Научная статья на тему 'Роль оригами в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС'

Роль оригами в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1698
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / МЕЛКАЯ МОТОРИКА / ОРИГАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Марина Владимировна

В статье автор рассматривает приоритетные направления развития детей дошкольного возраста формами работы совершенствования мелкой моторики рук. Автор делает попытку анализа литературы по представленной проблеме с позиции техники оригами в условиях детского сада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль оригами в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Роль оригами в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Прохорова М. В.

Прохорова Марина Владимировна /Prohorova Marina Vladimirovna - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Детский сад № 178, г. Иваново

Аннотация: в статье автор рассматривает приоритетные направления развития детей дошкольного возраста формами работы совершенствования мелкой моторики рук. Автор делает попытку анализа литературы по представленной проблеме с позиции техники оригами в условиях детского сада.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, дошкольный возраст, развитие, воспитание, мелкая моторика, оригами.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Особого внимания в данном случае заслуживают дети, имеющие отклонения в речевом развитии. Обследование детей с нарушениями речи показывает, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства из них отмечается нарушение пальцевой моторики. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

На основе изучения проблемы психологами, педагогами была обоснована теоретическая необходимость и эффективность использования техники оригами в процессе развития сенсомоторных движений рук детей старшего дошкольного возраста. Подтверждением данного положения являются научные труды следующих отечественных ученых: Куцаковой Л. В., Афонькина С. Ю., Тарабариной Т. И., Шумакова Ю. В., Шумаковой Е. Р., Косминской В. Б., Васильченко Е. И., Макаренко А. С., Комаровой Т. С. и других. В ходе теоретического исследования нами была выявлена взаимосвязь между уровнем развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и уровнем их готовности к обучению в школе.

Реализация ФГОС вносит свои коррективы в воспитательно-образовательный процесс детей дошкольного возраста. Взаимодействие ребенка и взрослого носит личностно-ориентированный характер, и наиболее успешными формами работы с детьми становятся те, которые построены на принципах общения и игры.

Одним из средств активизации творческого потенциала и развития мелкой моторики рук ребенка при подготовке его к школе является оригами - искусство складывания фигурок из бумаги.

Отечественные педагоги (Куцакова Л. В., Афонькин С. Ю., Тарабарина Т. И., Шумаков Ю. В., Шумакова Е. Р. и другие) и зарубежные педагоги (Кемпбел М., Харбин Р., Кеннвей Э., Иошидзаве А., Листар Д. и другие) отмечают множество достоинств техники «Оригами» при развитии определенных навыков и качеств у детей.

Ю. В. Шумаков, Е. Р. Шумакова доказывают, что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие,

воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.

Бумажное моделирование является эффективным средством не только обучения и развития, но и воспитания дошкольников. Занятия оригами формируют такие нравственные качества детей, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь товарищу, умение видеть результат труда.

Таким образом, использование техники «Оригами» в учебно-воспитательном процессе способствуют всестороннему развитию личности ребенка, а также является эффективной методикой подготовки руки к письму.

Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога. Фребель считал, что жизнь, движение и знание - есть три части одного гармонического аккорда. Его философия воспитания и образования включала четыре важных компонента:

• свободная активность,

• творчество,

• участие в жизни социума,

• мышечная активность.

Основываясь на этих идеях, он предлагал своим ученикам развивающие игры, манипулирование с предметами. Основы геометрии он предлагал изучать не с помощью линейки; циркуля, а через буквально осязаемые реалии складывающейся бумаги.

Пытаясь воплотить эту последнюю идею в жизнь, он складывает вместе со своими учениками незатейливые фигурки из бумаги, по сути, делая первый шаг к внедрению оригами в педагогический процесс. К сожалению, в начале 19 века Фребель не мог быть знаком с оригами в полном объеме. Вместе с тем, его можно смело назвать первым практическим европейским педагогом-оригамистом.

При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостях фигурок, понятие о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма. Эта работа позволяет детям проявлять свои творческие способности, приобрести новые изобретательные навыки. Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение.

Задачами обучения конструированию из бумаги по типу оригами по Т. С. Комаровой является следующее:

• совершенствовать умение детей сгибать лист бумаги пополам, вчетверо, в разных направлениях, сглаживая сгибы;

• учить работать по несложному чертежу, использовать ножницы для надрезов и вырезывания по контуру;

• совершенствовать умение детей планировать свою деятельность, работать целенаправленно, проявляя самостоятельность, инициативу, выдумку.

Работа с бумагой способствует дифференцированному восприятию простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов, развитию логического мышления, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики, связной речи [1].

До начала работы с бумагой полезно выполнить подготовительные упражнения «Пальчики здороваются» и «Здравствуйте, ручки».

Состояние (развитие) мелкой моторики рук и развитие речи детей тесно взаимосвязаны. Тренировка пальцев рук у детей также стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, подготавливает руку к письму. Движения кисти, пальцев становятся точными и координированными.

Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является

мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются память, внимание, слух, зрение.

Известно, что у некоторых детей с расстройствами речи наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. Это проявляется ввиду расстройств сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей моторики и особенно тонкой дифференцированной моторики пальцев рук.

Крайне важно учитывать благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов в воспитательной практике. В системе воспитательной работы в дошкольных учреждениях необходимо уделять больше внимания формированию тонких движений пальцев рук. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, полезна и для подготовки руки к письму. Особенно большая ее роль в группах для дошкольников, где у многих детей наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук - движения некоординированные, затруднены, изолированы движения пальцами [3].

В старшей группе детей рекомендуется проводить комплекс упражнений по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук.

Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений, развивает точность движений пальцев.

Отработка элементарных графических навыков. Поскольку у детей обнаруживается недоразвитие мелких мышц рук, требуются упражнения, непосредственно связанные с подготовкой рук к письму.

Упражнения заключаются в складывании, проглаживании сгибов пальчиками, точности и четкости движений, раскрашивании в различных направлениях. В процессе таких упражнений дети учатся аккуратности, четкости движений, соблюдаются пределы раскрашивания.

После подобной подготовки дети лучше переходят к выполнению письменных упражнений.

Литература

1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Уроки оригами в школе и дома, М.: Аким, 2007, 206 с. (рек. Мин. образования РФ).

2. Дементьева Л. Бумажная пластика оригами // Дошкольное воспитание. № 8, 2003, 40 с.

3. Соколова С. В. Оригами для старших дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ - Изд-во: Детство-Пресс, 2014, 48 с.

4. Соколова С. В. Оригами для дошкольников. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2008, 64 с.

5. Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М.: Издательство ЭКСМО, 2013, 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.