Научная статья на тему 'Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста'

Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
9442
1948
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЛКАЯ МОТОРИКА / ДВИЖЕНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ / УПРАЖНЕНИЯ / FINE MOTOR SKILLS / MOTION / CRITERIA OF FINE MOTOR SKILLS / EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Грайзер Елена Витальевна

В данной статье приводятся результаты изучения мелкой моторики у детей среднего возраста и особенности ее развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Грайзер Елена Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста Грайзер Е. В.

Грайзер Елена Витальевна /GrayzerElena Vitalyevna -студент, кафедра психологии и педагогики дошкольного образования, факультет педагогики,

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация: в данной статье приводятся результаты изучения мелкой моторики у детей среднего возраста и особенности ее развития.

Abstract: the results of the researching of middle aged children s fine motor skills and some special aspects of their development are presented in this article.

Ключевые слова: мелкая моторика, движения, критерии оценки мелкой моторики, упражнения.

Keywords: fine motor skills, motion, criteria of fine motor skills, exercises.

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с младенческого возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых, музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. Большое внимание исследователи уделяют роли мелкой моторики в развитии речи (М. И. Аксенова) [1].

А. В. Запорожец указывает, что в младших и средних группах дошкольных образовательных учреждений у многих детей наблюдаются отклонения в развитии движений пальцев рук: движения неточные, не координированные, затруднены изолированные движения пальцами [3].

В психолого-педагогической литературе проблема развития мелкой моторики рассматривается в разных аспектах и для разных групп детей (с нарушением интеллектуального развития, с нарушениями речевого развития), но представляемые исследователями подходы носят обобщенный характер, не раскрывающий особенности развития мелкой моторики детей в конкретной возрастной группе, в частности - в средней. Это обусловило цель исследования: изучить особенности развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста и разработать рекомендации по их развитию.

В широком смысле слова мелкая моторика означает тонкие и точные движения пальцев. В более узком определении, под мелкой моторикой понимают совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног [2].

Высокий уровень развития мелкой моторики характеризуется хорошей скоординированностью движений рук, точностью, ловкостью, плавностью движений без напряжения, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием позы.

Средний уровень развития моторки характеризуется недостаточной скоординированностью движений, быстротой и неточностью движений, колебаниями темпа движения рук, нарушением позы на фоне утомления.

Низкий уровень развития мелкой моторики отличается напряженностью и нескоординированностью движений, нарушением темпа движений рук, ручной неловкостью, нарушением позы рук, резкостью движений.

Основными критериями оценки мелкой моторики, выделенными нами на основе анализа научной литературы, являлись:

- статическая координация;

- динамическая координация;

- скорость движений;

- сила движений;

- сопровождающие движения.

Для изучения мелкой моторики детей нами был использован тест Н. И. Озерецкого, включающий комплекс диагностических заданий, позволяющий оценить все показатели развития мелкой моторики.

Результаты исследования мелкой моторики показали, что у детей среднего дошкольного возраста статическая координация развита в целом лучше, чем динамическая.

Наименее сформированными компонентами мелкой моторики у дошкольников 4-5 лет являются координация движения, сила тонуса рук, согласованность действий рук.

Каждый уровень развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста имеет свои отличительные характеристики. У преобладающего большинства детей среднего дошкольного возраста мелкая моторика развита недостаточно.

Поскольку результаты проведенного нами обследования показывают, что наименее развита у средних дошкольников динамическая координация, а в частности, такие ее показатели как координация движения, сила тонуса рук, согласованность действий рук, то нам было важно в первую очередь учесть это при разработке рекомендаций по развитию у детей среднего возраста мелкой моторики.

Для развития координации движений целесообразно использовать такие задания и упражнения:

- расстегивание и застегивание пуговиц;

- завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков;

- перекладывание мелких предметов;

- плетение из ниток различных поделок;

- аппликации;

- конструирование;

- лепка, рисование и штриховка;

- пальчиковая гимнастика;

- массажные упражнения.

Развитию силы тонуса рук детей среднего дошкольного возраста могут способствовать используемые педагогами и родителями такие задания и виды деятельности:

- работа со штампами;

- лепка из пластилина, глины;

- работа с бумагой (мять, рвать, разглаживать, резать);

- использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, ежики);

- работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание);

- изготовление поделок из природного и бросового материала.

Развитию силы рук дошкольников помогают:

- работа со шнуровками;

- использование игровых предметов (пирамидка, матрешка);

- нанизывание бусинок;

- пальчиковые игры;

- мозаика;

- конструкторы;

- складывание разрезных картинок;

- игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров);

- выкладывание узоров из счетных палочек.

Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте необходимо осуществлять целенаправленно. Для этого могут быть использованы разные средства: продуктивные виды деятельности, упражнения для развития мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), самомассаж, массаж, игры, графические упражнения.

Эффективность работы по развитию мелкой моторики зависит от количества и качества тех упражнений, которые проводятся с детьми. При их подборе важно учитывать индивидуальные особенности детей, выстраивать упражнения по нарастанию сложности, сочетать упражнения и задания, направленные на статическую и динамическую координацию движений и т. д.

Литература

1. Аксенова М. И. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи / М. И. Аксенова // Дошкольной воспитание. - 1990. № 8. - С. 62-65.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения / С. Е. Большакова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.

3. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец. - М.: Астрель, 1990. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.