Научная статья на тему 'Рейтинги вузов как имиджеформирующий компонент в аспекте формирования информационного пространства'

Рейтинги вузов как имиджеформирующий компонент в аспекте формирования информационного пространства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
491
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГ ВУЗОВ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ ВУЗОВ / ИМИДЖ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / RANKING OF UNIVERSITIES / HIGHER EDUCATION / INTERNATIONAL RANKING OF UNIVERSITIES / IMAGE / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Примина Оксана Михайловна

Рассматривается роль рейтингов как важного компонента имиджа вуза на мировом рынке образовательных услуг с точки зрения глобального информационного пространства, целью создания которых является информация в СМИ для целевой аудитории (абитуриентов и их родителей), что значительно влияет на имидж университетов и позволяет определить основные тенденции развития высшего образования в той или иной стране. Актуальность исследования определяется тем, что в современный период общество занято развитием человеческого капитала, основой которого является конкурентоспособная и гибкая система образования. В этой связи во многих странах проводится работа, направленная на составление глобальных рейтингов университетов, позволяющих информировать общественность о лучших вузах мира. Рейтинги университетов, оказывая влияние на деятельность вузов и национальную политику многих стран, становятся все более значительным фактором функционирования рынка образовательных услуг. Формирование глобального информационного пространства определило необходимость ранжирования стандартов высшего образования и признания квалификационных характеристик специалистов на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Примина Оксана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ratings of higher education institutions as an image-forming component of information space

The relevance of the research is determined to the fact that in the modern period the society is engaged in the development of human capital, the basis of which is a competitive and flexible education system. In this regard, many countries carry out work to compile university rankings, informing the public about the best universities in the world. In addition, the ratings of universities, influencing the activities of universities and national policies of many countries, are becoming an increasingly important factor in the market of educational services. The formation of the global information space has determined the necessity of ranking the standards of higher education and recognizing the qualification characteristics of specialists in the labor market. The purpose of creating ratings is information in the media for the target audience (applicants and their parents), which significantly affects the image of universities and allows determination of the main trends in the development of higher education in a particular country. This article examines the role of ratings as an important component of the university’s image in the world market of educational services from the point of view of the global information space.

Текст научной работы на тему «Рейтинги вузов как имиджеформирующий компонент в аспекте формирования информационного пространства»

УДК 378 ББК 74.48 П 76

Примина О.М.

Преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью Кубанского государственного университета, e-mail: ksenija-2001@mail.ru

Рейтинги вузов как имиджеформирующий компонент в аспекте формирования информационного пространства

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматривается роль рейтингов как важного компонента имиджа вуза на мировом рынке образовательных услуг с точки зрения глобального информационного пространства, целью создания которых является информация в СМИ для целевой аудитории (абитуриентов и их родителей), что значительно влияет на имидж университетов и позволяет определить основные тенденции развития высшего образования в той или иной стране. Актуальность исследования определяется тем, что в современный период общество занято развитием человеческого капитала, основой которого является конкурентоспособная и гибкая система образования. В этой связи во многих странах проводится работа, направленная на составление глобальных рейтингов университетов, позволяющих информировать общественность о лучших вузах мира. Рейтинги университетов, оказывая влияние на деятельность вузов и национальную политику многих стран, становятся все более значительным фактором функционирования рынка образовательных услуг. Формирование глобального информационного пространства определило необходимость ранжирования стандартов высшего образования и признания квалификационных характеристик специалистов на рынке труда.

Ключевые слова:

Рейтинг вузов, высшее образование, международный рейтинг вузов, имидж, информационное общество.

Primina O.M.

Teacher of Department of Advertising and Public Relations, Faculty of Journalism, Kuban State University, e-mail: ksenija2001@mail.ru

The ratings of higher education institutions as an image-forming component of information space

Abstract:

The relevance of the research is determined to the fact that in the modern period the society is engaged in the development of human capital, the basis of which is a competitive and flexible education system. In this regard, many countries carry out work to compile university rankings, informing the public about the best universities in the world. In addition, the ratings of universities, influencing the activities of universities and national policies of many countries, are becoming an increasingly important factor in the market of educational services. The formation of the global information space has determined the necessity of ranking the standards of higher education and recognizing the qualification characteristics of

specialists in the labor market. The purpose of creating ratings is information in the media for the target audience (applicants and their parents), which significantly affects the image of universities and allows determination of the main trends in the development of higher education in a particular country. This article examines the role of ratings as an important component of the university's image in the world market of educational services from the point of view of the global information space.

Keywords:

Ranking of universities, higher education, international ranking of universities, image, information society.

Сфера высшего образования является приоритетом современного экономического развития страны, поскольку именно качество высшего образования предопределяет долгосрочную конкурентоспособность государства в условиях глобализации. Как показывает мировая практика, научно-технические идеи и разработки, высокие технологии и наукоемкая продукция, интеллектуальный и образовательный потенциал кадров - так называемая «инновационная способность нации» - становятся главными движущими силами экономического роста в период глобального кризиса. Основным компонентом образовательной системы, формирующим полноценных, востребованных и компетентных специалистов, являются вузы. В связи с этим во многих странах проводится работа, направленная на составление глобальных рейтингов университетов, позволяющих информировать общественность о лучших вузах мира.

Первый опыт построения международного рейтинга университетов был предпринят журналом «AsiaWeek» в 1997 году, который классифицировал университеты Азиатско-Тихоокеанского региона. С 2003 года Шанхайский университет (Китай) начал составлять ежегодный академический рейтинг ведущих университетов мира AcademicRankingofWorld иш-versites (ARWU), в основе которого лежит оценка исследовательских достижений университетов по 13 показателям. Основными оценочными критериями служат академическая мобильность студентов и ППС, количество международных сти-

пендиальных программ, научные исследования, цитируемость научных статей, уровень образовательных услуг, и др. Лидирующий университет получает показатель 100, результат остальных учебных заведений высчитывается в процентном соотношении от лидера.

С 2004 года британская организация «TSL EducationLtd» ежегодно выпускает в свет издание «The Times Higher Education», где размещает список лучших университетов мира. Первоначально рейтинг составлялся совместно с компанией Quac-quarellisSymonds и назывался QS-THES. Но в 2010 году совместный проект разделился на два самостоятельных рейтинга. Компания QS по- прежнему составляет свою версию рейтинга QS TOPUNWER-SITES), а The Times Higher Education сотрудничает с агентством ThomsonReuters. Новый рейтинг THE World University Rankings (THE) ведет свою историю с 2010 года, ежегодно публикуя два международных рейтинга - репутации мировых вузов (World Reputation Rankings) и ведущих вузов мира (WorldUniversityRankings).

В 2004 году лаборато-

рия «Cybernetics» опубликовала рейтинг Webometrics (Ranking WebofWorldUniversities). Данная система оценивает присутствие вузов в виртуальном информационном пространстве, руководствуясь показателями университетских сайтов.

В 2007 году Совет по оцениванию аккредитации в сфере высшего образования Республики Тайвань (Higher Education Evolution and Accredidation Council of

Taiwan) начал публикацию собственного рейтинга - Perfomance Ranking of Scientific Papers for World Universities), PRSP. В данном рейтинге представлены 500 ведущих университетов мира, критерием оценки является объем исследовательской деятельности, исчисляемый количеством опубликованных научных статей.

Пять рейтингов - ARWU, THE, QS, Web, PRSP - являются общепризнанными в мире. Каждый университет ведет конкурентную борьбу за присутствие в этих рейтингах, что является в настоящий момент частью национальной политики государства в области образования.

Как отмечают исследователи Е.В. Балацкий и Н.А. Екимова, сегодня действует трехступенчатая система рейтинга вузов: глобальные, национальные и внутриуниверситетские [1]. Аналитики отмечают прямую связь между национальными и глобальными рейтингами. Суть этой связи в том, что осведомленность о рейтингах и развитая система сбора и подачи данных могут помочь университету подняться в международных табелях ранжирования.

В целом вся история существования мировых рейтингов вузов показывает, что они превращаются в один из значимых инструментов конкурентной борьбы, в которой вполне могут использоваться приемы манипулирования общественным мнением. Ведь известно, что низкий рейтинг университета может негативно влиять на приток абитуриентов, особенно из иностранных государств. Поэтому вузы стремятся пропагандировать свои рейтинги через средства массовой информации. Так, в настоящее время ведущие издания Великобритании Times Higher Education, Guardian и Sunday Times ежегодно составляют рейтинги лучших британских университетов [2]. Так, в 2017 году по версии Times Higher Education, QS, а также в рейтинге британского издания The Complete University Guide первые позиции заняли Кембриджский и Оксфордский универ-

ситеты (95,6 и 95,3 балла соответственно). Отметим, что тема высшего образования является одной из ведущих в СМИ Великобритании, так как британское образование - это настоящий бренд страны, который создавался в течение многих веков и является неоспоримым показателем высочайшего качества и престижа. Авторитетная газета Великобритании The Times ежегодно ранжирует британские вузы по собственному рейтингу. Правда, на первых позициях в списке все те же University of Oxford и University of Cambridge. Таким образом эти учебные заведения на протяжении многих лет не имеют конкурентов в плане продвижения имиджа. Вместе с тем эксперты отмечают, что наряду с такими известными мировыми вузами в той же Англии существуют молодые учебные заведения, где качество образования ничуть не хуже. Например, University of Roehampton - самый молодой вуз Лондона, который находится на первом месте в рамках рейтинга «Complete University Guide 2018». Однако газеты Британии обходят его своим вниманием, и информацию об обучении в данном вузе можно найти только на сайтах в Интернете.

С 2009 года независимое агентство « РейтОР» при поддержке МГУ им. Ломоносова публикует российский рейтинг ведущих университетов мира «GlobalUniversitiesRanking» (GUR) . Особенностью этого рейтинга является ориентация вуза не на известность в мире, а на качество образования как приоритетную характеристику деятельности вуза. Данная характеристика основана на общественном признании учебной и научной работы, компетентности преподавательского состава, наличии материально-технической базы, отвечающей современным требованиям, а также востребованности выпускников на рынке труда.

Немаловажное значение имеет информационная открытость университета, которая основывается на контактах со

СМИ, размещением в них имиджевой информации, которая направлена на формирование позитивного имиджа вуза в глазах целевой аудитории - абитуриентов и их родителей. Сегодня каждый крупный вуз стремится стать брендом национальной системы образования. Для продвижения бренда университета создаются специальные PR-департаменты, в задачу которых входит постоянный контакт со средствами массовой информации. Так, в 2017 году все российские СМИ сообщили, что Московский государственный университет им. Ломоносова вошел в пятерку лучших вузов стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) [3]. В рейтинге QS столичный университет занял пятое место, уступив четырем вузам КНР: Университету Цинхуа, Пекинскому университету, Университету Фу-дан и Китайскому университету науки и технологий. Информацию о достижениях ведущего российского вуза СМИ сообщила пресс-служба МГУ. А журналисты разместили эту информацию на всех медиаплатформах, что создало в сознании аудитории позитивный имидж МГУ. В итоге значительная часть российских и иностранных абитуриентов сделала выбор в пользу Московского университета им. Ломоносова.

Из вузов стран СНГ активную работу по вхождению в мировые рейтинги проводит старейший вуз Республики Казахстан - Казахский Национальный университет имени аль-Фараби. В 2016 году КазНУ вместе с МГУ им. Ломоносова вошел в ТОП - 250 лучших университетов мира, получив сертификат QS WUR. Ведущие казахстанские СМИ - такие, как газета «Казахстанская правда», круглосуточный общенациональный телеканал «Хабар.24» сообщили, что «КазНУ в очередной раз продвинулся в мировом рейтинге и первым среди вузов Центрально-Азиатского региона вошел в ТОП - 250 лучших вузов мира» [4]. Данная информация активизировала позитивный

имидж вуза в Казахстане, обеспечив приток абитуриентов по разным специальностям. Примечательно, что из стран СНГ в список рейтинга QS вошли только два университета из двух стран - МГУ (Российская Федерация) и КазНУ (Республика Казахстан). Вхождение в рейтинги в сочетании с активным присутствием в средствах массовой информации создает узнаваемый образ и положительный имидж данных вузов в восприятии как целевой аудитории, так и общества в целом.

Теоретические аспекты понятий «имидж» и «образ» во многом схожи между собой, в том числе схожи и способы их формирования. Имидж и образ строятся на трех уровнях: стереотипном, предметном и мифологическом. Американский маркетолог Филипп Котлер определяет образ как сумму «всех эмоциональных и эстетических качеств, таких как опыт, убеждения, идеи, воспоминания и впечатления, которые есть у индивида»[5].

Российские исследователи Игорь Рожков и Владимир Кисмерешкин определяют имидж как своего рода конструкцию, которая строится на основе личного опыта каждого гражданина, а также под влиянием источников информации, к которым среди прочего относятся и СМИ [6].

Профессор Санкт-Петербургского государственного университета Д.П. Гавра в своем труде «Имидж территориального субъекта в современном информационном пространстве» утверждает: «рассматривая имидж любого объекта - личности, компании, региона, государства, - необходимо понимать, что в основании своем имидж имеет информационно-коммуникативную природу. Он формируется на основе информации об объекте посредством процессов коммуникации. Информация, на базе которой происходит формирование имиджа, называется имид-жеформирующей информацией» [7].

Данное определение представляется наиболее приемлемым для нашего исследования, т.к. в данной дефиниции важ-

на такая составляющая, как информационно - коммуникационные каналы, приоритетное значение в которых имеют средства массовой информации в том числе и интернет-издания.

Как верно подмечено Хажгериевой А.А., появление и распространение Интернета в медийном пространстве, принципы лежащие в основе функционирования Интернета, стали преобразовывать и структуру СМИ [8].

Мы не рассматриваем приемы манипулирования, которые имеют место в ранжировании университетов. Эту проблема рассмотрена многими исследователями, однако рейтинг продолжает оставаться приоритетным показателем эффективности деятельности учебного заведения. В качестве вывода можно утверждать, что рейтинг сегодня является важным компонентом конкурентоспособности вуза. А продвижение информации о

рейтингах для аудитории возлагается на средства массовой информации, которые, в свою очередь, являются важнейшей ме-диаплатформой для трансляции преимуществ вуза.

Отметим, что имидж того или иного университета складывается не только из научных достижений студентов и ППС, объемов научного цитирования, но и от того образа, который сформировался в восприятии целевой аудитории. Именно он становится тем определяющим фактором, от которого зависит, какую репутацию университет заработает в мире. И в этом процессе средства массовой информации играют первостепенную роль, так как именно они становятся коммуникационным каналом, через который аудитория получает не только фактологическую информацию, но и глубинные знания, аналитические прогнозы и оценки уровня образования в ведущих вузах мира.

Примечания:

1. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Международные рейтинги университетов: практика составления и использования // Журнал Новой экономической ассоциации. № 9. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 20.03.2018).

2. Мировые рейтинги вузов: Великобритания после США. URL: http://univer-rating. ru/txt.asp?rbr=52&txt=Rbr52Text5227 (дата обращения: 20.03.2018).

3. МГУ вошел в пятерку лучших вузов стран БРИКС. URL http//www. rbc.ru/society/ 22/11/2017/5a15df339a79473ca9ec4641 (дата обращения: 18.03.2018).

4. КазНУ имени аль -Фараби вошел в ТОП - 250 лувчших университетов мира. http//www 24.kz/ru/.../136949-kaznu-im-al-farabi-voshel-v-top-250-luchshikh-universitetov-mir.

5. Котлер Ф, Асплунд К. Маркетинг мест. СПб., 2005. 206 с.

6. Рожков И.Я, Кисмерешкин В.Г. Бренды и имиджи. Страна, регион, город, отрасль, предприятие, товары, услуги. М., 2006. 17 с.

7. Гавра Д.П., Таранова Ю.В. Имидж территориального субъекта в современном информационном пространстве: учеб. пособие / Д.П. Гавра, Ю.В. Таранова. СПб.: Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013. 155 с. URL: http://jf.spbu.ru/upload/ filesfile_1412238647_4184.pdf. (дата обращения: 18.03.2018).

8. Хажгериева А.А. Сетевые СМИ как инструмент формирования положительного имиджа республики Адыгея // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2016. Вып. 3 (182). С. 204- 210.

References:

1. Balatsky E.V., Ekimova N.A. International ratings of universities: practice of making and use // Journal of the New Economic Association. No. 9. URL: https://cyberleninka. ru (date of access: 20.03.2018).

2. World ratings of universities: Great Britain after the USA. URL: http://univer-rating.ru/ txt.asp?rbr=52&txt=Rbr52Text5227 (date of access: 20.03.2018).

3. MSU entered the top five universities of the BRICS countries. URL http // www.rbc.ru/ society/22/11/2017/5a15df339a79473ca9ec4641 (date of access: 18.03.2018).

4. KazNU named after al-Farabi entered the T0P-250 of the world's best universities. http // www 24.kz/ru/.../136949-kaznu-im-al-farabi-voshel-v-top-250-luchshikh-universitetov-mir.

5. Kotler F., Asplund K. Marketing places. SPb., 2005. 206 pp.

6. Rozhkov I.Ya., Kismereshkin V.G. Brands and images. Country, region, city, industry, enterprise, goods and services. M., 2006. 17 pp.

7. Gavra D.P., Taranova Yu.V. Image of the territorial subject in the modern information space: a manual / D.P. Gavra, Yu.V. Taranova. SPb.: Higher school of journalism and mass communications, 2013. 155 pp. URL: http://jf.spbu.ru/upload/files/ file_1412238647_4184.pdf. (date of access: 18.03.2018).

8. Khazhgerieva A.A. Electronic media as a tool to form a positive image of the Adygheya Republic // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2016. Vol. 3 (182). P. 204-210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.