Научная статья на тему 'Рекомендации для учителей-дефектологов и воспитателей по организации коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта'

Рекомендации для учителей-дефектологов и воспитателей по организации коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1359
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА / CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / CORRECTIONAL AND DEVELOPING WORK / МЕЛКАЯ МОТОРИКА / FINE MOTOR SKILLS / ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ / GRAFOMOTORNYH SKILLS / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / INDIVIDUAL CHARACTERISTICS / КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / CORRECTIONAL AND EDUCATIONAL PROCESS / СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / THE SYSTEM OF CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL EFFECTS / УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГИ / SPEECH PATHOLOGISTS / ВОСПИТАТЕЛИ / EDUCATORS / TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрушко Елена Николаевна, Шкляр Наталья Валерьевна

В статье рассматривается проблема изучения моторно-двигательной сферы, в частности мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья. Под понятием мелкой моторики подразумевается работа пальцев рук, направленная на хватание, удерживание и манипулирование различными предметами. У детей с нарушением интеллекта недостаточно развита кинестетическая чувствительность, вследствие чего, двигательная недостаточность возрастает при выполнении сложных движений, где требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность движений, перекрестная координация движений, пространственно-временная организация двигательного акта, словесное опосредование движений, без специальной работы не сформированы графомоторные навыки. Специально организованная работа способствует эффективному развитию мелкой моторики, формированию системы специальных навыков и умений, что в дальнейшем повлияет на качество образования для детей с нарушением интеллекта. В статье представлен комплекс диагностических методик, позволяющий изучить особенности развития графомоторных навыков у дошкольников старшего возраста с нарушением интеллекта, а также описаны результаты экспериментального исследования. Даны рекомендации для учителей-дефектологов и воспитателей по организации и реализации коррекционно-педагогической работы по развитию графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Предложены основные методы и приемы работы с данной категорией детей, а так же приведены примеры заданий и упражнений, которые возможно применять педагогам при организации и проведении коррекционно-педагогической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрушко Елена Николаевна, Шкляр Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOMMENDATIONS FOR TEACHER - DEFECTOLOGY AND EDUCATTORON THE ORGANIZATION CORRECTIVE HEDAGOGICAL WORK AIMED AT THE DEVELOPMENT OF FINE MOTJR SKILLS OF SENIOR PRESHOOL CHILDREN WITH INTELLECTCNUAL DISADILLITIES

The article deals with the problem of the study motor and motor areas, in particular the fine motor skills of children with disabilities. The term refers to the work of fine motor skills of the fingers, aimed at grasping, holding and manipulation of various objects. Children with intellectual disabilities kinaesthetic sensitivity is underdeveloped, as a result, the motor failure increases when performing complex movements that require motion control, precise dosing of muscular effort, precise movements, cross-coordination, spatial and temporal organization of motor act, verbal mediation movements without special work are not formed grafomotornyh skills. Specially organized work contributes to the efficient development of fine motor skills, the formation of the system of special skills and abilities, which further affect the quality of education for children with intellectual disabilities. The article presents a complex diagnostic procedures, allowing to explore the features of the development grafomotornyh skills in preschool children older with intellectual disabilities, as well as describes the results of the pilot study. Recommendations for teachers, speech therapists and teachers on the organization and implementation of correctional and pedagogical work on development grafomotornyh skills of senior preschool children with intellectual disabilities. The basic methods and techniques for working with this category of children, as well as examples of assignments and exercises as shown, which may be applied to teachers in the organization and conduct of correctional and pedagogical work.

Текст научной работы на тему «Рекомендации для учителей-дефектологов и воспитателей по организации коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Андрушко Елена Николаевна, Шкляр Наталья Валерьевна РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ...

УДК 376. 37.04

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

© 2016

Андрушко Елена Николаевна, магистр, учитель-дефектолог

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №52 города Благовещенска»,

Благовещенск (Россия) Шкляр Наталья Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Коррекционная педагогика, психология и логопедия» Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан (Россия)

Аннотация. В статье рассматривается проблема изучения моторно-двигательной сферы, в частности мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья. Под понятием мелкой моторики подразумевается работа пальцев рук, направленная на хватание, удерживание и манипулирование различными предметами. У детей с нарушением интеллекта недостаточно развита кинестетическая чувствительность, вследствие чего, двигательная недостаточность возрастает при выполнении сложных движений, где требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность движений, перекрестная координация движений, пространственно-временная организация двигательного акта, словесное опосредование движений, без специальной работы не сформированы графомоторные навыки. Специально организованная работа способствует эффективному развитию мелкой моторики, формированию системы специальных навыков и умений, что в дальнейшем повлияет на качество образования для детей с нарушением интеллекта. В статье представлен комплекс диагностических методик, позволяющий изучить особенности развития графомоторных навыков у дошкольников старшего возраста с нарушением интеллекта, а также описаны результаты экспериментального исследования. Даны рекомендации для учителей-дефектологов и воспитателей по организации и реализации коррекционно-педагогической работы по развитию графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Предложены основные методы и приемы работы с данной категорией детей, а так же приведены примеры заданий и упражнений, которые возможно применять педагогам при организации и проведении коррекционно-педагогической работы.

Ключевые слова: дети с нарушением интеллекта, коррекционно-развивающая работа, мелкая моторика, графо-моторные навыки, индивидуальные особенности, коррекционно-образовательный процесс, система коррекционно-развивающего воздействия, учителя-дефектологи, воспитатели.

RECOMMENDATIONS FOR TEACHER - DEFECTOLOGY AND EDUCATTORON THE ORGANIZATION CORRECTIVE HEDAGOGICAL WORK AIMED AT THE DEVELOPMENT OF FINE MOTJR SKILLS OF SENIOR PRESHOOL CHILDREN WITH INTELLECTCNUAL DISADILLITIES

© 2016

Elena Andrushko Nikolaevna, master, teacher - pathologist

Municipal autonomous preschool "Kindergarten №52 city of Blagoveshchensk", Blagoveshchensk (Russia) Shkliar Natalia Valerevna, candidate of Psychological Sciences, associate professor of correctional pedagogics, psychology and logopedics department Sholom Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan (Russia)

Abstract. The article deals with the problem of the study motor and motor areas, in particular the fine motor skills of children with disabilities. The term refers to the work of fine motor skills of the fingers, aimed at grasping, holding and manipulation of various objects. Children with intellectual disabilities kinaesthetic sensitivity is underdeveloped, as a result, the motor failure increases when performing complex movements that require motion control, precise dosing of muscular effort, precise movements, cross-coordination, spatial and temporal organization of motor act, verbal mediation movements without special work are not formed grafomotornyh skills. Specially organized work contributes to the efficient development of fine motor skills, the formation of the system of special skills and abilities, which further affect the quality of education for children with intellectual disabilities. The article presents a complex diagnostic procedures, allowing to explore the features of the development grafomotornyh skills in preschool children older with intellectual disabilities, as well as describes the results of the pilot study. Recommendations for teachers, speech therapists and teachers on the organization and implementation of correctional and pedagogical work on development grafomotornyh skills of senior preschool children with intellectual disabilities. The basic methods and techniques for working with this category of children, as well as examples of assignments and exercises as shown, which may be applied to teachers in the organization and conduct of correctional and pedagogical work.

Keywords: children with intellectual disabilities, correctional and developing work, fine motor skills, grafomotornyh skills, individual characteristics, correctional and educational process, the system of correctional and developmental effects, speech pathologists, teachers, educators.

Изменения, происходящие в системе образования, диктуют необходимость переосмысления концептуальных подходов для обеспечения развития всем категориям обучающихся с особыми образовательными потребностями, дети с нарушением интеллекта не исключение. Сформированы новые теоретические положения системы обучения и воспитания, расширились педагогическая классификация и типология (С.Д. Забрамная, Н.Н. Малофеев, Е.М. Мастюкова, ЕА Стребелева, Л.М. Шипицына и др.).

На каждой ступени образования педагоги ставят задачи соответствующие возрасту и развитию детей, опре-Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1(14)

деляют методы и приемы их решения.

Исследования А. В. Запорожца показали, что развитие ребенка происходит по диалектическим законам, и каждый возрастной период значим для формирования его личности. Период дошкольного детства - особый в жизни ребенка, а для детей с нарушением интеллекта, этот период значим в двойне [10].

По мнению С.Я. Рубинштейн, обучение для умственно отсталого ребенка более значимо, чем для его нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено тем, что дети с недостатками умственного развития

Андрушко Елена Николаевна, Шкляр Наталья Валерьевна педагогические

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ... науки

характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающей среды информацию, т.е. меньшей, чем в норме, личностной активностью и сформированностью различных сторон познавательной деятельности [15].

Основной задачей специального (коррекционного) дошкольного воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями, в частности, с нарушением интеллекта, является подготовка к школьному обучению. Одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению является готовность его руки к письму.

В специальной литературе имеются многочисленные факты, свидетельствующие, что регуляция движений, управление ими у детей с нарушением интеллекта развиты значительно хуже, чем у их нормально развивающихся сверстников (Д.К. Абдурасулов, Р.Д. Бабенкова, Э.П. Бебриш, В.В. Кудряшов, В.М. Мозговой и др.). Н.П. Вайзман отмечает, что двигательная недостаточность при умственной отсталости зависит от степени дефекта [4].

Моторная зрелость оказывает влияние на качество коррекционно-образовательного процесса, и способствует успешной подготовки к школьному обучению, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, неподготовленность руки к письму, может привести к негативному отношению к учебной деятельности. Необходимо, чтобы ребенок с нарушением интеллекта в старшем дошкольном возрасте научился контролировать и регулировать свои движения и действия в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями [6].

Специалисты единодушно признают, что огромное значение в развитии устной и письменной речи ребенка имеет зрелость, готовность его моторики, в особенности - развитие руки [13, 18, 19, 20].

Письмо - сложный координированный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, правильной координации движений всего тела [7].

Исследование, посвященное изучению моторно-двигательной сферы, в частности, графомоторных навыков и выявлению особенностей их развития у детей старшего дошкольного возраста, показало, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание при проведении коррекционно-развивающей работы в дошкольном учреждении. В тоже время выяснилось, что развитие графомоторных навыков у данной категории детей индивидуально и имеет ряд особенностей, что, в первую очередь, связано с нарушением функций высшей нервной деятельности. На основании полученных данных, мы пришли к выводу о том, что дети старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта при выполнении графических заданий испытывают трудности. По мере усложнения инструкции во всех заданиях снижается точность и темп работы, наблюдается недостаточная сформированность силы нажима на пишущий инструмент и координации пальцев относительно его. Большинство детей 6-8 лет с нарушением интеллекта при выполнении графических упражнений нуждались в помощи педагога, а некоторые даже с ней не могли справиться с заданиями. Причины этих трудностей заключались в недостаточном уровне развития мелкой моторики рук, в частности, графомоторных навыков: согласованности в работе глаз и руки, координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, силе нажима на пишущий инструмент, умении правильно держать его во время работы.

На основе результатов экспериментального исследования нами были разработаны рекомендации для учителей - дефектологов и воспитателей, которые могли бы послужить основой для внедрения системы коррекци-онно-развивающего воздействия, направленного на развитие мелкой моторики старших дошкольников с нару-8

шением интеллекта.

Внедрение разнообразных форм коррекционно-пе-дагогической помощи в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта требуют со стороны учителей-дефектологов и воспитателей индивидуального подхода к коррекционно-педагогическому процессу обучения и воспитания дошкольников (их изучение, организацию и проведение коррекционно-развивающих занятий, организованных с учетом выявленных особенностей развития).

К числу важнейших направлений по коррекции и развитию мелкой моторики, в частности, графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта мы относим изучение индивидуальных особенностей развития дошкольников, а именно, умение правильно держать пишущий инструмент, силу нажима, ориентирование на листе бумаги, умение выполнения графических заданий на проведение линий разной сложности, штриховки, рисунка по намеченному пунктиру, продолжению ряда элементов на листе в клетку и линию и т.д. [17].

Для изучения особенностей развития мелкой моторики и графомоторных навыков умственно отсталых дошкольников старшего возраста мы рекомендуем использовать практически апробированные в нашем исследовании комплекс из 6 видов модифицированных диагностических заданий и упражнений, основанный на примере методик: «Езда по дорожкам» (автор Л.А. Венгер), «Образец и правило» (автор Л.А. Венгер), «Узоры и Линии» (автор В. Мытацин), «Графический диктант» (автор Д.Б. Эльконин), «Домик» (автор Н.И. Гуткина). Данный диагностический комплекс представляет задания, направленные на изучение сформирован-ности графических навыков, в частности, умение проводить линии, не выходя за заданный контур; изучение уровня развития точности движения при проведении линий по заданному пунктиру, оценку умения работать, основываясь на образец, а именно, параллельное выполнение штриховки; изучение уровня развития зрительно-двигательной координации, умение сравнивать два рисунка между собой и дорисовывать недостающие детали, точно копировать образец, а так же изучение особенностей графомоторных навыков ребенка при работе на листе бумаги в клетку и линию, в частности, продолжение ряда элементов с опорой на образец.

Достоинством модифицированных заданий, на наш взгляд, является то, что они дают возможность объективно оценивать динамику развития графомоторных навыков дошкольников с нарушением интеллекта.

Эффективным коррекционно-развивающим методом воздействия на развитие мелкой моторики и графомо-торных навыков старших дошкольников с нарушением интеллекта являются коррекционно-развивающие занятия, которые разработаны на основе программы. Коррекционный эффект в этом случае достигается с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта при со-блюдениии следующих принципов: систематичности, комплексности педагогического воздействия, тесной взаимосвязи познавательных процессов и моторики, принципа дифференцированного подхода, принципа учета ведущего вида деятельности, а также, согласно принципу диагностики и коррекции, который позволяет отслеживать положительную динамику [2].

Кроме того, индивидуальные и подгрупповые занятия позволяют решить следующий круг задач: развивать мелкую моторику пальцев рук, умение слушать, действовать, с опорой на образец, понимать и выполнять словесные инструкции педагога, правильно держать пишущий инструмент, развить зрительно-моторные координации, пространственную ориентировку на листе бумаги (в клетку и линию), укрепить физическое и психическое здоровье детей; воспитать личностные качества, Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1(14)

Андрушко Елена Николаевна, Шкляр Наталья Валерьевна РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ...

умение правильно выполнять задания.

Для достижения положительных результатов в развитии мелкой моторики у данной категории детей мы рекомендуем использовать различные методы и приемы. Например, игровые методы и приемы являются основными в дошкольном возрасте. Мы используем игры, которые повышают интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности и игровой. Игровые приемы помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал.

Словесные обращения педагога к детям - объяснения и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Мы считаем, что для данной категории детей объяснение должно быть предельно кратко, так как каждое лишнее слово отвлекает их от зрительного восприятия.

Мы рекомендуем учителям - дефектологам и воспитателям использовать графические задания разной сложности и направленности, пальчиковый игротренинг, содержащий различные пальчиковые игры [1].

Для подготовки занятий педагоги могут воспользоваться пальчиковыми упражнениями, представленными в отечественной литературе (Большакова С. Е., Коноваленко В. В., Крупенчук О.И., Савельева Е.А. и других специалистов) [8], [11], [12], графическими упражнениями (Воробьевой Т.А., Гавриной С.Е., Жуковой А.С., Кутявиной Н.Л. и других специалистов) [5], [9], [21]. В данных пособиях нет готовых решений, все задания нужно адаптировать для той категории детей, с которыми вы работаете.

Так же мы рекомендуем при разработке индивидуальных и групповых занятий ориентироваться на принятые в коррекционной психологии принципы: учет возрастных и индивидуальных особенностей, деятельност-ный подход, систематичность занятий, вариативность заданий [3].

Для определения эффективности проводимой кор-рекционно-развивающей работы мы советуем использовать критерии, апробированные в процессе практического исследования.

Работа по коррекции и развитию мелкой моторики, в частности, графомоторных навыков старших дошкольников с нарушением интеллекта, должна осуществляться не только на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях, но и в режимных моментах и различных видах деятельности. Включенность подобранных заданий в различные виды деятельности помогает добиться реальных успехов.

В тоже время отметим особую эффективность разработанных и апробированных нами в процессе данного исследования коррекционных игр, заданий и упражнений, которые могут и должны успешно использоваться в процессе коррекции и развития мелкой моторики, в частности, графомоторных навыков умственно отсталых дошкольников.

Разработанные рекомендации по оптимизации процесса коррекции и развития мелкой моторики, в частности, графомоторных навыков старших дошкольников с нарушением интеллекта для успешной подготовки к дальнейшему обучению в школе, предполагают использование набора методических приемов и техник коррек-ционно-развивающего воздействия на развитие мелкой моторики дошкольников. Многоэтапный характер и индивидуальный подход к организации занятий предполагает разнообразие заданий и упражнений по способу выполнения, по степени сложности, по характеру взаимодействия педагогов с ребенком, а также по цели. Поэтому мы подобрали, систематизировали и апробировали комплекс заданий, игр и упражнения, авторские находки для построения коррекционно-развивающей программы по годам обучения, в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Рассмотрим некоторые примеры игр:

На первом году мы решали задачи, связанные с фор-

мированием у детей умений ориентироваться на листе бумаги. Для этого при проведении занятия на тему «Игрушки» перед выполнением задания на ориентировку на листе бумаги, мы выполняли практическое задание «Непослушные игрушки». В данном задании детям предлагалось рассмотреть шкаф с игрушками, и ответить на вопрос «Где в шкафу нижняя полка, где верхняя?» Дети, расставляя игрушки, называли их названия, и по требованию педагога, расставляли на нужные полки. Только после этого переносили действия на лист бумаги, который был разлинован как шкаф. Игрушками же были фишки с их изображением. Приступая к выполнению задания, ребенок переносил уже знакомые действия на лист бумаги, и ему было гораздо легче закрепить понятие «внизу» или «вверху» листа.

Задания, выполняемые детьми на втором году обучения, были направлены на закрепление уже имеющегося навыка в проведении линий разной сложности и обрабатывались более сложные линии и соединения в заданиях, таких как, построение рисунка по пунктиру, продолжение ряда элементов, основываясь на образец, не выходя за границы линии и клетки и т.д.

На занятии по теме «Домашние животные», при выполнении графических заданий, мы соединяли пунктирную разметку животных: кошки, собаки, свиньи, овечки и др. [14]. В данном задании детям был предложен образец и зеркальное изображение в виде пунктирной картинки. Выполняя соединение по намеченной пунктирной линии, каждый ребенок полученное изображение должен был сравнить с образцом, находя недостающие детали дорисовать их.

Во время всех занятий на первом и втором году кор-рекционно-развивающей работы мы проводили динамические паузы, с использованием пальчиковых упражнений. На первом году обучения подбирались более простые упражнения, с помощью которых учили выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога. После того, как ребенок усваивал материал, сопровождали отработанный навык речевым сопровождением. Выполняя данные задания, мы развивали зрительно-двигательную координацию.

На занятии по теме «Домашние птицы» мы включали пальчиковые упражнение, так например «Птичий двор»: Есть у курицы цыпленок, Большим пальцем поочередно

У гусыни есть гусенок, касаться остальных, У индюшки - индюшонок, начиная с мизинца. А у утки есть утенок.

У каждой мамы малыши, Показать все пальчики, «играя» ими.

Все красивы, хороши!

Данное упражнение позволило закрепить скоординированную работу зрительно-двигательной координации при целенаправленном движении пальцев по подражанию педагогу и образцу.

На втором году работы мы учили детей выполнять действия кистью и пальцами рук по образцу и речевой инструкции, продолжали развивать зрительно-двигательную координацию.

На занятии по теме «Посуда» мы использовали упражнение «Помощники»:

Раз, два, три, четыре, мы посуду перемыли (скользящие хлопки):

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку.

(Поочередно сгибать пальцы.) Мы посуду перемыли, только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, нос у чайника отбился. (Поочередно разгибать пальцы.) Ложку мы чуть-чуть сломали - так мы маме помогали.

На занятии по теме «Домашние животные» мы использовали пальчиковую гимнастику «Котенок шалун»: Котенок мамочку зовет: «Мяу-мяу, мяу-мяу».

Андрушко Елена Николаевна, Шкляр Наталья Валерьевна

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ .

(Дети ритмично соединяют одноименные пальцы обеих рук.)

Он не напился молока: «Мало-мало, мало-мало».

(Скрещивают пальцы рук, ритмично опускают и поднимают пальцы.)

Покормит мама молочком: «Мур-мур-мур, мур-мур-мур».

(Ритмично поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.)

Свернется маленьким клубком: «Ур-ур-ур, ур-ур-

ур».

(Ритмично потирают кулачок о кулачок.)

Потом с клубочком поиграет: «Цап-цап-цап, цап-цап-цап».

(Ритмично сжимают и разжимают пальцы рук.)

И нитку быстро размотает: «Ап-ап-ап, ап-ап-ап».

(Делают ритмичные круговые движения руками перед собой.)

Отрабатывая в течение определенного времени каждое упражнение, мы пришли к выводу, что при правильно спланированной и целенаправленной коррекционно-развивающей работе наблюдается динамика в развитии мелкой моторики, в частности графомоторных навыков. Следует отметить, что своевременное выявление некоторых индивидуальных особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта, является неотъемлемым звеном в организации и проведении всей коррекционной работы.

Как показали результаты коррекционно-развиваю-щей работы, большинство детей научилось справляться с заданиями без помощи педагога, появилась четкость, уменьшилось количество ошибок, что позволило получить значимые результаты и добиться реализации одной из основных задач дошкольного специального образования. Следовательно, проведение целенаправленной и систематической работы, включающей комплекс игр и упражнений, заметно улучшает развитие мелкой моторики и графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста, что позволяет получить значимые результаты и подготовить руку к письму, и в целом к дальнейшему школьному обучению.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта, является эффективной и оказывает положительное влияние на формирование и развитие мелкой моторики и графомоторных навыков данной категории детей и на качество коррекционно-образовательного процесса в целом. Подобранный с учетом особенностей развития мелкой моторики комплекс упражнений и заданий при проведении индивидуальных и групповых занятий в сочетании с другими средствами воздействия, оказывает существенное влияние на качество коррек-ционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андрушко Е.Н. Рекомендации для педагогов по коррекции и развитию мелкой моторики старших дошкольников с нарушением интеллекта // Международный научно-образовательный форум Хэйлунцзян -Приамурье: сборник материалов I Международной научной конференции, Россия, Биробиджан, ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 30 октября, 2013г. в двух частях. Ч.2.- Биробиджан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема». 2013. С. 229-231.

2. Андрушко Е.Н. Изучение особенностей графомо-торных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы всероссийской научно - практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Урал, гос.пед.ун-т. Екатеринбург. 2014. С. 14-17 (Часть 1).

3. Астапов В. М., Микадзе Ю. В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями раз-

вития. СПб.: Питер. 2001. 256 с.

4. Вайзман Н.П. Психомоторика детей олигофренов. М.: Педагогика. 1976. 104 с.

5. Воробьева Т.А., Гузенко Т.В. 50 уроков для подготовки руки к письму. СПб.: Издательский Дом «Литера». 2013. 80 с.

6. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров Академия развития: Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, К: Академия Холдинг. 2000. 192 с.

7. Гаврина, С.В. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С.В. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербина. М.: 2000. 112 с.

8. Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: Росмэн. 2008. 227 с.

9. Жукова О.С. Обводим, рисуем, пишем. Москва: АСТ. 2014. 32 с.

10. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В. П., Рузская А.Г. Восприятие и действие М.: Просвещение. 1967. 370 с.

11. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Екатеринбург: У- Фактория. 2004. 217 с.

12. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: Издательский Дом «Литера». 2005. 331 с.

13. Мальцева И.В. Пальчиковые игры для детей. От трех до семи лет. - СПб.: Издательская Группа Азбука-классика. 2010. -240 с.

14. Пименова Е.П. Пальчиковые игры. Ростов на Дону: Феникс. 2007. 221 с.

15. Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого ребенка. М.: Просвещение. 1979. 192 с.

16. Шкляр Н.В., Андрушко Е.Н. Организация коррек-ционно-педагогической работы по развитию графомо-торных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. // Казанская наука. 2014. №10. С.315-318.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Шкляр Н.В., Андрушко Е.Н. Программа коррек-ционной работы по развитию мелкой моторики и гра-фомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта //Парадигма познания. 2015. №4. С.161-165.

18. Лемещук М.А. Проблема общения у детей с общим недоразвитием речи в научных трудах иследовате-лей // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2. С. 55-57.

19. Нестерова Т.В., Федосова О.Ю. Возможности синквейна в работе по формированию лексической стороны речи у дошкольников с моторной алалией // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 86-88.

20. Дзусова Б.Т., Теблоева З.Б. Система упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 40-43.

21. Комплексные занятия с детьми 3 -7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи / под ред. Н.Л. Стефановой. Волгоград: Учитель. 2013. 261 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.