Вестник Томского государственного университета. 2018. № 433. С. 122-126. DOI: 10.17223/15617793/433/17
УДК 94(9)
М.В. Шушарина ИТОГИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АВСТРАЛИИ
Выявляются причины уязвимости австралийской экономики, как основного итога индустриального развития Австралии. В ходе исследования, пользуясь аналитическим методом, рассматривая материалы, в основе которых лежат статистические отчеты министерств торговли и промышленности Австралийского Союза, данные Бюро статистики Австралии, информационные публикации Австралийской телерадиовещательной корпорации и т.п., автор приходит к выводу о том, что проблема зависимости Австралии от сырьевого экспорта и, как следствие, экономической нестабильности заключается прежде всего в несостоятельности страны в научно-технологической сфере.
Ключевые слова: экономика Австралии; экспорт Австралии; инновационный бизнес Австралии; инновационная система Австралии; постиндустриальная экономика; торговые партнеры Австралии; научно-технологическое развитие Австралии.
Опыт перехода Австралийского Союза от индустриального типа экономики к экономике знаний чрезвычайно важен, так как перед Россией стоит такой же выбор. Ресурсозависимый тип экономик обеих стран, невысокие темпы инновационного развития обусловливают актуальность темы исследования.
Материал статьи основан на анализе правительственных документов Австралийского Союза (отчетах Министерства торговли Австралийского Союза и Министерства промышленности, инноваций и науки), Бюро статистики Австралии (ABS), информационных материалах Австралийской телерадиовещательной корпорации (ABC), трудах российских исследователей, изучающих регион Австралии и Океании - старший научный сотрудник Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Н. С. Скоробогатых, кандидат филологических наук А. С. Петриковской, профессора, доктора экономических наук В.Я. Архипова и доцента кафедры мировой экономики и международного бизнеса Финансового университета при правительстве Российской Федерации, кандидата экономических наук В.Н. Мироновой.
На основании изученных источников и научной литературы возникает вопрос - с каким багажом австралийское правительство подошло к моменту выбора стратегии перехода к постиндустриальному типу экономики? Этот вопрос мало изучен.
Австралия к середине 2010-х гг. представляет собой сильную державу с высоким уровнем стабильной экономики - за годы мировых кризисов второй половины XX - начала XXI в. австралийская экономика не знала спадов. Безработица в Австралии на достаточно низком уровне (в среднем от 4 до 5%) [1]. Высокий уровень жизни населения подтверждается тем, что Австралия является одной из ведущих стран по уровню качества жизни, став лидером в этой области в 2014 г. [2]. И в настоящее время Австралия занимает прочное и стабильное положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
История Австралийского Союза начиная с окончания Второй мировой войны показывает, что, несмотря на смену правительств и какая политическая партия у власти - либералы или лейбористы, основными задачами правительства всегда являлось достижение высокого уровня благосостояния народа, а также укрепление позиций в регионе.
Эти цели поставлены правительством Австралии еще в конце 40-х гг. XX в., когда были заложены ос-
новы общественного порядка, «который принято называть государством всеобщего благоденствия» [3]. Сутью его является создание максимально удобного и комфортного жизненного уровня для большинства граждан страны. Этот тезис очень важен, так как он является определяющим в политическом курсе австралийского правительства даже сегодня.
Открытие месторождений полезных ископаемых -нефти, газа, черного угля, руды и т.д. в середине XX в. приводит к тому, что Австралию признают «кладовой мира» [4] и в стране начинается так называемый «минеральный бум». Кроме того, в Австралии со второй половины XX в. продолжает активно развиваться сельское хозяйство и животноводство.
Данные из табл. 1 показывают, что основа экспорта Австралии - железная руда, уголь, газ, шерсть, золото и др. Но стоит обратить внимание - образовательные и туристические услуги занимают в австралийском экспорте одни из ведущих позиций [3. Р. 39].
В настоящее время крупнейшим двусторонним торговым партнером Австралии является Китай. В 2014 г. 23% всего торгового оборота Австралии было связано с этой страной, что в совокупности составило 152,5 млрд австрал. долл. [5. Р. 14]. Китай является основным потребителем австралийских минеральных ресурсов - железной руды, угля, золота, меди, шерсти и хлопка. В.Я. Архипов ставит вопрос о том, является ли Австралия «сырьевым придатком Китая?» [6]. Ответ, на мой взгляд, очевиден, если взять во внимание события последних лет; наглядной иллюстрацией могут служить диаграммы рис. 1 и 2, показывающие динамику развития двусторонних торговых отношений Австралии с ее ведущими партнерами в экспорте и импорте.
Япония - второй по значимости торговый партнер Австралии, объем товарооборота с этой страной составил в 2014 г. 10,5% (70,3 млрд австрал. долл.). На третьем месте - США, объем товарооборота с которой - 60,4 млрд австрал. долл., что составило 9% всего товарооборота Австралии [5. Р. 14].
Резкое падение цен на минеральные ресурсы, и в частности на железную руду, уголь, нефть и газ, в 2014 г. вызвало не только глобальные финансовые убытки в десятки миллиардов долларов (в табл. 2 приведена динамика изменения цен на экспортируемые товары и услуги Австралии с 2014 по 2015 г.), но и потерю порядка 50 тыс. рабочих мест в секторе
горнодобывающей промышленности Австралии. Ра- женеры. Для сравнения - население Австралии боту потеряли даже высококвалифицированные ин- в 2015 г. насчитывало около 24 млн человек [8].
Таблица 1
10 из 25 ведущих экспортных товаров и услуг Австралийского Союза в 2014 г.
10 ведущих товаров и услуг, экспортируемых Австралией 2012-2014 гг. (млрд австрал. долл.)
Рейтинг Наименование 2012 2013 2014 Рост, % 2013 / 2014
1 Железная руда 54,447 69,492 66,005 -5,0
2 Уголь 41,273 39,805 37,999 -4,5
3 Газ 13,416 14,602 17,760 21,6
4 Образовательные услуги 14,525 15,010 17,037 13,5
5 Туристические услуги 12,118 13,164 14,227 8,1
6 Золото 15,526 13,898 13,460 -3,2
7 Нефть 10,988 9,016 10,586 17,4
8 Говядина 4,754 5,695 7,751 36,1
9 Алюминий 5,273 5,904 6,321 7,1
10 Пшеница 6,531 6,085 5,920 -2,7
Рис. 1. Пять ведущих стран - партнеров Австралийского Союза в экспорте [7. Р. 6]
Рис. 2. Пять ведущих стран - партнеров Австралийского Союза в импорте [7. Р. 6]
Таблица 2
Падение цен на полезные ископаемые в 2015 г. [7. P. 29]
10 ведущих товаров и услуг, экспортируемых Австралией 2014-2015 гг. (млрд австрал. долл.)
Рейтинг Наименование 2014 2015 Рост, % 2014 / 2015
1 Железная руда 66,008 49,060 -25,7
2 Уголь 37,999 37,031 -2,5
3 Образовательные услуги 17,037 18,801 10,4
4 Газ 17,743 16,456 -7,3
5 Туристические услуги 14,187 15,943 12,4
6 Золото 13,460 14,500 7,7
7 Говядина 7,751 9,296 19,9
8 Алюминий 6,336 7,493 18,3
9 Нефть 10,564 6,036 -42,9
10 Пшеница 5,920 5,814 -1,8
Ориентация политики правительства Австралийского Союза на развитие экспорта минеральных ресурсов и сельскохозяйственной продукции привело к тому, что страна стала отставать от других развитых государств в сфере научно-технологического развития.
Австралия является страной - участницей Организации экономического сотрудничества и развития - ОЭСР. В ОЭСР в настоящее время входит 35 государств, большинство из которых страны Евросоюза [9]. Условиями членства в организации является высокоразвитая экономика страны, приверженность демократии и развитая рыночная экономика. Австралия участник ОЭСР с 1971 г. и правительство страны во многом ориентиру ет-ся на показатели, которые демонстрирует страна относительно других участников организации.
Данные, отраженные в исследовании «Australian Innovation System Report 2014», показывают, что основные предприятия-экспортеры Австралии далеки от инноваций и занимают невысокие места среди предприятий стран ОЭСР. Государство вынуждено направлять до 66% инвестиций в исследования и разработки, которые относятся к крупным предприятиям Австралии, продукция которых составляет около 95% австралийского экспорта. При этом Австралия занимает 21-е место из 32-х среди стран ОЭСР по показателям доли инновационных предприятий и находится значительно ниже таких стран-экспортеров природных ресурсов, как Бразилия и Южная Африка [10. P. 2].
В отличие от крупных фирм, австралийский малый бизнес находится на более высокой ступени в ранжировании инновационных достижений среди стран ОЭСР. Австралийские малые и средние предприятия занимают 5-е место из 29 среди развитых стран в контексте пропорции инновационного бизнеса. Однако доход этих предприятий составляет 5% экспортного оборота Австралии [Там же. P. 2].
В результате развитие австралийской науки было ориентировано на обеспечение добывающей и обрабатывающей промышленности, а также тяжелого машиностроения. И к середине 2010-х гг. Австралия представляет собой страну, поставляющую природные ресурсы и сельскохозяйственную продукцию.
Вопрос о научно-технологическом развитии Австралийского Союза не раз поднимался в парламенте страны за последние тридцать лет. Но все преобразования были направлены преимущественно в сектор промышленных НИОКР.
Новый ориентир австралийского правительства в сложившейся ситуации - стимулирование развития инновационной системы. Премьер-министр Малкольм Тернбулл в декабре 2015 г. объявил о начале реализации Национальной программы развития инноваций и науки с бюджетом в 1,1 млрд австрал. долл. [11. Р. 1]. Программа рассчитана на четыре года и ее цель - развитие наукоемкого бизнеса и инновационных разработок. Премьер-министр подчеркивал, что страна должна осуществить переход от сырьевого бума, «который может когда-то закончиться, к буму идей, который не закончится никогда» [12]. Задачей программы, как заявил премьер-министр, является, прежде всего, построение диверсифицированной экономики и развитие наукоемкого бизнеса.
Стоит отметить, что именно в Австралии университеты тесно связаны с деловыми кругами. Оказывая научную и инновационную поддержку предприятиям, особенно малому и среднему бизнесу, австралийские вузы готовят для них квалифицированные кадры.
Каждый австралийский вуз имеет структуру, направленную на сотрудничество с промышленными предприятиями и фирмами, как малыми, так и средними. Формы взаимодействия университетов и компаний весьма разнообразны. Это могут быть как совместные исследовательские программы, или исследовательский заказ от предприятия, так и студенческие стажировки в фирмах, предоставление офисных помещений, менторская помощь со стороны успешных предпринимателей и т.д.
В развитии наукоемких предприятий, в частности стартап индустрии, австралийское правительство видит не только перспективы экономического роста, выход на мировые рынки и признание Австралии мировым сообществом конкурентоспособной страной в сфере инновационного бизнеса, но и создание новых рабочих мест для населения страны.
Опыт перехода Австралии от индустриального развития к постиндустриальному важен для изучения, так как перед нашей страной сейчас стоит такой же выбор.
События последних нескольких лет показали уязвимость австралийской экономики, зависимой от экспорта сырья. Резкое снижение цен на минеральные ресурсы привело к негативным последствиям в финансовой и социальной сферах жизни населения Австралии. Но рост экспорта образовательных услуг, активная роль австралийских университетов в разви-
тии бизнеса, правительственные программы и гранты ных результатах политики австралийского правитель-в сфере инновационного развития говорят о позитив- ства в области перехода к экономике знаний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Vacancies, Overtime and Unemployment Benefit Recipients / Australian Economic Statistics 1949-1950 to 1996-1997. URL: http://www.rba.gov.au/statistics/frequency/occ-paper-8.html (access date: 01.04.2017).
2. Better Life Index 2014. Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD). URL: http://www.oecd-ilibrary.org/social-
issues-migration-health/data/better-life-index/better-life-index-2014_data-00704-en (access date: 01.04.2017).
3. Скоробогатых Н.С. История Австралии ХХ век. М. : 2015. 240 с.
4. Петриковская А.С. Культура Австралии XIX-XX вв. М. : Вост. лит., 2007. 251 с.
5. Composition Of Trade Australia 2014. URL: http://dfat.gov.au/about-us/publications/Documents/cot-cy-2014.pdf (access date: 01.04.2017).
6. Архипов В.Я. Австралия - сырьевой придаток Китая? // Азия и Африка сегодня. 2010. № 2. С. 15-16.
7. Composition Of Trade Australia 2015. URL: http://dfat.gov.au/about-us/publications/Documents/cot-cy-2015.pdf (access date: 01.04.2017).
8. Mining industry to lose 50,000 more jobs as boom comes to an end: NAB future. URL: http://www.abc.net.au/news/2016-06-10/mining-boom-
halfway-down-the-mining-cliff/7500700 (access date: 01.04.2017).
9. Members and partners OECD. URL: http://www.oecd.org/about/membersandpartners (access date: 01.04.2017).
10. Australian Innovation System Report 2014. URL: http://www.industry.gov.au/Office-of-the-Chief-Economist/Publications/ Docu-ments/Australian-Innovation-System/Australian-Innovation-System-Report-2014.pdf (access date: 01.04.2017).
11. National Innovation and Science Agenda Report. URL: http://www.innovation.gov.au/system/files/case-study/National%20Innovation% 20and%20Science%20Agenda%20-%20Report.pdf (access date: 01.04.2017).
12. Innovation statement: PM Malcolm Turnbull calls for 'ideas boom' as he unveils $1b vision for Australia's future. URL: http://www.abc.net.au/news/2015-12-07/pm-malcolm-turnbull-unveils-S1-billion-innovation-program/7006952 (access date: 01.04.2017).
13. Composition Of Trade Australia 2013-14. URL: http://dfat.gov.au/about-us/publications/Documents/cot-fy-2013-14.pdf (access date: 01.04.2017).
14. Миронова В.Н. Основные направления инновационного развития экономики Австралии // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 433-441.
Статья представлена научной редакцией «История» 6 октября 2017 г.
THE RESULTS OF THE INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF AUSTRALIA
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2018, 433, 122-126. DOI: 10.17223/15617793/433/17
Marina V. Shusharina, Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Keywords: Australian economy; Australian export; innovative business of Australia; Australian innovation system; postindustrial
economy; trading partners of Australia; scientific and technological development of Australia.
The article is devoted to the vulnerability of the Australian economy, which is considered as the main result of the industrial development of Australia. This article aims at identifying the causes of this vulnerability, and suggests the possibility to overcome the dependence of the Australian economy on the export of natural resources. This aim is planned to be achieved through investigating the impact of the Australian export and resource-dependent economy on the post-industrial development of Australia. The author puts forward a hypothesis that the main source of the vulnerability of the Australian economy is its resource dependence. The author has used the analytical technique. Statistical reports of the Department of Foreign Affairs and Trade and the Department of Industry of Australia, data from the ABS and ABC, the research of the staff of the Institute of Oriental Studies of Russia are the material of the study. It consists in analyzing the key factors influencing the current economic and social landscape of the post-industrial development of Australia. One of the main factors is the "mineral boom", which was the reason for the growth and stability of the Australian economy in the second half of the twentieth century. The "mineral boom" is the discovery of the largest deposits of mineral resources in Australia. According to the author, its result was that modern Australia became a hostage of its main economic partners, primarily China. In 2014, 23 % of the total Australian turnover was associated with China. China is the main consumer of iron ore, coal, gold, etc. China's refusal from the purchase of Australian raw materials can lead to an enormous financial and social damage for Australia. As an argument, the author cites the falling prices for mineral resources in 2014, which led to a sharp increase in unemployment (about 50 thousand jobs were lost in the mining sector of Australia). This is one of the most important reasons for the country to reconsider the policy in the field of innovation development. An important result of the industrial development of Australia is a fairly low level of innovative enterprises relative to OECD. Australia ranked 21st among the 32 OECD countries in terms of the share of innovative enterprises. The author stresses that the backwardness of Australia in the innovative development is a brake not only for scientific and technological development, but also may cause a significant economic damage. The author concludes that the dependence of the Australian economy on commodity exports is not only the main result, but also the main problem of the industrial development of Australia. The backwardness of the country in the scientific and technological sphere, the export orientation on raw materials will lead to economic imbalance and social instability in the future. A way out of the situation for Australia is to stimulate its innovative system by implementing a national strategy, the National Innovation and Science Agenda, with a budget of AS1.1 billion.
REFERENCES
1. Reserve Bank of Australia. (c. 1997) Vacancies, Overtime and Unemployment Benefit Recipients. In: Australian Economic Statistics 1949-1950 to
1996-1997. [Online] Available from: http://www.rba.gov.au/statistics/frequency/occ-paper-8.html. (Accessed: 01.04.2017).
2. OECD. (2014) Better Life Index 2014. [Online] Available from: http://www.oecd-ilibrary.org/social-issues-migration-health/data/better-life-
index/better-life-index-2014_data-00704-en. (Accessed: 01.04.2017).
3. Skorobogatykh, N.S. (2015) Istoriya AvstraliiXX vek [History of Australia. The twentieth century]. Moscow: IOS RAS.
4. Petrikovskaya, A.S. (2007) Kul'tura Avstralii XIX-XX vv. [Culture of Australia of the 19th-20th centuries]. Moscow: Vost. lit.
5. Australian Government. Department of Foreign Affairs and Trade. (2014) Composition of Trade Australia 2014. [Online] Available from:
http://dfat.gov.au/about-us/publications/Documents/cot-cy-2014.pdf. (Accessed: 01.04.2017).
6. Arkhipov, V.Ya. (2010) Avstraliya - syr'evoy pridatok Kitaya? [Is Australia a raw material appendage of China?]. Aziya i Afrika segodnya — Asia
and Africa Today. 2. pp. 15-16.
7. Australian Government. Department of Foreign Affairs and Trade. (2015) Composition of Trade Australia 2015. [Online] Available from:
http://dfat.gov.au/about-us/publications/Documents/cot-cy-2015.pdf. (Accessed: 01.04.2017).
8. Abc.net.au. (2016) Mining industry to lose 50,000 more jobs as boom comes to an end: NAB future. [Online] Available from: http://www.abc.net.au/news/2016-06-10/mining-boom-halfway-down-the-mining-cliff/7500700. (Accessed: 01.04.2017).
9. OECD. (n.d.) Members and partners OECD. [Online] Available from: http://www.oecd.org/about/membersandpartners. (Accessed: 01.04.2017).
10. Australian Government. Department of Industry, Innovetion and Science. (2014) Australian Innovation System Report 2014. [Online] Available from: http://www.industry.gov.au/Office-of-the-Chief-Economist/Publications/Documents/Australian-Innovation-System/Australian-Innovation-System-Report-2014.pdf. (Accessed: 01.04.2017).
11. Australian Government. Department of Industry, Innovetion and Science. (2015) National Innovation and Science Agenda Report. [Online] Available from: http://www.innovation.gov.au/system/files/case-study/National%20Innovation%20and%20Science%20Agenda%20-%20Report.pdf. (Accessed: 01.04.2017).
12. Abc.net.au. (2015) Innovation statement: PM Malcolm Turnbull calls for 'ideas boom' as he unveils $1b vision for Australia's future. [Online] Available from: http://www.abc.net.au/news/2015-12-07/pm-malcolm-turnbull-unveils-S1-billion-innovation-program/7006952. (Accessed: 01.04.2017).
13. Australian Government. Department of Foreign Affairs and Trade. (2014) Composition of Trade Australia 2013—14. [Online] Available from: http://dfat.gov.au/about-us/publications/Documents/cot-fy-2013-14.pdf. (Accessed: 01.04.2017).
14. Mironova, V.N. (2015) Trends of innovative economic development of Australia. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya — Modern Problems of Science and Education. 2-2. pp. 433-441.
Received: 06 October 2017