Научная статья на тему 'Вебометрический рейтинг как инструмент оценки деятельности вузов'

Вебометрический рейтинг как инструмент оценки деятельности вузов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1963
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГИ УНИВЕРСИТЕТОВ / ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ВЕБОМЕТРИЧЕСКИЙ РЕЙТИНГ УНИВЕРСИТЕТОВ МИРА (RANKING WEB OF WORLD UNIVERSITIES) / UNIVERSITY RANKINGS / EVALUATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS PERFORMANCE / RANKING WEB OF WORLD UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кабакова Елена Алексеевна

В настоящее время рейтинги высших учебных заведений являются важным компонентом мирового рынка образовательных услуг. Они заняли прочные позиции в жизни современных университетов, а их влияние приняло глобальный характер. Рейтинги востребованы, удобны в применении как инструмент сопоставления работы вузов в условиях усиливающейся конкурентной борьбы в мировом научно-образовательном пространстве. Процесс ранжирования университетов в большинстве стран мира расширяется. Участие в мировых рейтингах для российских вузов стало «делом престижа». В статье дается краткий обзор истории становления рейтингов как информационно-аналитического инструмента в оценке деятельности образовательных учреждений. Подробно рассматривается один из общепризнанных глобальных рейтингов вебометрический рейтинг университетов мира (Ranking Web of World Universities). Предпринята попытка определить положение Российской Федерации и российских вузов в данном рейтинге, а также наметить перспективы дальнейшего развития и соответствующего корректирования веб-политики университетов. На основе анализа предложены общие рекомендации по позиционированию университетов в сети и по совершенствованию их веб-сайтов. Обоснована необходимость планомерной и активной работы вузов по усилению и улучшению своих позиций в глобальных рейтингах университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кабакова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Webometric ranking as a tool to assess the performance of universities

Nowadays the rankings of higher education institutions are an important component of the world educational services market. They have firmly established themselves in the life of modern universities and their influence has assumed a global character. The ratings are in demand and easy to use as a tool to compare the universities’ work in the conditions of increasing competition in the world scientific and educational space. There is a wide practice to rank universities in most world countries. The Russian universities’ participation in world rankings has become a “matter of prestige”. The article gives a brief overview of the formation of ratings as an information and analytical tool in the assessment of educational institutions. It discusses one of the recognized global rankings (Ranking Web of World Universities) in detail. It tries to determine the position of the Russian Federation and Russian universities in this rating and outline the prospects for further development and appropriate readjustment of universities’ web policies. On the basis of the analysis the author proposes general guidelines for the universities to position on the Internet and enhance their websites. The article proves that the universities should carry out systematic and active work to strengthen and improve their positions in the global rankings of universities.

Текст научной работы на тему «Вебометрический рейтинг как инструмент оценки деятельности вузов»

Информационые технологии

© Кабакова Е.А.

ВЕБОМЕТРИЧЕСКИЙ РЕЙТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ

КАБАКОВА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА

инженер-исследователь отдела редакционно-издательской деятельности и научно-информационного обеспечения Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: vologdascience@gmail.com

В настоящее время рейтинги высших учебных заведений являются важным компонентом мирового рынка образовательных услуг. Они заняли прочные позиции в жизни современных университетов, а их влияние приняло глобальный характер. Рейтинги востребованы, удобны в применении как инструмент сопоставления работы вузов в условиях усиливающейся конкурентной борьбы в мировом научно-образовательном пространстве. Процесс ранжирования университетов в большинстве стран мира расширяется. Участие в мировых рейтингах для российских вузов стало «делом престижа». В статье дается краткий обзор истории становления рейтингов как информационно-аналитического инструмента в оценке деятельности образовательных учреждений. Подробно рассматривается один из общепризнанных глобальных рейтингов - вебоме-трический рейтинг университетов мира (Ranking Web of World Universities). Предпринята попытка определить положение Российской Федерации и российских вузов в данном рейтинге, а также наметить перспективы дальнейшего развития и соответствующего корректирования веб-политики университетов.

На основе анализа предложены общие рекомендации по позиционированию университетов в сети и по совершенствованию их веб-сайтов. Обоснована необходимость планомерной и активной работы вузов по усилению и улучшению своих позиций в глобальных рейтингах университетов.

Рейтинги университетов, оценка деятельности образовательных учреждений, вебоме-трический рейтинг университетов мира (Ranking Web of World Universities).

В современном мире постоянно растет спрос на прозрачные и объективные инструменты оценки образования. В настоящее время неотъемлемым компонентом рынка образовательных услуг является составление рейтингов университетов. Во многих странах разворачивается большая работа, связанная с составлением подобных рейтингов, признанных информировать общественность о самых лучших вузах мира. Возросшая конкуренция подтолкнула развитие новых информационно емких и удобных в применении инструментов сопоставления «успешности» работы современных вузов, которыми и стали университетские рейтинги, позволившие измерять эффективность использования университетами ресурсов.

В течение последних лет в мировом научно-образовательном сообществе ведутся активные дискуссии по поводу получивших широкое распространение рейтингов университетов: обсуждается их объективность, преимущества и недостатки по сравнению с другими способами сопоставления деятельности вузов, а также перспективы их дальнейшего развития. Число рейтингов университетов различных уровней постоянно растет. В академическом же сообществе идут нескончаемые дебаты о надежности рейтинговых методологий, возможных путях их совершенствования, обсуждаются полезные и нежелательные последствия применения рейтингов их целевыми группами. Глобальные рейтинги университетов формируют модели и задают стандарты современного университета, которым и пытаются следовать многие вузы мира [8; 20; 21; 22]. Рейтинги предполагают учет разных групп факторов университетской жизни. В дальнейшем эти группы факторов подлежат суммированию с помощью соответствующих весовых коэффициентов. Все рейтинги существенно отличаются набором оце-

ниваемых факторов и системой весовых коэффициентов. Несмотря на жесткую конкуренцию между глобальными рейтингами, они должны восприниматься в качестве комплементарных, а не взаимозаменяемых информационных агрегатов [3, с. 159-160].

Рейтинги необходимы обществу как информационный инструмент управления сферой образования. Они обеспечивают информацией потенциальных потребителей, чтобы те могли сделать наиболее обоснованный и рациональный выбор. Основные целевые группы рейтингов включают абитуриентов, работодателей, сами образовательные учреждения (которым рейтинги нужны для фиксации успехов и улучшения позиций в конкурентной борьбе), представителей национальных министерств и ведомств, сотрудников международных организаций и др. [13, с. 4]. На результаты различных рейтингов опираются администрации учебных заведений при планировании развития вузов. Рейтинги служат ориентиром при осуществлении политики развития национальных систем образования. По мнению ряда исследователей, рейтинги учебных заведений в качестве инструмента оценивания, сравнения и управления «пришли всерьез и надолго» и уже сейчас оказывают значительное влияние на образовательную систему [7, с. 2; 17, с. 349].

Университетские рейтинги, ставшие столь значимыми в начале XXI века, имеют достаточно долгую историю развития. Начало развития рейтинговой деятельности можно отнести к 1870 - 1890 гг., когда в США была создана комиссия бюро по образованию, начавшая публиковать ежегодные отчеты со статистической информацией и классификацией учебных заведений. С тех пор в США различными разработчиками составлялись разовые рейтинги вузов страны. Новый этап развития рейтингов наступил в 1983 году,

когда журналом «US News & World Report» был опубликован список 50 лучших вузов США, ставший началом дальнейшей систематической работы в этом направлении. Последующие годы знаменовались развитием десятков национальных рейтингов вузов [2].

Первым глобальным рейтингом стал Академический рейтинг мировых университетов (ARWU), составленный в

2003 году. Институтом высшего образования Шанхайского университета Цзяо Тун. Через год, в 2004 году, был опубликован британский глобальный рейтинг университетов QS-THE, который в 2010 году в результате критики со стороны мировой академической общественности и переосмысления методологических ошибок распался на два самостоятельных рейтинга: QS WUR (Quacquarelli Symonds World University Rankings), составляемый по прежней методологии, и THE (Times Higher Education), формируемый крупнейшим информационным агентством Thomson Reuters. В том же

2004 году появился первый мировой рейтинг сайтов университетов Ranking Web of World Universities, составителем которого стала Cybermetrics Lab. В 2007 году Совет по оцениванию и аккредитации в сфере высшего образования Республики Тайвань (Hihger Education Evaluation and Accreditation Council of Taiwan) начал публиковать собственный рейтинг -Perfomance Ranking of Scientific Papers for World Universities - который оценивает главным образом активность вузов в публикации научных работ.

Пять вышеперечисленных глобальных рейтингов университетов считаются наиболее общепризнанными. Однако в настоящее время существуют десятки разнообразных глобальных, национальных и дисциплинарных рейтингов, которые фактически не учитываются мировым академическим сообществом [8, с. 8-9].

Рейтинги университетов - новое явление в жизни российской высшей школы, начавшее оказывать на нее заметное влияние лишь в последние годы. Интернационализация высшего образования в рамках растущей глобализации экономики обусловила появление всемирных рейтингов университетов и необходимость сравнения учебных заведений различных стран по целому ряду параметров, которым ранее в Российской Федерации не придавалось большого значения1. Россия включается в глобальную рейтинговую гонку с учетом проводимой в стране политики в сфере образования. В соответствии с указом президента В.В. Путина от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [9] и постановлением Правительства РФ от 16.03.2013 № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» [8] одной из задач развития российской системы высшего образования является «вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов».

Как уже упоминалось ранее, в мире существует большое количество рейтингов, однако общепризнанными в мировом сообществе являются лишь некоторые из них. Целью нашего исследования является подробное рассмотрение одного из пяти общепризнанных глобальных рейтингов - вебометрического рейтинга университетов мира (Ranking Web of World Universities) - а также определение положения Российской Федерации и рос-

1 Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт / под ред. Ф.Э. Шереги и А.Л. Арефьева / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Центр социологических исследований, 2014. - С. 11.

сийских вузов в нем, выявление перспектив дальнейшего развития и соответствующего корректирования веб-политики университетов.

К настоящему времени интернет-технологии предоставляют значительные возможности для презентации и продвижения результатов образовательной и научной деятельности. Веб-сайты научно-образовательных учреждений определяют их имидж в мировом интернет-пространстве [3].

Для российских образовательных учреждений требования к размещаемой информации на сайте организации регламентируются постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» [12], а также письмом Мин-обрнауки России от 22.07.2013 № 09-889 «О размещении на официальном сайте информации» [11]. Большинство российских вузов и научных организаций имеют веб-сайты, но, как показывает мировой рейтинг, повышение качества интернет-ресурсов является актуальным для большинства из них. Поэтому анализ рейтингов веб-сайтов можно рассматривать как механизм, выявляющий слабые стороны и указывающий пути совершенствования информационной политики научно-образовательных учреждений [1].

Доступ пользователей к научной информации глобальной сети Интернет осуществляется в основном с помощью поисковых систем. Наличие высоких рейтинговых оценок очень важно для сайта с точки зрения его более высокой доступности широкой аудитории интернет-пользователей, поскольку рейтинговые оценки используют практически все поисковые системы. Наличие рейтинговых

систем для сайтов, разрабатываемых и применяемых крупными поисковиками -Google, Yandex и др. - при выдаче результатов поиска дает возможность пользователям всего мира быстрее находить наиболее качественную и отвечающую запросу информацию. Результаты запросов пользователей сортируются поисковыми машинами и отображаются в порядке уменьшения их рейтингов. Таким образом, наличие высоких рейтингов ставит сайт в лучшее положение по отношению к другим сайтам [14, с. 646].

Вебометрические исследования, основывающиеся на количественном анализе интернет-контента, являются относительно новым направлением научных исследований. Первоначально термин «вебометрика» был введен Томасом Ал-миндом и Петером Ингверсеном в 1997 году для обозначения процесса исследования всей информации сетевого пространства с использованием информетрики и других количественных показателей [16]. В более поздних работах данное понятие уточняется и определяется как «изучение количественных аспектов конструирования и использования информационных ресурсов, структур и технологий в сети, опирающееся на библиометрические и информетрические подходы» [18].

На сегодняшний день ведущие позиции в проведении вебометрических исследований занимает Кибернетическая лаборатория Центра научной информации и документации Национального исследовательского совета Испании, которая реализовала проект «Мировой ве-бометрический рейтинг университетов», являющийся одним из самых известных и масштабных рейтингов высших учебных заведений. Каждые шесть месяцев (январь и июль), начиная с 2004 года, Кибернетическая лаборатория проводит независимый сбор данных с целью получения комплексной информации о присутствии уни-

верситетов как научно-исследовательских центров в интернет-пространстве и обновляет рейтинг. Главная отличительная черта данного рейтинга - широкий охват вузов мира (например, в июле 2014 года оценивалось более 23 тысяч университетов по всему миру, в январе 2015 года -более 25 тысяч).

Возрастающий интерес к этому рейтингу обусловлен именно глобальным охватом университетов мира, что позволяет вузам постоянно анализировать свои сильные и слабые стороны и на основе такого анализа не только регулировать веб-политику, но и оценивать конкурентоспособность своей образовательной и научной деятельности [6, с. 66].

Первоначальной целью проекта было не столько создание рейтинга учебных заведений, сколько стимулирование веб-публикационной активности университетов. Главная задача рейтинга - мотивировать научно-образовательные учреждения размещать информацию об организации, исследованиях и передовых образовательных технологиях в открытом доступе. Вебометрический рейтинг позволяет оценить образовательные и научно-исследовательские достижения университетов через сравнение их сайтов [19; 22].

Индикаторы вебометрического рейтинга основываются не на числе визитов и дизайне страниц, а на полноте представления вуза в сети. В отличие от показателей академических рейтингов, отражающих отдельные аспекты образовательной деятельности и результаты научных исследований, веб-индикаторы дают более полное представление о сетевой активности вуза, о присутствии в интернете преподавателей, сотрудников и студентов [5].

Рассмотрим методику, используемую для создания вебометрического рейтинга университетов мира. В данном рейтинге учитываются только университеты с

независимыми веб-доменами. Если учреждение имеет более одного основного домена, то в рейтинге формируется две или несколько записей с разными адресами. Университет осуществляет разнообразную деятельность, и это находит свое отражение на его веб-сайте. В отличие от других рейтингов университетов, в которых значения учитываемых показателей не меняются достаточно долгое время, в вебометрическом рейтинге происходят постоянные изменения в показателях с целью улучшить методику ранжирования и добиться более качественных результатов. На данный момент для построения рейтинга используются следующие веб-показатели, краткая характеристика которых представлена в таблице 1.

Исходя из критериев оценки, для рейтинга важна как «научность» университета, к которой обеспечен публичный доступ, так и «видимость» сайта вуза [22].

Необходимо отметить, что применительно к российским сайтам методология ранжирования веб-ресурсов, разработанная Кибернетической лабораторией, имеет ряд недостатков. Во-первых, рейтинг университетов охватывает недостаточное количество российских учреждений. Во-вторых, для измерения индикаторов видимости веб-сайтов не используются российские поисковые машины, индексирующие значительную часть русскоязычного интернета (например, Яндекс) [15, с. 4].

Проведем сравнительный анализ данных вебометрического рейтинга, представленных в июле 2014 года и в январе 2015 года. Первый момент, на который следует обратить внимание, - это географический охват регионов мира в вебоме-трическом рейтинге (табл. 2).

Как мы видим, количество университетов, входящих в вебометрический рейтинг, планомерно увеличивается, что еще раз подчеркивает широту охвата вузов мира данного рейтинга по сравнению

Таблица 2. Географический охват регионов мира в вебометрическом рейтинге, ед.

Таблица 1. Краткая характеристика показателей, используемых для построения вебометрического рейтинга университетов мира

№ Название показателя Международное обозначение показателя Весовой коэффициент, % Характеристика показателя

1 Видимость Visibility 50% Квадратный корень из количества уникальных внешних ссылок на ресурс, умноженный на количество ссылающихся доменов. В данном критерии оценивается качество содержимого сайта посредством «виртуального референдума», считая количество уникальных внешних ссылок на ресурс и количество ссылающихся доменов. Требуемые данные собираются при помощи сервисов Majestic SEO и ahrefs.

Влияние Impact 1/1

2 Деятельность Activity 50% Включает три составляющие, имеющие равный весовой коэффициент.

1. Присутствие Presence 1/3 Количество веб-страниц, включая все форматы, распознаваемые Google. Учитывается количество страниц основного домена университета с учетом всех поддоменов и директорий, проиндексированных поисковой системой Google.

2. Открытость Openness 1/3 Количество "richfiles" (с форматами pdf, doc, docx, ppt), выложенных и опубликованных документов на сайте вуза.

3.Научное превосходство Excellence 1/3 Данный критерий рассматривает рейтинговые данные научно-исследовательской группы Scimago, которая проводит оценку университета по показателям научной продуктивности. Учитываются научные работы, опубликованные в компетентных международных журналах, входящие в состав 10% наиболее цитируемых в соответствующих областях науки.

Регион Количество стран Количество университетов

Июль 2014 г. Январь 2015 г. Июль 2014 г. Январь 2015 г.

Северная Америка 3 3 3619 3621

Латинская Америка 48 46 3750 3796

Европа 55 55 5837 6163

Азия 46 46 7425 8902

Африка 52 52 1306 1321

Арабские страны 19 19 983 990

Океания 17 17 212 290

Всего 241 238 23132 25083

Источник: Исследование ИСЭРТ РАН; Ranking Web of World Universities (www.webometrics.info) - отчеты, представленные в июле 2014 года и в январе 2015 года.

с другими. Согласно статистике, представленной в таблице, наибольшее количество стран, вошедших в июльский рейтинг 2014 года, составляют государства европейского (55) и африканского (52) регионов, а по численности университетов, входящих в рейтинг, лидируют вузы Азии, насчитывая 7425 учреждений. Что касается Российской Федерации, по материалам отчета на июль 2014 года, в вебометрическом рейтинге ранжируется 1113 университетов, что составляет 4,8% от общего числа ранжируемых вузов мира. Обратимся к данным рейтинга, представленного в январе 2015 года. Как и в предыдущем отчете, в январском издании лидирующие позиции остались за странами Европы (55) и Африки (52), а по

численности ранжируемых университетов Азия прочно занимает первое место, имея 8902 вуза в рейтинге. Необходимо отметить, что с каждым новым изданием рейтинга Российская Федерация укрепляет свои позиции и увеличивает количество ранжируемых университетов: в январском издании в рейтинг включен уже 1531 вуз.

Как уже упоминалось ранее, перед российскими вузами поставлена цель «войти к 2020 году в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов», что обусловливает активную работу организаций в данном направлении, в том числе и в отношении их веб-политики. Однако следует отметить, что в рейтинги, представлен-

ные как в июле 2014 года, так и в январе 2015 года, в первую сотню университетов мира не вошло ни одного российского вуза. Рассмотрим положение российских вузов в первой тысяче ведущих университетов мира в середине 2014 года и в начале 2015 года. По данным июльского издания, во второй сотне присутствует только МГУ им. М.В. Ломоносова, занимая 122 место. В первую тысячу входят еще 8 российских университетов: Новосибирский государственный университет (486), Санкт-Петербургский государственный университет (492), Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ (641), Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (781), Южный федеральный университет (810), Московский физико-технический институт (836), Саратовский государственный университет (985) и университет ИТМО (985). В январском рейтинге положение российских вузов несколько ухудшилось. В первую тысячу вебометрического рейтинга вошли лишь 6 университетов из РФ: МГУ им. М.В. Ломоносова (129), Санкт-Петербургский государственный университет (539), Новосибирский государственный университет (616), Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (808), Московский физико-технический институт (861) и Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ (998). На фоне общей положительной динамики по количеству вузов из РФ, включенных в вебометрический рейтинг (июль 2014 года - 1113 учреждений, январь 2015 года - 1531), позиции ранее присутствовавших в рейтинге университетов сместились вниз.

Показательно и положение Российской Федерации относительно других стран мира, входящих в вебометрический рейтинг. В качестве критерия отбора стран-лидеров мы приняли наличие в стране

не менее 100 вузов из числа 5000. На наш взгляд, это показатель, который позволяет судить не только о вузах-лидерах, но и о национальной системе высшего образования в целом, поскольку при большом количестве ранжируемых университетов количество национальных вузов, вошедших в число лучших вузов мира, становится важным индикатором, характеризующим систему высшего образования с учетом фактора масштаба. Рассмотрев рейтинг, представленный в июле 2014 года, мы обнаружили, что лишь десять стран имеют более 100 вузов в числе 5000 (рис. 1). Россия входит в первую десятку стран по данному критерию (184 учреждения), на ее долю приходится 3,7%. Безоговорочными лидерами являются США (1127 вузов) и Китай (707). Остальные страны представлены примерно в равных долях.

По данным на январь 2015 года свои позиции сохранили все страны, которые вошли в десятку и в предыдущем рейтинге (рис. 2). Доля РФ несколько снизилась по сравнению с июльским изданием и составляет 3,4% (172 университета). По-прежнему лидерами остаются США (1092 вуза) и Китай (817): относительно США мы наблюдаем отрицательную динамику, тогда как Китай уверенно укрепляет свои позиции, наращивая количество ранжируемых университетов.

Рассмотрев количество российских университетов в пределах 5000 лучших вузов мира, представленных в обоих изданиях рейтинга, нами было выявлено, что в январском рейтинге, несмотря на общее увеличение количества ранжируемых вузов РФ, их присутствие среди лучших 5000 имеет тенденцию к снижению в каждой последующей тысяче университетов в сравнении с июльским изданием рейтинга, что еще раз подчеркивает необходимость планомерной и активной работы российских вузов с веб-сайтами, а также важность совершенствования веб-политики (рис. 3).

■ США

■ Китай

■ Япония

■ Россия

■ Бразилия

■ Германия Франция

■ Великобритания Тайвань

■ Индия

Рис. 1. Страны-лидеры по количеству национальных вузов в числе 5000, ед.

Источник: Исследование ИСЭРТ РАН; Ranking Web of World Universities (www.webometrics.info) - отчет, представленный в июле 2014 года.

■ США

■ Китай

■ Япония

■ Бразилия

■ Россия

■ Франция

■ Германия

■ Великобритания

■ Индия Тайвань

Рис. 2. Страны-лидеры по количеству национальных вузов в числе 5000, ед.

Источник: Исследование ИСЭРТ РАН; Ranking Web of World Universities (www.webometrics.info) - отчет, представленный в январе 2015 года.

Для того чтобы судить о развитии российской системы высшего образования в целом, не менее важным и актуальным является равномерность территориального распределения вузов, признанных в мировом образовательном сообществе. Рассмотрим распределение этих учреждений, представленных в обоих изданиях рейтинга, по регионам РФ. В июле 2014 года Российская Федерация в числе 5000 лучших вузов мира представлена 184 университетами (рис. 4). Как мы видим, среди 184 учреждений присутствуют универ-

ситеты всех федеральных округов, кроме Крымского. Отдельно выделены города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. По количеству вузов в числе 5000 лучших лидируют вузы Москвы (40), Сибирского (38) и Приволжского (34) федеральных округов. Наименее представлены в рейтинге университеты Дальневосточного (7) и Северо-Кавказского (4) регионов.

По данным рейтинга на январь 2015 года, ситуация изменилась незначительно. Как уже отмечалось ранее, наблюдается отрицательная динамика по количеству

1000

а

20

40

60

80

100

120

140

160

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

180

200

| июль 14 «январь 15

Рис. 3. Количество российских вузов в числе лучших вузов мира, ед.

Источник: Исследование ИСЭРТ РАН; Ranking Web of World Universities (www.webometrics.info) - отчеты, представленные в июле 2014 года и в январе 2015 года.

0

■ Москва

■ Сибирский ФО

■ Приволжский ФО

■ Центральный ФО

■ Уральский ФО

■ Санкт-Петербург

■ Северо-Западный ФО

■ Южный ФО Дальневосточный ФО

■ Северо-Кавказский ФО

Рис. 4. Распределение российских вузов, вошедших в 5000 лучших вузов мира,

по федеральным округам, ед.

Источник: Исследование ИСЭРТ РАН; Ranking Web of World Universities (www.webometrics.info) - отчет, представленный в июле 2014 года.

университетов РФ в 5000 лучших университетов мира. В январском рейтинге Россия представлена уже 172 учреждениями. Как и в предыдущем рейтинге, среди 172 учреждений присутствуют университеты всех федеральных округов, кроме Крымского. Относительно количества вузов в числе 5000 лучших лидирующие позиции по регионам РФ остались неизменными, что отображено на рисунке 5.

Как для представителей Северо-Западного федерального округа, и в частности Вологодской области, наибольший интерес для нас представляют университеты нашего региона, вошедшие в рейтинг, а также их позиции относительно других вузов РФ и мира в целом. Рассмотрим положение вузов Вологодской области в июльском издании 2014 года (табл. 3). По данным таблицы мы видим, что Во-

■ Москва

■ Сибирский ФО

■ Приволжский ФО

■ Центральный ФО

■ Уральский ФО

■ Санкт-Петербург

■ Северо-Западный ФО

■ Южный ФО Дальневосточный ФО

■ Северо-Кавказский ФО

Рис. 5. Распределение российских вузов, вошедших в 5000 лучших вузов мира,

по федеральным округам, ед.

Источник: Исследование ИСЭРТ РАН; Ranking Web of World Universities (www.webometrics.info) - отчет, представленный в январе 2015 года.

Таблица 3. Высшие учебные заведения Вологодской области в вебометрическом рейтинге университетов мира*

Позиция по РФ (1113) Позиция в мире (23132) Учреждение Impact (Влияние) Presence (Присутствие) Openness (Открытость) Excellence (Научное превосходство)

89 3411 Вологодский государственный педагогический университет 1541 7338 4434 5442

235 5613 Череповецкий государственный университет 8659 7014 1318 5442

242 5702 Вологодская государственная молочно-хозяйственная академия Н.В. Верещагина 11329 713 2161 5442

244 5750 Вологодский государственный технический университет 6156 3343 6418 5442

663 12943 Вологодский Институт бизнеса 14052 12374 7691 5442

751 14327 Филиал Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Институт менеджмента и информационных технологий в г. Череповце 14298 11033 12373 5442

1011 18111 Вологодский институт права и экономики 19174 9933 12373 5442

*Описание вебометрических показателей приведено в таблице 1. Источник: Исследование ИСЭРТ РАН; Ranking Web of World Universities (www.webometrics.info) - отчет, представленный в июле 2014 года.

логодская область представлена в вебометрическом рейтинге семью высшими учебными заведениями. Хотелось бы обратить внимание на то, что ВГПУ и ВоГТУ представлены в рейтинге как два отдельных университета. Безоговорочным лидером среди вузов Вологодской области, вошедших в вебометрический рейтинг, является ВГПУ который входит в первую сотню университетов РФ. В целом позиции университетов нашего региона

на уровне страны достаточно уверенные (4 вуза вошли в первые 300 университетов РФ). На мировой уровень вышел один университет, попавший в число 5 тысяч первых учреждений в вебометрическом рейтинге.

Позиции университетов области в рейтинге несколько снизились (табл. 4). Тем не менее в январском издании Вологодская область представлена уже девятью университетами, что свидетельствует о

Таблица 4. Высшие учебные заведения Вологодской области в вебометрическом рейтинге университетов мира*

Позиция по РФ (1531) Позиция в мире (25083) Учреждение Impact (Влияние) Presence (Присутствие) Openness (Открытость) Excellence (Научное превосходство)

182 5100 Вологодский государственный педагогический университет 4608 8300 4448 5414

206 5430 Вологодский государственный технический университет 7195 3995 3895 5414

260 6329 Череповецкий государственный университет 10339 8073 1429 5414

270 6554 Вологодская государственная молочно-хозяйственная академия Н.В. Верещагина 12369 2047 2108 5414

675 13719 Вологодский Институт бизнеса 14825 13684 7849 5414

857 15910 Филиал Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Институт менеджмента и информационных технологий в г. Череповце 15665 13120 13206 5414

1110 18446 Филиал Санкт-Петербургского государственного экономического университета в г. Вологде 19769 14468 9915 5414

1118 18528 Вологодский институт права и экономики 19605 10829 13206 5414

1271 18528 Филиал Университета Российской академии образования в г. Череповце 20997 17080 11175 5414

*Описание вебометрических показателей приведено в таблице 1. Источник: Исследование ИСЭРТ РАН; Ranking Web of World Universities (www.webometrics.info) - отчет, представленный в январе 2015 года.

положительной динамике относительно количества областных вузов, присутствующих в рейтинге, а также о растущей популярности вебометрического рейтинга среди региональных университетов.

Для определения перспектив дальнейшего развития и соответствующего корректирования веб-политики вуза важно учитывать два момента: по каким критериям достигнут наибольший эффект и по каким показателям имеет место отставание по сравнению с другими университетами. Алгоритм совершенствования веб-сайта вуза на основе результатов вебометрического рейтинга включает следующие аспекты:

1. Всесторонний анализ результатов рейтинга - выявление сильных и слабых сторон.

2. Реализация мероприятий по закреплению сильных позиций и устранению недостатков.

3. Анализ эффективности мероприятий на основе результатов очередного рейтинга.

Конкретные же меры по улучшению тех или иных критериев зависят, прежде всего, от интеллектуального потенциала вуза [5].

Все большее количество российских вузов, особенно региональных, проникается идеями вебометрического рейтинга, поскольку сетевая активность вузов растет, что делает обмен научной информацией через сеть Интернет более привлекательным, а также способствует обмену опытом между регионами страны. На основании общего вебометрического рейтинга нами была предпринята попытка оценить положение российских вузов в вебометриче-ском рейтинге, представлена выборка и ранжирование университетов Вологодской области. Обобщая имеющуюся информацию, хотелось бы отметить, что вузам необходимо давать адекватную информацию о ресурсах, деятельности, глобальной активности в сети Интернет, тем самым представляя посетителю сайта истинную картину университета. Приведем общие рекомендации по каждому из показателей вебометрического рейтинга, которые могут быть полезны университетам в корректировании и совершенствовании их веб-политики.

Для улучшения позиций по показателю «Видимость» необходимо:

1) улучшение качества контента сайта;

2) наличие мультиязычной версии сайта;

3) регистрация сайта университета в каталогах (в особенности тематических);

4) увеличение присутствия университета в социальных сетях;

5) включение ссылок на сайт в научные публикации;

6) обеспечение ссылок на контент сайта университета при участии сотрудников вуза в профессиональных интернет-форумах.

По показателю «Присутствие» следует обратить внимание на:

1) увеличение количества страниц сайта университета с уникальным контентом;

2) расширение мультиязычной версии сайта университета (представляется не только основная информация о деятельности вуза, но и другие разделы сайта, например, посвященные исследовательской работе).

В рамках работы по показателю «Открытость» немаловажным является:

1) обеспечение открытого доступа ко всем материалам университета;

2) публикация на сайте нормативно-справочных материалов вуза в прикрепленных файлах;

3) открытие страниц научных проектов, журналов и конференций, проводимых в университете, а также материалов диссертаций, защищенных в диссертационных советах вуза;

4) гарантирование того, чтобы ссылки на файлы сайта университета содержали расширение, соответствующее формату файла (pdf, doc, docx, ppt, pptx, ps).

По показателю «Научное превосходство» следует:

1) обеспечить открытый доступ к научным публикациям сотрудников университета;

2) стимулировать публикационную активность работников вузов в между-

народных базах данных (в особенности Scopus и Web of Science);

3) формировать персональные страницы сотрудников университета, содержащие раздел «публикации», в котором статьи представлены в открытом доступе.

Данные рекомендации по организации веб-сайта университета не являются обязательными, однако их использование позволит вузу улучшить свои позиции в сети и занять более выгодное место в вебоме-трическом рейтинге университетов.

Роль веб-сайта в развитии вуза, в его конкурентоспособности определяется тем, насколько полно на нем представлена информация об образовательной деятельности и научных разработках. Усиление и своевременное корректирование веб-политики расширяет общение между учеными, способствует формированию новых связей, а главное, обеспечивает оперативный обмен информацией об образовательных и научных достижениях.

Глобальные рейтинги университетов уже плотно вплетены в жизнь высших учебных заведений и национальную политику многих стран, став заметным фактором рынка образовательных услуг. Относительно короткая история существования глобальных университетских рейтингов показывает, что данный информационно-аналитический инструмент постепенно превращается в один из значимых элементов конкурентной борьбы и образовательной политики. В перспективе роль рейтингов будет неуклонно возрастать. Это связано, во-первых, с вступлением российских вузов в Болонский процесс и с внедрением западной системы стандартизированных показателей деятельности учебных заведений, во-вторых, с привязкой к рейтингам объемов финансирования, и в-третьих, с тем, что только постоянное совершенствование систем оценок и мониторинг качества образования смогут позволить поддерживать национальные системы образования на должном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антопольский, А. Б. Измерение присутствия в интернете образовательных учреждений [Текст] / А. Б. Антопольский, Ю. Е. Поляк, В. Е. Усанов // Проблемы современного образования. - 2012. -№ 1. - С. 117-131.

2. Балацкий, Е. В. Глобальные рейтинги университетов: практика составления и использования [Электронный ресурс] / Е. В. Балацкий, Н. А. Екимова. - Режим доступа : http://www.kapital-rus.ru/articles/ article/182904

3. Балацкий, Е. В. Международные рейтинги университетов: практика составления и использования [Электронный ресурс] / Е. В. Балацкий, Н. А. Екимова. - Режим доступа : http://www.econorus.org/ repec/journl/2011-9-150-172r.pdf

4. Кабакова, Е. А. Веб-сайт научно-исследовательского учреждения: наполнение, посетители, развитие [Электронный ресурс] / Е. А. Кабакова, В. С. Усков // Вопросы территориального развития. -2014. - № 3 (13). - Режим доступа : http://goo.gl/d4sa04

5. Карпенко, О. М. Роль веб-политики в конкурентоспособности вуза (результаты международного рейтинга университетов мира "Webometrics" - январь 2009) [Текст] / О. М. Карпенко, М. Д. Бершадская, Ю. А. Вознесенская // Социология образования. - 2009. - № 9. - С. 36-56.

6. Карпенко, О. М. Международный рейтинг университетов Webometrics: динамика сетевой активности российских вузов (2007 - 2013) [Текст] / О. М. Карпенко, М. Д. Бершадская // Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт / под ред. Ф. Э. Шереги и А. Л. Арефьева / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Центр социологических исследований, 2014. - С. 66-82.

7. Кинчарова, А. Мировые рейтинги университетов: методология, эффекты, критика [Текст] : препринт / А. Кинчарова. - Томск, 2013. - 49 с.

8. Кружалин, В. И. Влияние глобальных рейтингов университетов на развитие национальных образовательных систем [Текст] / В. И. Кружалин, В. В. Аршинова, М. В. Рындина, А. Г. Чаплыгин // Альма матер (Вестник высшей школы). - 2013. - № 2. - С. 7-14.

9. О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров [Электронный ресурс] : Постановление Правительства России от 16.03.2013 № 211. -Режим доступа : http://goo.gl/hGshfP

10. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки [Электронный ресурс] : Указ Президента В.В. Путина от 07.05.2012 № 599. - Режим доступа : http://k-obr.spb.ru/ page/587/print

11. О размещении на официальном сайте информации [Электронный ресурс] : Письмо Минобрнауки России от 22.07.2013 № 09-889. - Режим доступа : http://goo.gl/nwlBY5

12. Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582. - Режим доступа : http://www.rg.ru/2013/07/22/sait-site-dok.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Панкрухин, А. П. Рейтинги учреждений профессионального образования: маркетинговый подход, где ты? [Текст] / А. П. Панкрухин // Практический маркетинг. - 2012. - № 12. - С. 4-12.

14. Платонов, К. А. Анализ региональных структур научных сайтов РАН методами вебометрики (на примере анализа интернет-пространства Дальневосточного отделения РАН) [Текст] / К. А. Платонов // Научный сервис в сети Интернет: поиск новых решений: труды Международной суперкомпьютерной конференции (17 - 22 сентября 2012 года, г. Новороссийск). - М. : Изд-во МГУ, 2012. - C. 646-651.

15. Третьякова, О. В. Возможности использования вебометрического анализа в оценке сайта научного института [Электронный ресурс] / О. В. Третьякова, Е. А. Кабакова // Вопросы территориального развития. - 2014. - № 2 (12). - Режим доступа : http://goo.gl/x0zt8k

16. Almind, T. C. Informetric analyses on the World Wide Web: Methodological approaches to «webometrics» [Text] / T. C. Almind, P. Ingwersen // Journal of documentation. - 1997. - Vol. 53. - No. 4. - P. 404-426.

17. Comparative study of international academic rankings of universities [Electronic resource] / G. Buela-Casal, O. Gutiérrez-Martínez, M. P. Bermúnez-Sánchez, O. Vadillo-Muñoz // Scientometrics. - 2007. - Vol. 71. -No. 3. - P. 349-365. - Available at : http://www.ugr.es/~aepc/articulo/ranking.pdf

18. Ingwersen, P. Webometrics - Ten Years of Expansion [Electronic resource] / P. Ingwersen. - Available at : http://eprints.rclis.org/7554/1/ingwersen.pdf

19. Saisana, M. Higher education rankings: robustness issues and critical assessment. How much confidence can we have in Higher Education Rankings? [Electronic resource] / M. Saisana, B. D'Hombres. - Luxembourg : Office for Official Publications of the European Communities, 2008. - 106 p. - Available at : https://globalhighered.files.wordpress.com/2008/11/eur23487.pdf

20. Salmi, J. League tables as policy instruments: uses and misuses [Electronic resource] / J. Salmi, A. Saroyan // Higher Education Management and Policy. - 2007. - Vol. 19. - No. 2. - P. 31-68. - Available at : https://collegerankings.files.wordpress.com/2011/10/27106854.pdf

21. Sheil, T. Moving beyond university rankings: developing a world class university system in Australia [Electronic resource] / T. Sheil // Australian Universities' Review. - 2010. - Vol. 52. - No. 1. - P. 69-76. - Available at : http://www98.griffith.edu.au/dspace/bitstream/handle/10072/38554/65955_1.pdf?sequence=1

22. Ranking Web of Universities [Electronic resource]. - Available at : http://www.webometrics.info

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Кабакова Елена Алексеевна - инженер-исследователь отдела редакционно-издатель-ской деятельности и научно-информационного обеспечения. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда ул. Горького 56а. E-mail: vologdascience@gmail.com. Тел.: (8172) 59-78-10.

Kabakova E.A.

WEBOMETRIC RANKING AS A TOOL TO ASSESS THE PERFORMANCE OF UNIVERSITIES

Nowadays the rankings of higher education institutions are an important component of the world educational services market. They have firmly established themselves in the life of modern universities and their influence has assumed a global character. The ratings are in demand and easy to use as a tool to compare the universities' work in the conditions of increasing competition in the world scientific and educational space. There is a wide practice to rank universities in most world countries. The Russian universities' participation in world rankings has become a "matter of prestige". The article gives a brief overview of the formation of ratings as an information and analytical tool in the assessment of educational institutions. It discusses one of the recognized global rankings (Ranking Web of World Universities) in detail. It tries to determine the position of the Russian Federation and Russian universities in this rating and outline the prospects for further development and appropriate readjustment of universities' web policies.

On the basis of the analysis the author proposes general guidelines for the universities to position on the Internet and enhance their websites. The article proves that the universities should carry out systematic and active work to strengthen and improve their positions in the global rankings of universities.

University rankings, evaluation of educational institutions performance, Ranking Web of World Universities.

REFERENCES

1. Antopol'skii A. B., Polyak Yu. E., Usanov V. E. Izmerenie prisutstviya v internete obrazovatel'nykh uchrezhdenii [Measurement of Web-Presence of Educational Institutions]. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of Modern Education], 2012, no. 1, pp. 117-131.

2. Balatskii E. V., Ekimova N. A. Global'nye reitingi universitetov: praktika sostavleniya i ispol'zovaniya [Global University Rankings: Practice of Making and Use]. Available at: http://www.kapital-rus.ru/articles/ article/182904

3. Balatskii E. V, Ekimova N. A. Mezhdunarodnye reitingi universitetov: praktika sostavleniya i ispol'zovaniya [International Global University Rankings: Practice of Making and Use]. Available at: http://www.econorus. org/repec/journl/2011-9-150-172r.pdf

4. Kabakova E. A., Uskov V. S. Veb-sait nauchno-issledovatel'skogo uchrezhdeniya: napolnenie, posetiteli, razvitie [Website of Research Institute: Content, Visitors, Development]. Voprosy territorial'nogo razvitiya [Issues of Territorial Development], 2014, no. 3 (13). Available at: http://goo.gl/d4sa04

5. Karpenko O. M., Bershadskaya M. D., Voznesenskaya Yu. A. Rol' veb-politiki v konkurentosposobnosti vuza (rezul'taty mezhdunarodnogo reitinga universitetov mira "Webometrics" - yanvar' 2009) [Role of the Web-Policy in the Competitiveness of the University (Results of the Webometrics Ranking of World Universities -January 2009)]. Sotsiologiya obrazovaniya [Sociology of Education], 2009, no. 9, pp. 36-56.

6. Karpenko O. M., Bershadskaya M. D. Mezhdunarodnyi reiting universitetov Webometrics: dinamika setevoi aktivnosti rossiiskikh vuzov (2007 - 2013) [Webometrics Ranking of World Universities: Dynamics of Network Activity of Russian Universities (2007-2013)]. Izmerenie reitingov universitetov: mezhdunarodnyi i rossiiskii opyt [Measurement of Universities Rankings: International and Russian Experience]. Under editorship of F. E. Sheregi i A. L. Aref'ev. Moscow : Tsentr sotsiologicheskikh issledovanii, 2014, pp. 66-82.

7. Kincharova A. Mirovye reitingi universitetov: metodologiya, effekty, kritika: preprint [Global University Rankings: Methodology, Effects, Critics: Preprint]. Tomsk, 2013. 49 p.

8. Kruzhalin V. I., Arshinova V. V., Ryndina M. V., Chaplygin A. G. Vliyanie global'nykh reitingov universitetov na razvitie natsional'nykh obrazovatel'nykh sistem [Impact of Global University Rankings on the Development of National Educational Systems]. Al'ma mater (Vestnik vyssheishkoly) [Alma Mater—Vestnik Vysshey Shkoly (High School Herald)], 2013, no. 2, pp. 7-14.

9. O merakh gosudarstvennoi podderzhki vedushchikh universitetov Rossiiskoi Federatsii v tselyakh povysheniya ikh konkurentosposobnosti sredi vedushchikh mirovykh nauchno-obrazovatel'nykh tsentrov: Postanovlenie Pravitel'stva Rossii ot 16.03.2013 № 211 [On Measures of State Support for the Leading Universities of the Russian Federation in order to Improve Their Competitiveness among the World Leading Research and Educational Centers: Resolution of the RF Government of March 16, 2013 No. 211]. Available at: http://goo.gl/hGshfP

10. O merakh po realizatsii gosudarstvennoi politiki v oblasti obrazovaniya i nauki: Ukaz Prezidenta V.V. Putina ot 07.05.2012 № 599 [On the Measures to Implement the State Policy in the Field of Education and Science: Decree of President Vladimir Putin of May 7, 2012 No. 599]. Available at: http://k-obr.spb.ru/page/587/print

11. O razmeshchenii na ofitsial'nom saite informatsii: Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 22.07.2013 № 09-889 [On the Publication of Information on the Official Web-Site: Letter of the Russian Ministry of Education and Science of July 22, 2013 No. 09-889]. Available at: http://goo.gl/nwlBY5

12. Ob utverzhdenii Pravil razmeshcheniya na ofitsial'nom saite obrazovatel'noi organizatsii v informatsionno-telekommunikatsionnoiseti "Internet" i obnovleniya informatsii ob obrazovatel'noi organizatsii: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10.07.2013 № 582 [On the Approval of the Rules to Publish on the Official Web-Site of the Educational Organization in the Information and Telecommunications Network "Internet" and Update Information about the Educational Organization: Resolution of the RF Government of July 10, 2013 No. 582]. Available at: http://www.rg.ru/2013/07/22/sait-site-dok.html

13. Pankrukhin A. P. Reitingi uchrezhdenii professional'nogo obrazovaniya: marketingovyi podkhod, gde ty? [Ratings of Vocational Education Establishments: Marketing Approach, Where are You?]. Prakticheskii marketing [Practical Marketing], 2012, no. 12, pp. 4-12.

14. Platonov K. A. Analiz regional'nykh struktur nauchnykh saitov RAN metodami vebometriki (na primere analiza internet-prostranstva Dal'nevostochnogo otdeleniya RAN) [Analysis of the Regional Structures of RAS Scientific Sites by the Webometries Methods (on the Example of the Analysis of the Internet Space of the Far Eastern Branch of RAS)]. Nauchnyi servis v seti Internet: poisk novykh reshenii: trudy Mezhdunarodnoi superkomp'yuternoi konferentsii (17 - 22 sentyabrya 2012 goda, g. Novorossiysk) [Scientific Service on the Internet: Search for New Solutions: Proceedings of the International Supercomputing Conference (17 - 22 September 2012, Novorossiysk)]. Moscow: Izd-vo MGU, 2012, pp. 646-651.

15. Tret'yakova O. V., Kabakova E. A. Vozmozhnosti ispol'zovaniya vebometricheskogo analiza v otsenke saita nauchnogo instituta [Opportunities for Using Webometric Analysis when Evaluating the Website of a Research Institution]. Voprosy territorial'nogo razvitiya [Issues of Territorial Development], 2014, no. 2 (12). Available at: http://goo.gl/x0zt8k

16. Almind T. C., Ingwersen P. Informetric Analyses on the World Wide Web: Methodological Approaches to "Webometrics". Journal of Documentation, 1997, vol. 53, no. 4, pp. 404-426.

17. Buela-Casal G., Gutiérrez-Martínez O., Bermúnez-Sánchez M. P., Vadillo-Muñoz O. Comparative Study of International Academic Rankings of Universities. Scientometrics, 2007, vol. 71, no. 3, pp. 349-365. Available at : http://www.ugr.es/~aepc/articulo/ranking.pdf

18. Ingwersen P. Webometrics - Ten Years of Expansion. Available at: http://eprints.rclis.org/7554/1/ingwersen.pdf

19. Saisana M., D'Hombres B. Higher Education Rankings: Robustness Issues and Critical Assessment. How much Confidence Can We Have in Higher Education Rankings? Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2008. 106 p. Available at: https://globalhighered.files.wordpress.com/ 2008/11/eur23487.pdf

20. Salmi J., Saroyan A. League Tables as Policy Instruments: Uses and Misuses. Higher Education Management and Policy, 2007, vol. 19, no. 2, pp. 31-68. Available at: https://collegerankings.files.wordpress. com/2011/10/27106854.pdf

21. Sheil T. Moving beyond University Rankings: Developing a World Class University System in Australia. Australian Universities' Review, 2010, vol. 52, no. 1, pp. 69-76. Available at: http://www98.griffith.edu.au/ dspace/bitstream/handle/10072/38554/65955_1.pdf?sequence=1

22. Ranking Web of Universities. Available at: http://www.webometrics.info

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Kabakova Elena Alekseevna - ResearchEngineerattheDepartmentofEditorial-and-Publishing Activity and Science-Information Support. Federal State-Financed Scientific Institution the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia. E-mail: vologdascience@gmail.com. Phone: +7(8172) 59-78-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.