Научная статья на тему 'Ребенок с особенностями развития в детском саду'

Ребенок с особенностями развития в детском саду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2796
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бруковская Мария Александровна, Аксентьева Ольга Владимировна

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации в России в общеобразовательных организациях обучается свыше 481 587 детей с особенностями в развитии. Понятие «ребенок с особенностями развития» охватывает детей, чьи образовательные потребности выходят за границы условной общепринятой нормы. К этой категории относятся одаренные дети, а также дети с физическими и (или) психологическими проблемами, которым необходимо создание специальных условий образования для полноценного гармоничного развития личности. Специальные условия образования специальные образовательные программы, методы и средства обучения, дидактические и наглядные материалы, технические средства, а также педагогические, психологические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ детьми с ОВЗ затруднено. В соответствии с ФГОС ДО и с учётом Примерной образовательной программы дошкольного образования логопеды, дефектологи разрабатывают Рабочую программу по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ (далее Программу). Воспитанники с ОВЗ имеют как общевозрастные, так и специфические особенности, связанные со структурой первичной недостаточности и характером вторичных отклонений. Зачастую первичные нарушения осложнены сопутствующими проблемами: нарушениями опорнодвигательного аппарата, эмоционально-волевыми нарушениями, расстройствами аутистического спектра, синдромом гиперактивности и дефицита внимания, нарушением слуха (состояние после кохлеарной имплантации). Поэтому цель Программы создание комплекса условий для разностороннего гармоничного развития личности ребенка независимо от психофизических особенностей и возможностей, его позитивной социализации и индивидуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бруковская Мария Александровна, Аксентьева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ребенок с особенностями развития в детском саду»

Ребенок с особенностями развития в детском саду

Бруковская Мария Александровна, Аксентьева Ольга Владимировна

МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 452, г.

Екатеринбург

Ключевые слова:

особые образовательные потребности, адаптированная рабочая программа

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации в России в общеобразовательных организациях обучается свыше 481 587 детей с особенностями в

развитии.

Понятие «ребенок с особенностями развития» охватывает детей, чьи образовательные потребности выходят за границы условной общепринятой нормы. К этой категории относятся одаренные дети, а также дети с физическими и (или) психологическими

проблемами, которым необходимо создание специальных условий образования для полноценного гармоничного развития личности.

Специальные условия образования - специальные образовательные программы, методы и средства обучения, дидактические и наглядные материалы, технические средства, а также педагогические, психологические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ детьми с ОВЗ затруднено.

В соответствии с ФГОС ДО и с учётом Примерной образовательной программы дошкольного образования логопеды, дефектологи разрабатывают Рабочую программу по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ (далее - Программу).

Воспитанники с ОВЗ имеют как общевозрастные, так и специфические особенности, связанные со структурой первичной недостаточности и характером вторичных отклонений. Зачастую первичные нарушения осложнены сопутствующими проблемами: нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевыми нарушениями, расстройствами аутистического спектра, синдромом гиперактивности и дефицита внимания, нарушением слуха (состояние после кохлеарной имплантации).

Поэтому цель Программы - создание комплекса условий для разностороннего гармоничного развития личности ребенка независимо от психофизических особенностей и возможностей, его позитивной социализации и индивидуализации.

Содержание коррекционно-развивающей работы определяется структурой дефекта и потенциальными возможностями каждого ребенка и включает в себя следующие направления.

1.Сенсорное развитие (развитие зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкуса).

2.Развитие познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

3.Развитие общей и мелкой моторики.

4.Развитие артикуляционной моторики.

5.Коррекция звукопроизношения.

6.Коррекция нарушений слоговой структуры слова.

7.Коррекция и развитие просодической стороны речи.

8.Формирование и развитие лексико-грамматического строя речи.

9.Формирование и развитие связной речи.

10.Формирование фонетико-фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.

11.Формирование элементарных математических представлений.

12. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

13.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Коррекционно-развивающая образовательная деятельность осуществляется не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов -как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Специалистами применяются разнообразные формы работы с воспитанниками. Это индивидуальная работа, организованная с учётом Индивидуального плана развития ребёнка, фронтальные и подгрупповые занятия, а также участие в режимных моментах группы.

Для развития личности ребёнка с особыми образовательными потребностями, его компенсаторных возможностей, используются современные педагогические технологии образования: технологии на основе деятельностного подхода (метод проектов, метод самостоятельной исследовательской деятельности), игровые технологии (развивающие игры Б.П.Никитина, технологии «Блоки Дьенеша» и «Палочки Кюизенера»); педагогические технологии обучения и развития (технология моделирования, технология, основанная на ТРИЗ), информационно-коммуникационные технологии, компоненты здоровьесберегающих технологий (доброжелательный стиль общения с детьми, оптимальное распределение интеллектуальных и физических нагрузок, пальчиковая, дыхательная, зрительная гимнастика, воспитание культуры здоровья).

Коррекционно - развивающая работа осуществляется различными методами.

Методы:

*по используемым средствам *в зависимости от характера деятельности

- Наглядные: непосредственное наблюдение (в природе, на экскурсии); опосредованное наблюдение (рассматривание игрушек и картин). - Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, беседа, рассказывание. - Практические: дидактические игры, драматизации, инсценировки, упражнения. - Репродуктивные (пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, дидактические игры). - Продуктивные (беседа, рассказывание, пересказ, д/и на развитие связной речи, творческие задания).

Коррекция и компенсация у ребенка психоречевых недостатков обеспечивается объединением усилий педагогов разного профиля: логопеда, дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др. Важным условием является создание единого речевого режима в детском саду: погружение в единую лексическую тему, предъявление одних требований со стороны всех взрослых

Учитель-логопед/дефектолог:

- проводит коррекционную работу по преодолению недостатков развития, и развивающую образовательную деятельность в ходе режимных моментов;

- использует комплексный подход к решению проблем коррекции с использованием традиционных и нетрадиционных методов.

Воспитатель:

- организует образовательную деятельность, осуществляемую в ходе организации различных видов детской деятельности и в ходе режимных моментов с применением игровых, сюжетных и интегрированных форм;

- поощряет выбор детей в самостоятельной деятельности игр познавательно-речевой направленности;

- стимулирует оречевление всей деятельности. Музыкальный руководитель:

- вводит в практику элементы логоритмики; упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти; этюды на развитие выразительности мимики, жеста; игры-драматизации.

Инструктор по физической культуре:

- организует игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики; упражнения на формирование правильного дыхания; подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков; игры на развитие пространственной ориентировки.

На основе принципа партнерства осуществляется взаимодействие с семьями воспитанников. Используются разнообразные формы и методы работы.

• Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, консультации, оформление информационных стендов и сайта ДО, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток - буклетов.

• Образование родителей: организация «Школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы, мастер-классы).

• Совместная деятельность: привлечение родителей к организации праздников, конкурсов, семейных прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Огромное значение для успешной реализации Программы имеет мотивационная заинтересованность родителей в развитии ребенка, посещение ими консультаций, НОД, совместное выполнение с ребенком домашних заданий (коррекционно-развивающих упражнений и игр, семейных проектов), контроль за правильным произношением и полученными навыками.

Разработанная система условий позволяет скомпенсировать имеющиеся недостатки и открывает для ребенка с ОВЗ возможности для позитивной социализации и индивидуализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.

Выпускники детского сада имеют равные стартовые возможности для полноценного перехода к следующей ступени образования.

Список литературы:

1. Нищева Н.В. Примерная адаптированная общеобразовательная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. - 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 240 с.

2. ОТ РОДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.- 352 с.

3. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста:

методическое пособие / авт.сост. О.В. Толстикова, О.В. Савельева (и др.) - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. - 240 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.