Научная статья на тему 'Детский сад как модель развития эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста и условие его дальнейшего успешного и гармоничного развития'

Детский сад как модель развития эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста и условие его дальнейшего успешного и гармоничного развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1037
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ САД / ФГОС ДО / ПЕДАГОГ / КАЧЕСТВО / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барбусова Оксана Геннадьевна

Наш детский сад, как и все дошкольные учреждения Самары ведет планомерную работу и решает поставленные задачи в соответствии с Законом ФЗ -273 «Об образовании в Российской Федерации » внедряя ФГОС в дошкольное образование.[1] ФГОС ДО выдвигает ряд требований к организации деятельности детского сада и данная статья представляет оценку деятельности ДОУ по реализации этих требований. И первое требование это требования к кадровому обеспечению.[2] Педагогический коллектив насчитывает 16 человек. Педагогическое направление деятельности ДОУ заключается в создании благоприятных условий, а именно соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении. Таким образом, особую значимость приобретает фигура педагога-воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия для эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста. Это диктует необходимостью повышения педагогической компетенции воспитателей и формирования у него качеств, профессионально значимых для деятельности педагога.[3] Поэтому администрацией детского сада создаются все условия для непрерывности профессионального развития педагогических работников через: деятельность методической службы образовательного учреждения и направления на курсы повышения квалификации в ЦРО и СИПКРО. Объединению коллектива педагогов способствуют такие общие мероприятия как «Красота спасет мир» встреча с людьми творческих профессий, «Женщина это любовь» поэтический клуб, традиционные встречи молодых специалистов детского сада с педагогамиветеранами. Коллективные посещения театров, концертов с участием детей и взрослых, совместный отдых на речных просторах, активное участие во всех спортивных мероприятиях. Материально-технические условия пребывания детей в ДОУ обеспечивают интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие детей. Малыш находится в детском саду весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса. Первые шаги в начале нашей работы были сориентированы не только на создание предметно-развивающей среды, а так же на создание эмоциональноразвивающей среды в детском саду, т.е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально чувственной сферы ребенка дошкольного возраста как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития. Наша модель оформления групп базируется на двух простых идеях: · детский сад второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно; · пространство для полноценного и разностороннего развития детей где специально организованная среда для игр, отдыха, и НОД. [4] Для реализации данной модели предусмотрен следующий набор помещений. Групповые ячейки для детей младшего возраста располагаются на первом этаже, для детей старшего возраста на втором. В состав групповой ячейки входят: раздевальная, групповая, туалетная в двух группах детского сада имеются спальные помещения. Оборудование групповых помещений (мебель, мягкий инвентарь, игрушки, дидактические пособия) соответствует росту и возрасту детей и позволяет осуществлять образовательный процесс в различных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальнохудожественной, чтения. Все помещения оформлены в спокойных цветовых оттенках, что способствует сохранению эмоционально-психологического комфорта детей и сотрудников. Музыкальный и физкультурный зал совмещены и оснащены необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами для подгрупповой и индивидуальной работы, так же для работы кружков. Имеются дополнительные помещения для организации детской деятельности, например кабинет логопедагде организован логопункт, для детей имеющих общее недоразвитие речи. Территория детского сада условно разделена на следующие зоны: зона отдыха детские прогулочные участки, выделено место для спортивной площадки, выделена зона активизации познавательно-трудовой деятельности детей в летний период огород и сад. На участке детского сада растут деревья, кусты, трава, цветы. Все это радует глаз, создает уют, красоту. В течение этого учебного года проделана большая работа по оснащению образовательного процесса учебно-наглядным и игровым оборудованием. Все групповые пространства распределены на ЦЕНТРЫ детской активности и доступны детям. Дети знают, где взять иллюстративный материал, игры, игрушки, бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Это позволяет им в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности. Особенное влияние предметно-развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника и именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Все книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр соответствуют возрастным, психофизиологическим особенностям детей, доступны им и радуют их не только своей сутью, но и внешним видом. Все игрушки размещаются на открытых стеллажах. Педагоги стараются, чтобы материалы были яркими, красочными, привлекательными. Замена игрушек делается периодически. Выкладывают их не много, чтобы не затруднять выбор ребенка и не пропадал интерес к ним. При создании предметноразвивающей среды в группе мы учитываем принципы: дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, творчества, стабильности и динамичности, педагогической целесообразности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия. Мы стремимся к комплексному оснащению образовательного процесса обеспечивающего организацию: образовательной, совместной, самостоятельной деятельности воспитанников, не только в рамках непосредственно образовательного процесса, но и при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности.[5] В целях обеспечения реализации образовательных программ и в соответствии с Законом «Об образовании РФ» (ст. 18) в детском саду формируются библиотеки информационно-методического обеспечения в печатном и цифровом (электронном) виде. В ДОУ имеются свой сайт, на котором осуществляется регулярное обновление информации о жизнедеятельности детского сада. В ДОУ широко используется интерактивный комплекс (интерактивная доска; ноутбуки и видео проекторы в каждой возрастной группе), что позволяет расширить возможности организации образовательного процесса, это показ презентаций, фильмов для ознакомления детей с окружающим природным миром и социальным миром людей. Методическое обеспечение образовательного процесса включает комплексную программу Т.Н. Дороновой, Т.А.Соловьевой, Т.И. Гризик «Радуга» и парциальные программы дополнительного образования. Имеется методический кабинет хорошо оснащенный книжным фондом методической литературы, дидактического материала по всем направлениям он достаточен и постоянно пополняется. Создана система медико-педагогического сопровождения воспитанников в адаптационный период. Имеется система педагогической диагностики, отражающей динамику индивидуального развития детей. Воспитатели и специалисты находятся в постоянном контакте с родителями (законными представителями) воспитанников. Учитывая вышеперечисленное мероприятия на сегодняшний день главной задачей педагогического коллектива остается работа над установлением доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при обеспечении эмоционального комфорта детей. [6] Таким образом, в настоящее время в ДОУ в целом созданы необходимые условия для эмоционального благополучия детей и получения ими качественного дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барбусова Оксана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детский сад как модель развития эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста и условие его дальнейшего успешного и гармоничного развития»

Детский сад как модель развития эмоционально-чувственной сферы ребенка дошкольного возраста и условие его дальнейшего успешного и гармоничного развития

Барбусова Оксана Геннадьевна

МБДОУ " Детский сад № 259" г.о.Самара

Ключевые слова:

детский сад, ФГОС ДО, педагог, качество, дети

Наш детский сад, как и все дошкольные учреждения Самары ведет планомерную работу и решает поставленные задачи в соответствии с Законом ФЗ -273 «Об образовании в Российской Федерации » внедряя ФГОС в дошкольное образование.[1] ФГОС ДО выдвигает ряд требований к организации деятельности детского сада и данная статья представляет оценку деятельности ДОУ по реализации этих требований. И первое требование это - требования к кадровому обеспечению.[2] Педагогический коллектив насчитывает 16 человек. Педагогическое направление деятельности ДОУ заключается в создании благоприятных условий, а именно соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении. Таким образом, особую значимость приобретает фигура педагога-воспитателя, позволяющая создать оптимальные условия для эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста. Это диктует необходимостью повышения педагогической компетенции воспитателей и формирования у него качеств, профессионально значимых для деятельности педагога.[3] Поэтому администрацией детского сада создаются все условия для непрерывности профессионального развития педагогических работников через: деятельность методической службы образовательного учреждения и направления на курсы повышения квалификации в ЦРО и СИПКРО. Объединению коллектива педагогов способствуют такие общие мероприятия как «Красота спасет мир» - встреча с людьми творческих профессий, «Женщина - это любовь» -поэтический клуб, традиционные встречи молодых специалистов детского сада с педагогами-ветеранами. Коллективные посещения театров, концертов с участием детей и взрослых, совместный отдых на речных просторах, активное участие во всех спортивных мероприятиях . Материально-технические условия пребывания детей в ДОУ обеспечивают интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие детей. Малыш находится в детском саду весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса. Первые шаги в начале нашей работы были сориентированы не только на создание предметно-развивающей среды, а так же на создание эмоционально-развивающей среды в детском саду, т.е. среды, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально - чувственной сферы ребенка дошкольного возраста как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития. Наша модель оформления групп базируется на двух простых идеях: • детский сад - второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно; • пространство для полноценного и разностороннего развития детей где специально организованная среда для игр, отдыха, и НОД. [4] Для реализации данной модели предусмотрен следующий набор помещений. Групповые ячейки для детей младшего возраста располагаются на первом этаже, для детей старшего возраста на втором. В состав групповой ячейки входят: - раздевальная, групповая, туалетная в двух группах детского сада имеются спальные помещения. Оборудование групповых помещений (мебель, мягкий инвентарь, игрушки, дидактические пособия) соответствует росту и возрасту детей и позволяет осуществлять образовательный процесс в различных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения. Все помещения оформлены в спокойных цветовых оттенках, что способствует сохранению эмоционально-психологического комфорта детей и сотрудников. Музыкальный и физкультурный зал совмещены и оснащены необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарем предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами для подгрупповой и индивидуальной работы , так же для работы кружков. Имеются дополнительные помещения для организации детской деятельности, например кабинет логопеда- где организован логопункт, для детей имеющих общее недоразвитие речи. Территория детского сада условно разделена на следующие зоны: зона отдыха - детские прогулочные участки, выделено место для спортивной площадки,

выделена зона активизации познавательно-трудовой деятельности детей в летний период -огород и сад. На участке детского сада растут деревья, кусты, трава, цветы. Все это радует глаз, создает уют, красоту. В течение этого учебного года проделана большая работа по оснащению образовательного процесса учебно-наглядным и игровым оборудованием. Все групповые пространства распределены на ЦЕНТРЫ детской активности и доступны детям. Дети знают, где взять иллюстративный материал, игры, игрушки, бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Это позволяет им в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности. Особенное влияние предметно-развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника и именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Все книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр соответствуют возрастным, психофизиологическим особенностям детей, доступны им и радуют их не только своей сутью, но и внешним видом. Все игрушки размещаются на открытых стеллажах. Педагоги стараются, чтобы материалы были яркими, красочными, привлекательными. Замена игрушек делается периодически. Выкладывают их не много, чтобы не затруднять выбор ребенка и не пропадал интерес к ним. При создании предметно-развивающей среды в группе мы учитываем принципы: дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, творчества, стабильности и динамичности, педагогической целесообразности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия. Мы стремимся к комплексному оснащению образовательного процесса обеспечивающего организацию: образовательной, совместной, самостоятельной деятельности воспитанников, не только в рамках непосредственно образовательного процесса, но и при проведении режимных моментов, самостоятельной деятельности.[5] В целях обеспечения реализации образовательных программ и в соответствии с Законом «Об образовании РФ» (ст. 18) в детском саду формируются библиотеки информационно-методического обеспечения в печатном и цифровом (электронном) виде. В ДОУ имеются свой сайт, на котором осуществляется регулярное обновление информации о жизнедеятельности детского сада. В ДОУ широко используется интерактивный комплекс (интерактивная доска; ноутбуки и видео проекторы в каждой возрастной группе), что позволяет расширить возможности организации образовательного процесса, это показ презентаций, фильмов для ознакомления детей с окружающим природным миром и социальным миром людей. Методическое обеспечение образовательного процесса включает комплексную программу Т.Н. Дороновой, Т.А.Соловьевой, Т.И. Гризик «Радуга» и парциальные программы дополнительного образования. Имеется методический кабинет хорошо оснащенный книжным фондом методической литературы, дидактического материала по всем направлениям он достаточен и постоянно пополняется. Создана система медико-педагогического сопровождения воспитанников в адаптационный период. Имеется система педагогической диагностики, отражающей динамику индивидуального развития детей. Воспитатели и специалисты находятся в постоянном контакте с родителями (законными представителями) воспитанников. Учитывая вышеперечисленное мероприятия на сегодняшний день главной задачей педагогического коллектива остается работа над установлением доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при обеспечении эмоционального комфорта детей. [6] Таким образом, в настоящее время в ДОУ в целом созданы необходимые условия для эмоционального благополучия детей и получения ими качественного дошкольного образования.

Список литературы:

Статья в книге: Алексеева Н.А. //Управление организационными изменениями в дошкольном образовательном учреждении // Альманах современной науки и образования. 2009. № 4-2. С. 8-19.

Статья в книге: Арнаутова Е.П. //Мониторинг родительского запроса на качество образовательных услуг дошкольного образования // Детский сад от А до Я. 2013. № 6 (66). С.

4-19.

Статья в книге: Богославец Л.Г. //Особенности управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении. М., 2009. 150 С.

Статья в книге: Васильева И.Л. Инновации в дошкольном образовании // Научный аспект. 2012. Т. 1. № 4. С. 53-55.

Статья в книге: Волобуева Л.М., Комиссарова Л.Н. //Традиции и инновации в современном дошкольном образовании // Дошкольник. //Методика и практика воспитания и обучения. 2012. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.