Научная статья на тему 'Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами песочной анимации'

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами песочной анимации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4653
423
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ / ПЕСОЧНАЯ АНИМАЦИЯ / PRESCHOOL CHILDREN / DEVELOPMENT OF MANUAL DEXTERITY / SAND ANIMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котлованова О В

Введение. В статье отражена актуальность внедрения новых средств развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста; представлен обзор основных взглядов современных исследователей и педагогов на проблему развития мелкой моторики. Цель статьи – представить эффективные упражнения по песочной анимации для обогащения сенсорного опыта и развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Материалы и методы. Основными методами являются анализ научной литературы, обобщение и систематизация педагогического опыта по проблеме, а также описание опыта использования песочной анимации для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с подробными примерами упражнений. Результаты. В статье рассмотрена проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Раскрываются проблемы сенсорного опыта современного дошкольника, отражается теоретический анализ изучаемой темы, раскрываются педагогические условия развития мелкой моторики детей дошкольного возраста в процессе занятий по песочной анимации. В статье представлены упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами песочной анимации. Обсуждение. Подчеркивается, что в современных условиях популяризации гаджетов, новые средства развития мелкой моторики и обогащения сенсорно-насыщенной окружающей среды приобретают особую актуальность. Заключение. Делается вывод о положительном воздействии педагогических занятий с детьми дошкольного возраста по песочной анимации на развитие высших психических функций в целом и мелкой моторики в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котлованова О В

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING PRE-SCHOOL CHILDREN’S MANUAL DEXTERITY BY MEANS OF SAND ANIMATION

Introduction. The article reflects the urgency of introducing new means of developing preschool children’s manual dexterity. The paper provides an overview of the main modern researchers and educators’ points of view on the process of developing small motor skills. The purpose of the article is to present effective sand animation exercises for enriching preschool children’s sensory experience and developing their manual dexterity. Materials and Methods. The main methods in the research are: analysis of scientific literature, generalization and systematization of pedagogical experience in the problem, as well as description of the experience of using sand animation for developing preschool children’s manual dexterity with detailed examples of exercises. Results. Firstly, the paper reveals the problems of developing modern preschoolers’ sensory experience. Secondly, the author presents specific pedagogical conditions for developing preschool children’s manual dexterity in the course of training in sand animation. Thirdly, the theoretical analysis of the topic is also reflected in the research. Finally, the paper proposes exercises for the developing preschool children’s manual dexterity by using sand animation. Discussion. It is emphasized that recently in the conditions of popularizing gadgets, the need for new means of developing children’s manual dexterity and enriching their sensory-saturated environment has become especially urgent. Conclusion. The author comes to the conclusion about the positive impact of lessons of sand animation for pre-school children on the developing the latters’ higher mental functions in general and fine motor skills in particular.

Текст научной работы на тему «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами песочной анимации»

16. Katz I.R. (2013) Testing Information Literacy in Digital Environments: ETS's iSkills Assessment. Information Technology and Libraries. Vol. 26, 3-12.

17. Katz I.R., Macklin A.S. (2007) Information and Communication Technology (ICT) Literacy: Integration and Assessment in Higher Education. Systemics, Cybernetics and Informatics. Vol. 5, 50-55.

18. Kiuru K.V., Popova E.E. (2016) Model' formirovanija mediagramotnosti u molodezhi [Model of media literacy in young people] Alma mater. Vestnik vysshej shkoly. 10, 112-114. (In Russian).

19. Kiuru K.V., Popova E.E. (2016) Mediagramotnost' kak sociokul'turnaja problema: interaktivnye metody formirovanija [Media literacy as a sociocultural problem: interactive methods of formation] Vestnik Cheljabinskojgosudarstvennoj akademiikul'tury i iskusstv. 3 (47), 61-65. (In Russian).

20. Kiuru K.V., Popova E.E. (2016) Formirovanie mediakompetentnosti studentov v obrazovatel'nom processe vuza fizicheskoj kul'tury [Formation of media competence of students in the educational process of the university of physical culture] Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. 5, 30-32. (In Russian).

DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.10

УДК 372.5 ББК 74.100.575

О.В. Котлованова

ORCID № 0000-0003-0602-9675, педагог первой категории, Образовательно-досуговый центр «Креатив», г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: kovchel08@mail.ru

РАЗВИТИЕ МЕЛКОй МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛьНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ АНИМАДИИ

Аннотация

Введение. В статье отражена актуальность внедрения новых средств развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста; представлен обзор основных взглядов современных исследователей и педагогов на проблему развития мелкой моторики. Цель статьи - представить эффективные упражнения по песочной анимации для обогащения сенсорного опыта и развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Материалы и методы. Основными методами являются анализ научной литературы, обобщение и систематизация педагогического опыта по проблеме, а также описание опыта использования песочной анимации для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с подробными примерами упражнений.

Ре.зультаты. В статье рассмотрена проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Раскрываются проблемы сенсорного опыта современного дошкольника, отражается теоретический анализ изучаемой темы, раскрываются педагогические условия развития мелкой моторики детей дошкольного возраста в процессе занятий по песочной анимации. В статье представлены упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами песочной анимации.

Обсуждение. Подчеркивается, что в современных условиях популяризации гаджетов, новые средства развития мелкой моторики и обогащения сенсорно-насыщенной окружающей среды g приобретают особую актуальность.

то Заключение. Делается вывод о положительном воздействии педагогических занятий с детьми

со

° дошкольного возраста по песочной анимации на развитие высших психических функций в о целом и мелкой моторики в частности.

^ Ключевые слова: дети дошкольного возраста, развитие мелкой моторики, песочная ани-

О мация.

Основные положения:

• определена актуальность новых педагогических подходов к развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста в условиях современности;

• отражен теоретический анализ изучаемой темы с раскрытием педагогических условий занятий по песочной анимации;

• представлены эффективные упражнения для развития мелкой моторики и высших психических функций у детей дошкольного возраста средствами песочной анимации.

1. Введение (Introduction)

Известно, что ребёнок гармонично развивается в том случае, когда у него есть достаточное количество различных по модальности сенсорных стимулов. В первую очередь речь идёт о зрительных, слуховых и тактильных раздражителях [1]. Имея в виду особенности виртуальных игр, мы сталкиваемся с проблемой недостатка тактильных стимулов у ребят. Дети, живущие в условиях постоянно развивающихся информационных технологий, постоянно сталкиваются с новыми гаджетами [2]. К сожалению, доля времени, которое дети дошкольного возраста проводят, играя в виртуальном пространстве и на виртуальных площадках, неуклонно растёт1 [3; 4].

2. Материалы и методы (Materials and Methods)

Используя теоретические методы: анализ научной литературы, обобщение и систематизацию педагогического опыта - установлено, что специалисты дошкольного образования всё чаще актуализируют проблему развития мелкой моторики рук детей. По мнению В.А. Та-бурца, от компьютера ребенок не получает нужных сенсорных ощущений, мелкая моторика рук развивается намного меньше, чем при игре с настоящим стимуль-ным материалом [5]. Учитывая тот факт, что игры на взаимодействие с природными материалами, пальчиковые игры занимают всё меньшую долю игрового времени современного дошкольника, новые исследования по проблеме разработки и внедрения методов улучшения мелкой моторики являются актуальными

и должны быть современными и более привлекательными для ребёнка, чем новые игры в виртуальном пространстве. Понятие «мелкая моторика» рассматривается такими науками, как педагогика, логопедия, психология, медицина. Под данным термином мы будем понимать совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук (Н.И. Козлов).

«Рука - это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука - это своего рода внешний мозг», -писал Кант. Известный педагог В.А. Су-хомлинский сказал: «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Значительный вклад в изучение проблемы важности развития мелкой моторики для гармоничного созревания большинства высших психических функций у детей дошкольного возраста внесли отечественные исследователи и педагоги: В.Н. Бехтерев, Т.А. Ткаченко, Н.В. Тихомирова, О.А. Горлова [6], С.Р. Прищепа [7], А.И. Гребнев [8].

В отечественной педагогике выделяют следующие методы развития мелкой моторики: различные виды и способы рисования и нанесения изображений, в том числе нетрадиционное рисование [9], лепка из пластилина [10] и пластили-нография [11], глины и соленого теста, работа с бумагой, оригами [12], плетение

1 Бабичева Е. Гаджеты в руках ребёнка. К чему приведёт увлечение смартфоном и планшетом? [Электронный ресурс] / Е. Бабичева // АиФ Здоровье. 2015. № 27. Режим доступа: http://www.aif. m/health/cЫldren/gadzhety_v_rakah_rebyonka_razvivayut_iH_tormozyat_razvitie. [Дата обращения: 08.04.2018]

го

X

го >s о

X

т о

о ф

с

го

ь

ч ф

^

о

го I-

о го

со О

Сй

О I-

о

и ткачество [13], аппликации, конструирование, вырезание ножницами, игры с крупой, бусинками (в том числе бисеро-плетение [14]), пуговицами [15], мелкими камешками, пальчиковая гимнастика и самомассаж [16], пальчиковые игры

[17]. Важность новых исследований и применение новых подходов в области развития мелкой моторики отражены в ФГОС дошкольного образования2. Физическое развитие включает приобретение опыта в видах деятельности детей, способствующих правильному формированию мелкой моторики обеих рук.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.

3. Результаты (Results)

Одним из методов в педагогике является песочная анимация, которая объединила в себе песочную терапию с рисованием: акцент ставится на изобразительном творчестве с помощью песка на специальном световом столике

[18]. Рассмотрим особенности и преимущества данного педагогического метода.

Исследователи считают, что негативные эмоции, конфликты и страхи выражаются в песочных картинках в символическом виде, негативные тенденции ослабевают, «уходят» в песок (М. Ло-венфельд, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко). В настоящее время песочная анимация используется в педагогике со следующими целями:

1. Общеоздоровительные: нормализовать эмоциональный фон, обеспечить и укрепить психическое здоровье ребёнка путём создания безопасного и удобного пространства для творчества, создать

ощущение расслабления и комфорта [19], развить речь через повышение тактильной чувствительности, снизить проявления гиперактивности, способствовать развитию концентрации внимания, работать над избавлением от страхов, тревожности и агрессивности, стабилизировать физические и эмоциональные процессы [20].

2. Воспитательные: соединить обучение с воспитательным процессом, воспитать навыки социального общения, коллективного творчества, доброжелательного отношения друг к другу, выработать позитивное отношение к себе и к окружающим, воспитать самостоятельность при работе над картиной и анимацией, побуждать к свободному и нестандартному творчеству.

3. Обучающие (научно-педагогические): привить аккуратность и точность, умение работать над ошибками, научить основам художественной грамотности, научить практическим навыкам, приёмам создания песочной картины и песочной анимации, научить творчески использовать полученные умения и навыки.

4. Развивающие: развивать фантазию, творчество и образное мышление ребенка, пространственное воображение, композиционные навыки, развивать уверенность и любознательность, умение принимать самостоятельные решения и адаптироваться в меняющихся условиях, воспитывать аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, стимулировать исследовательский интерес, любознательность, развивать способность концентрировать внимание, усидчивость, развитие мелкой моторики через развитие сенсорного восприятия природного материала (натурального песка), улучшение скоординированности в работе пальцев рук, повышение ловкости в выполнении точных мелких движений [21].

Использование песочной анимации в педагогической практике для развития мелкой моторики представляет собой учебно-воспитательный процесс, который построен на следующих принципах:

2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.11.2013 г. № 1155.

• доступности - для посещения занятий по песочной анимации и выполнения работ никаких обязательных принадлежностей ребёнку иметь не нужно. Строгими противопоказаниями к методике являются только нарушение целостности кожных покровов рук ребёнка, самоагрессия и агрессия (риск попадания песка в глаза);

• систематичности - позволяет получить и закрепить универсальные учебные навыки и навыки в упражнениях с песком для улучшение моторики;

• индивидуальности при работе с каждым ребёнком, учитывая интересы и предпочтения в выборе тем для рисования;

• актуальности выполняемых упражнений и заданий в соответствии с потребностями ребёнка в развитии сенсорной чувствительности и мелкой моторики рук;

• последовательности процесса обучения от простых к более сложным манипуляциям с песком;

• привлекательности песочных игр и упражнений для ребёнка и отсутствие его переутомления;

• обогащение предметно-пространственной развивающей среды различными материалами для создания детьми продуктов творчества с индивидуальным почерком.

Развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности на практических занятиях включает теоретическую часть (демонстрация основных упражнений для развития мелкой моторики детей) и практическую часть (тактильное привыкание к песку, упражнения по работе кистью и пальчиками, различные методы захвата песка, игры с песком и мелкими предметами, изучение следа на песке от различных предметов, трафаретов и манипуляций с ними. Рекомендовано проводить педагогические занятия в формате «мама с ребёнком», совместное овладение упражнениями, которые можно использовать для занятий дома. Рассмотрим примеры упражнений, направленных на эффективное развитие мелкой моторной функции рук детей дошкольного возраста.

Упражнение 1 «Купание» рук - максимальный контакт с песком. Цель упражнения: развитие тактильной чувствительности рук. Приветствуется поощрение описания чувств и эмоций при работе с песком, так ребёнок учится открыто говорить о своих переживаниях. Важно обсудить с детьми, какой это песок: мягкий/твёрдый, сухой/мокрый, тёплый / холодный и т.д. Спросить у ребёнка, где он уже видел песок? (пляж, песочница, аквариум и т.д.) Для лучшего обогащения сенсорного опыта рекомендовано «потоптать» песочек ручками разными способами - кулачком, разными пальчиками, тыльной стороной. Обычно это позволяет детям освободиться от негативных эмоций «выпустить их в песок», тогда и дальнейшая работа по методу песочной анимации пойдёт более спокойно.

Упражнение 2 «Песочный дождик» -насыпаем фон для работы. Цель упражнения: улучшение координации движений в работе с мелкими предметами, выработка аккуратности на занятиях с песком. Упражнение выполняется каждой рукой отдельно и двумя вместе. Просим ребёнка контролировать движения: «не растерять ни одну волшебную песчинку».

Упражнение 3 «Следы на облачках». Оставляем отпечатки ребра ладони в кулаке (двумя руками вместе и поочерёдно), помогаем превратить в весёлые отпечатки «ножек». Рисуем кулачками облачка. Цель упражнения: развитие тактильной чувствительности ребра ладони, налаживание координации движений, что важно для формирования навыка письма в будущем.

Упражнение 4 «Узоры». Придумываем различные узоры на песке (можно в виде рамки для любой песочной детской картины), ребёнок продолжает - волны, зигзаги, пунктиры и т.д. Цель упражнения: развитие мелкой моторики, координации каждого пальчика. Тренировка достаточного сосредоточения внимания. Работа над узорами требует от ребёнка сосредоточения и завершённости. Идеальный вариант упражнения - это работа каждым пальцем отдельно. Следите за качеством узоров в конце строки. Если ребёнок уже хорошо справляется с упраж-

го

X

го

>5

о

X

т о

о ф

с

го ш

ь

ч ф

^

о го

I-

о го

со О

Сй

О X .0 с; о ¡£

3

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4

>5 ф

I-

ф

о

I-

о

о ¡£ с; ф

го О.

нением, то можно усложнить: рисуем узоры путём высыпания песка из кулака. Это требует особой скоординированно-сти всех мышц кисти ребёнка.

Упражнение 5 «Трафареты». Насыпаем песок на столик с трафаретом (может использоваться кисть второй руки самого ребёнка), убираем ладонь и оцениваем качество работы. Цель упражнения: формирование самоконтроля над ошибками и развитие тактильной чувствительности рук. Рекомендовано менять руки, даже если ребёнок уже правша (левша), это развивает мелкую моторику в работе с песком симметрично, улучшая межполушарное взаимодействие при одновременной работе обоими руками.

Упражнение 6 «Искатели». Зарываем в песок мелкие детали (в определённом количестве), а ребёнок собирает полную коллекцию, имеет все детали в песке. В качестве деталей могут быть: пуговицы, сухие макароны, крупы. Цель упражнения: развитие мелкой моторики. С ребёнком удобно в игре: можно учить цвета, используя в качестве деталей разноцветные пуговицы или декоративные камешки.

Упражнение 7 «Чертим-рисуем». На песочном фоне путём начертания создаём разнообразные картины. Основные элементы картин: «линии», «чистые фигуры», «дождик». Показательные картины «Подводный мир», «Деревня», «Букет». Цель упражнения: тренировка мелкой моторики, развитие творческих способностей ребёнка.

Упражнение 8 «Бабочка». При помощи одновременной работы двумя ручками можно получать симметричные рисунки (бабочка, листики, деревья, яблоки и т.д. по усложнению задачи). Следим за симметрией картинок. Цель упражнения: улучшение координации в совместной работе обеих рук. Усложнять работу по межполушарному взаимодействию можно следующим образом: одновременно одна ручка рисует круг, а другая - квадрат. Пары пальчиков можно менять (мизинцы, указательные и т.д.)

Упражнение 9 «Мини-мультик». Одну картину постепенно меняем на другую, «кадр за кадром» меняя изображение.

Пример - «Времена года». Цель упражнения: развитие мелкой моторики путём прорабатывания предыдущих приёмов, развитие творческих способностей ребёнка. Рисовать мини-мультики можно по сюжетам любимых сказок и мультфильмов. Процесс из плоскости педагогических занятий может превратиться в хобби для всей семьи, а фотографии песочных картин ребёнка станут украшением семейного архива.

4. Обсуждение (Discussion)

Применение упражнений из песочной анимации с детьми в условиях ДОО требует от педагога навыков в технике песочной живописи, аккуратности в использовании сыпучего песка, желания освоить и вводить новые методы развития ребёнка, противодействуя, таким образом, губительному воздействию гаджетов на развитие мелкой моторики рук. Педагогические занятия интересны и необычны для детей, что побуждает их перевести вектор внимания с игр виртуального пространства на сенсорно насыщенные игры с натуральным материалом, вовлекая в процесс общения с другими детьми и педагогом.

На основании педагогического опыта занятий по песочной анимации с детьми дошкольного возраста в различных учреждениях и центрах города Челябинск (МАУДО «Центр «Креатив», ГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи «Областной центр диагностики и консультирования»; НИИ «Дети-Индиго»; ООО мЦ Лотос -отделение педиатрии), можно сделать вывод о положительном воздействии занятий по песочной анимации на развитие высших психических функций в целом и мелкой моторики в частности.

5. Заключение (Conclusion)

Итак, эффективность проведения занятий по песочной анимации отмечается как со стороны родителей, так и педагога. Выявлена позитивная динамика в овладении навыками рисования песком: при усложнении упражнений на развитие мелкой моторики дети становятся более «ловкими» и аккуратными в манипулировании мелкими предметами; повышается качество ри-

сунков; быстрее и дольше ребенок удерживает внимание на других занятиях; отмечается прогресс в развитии речевых функций. Таким образом, ребёнок

с интересом включается в процесс рисования натуральным песком, избегая излишнего погружения в ирреальный мир гаджетов.

Библиографический список

1. Безруких, М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст] / М.М. Безруких. - М.: Просвещение, 2001. - 196 с.

2. Баркан, А.И. Ультрасовременный ребенок [Текст] / А.И. Баркан. - М. Дрофа-Плюс, 2007. - 700 с.

3. Маслова, Ю.В. Позитивные и негативные аспекты использования компьютерных технологий у детей и подростков [Текст] / Ю.В. Маслова // Образовательные технологии и общество. - 2013. -№ 4. - С. 493-503.

4. Сушков, И.Р. Интернет-активность как проявление потребности личности в коллективном субъекте [Текст] / И.Р. Сушков, Н.С. Козлова // Психологический журнал. - 2015. - №5 (36). - С. 75-83.

5. Табурца, В.А. Влияние гаджетов на психику ребенка: маркеры проблемы, спектр последствий [Электронный ресурс] / В.А. Табурца // Концепт. - 2016. - Т. 15. - С. 1826-1830. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/96284.htm. - [Дата обращения: 08.03.2018]

6. Горлова, O.A. Профилактика коммуникативно-речевых отклонений у детей раннего возраста [Текст] / О.А. Горлова // Специальное образование. - 2012. - № 1. - С. 27-34.

7. Гребнев, А.И. Мелкая моторика и её роль в процессе учебной деятельности младших школьников [Текст] / А.И. Гребнев // Вестник науки и образования. - 2016. - № 4 (16). - С. 61-63.

8. Прищепа, С.Р. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников [Текст] / С.Р. Прищепа, Т.И. Коняхина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. - С. 65-70.

9. Волкова, О.В. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования [Текст] / О.В. Волкова // Амурский научный вестник. - 2016. - № 1. -С. 44-52.

10. Кириллова, Ю.А. Рисуем, лепим, мастерим, готовимся к письму [Текст] / Ю.А. Климова //

го

X

го

Здоровье детей. Первое сентября. - 2014. - № 4. - С. 28-32. о

11. Шипилова, М.В. Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.В. Шипилова // Наука и образование: новое время. -2015. - № 1 (6). - С. 686-691.

12. Шайхлисламова, Р.Н. Оригами как средство развития мелкой моторики старших дошкольников [Текст] / Р.Н. Шайхлисламова // Инновационная наука. - 2016. - № 4-2. - С. 226-227.

13. Теймуразян, М.С. Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с ЗПР посредством плетения и ткачества [Текст] / М.С. Теймуразян // Вестник Гуманитарного института ТГУ. - 2015. -№ 3 (19). - С. 40-43.

14. Бажина, Е.Ю. Влияние занятий бисероплетением на развитие тонкой моторики старших дошкольников для подготовки руки к письму [Текст] / Е.Ю. Бажина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - Т. 2. - № 4(6). - С. 18-24.

15. Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2011. - 120 с.

16. Малюкова, И.Б. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму [Текст] / И. Ма-люкова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 2. - С. 79-82.

17. Хвостовцев, А.Ю. Играем с пальчиками. Развиваем мелкую моторику рук и устную речь [Текст] / А.Ю. Хвостовцев. - М.: Сибирское университетское издательство. - 2010. - 176 с.

18. Котлованова, О.В. Опыт применения песочной арт-терапии у детей с аутизмом [Текст] / О.В. Котлованова, Е.В. Малинина // Аутизм и нарушения развития. - 2015. - №2 (47). - С. 53-59.

19. Пахальян, В.Э. Психопрофилактика в образовании [Текст] / В.Э. Пахальян // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 38-44.

20. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Текст] / М.В. Киселева. - СПб: Речь, 2006. - 160 с.

21. Зейц, М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница [Текст] / М. Зейц; адаптированный перевод с англ. - М.: ИНТ, 2010. - 94 с.

го ш

Ь

ч

ф ^

о

го I-

о го

со О

Сй

О I-

о

O.V. Kotlovanova

ORCID No. 0000-0003-0602-9675, Teacher of the Qualification Category 1, educational and recreational center «Kreativ», Chelyabinsk, Russia. E-mail: kovchel08@mail.ru

DEVELOPING PRE-SCHOOL CHILDREN'S MANUAL DEXTERITY BY MEANS OF SAND ANIMATION

Abstract

Introduction. The article reflects the urgency of introducing new means of developing preschool children's manual dexterity. The paper provides an overview of the main modern researchers and educators' points of view on the process of developing small motor skills. The purpose of the article is to present effective sand animation exercises for enriching preschool children's sensory experience and developing their manual dexterity.

Materials and Methods. The main methods in the research are: analysis of scientific literature, generalization and systematization of pedagogical experience in the problem, as well as description of the experience of using sand animation for developing preschool children's manual dexterity with detailed examples of exercises.

Results. Firstly, the paper reveals the problems of developing modern preschoolers' sensory experience. Secondly, the author presents specific pedagogical conditions for developing preschool children's manual dexterity in the course of training in sand animation. Thirdly, the theoretical analysis of the topic is also reflected in the research. Finally, the paper proposes exercises for the developing preschool children's manual dexterity by using sand animation.

Discussion. It is emphasized that recently in the conditions of popularizing gadgets, the need for new means of developing children's manual dexterity and enriching their sensory-saturated environment has become especially urgent.

Conclusion. The author comes to the conclusion about the positive impact of lessons of sand animation for pre-school children on the developing the latters' higher mental functions in general and fine motor skills in particular.

Key words: preschool children, development of manual dexterity, sand animation.

Highlights:

• The need for the new pedagogical approaches to the developing preschool children's manual dexterity in modern conditions is proved in the paper;

• Results of the research reflect theoretical analysis of the topic under investigation, as well as specific pedagogical conditions for training in sand animation;

• The author proposes effective exercises for the developing pre-school children's manual dexterity and their higher mental functions by the means of using sand animation.

References

1. Bezrukikh M.M. (2001) Sensomotornoye razvitiye doshkol'nikov na zanyatiyakh po izobrazitel'nomu iskusstvu [Preschool children's sensory-motor development in art classes] Moscow, Prosvetscheniye. (In Russian).

2. Barkan A.I. (2007) Ul'trasovremennyy rebenok [The ultra-modern child] Moscow, Drofa-Plyus. (In Russian).

3. Maslova Yu.V. (2013) Pozitivnyye i negativnyye aspekty ispol'zovaniya komp'yuternykh tekhnologiy u detey i podrostkov [Positive and negative aspects of the use of computer technologies in children and adolescents] Obrazovatel'nyye tekhnologii i obshchestvo. 4, 493-503. (In Russian).

4. Sushkov I.R. (2015) Internet-aktivnost' kak proyavleniye potrebnosti lichnosti v kollektivnom sub'yekte [Proactive attitude towards Internet as a reflection of a person's need in the crowd constituent] Psikhologicheskiy zhurnal. 5 (36), 75-83. (In Russian).

5. Taburtsa V.A. (2016) Vliyaniye gadzhetov na psikhiku rebenka: markery problemy, spektr posledstviy [Influence of gadgets on the child's psyche: markers of the problem and the spectrum of consequences] Kontsept. 15. 1826-1830. Available from: http://e-koncept.ru/2016/96284.htm (Accessed 07 March 2018). (In Russian).

6. Gorlova O.A. (2012) Profilaktika kommunikativno-rechevykh otkloneniy u detey rannego vozrasta [Preventative care of children' s communicative-speech deviations at the early age] Spetsial'noye obrazovaniye. 1, 27-34. (In Russian).

7. Grebnev A.I. (2016) Melkaya motorika i yeyo rol' v protsesse uchebnoy deyatel'nosti mladshikh shkol'nikov [Fine motor skills and their role in the process of junior schoolchildren's educational activities] Vestnik nauki i obrazovaniya. 4 (16), 61-63. (In Russian).

8. Pritschepa S.R., Konyakhina T.I. (2005) Melkaya motorika v psikhofizicheskom razvitii doshkol'nikov [Fine motor skills in the preschool children's psychophysical development] Doshkol'noye vospitaniye. 1, 6570. (In Russian).

9. Volkova O.V. (2016) Razvitiye melkoy motoriki ruk detey doshkol'nogo vozrasta cherez ne traditsion-nyye tekhniki risovaniya [Developing preschool children's manual dexterity through non-traditional drawing techniques] Amurskiy nauchnyy vestnik. 1, 44-52. (In Russian).

10. Kirillova Yu.A. (2014) Risuyem, lepim, masterim, gotovimsya k pis'mu [We're drawing, sculpting, mastering, preparing for writing] Zdorov'ye detey - Pervoye sentyabrya. 4, 28-32. (In Russian).

11. Shipilova M.V. (2015) Plastilinografiya kak sredstvo razvitiya melkoy motoriki ruk u detey starshego doshkol'nogo vozrasta [Plastilinografiya as a means of developing children's manual dexterity at senior preschool age] Nauka i obrazovaniye: novoye vremya. 1 (6), 686-691. (In Russian).

12. Shaykhlislamova R.N. (2016) Origami kak sredstvo razvitiya melkoy motoriki starshikh doshkol'nikov [Origami as a means of development of senior preschoolers' fine motor skills] Innovatsionnaya nauka. 4-2, 226-227. (In Russian).

13. Teymurazyan M.S. (2015) Razvitiye melkoy motoriki ruk u detey 6-7 let s zpr posredstvom pleteniya i tkachestva [Developing manual dexterity in children with developmental delay aged 6-7 years by the means of braiding and weaving] Vestnik Gumanitarnogo instituta TGU. 3 (19), 40-43. (In Russian).

14. Bazhina Ye.Yu. (2015) Vliyaniye zanyatiy biseropleteniyem na razvitiye tonkoy motoriki starshikh doshkol'nikov dlya podgotovki ruki k pis'mu [The influence of beadwork on the development of senior preschool children's manual dexterity in preparing their hands for writing] Pedagogicheskoye masterstvo ipeda-gogicheskiye tekhnologii. 4 (6), 18-24. (In Russian).

15. Tkachenko T.A. (2011) Bol'shaya kniga zadaniy i uprazhneniy na razvitiye melkoy motoriki [A big book of tasks and exercises for developing manual dexterity] Moscow, Eksmo (In Russian).

16. Malyukova I.B. (2008) Igrovoy samomassazh kak sredstvo podgotovki ruki k pis'mu [Game-like self-massage as a means of preparing a hand for writing] Doshkol'noye vospitaniye. 2, 79-82. (In Russian).

17. Khvostovtsev, A.Yu. (2010) Igrayem s pal'chikami. Razvivayem melkuyu motoriku ruk i ustnuyu rech' [Playing with fingers and developing manual dexterity and oral speech skills] M.: Sibirskoye univer-

18. Kotlovanova O.V., Malinina Ye.V. (2015) Opyt primeneniya pesochnoy art-terapii u detey s autiz-mom [Experience of using sand art therapy in treating children with autism] Autizm i narusheniya razvitiya.. 2 (47), 53-59. (In Russian).

19. Pakhal'yan, V.E. (2002) Psikhoprofilaktika v obrazovanii [Psychoprophylaxis in education] Voprosy psikhologii. 1, 38-44. (In Russian).

20. Kiseleva M.V. (2006) Art-terapiya v rabote s det'mi: Rukovodstvo dlya detskikh psikhologov, peda-gogov, vrachey i spetsialistov, rabotayushchikh s det'mi [Art therapy in working with children: A guide for psychologists, teachers, doctors and professionals working with children] Saint Petersburg, RECH'. (In Russian).

21. Zeyts M. (2010) Pishem i risuyem na peske. Nastol'naya pesochnitsa [We write and draw on the sand. Table sandbox] Moscow, INT. (In Russian).

x <u

T3

"ro

с го E

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V)

"с 73

О О -П

о

(Л ф

О) с

Ф >

Ф

Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.