Научная статья на тему 'ДОУ как центр социализации личности воспитанника'

ДОУ как центр социализации личности воспитанника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2119
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТР СОЦИАЛИЗАЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скобелева Н.А.

В статье рассматриваются ведущие идеи современного дошкольного образования, его основные задачи в сфере ценностного ориентирования воспитанников, актуальные требования к специалисту детского сада. Раскрыта сущность процесса социализации детей дошкольного возраста, особенности его реализации в условиях дошкольного учреждения и семьи. Представлена модель детского сада как центра социализации личности ребенкадошкольника, изложены основные подходы в ее реализации, направленные на развитие профессиональной компетентности педагогов, создание субъектной позиции родителей, развивающей среды, обеспечивающей самоопределение, самоактуализацию, самореализацию каждого ребенка в образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A preschool educational institution as a center for socialization of a pupil’s personality

The paper discusses the leading ideas of preschool education, its objectives in the sphere of value orientation of the children, and requirements to the kindergarten specialist. The process of socialization of preschool children, its properties and implementation in a preschool institution are analyzed. The model of a kindergarten as a centre for socialization of the preschooler, and the approaches to its implementation aimed at the development of professional competence of the teachers, development of a subjective position of the parents, developing environment, ensuring self-determination and self-fulfillment of each are presented.

Текст научной работы на тему «ДОУ как центр социализации личности воспитанника»

Скобелева Н.А.

Заведующий

Центр развития ребенка - детский сад № 394 «Парус»

Нижний Новгород, Россия

Дошкольное образовательное учреждение как центр социализации личности

воспитанника

Аннотация: В статье рассматриваются ведущие идеи современного дошкольного образования, основные задачи в сфере ценностного ориентирования воспитанников, актуальные требования к специалисту детского сада. Раскрыта сущность процесса социализации детей дошкольного возраста, особенности его реализации в условиях дошкольного учреждения и семьи. Представлена модель детского сада как Центра социализации личности ребенка-дошкольника, изложены основные подходы в ее реализации, направленные на развитие профессиональной компетентности педагогов, субъектной позиции родителей, создание развивающей среды, обеспечивающей самоопределение, самоактуализацию, самореализацию каждого ребенка в образовательном пространстве.

Все начинается с детства.... В детстве закладываются основы личности.... Эти психолого-педагогические истины знакомы каждому из нас. В этот ответственный период значительное время ребенок проводит в детском саду. Каким же должно быть дошкольное учреждение в соответствии с идеями современного образования?

Мы убеждены, что детский сад должен быть центром социализации личности воспитанника. Действительно, дошкольное учреждение является одним из первых институтов социализации ребенка и, по сути, должно представлять собой модель социокультурного пространства, в котором созданы все условия для воспитания ценностного отношения ребенка к окружающей действительности и себе. Находясь в культурной среде с малых лет под руководством педагогов, ребенок воспринимает мир в многогранных связях и зависимостях, осваивая его духовно-нравственные и эстетические характеристики, у него формируется «целостная картина мира». Такой подход соответствует принципу кулътуросообразности воспитания: ребенок, погруженный в пространство

культуры, осваивает все ее компоненты: знания, умения и навыки, способы творческой деятельности и ценностное отношение к миру [4].

Поэтому дошкольное учреждение, как микропространство культуры, должно предоставлять ребенку возможность своевременно, полноценно и гармонично развиваться по всем направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, что подчеркивается в современных нормативных документах дошкольного образования (ФГТ) [9]. Согласно научным данным и требованиям, предъявляемым к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, деятельность созданного нами «Центра» обеспечивает эффективное развитие личности, формирование физической, интеллектуальной и художественной культуры дошкольников.

В Федеральных государственных требованиях к дошкольному образованию выделена образовательная область «Социализация» как особая область, одна из важнейших сфер развития ребенка [9]. В данном случае именно она представляет собой образовательный контекст, интегрируя и синтезируя содержание остальных образовательных областей, осуществляя функцию социализации, как управляемого процесса воспитания детей.

Интегративные качества, представленные в ФГТ как цель и как результат образовательной деятельности ДОУ (любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость и др.), отражают необходимость формирования системы отношений ребенка с социальной действительностью.

В связи с вышеизложенным, модель нашего Центра социализации личности дошкольника представлена различными «средами» - развивающими пространствами, в которых сосредоточена культура во всех ее проявлениях: «Красота движений», «Культурно-историческое наследие», «Интеллектуальная копилка», «Социальный мир вокруг», «Ведущий вид деятельности - игра», «Красота слова», «Мастерская художника» и др.

И это не только красивое, вариативное и разнообразное оборудование, мебель и игрушки, заполняющие пространство. Это пространство культуры, из

которого ребенок черпает интерес к миру и удивление, способы гармоничного взаимодействия с ним и желание проявлять себя. С самых первых шагов в мир, в познавательных и продуктивных контактах с ним, важнейшей задачей педагогов является формирование ценностного отношения воспитанников к окружающей действительности, тогда как в массовой практике этому не уделяется должного внимания. Только система ценностей, формируемая с детства, образует духовно-нравственный стержень личности и обеспечивает полноценную социализацию, является профилактической «прививкой» против жестокости и агрессии, равнодушия и эгоизма, безответственности и предательства. Это принципиальная позиция коллектива ДОУ - разработчиков модели Центра социализации личности.

Концептуальные подходы к созданию Центра определялись на основе изучения источников гуманистической психологии и педагогики, исследований К.А. Абульхановой-Славской, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, Б.С. Гершунского, С.И. Гессена, А.В. Кирьяковой, С.А. Расчетиной, Д.И. Фельдштейна и др., в которых раскрываются идеи самоценности личности как субъекта социокультурных отношений, признания ее прав и свобод [1]. Отношение к детству, как самоценному периоду в жизни человека и значимость формирования у ребенка ценностного отношения к миру были провозглашены в Концепции дошкольного воспитания еще в 1989 году. Сторонники аксиологического подхода понимают воспитание, как процесс «целенаправленного формирования системы ценностей человека, определяющих осознанное позитивное отношение к миру, в результате воспитанник становится способным к активному поведению, самоуправлению» [6]. Таким образом, основной акцент в работе с воспитанниками ставится на формировании у них системы ценностей, как внутренних регуляторов поведения и деятельности.

Ценности сегодняшнего этапа развития образования определяют и стратегию, и тактику работы с детьми, необходимость создания условий для включения механизмов саморазвития, проявления их инициативной активности, когда, находясь в субъектной позиции, они имеют возможность творчески

осваивать действительность. При этом важна технологическая организация образовательного процесса, предоставление детям свободы выбора и самоопределения. Роль педагога в технологично организованном образовательном процессе заключается в содействии развитию индивидуальности каждого ребенка, что возможно только в условиях личностно-ориентированного воспитания, отношения взрослых к ребенку как к личности, как к самосознательному, ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту деятельности и общения с окружающими.

Главным результатом работы дошкольных учреждений становится не ЗУНЫ, а уровень личностного развития, фундамент личностной культуры детей, базисные качества человеческого начала в человеке [7].

В связи с изложенными подходами, в ДОУ, как Центре социализации личности, работа с детьми строится в системе отношений, в пространстве смыслов и ценностей, на основе эмоциональной и рефлексивной составляющий

Обобщим сказанное в ключевых позициях, которых должен придерживаться каждый руководитель дошкольного учреждения, создавая модель образовательного процесса в своем учреждении: социокультурное пространство развития человека с системой объективно существующих ценностей, понимание ребенка и ценностное отношение педагогов к его уникальным возможностям, технологично организованный личностно ориентированный образовательный процесс, «включающий» природный механизм его развития [2].

Конкретизируя высказанные идеи, при создании основной общеобразовательной программы нашего дошкольного учреждения, мы выделили основные задачи в сфере ценностного ориентирования детей:

1. Формирование адекватных представлений об окружающем мире, о взаимосвязях в системе «Человек - окружающий мир»;

2. Развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, определяющего способы поведения с точки зрения их нравственной целесообразности;

3. Освоение системы умений и навыков (технологий) и стратегий ценностного взаимодействия с окружающим миром.

Ситуация в образовании кардинально изменилась по сравнению с той, когда наши воспитатели получали специальное образование, поэтому сегодня мы встречаемся с большими проблемами в организации образовательного процесса.

При наличии высоких требований к специалистам, работающим в сфере современного образования (компетентный, самостоятельный, ответственный, творческий, готовый к непрерывному профессиональному росту, развитию своих способностей и т.п.), на практике отмечаются следующие моменты:

1) большинство педагогов не готовы к работе в новых условиях: не могут преодолеть стереотипы, недостаточно ориентируются в современной педагогике и психологии, в большей степени нацелены на реализацию программного содержания, а не на развитие каждого воспитанника, они не видят его как цель собственной деятельности;

2) педагоги владеют большим репертуаром различных способов и средств работы с детьми, но применяют их фрагментарно, не учитывая взаимосвязь и взаимообусловленность элементов педагогической системы; способы, ставящие ребенка в поисковую ситуацию, в необходимость самоопределения, используются крайне мало;

3) многие проявляют неспособность к работе в личностно-ориентированной модели, ожидаемое субъект-субъектное отношение к родителям, ребенку, себе, как нормативное, не стало преобладающим, в работе с семьями ориентируются на формы, испытывают трудности в мониторинге, планировании, применении развивающих технологий и т.п.

Поэтому повышение профессиональной компетентности педагога является одним из важнейших условий достижения качества дошкольного образования. Какие изменения в образовательном процессе произошли в нашем дошкольном учреждении?

Ключевой момент, с которого нужно начинать все изменения, это -формирование позиции самого педагога, нового взгляда на ребенка. Взрослые должны выполнять не только профессиональную роль Воспитателя, они должны жить совместной с детьми жизнью, интересной для всех участников и решать и внутри этой жизни свои педагогические задачи.

Особое внимание уделяется формированию у педагогов позиции содействия, партнерства, обучению грамотному владению приемами сотрудничества в различные отрезки рабочего дня. Например, в непосредственно организованной образовательной деятельности это стимулирование, мотивация, создание атмосферы гуманной тональности и уверенности в возможностях ребенка; в совместной деятельности - поддержка инициативы, побуждение к совместным действиям, включенность воспитателя в разную деятельность; в самостоятельной детской деятельности - создание ситуаций, стимулирующих активность, доверие и поддержка инициативы, предоставление свободы выбора.

Во-вторых, важно было преодолеть существующее отчуждение семьи от детского сада, изменить ее потребительскую позицию по отношению к ДОУ и определиться в обязанностях каждой из сторон в деле воспитания детей.

Для этого нужно, чтобы жизнь в детском саду стала открытой, по типу большой семьи, которая является как бы продолжением собственной семьи ребенка [12].

Сближение семьи и дошкольного учреждения осуществлялось через «Интересные субботы», занятия кружков, конкурсы, праздники, театральные постановки. Для родителей предоставлялась возможность участия в самоуправлении, в работе консультативного пункта, в выпусках газеты «Мир детства». В родительском уголке появилась рубрика «Поделимся опытом», интересными для участников стали конкурсы педагогического мастерства, тренинги, участие в работе клуба «Мой малыш», в «Школе молодых родителей», в «Родительской академии». Была организована библиотека, в которой сосредоточены книги Е.А. Аркина, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, а также книги из популярной литературы для родителей и детские книги.

В-третьих, важно было повысить профессиональный уровень педагогов по научным аспектам организации делового и межличностного общения участников образовательного процесса, поскольку общение взрослых с детьми и детей друг с другом является главным условием развития психических свойств и личностных качеств ребенка [8].

Ответственному отношению педагогов к общению, как способу эффективного построения образовательного процесса, педагоги обучались под руководством методистов. Занятия посвящались следующим проблемам:

1) закономерности развития форм общения детей с взрослыми и со сверстниками (по исследованиям М.И. Лисиной и ее последователей),

2) организация проектной деятельности, детского экспериментирования и других эффективных форм организации деятельности детей (акции в природе или социуме, кружковая работа, создание мини-музеев и др.),

3) руководство развитием игровой деятельности, создание игровых объединений, применение социоигровых технологий,

4) организация разновозрастных сообществ - детских объединений по различным направлениям деятельности (коллективные работы, совместные конкурсы, встречи с «интересными» детьми, оформление групп к праздникам),

5) особенности работы с родителями (современные подходы), организация действенного родительского уголка, обучение родителей проведению наблюдений с детьми, работе с книгой, постановке домашних спектаклей и организации досугов, оформлению детских презентаций и т.п.

В-четвертых, большое внимание уделялось естественной среде жизни детей в детском саду для спонтанного их самовыражения в разных видах деятельности. Принципы построения развивающей среды А.В. Петровского, описанные в соответствующей «Концепции» (дистанции-позиции при взаимодействии, открытости-закрытости, активности, стабильности-динамичности, эмоциональности и др.), являются руководством для педагогов не только в подборе и размещении мебели, игрушек и оборудования, они обеспечивают условия для самоопределения, самоактуализации, самореализации каждого ребенка в образовательном пространстве детского сада - пространстве социокультуры [10].

В-пятых, педагогов нужно научить грамотно планировать и организовывать ценностно-ориентированный образовательный процесс на основе гуманной дошкольной педагогики и психологии, понимать значимость постановки развивающих целей при реализации общеобразовательной программы дошкольного учреждения, [11].

В итоге нашей работы можно отметить позитивную динамику в развитии воспитанников при освоении основной общеобразовательной программы. Если в начале года в детских объединениях отмечались: высокий процент агрессивности, конфликтные ситуации, непринятие отдельных детей, неумение вступать в диалог, строить отношения (45% воспитанников), то к концу года отмечено:

■ владение правилами культуры поведения в соответствии с возрастом (75% детей), устойчивая положительная направленность поведения (82%);

■ расположенность на общение с окружающими взрослыми и сверстниками, стремление к взаимопониманию (96%);

■ проявления эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания, готовности помочь (72% детей).

Немаловажны и результаты в становлении позиции личностно-ориентированного педагога (у 85% воспитателей), которые характеризуются:

• принятием каждого воспитанника

• гуманностью взаимодействия

• познанием его индивидуальности

• содействием выстраиванию индивидуального пути его развития.

Таким образом, модель дошкольного образовательного учреждения, как центра социализации личности воспитанника, представляет собой социокультурное пространство, технологично организованный образовательный процесс развития каждого ребенка и наибольшим образом способствует гармоничному выстраиванию детьми ценностных отношений к окружающему миру.

Литература:

1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.

2. Безрукова, Л.В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников: дис....канд.пед.наук /Л.В.Безрукова. -Екатеринбург, 1999.

3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

4. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. //Педагогика, 1995., № 4, с. 29-36.

5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

6. Каган, М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1998.

7. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - М.: Просвещение, 1989. - № 5. - с. 10-23

8. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.

9. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655.

10.Петровский, В.А. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова // Дошкольное образование в России. - М., 2001.

11.Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология, М.: Педагогическое общество России, 2002.

12. Эриксон, Э.Г. Детство и общество. СПб., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.