Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей в пространстве Лекотеки'

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей в пространстве Лекотеки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1518
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКОТЕКА / LEKOTEKA / КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / COMPLEX SUPPORT / ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ / FAMILY SUPPORT / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / CHILDREN WITH LOCOMOTOR SYSTEM DISORDERS / "ПОМОГАЮЩИЕ" ТЕХНОЛОГИИ / "HELPING" TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винтаева Татьяна Николаевна, Мелькина Валентина Валентиновна

В статье рассматриваются вопросы организации и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами в пространстве Лекотеки. В работе отражены задачи, направления и содержание работы в этом структурном подразделении дошкольного учреждения. Описываются методики и технологии, направленные на максимальную социализацию и интеграцию воспитанников, коррекцию нарушенных функций. Специально организованная работа позволяет расширить арсенал психолого-педагогических средств включения ребенка с ОВЗ и его семьи в образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винтаева Татьяна Николаевна, Мелькина Валентина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF DISABLED CHILDREN AND THEIR FAMILIES IN THE SERVICE OF LEKOTEKA

Innovative approaches in organization and content of remedial work with disabled children in the context of Lekoteka contribute to including them in the educational process and getting the assistance they have not received before. However, the experts of the agencies face with difficulties in planning the work under the conditions. The special measures will expand the psychological and pedagogical means of integrating the child and his family into the educational space.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей в пространстве Лекотеки»

PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS MAJORING IN SPEECH THERAPY IN TERMS OF INCLUSIVE EDUCATION IMPLEMENTATION

© 2014

O.V. Burmistrova, the senior lecturer of the chair of speech therapists

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The article describes the approaches to the professional training of students-speech therapists in the implementation of inclusive education. This is to provide both adequate education of disabled children in conditions of different forms of integration and guidelines in this process at the institutions, as well as public awareness work among teachers and subject teachers, parents and children.

Keywords: integration; inclusive education; vocational training; teacher-speech therapist.

УДК 376.112.4

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ИХ СЕМЕЙ В ПРОСТРАНСТВЕ ЛЕКОТЕКИ

© 2014

Т.Н. Винтаева, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой специальной педагогики и специальной психологии

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

В.В. Мелькина, заведующий Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 197 «Радуга»,

Тольятти (Россия)

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами в пространстве Лекотеки. В работе отражены задачи, направления и содержание работы в этом структурном подразделении дошкольного учреждения. Описываются методики и технологии, направленные на максимальную социализацию и интеграцию воспитанников, коррекцию нарушенных функций. Специально организованная работа позволяет расширить арсенал психолого-педагогических средств включения ребенка с ОВЗ и его семьи в образовательное пространство.

Ключевые слова: Лекотека; комплексное сопровождение; инклюзивная образовательная среда; сопровождение семьи; дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; «помогающие» технологии.

Социальная политика нашего государства, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантируют равные права на получение образования всем детям, в том числе детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В соответствии с пунктом 2 статьи 34 закона «обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции» [1].

Приоритетным направлением, реализующим гарантированные законом равные права на получение образования всем детям, эффективным средством социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья выступает инклюзивное образование. Современная практика работы с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата весьма разнообразна. В этом разнообразии особенно ясно выступают нерешенные и слабо изученные проблемы их интегрированного образования. Одной из таких важнейших проблем является разработка системы психолого-педагогической помощи, адекватной качественному своеобразию развития этих детей в условиях инклюзивной образовательной среды.

Детский церебральный паралич - один из тяжелых инвалидизирующих синдромов, который чаще всего приводит к физическим и умственным ограничениям у детей. Дети этой группы имеют отклонения в развитии сенсомоторных и когнитивных функций, в становлении личности в целом. Подобные нарушения связаны как с органическими поражениями центральной нервной системы, так и с неадекватными образовательными потребностями ребенка, социально-педагогическими условиями. Зачастую ребенок лишен возможности систематического образования в детском саду, что ограничивает темпы развития его эмоционального, социального и интеллектуального потенциала, формирование позитивных личностных качеств [2, с. 19]. Находясь в

хронической психотравмирующей ситуации, не владея педагогическими компетенциями, самостоятельно родители не могут обеспечить благоприятные условия для гармоничного развития ребенка в условиях семейного воспитания. Как правило, семьи детей с тяжелыми и множественными нарушениями находятся под патронатом Министерства социальной защиты и здравоохранения. В силу трудностей адаптации ребенка в образовательном учреждении психолого-педагогическую помощь эти семьи получают эпизодически - через службы ПМПК, Центры ранней психолого-педагогической помощи, социально-реабилитационные центры [3, с. 7]. Эта помощь не носит системного и комплексного характера [4, с. 64]. Поэтому до момента поступления в школу дети практически не включаются в образовательный процесс, гарантированный Конституцией и Законом об образовании каждому ребенку.

Появляются организационные формы образовательной деятельности, предполагающие активное вовлечение семьи в процессы обучения, воспитания и развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, их максимальную социальную и образовательную интеграцию [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13]. Одной из таких форм является Лекотека.

Инновационные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами в условиях Лекотеки позволяют включать в образовательный процесс детей, которые ранее такой помощи не получали [14, с. 20]. Однако специалисты учреждений испытывают трудности в определении направлений и содержания работы в этом подразделении.

В муниципальном бюджетном образовательном учреждении детский сад № 197 «Радуга» городского округа Тольятти созданы условия для оказания психолого-педагогической помощи семьям детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, которые в силу тяжести дефекта не могут систематически посещать детский сад. Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата специально организована безбарьерная предметно-развивающая среда: панду-

сы, подъемники, темная и светлая сенсорные комнаты, оборудование М. Монтессори и т.д. Специалисты образовательного учреждения, педагог-психолог, учителя-дефектологи, логопеды, воспитатели имеют успешный опыт психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет реализовать новую форму психолого-педагогической помощи - Лекотеку.

С 2013 года педагогический коллектив МБДОУ детского сада № 197 «Радуга» городского округа Тольятти приступил к разработке и реализации образовательного проекта «Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей в пространстве Лекотеки». Организация работы Лекотеки, направленной на оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями в развитии и их семьям в условиях инклюзивной образовательной среды, предполагает решение ряда задач:

1) разработать концепцию организации деятельно -сти службы Лекотеки как формы инклюзии детей с тяжелыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в составе дошкольного образовательного учреждения;

2) разработать нормативно-правовую документацию и структуру управления службой Лекотеки;

3) сформировать мультидисциплинарную команду педагогов и специалистов для решения задач комплексной психолого-педагогической помощи детям с выраженными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и их семьям в условиях инклюзивного образования средствами Лекотеки;

4) создать предметно-развивающую среду Лекотеки, удовлетворяющую особым образовательным потребностям детей с выраженными нарушениями двигательной и интеллектуальной сферы;

5) обеспечить методическое оснащение образовательного процесса;

6) освоить и внедрить новые «помогающие» технологии в процесс психолого-педагогического сопровождения детей с особыми возможностями здоровья и их семьи;

7) оценить эффективность коррекционно-развиваю-щей работы и транслировать полученный опыт в психолого-педагогическом сообществе.

Поставленные задачи проекта реализуются в четыре этапа.

Первый этап - проектно-аналитический, на котором осуществляется формирование теоретической, методической и нормативной базы для построения нового образовательного пространства. Реализация задач первого этапа рассматривается через:

- изучение и анализ нормативно-правовой документации и научно-методической литературы по проблеме инклюзивного образования дошкольников с тяжелыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

- обобщение практического опыта работы образовательных, социальных и реабилитационных учреждений для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

- отбор и адаптацию диагностического инструментария для изучения и оценки уровня психофизического развития дошкольников с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- аналитическую обработку и систематизацию полученного экспериментального материала.

Результатом реализации первого этапа деятельности явился проект программы образовательной деятельности Лекотеки; нормативно-правовая документация; журналы диагностики и мониторинга психофизического развития дошкольников с ДЦП.

Второй этап - программно-технологический. На этом этапе педагогическим коллективом реализуются задачи разработки методического оснащения коррекционно-развивающей работы на основе включения дошкольни-

ков с ДЦП в инклюзивное пространство детского сада, в том числе использование в образовательном процессе полифункциональной развивающей среды сенсорной комнаты. Решение поставленных задач осуществляется через:

- обучение педагогического коллектива образовательного учреждения работе с новыми «помогающими» технологиями через курсы повышения квалификации, стажировки, консультации на базе факультета специального образования ПГСГА, тренинги и «круглые столы»;

- организацию работы воспитателей общеобразовательных групп, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, физинструктора в новом структурно-функциональном подразделении образовательного учреждения -Лекотеке;

- разработку комплекса игр-занятий, направленных на коррекцию сенсорно-перцептивного, интеллектуального, моторного, социально-личностного развития детей средствами полифункциональной интерактивной среды образовательного учреждения;

- внедрение образовательных технологий, обеспечивающих формирование педагогической компетентности у родителей детей с особыми образовательными потребностями и родителей здоровых детей, включенных в инклюзивное образовательное пространство детского сада:

- разработку и методическое обеспечение индивидуальных образовательных программ;

- разработку «узкими» специалистами парциальных коррекционно-развивающих программ;

- активное включение семьи и ребенка в инклюзивный образовательный процесс;

- пополнение предметно-развивающей среды Лекотеки новым дидактическим материалом.

Результатом данного этапа деятельности станет методическое обеспечение Лекотеки как новой формы психолого-педагогического сопровождения дошкольников с церебральным параличом в инклюзивной образовательной среде дошкольного учреждения.

Третий этап - опытно-экспериментальный, на котором решаются задачи максимально возможной индивидуализации образования детей с детским церебральным параличом и их интеграции в образовательное пространство дошкольного учреждения, для чего необходимо:

- опираясь на результаты мониторинга, построить гибкий учебный план, позволяющий, учитывая специфику нарушений воспитанников, включать работу Лекотеки в сетку обще- и коррекционно-развивающих видов непосредственной образовательной деятельности;

- сформировать и апробировать разноуровневые комплексы, адаптированные для коллективного и индивидуального образования;

- обеспечить информационно-методическое оснащение коррекционно-развивающего образовательного процесса;

- регулярно осуществлять корректировку содержательных и технических основ программно-методических комплексов.

Результатом данного этапа проектной деятельности будут являться методические материалы «Парциальные программы сенсорно-перцептивного развития детей-инвалидов дошкольного возраста с детским церебральным параличом в инклюзивном образовательном пространстве».

Четвертый этап - обобщающий. Задача - анализ и обобщение теоретического и практического опыта работы в рамках проекта; внедрение положительного опыта в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Для решения задач заключительного этапа:

- осуществляется экспертиза продуктов проекта;

- вносятся необходимые коррективы в разработан-

ную программу;

- материалы исследования публикуются

Результатом обобщающего этапа проектной деятельности будет являться программно-методическое пособие «Программа образовательной деятельности Лекотеки».

Инновационный характер проекта, реализуемого в дошкольном образовательном учреждении, выражается в создании новой службы психологического сопровождения и специальной педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. Родители становятся активными и компетентными участниками развивающего образовательного процесса. У детей с ограниченными возможностями здоровья, ранее не включенных в совместную деятельность со сверстниками, появляется новый социальный опыт. Педагоги овладевают новыми образовательными технологиями, которые могут быть использованы не только в рамках Лекотеки, но и в общеобразовательном процессе.

Образовательный процесс включает индивидуальные и подгрупповые формы образовательной деятельности с воспитателем, педагогом-психологом, учите-лем-дефектологом, учителем-логопедом, инструктором по адаптивной физкультуре, педагогом по изобразительной деятельности, педагогом по музыкально-ритмической деятельности. Основным условием организации работы Лекотеки является обязательное присутствие и участие родителей во всех предлагаемых детям формах совместной деятельности с педагогами и психологом МБУ. С первых дней поступления детей с ДЦП в Лекотеку их включают в различные виды деятельности, развивают потребность в общении со сверстниками и со взрослыми.

Оборудование Лекотеки, предметно-развивающая среда полифункциональна, обладает автодидактическим развивающим эффектом: это светлая и темная сенсорные комнаты, оборудование М. Монтессори, интерактивные электрофицированные светодинамические стенды, столы, витрины и др. Специальное оборудование Лекотеки обеспечит маломобильным дошкольникам с трудностями приема и переработки сенсорной информации возможность получить необходимый для дальнейшего психофизического развития перцептивный опыт.

В рамках проекта специалистами службы Лекотеки осваиваются и внедряются методики и технологии, направленные на максимальную социализацию и интеграцию воспитанников, коррекцию нарушенных функций:

- технологии разработки и реализации индивидуальных образовательных программ;

- при организации занятий применяются игровой и деятельностный методы с элементами арт-терапевтических техник;

- технологии гармонизации эмоциональных проявлений, в том числе с элементами арт-терапии (куклоте-рапия, сказкотерапия, изотерапия, пескотерапия и др.);

- технологии использования автодидактического интерактивного оборудования среды темной и светлой сенсорной комнаты;

- технологии формирования сенсорно-перцептивных и моторных функций с использованием стимульно-го оборудования М. Монтессори;

- информационно-коммуникационные технологии с использованием мультимедийного оборудования;

- здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии;

- специальные коррекционно-развивающие технологии развития ручной и пальцевой моторики;

- специальные логопедические коррекционно-раз-вивающие технологии, в том числе с использованием Логотренажера «Дельфа - 142»

Важным направлением работы является формирование педагогической компетентности родителей и ин-

формирование их о правах детей-инвалидов. В Лекотеке формируется база данных об организациях, ассоциациях, службах, где они могут получить социальную и правовую помощь.

Формирование педагогической компетентности родителей предполагает использование:

- консультаций, направленных на формирование у родителей навыков конструктивного сотрудничества с детьми, специалистами и социумом;

- диагностический игровой сеанс - совместную игру родителей (воспитателей) с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за игрой, результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам игрового сеанса составляется план сопровождения семьи;

- терапевтический игровой сеанс, во время которого происходит игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии или с участием родителей;

- групповой родительский тренинг, основанный на добровольном включении всех участников инклюзивного образовательного процесса. Это тренинги по общению, игре, специальным техникам, арт-методам, по изготовлению игрушек и др. Родителям предлагается участвовать в тренинге исходя из результатов диагностического игрового сеанса.

Ожидаемые положительные результаты проекта: 1. В образовательный процесс Лекотеки включены семьи с детьми, ранее не получавшие систематической психолого-педагогической помощи.

2. Взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми стимулирует развитие личностных качеств, которые позволяют адаптироваться в социуме; дети демонстрируют позитивную динамику в формировании адаптивных способностей, расширение коммуникативных навыков.

3. Включение ребенка с ДЦП в разнообразные, ранее не доступные виды деятельности, стимулирует развитие речи, навыков регуляции и контроля, формирование сенсомоторных функций, подготавливает к успешной интеграции в социум.

4. Интеграция детей с ДЦП в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения обеспечивает подготовку к школе.

5. Здоровые дошкольники демонстрируют позитивное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети, включенные в образовательную среду Лекотеки, становятся участниками развлечений, праздников, конкурсов и концертов, что позволяет сократить эмоциональную дистанцию между ними и другими детьми. Главным стимулом развития становятся обычные дети. Здоровые дети воспринимаются детьми с особыми возможностями здоровья как пример для подражания.

6. У здоровых дошкольников формируются адекватные социальные представления. Здоровые дети больше узнают об окружающем мире, о том, что в этом мире живут люди с ограниченными возможностями здоровья. Лекотека является эффективным средством формирования у здоровых детей терпимости, развития эмпатии, понимания того, что есть разные люди и некоторым из них необходимо больше внимания и заботы.

7. Формирование психологической готовности родителей к сотрудничеству на основе адекватной оценки возможностей ребенка. В процессе психолого-педагогического сопровождения родители получают всю необходимую информацию о том, как создавать спокойную, доброжелательную атмосферу по отношению к ребёнку, организовать правильный режим дня и питания, как организовать занятия в домашних условиях, знакомятся с основами детской психологии.

8. Педагоги, участвующие в реализации проекта, демонстрируют рост профессиональных компетенций.

В настоящее время необходимость совершенствования организации психолого-педагогической помощи се-

мье детей с ДЦП особенно очевидна. Проблема интеграции детей с двигательными нарушениями в общество здоровых людей, превращение их в активных членов общества останется актуальной. Решение поставленные перед нами задач позволит расширить арсенал психолого-педагогических средств включения ребенка с ОВЗ и его семьи в образовательное пространство.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-Ф3). [Электронный ресурс] URL: http://standart.edu.ru

2. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. М. : Изд-во «Книголюб», 2008. 176 с.

3. Ульенкова У.В., Дмитриева Е.Е. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы // Коррекционная педагогика. 2008. № 4. С. 5-12.

4. Стребелева Е.А. Создание условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами // Администратор образования. 2008. № 19. С. 63-71.

5. Кузнецова М.В., Буравлева Н.А. Развитие восприятия дошкольников с нарушением зрения в условиях сенсорной комнаты // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 165-169.

6. Карынбаева О.В. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 102-105.

7. Авраменко О.А. Социализация детей в разновозрастной группе дошкольного учреждения в контексте

современных научно-педагогических идей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 7-10.

8. Татьянчикова И.В. Методика обеспечения социализации детей с нарушениями интеллектуального развития на стадии адаптации в специальном учебном заведении // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 2. С. 33-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Вердиева Т.М. Особенности адаптации аутич-ных детей к школьной жизни и учебной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 46-50.

10. Суркова Т.В. Исторические и современные аспекты специального педагогического дошкольного образования и подготовки специалистов дошкольного коррекционного профиля для работы с детьми, имеющими нарушения речи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 283-286.

11. Карпова О.Н. Организационно-правовое основы деятельности уполномоченного по правам ребенка в России // Правовая политика и правовая жизнь. 2012. № 1. С. 133-137.

12. Цыренов В.Ц. Педагогические условия реализации модели инклюзивного образовательного пространства // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 1 (23). С. 377-381.

13. Чемоданова Г.И., Власенко С.В. Технологические основы социально-педагогической деятельности при организации работы семейной комнаты в дошкольном образовательном учреждении // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 38-40.

14. Инклюзивное образование. Выпуск 4: Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду / под ред. Т.Н. Гусевой; сост. М. Прочухаева, Е. Самсонова. - М. : Школьная книга, 2010. 240 с.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF DISABLED CHILDREN AND THEIR FAMILIES IN THE SERVICE OF LEKOTEKA

© 2014

T.N. Vintaeva, candidate of pedagogical sciences, head of the chair of special education

and special psychology

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

V.V. Melkina, head

Municipal Budget Educational Institution Kindergarten № 197 «Rainbow», Togliatti (Russia)

Annotation: Innovative approaches in organization and content of remedial work with disabled children in the context of Lekoteka contribute to including them in the educational process and getting the assistance they have not received before. However, the experts of the agencies face with difficulties in planning the work under the conditions. The special measures will expand the psychological and pedagogical means of integrating the child and his family into the educational space.

Keywords: Lekoteka; complex support; inclusive educational environment; family support; children with locomotor system disorders; «helping» technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.