_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_
Простой физический эксперимент используется старшеклассниками для изучения объектов, не имеющих разветвленной структуры, с небольшим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выполняющих простейшие функции. В сложном физическом эксперименте исследователями изучаются объекты, процессы или явления с разветвленной структурой и большим количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выполняющих сложные функции.
В классическом физическом эксперименте средства познания старшеклассника непосредственно взаимодействуют с объектом исследования. В модельном эксперименте она входит в состав установки, замещая не только объект исследования, но часто и условия; в которых изучается объект.
Основное отличие материального эксперимента от идеального или мысленного в том, что реальный физический эксперимент представляет собой форму материальной связи сознания человека с внешним миром, а мысленный эксперимент является формой теоретической деятельности субъекта.
Однофакторный физический эксперимент основывается на допущении о возможности варьировать факторы, участвующие в исследовании, по одному. В многофакторном эксперименте исследователь варьирует независимые переменные или факторы одновременно сразу несколько и каждый участвующий фактор оценивается по специальному статистическому анализу.
Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, состоит в необходимости изучения старшеклассниками в средней общеобразовательной школе всех разновидностей эксперимента.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Кандаурова Г.С., Каримов М.Ф., Васьковский В.О. Параметры доменной структуры аморфных пленок Gd-Co разного состава // Физика твердого тела. - 1981. - Т.23. - Вып.3. - С. 720 - 723.
3. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.
© Каримов М.Ф., Беляева С.С., 2018
УДК 376
С.Н. Кулясова
социальный педагог
ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ
И.Н. Гончарова социальный педагог
ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
п. Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область, РФ
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ И ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА У ДЕТЕЙ С ОВЗ
Аннотация
В статье говорится о формах работы по развитию мелкой моторики рук у детей, имеющих диагноз детский церебральный паралич (ДЦП). Предлагаются разработанные и опробованные авторские игры для детей, имеющих отклонения в развитии.
Ключевые слова
Игра, лепка, многофункциональный тренажер, реабилитация
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070_
Мелкая моторика - это движения мелких мышц кистей рук. Часто вместо понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Чем лучше ребенок работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает.
В настоящее время одежда и обувь детей снабжены липучками и застежками - молниями. Стремясь экономить своё время, мы - взрослые, забыли о том, что именно застёгивание пуговиц и завязывание шнурков способствуют развитию мелкой моторики руки. Поэтому в развивающем плане пальцы детей недополучают элементарной технической «подпитки», а это в свою очередь, оставляет пассивным клетки головного мозга. Современные дети не владеют движениями руки в объёме, который соответствует их возрасту. Дети, идя в сад, а иногда и в школу, не умеют одеваться и обуваться.
Стимулировать развитие мелкой моторики полезно для всех детей, но в особенности для детей с нарушениями речи и многочисленной группы детей с ОВЗ.
Зная, какие трудности испытывают дети при выполнении действий, требующих точности движений (что-то брать, вставлять, завязывать, застегивать и т.д.), им предлагается начать обучение с простых упражнений: развязать, расстегнуть, отлепить и т.п. Для выполнения таких упражнений используем многофункциональный тренажер с различными видами застежек, включёнными в единый сюжет. [2, с.34]
Пуговичный тренажер направлен на развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, привитие навыков самообслуживания (застегивание пуговиц), с его помощью можно изучать цвета и счет.
Количество и сложность застежек зависит от возраста детей и их умений.
В работе учитывается гендерный подход. [5, с. 23]
Для мальчиков предлагаются следующие многофункциональные тренажеры: Тренажер «Космическое путешествие» Тренажер «Робот»
Для занятий с девочками используются следующие тренажеры: Тренажер «Кукла» Тренажер «Готовим суп» Тренажер «Украшаем торт»
Система работы построена по принципу от простого к сложному: сначала ребенок учится застегивать и расстегивать пуговицы, закрепленные на основе тренажера. Для этого на занятиях используются следующие пособия:
Тренажер «Готовим пиццу» Тренажер «Помоги Копатычу»
Затем ребенку предлагаются задания, где необходимо застегнуть или расстегнуть застежку, держа в
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070
одной руке пуговицу, в другой - петлю.
Тренажер «Готовим бутерброд» Тренажер «Готовим бутерброд»
Тренажер «Осенние листья»
Такой принцип работы дает возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободив его от страха перед трудностями.
Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней, школьной и общественной среде, помогает сформировать жизненно важные практические навыки, в частности, умение самостоятельно одеться/раздеться, застегнуть/расстегнуть различные виды застежек на одежде.
Мелкая моторика - это движения мелких мышц руки (ладошки и пальчиков). Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям окружающей среды.
Если с ребенком во время занятий по развитию мелкой моторики рук еще и разговаривать, стимулировать вопросами, просьбами, демонстрировать картинки - это способствует активному речевому развитию.
Хорошо развитая мелкая моторика позволяет решать поставленные перед ребенком с ОВЗ различные задачи. Основным методом, для таких детей, служит лепка: из соленого теста, глины, папье - маше, воска, вощины, холодного фарфора, гипса. Для каждого возрастного периода - свой материал, свои разновидности лепки.
В возрасте 2 -5 лет ведущим видом деятельности является игра. Лепим играя. Используем мягкий материал - соленое тесто. Сюжетная лепка от простого к сложному. Тематика игры различна: «Ежики -грибники», «Мышки - норушки», «Путешествия колобка» и др.
На начальном этапе занятия, изготавливаем мелкие детали (колобочки, колбаски, лепешки, жгутики) для объединения в единый сюжет. Соединяем. Готовую композицию художественно оформляем.
В возрасте 6 - 8 лет ведущим видом деятельности является - учебная. Рекомендуем использовать предметную тематическую лепку, объемную и плоскостную. Обучаем детей инновационным формам работы с различным материалами: гипсом, соленым тестом, воском, фольгой.
Создавая объемные поделки, готовим основу для будущего шедевра, используя гипс, бумажные отходы, фольгу. Заранее изготовленные из соленого теста детали, размещаем на основе сюжетной картины,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2018 ISSN 2410-6070
раскрашиваем.
В возрасте 9 - 15 лет рекомендуем синтезировать различные виды лепки. Работать на плоскости и объеме, осваивая новые материалы для лепки: воск, вощину, холодный фарфор, сладкое сдобное тесто, природный материал, глину (полимерную и обычную). Лепим подарочные сувениры, пироги к чаю. Учимся создавать лепные картины и панно.
Итогом полученных навыков в области различных техник лепки является выставка поделок, изготовленных детьми и их родителями, под названием: «В Мире Гармонии», «Мы вместе».
Занятия лепкой у детей с ОВЗ формируют положительные эмоции, дают хорошие результаты и длительную положительную динамику в развитии мелкой моторики рук. Увлеченность этим видом деятельности помогает родителям организовать досуг детей в домашних условиях используя предложенные формы работы.
В дальнейшем лепка помогает детям освоить такие виды профессий как повар - кондитер, учитель труда, мастер по изготовлению сувениров, предприниматель. Список использованной литературы
1. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
2. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики - развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва, Цветной мир, 2013.
4. Лыкова И.А. Лепим игрушки, мастерилка. Москва, Карапуз - дидактика, 2009.
5. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
© Кулясова С.Н., Гончарова И.Н., 2018
УДК 330
Е.П. Лобова,
канд. филол. наук ГАПОУ Нефтекамский нефтяной колледж,
С.Б. Сафиуллина, преподаватель ГАПОУ Нефтекамский нефтяной колледж,
г. Нефтекамск E-mail: katya-lep@mail.ru
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются основные понятия, связанные с реализацией компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход представлен в сочетании в инновационными технологиями и моделью построения компетенций. Также в настоящей работе разграничиваются понятия «компетенция» и