Научная статья на тему 'Воздействие рейтинга и сетевого имиджа высшего учебного заведения на академическую мобильность иностранных студентов (на примере Дальневосточного федерального университета)'

Воздействие рейтинга и сетевого имиджа высшего учебного заведения на академическую мобильность иностранных студентов (на примере Дальневосточного федерального университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
540
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / РЕЙТИНГ ВУЗА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ / INTERNATIONALIZATION OF EDUCATION / EDUCATIONAL SERVICES / ACADEMIC MOBILITY OF FOREIGN STUDENTS / FEDERAL UNIVERSITY / UNIVERSITY RATING / COMPETITIVENESS OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / OFFICIAL WEBSITE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глушненкова Людмила Тимофеевна, Коваленко Светлана Витальевна

В данной статье определено влияние таких ключевых факторов интернационализации образования как рейтинг и сетевой имидж учреждений высшего образования на академическую мобильность иностранных студентов. Авторами рассмотрена взаимосвязь конкурентоспособности Дальневосточного федерального университета с академической мобильностью иностранных студентов. В исследовании определено, что большая доля иностранных студентов в вузе способствует формированию высокого рейтинга, и в свою очередь, а значительный рейтинг высшего учебного заведения привлекает большее число иностранной молодежи. Обращено внимание на проблему повышения конкурентоспособности вуза, определено значение узнаваемости высшего учебного заведения, его бренда в разрешении данной проблемы. Авторами утверждается также, что «раскручивание» бренда высшего учебного заведения включает в себя значительную работу по формированию сетевого имиджа университета. В исследовании отмечено также, что официальный сайт, отвечающий важнейшим запросам потребителей образовательных услуг, позволит не только повысить конкурентоспособность высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг, но и оказать положительное влияние на показатели академической мобильности иностранных студентов, на рейтинг вуза в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of the rating and network image of the higher educational institution on the academic mobility of foreign students (on the example of the Far Eastern Federal University)

This paper defines the impact of such key factors in the internationalization of education as the rating and network image of institutions of higher education on the academic mobility of foreign students. The authors consider the relationship between the competitiveness of the Far Eastern Federal University and the academic mobility of foreign students. The study found that a large proportion of foreign students in the university contributes to the formation of a high rating, and in turn, and a significant rating of higher education attracts a greater number of foreign youth. Attention is paid to the problem of increasing the competitiveness of the university, the importance of the recognition of the higher education institution, its brand in solving this problem is determined. The authors also state that the "unwinding" of the brand of the higher educational institution includes significant work on the formation of the network image of the university. The study also noted that an official site that meets the most important needs of educational services consumers will not only increase the competitiveness of a higher educational institution in the educational services market, but also have a positive impact on the academic mobility of foreign students and on the university rating as a whole.

Текст научной работы на тему «Воздействие рейтинга и сетевого имиджа высшего учебного заведения на академическую мобильность иностранных студентов (на примере Дальневосточного федерального университета)»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/

Том 9, №4 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-4.php

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/78EVN417.pdf

Статья опубликована 04.09.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Глушненкова Л.Т., Коваленко С.В. Воздействие рейтинга и сетевого имиджа высшего учебного заведения на академическую мобильность иностранных студентов (на примере Дальневосточного федерального университета) // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №4 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/78EVN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 33-378

Глушненкова Людмила Тимофеевна

ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Россия, Владивосток

Доцент

E-mail: luda_gl@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=794353

Коваленко Светлана Витальевна

ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Россия, Владивосток

Кандидат исторических наук, доцент E-mail: kovalenko_svi@students.dvfu.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=236157

Воздействие рейтинга и сетевого имиджа высшего учебного заведения на академическую мобильность иностранных студентов (на примере Дальневосточного федерального университета)

Аннотация. В данной статье определено влияние таких ключевых факторов интернационализации образования как рейтинг и сетевой имидж учреждений высшего образования на академическую мобильность иностранных студентов. Авторами рассмотрена взаимосвязь конкурентоспособности Дальневосточного федерального университета с академической мобильностью иностранных студентов. В исследовании определено, что большая доля иностранных студентов в вузе способствует формированию высокого рейтинга, и в свою очередь, а значительный рейтинг высшего учебного заведения привлекает большее число иностранной молодежи.

Обращено внимание на проблему повышения конкурентоспособности вуза, определено значение узнаваемости высшего учебного заведения, его бренда в разрешении данной проблемы. Авторами утверждается также, что «раскручивание» бренда высшего учебного заведения включает в себя значительную работу по формированию сетевого имиджа университета. В исследовании отмечено также, что официальный сайт, отвечающий важнейшим запросам потребителей образовательных услуг, позволит не только повысить конкурентоспособность высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг, но и оказать положительное влияние на показатели академической мобильности иностранных студентов, на рейтинг вуза в целом.

Ключевые слова: интернационализации образования; образовательные услуги; академическая мобильность иностранных студентов; федеральный университет; рейтинг вуза; конкурентоспособность высшего учебного заведения; официальный сайт

Цель данного исследования - выявить влияние рейтинга и сетевого имиджа ДВФУ на академическую мобильность иностранных студентов. Для достижения цели были решены следующие задачи: определено понятие академической мобильности студентов, выявлена взаимозависимость академической мобильности и рейтинга университета, показано значение бренда для повышения конкурентоспособности вуза, а также влияние формы и содержания сайта вуза на бренд и, следовательно, на повышение конкурентоспособности и академической мобильности иностранных студентов.

Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения электронных информационных источников, включая отечественные и зарубежные рейтинги вузов и методические подходы к их формированию. В данной работе был использован аналитический метод, применение которого позволило выявить слабые места в содержании и представлении информации на сайте ДВФУ для иностранных студентов и, тем самым, определить направления по улучшению характеристик официального сайта, что по мнению авторов, будет способствовать росту академической мобильности иностранных студентов и конкурентоспособности Дальневосточного федерального университета на рынке образовательных услуг.

Процессы глобализации затронули все сферы общественного развития - политику, экономику, социальную сферу, в том числе, образование. Происходит активная интернационализация высшего образования, как объективный процесс и как одна из форм международного сотрудничества. Интернационализация образования, активное внедрение различных видов международного образования, увеличение потоков студентов, принимающих участие в программах академической мобильности, привлекает внимание значительное количество исследователей и практиков образования. Среди них необходимо отметить работы Л. Н. Гарусовой, С. Ю. Седуновой, Ременцова А. Н. и др. [1-11].

Рассматривая многоаспектность понятия «академическая мобильность студентов» Шестова Ю. О. и Рыжова И. В. указывают, что суть академической мобильности - форма организации учебного процесса. Академическая мобильность - это обучение студента за рубежом, в стране, гражданином которой он не является. Т. е. академическая мобильность -временное пребывание в иностранном учебном заведении с целью получения образования, а затем - возвращение домой. В данном контексте под получением образования подразумевается не только освоение образовательных программ, но и прохождение практик, стажировок, научно-исследовательская деятельность, государственная аттестация с получением диплома [10].

В целом, численность иностранных студентов в России на начало 2015/2016 академического года составила 237 538 человек (5 % от общего числа студентов в Российской Федерации). Значительная часть из них приходится на студентов из стран бывшего СССР (79 % от числа иностранных студентов).

В ведущих вузах, включая РУДН, в общей сложности обучается около четверти (24 %) иностранных студентов. Среди них наиболее интернационализированными (после РУДН) являются Томский политехнический университет (граждан других стран среди студентов вуза - 21 %), Московский институт стали и сплавов (16 %). Наименее интернационализированные -Санкт-Петербургский академический университет (нет иностранных студентов), СевероВосточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (менее 1 %). В федеральных

университетах средняя доля иностранных студентов составляет 4,2 %, что ниже, чем в национальных исследовательских университетах (6,9 %)1.

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг определяется, в том числе, и уровнем академической мобильности студентов. Проект 5-100 направлен на повышение конкурентоспособности ведущих российских университетов. Высшие учебные заведения - участники проекта разработали дорожные карты, по реализации которых определяется участие вуза в проекте до 2020 года. ДВФУ является участником этого проекта.

Представление о месте вуза в России и мире дают рейтинги, составляемые отечественными и зарубежными рейтинговыми агентствами. Рейтинг вуза служит ориентиром для студентов, ученых, государственных органов, а также позволяет самому университету оценить свое место в мировой системе учреждений высшего образования.

Интересные исследования проведены Рейтинговым агентством RAEX (Эксперт РА) в форме интерактивных опросов участников IV (в 2016 г.) и V (в 2017 г.) Международных форумов вузов «Конкурентоспособность вузов и глобализация: вызовы, ресурсы, опыт». Среди участников Международных форумов были руководители ведущих вузов России, таких, как МГУ им. Ломоносова, МФТИ, МИФИ и др. и региональных высших учебных заведений2.

28 % опрошенных респондентов отмечают, что академическая мобильность студентов -это положительный результат глобализации и интернационализации образования. А на увеличение доли иностранных студентов в вузах, как положительный результат реализации именно проекта 5-100, указывают только 5 % респондентов. Тем не менее, участие вуза в проекте 5-100 позволяет «раскрутить» бренд вуза, сделать его заметным в информационном поле - так считают 40 % респондентов - участников Международных форумов. Один из вопросов касался целевой аудитории, на которую направлены основные усилия по продвижению бренда вуза. 34 % респондентов считают, что репутация и узнаваемость университета важна для абитуриентов и их родителей, а 31 % респондентов считают, что вуз должен в первую очередь позиционировать себя среди академического сообщества3. Опросы, проведенные среди первокурсников московских вузов весной 2016 г. (2,5 тыс. человек), показали, что 63 % респондентов при выборе учебного заведения перед поступлением, ориентировались на рейтинг вуза.

Значение рейтинга вуза подтверждается исследованиями Маковейчука А. В. и Ефимовой И. Н. из Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (ННГУ). Опрос абитуриентов проводился во время работы приемной комиссии вуза. Результат исследования показывает, что 39,7 % респондентов интересовались рейтингами вузов; 21,4% -слышали, но не придают им большого значения. Значимость рейтинговых позиций вуза при его выборе указали 59,4 % опрошенных. Анализ осведомленности абитуриентов о вхождении ННГУ в ТОП-бО 1+ мирового рейтинга вузов QS World University Rankings показывает, что

1 Академическая мобильность иностранных студентов в России [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2016/08/04/1119531130/%D0%A4%D0%9E7.pdf.

2 Результаты опроса участников IV Международного форума вузов «Конкурентоспособность вузов и глобализация: вызовы, ресурсы, опыт». Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/vuz/opros2016 (дата обращения 09.07.2017).

3 Результаты опроса участников V Международного форума ведущих вузов. Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/vuz/opros2017 (дата обращения 09.07.2017).

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №4 (июль - август 2017)

http://naukovedenie.ru publishing@naukovedenie.ru

абитуриенты знают, что ННГУ входит в мировой рейтинг QS в ТОП-бО 1+, и именно это повлияло на выбор вуза - 15,5 % [3].

Для российских студентов доступными являются национальные рейтинги, в первую очередь те, на которые ориентируется Министерство образования РФ, например, рейтинг вузов RAEX (Эксперт РА). ДВФУ в рейтинге RAEX «100 лучших вузов России» в 2015 году на 39 месте, в 2016 г. - на 37 месте, в 2017 - на 34 месте.

Рейтинг вузов RAEX (Эксперт РА) - интегральная оценка качества подготовки выпускников вуза, определяемая количественными параметрами образовательной и научно-исследовательской деятельности вузов и качественными характеристиками, отражающими мнение ключевых референтных групп: работодателей, представителей академических и научных кругов, а также студентов и выпускников вузов.

Интегральная оценка строится из следующих факторов, которые тоже являются интегральными:

• условия для получения качественного образования в вузе (вес = 0,5).

• уровень востребованности работодателями выпускников вуза (вес = 0,3).

• уровень научно-исследовательской деятельности вуза (вес = 0,2)4

Показатель академической мобильности включается в критерий «качество образования», который в итоговый рейтинг входит с весовым коэффициентом 0,5.

Иностранные абитуриенты, скорее всего, ориентируются на мировые рейтинги, такие, как QS World University Rankings, BRICS Ranking, EECA University Rankings.

Рейтинг QS строится на основе шести критериев, один из которых - доля обучающихся в вузе иностранных студентов, отражает степень привлекательности учебного заведения на международной арене. В 2016/2017 учебном году в ДВФУ обучалось 14480 студентов, из них 2153 (14 %) - иностранцы. Ранг Дальневосточного Федерального университета в 2017 г. в QS World University Rankings равен 551, в BRICS Ranking - 94, в EECA University Rankings - 785. Замечательный результат.

Кроме рейтинга в формировании бренда большое значение имеет официальный сайт университета. Здесь опять надо сослаться на социологические исследования в ННГУ. Наиболее популярным источником информации об университете 26,8 % абитуриенты назвали его официальный сайт [3].

Для любого сайта основными характеристиками его информационного наполнения являются: полнота, достоверность, актуальность и доступность информации. Первые три характеристики понятны без разъяснений. Доступность - мера возможности получить информацию, которая зависит от доступности данных и доступности методов интерпретации этих данных.

Даже поверхностный анализ сайта ДВФУ с точки зрения иностранного абитуриента показывает отсутствие версии на китайском языке (большинство иностранных студентов -граждане КНР), отсутствие инструментов для людей с ограниченными возможностями,

4 Результаты опроса участников V Международного форума ведущих вузов. Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/vuz/opros2017 (дата обращения 09.07.2017).

5 QS.Topuniversities. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.topumversities.com/universities/far-eastern-federal-university#322586 (дата обращения 08.10.2017).

отсутствие поисковой системы для быстрой навигации. Нет на сайте и ссылок на рейтинги ДВФУ в российских и мировых рейтинговых агентствах. Анализ сайта www.dvfu.ru, выполненный сервисом SeoLik.ru дает представление о таких характеристиках сайта университета, как поисковые системы, мобильность, трафик, ссылки и др. Самым слабым местом сайта www.dvfu.ru является характеристика «юзабилити», которая означает «дружественность», «удобство пользования». Юзабилити позволяет управлять вниманием пользователя и, безусловно, дает конкурентное преимущество. Один из параметров юзабилити

- скорость загрузки страницы сайта ДВФУ показывает 42 балла из 100 для мобильных устройств и 47 баллов для компьютеров (быстрая загрузка страницы оценивается в 85 баллов). Время ответа сервера составляет для сайта ДВФУ 0,82 сек, а хорошее значение этого показателя

- 0,2 сек. Юзабилити - специалисты утверждают, что повышение комфорта пользователя на сайте увеличивает его лояльность к организации - владельцу сайта, увеличивает время пребывания на сайте, формирует интерес к организации.

Таким образом, оптимизация характеристик сайта ДВФУ, создание версий на китайском языке и для лиц с ограниченными возможностями, представление на сайте информации о месте ДВФУ в мировой и российской образовательных системах, например, в виде ссылок на сайты ведущих рейтинговых агентств, улучшит сетевой имидж университета, усилит внимание к университету, повысит его конкурентные преимущества и, как следствие, академическую мобильность иностранных студентов.

Достоверная оценка степени влияния рейтинга ДВФУ и его сетевого имиджа на академическую мобильность студентов возможна по результатам социологических исследований, подобных проведенным в ННГУ им. Н. И. Лобачевского.

Какие выводы можно сделать из вышесказанного в рамках заявленной темы?

Во-первых - рейтинг вуза является определяющим фактором при выборе абитуриентами места обучения. Во-вторых - участие вуза в проекте 5-100 делает его заметным, позволяет «раскрутить» бренд. В-третьих - академическая мобильность студентов существенно зависит от рейтинга вуза и его сетевого имиджа. В-четвертых - в ДВФУ необходимо провести социологические исследования для выявления факторов воздействия рейтинга и сетевого имиджа вуза на академическую мобильность студентов.

Показатель академической мобильности является составляющей рейтинга вуза, а высокий рейтинг вуза, в свою очередь, привлекает иностранных студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гарусова, Л. Н., Пигинешева А. П. Международное сотрудничество современного регионального университета в контексте интернационализации образования [Электронный ресурс] / Л. Н. Гарусова, А. П. Пигинешева // Науковедение: электронный журнал. - 2013. - №6(19). Ноябрь-декабрь. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6-13-pedagogics.

2. Гарусова Л. Н., Сухая А. Е. Интернационализация высшего образования и международная деятельность университетов российского Дальнего Востока // Территория новых возможностей. - 2014. - №2 (25). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/internatsionalizatsiya-vysshego-obrazovaniya-i-mezhdunarodnaya-deyatelnost-universitetov-rossiyskogo-dalnego-vostoka.

3. Ефимова И. Н., Маковейчук А. В. Анализ влияния роли рейтинговых позиций вуза на мотивацию абитуриентов при выборе места обучения: прикладной аспект // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. -2014. - Выпуск 1 (17). - С.173-181.

4. Лайкова А. А. Юзабилити сайта: принципы и методы оценки // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2016. - №12. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/yuzabiliti-sayta-printsipy-i-metody-otsenki

5. Микова И. М. Академическая мобильность студентов в вузах России // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. - 2010. - №26. - С. 16-22.

6. Полозова О. С. Академическая мобильность в контексте инноваций современного высшего профессионального образования // Вестник БГУ. - 2012. - №1 (1). - С. 43-47.

7. Ременцов А. Н. Направления экспорта образовательных услуг в вузе // Высшее образование в России. - 2015. - №11. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-eksporta-obrazovatelnyh-uslug-v-vuze КиберЛенинка: https://cyberieninka.m/artide/n/napravleniya-eksporta-obrazovatelnyh-uslug-v-vuze.

8. Седунова С. Ю. Трансграничное образование: теория и практика, возможность и реальность // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2011. №13.

9. Силласте Г. Г. Вызовы и социальные риски модернизации высшей школы в изменяющемся мире // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2014. №2 (14).

10. Шестова Ю. О., Рыжова И. В. Академическая мобильность студентов: основные подходы к определению понятия // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №54-8. С. 153-159.

11. Юденко М. Н. Академическая мобильность в свете Болонской декларации // Высшее образование в России. - 2011. - №8-9. - Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskaya-mobilnost-v-svete-bolonskoy-deklaratsii.

Glushnenkova Lyudmila Timofeevna

Far Eastern Federal University, Russia, Vladivostok

E-mail: luda_gl@mail.ru

Kovalenko Svetlana Vital'yevna

Far Eastern Federal University, Russia, Vladivostok E-mail: kovalenko_svi@students.dvfu.ru

The impact of the rating and network image of the higher educational institution on the academic mobility of foreign students (on the example of the Far Eastern Federal University)

Abstract. This paper defines the impact of such key factors in the internationalization of education as the rating and network image of institutions of higher education on the academic mobility of foreign students. The authors consider the relationship between the competitiveness of the Far Eastern Federal University and the academic mobility of foreign students. The study found that a large proportion of foreign students in the university contributes to the formation of a high rating, and in turn, and a significant rating of higher education attracts a greater number of foreign youth. Attention is paid to the problem of increasing the competitiveness of the university, the importance of the recognition of the higher education institution, its brand in solving this problem is determined. The authors also state that the "unwinding" of the brand of the higher educational institution includes significant work on the formation of the network image of the university. The study also noted that an official site that meets the most important needs of educational services consumers will not only increase the competitiveness of a higher educational institution in the educational services market, but also have a positive impact on the academic mobility of foreign students and on the university rating as a whole.

Keywords: internationalization of education; educational services; academic mobility of foreign students; federal university; university rating; competitiveness of a higher educational institution; official website

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.