Современным способом оценки качества дошкольного образования являются показатели качества образовательных условий [4]. В первую очередь рассматривается качество реализации образовательной программы. Ведь дошкольное образование обеспечивает для любого ребенка дошкольного возраста тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих уровнях образования. Именно в этом процессе должны участвовать не только администрация, обеспечивая контроль качества, ну и также все субъекты воспитательно -образовательного процесса.
Управлять качеством образования это не принуждать к поиску чего-то сверхъестественного, а мотивировать воспитателей на освоение новых, интересных форм и методов образовательного процесса.
Литература
1. Виноградова Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2006. - с. 26.
2. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений // Под ред. Т. И. Ерофеевой. - М.: Академия, 2010. - 344 с.
3. Троян А. Н. Управление дошкольным образованием: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2003. - с. 14.
Создание условий для коррекции и развития мелкой моторики у детей с ОВЗ
1 2 3
Антонова Л. В. , Емельянчик Н. А. , Литвинова Ю. А.
1Антонова Лариса Викторовна /Antonova Larisa Viktorovna - воспитатель; 2Емельянчик Наталья Анатольевна /Emelyanchik Natalya Anatolyevna - воспитатель; 3Литвинова Юлия Александровна /Litvinova Yuliya Aleksandrovna - заместитель заведующей по воспитательно-методической работе, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 225, г. Новокузнецк
Аннотация: в статье представлен опыт работы дошкольного образовательного учреждения по созданию условий для коррекции и развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, коррекция и развитие мелкой моторики, предметно-развивающая среда.
В настоящее время растет количество детей, имеющих отклонения в развитии. Причины этого явления разнообразны и многочисленны. Это и следствие сочетания различных неблагоприятных факторов: биологических, социальных, и следствие поражения центральной нервной системы различного характера. Вредные факторы, воздействующие на мозг в период его развития, приводят к задержке развития различных функций.
Чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более эффективной оказывается коррекция и компенсация нарушений. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка — пластичностью, то есть нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне. Очень важно в самом раннем возрасте у таких детей определить
индивидуально-психологические особенности, затем разработать содержание коррекционно-педагогической работы с ними, а также оказать психологическую помощь родителям [1 с. 6].
Дети с ОВЗ требуют к себе повышенного внимания, ласки, тактильного контакта, но этим и ограничивается их общение с взрослым. У детей с ОВЗ слабо развит познавательный интерес, снижена познавательная активность. Они быстро устают, внимание становится рассеянным, присутствуют явления генерализации внимания; они не могут долго следовать даже одноступенчатой словесной инструкции, не переносят полученные знания на новые задачи. В силу своих физических возможностей они не могут работать руками так, как здоровые дети, им тяжело сидеть на стуле, выдерживать заданную позу, часто больно или невозможно делать какие-то движения. Такие дети не хотят рисовать, лепить, конструировать. Все эти особенности сильно затрудняют коррекционную работу психолога, педагога и специалистов.
Среда, в которой живет ребенок, включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его развитие и формирование. Учитывая, что у детей с ОВЗ отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем, поэтому бедность, однообразие микросреды могут привести к ограничению возможностей развития детей и даже задержки в развитии. Работая над созданием предметно -развивающей среды группы, необходимо исходить из того, что важным условием полноценного сенсомоторного воспитания, особенно детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП является специально организованная предметно-пространственная развивающая среда. С учетом специфики работы учреждения для воспитания и развития детей, осуществления коррекционной работы нами была спроектирована и создана предметно-развивающая среда в группе. Сенсомоторный центр, уголок «Уединения», центр для развития мелкой моторики, в котором поместили коррекционный стол, стол песочной анимации, уголок познавательной активности, дидактические игры и пособия, предназначенные для полноценного развития и коррекции сенсомоторных процессов. При создании предметно-развивающей среды группы нужно учитывать специфику ДОУ и придерживаться следующих принципов:
• оптимальная насыщенность - материалы и оборудование, создающие (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду;
• разнообразие - наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсомоторного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, развитие мелкой моторики, организации двигательной активности и др.;
• стабильность - материалы и пособия, маркеры игрового пространства, имеющие постоянное место;
• доступность - расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка;
• полифункциональность, возможность трансформирования и т. д.
Так как наше учреждение посещают дети с ОВЗ, мебель должна быть особенной, т.е. сделанной по специальному проекту, с учетом особенностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП, что поможет решить коррекционные и развивающие задачи.
В младшем дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, которая способствует накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, активизирует познавательную деятельность ребенка. Воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, происходит овладение языком, коррекция психических функций, социальных отношений. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при
сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию. Поэтому не только среда, но и дидактический материал даёт возможность повторять уже известные знания, а подбор орудий и предметов действия, стимулирует и побуждает к творческой деятельности и учит переносить имеющиеся навыки на новые ситуации, т.е. расширяет зону ближайшего развития. Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка [2, с. 4].
Анализ результатов наблюдений, диагностики, анкетирования родителей и педагогов приводит к выводу, что «особым» детям в наше время необходимы новые, особенные игры.
Гибкая система игр за коррекционным столом и столом песочной анимации сначала была разработана нами именно для «особых» детей. В процессе внедрения системы игр становится понятно, что можно ее использовать для здоровых детей, а также для создания условий успешной интеграции детей-инвалидов в массовые группы детского сада.
Мелкая моторика - это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц руки и глаза; к навыкам мелкой моторики относятся: способность тянуться к предмету, хватать его, класть или ставить, рисовать и т.д. К этой же области развития относятся концептуальные навыки, такие, как: понимание неизменности существования предмета; решение несложных практических задач, способность подбирать предметы или картинки к образцу, сортировать их, а так же навыки, подготавливающие ребенка к изучению школьных дисциплин. Без развитой мелкой моторики, считает Т. А. Ткаченко, невозможно не только развитие познавательных способностей и речи, но и азов самообслуживания: мелкая моторика задействована, когда мы застёгиваем пуговицы или завязываем шнурки на ботинках, отщипываем кусочек хлеба, пишем или перелистываем страницы, держим стакан в руках или едим ложкой.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь [3, с. 4].
Целью является обеспечение необходимых условий для социальной адаптации, коррекции и интеграции в массовые группы детского сада детей с особыми возможностями здоровья.
Задачи:
• корректировать и развивать познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение);
• формировать познавательный интерес и развивать познавательную активность;
• формировать у детей представления о базовых эмоциях, таких как радость, грусть, гнев, страх, удивление;
• корректировать и развивать мелкую моторику;
• развивать сенсомоторную координацию;
• развивать творческие способности;
• развивать словарный запас;
• совершенствовать зрительное и слуховое восприятие;
• совершенствовать умение действовать по словесным инструкциям;
• способствовать развитию интереса к общению со сверстниками и коммуникативных навыков;
• корректировать проблемы эмоциональной сферы в поведении и общении (агрессивность, тревожность, страхи);
• способствовать снятию тревожных состояний, страхов, преодолению негативизма к воспитательным и коррекционным воздействиям;
• способствовать развитию и гармонизации детско-родительских отношений;
• обучать родителей способам применения игр системы; организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
• консультировать родителей по вопросам создания развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора.
Основные формы работы, которые позволяют реализовать данные задачи -специально-организованное обучение; совместная деятельность с детьми; самостоятельная деятельность детей, режимные моменты.
Ожидаемые результаты:
Дети:
• повышение уровня развития познавательной сферы;
• развитие мелкой моторики;
• расширение круга осознаваемых эмоций;
• способность дифференцировать и осознавать эмоции свои и другого человека по мимике, пантомимике, жестам, позе, интонации;
• развитие и расширение интереса к общению и взаимодействию со сверстниками, коммуникативных навыков, необходимых для конструктивного взаимодействия и решения конфликтных ситуаций;
• снижение уровня тревожности, агрессивности, количества и интенсивности страхов, преодоление негативизма.
Родители:
• повышение психологической грамотности (психологическое просвещение);
• получение новых систематизированных знаний по способам применения игр с водой, песком и пластилином; способность организовать на их основе развивающие игры и игровое взаимодействие с детьми.
Работу, в своей группе по развитию мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями, мы начали с планирования этапов ее проведения:
- составление перспективного планирования игр и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- выбор форм, методов, приемов обучения в работе с детьми;
- разработка цикла игр и упражнений на выкладывание: «Волшебные палочки», «Цветные ниточки», «Веселые крупинки»;
- подборка методического материала с учетом возрастных особенностей детей;
- систематизировали сборник пальчиковых игр по лексическим темам;
- организация предметно - развивающей среды.
Из опыта работы с детьми в данном направлении можем смело утверждать, что эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта, поэтому для достижения желаемого результата в развитии мелкой моторики у наших воспитанников, работа велась регулярно с использованием разнообразных форм обучения:
- специально организованное обучение,
- совместная деятельность с детьми,
- свободная, самостоятельная деятельность детей.
Для успешной реализации поставленных задач по развитию мелкой моторики, нами созданы специальные условия, к которым относится следующее:
- эмоционально-положительная среда, обеспечивающая ребенку условия комфортности и благополучия;
- поддержка и выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка;
- включение работы по развитию мелкой моторики в педагогическую систему образовательно-воспитательного процесса по развитию речи, художественному труду, лепке, рисованию, театрализованной и музыкальной деятельности, физическому воспитанию.
Литература
1. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания [Текст]: Методическое пособие / Е. А. Стеблева, Ю. Ю. Белякова, М. В. Браткова и др.-2-е изд.-М.: Издательство «Экзамен», 2004. - с. 128.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко // Книга для воспитателя детского сада -2-е изд. - М.: Просвещение,1991. - с. 160.
3. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова и др. - Ярославль: Академия развития, 2000. - с. 192.
Тенденции развития опыта по применению пословиц в качестве воспитательного средства в школах Турции
Кенан А.
Кенан Алтынкая /Kenan Altunkaya - аспирант, кафедра педагогики и психологии, Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье обобщается опыт школ Турции по использованию пословиц в качестве средств обучения и воспитания школьников.
Ключевые слова: школы Турции, пословицы, воспитание, учитель, учащиеся.
В педагогической научной среде Турции всегда были актуальными вопросы широкого применения пословиц в воспитании молодого поколения как отражение национальных духовных ценностей в них, объяснение несколькими словами большого значения и легкое запоминание. К примеру, исследователь Акжуз Яхайа, особо отмечая значимость применения пословиц, обращается к молодому поколению: «В эпоху развития текстов, включающих в себя культурные ценности общества, где живут люди, важную роль имеют слова, словосочетания, фразеологизмы и пословицы, применяемые для передачи их индивидам» [3, с. 18].
А точка зрения А. Ойдуна [7, с. 18] по этому вопросу следующая: «Пословицы знакомят молодежь и молодое поколение с историей и предками на основе мыслительной и разговорной силы народа; призывают к пониманию стариков, не интересующихся сегодняшними новостями; советуют действовать, опираясь на опыт отцов и дедов, не повторяя их ошибок». Он этими словами показывает, как пословицы связывают друг с другом будущее и прошлое. На самом деле пословицы могут связывать не только будущее и прошлое, но также связывать друг с другом нации. Эту истину Озкул Чобаноглу подтверждает следующим образом: «Факт, что в пословицах тюркских народов, исторически населявших земли, довольно далеко расположенные друг от друга, было одинаковое мышление, доказывает, что они относятся к одной нации и имеют единую социальную психологию [5, с. 34].
В своей основе мудрые пророческие заключения и выводы в пословицах, унаследованные от древних прадедов, проникают в душу каждого тюркского ребенка, помогая становлению их в качестве гражданина. Указывают путь для легкого