Научная статья на тему 'Влияние глобализационных процессов в мировой экономике на конкурентоспособность российского образования'

Влияние глобализационных процессов в мировой экономике на конкурентоспособность российского образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / GLOBALIZATION OF THE WORLD ECONOMY / HIGHER EDUCATION / COMPETITIVENESS OF THE EDUCATION / INTERNATIONAL MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES / FOREIGN STUDENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожина Вероника Олеговна, Косевич Александр Валентинович

В статье обсуждаются актуальные вопросы влияния глобализации на конкурентоспособность российского образования. Анализируются факторы, влияющие на экспорт образовательных услуг в различных странах. Обосновывается стратегический потенциал России в сфере экспорта высшего образования. Анализируются причины, сдерживающие расширение экспорта российских образовательных услуг в настоящий период времени. Рассматриваются возможные меры по укреплению позиций России на международном рынке образовательных услуг со стороны как государства, так и вуза. Данная статья будет полезна исследователям, занимающимся вопросами экспорта образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of globalization processes of the world economy on the competitiveness of Russian education

The article discusses the current issues of the impact of globalization on the competitiveness of Russian education. The authors analyze the factors affecting the export of educational services in various countries. They demonstrate the strategic potential of Russia in the field of export of higher education. They analyze the reasons hindering the today’s expansion of the export of Russian educational services. They examine possible measures to strengthen Russia's position in the international market of educational services both on the part of the government and the university. This article will be useful to researches concerned with the export of educational services.

Текст научной работы на тему «Влияние глобализационных процессов в мировой экономике на конкурентоспособность российского образования»

ИССЛЕДОВАНИЕ

1 1 Кожина В.О.1, Косевич А.В/

1 Международный институт экономики и права, г. Москва

Влияние глобализационных процессов в мировой экономике на конкурентоспособность российского образования

АННОТАЦИЯ:

В статье обсуждаются актуальные вопросы влияния глобализации на конкурентоспособность российского образования. Анализируются факторы, влияющие на экспорт образовательных услуг в различных странах. Обосновывается стратегический потенциал России в сфере экспорта высшего образования. Анализируются причины, сдерживающие расширение экспорта российских образовательных услуг в настоящий период времени. Рассматриваются возможные меры по укреплению позиций России на международном рынке образовательных услуг со стороны как государства, так и вуза. Данная статья будет полезна исследователям, занимающимся вопросами экспорта образовательных услуг.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: глобализация, мировая экономика, высшее образование, конкурентоспособность образования, международный рынок образовательных услуг, экспорт образовательных услуг, иностранные студенты

JEL: F61, I23, I28

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Кожина В.О., Косевич А.В. Влияние глобализационных процессов в мировой экономике на конкурентоспособность российского образования // Креативная экономика. — 2016. — Т. 10. — № 5. — С. 475-486. — doi: 10.18334/ce.10.5.35149

Кожина Вероника Олеговна, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой экономической теории и мировой экономики, Международный институт экономики и права, г. Москва (Vero_ko@mail.ru)

Косевич Александр Валентинович, кандидат экономических наук, ректор, Международный институт экономики и права, г. Москва

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 18.04.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 31.05.2016 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.Org/10.18334/ce.10.5.35149 (с) Кожина В.О., Косевич А.В. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Введение

В глобальном пространстве развитые страны заложили строительство экономики нового типа - экономики знаний, где образование как источник научных знаний и образованных работников играет фундаментальную роль. Поэтому знания и человеческий капитал обретают новые смыслы, стандарты и подходы, для которых ключевым и объединяющим понятием является «высокое качество». Уровень образования в той или иной стране стал определяющим конкурентоспособности самого государства, а интеллектуальная мощь нации, помноженная на инновации и профессионализм, рассматривается как необходимый фактор экономического благополучия.

Выделившись в самостоятельную отрасль экономики и развиваясь как сфера мировой торговли услугами, образование обрело четкие масштабы своего экспортного потенциала и для развитых стран мира на стабильной основе стало одним из важнейших стратегических направлений государственной политики.

Помимо экономических интересов - получения прямого и косвенного доходов от обучения иностранных студентов, экспорт образовательных услуг имеет долгосрочные цели, такие как укрепление авторитета страны, ее геополитических позиций, влияние на интеллектуальные (и не только) элиты других государств, в подготовке которой принимает, казалось бы, опосредованное участие - через систему образования. Вторым планом стратегических целей выступают: распространение национальной культуры и языка, достижений отечественной науки; развитие системы национального образования в рамках мировых стандартов качества.

Государства-экспортеры высшего образования стремятся не только достойно финансировать систему обучения иностранных студентов, упрощать для них процесс получения визы и предоставлять возможность совмещать учебу с работой, но также проводят (и это является неоценимым вкладом по отношению к вузам) соответствующие маркетинговые исследования и контролируют качество образования в целом. А именно: активно сотрудничают с другими странами с учетом их запросов на специалистов, стремятся к интернационализации образования, изучают эффективные практики и создают условия для внедрения в вузах инновационных технологий обучения, улучшают информированность потенциальных студентов.

Есть, правда, одно «но»: в условиях глобализации образовательного процесса в несравненно выгодном положении оказываются развитые страны, тогда как развивающиеся в основном испытывают на себе ее минусы. В связи с этим возрастает необходимость, в том числе и в России, государственного регулирования сферы высшего образования. Об этом говорит и статистика: большинство иностранных студентов предпочитают учиться в промышленно развитых странах, имеющих соответствующую образовательную инфраструктуру и педагогические кадры.

Только при зримой государственной поддержке и защите внутреннего рынка образовательных услуг от давления сильных стран-конкурентов (читай - от недобросовестной конкуренции) возможно повышение качества и, соответственно, конкурентоспособности национального образования на международном рынке.

Состояние экспорта образовательных услуг любого государства определяется многими факторами, прежде всего - степенью распространенности языка обучения, экономической и культурной привлекательностью страны, ее авторитетом на международной арене, уровнем национальной системы образования. Важную роль играют репутация вузов, стоимость обучения и проживания, гибкость образовательных программ и сопоставимость профессиональных квалификаций.

Конкуренция на международном рынке образовательных услуг становится все более жесткой. Государства-лидеры, несмотря на высокую стоимость обучения, сохраняют прежние позиции, однако их доля на рынке постепенно снижается, и этот процесс, по прогнозам, будет прогрессировать.

Китай и Индия сегодня - основные поставщики иностранных студентов для ведущих стран - экспортеров образовательных услуг. Например, в 2013-2014 учебном году в общем контингенте иностранных студентов в США китайские студенты составляли около 30% [2]. Но в ближайшем будущем эти страны, а в одном ряду с ними стоят Малайзия, Япония, Сингапур, Южная Корея, усиленно развивающие национальные системы образования и ведущие активную политику по привлечению иностранных студентов, могут оказать серьезное влияние на рыночную конъюнктуру, снизив для азиатских студентов привлекательность обучения в Европе и Северной Америке, во всяком случае длительного.

В других регионах также появляются свои страны-лидеры. Например, абитуриенты из африканских стран стали чаще выбирать вузы ЮАР. Среди студентов из арабских стран вырос спрос на образовательные услуги, предоставляемые Объединенными Арабскими Эмиратами, Саудовской Аравией, Оманом, Иорданией, Катаром, Египтом, где за последнее время открылся целый ряд крупных частных вузов, наладивших контакты с партнерами из Европы, Америки, Австралии и предлагающих программы на арабском и английском языках.

Такие неанглоязычные страны Европы, как Нидерланды, Германия, Венгрия, страны Скандинавии, с каждым годом увеличивают предложение образовательных программ на английском языке, при этом стоимость обучения и проживания в них намного дешевле, чем, например, в США, Великобритании или Австралии.

Второй год подряд переживает бум образования Новая Зеландия: количество иностранных студентов здесь резко выросло в 2014 году, а следом и в 2015-м - на 25% за два года, причем без учета обучающихся на краткосрочных курсах, которым не требуется виза. Как ни парадоксально звучит, «сработал» финансовый кризис, случившийся в стране. Правительство большинство средств, получаемых в секторе международного образования, разумно направляет обратно - на развитие национального образования, в частности региональных образовательных организаций. В 2015-2016 учебном году эта сумма составила около 3 млн долл. США. Неслучайно, согласно опросу, более 60% иностранных студентов после окончания учебы планируют подать заявку на ПМЖ, то есть речь идет о росте числа будущих налогоплательщиков. К слову говоря, экспорт образования Новой Зеландии составляет около 7% дохода от ее экспорта в целом.

За последние два-три десятилетия международный рынок образовательных услуг серьезным образом усложнился и одновременно стабилизировался в тенденциях своего непростого развития. Чтобы обрести или сохранить конкурентоспособность на нем, любой стране приходится учитывать (мониторить) многие обстоятельства и в первую очередь то, что:

- масштабы рынка, объемы продаж, мобильность всех участников образовательного процесса постоянно увеличиваются;

- государства занимают все более активную позицию в регулировании экспортно-импортных отношений в сфере образования и уделяют внимание качеству образования;

- значительно растет вузовская активность в связи с включением количества иностранных студентов в перечень показателей для оценки эффективности международной деятельности вуза;

- идет постоянный поиск и реализация новых стратегий экспорта образовательных услуг;

- создаются образовательные кластеры, объединяющие вузы, работодателей, государственные органы и т.д.);

- ускоренными темпами множатся международные университетские сети;

- развиваются региональные рынки образовательных услуг;

- появляются образовательные провайдеры нового типа (предпринимательский университет, корпоративный университет, виртуальный университет и др.), а также провайдеры, не принадлежащие к образовательным структурам (1Т- и телекоммуникационные компании, библиотеки, музеи, издательства и др.).

Видимо, поэтому получили популярность и нашли свое «место под солнцем» специализированные консалтинговые агентства.

Каково положение России на этом рынке и каковы ее перспективы?

Вспомним, что в 1990-1991 учебном году, накануне распада СССР, в советских вузах обучались 126,5 тыс. иностранцев, что составляло более 10% общемировой численности иностранных студентов. По экспорту образовательных услуг советские вузы занимали 3-е место в мире, уступая вузам США и Франции [5].

Сегодня Россия утратила свое лидерское положение, несмотря на неуклонный рост общей численности иностранных студентов. Доля нашей страны на мировом рынке образовательных услуг сокращается и, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2013 г. составляла около 3% - это 6-е место после США (19%), Великобритании (10%), Австралии (6%), Франции (6%), Германии (5%) [1].

Совокупный доход от оказания Россией образовательных услуг иностранным гражданам в 2013-2014 учебном году достиг 1,4 млрд

долл. (обучение в высших и средних образовательных учреждениях на территории РФ, в зарубежных филиалах и представительствах отечественных вузов, на курсах русского языка за рубежом) [5]. При этом в общем объеме доходов мирового рынка образовательных услуг на нашу страну приходится всего около 1%, тогда как доля США составляет около 30% (27 млрд долл. - в 2013-2014 году; более 30,5 млрд долл. - в 2014-2015 году) [2].

В последние время стремительно растут показатели по заочной форме обучения иностранцев в российских вузах (включая экстернат, вечернее и дистанционное обучение): в 2013-2014 учебном году по сравнению с 2000-2001-м численность иностранных студентов-заочников увеличилась в 5,1 раза. Однако объем образовательных услуг, оказанных российскими вузами за рубежом, после максимального значения в 2005-2006 году снижается: к 2013-2014 году число обучающихся уменьшилось в 1,3 раза; количество вузов, предоставляющих образовательные услуги за рубежом, - в 1,7 раза (с 96 до 57 вузов, включая совместные славянские университеты в странах СНГ); а охват стран - в 1,25 раза (с 35 до 28 стран) [5].

Более того, объем средств, инвестируемых российскими гражданами в обучение за рубежом, стал приближаться к доходу, получаемому Россией от обучения иностранных студентов. Это создает риск того, что Россия может превратиться из экспортера в импортера образовательных услуг. По прогнозам, к 2020 году доходы зарубежных вузов от обучения российских студентов составят около 450 млн долл.

Существенно снижается интеллектуальный потенциал России по причине так называемой «утечки мозгов», когда страну покидают ведущие ученые и перспективные молодые специалисты. Главным образом это вызвано невостребованностью результатов научных исследований и существенной разницей в уровне оплаты труда по сравнению с западными коллегами, увеличившейся в последние годы в связи с ослаблением российской валюты на мировом финансовом рынке. По словам президента РАН Фортова В.Е., только за 2014-й и первую половину 2015 года отток научных кадров из России вырос в 1,5 раза [3].

Снижение конкурентоспособности России на международном рынке образовательных услуг обусловлено не только этими причинами, которые, скорее, следствие. Недостаточность финансирования международной деятельности вузов, «скромная» представленность вузов в международных рейтингах (федеральные университеты пока не

оправдывают возлагавшихся на них надежд; например, на начало 2016 года в международных рейтингах представлено менее половины федеральных университетов и лишь около трети национальных исследовательских университетов), отстает от современных требований образовательная и социальная инфраструктура, нестабильна ценовая политика вузов.

О возможностях и преимуществах российского образования иностранные студенты информированы крайне мало, при этом в стране увеличивается присутствие зарубежных образовательных учреждений, занимающихся активным рекрутингом российских абитуриентов.

Перечень «неудовлетворенностей» сложившимся положением вещей можно продолжать. Основная, по нашему мнению, причина кроется в том, что в Российской Федерации работа по привлечению иностранных студентов проводится исключительно медленно и не носит системного характера. Как правило, мероприятия проводятся на уровне вуза и то зачастую силами отдельных энтузиастов.

Стоит также добавить, что за рубежом ослаблены позиции русского языка: уменьшилось число русских школ, появились проблемы с их оснащенностью, сокращается количество преподавателей. Принятая Концепции экспорта образовательных услуг РФ на 2011-2020 годы в отдельных положениях носит декларативный характер, не учитывая многочисленных нюансов, связанных с обучением иностранных студентов в нашей стране.

Например, лишь частично урегулирован вопрос о признании в России иностранных дипломов: по состоянию на начало 2016 года на территории РФ признаются дипломы 213 учебных заведений из 22 стран, не считая вузов тех государств, с которыми заключены международные договоры о признании образования (на сегодняшний день действуют 80 таких договоров, которые разрабатывались в разное время, начиная с 1960-1980-х годов, поэтому по-разному детализированы).

Сохраняется проблема и обратного порядка - легализация российских дипломов за рубежом из-за отличий национальных систем образования, принадлежности национальных правовых систем к разным правовым семьям (если речь идет о дипломе в сфере юриспруденции).

На уровне вузов - сравнительно малое количество качественных образовательных программ на иностранных языках; низкий уровень владения иностранными языками в среде российских преподавателей. Несовершенна и система внутривузовского сопровождения и поддержки

иностранных студентов, что, кстати, во многом перерастает в общее впечатление иностранцев от обучения в России. Плюс высокая стоимость проживания в мегаполисах...

Вместе с тем Россия обладает значительным экспортным потенциалом в сфере высшего образования, и расширение экспорта образовательных услуг в нашей стране имеет реальные перспективы. Обусловлено это такими конкурентными преимуществами, как:

- фундаментальность и высокий уровень российского образования, особенно в ведущих вузах;

- возможность обучения по направлениям (специальностям), отсутствующим в вузах других стран;

- многолетний опыт работы на международном рынке образовательных услуг и наличие госпрограммы обучения иностранных граждан;

- доступная стоимость обучения на контрактной основе, повышающая его привлекательность для абитуриентов, прежде всего, из развивающихся стран.

Опыт ведущих российских университетов показывает, что на уровне вуза эффективными стратегическими мерами по повышению конкурентоспособности отечественного образования являются [7]:

- увеличение количества программ двойных и множественных дипломов;

- активное внедрение образовательных программ на иностранных языках, систематическое проведение защит на иностранных языках;

- привлечение большего числа иностранных преподавателей;

- разработка стабильной и при этом гибкой ценовой политики, опирающейся на систему скидок;

- учреждение именной стипендии, покрывающей стоимость обучения (заметим, что наличие в вузе собственной стипендиальной программы служит важным показателем во многих международных системах оценки вузов);

- совершенствование механизма предварительного контроля знаний иностранных абитуриентов (в том числе с использованием права преимущественного приема) с целью предупреждения академической неуспеваемости;

- содействие в трудоустройстве иностранцам, желающим остаться после окончания учебы в России;

- проведение активной рекламной и PR-кампании в интернете, в частности в социальных сетях;

- участие в международных образовательных выставках, организуемых ведущими рейтинговыми агентствами, сотрудничество с крупными рекрутинговыми центрами;

- сотрудничество с зарубежными вузами, посольствами и министерствами образования зарубежных государств;

- открытие зарубежных филиалов и представительств вуза в наиболее перспективных регионах.

Эксклюзивная государственная задача, на наш взгляд, заключается в формировании уникального бренда российского высшего образования, способного успешно конкурировать с европейскими и англо-американскими образцами. Базой для него может послужить растущая популярность русского языка и русской культуры в мире.

На плечи государства должно лечь решение таких масштабных вопросов, как усиление практической направленности традиционно фундаментального российского образования (в частности, в контексте перехода к компетентностной модели образования); развитие системы повышения квалификации вузовского персонала, занимающегося вопросами международной деятельности, преподавателей, работающих с иностранными студентами; развитие многоканального финансирования мероприятий по расширению экспорта российских образовательных услуг; обновление инфраструктуры вузов; внедрение передовых технологий дистанционного обучения и совершенствование законодательной базы дистанционного обучения как предмета экспорта; формирование партнерских отношений российских вузов с соотечественниками, проживающим за рубежом, с перспективами их расширения через малый, средний и крупный бизнес.

Для успешной реализации Концепции экспорта образовательных услуг РФ в 2013-2015 годах уже были внесены важные изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», благодаря которым, в частности, существенно упростился порядок получения иностранными студентами разрешения на временное проживание и на работу. А с целью укрепления связей с иностранными выпускниками в 2015 году была создана Всемирная ассоциация выпускников российских (советских) высших учебных заведений.

Заключение

1. Несмотря на существенную потерю своих позиций на мировом рынке образовательных услуг, Россия имеет высокий экспортный потенциал в сфере образования, который может быть успешно реализован при условии планомерного выполнения намеченных задач.

2. Не стоит игнорировать и тот момент, что выпускники-иностранцы советских и российских вузов, вернувшиеся на родину высокопрофессиональными специалистами, с благодарностью к России вспоминают о своих студенческих временах. За годы существования СССР и в последующие 20 лет в отечественных вузах прошли обучение более миллиона иностранных студентов примерно из 180 стран мира. Это огромный капитал (или, как ее сегодня называют, «мягкая сила») нашей страны, чисто пророссийский фактор во многих регионах мира. Поэтому можно оптимистично говорить о постепенном возвращении России в число лидеров мирового рынка образовательных услуг.

ИСТОЧНИКИ:

1. Education at a Glance 2015. OECD Indicators. - Paris: OECD Publishing, 2015. - 563 p.

2. Open Doors 2015. Report on International Educational Exchange [Electronic resource] //

Institute of International Education. - 2015. - Mode of access: http://www.iie.org

3. «Утечка мозгов» из России увеличилась за последние полтора года [Электронный

ресурс] // РБК. - 2015. - 24 марта. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/society/24/03/2015/551134c29a7947727d49866d

4. Косевич А.В. Российское высшее образование на международном рынке

образовательных услуг: проблемы и перспективы // Вестник Международного института экономики и права. - 2011. - № 3. - С. 5-21.

5. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический

сборник. Вып. 5. - М.: Социоцентр, 2015. - 416 с.

6. Рагулина Ю.В., Завалько Н.А., Кожина В.О. Международная торговля: Учебник. - М.:

ИНФРА-М, 2014. - 272 с.

7. Косевич А.В., Кожина В.О. Конкурентоспособность российского образования в условиях

глобализации мировой экономики [Электронный ресурс] // Московский экономический журнал. - 2016. - № 1. - Режим доступа:

http://qje.su/mezhdunarodnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2016-4/

8. Елкина А.С. Интернационализация образовательных услуг ВУЗа в современных

условиях // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2009. - № 1. - С. 192-198.

9. ГоршковаЛ.Ю. Пути повышения конкурентоспособности России на мировом рынке

образовательных услуг // Страны с развивающимися рынками в условиях финансово-экономического кризиса: Сборник материалов конференции. - М.: РУДН, 2011. - 361 с. - С. 238-241.

10. Косевич А.В., Кожина В.О. Качество высшего образования как фактор обеспечения

конкурентоспособности страны в условиях глобализации мировой экономики // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 2-1. - С. 215-218.

11. Шевцова Е.В. Основные механизмы миграционной политики по привлечению учебных

мигрантов: чему Россия может научиться у ведущих мировых держав? // Вестник НГУЭУ. - 2012. - № 1. - С. 78-87.

Veronika O. Kozhina, Candidate of Science, Economics, Head of the Department of Economic Theory and World Economy, International Institute of Economics and Law, Moscow

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Alexander V. Kosevich, Candidate of Science, Economics, Rector, International Institute of Economics and Law, Moscow

The impact of globalization processes of the world economy on the competitiveness of Russian education

ABSTRACT

The article discusses the current issues of the impact of globalization on the competitiveness of Russian education. The authors analyze the factors affecting the export of educational services in various countries. They demonstrate the strategic potential of Russia in the field of export of higher education. They analyze the reasons hindering the today's expansion of the export of Russian educational services. They examine possible measures to strengthen Russia's position in the international market of educational services both on the part of the government and the university. This article will be useful to researches concerned with the export of educational services.

KEYWORDS: globalization of the world economy, higher education, competitiveness of the education, international market of educational services, export of educational services, foreign students

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.