УДК 37.061
00! 10.23951/1609-624Х-2018-7-142-148
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЭКСПОРТ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: КЕЙС ТОМСКИХ ВУЗОВ
А. П. Глухое
Томский государственный педагогический университет, Томск
Рассматриваются задачи и целевые показатели приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Дана характеристика динамики и мировых трендов экспорта высшего образования, анализируются предыстория и особенности образовательного экспорта в СССР. Представлены статистические данные и описание важнейших статистических параметров развития образовательного экспорта в новой России. Описаны особенности привлечения иностранных студентов в томские вузы, используемые педагогические и маркетинговые инструменты аттракции. Выявлены структурно-организационные и социокультурные проблемы адаптации иностранных студентов, проанализирован предлагаемый комплекс мер, направленный на поддержку и усиление потоков экспорта образования в систему высшего образования России.
Ключевые слова: образование иностранцев, образовательный экспорт, адаптация иностранных студентов, образовательные траектории.
В мае 2017 г. Правительством Российской Федерации был запущен приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», направленный на повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг и рост несырьевого экспорта [1].
Проект имеет своей целью усовершенствование условий пребывания иностранных студентов в период обучения в РФ, брендирование российского образования так, чтобы оно стало заметно и узнаваемо на международном образовательном рынке, а также рост объемов продаж и выручки от экспорта образовательных услуг.
Разработчики проекта выделяют ряд ключевых задач по его реализации, таких как разработка и реализация целевой модели активности вуза в направлении развития экспорта образования (как минимум, организацию международных сервисов поддержки иностранных студентов), продвижение в образовательное пространство новых форм совместных образовательных программ и развитие внутри вузов программ на английском языке, разработка различных форматов онлайн-образования на иностранную целевую аудиторию, в том числе МООК-курсов, внедрение образовательных туристических маршрутов и проведение летних программ обучения для иностранных обучающихся.
Как важный инструмент продвижения и популяризации всего проекта рассматривается создание единого интернет-навигатора по российской системе образования (https://studyinrussia.ru/en/) и брен-дирование системы высшего образования России за рубежом через проведение мероприятий в за-гранпредставительствах и рекламу в российских и иностранных медиа.
В результате реализации программы планируется увеличить количество иностранных студентов
по очной форме обучения с 220 тыс. человек до 710 тыс. к 2025 г. Экономический эффект должен состоять в увеличении объемов средств, полученных от обучения иностранных студентов - с 70 млрд до 373 млрд рублей к 2025 г.
Российская программа экспорта образования коррелирует с общемировым трендом на повышение мобильности иностранных студентов и ростом объемов экспорта образовательных услуг. Количество иностранных студентов в мире, согласно данным Института статистики ЮНЕСКО, выросло с 2000 по 2012 г. вдвое - с 2,1 млн до 4,5 млн человек [2, с. 155]. В период с 2007 по 2017 г. во всех странах - мировых лидерах прослеживалась положительная динамика численности привлеченных иностранных студентов. Если говорить о страново-географической направленности образовательной миграции, то следует отметить, что основное направление образовательной мобильности образует вектор «юг - север», что, в общем-то, соответствует и вектору трудовой мобильности из развивающихся стран в более развитые. Основными странами-реципиентами иностранной образовательной мобильности являются такие экономически развитые страны, как Австралия, Великобритания, Германия, Канада, США и Франция. Ключевые страны - поставщики иностранных студентов -Китай, Южная Корея, Индия, Малайзия, Иран, Вьетнам, Саудовская Аравия, США, Франция [3]. «Распределение иностранных студентов по странам обучения носит крайне неравномерный характер: в США обучаются 19 %, Великобритании -10 %, Австралии и Германии - 6 %, Франции -5 %, России и Японии - 3 %. В распределении иностранных студентов по региону происхождения и исхода лидируют страны Азии - 52,6 %, Европы -24,5 %, Африки - 8 % и Латинской Америки -5 %... Затраты на получение иностранного образо-
вания оцениваются в последние годы примерно в 150-155 млрд долларов США в год» [4, с. 102].
Программы продвижения национального образования через некоммерческие организации существуют не только в России (программа Россотруд-ничества), но и во многих развитых европейских странах есть традиция промоутирования национального образования с помощью некоммерческих образовательных организаций, в частности British Council (Великобритания), DAAD (Германия), Campus France (Франция).
Относительно структуры, состава и динамики российского экспорта образования следует отметить, что Советский Союз в начале 1990-х находился в числе стран - лидеров образовательного экспорта: в 1990 г. СССР занимал третье место по количеству обучающихся иностранных студентов (126,5 тыс. человек) после США (419,6 тыс. человек) и Франции (136,9 тыс. человек) [5]. Сегодня ситуация выглядит гораздо скромнее: Россия занимает шестое место в мире и имеет долю порядка 4 % иностранных студентов, обучающихся за рубежом (рисунок).
В 2017/2018 учебном году в России обучались, с учетом как всех форм обучения, так и различных
типов образовательных программ, порядка 240 тыс. студентов-иностранцев. Сама структура образовательной миграции в Российской Федерации значительно отличается от подобной структуры в развитых странах: если в них подавляющее большинство иностранных обучающихся проходят подготовку на уровне магистратуры, то в России лидирует уровень бакалавриата (38,1 %) и уровень специа-литета (27,7 %). В долевом распределении образовательной миграции в России также имеется сильная диспропорция в сторону преобладания студентов из стран СНГ (они составляют 68,8 % от общего числа), достаточно велико количество иностранных обучающихся из стран Азии (17,1 %), европейские и североамериканские мигранты составляют крайне незначительную часть от всего потока иностранных студентов в России.
В России (как и во многих развитых европейских странах, например Финляндии, Норвегии, Германии и др.) иностранные обучающиеся могут претендовать на государственные стипендии для покрытия расходов на обучение. Доля иностранных студентов, получающих право на бесплатное обучение, невелика и составляет порядка 4-5 % от общего числа иностранных студентов. Вклад
Данные по образовательной миграции в Российской Федерации Института статистики ЮНЕСКО (http://www.uis.unesco.org)
иностранных студентов в экономику России не является пока слишком значительным и сопоставимым с экспортом сырья: в 2013/14 учебном году совокупный доход российских вузов от обучения иностранных студентов-очников (исходя из расчетов на контрактной основе) составил 363,4 млн долларов [6]; по расчетам, сделанным российскими экспертами на основе рекомендаций Министерства образования и науки РФ, совокупный доход российской экономики от обучения как очных, так и заочных студентов с учетом расходов на проживание в 2013/14 учебном году превысил 1 234 млн долларов [4, с. 106].
Сотрудники Центра социологических исследований при Министерстве образования РФ в 2015 г. провели опрос среди 3 тыс. иностранных студентов из 100 различных российских вузов с целью выявления причин выбора российских вузов в качестве образовательных институций. Респонденты должны были обосновать свою мотивацию к получению высшего образования именно в России. 27 % опрошенных иностранных студентов заявили, что выбрали Россию, так как здесь высокий уровень образования, на втором месте по частоте выбора был ответ - доступная стоимость обучения, на этот фактор конкурентного предпочтения указали 24 % иностранных респондентов. В качестве важных факторов, повлиявших на выбор вузов, респондентами были названы рекомендации членов семьи, преподавателей и коллег, а также, что немаловажно, направление национального министерства образования (значительная часть иностранных студентов, особенно из стран Центральной Азии, попадает в российские учебные заведения по распределению).
Исследование показало, что в качестве малозначительного фактора выступает, что примечательно, положение университета в мировых рейтингах, в том числе и таких авторитетных, как THE, QS и ARWU. Тем не менее шестая часть респондентов созналась, что просматривала исследования с рейтинговыми показателями университетов, перед тем как выбрать вуз для получения образования.
Для иностранных студентов из дальнего зарубежья существенным барьером является незнание русского языка, однако в качестве смягчающего демпфера могут выступить подготовительные курсы: можно поступить на подготовительное отделение вуза специально для иностранных студентов и за год овладеть русским в достаточной степени как для обучения, так и для бытового общения. Еще одним вариантом может служить выбор англоязычных образовательных программ, в то же время пока, к сожалению, количество англоязычных программ в российских вузах невелико [7].
Сибирь в силу своего географического положения и давних университетских традиций, а также сравнительно высокого качества высшего образования является потенциально привлекательным регионом для образовательных мигрантов, прежде всего из стран Средней и Центральной Азии и Африки. Томск, как известный в Сибири и за пределами университетский город, становится все более аттрактивным для иностранных студентов [8]. Количество иностранных студентов в городе растет постоянно (вузы Томска уже более 10 лет обучают иностранных студентов в больших количествах); в 2017-2018 гг. в высших учебных заведениях Томска около 20 % обучающихся составляют иностранные студенты.
Доля иностранных студентов всех форм обучения в томских вузах за 10 лет (2008-2018 гг.) выросла с 5,1 до 18,2%. «Десять лет назад, в 2008 г., у нас учились менее 3 400 иностранных студентов, из них около 200 человек - из стран дальнего зарубежья. За десять лет число студентов - граждан других государств увеличилось в 2,5 раза», - отметил начальник областного департамента науки и высшего образования Николай Минаев [9]. В настоящее время в томских университетах учатся 59,6 тыс. студентов из 78 регионов России и 68 стран, 10,2 тыс. из них приехали из стран ближнего и дальнего зарубежья. По данным министерства образования, в Томске учится иностранных студентов в долевом отношении ко всему населению города больше, чем во всех других городах России. Традиционно наибольшее количество абитуриентов приезжает в Томск из Казахстана, Кыргызстана, Китая, Вьетнама и Монголии. Среди студентов очной формы - граждан стран дальнего зарубежья более 40 % составляют китайские граждане. Но на сегодня иностранные студенты в томских вузах представляют более чем 60 стран мира. В томских вузах возможно обучение на английском языке пока только по техническим программам бакалавриата и магистратуры. Выпускники университетов получают государственный диплом и имеют возможность получить Diploma Supplement (приложение к диплому европейского образца на английском языке) [10].
В ведущих томских университетах существуют те или иных формы этнических комьюнити и национальных организаций для иностранных студентов: ассоциации, различные землячества, союзы и клубы по интересам, направленные на патронаж и социально-психологическую адаптацию иностранцев. Еще один вариант для иностранного студента - это пройти учебную программу в течение семестра в зарубежном вузе-партнере. В качестве ведущих флагманов, определяющих региональную политику приема и задающих модели
адаптации иностранных студентов, являются Том -ский политехнический университет и Томский государственный университет.
В Томском государственном университете в 2017/18 учебном году обучение проходили 2 294 иностранных студента из 50 стран мира [11]. Привлечение и продвижение образовательных услуг происходит за счет работы с английской и китайской версиями официального сайта ТГУ, межличностного распространения информации уже проходящими или проходившими обучение в ТГУ иностранными студентами. Соответствующие сотрудники ТГУ, отвечающие за экспорт образования, работают с рекрутинговыми агентствами, принимают участие в международных выставках, взаимодействуют с университетами-партнерами. Помогают в привлечении иностранных абитуриентов и проводимые вузом летние школы, как показывает статистика, почти четверть обучающихся в летних школах потом поступают в ТГУ уже в качестве абитуриентов.
В Томском политехническом университете в 2017/18 учебном году доля иностранных студентов составляла 27,7 % от общего контингента, обучающиеся были представлены выходцами из 43 стран мира. ТПУ предлагает иностранным студентам из вузов-партнеров участие в целом ряде образовательных программ: программа академического обмена (длительностью в один семестр или год); практиках (краткосрочные программы по спецнаправлениям); совместных программах двойного диплома (длительностью от одного года совместно с вузом-партнером); обучении в школе русского языка и культуры (краткосрочная программа) [12]. В ТПУ достаточно давно была создана структура (Институт международного образования и языковой коммуникации), нацеленная на обучение конкретного сегмента - иностранных студентов. На данный момент ТПУ предоставляет свои образовательные услуги для студентов 40 различных стран. Иностранным студентам предоставляются на выбор возможности обучения как по стандартной программе, так и в соответствии с индивидуальным учебным планом на русском либо на английском языке. Наличествуют в вузе и программы довузовской подготовки как на английском, так и на русском языке, позволяющие успешно подготовиться к поступлению. В ТПУ функционируют программы Double-Degree и программы академического обмена в рамках коллабораций с университетами из 17 иностранных государств [10].
В 2012 г. исследовательская экспедиция проект-но-учебной лаборатории «Развитие университетов» НИУ ВШЭ рассматривала комплекс проблем, связанных с адаптацией иностранных студентов на базе исследовательской площадки в Томском поли-
техническом университете. В результате проведения полуструктурированных глубинных интервью были выявлены следующие трудности адаптации (с убывающей значимостью для иностранных студентов): языковой барьер (незнание английского частью преподавательского корпуса и студенческого сообщества, а также городским населением), трудности инкорпорации в российское студенческое комьюнити (как вариант негативной адаптации - этническая сегрегация, общение внутри диаспоры - «гетто»), несоответствие страновым стандартам социально-бытовых условий проживания в камусе, суровые климатические условия, невозможность трудоустройства для иностранного студента во время обучения (чему препятствует выдача только образовательной визы без разрешения на работу) [13].
На панельной сессии «Экспорт российского образования: новые вызовы и стратегия на будущее» в рамках проходившего в феврале 2018 г. Российского инвестиционного форума сами участники -представители иностранных студенческих комью-нити обозначили целый ряд структурно-организационных проблем. В частности, Аду Яо Никэз, президент Ассоциации иностранных студентов России, выделил четыре ключевых направления назревших изменений в образовательной политике: законодательные, административные, инфраструктурные и социальные. Он также предлагает «окончательно решить проблемы, связанные с учебной практикой. <.. .> У вас диплом лучшего в мире университета, но если у вас нет практики, то вы понимаете, что вы ничего не добьетесь» [14]. Кочофа Анисет Габриэль, заместитель председателя попечительского совета Ассоциации иностранных студентов в России, отметил недостаточность усилий в политике по продвижению российского высшего образования на иностранные целевые аудитории: «Первое, я вам говорю как иностранец, который имеет какой-то опыт. в чем мы проигрываем - это информация, к сожалению, пропаганда» [14].
В вышедшем в апреле 2018 г. совместном докладе Центра стратегических разработок (ЦСР) и НИУ ВШЭ «12 решений для нового образования» [15] сделан акцент на целый ряд узких мест и проблемы, связанные с российским экспортом образования.
Исследователи отмечают стуктурный перекос в направлении начальных уровней высшего образования за счет более высоких: позитивный тренд роста количества иностранных студентов характерен для бакалавриата (на нем в России учатся больше 10 % иностранцев от общего числа студентов), но становится обратной в системе профессионального образования и на более высоких уровнях высшего образования. Сравнительно малое количество иностранных студентов учится в магистратуре, среди
аспирантов российских вузов доля иностранных граждан составляет всего 5 %, в то время как в развитых странах - больше 20 %.
Авторы доклада также отмечают парадоксальный факт низких доходов от российского образовательного экспорта при сравнительно больших потоках иностранных студентов и приводится характерный пример: при сравнении с Австралией с сопоставимыми объемами образовательного экспорта и количества иностранных студентов обнаруживается, что Россия получает от иностранных обучающихся порядка 1 млрд долларов в год, а Австралия - 18 млрд долларов. Подобная низкая доходность связана с низкой стоимостью образовательных и сопутствующих услуг, объясняемой тем, что преобладающим контингентом среди российских образовательных мигрантов являются студенты из стран Средней и Центральной Азии с низкой покупательной способностью. Отсюда производной является малая емкость российского рынка образовательных услуг и дешевизна инфраструктуры проживания, питания и развлечений. Для студентов из дальнего зарубежья, особенно из стран Европы, проблемой является некачественная инфраструктура проживания и питания. Даже ведущие университеты Москвы и Санкт-Петербурга не могут порою предложить соответствующие стра-новым стандартам конкурентоспособные условия проживания и учебы.
По мнению ученых, Россия не смогла пока реализовать модель «утечки мозгов», привлечения наиболее талантливых и перспективных иностранных студентов из различных стран мира. Не хватает гибкости в использовании финансовых инструментов и мотивационных стимулов для привлечения наиболее одаренных иностранных магистрантов и аспирантов либо наших бывших соотечественников, прошедших начальные стадии обучения за рубежом.
Невысокий уровень цифровизации образования, как отмечают авторы доклада, также является препятствующим фактором: доминирование в России иностранных цифровых образовательных платформ и массовых онлайн-курсов (МООК) зарубежных университетов при слабой развитости и подражательной вторичности отечественных мешает продвижению имиджа страны-флагмана в области образования и науки.
В докладе ЦСР-ВШЭ был предложен целый комплекс мер, направленный на поддержку и усиление потоков экспорта образования в России.
Ключевым действием авторы доклада считают прежде всего изменение структуры и состава образовательного экспорта за счет создания условий для массового привлечения иностранных студентов «высокого качества», характеризующихся
платежеспособностью и хорошим образовательным потенциалом. Достижение данной цели осуществимо за счет реализации целого ряда мер поощрительного и мотивирующего характера: создания комплексного тьюторского сопровождения образовательных траекторий иностранных студентов на всем протяжении учебы, включая ступень выпуска на рынок труда; предоставления гражданства России иностранным обучающимся, окончившим аспирантуру с хорошими результатами, постоянного вида на жительство - образовательным мигрантам, окончившим магистратуру известных российских университетов. Необходимы также разработка и внедрение системы маркетинговых программ по продвижению высшего образования за рубежом и сети рекрутинговых образовательных агентств, включая специальные программы в развивающихся платежеспособных странах. Важным условием привлечения студентов из стран дальнего зарубежья является увеличение процента профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава с хорошим знанием английского языка до 90 и 50 % соответственно хотя бы в ведущих вузах. Привлекательным фактором для современного цифрового молодого поколения будет активная разработка и внедрение в учебный процесс российскими университетами массовых открытых онлайн-курсов, размещаемых на таких международных платформах, как Coursera, Udacity и др. Важнейшим инфраструктурным условием является строительство новых и модернизация действующих кампусов ведущих вузов в соответствии с мировыми стандартами как способ создать достойную и привлекательную среду.
Тем не менее, несмотря на все вышеуказанные проблемы, перспективы развития российского экспорта образования существуют, сам рынок выглядит достаточно емким, особенно исходя из сравнительно низких издержек иностранных студентов на получение высшего образования в России; Сибирь, несмотря на отдаленность от столиц, суровые климатические условия и малую известность, остается одним из привлекательнейших регионов для получения образования иностранцами, особенно выходцами из среднеазиатских республик СНГ и стран Центральной Азии.
Статья написана на основе материалов, полученных в ходе реализации научного проекта «Проект организации VIII Международного молодежного научного форума „Новые форматы транснациональной научно-образовательной деятельности"», осуществляемого при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-413-701001 р_г).
Список литературы
1. Утвержден паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» // Портал Правительства РФ (Новости). URL: http://government.ru/news/28013/ (дата обращения: 04.07.2018).
2. Нефедова А. И. Масштабы, структура и цели экспорта российского высшего образования // Мир России. Т. 26, № 2. С. 154-174.
3. UNESCO Institute for Statistics (2015). URL: http://www.uis.unesco.org (дата обращения: 04.07.2018).
4. Клячко Т. Л., Краснова Г. А. Экспорт высшего образования: состояние и перспективы в мире и России // Экономика науки. 2015. Т. 1, № 2. С. 102-108.
5. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Иностранные студенты в российских вузах / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований. 228 с. URL: http://www.socioprognoz.ru/files/File/2014/full.pdf (дата обращения: 04.07.2018).
6. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Экспорт российских образовательных услуг: статистический сборник. Вып. 6 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Социоцентр, 2016. 408 с.
7. Иностранные студенты в России / Study in Russia (сайт Министерства образования и науки РФ) URL: https://studyinrussia.ru/actual/ articles/inostrannye-studenty-v-rossii-/ (дата обращения: 04.07.2018).
8. Наталья Черткова. Томск все больше привлекает иностранных студентов // Портал канала «Россия. Томск». URL: http://www.tvtomsk.ru/ vesti/education/20416-tomsk-vse-bolshe-privlekaet-inostrannyh-studentov.html (дата обращения: 04.07.2018).
9. Власти: более 18% студентов томских вузов - иностранцы // Новости РИА Томск от 07.05.2018. URL: https://www.riatomsk.ru/ article/20180507/inostrannie-studenti-tomsk/ (дата обращения: 04.07.2018).
10. Обучение иностранных студентов/опыт международного сотрудничества со студенческих лет. URL: http://old.tpu.ru/education/int-edu-work/iie/ (дата обращения: 04.07.2018).
11. Объединяя вузовскую вселенную: как ТГУ работает с иностранцами // Новости городского портала «Томск.ру» от 22.12.2017. URL: http:// www.tomsk.ru/news/view/130464 (дата обращения: 04.07.2018).
12. Иностранному студенту // Официальный сайт ТПУ. URL: http://portal.tpu.ru/ciap/International_Student (дата обращения: 04.07.2018).
13. Как студенты студентов изучали (интервью и.о. заведующего проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» НИУ ВШЭ Дм. Семенова от 18.02.2013) // Портал НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/news/avant/74465897.html (дата обращения: 04.07.2018).
14. Экспорт российского образования: новые вызовы и стратегия на будущее (ключевые выводы) // Росконгресс (Российский инвестиционный форум - 2018). URL: https://roscongress.org/sessions/eksport-rossiyskogo-obrazovaniya-novye-vyzovy-i-strategiya-na-budushchee/ discussion/ (дата обращения: 04.07.2018).
15. Экспертный доклад «12 решений для нового образования» // Портал НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/news/expertise/217884372.html (дата обращения: 04.07.2018).
Глухов Андрей Петрович, кандидат философских наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 06.07.2018.
DOI 10.23951/1609-624X-2018-7-142-148
EDUCATIONAL EXPORT IN HIGHER EDUCATION SYSTEM: CASE OF TOMSK UNIVERSITIES
A. P. Glukhov
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
The article considers the tasks and targets of the priority project "Development of the export potential of the Russian education system". It analyzes the characteristics of the dynamics and world trends of higher education, the background and features of educational export in the USSR. Presents statistical data and a description of the most important statistical parameters of the development of educational exports in the new Russia. Describes features of attracting foreign students to Tomsk universities, educational and marketing tools that are used. Reveals the structural and organizational and social problems of adaptation of foreign students, analyses the proposed package of measures aimed at supporting and strengthening the streams of export of education to the system of higher education in Russia. Analyses positive experience of adaptation of foreign students in the large universities of Tomsk. It was concluded that the prospects for the development of Russian educational exports are high, the market itself is quite capacious, especially on the basis of the relatively low costs of foreign students for higher education in Russia; Siberia, despite its remoteness from the capitals, harsh climatic conditions and fame, remains one of the most attractive regions for foreign education, especially from Central and Southeast Asia.
Key words: education of foreigners, educational export, adaptation of foreign students, educational trajectories.
References
1. Utverzhden pasport prioritetnogo proyekta "Razvitiye eksportnogo potentsiala rossiyskoy sistemy obrazovaniya" [The passport of the priority project "Development of the export potential of the Russian education system" was approved]. Portal Pravitel'stva RF (Novosti) [Government Portal of the Russian Federation (News)] (in Russian). URL: http://government.ru/news/28013/ (accessed 4 July 2018).
2. Nefedova A. I. Masshtaby, struktura i tseli eksporta rossiyskogo vysshego obrazovaniya [The scale, structure and objectives of the export of Russian higher education]. MirRossii, 2017, vol. 26, no. 2, pp. 154-174 (in Russian).
3. UNESCO Institute for Statistics (2015). URL: http://www.uis.unesco.org (accessed 4 July 2018).
4. Klyachko T. L., Krasnova G. A. Eksport vysshego obrazovaniya: sostoyaniye i perspektivy v mire i Rossii [The export of higher education: the state and prospects in the world and in Russia]. Ekonomika nauki - The Economics of Science, 2015, vol. 1, no. 2, pp. 102-108 (in Russian).
5. Aref'yev A. L., Sheregi F. E. Inostrannyye studenty v rossiyskikh vuzakh [Foreign students in Russian universities]. Moscow, Center for Sociological Research Publ., 228 p. (in Russian). URL: http://www.socioprognoz.ru/files/File/2014/full.pdf (accessed 4 July 2018).
6. Aref'yev A. L., Sheregi F. E. Eksport rossiyskikh obrazovatel'nykh uslug: Statisticheskiy sbornik. Vypusk 6 [Export of Russian educational services: Statistical collection. Issue 6]. Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Moscow, Sotsiotsentr Publ., 2016. 408 p. (in Russian).
7. Inostrannyye studenty v Rossii [Foreign students in Russia]. Study in Russia (in Russian). URL: https://studyinrussia.ru/actual/articles/inostran-nye-studenty-v-rossii-/ (accessed 4 July 2018).
8. Natal'ya Chertkova. Tomsk vse bol'she privlekaet inostrannykh studentov [Tomsk increasingly attracts international students]. Portal of the channel "Rossiya. Tomsk". (in Russian). URL: http://www.tvtomsk.ru/vesti/education/20416-tomsk-vse-bolshe-privlekaet-inostrannyh-studentov.html. (accessed 4 July 2018).
9. Vlasti: boleye 18% studentov tomskikh vuzov - inostrantsy [Authorities: more than 18% of students of Tomsk universities are foreigners]. Novosti RIA Tomsk ot 07.05.2018 [News RIA Tomsk from 7 May, 2018] (in Russian). URL: https://www.riatomsk.ru/article/20180507/inostrannie-studenti-tomsk/ (accessed 4 July 2018).
10. Obucheniye inostrannykh studentov/opyt mezhdunarodnogo sotrudnichestva so studencheskikh let [Training of foreign students / experience of international cooperation from student years] (in Russian). URL: http://old.tpu.ru/education/int-edu-work/iie/ (accessed 4 July 2018).
11. Ob"yedinyaya vuzovskuyu vselennuyu: kak TGU rabotayet s inostrantsami [Uniting the university universe: how TSU works with foreigners]. Novosti gorodskogo portala Tomsk.ru ot 22.12.2017 [News of the city portal Tomsk.ru from 22 November, 2017] (in Russian). URL: http://www. tomsk.ru/news/view/130464 (accessed 4 July 2018).
12. Inostrannomu studentu [To the foreign student]. Official site of TPU (in Russian). URL: http://portal.tpu.ru/ciap/International_Student (accessed 4 July 2018).
13. Kak studenty studentov izuchali (interv'yu i.o. zaveduyushchego proyektno-uchebnoy laboratorii "Razvitiye universitetov" NIU VSHE Dm. Semenova ot 18.02.2013) [How students studied students (interview of the acting head of the design and training laboratory "Development of Universities" at the Higher School of Economics, Dm. Semenov, February 18, 2013)]. HSE portal (in Russian). URL: https://www.hse.ru/news/ avant/74465897.html (accessed 4 July 2018).
14. Eksport rossiyskogo obrazovaniya: novyye vyzovy i strategiya na budushcheye (klyuchevyye vyvody) [Export of Russian education: new challenges and strategy for the future (key findings)]. Roskongress (Rossiyskiy investitsionnyy forum-2018) [Roskognress (Russian Investment Forum-2018)] (in Russian). URL: https://roscongress.org/sessions/eksport-rossiyskogo-obrazovaniya-novye-vyzovy-i-strategiya-na-budush-chee/discussion/ (accessed 4 July 2018).
15. Ekspertnyy doklad "12 resheniy dlya novogo obrazovaniya" [Expert report "12 solutions for a new education"]. HSE portal (in Russian). URL: https://www.hse.ru/news/expertise/217884372.html (accessed 4 July 2018).
Glukhov A. P., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).
E-mail: [email protected]