_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070_
выполненного долга, зная, что они - часть дружной и развивающейся компании. Список использованной литературы:
1. Тэпман Л.А. Корпоративное управление.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
2. Дафт, Ричард Л. Менеджмент: [перевод с английского] / Л. Дафт. - Спб.: Питер, 2014. - 863 с.
3. Данько, Т.П., Голубев, М.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 416 c.
4. Бухалков, М.И. Управление персоналом: Учебник / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 c.
5. Apple Inc.: [Электронный ресурс]. URL: https://www.apple.com/ru/ (Дата обращения: 10.06.2017)
6. IKEA: [Электронный ресурс]. URL: http://www.ikea.com/ms/ru_RU/this-is-ikea/about-the-ikea-group/ (Дата обращения: 10.06.2017)
© Тогунова Е.Д., 2017
УДК 376
О. А. Федорова
воспитатель высшей категории в группе комбинированной направленности МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка» г. Елизово, Камчатский край
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Аннотация
Мелкая моторика - довольно интересное словосочетание, и многие из нас слышали о том, что ее необходимо начинать развивать как можно раньше. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребенка. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание и память, связная речь. Кроме того, уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе. В данной статье мной был обобщен многолетний опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения - ОНР 2 и 3 уровней, по развитию мелкой моторики, посредством использования нестандартного оборудования.
Ключевые слова
Мелкая моторика, нестандартное оборудование, игровая деятельность, речевое развитие
O. A. Fedorova
the teacher of the highest category in the combination group orientation MADOU "The kindergarten №1 "The Swallow" Yelizovo, Kamchatka Krai
GAMES FOR DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS AND PREPARING HANDS TO THE LETTER IN PRESCHOOLERS WITH SPEECH DISORDERS WITH THE USE OF NON-STANDARD EQUIPMENT
Abstract
Fine motor skills - quite an interesting phrase, and many of us have heard that it is necessary to begin to
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070_
develop as early as possible. Scientists have proved that the development of the hand is strongly correlated with the development of speech and thinking of the child. Typically, a child with a high level of development of fine motor skills, is able to reason logically, he has a well-developed memory and attention, and coherent speech. In addition, the level of development of fine motor skills is one of the indicators of intellectual readiness of the child to the school. In this article, to me it was summed up many years of experience working with children with speech disorders - OHP level 2 and 3, the development of fine motor skills through the use of non-standard equipment.
Keywords
Fine motor skills, non-standard equipment, gaming activities, speech development.
«Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию»
В.М.Бехтерев
Одним из принципов, положенных в основу ФГОС ДО, является создание благоприятной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Обязательным условием всестороннего развития ребенка является его общение со взрослыми и сверстниками, а устная речь - это основное средство общения. Только с помощью устной речи взрослый может передать ребенку свой опыт, знания, культуру. Именно поэтому, одной из приоритетных задач работы с дошкольниками является развитие речи и речевого общения.
Речь перестраивает все психические процессы ребенка: восприятие, мышление, память, внимание, ощущения. Речь, выступая как важнейшая высшая психическая функция, организует и связывает все другие психические процессы. Приводя к перестройке всех качественных характеристик мышления, памяти и других психических функций, речь становится универсальным средством воздействия на мир, «...вместе со словом в сознание человека вносится новый modus operandi, новый способ действия» [2, с. 371]. Развитие речи тесно связано и с развитием высших психических процессов: включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; чрезвычайно важна роль речи в организации и развитии функций внимания, при регулировании человеком своего поведения и т. д.
В научных исследованиях таких крупных ученных, как И. П. Павлов, Л. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, изучено и доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. В их работах отмечено, что развитие словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи [4; 5].
Исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Таким образом, ест ь все основания рассматривать кисть руки, как орган речи. Ввиду чего, тренировка движения пальцев и кистей рук, является важным фактором, стимулирующим развитие речи и мышления ребенка, повышающим работоспособность коры головного мозга, а также способствующим подготовке руки к письму [3, с. 49].
Существует множество традиционных методов, направленных на развитие мелкой моторики рук у дошкольников: пальчиковая гимнастика, массаж рук, продуктивные виды деятельности (аппликация, лепка, рисование, оригами), графические диктанты, лабиринты, штриховки и т.д.
Но наряду с традиционными методами развития мелкой моторики широко используются и нетрадиционные, к таким методам относятся дидактические игры и пособия, изготовленные с использованием нестандартного оборудования.
Использование нестандартного оборудования в работе с дошкольниками предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности. К нестандартному оборудованию можно отнести различные бытовые предметы, мелкие канцелярские принадлежности, природные материалы, используемые для развития мелкой моторики рук, посредством организации
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070_
дидактической и сюжетно-ролевой игры.
Я много лет работаю воспитателем в группе старшего дошкольного возраста комбинированной направленности, в которой обучаются дети с ОНР 2 и 3 уровней. И мне не раз приходилось наблюдать повышенный интерес детей к именно бытовым предметам. Эти наблюдения положили начало моему многолетнему, теперь уже, опыту работы по развитию мелкой моторики рук своих особенных воспитанников.
В результате, одной из приоритетных целей моей педагогической деятельности, стало развитие психических процессов и координации движений мелкой моторики рук, через использование нестандартного оборудования, а также развитие творческого потенциала детей, с помощью нестандартных игр.
Для достижения поставленной цели, мной были поставлены следующие задачи
> изготовить нестандартные дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики рук;
^ развивать мелкую моторику рук у детей посредством нестандартных дидактических игр и игрушек;
^ развивать тактильную чувствительность рук детей;
> воспитывать усидчивость, формировать положительную мотивацию к обучающим играм.
На сегодняшний день в данном направлении я работаю с детьми, имеющими серьезные речевые нарушения уже более 6 лет. И за это время, в моем педагогическом арсенале накопилось очень много игр изготовленных из нестандартного оборудования, которые в процессе их использования были распределены по блокам: «Ателье», «Весёлые поворята», «Мастерская», «Умники и умницы».
В каждый блок входит соответствующее нестандартное оборудование, задания и упражнения, которые помогают дошкольникам развивать мелкую моторику рук, незаметно для них самих: дети проявляют собственную инициативу к проведению занятий с бытовыми предметами, занятия проходят в непринужденной игровой форме, доставляют им радость и удовольствие, ведь эти игры самые что ни на есть настоящие.
Блок «Ателье» включает в себя нестандартное оборудование в виде пуговиц разной формы, размера и цвета, ткани разной фактуры, пяльца, швейные иглы с затупленным концом, различные застежки (молнии, липучки, пряжки и т.п.), атласные ленты и шнуры разного цвета и ширины, детская швейная машинка, образцы одежды с отверстиями для прошивания, образцы для выкладывания узоров из швейной фурнитуры, бусины, бисер и многое другое. Данное оборудование, помимо основной цели - развитие мелкой моторики рук - может использоваться во вторую половину дня для включения части игрового материала в сюжетно-ролевые игры: «Модельное агентство», «Дом», «Ателье», «Маленькая рукодельница», «Швейная мастерская» и т.п.
Блок «Весёлые поварята» состоит из игр, в которых используются всевозможные крупы (пшено, манка, гречка, фасоль, горох, чечевица и т.д.), ореховая скорлупа (грецкий орех, фисташки), бытовая посуда: ситечки разной величины, пельменницы, венчики с миксерной кружкой, лопатки, щипцы-прихватки, салатные ложки, тортницы, поролоновые изделия (пирожные, пельмени, роллы, конфеты, пирожки и прочее), а также соленое тесто, различные фантики и пр. Данное оборудование также может быть использовано в сюжетно-ролевых играх: «Кафе», «Магазин», «Кухня», «Мамины помощники», «Пекарня», «Кондитерская».
Блок «Мастерская» предполагает использование такого оборудования как винты, шурупы, гайки, проволока разной толщины и мягкости, цветные пробки, прищепки, коктейльные трубочки, большие цветные крышки, контейнеры от шоколадных яиц, канцелярские скрепки, кнопки, жетоны и прочее. Сюжетно-ролевые игры, которые мы организуем с данным оборудованием следующие: «Гараж», «Папины помощники», «Ремонтная мастерская» и т.п.
Блок «Умницы и умники» включает следующее нестандартное оборудование: пипетки, песочные часы, магниты, природные материалы (береста, ракушечник, шишки, галька, цветные аквариумные камушки, ореховая скорлупа), гуашь для окрашивания воды, ламинированные образцы с цветными предметами, для работы с пипетками, бассейн для воды (80х80 см), сачки разной величины, силиконовые прихватки в виде
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070_
животных, силиконовые подставки под посуду в форме сотов и многое другое. С данным оборудованием также можно организовать интересные сюжетно-ролевые игры: «Ученые», «Исследовательская лаборатория». Кроме того, данное оборудование подходит для проведения детьми опытов, а природные материалы мы также используем в продуктивных видах деятельности: выкладывание картин, аппликаций, поделки и т.д.
Работу по развитию мелкой моторик рук у своих воспитанников провожу регулярно, систематически. Необходимо отметить, что результаты работы в данном направлении приносят свои плоды. Мониторинг развития моторных навыков у детей комбинированной группы за два года, показывает, что уровень развития мелкой моторики у моих воспитанников, увеличился после первого года использования нестандартного оборудования на 30 %, а после второго года обучения более чем на 50 %.
Динамика уровня развития мелкой моторики у детей с ОНР за 2 года
■ начало
■ конец
1 год 2 год
Рисунок - 1
Кроме того, серьезно повысились показатели усидчивости, произвольности психических процессов, устойчивости внимания, словесно-логического мышления, расширилась общая информативность детей в сюжетно-ролевой игре и, что наиболее показательно, значительно улучшились речевые показатели: повысился словарный запас, грамотность употребления различных слов и построения предложений, умение составлять рассказ. Данные результаты говорят о высокой эффективности использования нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук у дошкольников в сюжетно-ролевой игре, что и доказано моей педагогической практикой работы с детьми, имеющими серьёзные нарушения речи.
Свою многолетнюю практику по развитию мелкой моторики детей с нарушениями речи я представляла на муниципальных методических объединениях. Кроме того, я систематизировала свой теоретический и практический опыт в методическом пособии «Игры для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму с использованием нестандартного оборудования».
В заключение, необходимо отметить, что наличие особенностей моторного развития у детей с нарушением речи убеждают в необходимости специальной коррекционно-педагогической работы по развитию у детей моторных навыков. Эта работа, должна стать составной частью системы коррекционно-педагогического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие каждого ребёнка с речевой патологией, посредством включения в ежедневные занятия с детьми, во все режимные моменты дошкольного образовательного учреждения.
Список использованной литературы:
1. Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., 2001.
2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
3. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М., 1973.
4. Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. - М., 1974.
5. Лурия А.Р. Язык и сознание. - Изд. 2-е. - Ростов на/ Д., 2003.
6. Навицкая О. П., Ум на кончиках пальцев. - М., 2006.
© Федорова О.А., 2017
100%
50%
0%
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №07/2017 ISSN 2410-6070_
УДК 378
И. А.Царева
магистрант, Мининский университет Т.И. Пядина
магистрант, Мининский университет
«ОБРАЗОВАНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ» В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Аннотация
Авторами статьи рассмотрено «образование на протяжении всей жизни» - непрерывное образование, в рамках компетентностного подхода. Определено главное отличие компетентного специалиста от квалифицированного. Любой компетентный специалист должен обладать высоким уровнем готовности к профессиональному самосовершенствованию в виде непрерывного профессионального образования. Выявлено, необходимо создавать компетентностные модели. Приведены преимущества компетентностного подхода в рамках непрерывного профессионального образования.
Ключевые слова
Компетентностный подход, компетентность, компетенция, модель, информация,
квалификация, самоорганизация.
Система образования постоянно совершенствуется, вводятся образовательные стандарты нового поколения, которые обуславливают развитие компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход охватывает практически все сферы профессиональной деятельности общества.
Профессиональная компетенция в общем виде является совокупность заданных нормами образовательной подготовки будущего специалиста знаний и навыков специалиста, которые он способен применять на высоком конкурентоспособном уровне. А компетентность, в свою очередь — это готовность применять сформированные компетенции в профессиональной деятельности.
Рассмотрим, что обусловило развитие самого компетентностного подхода, формирование различных компетенций и для чего необходима подготовка компетентных специалистов в различных областях.
С развитием науки и техники, в процессе утверждения в мире единого информационного поля, возникают новые потребности общества и требования современного рынка, для удовлетворения которых используется совокупность, как и фундаментальных знаний, формировавшихся в длительном историческом периоде развития нашего мира, так и системы новых знаний, которые возникают с течением времени.
Для этого возникает необходимость поиска лучших путей достижения целей современного общества, и одним из них является - совершенствование профессиональных моделей специалистов и подготовки профессиональных кадров в виде компетентностного подхода, который предполагает не только формирование определённых компетенций, но и подготовку компетентных специалистов различных областях деятельности. То есть, формирование компетенций, и подготовка будущих компетентных специалистов направлены на удовлетворение тех требований, которые диктуются потребностями современного общества и рынка, нуждающихся в специалистах высокого уровня.
Основное отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что квалифицированный специалист лишь обладает определенным набором знаний, умений и навыков, а компетентный специалист, помимо всего этого, готов применять сформированные компетенции в своей будущей профессиональной деятельности.
Развитие современного общества, а также информационных технологий способствует формированию новых педагогических приемов и методик, вследствие чего возникает необходимость в переподготовке и повышении квалификации кадров.