ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
21
УДК 378(100)(045)
Э.Ф. Галямова, Г. О. Кудимана
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Раскрываются роль и значение экспорта образовательных услуг для страны. Приводятся статистические данные, характеризующие российский экспортный потенциал: количество иностранных студентов, получающих высшее образование в России, их страновая принадлежность, доля России на международном рынке образовательных услуг. Рассматриваются ключевые аспекты привлекательности страны и вузов. Перечисляются основные критерии, по которым потенциальные абитуриенты из других стран могут оценивать университеты России, среди них: стоимость обучения и проживания, качество образования, репутация, имидж вуза. Анализируются проблемы, свойственные системе высшего образования, и перспектива их решения российским государством. Выделяются правовые вопросы иностранных граждан, связанные с постановкой на миграционный учет, трудоустройство и прохождение учебной практики. На основании исследования, проведенного в 2016 г. Удмуртским государственным университетом, выявляются проблемы, с которыми сталкиваются иностранные студенты при поступлении в университет и в процессе получения высшего образования. Делаются выводы о необходимости проработки комплексных мер по повышению привлекательности российских вузов. Подчёркивается целесообразность решения проблем, связанных с социально-психологической адаптацией иностранных студентов. Приводится опыт стран-лидеров рынка образовательных услуг.
Ключевые слова: привлекательность вуза, экспорт образовательных услуг, международный рынок образовательных услуг, иностранные студенты, имидж вуза, адаптация иностранных студентов.
Увеличение экспорта образовательных услуг является одним из приоритетных направлений государственной политики многих стран. Участие в глобальных процессах развития науки и образования способствует реализации социально-экономических и геополитических интересов. Интеллектуальный образовательный капитал определяет направление и динамику развития стран и их конкурентоспособность на международной арене. Для ряда государств экспорт образования становится важной статьёй формирования бюджета за счёт получения прямого и косвенного доходов от обучения иностранных студентов. США и Великобритания получают немалые доходы от продажи образовательных услуг. В Австралии образовательные услуги по объёму занимают третье место среди источников дохода государственной казны [1].
Развитие экспортного потенциала высшего образования признается одним из важнейших стратегических направлений государственной политики России. Усиление авторитета российского высшего образования, повышение привлекательности российских вузов на мировом образовательном рынке повышает конкурентоспособность системы национального образования, усиливает позиции страны в мировом сообществе за счёт распространения достижений отечественной науки, национальной культуры. Для российской системы высшего образования обучение иностранных граждан является дополнительным источником финансовых ресурсов, так как почти 70 % иностранцев в России учатся платно [2].
Количество иностранных абитуриентов можно назвать одним из важнейших показателей качества и привлекательности национальной системы образования. Совокупная численность иностранных студентов по данным Института образования НИУ ВШЭ в России на начало 2015/2016 академического года составила 237 538 человек (5 % от общего числа студентов в Российской Федерации). В динамике данный показатель имеет тенденцию к увеличению (табл. 1).
По данным ОЭСР в 2016 г., доля России на международном рынке образовательных услуг составляла около 7 %. Это 6-е место после США (25 %), Великобритании (12 %), Китая (10 %), Франции (8 %), Австралии (7 %) [3]. Обновление российского высшего образования, его инновационный потенциал, содержание и формы организации на сегодняшний момент отстают от скорости изменений в мире, динамики модернизации вузов в развитых странах [4].
В разрезе стран наибольший удельный вес занимают страны бывшего СССР (79 %). В этой группе наиболее представленными являются Казахстан (36 %), Узбекистан (11 %), Украина (11 %), Туркменистан (9 %), Беларусь (8 %). Примерно 21 % иностранных студентов в России из дальнего зарубежья. Больше всего обучающихся из Азии (57 %, и половина из них - китайцы). Еще для 19 % родиной являются страны Африки и Ближнего Востока. Студентов из Европы - около 4 %, а из Северной Америки,
Австралии и Океании - всего 0,5 %. Наиболее популярными направлениями у иностранных студентов являются здравоохранение, экономика и управление, а также гуманитарные науки [2].
Таблица 1
Динамика общей численности иностранных граждан, обучавшихся в вузах РФ в 2010/2011 - 2015/2016 академических годах по очной и заочной форме
Годы Численность иностранных граждан Доля иностранных граждан в составе всех студентов российских вузов, %
2010/2011 187,3 2,65
2011/2012 198,5 3,05
2012/2013 225,0 3,70
2013/2014 250,2 4,43
2014/2015 282,3 5,42
2015/2016 237,5 5,0
Выбирая вуз, потенциальный абитуриент руководствуется личными мотивами поступления, оценивая привлекательность страны и её образовательных услуг в целом, а также привлекательность конкретного вуза.
Привлекательность страны с целью получения высшего образования обусловлена для иностранцев рядом факторов: распространенностью языка обучения; экономической и культурной привлекательностью страны; авторитетом страны на международной арене; уровнем национальной системы образования; геополитическими, торгово-экономическими, культурно-историческими связями между страной-экспортером и страной-импортером; продвижением национальных институтов образования в глобальном пространстве [5].
К основным критериям оценки привлекательности конкретного вуза можно отнести: стоимость обучения и проживания, качество образования, репутацию, имидж вуза.
Стоимость обучения зависит от многих факторов: страны, ценовой политики самого учебного заведения, типа программы и продолжительности обучения.
Самые дорогие университеты находятся в США и Великобритании. Высокая стоимость обучения в университетах этих стран обусловлена высоким международным рейтингом, престижем, - это и привлекает в них студентов со всего мира. В России стоимость обучения ниже, чем во многих странах, иностранцы могут претендовать на бюджетные места. Помимо этого, процесс поступления в России несколько легче, чем во многих других странах [6].
Среди критериев выбора российского образования иностранцами ключевыми являются не только приемлемая стоимость обучения, как отметили 24 % респондентов в ходе масштабного исследования, проведённого в 2015 г. ФГАНУ «Социоцентр» при Министерстве образования и науки РФ, но и высокое качество российского образования (27 %) [7].
По мнению разных авторов, качество образования должно соответствовать требованиям стандарта, требованиям заказчиков на образование (работодателей) либо запросам потребителей знаний (студентов). В отношении высшего профессионального образования качество должно отражать соответствие уровня подготовки бакалавров, магистров и специалистов, заявленным требованиям федеральных и мировых стандартов. Потенциальные абитуриенты оценивают при выборе вуза гибкость образовательных программ и сопоставимость профессиональных квалификаций, а также качество образовательной инфраструктуры, уровень системы сопровождения и поддержки иностранных учащихся.
Качество образовательной инфраструктуры включает: образовательный сервис (наличие свободного доступа в Интернет, компьютерных классов, оснащенность учебных аудиторий и лабораторий, материально-техническое оснащение кафедр и вуза в целом), состояние обслуживающего сервиса (число и состояние общежитий, спортивных объектов и так далее).
Большое значение для принятия решения о поступлении в тот или иной вуз имеет его репутация, имидж. Как правило, мнение о вузе формируется в результате либо прямого контакта, либо на основе информации, полученной о нём из других источников. В процессе формирования положительного имиджа вуза роль играет даже незначительная информация, учитывающая характер отношений иностранных учащихся с российскими студентами, местным населением, а также наличие проблем, связанных с изучением русского языка, условиями проживания.
Для привлечения иностранных студентов в российские вузы, а также для формирования в Интернете уникального бренда российского высшего образования был запущен сайт 81ЫутЯш81а, на котором представлена вся необходимая информация для желающих получить высшее образование в России. Также специалистами медиагруппы «Россия сегодня» был разработан интерактивный навигатор «Лучшие университеты России: выбери свой», с помощью которого потенциальные абитуриенты могут сделать выбор российского вуза, задавая нужные параметры. Всего в финальную версию Навигатора вошли 207 вузов Российской Федерации. База данных содержит полную информацию о каждом университете: о его деятельности, образовательной и научной направленности, участии в международных рейтингах, а также о стоимости обучения и сопутствующих расходах (проживание, питание, страховка, литература), количестве обучающихся иностранных граждан, конкурсе, сроках подачи документов. В частности имеется возможность отсеивать вузы по следующим критериям: наличию или отсутствию общежитий, курсов русского языка, образовательных программ на английском языке, направлений подготовки доступных на русском языке, доступных форм обучения, спортивной инфраструктуре (наличию бассейна и спорткомплекса) [9].
Привлекательность отечественного образования для иностранных граждан снижает ряд проблем, свойственных системе высшего образования России и служащих барьером на пути усиления международного сотрудничества. По мнению многих экспертов в данной области, к ним можно отнести несовершенный механизм обеспечения учебной миграции, визовые ограничения для граждан из ряда стран; ограничения в трудоустройстве во время учёбы; преобладание в учебном процессе программ на русском языке; проблемы межэтнического характера.
Упрощенные таможенный и миграционный режимы могли бы повысить потенциальные возможности экспорта образовательных услуг из России. В данном направлении ведётся работа при поддержке Министерства образования и науки в России рассматривается ряд законопроектов миграционного характера. В МВД в начале 2017 г. согласовали законопроект, согласно которому иностранные студенты в РФ смогут получать сразу годовую визу, а не трехмесячную. Это позволит решить проблему быстрого прекращения действия срока визы и предотвратить вытекающие отсюда последствия.
На данный момент иностранные студенты могут работать в России только на основании поддержки профильного учебного заведения в стенах данного вуза, либо по профессиональной ориентации (практика). В ряде развитых стран студенты имеют право работать во время обучения. В Австралии студент, въехавший в страну по студенческой визе, имеет право работать до 20 час. в неделю с момента начала занятий и без ограничений в период каникул. В Великобритании в случае, если курс обучения составляет выше 24 недель, может быть оформлена студенческая виза, позволяющая работать в свободное от учебы время без оформления разрешения на работу. Студент имеет право вести трудовую деятельность в течение неполного рабочего дня, во время каникул предоставляется возможность работать полный рабочий день [10].
Учитывая опыт других стран, в РФ прорабатываются различные варианты расширения возможностей трудоустройства тех, кто хочет получать российское образование, не ограничивая их в выборе места и вида трудовой деятельности. Иностранные студенты смогут подрабатывать во время учёбы, устраиваться на различные должности, работать как по специализации, так и по другим направлениям.
Для решения языковой проблемы, связанной с обучением иностранцев в России, упор делается не на увеличении числа образовательных программ и курсов на иностранных языках, а на популяризации русского языка, культуры и образования на русском языке. Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016 - 2020 гг., утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 г. №481, призвана решить эту задачу.
Перечисленные проблемы решаются в масштабах страны. Основная нагрузка, связанная с учебным процессом и адаптацией иностранных студентов ложится на плечи вузов, принимающих иностранцев для обучения.
Для более детального изучения вопросов качества высшего образования, получаемого иностранными студентами, а также выявления проблем, с которыми они сталкиваются, в 2016 г. Центром международного образования Удмуртского государственного университета было проведено исследование. Удмуртский университет поддерживает партнерские отношения в рамках 36 международных договоров с вузами СНГ, Европы, Азии и США. В 2016 г. УдГУ привлекло 175 иностранных студентов из 17 стран. Из стран ближнего зарубежья можно отметить Украину, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан; из дальнего зарубежья - Ирак, Иран, Сирию, Вьетнам, Анголу, Йемен, Таиланд, Южную Корею [11].
Анализ данных опроса 24 студентов из разных стран мира показал, что большинство из них при выборе вуза привлекла возможность обучения на русском языке (примерно 40 % от числа ответов), а также специальности, которых нет в других вузах (25 %). Многие из них руководствовались рекомендациями родных, близких и знакомых (18 %).
Информацию об УдГУ многие из них получили от друзей, знакомых или родственников (45 %), примерно 16 % узнали о вузе через Интернет, столько же - от студентов этого вуза, 8 % респондентов в качестве источника информации назвали рекламные материалы.
На момент проведения опроса больше половины респондентов в целом были удовлетворены стоимостью и качеством получаемого образования.
Необходимость говорить по-русски и различия в климате стали для многих иностранных абитуриентов первым испытанием после поступления в вуз, так ответили 41 % и 26 % соответственно.
Половина студентов до поступления в УдГУ не знали русский язык и прошли языковую подготовку в Центре довузовского образования и на курсах русского языка. Плохое владение русским языком, затрудняющее не только бытовые коммуникации, но и освоение изучаемой специальности, сохраняется у многих до последнего курса обучения. Примерно 62 % респондентов считает необходимым ввести дополнительные занятия по русскому языку.
Иностранные студенты испытывают трудности при освоении научных понятий и терминов изучаемых дисциплин, поскольку большинство учебных пособий - на русском языке. Следствием сложившихся трудностей является более низкий уровень успеваемости иностранных студентов по сравнению с их сокурсниками из России.
Только четверть из общего числа опрошенных адаптировались к новым условиям достаточно быстро. Быстрой адаптации также мешает проблема дискриминации, многие студенты не желают говорить об этом, но указывают на то, что дискриминация встречается не в стенах вуза, а за его пределами со стороны местных жителей в общественных местах.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
1. Для российских вузов привлечение иностранных абитуриентов является одной из приоритетных задач в первую очередь с точки зрения получения дополнительной экономической выгоды, так как большинство этих студентов учатся платно. Особенно это актуально в свете современных тенденций на рынке международного образования. В масштабах страны повышение привлекательности российского высшего образования сопряжено с появлением новых политических возможностей влияния России на международной арене через распространение русского языка, достижений российской науки и культуры.
2. Численность поступающих в российские вузы иностранцев с каждым годом увеличивается, также растёт их доля в общей численности студентов, что связано, скорее, с падением числа российских абитуриентов. Наибольший поток иностранных студентов приходится на бывшие республики СССР (Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Украины). Это обусловлено тем, что они имеют общую с нами историю, близки к нам по академической культуре. Обучение таких студентов можно назвать менее затратным с точки зрения адаптации образовательных программ, организации учебного процесса. Студенты из стран бывшего СССР имеют преимущество в распределении квот на бюджетные стипендии для обучения в российских вузах.
Доля студентов-иностранцев из других географических регионов гораздо ниже, но при этом наблюдается увеличение количества студентов из Европы на 40 %, Индии и Китая - на 20 % и 10 % соответственно.
Несмотря на неуклонный рост количества иностранцев, выбирающих в качестве страны обучения Россию, доля нашей страны на мировом рынке образовательных услуг является незначительной. Львиная доля экспорта образовательных услуг принадлежит университетам США и Великобритании. Это связано в частности с тем, что английский является глобальным языком. Более того, самые престижные университеты мира уделяют много внимания вопросам модернизации вуза, постоянно развивают и улучшают условия для иностранных студентов, немалую роль играет государственное финансирование и общая политика по повышению привлекательности высшего образования для иностранных студентов.
3. Привлекательность высшего учебного заведения на международном рынке образовательных услуг во многом определяется его положительным имиджем, созданным средствами массовой информации и грамотной РЯ-кампанией университета. Нужно учитывать, что большая часть иностранных студентов руководствуется при выборе вуза рекомендациями друзей, родственников, знакомых,
бывших студентов, получивших диплом конкретного вуза и вернувшихся на родину. Единая выработанная концепция рекламной политики российского высшего образования поспособствовала бы хорошей пропаганде отечественного образования за пределами страны.
4. Хорошее качество образования при его адекватной стоимости является основным критерием выбора того или иного вуза. Большинство иностранных студентов считают российское образование качественным, а стоимость обучения в российских вузах приемлемой. Хотя обучение в некоторых отечественных вузах далеко не самое дешёвое. Цены на платные образовательные услуги в разных университетах РФ существенно отличаются.
5. Основной сложностью, с которой сталкиваются иностранцы после приезда на учебу в Россию, является низкий уровень подготовки по русскому языку. Плохое владение русским языком, затрудняющее не только бытовые коммуникации, но и освоение изучаемой специальности, сохраняется у большинства до последнего курса обучения. Многие из них испытывают значительные трудности в усвоении знаний, учитывая то, что образовательные программы и курсы часто не адаптированы для иностранных студентов. Своевременное восполнение пробелов в знаниях позволяет студентам поверить в свои силы и с полной отдачей включиться в учебу.
Центральное место в решении многих проблем иностранных студентов занимает успешная адаптация в новой социокультурной среде. Здесь важно применять индивидуальный подход.
Во-первых, необходимо дифференцировать иностранных учащихся по группам и разработать уникальный подход для обучения студентов из стран СНГ, стран дальнего зарубежья, Европы и США, Китая, учитывая особенности адаптации каждой группы.
Во-вторых, оперативно решать вопросы безопасности, жилья и медицинского обслуживания. Чтобы привлечь потенциальных абитуриентов из других стран, правительства многих государств стремятся сделать условия их проживания на своей территории более привлекательными. В университетских кампусах США особое внимание уделяется современным требованиям студентов. Постоянно увеличиваются расходы на реконструкцию внешнего вида строений и внутреннее оснащение зданий, на повышение комфорта жилых помещений. Среди российских вузов в этом вопросе интересен опыт Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), который имеет уникальную инфраструктуру единого университетского кампуса, включающего, кроме самых современных возможностей для развития личности, ведение образовательной, исследовательской и инновационной деятельности, бизнес-объекты мирового уровня: конгресс-центр и современную медицинскую клинику.
В-третьих, оказывать социально-психологическую помощь иностранным студентам на протяжении всего периода обучения. Назначать тьюторов в лице студентов старших курсов, молодых преподавателей кафедры (аспирантов, магистрантов) с хорошим знанием английского языка. Такая поддержка позволяет улучшать академические достижения студента-иностранца, повышать его удовлетворённость качеством полученного образования и лояльность вузу.
Поддержка иностранных студентов в процессе их адаптации является мощным инструментом повышения привлекательности вуза в глазах реальных и потенциальных потребителей образовательных услуг. Положительные отзывы бывших студентов с высокой степенью лояльности могут стать дополнительной рекламой российских вузов и поспособствовать увеличению количества приезжающих иностранных учащихся.
Повышению привлекательности российского высшего образования и отдельно взятых вузов способствуют мощные информационно-рекламные кампании и единая концепция повышения международного престижа. Вузы-лидеры рынка образовательных услуг для достижения данной цели используют следующие инструменты: участие в специализированных образовательных выставках в странах, наиболее перспективных с точки зрения массового поступления зарубежных абитуриентов; создание ассоциации выпускников для увеличения размера эндаумент-фонда и для продвижения вуза в профессиональных и деловых сообществах; разработку и поддержание сайта на иностранном языке; участие в рейтингах; скрытую и явную пропаганду; формирование и развитие общенациональных маркетинговых служб; проведение мониторинга и маркетинговых исследований, призванных способствовать экспорту высшего образования.
Для достижения высоких результатов в области привлечения потенциальных абитуриентов из других стран российским вузам необходимо перейти от осуществления отдельных мероприятий к реализации комплекса мер, используя опыт флагманов на международном рынке образовательных услуг. Ключевую роль играет государственная поддержка. Реализация конкретных мер требует координации усилий не только со стороны высших учебных заведений, но и со стороны государственных органов местных и федеральных властей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Академическая мобильность иностранных студентов в России. Факты образования // Институт образования НИУ ВШЭ. 2016. Вып. 7. URL: http://ioe.hse.ru/factobr
2. Экспорт российских образовательных услуг: стат. сб. Вып. 6 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Социоцентр, 2016. 408 с.
3. Open Doors 2015. Report on International Educational Exchange // Institute of International Education: site. URL: http://www.iie.org
4. Плаксий С.И. Конкурентоспособность российского высшего образования // Карьерный рост: транснациональные диалоги об управлении персоналом и развитии рынка труда. URL: http://www.punkt-a.com/ru/pb/ art/bp011.plaxiy.htm
5. Косевич А.В., Кожина В.О. Конкурентоспособность российского образования в условиях глобализации мировой экономики // Моск. эконом. журн. 2016. № 12.
6. Иностранных студентов в России за год стало на 8 % больше // Известия. URL: http://izvestia.ru/news/625055.
7. Учиться в России: всё больше иностранных студентов выбирают российские вузы // Информационный портал фонда Русский мир. URL: http://www.russkiymir.ru/publications/221537/.
8. Экспорт образовательных услуг и положение вузов в международных рейтингах как инструменты вхождения России в мировое образовательное пространство // Международные образовательные связи. URL: http://mgs.org.ru/ 2016/09/экспорт-образовательных-услуг-и-поло//
9. Лучшие вузы России: выбери свой // Проект «Социальный навигатор» медиагруппы «Россия сегодня». URL: http://ru.sputniknews-uz.com/society/20160919/3535743.html
10. Предложения по улучшению стратегии России в области привлечения иностранных студентов (на примере опыта зарубежных стран) // Мировое и национальное хозяйство. 2012. №2(21)
11. Управление международного сотрудничества и связей с общественностью // Официальный сайт Удм. гос. ун-та. URL: http://d-msso.udsu.ru/
Поступила в редакцию 07.04.17
E.F. Galiamova, G.O. Kudimana
THE ATTRACTIVENESS OF RUSSIAN UNIVERSITIES IN THE INTERNATIONAL MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES
The article reveals the role and importance of export of educational services. Statistical data characterizing the Russian export potential are given: the number of foreign students receiving higher education in Russia, their country of residence, Russia's share in the international market of educational services. The authors examine the key aspects of attractiveness of the country and universities. Also they list the main criteria by which potential entrants from other countries can evaluate the universities of Russia, among them: the cost of study and living, quality of education, reputation, image of universities. The authors analyze the problems inherent in the system of higher education and the perspectives of their solution by the Russian government. They also highlighted legal issues of foreign citizens associated with the registration of migration, as well as employment and educational practices. Based on the research carried out in 2016 by the Udmurt state University, the authors of the article identify the problems faced by foreign students when applying to the University and in the process of obtaining higher education. Conclusions about the necessity of elaboration of comprehensive measures to enhance the attractiveness of Russian universities are made. The advisability of solving problems related to socio-psychological adaptation of foreign students is marked. The experience of countries-leaders of the educational services market is given.
Keywords: attractiveness of the University, export of educational services, international educational market, foreign students, image of the University, adaptation of foreign students.
Галямова Эльмира Фаритовна,
кандидат экономических наук, старший преподаватель E-mail:[email protected]
Кудимана Гонсалу Орфеу, магистрант кафедры экономики E-mail: [email protected]
ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)
Galiamova E.F.,
Candidate of Еconomics, Senior Lecturer E-mail:[email protected]
Kudimana G.O., Master degree Student E-mail: [email protected]
Udmurt State University
Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034