Вестник Томского государственного университета. 2016. № 403. С. 158-162. Б01: 10.17223/15617793/403/26
УДК 94(9)
М.В. Шушарина
АЗИАТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ АВСТРАЛИИ
Рассматриваются значение экспорта образовательных услуг Австралии, интернационализация высшего образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе, специфика предоставления австралийских оффшорных образовательных программ и влияние интеграционных образовательных процессов на развитие АТР.
Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион; экспорт образовательных услуг; интернационализация высшей школы; оффшорные образовательные программы.
Одним из приоритетов современной политики Австралии, располагающейся в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), является полная интеграция в регион.
В 1960-е гг. экспорт товаров и услуг был направлен в основном в Великобританию (23,5%), Японию (22,4%), США (12,9%) и Европу (12,4%). Доля товаров и услуг, экспортируемых в Китай в те годы, составляла всего 7,7%. Спустя 50 лет объемы экспорта в Китай выросли до 36,7% и занимают первое место в экспорте Австралии, а со странами Азии в целом до 28,3%. Объем экспорта в Японию сократился лишь на 4,4% и составил 18% всего экспортного рынка, в то время как экспорт в Великобританию сегодня равен 1,4% от общего количества экспортируемых товаров и услуг, в Европу - 4,1% и США - 3,9% [1].
Усиливая свою роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Австралия стремится укрепить дипломатические контакты и дружественные отношения со странами региона. Так, например, с Малайзией с января 2013 г. действует двустороннее соглашение о свободной торговле и культурных обменах. Состоялся обмен дипломатическими миссиями с правительством Вьетнама в 2012-2013 гг. В те же годы прошли двусторонние визиты правительства Австралии и Лаоса. Усиливается культурное и политическое взаимодействие с Брунеем, Камбоджей и Восточным Тимором. В результате двусторонних дипломатических визитов были заключены договоры экономического и культурного сотрудничества со странами Океании и Новой Зеландией.
Приоритетное направление правительства в области налаживания внешнеполитических контактов -это отношения с Китаем и Индией. В апреле 2013 г. премьер-министр Джулия Гиллард в сопровождении министра иностранных дел Австралии, министра финансов и министра торговли осуществила пятидневный визит в Китай с целью участия в международном форуме представителей бизнеса и науки, который проходил на острове Хайнань [2]. В июне 2015 г. Китай и Австралия подписали соглашение о свободной торговле, переговоры относительно которого велись в течение последних десяти лет. В частности, по данному соглашению 97% товаров из Австралии не облагаются налоговыми пошлинами и сборами. Австралия в основном поставляет в Китай металл, уголь, золото и медь. Кроме того, большим спросом у китайцев пользуются, по данным СМИ, предоставляемые Австралией услуги в области студенческих стажировок.
Австралия же отменяет налоги и сборы на 85% китайской продукции (в основном это телекоммуникационное и компьютерное оборудование, одежда и мебель) [3]. В ноябре 2014 г. премьер-министр Австралии Тони Эббот заявил, что Австралия и Индия могут подписать соглашение о свободной торговле в течение года после того, как будет заключено аналогичное соглашение с Китаем [4].
Укрепляя отношения со своими партнерами по региону, австралийское правительство решает приоритетные задачи экономического развития страны.
Активно развиваясь в последние десятилетия, страны Азиатско-Тихоокеанского региона все больше нуждаются в высококвалифицированных кадрах. Эта проблема решается несколькими путями. Один из путей решения этой проблемы - получение качественного образования в зарубежных вузах.
Одной из ведущих экспортных областей Австралии является экспорт образовательных услуг, который в 2014 г. составил 15,743 млрд долл. Австралии (на сегодняшний день один австралийский доллар равняется 0,76 долл. США) [5], заняв четвертую строчку в экспорте страны после железа, каменного угля и натурального газа [1]. Для сравнения: экспорт российских вооружений в 2014 г. составил 15,5 млрд долл. США [6].
Основными потребителями австралийских образовательных услуг, прежде всего, являются страны АТР. Жители этих стран приносят немалый вклад в экономику Австралии. Так, например, в 2014 г. представители Китая оплатили образовательные услуги Австралии в размере 4,142 млрд долл. Австралии, Индии -1,464 млрд долл. Австралии, Вьетнама - 939 млн долл. Австрал. [7].
Цель правительства Австралии - высокий уровень прибыли от предоставляемых образовательных услуг иностранным студентам. В свою очередь, австралийское образование базируется на его высоком качестве и законодательной базе, которая непрерывно совершенствуется, учитывая интересы как учащихся, так и государства, и гарантирует безопасность студентов, прибывших из-за границы. Все австралийские университеты имеют программы обучения, рассчитанные на иностранных студентов.
Цены за обучение в Австралии гораздо ниже, чем в США и Великобритании. В Австралии нет четко регламентированного срока обучения, как, например, в России. Для получения степени бакалавра или магистра необходимо набрать установленное количество
зачетных единиц (кредитов). Поэтому студент сам выбирает количество предметов и специализацию. Это факт также способствует привлекательности австралийской системы образования для представителей зарубежных стран.
Еще одной мерой привлечения иностранных студентов в австралийские вузы является стипендиальная поддержка иностранных учащихся. Австралийское правительство в 2013 г. выплатило государственную стипендию 5 446 иностранным студентам в общем объеме 362,2 млн долл. Австралии, а 33 австралийских университета - 364,4 млн долл. Австралии [8].
Австралия в 2014 г. стала лидером по уровню качества жизни, который формируют такие параметры, как жилье, разница в доходах, занятость, образование, защита окружающей среды, здравоохранение, безопасность, удовлетворенность жизнью и т.д. [9]. Стоит отметить, что безопасность пребывания в стране, низкий уровень преступности и личная безопасность являются одними из ведущих факторов, которые ценят иностранные студенты, обучающиеся в Австралии.
Гарантии безопасности, высокого качества образования и возможность дать развитие своей родной стране, вернувшись домой, - основные мотивы, приводящие иностранных студентов в Австралию. А это, в свою очередь, дает немалый толчок к развитию стран, откуда прибывают студенты.
По мнению авторов обзора «Australia in the Asian Century», опубликованного на сайте Объединения австралийских университетов (Universities Australia), образовательная система Австралии пережила три стадии интернационализации. Первый этап - 1950-е гг., когда Австралия стала обучать иностранных студентов в качестве помощи развивающимся азиатским странам и австралийское правительство субсидировало оплату обучения иностранцев. Второй этап - 1980-е гг., когда правительство Австралии сократило финансирование университетов, в результате чего образование для иностранных граждан стало платным, что, в свою очередь, увеличило численность студентов из-за рубежа, так как количество платных мест не ограничивалось, в отличие от регламентированных бюджетных мест. И третья волна интернационализации системы высшего образования Австралии приходится на настоящее время. Она началась после мирового экономического кризиса в 2008-2009 гг. и сопровождается некоторым спадом в системе международного образования Австралии. Сейчас политика государства в сфере образования направлена на углубление международной интеграции, повышение качества образования и сосредоточивается в основном на докторантуре и научных исследованиях [10].
Интеграционные процессы в системе австралийского образования начинались в то время, когда Австралия испытывала нехватку квалифицированной рабочей силы и открыла пути для иммигрантов, которые изначально приезжали в страну на обучение, будь то высшее образование или языковые курсы. Эти курсы и сейчас пользуются большим спросом и приносят доход в 889 млн долл. Австралии (по данным за 2014 г.) [7].
Политика международной интеграции путем интернационализации высшей школы едва ли не самый удачный способ достижения сразу нескольких целей. Это приводит к взаимовыгодному сотрудничеству между странами в политическом, культурном и экономическом плане.
В 2014 г. количество иностранных обучающихся в Австралии составило 453 532 человека (включая школы, курсы без присуждения степени и языковые курсы) [11]. Всего в австралийских университетах обучалось в 2014 г. 1 313 776 человек [12], количество иностранных студентов, получавших высшее образование, - 236 249 человек. Численность иностранных студентов, получавших профессионально-техническое образование, составила 109 305 человек, в школах - 18 206, на интенсивных курсах английского языка для иностранных студентов - 112 516, на курсах без присуждения степени - 34 125 человек [11].
По данным миграционной службы, в 2014 г. в Австралии обучались студенты из 191 страны мира, 26,7% из которых - представители Китая. Индийцы и вьетнамцы вторые и третьи по численности от общего количества иностранных студентов и составляют 10,2% и 4,8% соответственно [Там же].
Кроме представителей Китая и Индии, в десять национальностей, составляющих 65,7% всех иностранных студентов и обучающихся преимущественно в секторе высшего образования, входят студенты из Республики Корея, Малайзии, Таиланда, Бразилии, Индонезии, Непала и Пакистана. Исключение составляют студенты из Кореи, Таиланда и Бразилии, большинство которых обучаются в сфере профессионально-технического образования. Первое место по количеству студентов в секторе курсов английского языка для иностранных студентов и секторе курсов без присуждения степени занимают представители Китая [Там же].
В связи с увеличением объема промышленного производства в Азии с началом ХХ1 в. в Австралии резко вырос спрос на профессионально-техническое образование. Количество иностранных студентов, получающих профессионально-техническое образование в Австралии, изменилось с 13,9 тыс. человек в 2005 г. до 30,2 тыс. человек в 2009 г., средний темп роста численности составил 21% [13]. В 2014 г. этот показатель был 109,3 тыс. человек, но темп роста значительно замедлился - 11,2% [11].
В 2014 г. в Австралии обучалось более 121 тыс. китайских студентов, 46,4 тыс. индийцев, 22 тыс. вьетнамцев, 20 тыс. жителей Республики Корея, 19 тыс. малазийцев, 16 тыс. представителей Таиланда, 15 тыс. бразильцев, 13,7 тыс. индонезийцев. Из Непала и Пакистана приехало 13,5 тыс. и 10,8 тыс. человек соответственно [Там же].
Международная деятельность австралийских университетов не ограничивается предоставлением образовательных услуг только на территории Австралии.
Австралийские университеты открывают оффшорные кампусы в Азии, где иностранные студенты имеют возможность обучаться по австралийским образовательным программам, увеличивая тем самым пропускную способность университетов [14].
Обучение студентов по оффшорным программам осуществляется на базе вуза той страны, с которой заключены соглашения. Обучение ведется по австралийским образовательным стандартам и ответственность за оказание образовательных услуг несет как австралийский вуз, так и вуз-партнер.
Программа обучения рассчитана на то, что иностранный студент частично или полностью обучается на территории своего государства. Как правило, студент начинает обучение в своей стране, а завершает его в Австралии. При этом дистанционные методы обучения, как правило, не используются или используются при наличии официального соглашения.
В настоящее время австралийские университеты имеют партнерские отношения с 31 вузом за пределами Австралии и насчитывают 821 оффшорную программу, которые реализуются в таких странах, как ОАЭ, Вьетнам, Южная Африка, Бутан, большинство -в Малайзии (24%), Сингапуре (20%), Китае (11%) и Гонконге (11%). Обучение по этим программам производится либо полностью в вузе-партнере, либо частично на территории партнера, а в остальное время непосредственно в Австралии [15].
Кроме того, австралийские вузы используют контракты франчайзинга. В результате ответственность за качество обучения берет на себя вуз, который приобрел австралийские программы обучения. В этом случае австралийские университеты ответственны только в предоставлении качественной учебной программы. Эта система позволяет исключать издержки процесса организации обучения и при этом получать прибыль [10].
В последнее время обращается внимание на негативные последствия оффшорных образовательных программ. Они заключаются в том, что предоставление образовательных услуг стало, прежде всего, бизнесом и, как следствие, увеличивается риск снижения качества предоставляемых оффшорных программ, и тем самым создается угроза потери авторитета австралийского образования.
Несмотря на негативные факторы, решение проблемы дефицита дипломированных кадров в быстро развивающихся индустриальных странах Азии путем предоставления оффшорных образовательных программ австралийскими вузами оказалось весьма эффективным и своевременным. Устойчивая система предоставления образовательных услуг австралийскими университетами дала возможность получить доступное качественное образование представителям зарубежных стран [16].
Австралийские вузы имеют партнерские соглашения со многими университетами из разных стран мира. Что касается стран Азии, то в 1998 г. между австралийскими и китайским университетами подписан меморандум о взаимопонимании и действует Ассоциация австралийских и китайских университетов (the Universities Australia-China Education Association for International Exchange Memorandum of Understanding) [17]. В 2010 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании с Ассоциацией индийских вузов [18]. В течение 2013-2015 гг. подписаны и переподписаны программы научного обмена с Индонезией, Китаем и другими странами [19].
Политика Австралии в области интернационализации образования стала одним из стимулов интеграционных образовательных процессов во всем АТР. Во многих странах стали проводиться масштабные реформы и создаваться центры, предполагающие взаимовыгодный образовательный и научный обмен.
Возрастающая потребность стран Азии в квалифицированных кадрах влечет за собой правительственные меры в области образования. Но не все они достаточны для того, чтобы полностью реализовать потребности населения в получении образовательных услуг [20].
Так, в Сингапуре совместно с Австралией создан образовательный центр, предполагающий проведение обучения и научно-исследовательские работы. Студенты этой страны наиболее активно используют возможности оффшорного образования, в том числе и австралийских вузов. Сингапурские университеты успешно интегрируются в мировое образовательное пространство, привлекая иностранных студентов на обучение. Сингапур стремится стать центром международного образования в своем регионе [Там же].
Квалифицированная рабочая сила играет большую роль в развитии Австралии, экономическом, политическом, социальном. Австралийское правительство и вузы обеспечивают страну высококвалифицированными мигрантами. В то же время иностранные студенты, оканчивая австралийские университеты, способствуют подъему экономики и промышленности стан своего региона, возвращаясь на родину после получения диплома. Австралийская программа экспорта образовательных услуг, ориентированная, прежде всего, на страны АТР, способствует экономическому развитию всего региона, при этом принося стране доход в миллиарды долларов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Composition of Trade Australia 2013-2014. URL: http://dfat.gov.au/about-us/publications/Documents/cot-fy-2013-14.pdf (дата обращения:
01.06.2015).
2. Заказникова Е.П. Приоритеты внешней политики Австралии и проблема интеграции АТР // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы
развития. М. : ИВ РАН, 2014. № 25. С. 115-141.
3. Китай и Австралия подписали соглашение о свободной торговле. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2630671 (дата обращения:
28.06.2015).
4. СМИ: Индия и Австралия в течение года подпишут соглашение о торговле. URL: http://ria.ru/economy/20141113/1033089621.html (дата
обращения: 28.06.2015).
5. Курс австралийский доллар (AUD) к доллару (USD). URL: http://www.calc.ru/kurs-AUD-USD.html (дата обращения: 30.06.2015).
6. Путин: по итогам 2014 года экспорт вооружений превысил 15,5 млрд долларов. URL: http://tass.ru/armiya-i-opk/1992926 (дата обращения:
03.06.2015).
7. Export income to Australia from international education activity in 2013-14. URL: https://internationaleducation.gov.au/research/Research-
Snapshots/Documents/Export%20Income%20FY2013-14.pdf (дата обращения: 03.06.2015).
8. Australian scholarships and support for international students. URL: https://internationaleducation.gov.au/research/Research-Snapshots/Documents/Scholarships%20and%20support.pdf (дата обращения: 01.06.2015).
9. Better Life Index 2014 (OECD). URL: http://www.oecd-ilibrary.org/social-issues-migration-health/data/better-life-index/better-life-index-2014_data-00704-en (дата обращения: 07.11.2014).
10. Australia in the Asian Century, January 2012. URL: https://www.universitiesaustralia.edu.au (дата обращения: 05.06.2015).
11. International student numbers 2014. URL: https://internationaleducation.gov.au/research/Research-Snapshots/Documents/International% 20Student%20Numbers%202014.pdf (дата обращения: 03.06.2015).
12. Student Numbers at Australian Universities. URL: http://www.australianuniversities.com.au/directory/student-numbers (дата обращения: 03.06.2015).
13. Transnational education in the public and private VET sector November 2012. URL: https://internationaleducation.gov.au/research/research-snapshots/pages/default.aspx (дата обращения: 17.05.2015).
14. Australia's exports of education services. URL: http://www.rba.gov.au/publications/bulletin/2008/jun/pdf/bu-0608-2.pdf (дата обращения: 28.06.2015).
15. Offshore Programs of Australian Universities April 2014. URL: https://www.universitiesaustralia.edu.au (дата обращения: 03.06.2015).
16. Экспорт высшего образования: опыт Австралии // Экономика образования. М. : Изд-во Современного гуманит. ун-та, 2006. № 2. С. 98103.
17. Engagement With China. URL: https://www.universitiesaustralia.edu.au/global-engagement/international-collaboration/international-agreements-and-activities/Chinese-Engagement#.VZJN9fntlBc (дата обращения: 28.06.2015).
18. Cooperation with the Association of Indian Universities. URL: https://www.universitiesaustralia.edu.au/global-engagement/international-collaboration/international-agreements-and-activities/Cooperation-with-the-Association-of-Indian-Universities#.VZJRovntlBc (дата обращения: 28.06.2015).
19. International Cooperation and Agreements. URL: https://www.universitiesaustralia.edu.au/global-engagement/international-collabora-tion/international-agreements-and-agreements#.VZJTK_ntlBe (дата обращения: 28.06.2015).
20. Архипов В.Я. Международная торговля образовательными услугами и австралийский опыт // Российский внешнеэкономический вестник. 2007. № 3. С. 19-22.
Статья представлена научной редакцией «История» 27 января 2016 г.
ASIAN DIRECTION OF EDUCATION POLICY OF AUSTRALIA
Tomsk State University Journal, 2016, 403, 158-162. DOI: 10.17223/15617793/403/26
Shusharina Marina V. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Keywords: Asia-Pacific region; export of educational services; internationalization of higher education; offshore educational
programs.
One of Australia's policy priorities is full integration in the Asia-Pacific region. Australia is developing diplomatic and economic relations with India and China, the countries of Oceania, New Zealand, Laos, Vietnam, Cambodia, Timor, and so on. One of Australia's leading exports is educational services for international students amounting to $ 15.743 billion in 2013-2014, and occupying the fourth place in the country's exports. The main consumers of Australian educational services are the Asia-Pacific countries; they make a significant contribution to the Australian economy. For example, in 2014 China paid $ 4.142 billion for educational services provided by Australia. All Australian universities provide courses designed for foreign students. Australia's laws guarantee the quality of education and the protection of students who come from abroad. The educational system in Australia has experienced three stages of internationalization. The first stage was in the 1950s. The second stage was in the 1980s. And the third wave of internationalization of higher education in Australia is right now. The main reasons why international students come to Australia are safety guarantees, high-quality education and the opportunity to develop their own country. Australian universities have branches and representative offices in many countries of Asia, where the local population is trained for offshore educational programs based on the country universities which have signed the agreement. Training is conducted according to Australian educational standards and both an Australian university and college partners are responsible for the provision of educational services. Australian universities have collaborated with 31 outside universities and use 821 offshore curricula. Australian universities are using franchising contracts. As a result, the responsibility for the quality of education is taken by the university which has acquired Australian curricula. Australia's policy in the field of internationalization of education has stimulated the integration educational processes throughout the Asia-Pacific region. In many countries, major reforms have been conducted and centers are founded to carry out mutually beneficial educational and scientific exchange. The Australian program of export of educational services oriented on Asia-Pacific countries contributes to the economic development of the region, at the same time bringing the country billions of dollars in revenue.
REFERENCES
1. Australian Government. (2014) Composition of Trade Australia 2013—2014. [Online]. Available from: http://dfat.gov.au/about-us/publications/Documents/cot-fy-2013-14.pdf. (Accessed: 01 June 2015).
2. Zakaznikova, E.P. (2014) Prioritety vneshney politiki Avstralii i problema integratsii ATR [The priorities of foreign policy of Australia, and the
problem of integration of the Asia-Pacific region]. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyeproblemy razvitiya. 25. pp. 115-141.
3. Vesti.ru. (2015) Kitay i Avstraliya podpisali soglashenie o svobodnoy torgovle [China and Australia signed a free trade agreement]. [Online].
Available from: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2630671. (Accessed: 28 June 2015).
4. RIA.ru. (2014) SMI: Indiya i Avstraliya v techenie goda podpishut soglashenie o torgovle [Media: India and Australia to sign a trade agreement
during the year]. [Online]. Available from: http://ria.ru/economy/20141113/1033089621.html. (Accessed: 28 June 2015).
5. Kal'kulyator. (2015) Kurs avstraliyskiy dollar (AUD) k dollaru (USD) [The Australian dollar (AUD) to the US dollar (USD)]. [Online]. Available
from: http://www.calc.ru/kurs-AUD-USD.html. (Accessed: 30 June 2015).
6. TASS.ru. (2014) Putin: po itogam 2014 goda eksport vooruzheniy prevysil 15,5 mlrd dollarov [Putin: In 2014 arms exports exceeded $ 15.5 bil-
lion]. [Online]. Available from: http://tass.ru/armiya-i-opk/1992926. (Accessed: 03 June 2015).
7. Australian Government. (2014) Export income to Australia from international education activity in 2013-14. [Online]. Available from:
https://internationaleducation.gov.au/research/Research-Snapshots/Documents/Export%20Income%20FY2013-14.pdf. (Accessed: 03 June 2015).
8. Australian Government. (2014) Australian scholarships and support for international students. [Online]. Available from: https://internationaleducation.gov.au/research/Research-Snapshots/Documents/Scholarships%20and%20support.pdf. (Accessed: 01 June 2015).
9. OECD. (2014) Better Life Index 2014. [Online]. Available from: http://www.oecd-ilibrary.org/social-issues-migration-health/data/better-life-
index/better-life-index-2014_data-00704-en. (Accessed: 07 November 2014).
10. Universities Australia. (2012) Australia in the Asian Century, January 2012. [Online]. Available from: https://www.universitiesaustralia.edu.au. (Accessed: 05 June 2015).
11. Australian Government. (2014) International student numbers 2014. [Online]. Available from: https://internationaleducation.gov.au/ re-search/Research-Snapshots/Documents/International% 20Student%20Numbers%202014.pdf. (Accessed: 03 June 2015).
12. AustralianUniversities.com.au. (2014) Student Numbers at Australian Universities. [Online]. Available from: http://www.australianuni-versities.com.au/directory/student-numbers. (Accessed: 03 June 2015).
13. Australian Government. (2012) Transnational education in the public and private VET sector November 2012. [Online]. Available from: https://internationaleducation.gov.au/research/research-snapshots/pages/default.aspx. (Accessed: 17 May 2015).
14. Hall, G. & Hooper, K. (2008) Australia's exports of education services. [Online]. Available from: http://www.rba.gov.au/publications/ bulle-tin/2008/jun/pdf/bu-0608-2.pdf. (Accessed: 28 June 2015).
15. Universities Australia. (2014) Offshore Programs of Australian Universities April 2014. [Online]. Available from: https://www.univer-sitiesaustralia.edu.au. (Accessed: 03 June 2015).
16. Ekonomika obrazovaniya. (2006) Eksport vysshego obrazovaniya: opyt Avstralii [Export of higher education: the Australian experience]. Ekonomika obrazovaniya — Economics of Education. 2. pp. 98-103.
17. Universities Australia. (2013) Engagement With China. [Online]. Available from: https://www.universitiesaustralia.edu.au/global-engagement/international-collaboration/international-agreements-and-activities/Chinese-Engagement#.VZJN9fntlBc. (Accessed: 28 June 2015).
18. Universities Australia. (2013) Cooperation with the Association of Indian Universities. [Online]. Available from: https://www.universities-australia.edu.au/global-engagement/international-collaboration/international-agreements-and-activities/Cooperation-with-the-Association-of-Indian-Universities#.VZJRovntlBc. (Accessed: 28 June 2015).
19. Universities Australia. (c. 2013) International Cooperation and Agreements. [Online]. Available from: https://www.universitiesaustralia.edu.au/ global-engagement/international-collaboration/international-agreements-and-agreements#.VZJTK_ntlBe. (Accessed: 28 June 2015).
20. Arkhipov, V.Ya. (2007) Mezhdunarodnaya torgovlya obrazovatel'nymi uslugami i avstraliyskiy opyt [International trade in educational services and the Australian experience]. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik—Russian Foreign Economic Journal. 3. pp. 19-22.
Received: 27 January 2016