УДК 725.57 СЫЧЕВА Е. Б.
Основные группы требований к архитектурному формообразованию современных дошкольных учреждений
Статья посвящена анализу требований, предъявляемых к архитектурному формообразованию современного дошкольного учреждения. В статье выявлены и проанализированы две группы предъявляемых к ним требований: требования пользователей здания и требования по организации функциональных процессов, реализуемых в конкретном дошкольном учреждении.
Ключевые слова: современные дошкольные учреждения, архитектурное формообразование, предметно-пространственная среда, полифункциональность, трансформируемость, вариативность.
SYCHEVA E. B.
BASIC GROUPS OF REQUIREMENTS TO ARCHITECTURAL FORMATION OF FORMS OF MODERN PRESCHOOL ESTABLISHMENTS
The article is sanctified to the analysis of the requirements produced to architecturalformation of forms of modern preschool establishment. In article two groups of requirements shown to them are revealed and analyzed. Them are requirements of users of a building and the requirementfor the organization of the functional processes realized in concrete preschool institution.
Keywords: modern preschool institutions, architectural formation of forms, subject and spatial environment, polyfunctionality, transformation, variability.
Сычева
Елена
Борисовна
старший научный сотрудник института «УралНИИпроект РААСН»
e-mail:
esycheval 1 @mai I. ru
Здание дошкольного учреждения представляет собой пространство, отделенное от окружающей среды искусственной оболочкой, в объеме которой обеспечиваются заданные климатические, экологические, санитарно-гигиенические и другие параметры, необходимые для создания оптимальных условий жизнедеятельности учреждения, а именно:
1 Комфортного пребывания в нем людей (основных пользователей здания):
1.1 Потребителей услуг учреждения:
1.1.1 детей в возрасте до 7 лет;
1.1.2 их родителей.
1.2 Сотрудников учреждения, оказывающих эти услуги: воспитателей, педагогов, медиков, административно-хозяйственных работников.
2 Оптимального протекания образовательного и других функциональных процессов индивидуального и общественного характера.
Отсюда следует, что для выявления принципов архитектурного формообразования, как внешней оболочки, так и внутреннего пространства здания, необходимо рассмотреть две основные группы предъявляемых к ним требований: требования пользователей здания и требования, связанные с организацией образовательного и других функциональных про-
цессов, реализуемых в конкретном дошкольном учреждении.
Рассмотрим их подробнее.
1 Требования основных пользователей здания
1.1 Потребители услуг учреждения
Для того чтобы успешно конкурировать на рынке проектных услуг, реализовать свой «товар», архитектору необходимо постоянно изучать конъюнктуру рынка: привычки, интересы потребителя, изыскивать средства, учитывающие психологию человека.
1.1.1 Вне всяких сомнений, основными потребителями услуг дошкольного учреждения и пользователями архитектурного пространства являются дети в возрасте до 7 лет.
Ребенок, в отличие от других пользователей (сотрудников, работающих посменно, родителей, кратковременно посещающих здание), проводит в детском саду целый рабочий день. У дошкольника еще не накоплен опыт восприятия архитектурных объектов и самоощущения себя в различных архитектурных пространствах, он принимает архитектуру как данность и готов приспособиться к любым ее формам. Ребенок вряд ли самостоятельно сможет критически оценить, а тем более сформулировать
свои пожелания к организации архитектурного пространства. Поэтому эта ответственность полностью ложится на плечи проектировщика, который должен «глазами ребенка» увидеть достоинства и недостатки проектируемого объекта.
В связи с этим главной задачей архитектора является, прежде всего, изучить психологию восприятия и возрастные особенности современного дошкольника, а затем сформировать такое средовое пространство, в котором ребенок чувствовал бы себя защищенным, где ему было бы уютно, интересно и которое было бы полезным для его развития.
Возрастные особенности ребенка дошкольного возраста, которые необходимо учитывать при проектировании дошкольных учреждений, такие как: антропометрические различия разных возрастных групп; ограничения в самообслуживании; двигательная активность; масштаб и цветовые предпочтения и т. п., в основном учтены и сформулированы в нормативных документах СНиП, СанПиН и требованиях пожарной безопасности.
Хотелось бы обратить внимание архитекторов на некоторые особенности «новых» детей, о которых много говорят в последние десятилетия и педагоги, и психологи, и эзотерики, и даже генетики.
Поколение «Детей нового тысячелетия» называют по-разному, и все определения имеют под собой основу, так например:
• определения из области эзотерики, говорящие о высоком уровне духовного развития этих детей, чье мировоззрение отличается от привычного и к которым «не прилипают» общепринятые стереотипы поведения, это: «Дети Индиго», «Дети Света», «Тефлоновые дети»;
• определения, характеризующие высокий уровень развития (10), это: «Одаренные дети», «Поколение «М» — поколение многозадачных детей, «Правополушарные дети»;
• определения, указывающие на особенности современных детей, сформированные вследствие активного внедрения информационных технологий в их повседневную жизнь, это: «Цифровые Маугли», «Поколение экранных детей», «Поколение большого пальца», указывающее на связь развития большого пальца (так как дети с раннего возраста пользуются мобильными телефонами и игровыми консолями) с развитием ментальных способностей. Несмотря на эти многоговорящие
характеристики и определения, родители, педагоги и психологи бьют тревогу, отмечая следующие негативные тенденции в развитии «новых» детей.
Во-первых, это чрезмерное влияние информационных технологий на развитие современного ребенка. Телевизионный экран и монитор компьютера подменяют для малень-
кого ребенка живую игру, активную продуктивную деятельность, общение с близкими, оказывая мощное деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Ребенок, хорошо владеющий техническими средствами, тем не менее, чувствует себя незащищенным в реальном мире.
Отсюда вытекают несформиро-ванность навыков общения, дефицит эмоциональных и содержательных отношений с родителями и со сверстниками, у многих наблюдается отставание в развитии речи, неспособность к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом, гиперактивность и т. п. Дети предпочитают нажать на кнопку и ждать новых развлечений [1, 3\.
Как можно при формировании развивающей среды дошкольного учреждения средствами архитектуры помочь в предупреждении, а может, уже и в лечении этих «недугов»?
Прежде всего, этим «новым» детям необходимо помочь как можно лучше адаптироваться в реальном мире (мире природы, мире людей), упрочить с ним связи.
Не случайным является тот факт, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе признано приоритетным звеном в системе непрерывного экологического образования в РФ, поэтому оно входит в состав большинства программ дошкольного образования. Для реализации програм-
Иллюстрация 1. Экокомплекс «Съедобный школьный двор», Нью-Йорк, США. Экокомплекс включает огород и класс-кухню с мобильной теплицей, площадь которой увеличивается на зимний период (арх. К. Силенто). ШІ.: http://work.ac/ps-216-edible-schoolyard
Иллюстрация 2. Создание ландшафтных комплексов на территории детского сада. Детский сад, Зальцбург, Австрия (арх. студия ^(ЗашШеИагсМекйи-). 1Ш1.: http://architypereview.com/15-schools/projects/136-kindergarten-sighartstein
ГГ---------------------------- I
ачг
Иллюстрация 3. Обеспечение визуальной связи всех помещений. Детский сад 1\/^о Вгипс1о, Загреб, Хорватия (арх. студия п^пс + агЬКекИ doo). иЯ1_: http://www.archdaily.com/42040/medo-brundo-kindergarten-njiric-arhitekti/
A If
Иллюстрация 4. Трансформируемость группового пространства путем мобильных перегородок. Детский сад, Италия. URL: http:// www.forum-grad.ru/forum1416/thread56001.html
мы по экологическому образованию при проектировании дошкольного учреждения необходимо предусматривать новые элементы развивающей предметной среды, такие как:
• зеленая зона (зимний сад и уголок природы) в групповом помещении;
• экологическая комната, музей природы (ландшафтно-экологический, картинная галерея) в пределах дошкольного учреждения;
• сад, цветник, огород (парники и теплицы), лаборатории на территории дошкольного учреждения (Иллюстрация 1);
• организация уголков леса, лугов, экологических тропинок на территории дошкольного учреждения.
Кроме того, для наблюдения и изучения сезонных изменений природы необходимо предусмотреть визуальную связь групповых помещений с хорошо организованными ландшафтными комплексами (Иллюстрация 2). Создать условия, чтобы в этих природных оазисах гнездились птицы, водились настоящие белки и ежики, о которых можно было бы заботиться.
1.1.2 Несмотря на то, что формально потребителями услуг дошкольного учреждения являются дети, фактически и выбор дошкольного учреждения, и согласование всех условий предоставления услуг, и подписание соответствующего договора могут осуществлять только родители ребенка. Из этого следует, что потребителями услуг являются в первую очередь родители ребенка. При этом большое значение имеет первое впечатление, произведенное архитектурой здания на заказчика услуг. Кроме того, родители ребенка являются весьма значимыми участниками функциональных процессов в дошкольном учреждении. Родители (или доверенные ими лица) ежедневно приводят и забирают ребенка из группы, участвуют в процессе раздевания-одевания ребенка, порой достаточно продолжительное время его ожидают в связи с режимными моментами, участвуют в праздничных мероприятиях, в совместных с детьми занятиях, родительских собраниях и т. п.
Тем не менее при проектировании дошкольных учреждений архитекторами, как правило, рассматриваются только условия содержания ребенка
и условия реализации образовательных программ и других функциональных процессов. При этом практически полностью игнорируется факт присутствия и участия родителей в этих процессах.
Поэтому, несмотря на кратковременность их пребывания в дошкольном учреждении, для них необходимо предусмотреть удобство и комфорт. Его обеспечивают в первую очередь:
• гардеробные для родителей (или шкафы для верхней одежды в зоне детской раздевальной);
• организация удобной зоны для раздевания детей с помощью взрослых;
• зоны ожидания, имеющие визуальную связь с детской раздевальной для наблюдения за готовностью ребенка, оборудованные стендами для выставки детского творчества, объявлений и т. п.
1.2 Сотрудники учреждения, оказывающие услуги потребителям
Для того чтобы сотрудникам дошкольного учреждения было удобно работать, прежде всего, следует выяснить, чем им приходится заниматься в течение рабочего дня. В соответствии с должностными
т
р.
*
1в:Т* •
Р*1
НИИ.
\
Иллюстрация 5. Комнаты-трансформеры. Детский сад, Тромсё, Норвегия (арх. студия 70°N Architecture). URL: http://coolboom. net/interior-design/two-kindergartens
инструкциями их основные обязанности должны быть направлены на успешную реализацию задач данного учреждения.
Поэтому рассмотрим подробнее основные задачи дошкольного учреждения и что в этой связи необходимо учесть архитектору при его проектировании.
А Охрана жизни (уход и присмотр за ребенком).
Здесь необходимо помнить, что воспитатель, в первую очередь, является телохранителем большой группы детей (в условиях современного уплотнения групп — до 30 человек). Для успешного выполнения этой обязанности при проектировании групповой ячейки необходимо обеспечить:
• визуальную связь всех помещений — воспитатель должен удерживать в поле зрения всех детей, находящихся в разных помещениях группового комплекса, а также иметь возможность моментально отреагировать на происходящее и беспрепятственно попасть к очагу опасности (Иллюстрация 3);
• максимальное удобство обслуживания детей.
В Сохранение и укрепление здоровья (соблюдение гигиены, режима питания, сна, прогулок и т. п.). Для этого необходимо обеспечить:
• изоляцию групповых ячеек:
• наличие всех необходимых функциональных зон и помещений;
• соблюдение санитарно-гигиенических требований.
С Воспитание, развитие, образование (физическое, социальное, познавательное, художественноэстетическое). Необходимо обеспечить:
• наличие всех основных и дополнительных помещений, предусмотренных в нормативных документах;
• условия для применения инновационных педагогических технологий в реализации современных образовательных программ;
• условия для наблюдения и познания мира природы.
2 Требования, связанные с организацией образовательного процесса, реализуемого в конкретном дошкольном учреждении
Содержание образовательного процесса в дошкольном учреждении определяется образовательной программой. Автором статьи было проанализировано более 34 современных образовательных программ дошкольного образования (комплексных и парциальных). В основе
философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают ее самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника.
Отличительными особенностями современного дошкольного образования являются динамизм, вариативность организационных форм, гибкое реагирование на потребности общества. Поэтому пространство детского сада должно быть изначально готовым к подобной динамике. Кроме того, даже в рамках одной программы каждая ступень образования имеет свою специфику, отражающуюся на формировании предметно-про-странственной среды группы.
В связи с этим можно выделить основные принципы формирования групповой ячейки:
• Полифункциональность: предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
• Трансформируемость (связана с ее полифункциональностью) — это возможность изменений, позволяющих по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).
• Вариативность: сообразно характеру современного образовательного процесса разнообразные варианты среды могут разрабатываться самими педагогами.
Для того чтобы пространство группового помещения стало поли-функциональным в каждой из его частей, достаточно его разделить на три части:
• зона для спокойной деятельности (условно — «спокойная» зона);
• зона для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства — активным движением, возведением крупных игровых построек и т. п. (условно — «активная» зона);
• «рабочая» зона.
Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему — сжиматься
и расширяться, т. е. иметь подвижные, трансформируемые границы (Иллюстрации 4, 5).
Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики — тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности [2].
Заключение
Анализ перечисленных групп требований к архитектурному формообразованию дошкольных учреждений показывает, что, помимо требований, сформулированных в основных нормативных документах, архитектору необходимо внимательно изучать динамику потребностей основных пользователей этого здания, а также динамику требований по организации образовательного и других процессов, протекающих в здании.
По мнению английского архитектора Ральфа Эрскина, социальная миссия архитектуры обязывает архитекторов «опуститься» к простым человеческим нуждам, «к уровню травы». Именно от архитектора зависит, каков будет сценарий, по которому ежедневно будут развиваться события в пространстве данного учреждения, и насколько комфортно будет жить и трудиться в нем людям, большим и маленьким.
Список использованной литературы
1 Жарова Е.Н. Психологическое содержание образа современного ребенка в сознании представителей современной молодежи // Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М., 2006.
2 Короткова Н. А., Глушкова Г. В., Мусиенко С. И. Предметно-про-странственная среда детского сада: старший дошкольный возраст : пособие для воспитателей / под ред. Н. А. Коротковой. М., 2010.
3 Смирнова Е. О. Дошкольник в современном мире // Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологи-ческого здоровья: тез. докл. III ме-ждунар. конгресса. Казань, 23-26 мая 2006 г. URL: http://www. childpsy.ru/lib/articles/id /10339. php (дата обращения: 01.07.2012).