Научная статья на тему 'Обеспечение социальных гарантий детей – инвалидов и детей с ОВЗ в МБДОУ «ДС «Непоседы»'

Обеспечение социальных гарантий детей – инвалидов и детей с ОВЗ в МБДОУ «ДС «Непоседы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети-инвалиды / дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) / социальные гарантии / помощь / индивидуальный образовательный маршрут. / disabled children / children with disabilities (CWD) / social security / assistance / individual educational route

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байбулатова Анфиса Нурисламовна

Статья посвящена обеспечению социальных гарантий детей-инвалидов и детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении. Описаны формы и направления сопровождения детей с ОВЗ в условиях комплексной коррекции отклонений в развитии; оказание воспитанникам квалифицированной помощи в освоении программы дошкольного образования с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей на основе организации разнообразных видов детской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байбулатова Анфиса Нурисламовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL GUARANTEE SUPPORT OF CHILDREN WITH DISAVILITIES IN MVBDOU «ShC «NEPOSEDI»

The article is devoted to social security of disabled children and children with disabilities in preschool educational institution. The forms and directions of children with disabilities support in integrated correction of deviations in development; provision to pupils of skilled assistance in the development programs of preschool education taking into account age, individual differences and special educational needs based on the various types of children's activities were described in the articles.

Текст научной работы на тему «Обеспечение социальных гарантий детей – инвалидов и детей с ОВЗ в МБДОУ «ДС «Непоседы»»

УДК 364+376

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ В МБДОУ «ДС «НЕПОСЕДЫ»

Байбулатова Анфиса Нурисламовна.

г. Муравленко, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДС «Непоседы», учитель-дефектолог, anfisa0303@yandex.ru.

Аннотация. Статья посвящена обеспечению социальных гарантий детей-инвалидов и детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении. Описаны формы и направления сопровождения детей с ОВЗ в условиях комплексной коррекции отклонений в развитии; оказание воспитанникам квалифицированной помощи в освоении программы дошкольного образования с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей на основе организации разнообразных видов детской деятельности.

Ключевые слова: дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), социальные гарантии, помощь, индивидуальный образовательный маршрут.

SOCIAL GUARANTEE SUPPORT OF CHILDREN WITH DISAVILITIES IN MVBDOU «ShC «NEPOSEDI»

Baybulatova Anfisa.

Muravlenko, Municipal budget preschool educational institution "ScC "Neposedy", teacher-defectologist, anfisa0303@yandex.ru.

Abstract. The article is devoted to social security of disabled children and children with disabilities in preschool educational institution. The forms and directions of children with disabilities support in integrated correction of deviations in development; provision to pupils of skilled assistance in the development programs of preschool education taking into account age, individual differences and special educational needs based on the various types of children's activities were described in the articles.

Key words: disabled children, children with disabilities (CWD), social security, assistance, individual educational route.

На современном этапе развития образования в соответствии с законом "Об образовании в Российской Федерации" особое внимание уделяется реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья. Важно обеспечить равноправное включение развивающегося ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, во все возможные и необходимые сферы жизни социума.

Проблема сопровождения детей с ОВЗ в образовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Дети данной категории могут

5

реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

На основании статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 27Э-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) детям с ОВЗ, посещающим дошкольное образовательное учреждение, предоставляются необходимые реабилитационные меры, и создаются необходимые условия при организации воспитательно -образовательного процесса.

В учреждении сопровождение детей «особой заботы» реализуется в соответствии с перечнем необходимой документации индивидуального коррекционно-развивающего сопровождения воспитанников категории «ребенок-инвалид»:

- ИПРА (индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемая Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы);

- индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

- план мероприятий индивидуального медико-социально-психолого-педагогического сопровождения воспитанника категории «ребенок-инвалид»;

- индивидуальная карта развития воспитанника категории «ребенок-инвалид».

На основании рекомендации по условиям обучения (заключение ИПРА)

воспитанники с ОВЗ и дети-инвалиды посещают группы как компенсирующей, так и общеразвивающей направленности. В целях обеспечения усвоения основной общеобразовательной программы и социализации воспитанника в образовательной организации разрабатывается индивидуальный маршрут развития ребенка с ОВЗ и план мероприятий индивидуального медико-социально-психолого-педагогического сопровождения воспитанника категории «ребенок-инвалид» (таблица 1).

В штатном расписании учреждения имеются специалисты, обеспечивающие сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинская сестра (медицинский персонал осуществляет деятельность согласно договору с лечебным учреждением).

Содержание комплексной коррекционно-развивающей работы специалистов направлено на обеспечение возможной коррекции недостатков в развитии детей, оказание помощи детям с ОВЗ в освоении общеобразовательной программы.

Оценка индивидуального развития детей производится учителем -дефектологом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанные с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) и фиксируются в индивидуальной карте развития воспитанника.

Таблица - 1. Медико-социально-психолого-педагогическая помощь,

оказываемая специалистами и педагогами в образовательной организации (на основании заключения ИПРА)._

Ответственный специалист Наименование мероприятий

Социальный педагог - организация и проведение контроля соблюдения прав ребенка-инвалида в образовательной организации, соблюдение рамок инклюзивного образования ребенка в соответствии с законодательством РФ, гарантирующее равные условия воспитания и обучения.

Педагог-психолог - обеспечение выполнения адаптационных мероприятий, направленных на профилактику дезадаптации к условиям образовательной организации; - консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ в период адаптации.

Учитель-логопед - организация и проведение коррекционно-развивающей деятельности направленной на речевое развитие (коррекция выявленных нарушений речи).

Учитель-дефектолог - обеспечение индивидуального коррекционно-развивающего сопровождения воспитанника с ОВЗ, с учетом особенностей психофизического развития ребенка; - взаимодействие с родителями (законными представителями) в целях повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения ребенка с ОВЗ, привлечение семьи к процессу коррекционно-развивающей работы.

Музыкальный руководитель - создание условий для социализации воспитанника в образовательной организации через художественно-эстетическое развитие, формирование творческих способностей с учетом особенностей развития.

Инструктор по физической культуре - осуществление медицинского контроля организации психофизического воспитания, выполнение закаливающих мероприятий, гигиенического воспитания, соблюдения требований к режиму дня и непосредственно-образовательной деятельности; - выполнение рекомендаций и назначений врача (указаны в медицинской документации Форма № 026/у-2000, стр. 23); - выполнение рекомендаций специалистов по сопровождению ребенка-инвалида.

Медицинская сестра - создание оптимальных условий в процессе воспитательно-образовательной деятельности для обеспечения усвоения образовательной программы в соответствии с индивидуальным маршрутом развития ребенка.

Воспитатель - выполнение рекомендаций специалистов по сопровождению ребенка-инвалида.

Оценка индивидуального развития детей производится учителем -дефектологом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального

развития детей дошкольного возраста, связанные с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) и фиксируются в индивидуальной карте развития воспитанника.

В целях эффективной организации образовательного процесса, обеспечения равных условий воспитания и обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется в соответствии с адаптированными образовательными программами дошкольного учреждения с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Одним из важнейших направлений в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является консультативная и просветительская деятельность в отношении родителей. Она проводится индивидуально по результатам диагностики и по усвоению детьми задач образовательных областей.

Цель взаимодействия детского сада с семьёй - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка.

Взаимодействие с семьёй построено на основе гуманно-личностного подхода, согласно которому признаётся право родителей на уважение, понимание, участие в жизни детского сада.

Задачи взаимодействия детского сада с семьёй:

1. Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье.

2. Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития интегративных качеств ребёнка, а также знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников.

3. Информирование об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи;

4. Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты.

5. Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в детском саду, городе.

6. Поощрение родителей за внимательное отношений к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

- информационную поддержку образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

- различные формы просветительской деятельности: беседы, индивидуальные консультации (в том числе на дому, онлайн с помощью скайп-связи), групповые и подгрупповые консультации, информационные стенды (в том числе с использованием мультимедийного оборудования), печатные издания (буклеты, памятки, газеты), статьи на официальном сайте дошкольного учреждения, направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - родителям и педагогическим работникам - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

- проведение тематических выступлений на родительских собраниях, обучающих семинаров-практикумов для педагогов и родителей по разъяснению индивидуальных особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Участие в различных видах творческих конкурсов является необходимой частью социализации и самоутверждения детей с ограниченными возможностями. Организация и участие детей-инвалидов и детей с ОВЗ в детских творческих конкурсах муниципального, всероссийского, международного уровня в течение учебного года осуществляется на постоянной основе. В результате дети с ОВЗ, расширяя свои возможности, становятся более успешными в социально-коммуникативной деятельности, а родители отмечают повышение самооценки детей и с оптимизмом смотрят в будущее.

Таким образом, в дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Непоседы» созданы оптимальные условия, в максимальной степени способствующие получению образования и воспитания, направленного на оказание ранней коррекционной помощи и социальной адаптации воспитанников с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.