее основе сюжетные игры и т.п. Таким образом, педагог имеет возможность регулярно, практически без отрыва от работы повышать профессиональный уровень, знакомиться с современными педагогическими и психологическими инновациями, и, что немаловажно, делиться с коллегами новыми свежими идеями и творческими импульсами.

Значительное место в деятельности детского сада занимает работа с родителями. Родительские встречи и лектории проходят ежемесячно. Помимо этого по необходимости педагоги встречаются индивидуально с родителями для бесед об их детях. Рабочим материалом для этого служат детские индивидуальные папки и диагностические материалы педагогов. Формат деятельности детского сада предполагает совместные семейные праздники.

В холле есть библиотека педагогической и психологической литературы, которая работает раз в неделю. Родители могут взять книги на дом не только для себя, но и для детей.

Есть и открытый читальный зал для родителей, ожидающих своих детей. Библиотека содержит качественные, хорошо иллюстрированные книги и брошюры, раскрывающие

различные аспекты родительства и детства. * * *

Подводя итоги краткому описанию открытого детского сада в Германии, можно отметить с одной стороны эклектичность его теоретической основы, а с другой - единство ценностных установок воспитания.

Эклектичность научных оснований заключается в том, что в работе одного дошкольного учреждения соединяются методы работы разных педагогических систем. Прежде всего, это выбор занятия, материала и вида деятельности, который является ключевым моментом в системе М. Монтессори. Своеобразный культ игры и разнообразной художественной деятельности, привлечение детей к разным видам совместного творчества, отсутствие единой программы сближает данную систему с Вальдорфским детским садом. В то же время наличие обязательных занятий по разным предметам и отслеживание показателей развития детей напоминают традиционные детские сады в России. Практико-ориентиро-ванные занятия напоминают идеи Дж. Дьюи, а проектная деятельность в разработках занятий - продукт современной педагогической мысли. Таким образом, данная система заимствовала методические достижения различных систем дошкольного воспитания и в то же время привнесла в дошкольную педагогику свой несомненный вклад.

Этот вклад заключается в единой направленности всех воспитательных воздействий на формирование инициативности и самостоятельности детей. Возможность свободного выхода ребенка за пределы одного помещения, одной возрастной группы, одной деятельности резко расширяет пространство жизнедеятельности детей. Право свободного выбора (и ответственность за него) дает возможность почувствовать самого себя: свои желания, переживания, процесс и результат своих действий. Это стимулирует инициативность, самостоятельность ребенка и ответственности за свои действия.

Ключевая особенность данной системы дошкольного воспитания заключается в реальной поддержке игровой деятельности детей. Свободная деятельность занимает централь-

ное место в структуре детского времяпрепровождения в детском саду - это полноценные 4-5 часов игры или других видов детской деятельности в день. Разновозрастный мобильный детский коллектив позволяет каждому ребенку получать опыт развития и присвоения игровых действий в естественных социальных условиях. Дети имеют возможность наблюдать, подражать и перенимать разнообразный опыт игровых действий и умений у старших детей. Дети могут знакомиться с деятельностью взрослых и воплощать эти сюжеты в играх. Это целиком и полностью отражает идеи отечественной психологии о ведущей деятельности и совпадает с основными задачами развития дошкольного возраста.

Хотелось бы сделать акцент на месте и роли организованных занятий. Организация всех детей в одновозрастные мини-группы позволяет придать занятиям характер проектной деятельности в рамках практико-ори-ентированного комплексного подхода. Такие занятия имеют своей целью прежде всего развитие поисковой исследовательской деятельности, умения видеть и ставить проблемы и находить способы их практического решения. Здесь дети учатся спорить и отстаивать свою точку зрения, учитывать мнение других и приобретают навыки коллективной деятельности.

Глубокое уважение к личности ребенка чувствуется во всем - в уюте и комфорте помещения, в подборе игрушек и материалов, в теплой, творческой и дружеской атмосфере коллектива. Важно подчеркнуть, что это не просто слова и провозглашаемые ценности, а конкретная педагогическая технология, благодаря которой удалось в центр внимания поставить личность самого ребенка. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.