Мировая СИСТЕМА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕГИОНЫ
УДК 327
DOI: 10.24866/1998-6785/2017-4/151-165
Золотухин И.Н. Zolotukhin I.N.
Филиппины на пути к «независимой внешней политике» через призму отношений с региональными державами
The Philippines' turn to «independent foreign policy» through the lenses of the relations with the regional powers
Статья является продолжением проблемного вопроса, посвящённого особенностям внешнеполитического курса Филиппин, в том числе изменениям, произошедшим в нём с приходом к власти президента Родриго Ду-терте. Помимо готовности идти на сближение с Китаем и Россией, Дутерте провозгласил необходимость развивать сотрудничество с державами, не относящимися к традиционным партнёрам Филиппин. В работе освещены отношения Филиппин с нетрадиционными партнёрами, являющимися региональными державами: Японией, Австралией, Индией — с фокусом на анализ характера взаимодействия, ключевые направления сотрудничества, а также оценку проблемных сторон. Методической основой работы является анализ результатов исследований отечественных и зарубежных авторов, а также материалов, документов по исследуемой проблеме.
Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, Юго-Восточная Азия, Южно-Китайское море, внешняя политика, Япония, Австралия, Индия, сотрудничество, безопасность
♦
The article is a continuation of the problematic issue, dedicated to the peculiarities of the Philippines' foreign policy, including the changes made by Rodrigo Duterte, the President of the state. In addition to readiness for moving closer to China and Russia, Duterte proclaimed the necessity to develop cooperation with the powers not belonging to the traditional partners of the Philippines. The paper highlights the relations of the Philippines with non-traditional partners, which are the regional powers: Japan, Australia, and India and focuses on the analysis of the features of interactions, the key areas of cooperation, as well as the assessment of the issues. The article is based on the analysis of the researches and findings of Russian and foreign authors as well as the data and documents on focused problem.
Key words : The Philippines, Asia-Pacific, Southeast Asia, South China Sea, foreign policy, Japan, Australia, India, cooperation, security
Введение
Обозначенные в апреле 2017 г. приоритеты «независимой внешней политики» Филиппин, краеугольным камнем которой стала заявленная переориентация от следования в русле традиционных особых отношений с Вашингтоном, показали заинтересованность Манилы в
ЗОЛОТУХИН Иван Николаевич, к.полит.н., доцент кафедры международных отношений ДВФУ (г. Владивосток). E-mail: [email protected]
расширении диапазона международных контактов. Внешнеполитический курс Дутерте, при всей неоднозначности фигуры филиппинского президента, направлен на усиление позиций государства-архипелага на мировой арене, прежде всего в масштабах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), где определяющим фактором для развития страны является Китай. В то же время, осознавая риски и последствия следования в русле китайских интересов, филиппинское руководство отстаивает необходимость созидания устойчивых связей с державами, которые, не обладая колоссальным военным и стратегическим потенциалом, в то же время выражают особую обеспокоенность в создании благоприятных условий развития и обеспечении безопасной международной среды в самом динамично развивающемся регионе планеты. В связи с этим особый интерес представляют отношения Филиппин с Японией, Австралией, Индией, которые за последние годы становятся всё более значимыми игроками в Пацифике.
Несмотря на активное участие Японии, Австралии, Индии в структурах Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в том числе в формате полномасштабного диалогового партнёрства, а также их опыт двусторонних связей с членами «десятки», для Манилы они по прежнему остаются нетрадиционными партнёрами, контакты с которыми на протяжении десятилетий носили второстепенный характер и выглядят асимметрично по сравнению с филиппино-американским и филиппи-но-китайским бэкграундом внешних сношений. Обозначив одним из ключевых элементов «независимой внешней политики» улучшение отношений с нетрадиционными партнёрами, Дутерте, тем самым, показал важность задачи углубить двустороннее сотрудничество с ними, определив ведущие сферы взаимодействия.
Япония: самый традиционный из нетрадиционных партнёров
Взаимоотношения с Японией занимают особое место в ракурсе внешнеполитического курса Дутерте, что обусловлено не только пониманием со стороны филиппинского президента важности сотрудничества с четвёртой экономикой мира, но также отсутствием острых противоречий и нерешённых проблем между Манилой и Токио и схожестью целей со стороны архипелажных государств в достижении стабильности, процветания и безопасной среды в АТР. Несмотря на то, что более чем 400-летняя история отношений двух стран, берущая начало с культурных и торговых контактов, содержит позорные страницы злодеяний японских интервентов в годы войны на Тихом океане, в дальнейшем обе стороны продемонстрировали беспрецедентный успех в преодолении проблем прошлого и достижении дружбы и взаимопонимания.
На протяжении десятилетий филиппино-японское сотрудничество поступательно развивалось в разных сферах, достигнув уровня стратегического партнёрства, чему немало способствовали союзнические отношения обеих стран с Вашингтоном. В то же время даже охлаждение отношений с США не повлияло на траекторию взаимодействия Филиппин с главным американским союзником в АТР, напротив, амплитуда двусторонних отношений не показала резких колебаний; в свою очередь и характер развития японо-филиппинского сотрудничества по прежнему определяется заданным четверть века назад вектором внешнеполитического курса Токио, направленным на сближение и укрепление разноформатных связей с членами АСЕАН, в том числе по линии оборонных ведомств.
На пике своих одиозных заявлений в адрес США Дутерте совершил визит в Японию, результаты которого назвал плодотворными для отношений двух стран в области безопасности, обороны и сотрудничества.
Встреча филиппинского лидера с премьер-министром Японии Синдзо Абэ завершилась подписанием совместного заявления, в котором значительное место было уделено вопросам безопасности, прежде всего морской [24]. В ходе филиппино-японского саммита в январе 2017 г. была достигнута договорённость о предоставлении Филиппинам со стороны Японии патрульных катеров и авиации с целью укрепления военно-морских сил страны, а также о сотрудничестве в сфере военных технологий и проведении совместных военно-морских учений [16].
Тенденция на расширение сотрудничества в сфере обороны и безопасности является одним из ключевых аспектов филиппино-японских отношений. Она отражает заинтересованность двух стран в необходимости противодействия существующим угрозам и фокусируется вокруг следующих моментов, обозначенных в совместной японо-филиппинской декларации об укрепление стратегического партнёрства для продвижения общих принципов и целей мира, безопасности и роста в регионе и за его пределами: расширение диалога по вопросам безопасности; передача Филиппинам оборудования и технологий оборонного значения; укрепление двустороннего сотрудничества между военными структурами и ведомствами обеих стран и участие Сил самообороны Японии в мероприятиях по оказанию гуманитарной помощи в случае катастроф и стихийных бедствий; расширение двусторонних и многосторонних контактов по направлениям, обозначенным Меморандумом о сотрудничестве в сфере обороны; проведение совместных военных учений и операций [15].
После принятия в 2015 г. «Хартии сотрудничества в области развития» у Страны восходящего солнца появилась возможность оказывать поддержку непосредственно вооружённым силам стран, которые являются основными получателями японской официальной помощи развития (ОПР). Во многом благодаря этому в марте 2016 г. Япония и подписала соглашение с Филиппинами о передаче военной техники и технологий [11].
Япония отводит особое внимание обеспечению морской безопасности стран Юго-Восточной Азии (ЮВА), демонстрируя ответственный подход за состояние дел в регионе и выражая озабоченность изменением ландшафта международной безопасности, прежде всего актуализацией территориальных морских конфликтов в Южно-Китайском море (ЮКМ). Подобный интерес со стороны Токио вызван обеспокоенностью защиты морских транзитных маршрутов, от которых зависит экономическое развитие Японии, и которые она не способна контролировать напрямую. Кроме того, Японии претит усиление Китая в ЮКМ, что связано не только с рисками поставок углеводородов в Страну Восходящего солнца, но также с наличием проблемы в отношении островов Сенкаку/Дяоюйдао.
Помимо укрепления военно-морского сотрудничества с Филиппинами, ориентированного как на превентивные меры, так и на координацию действий в случае возникновения реальной опасности, Япония планирует создание органа по линии японской береговой охраны, который будет способствовать повышению морской безопасности стран ЮВА, в том числе в решении вопроса о территориальных претензиях Китая в ЮКМ [2].
Японские морские силы самообороны участвуют в совместных учениях с ВМФ Филиппин. В мае 2017 г. в ЮКМ прошли манёвры крупнейшего японского эсминца-вертолётоносца «Идзумо», посетившего порт Субик-бэй. Президент Филиппин стал первым главой иностранного государства, побывавшим на борту этого венца японской оборонной промышленности [12]. Япония является флагманом в противодействии нетрадиционным угрозам морской безопасности, став инициатором создания межправительственного соглашения о Региональном сотрудниче-
стве по борьбе с пиратством и вооружённым разбоем против судов в Азии (КеСЛАР).
Ещё одной ключевой проблемой в плоскости целенаправленного стратегического взаимодействия двух стран остаётся борьба с терроризмом, в том числе противоборство филиппинского правительства с радикальными вооружёнными повстанческими силами на юге Филиппин (о. Минданао). Оказывая военную и гуманитарную поддержку Маниле, Япония заинтересована в разрешении затяжного конфликта и улучшении обстановки на Минданао, в том числе и в целях постепенного превращения этой территории в зону реализации долгосрочных экономических проектов с участием японского капитала.
За последние годы японское правительство осуществляет акцентированные действия, направленные на преодоление кризисной ситуации в Марави (Минданао), где продолжаются столкновения филиппинской армии с боевиками группировки Мауте, связанной с Исламским государством (ИГ) (террористической организацией, запрещённой в РФ). 28 июля 2017 г. Япония приняла решение о продлении чрезвычайной помощи в размере 2 млн. $ через Всемирную продовольственную программу и Детский фонд (ЮНИСЕФ) ООН для перемещённых лиц из районов боевых действий [10].
Сотрудничество с Филиппинами в сфере обороны отвечает японской концепции «проактивного содействия миру», одной из стратегических задач которой является достижение стабильности и обеспечение мира в Тихоокеанской Азии. В свою очередь, для филиппинского лидера Япония представляет хороший пример внешнеполитического партнёра, развитие отношений с которым призвано сбалансировать международное положение Филиппин, в том числе, чтобы не оказаться в тени Китая и иметь как минимум символическую поддержку в щекотливых вопросах, касающихся спора в ЮКМ.
Немаловажным звеном филиппино-японского сотрудничества является экономика. Обе стороны рассматривают эту сферу как основу стратегического партнёрства и многообещающих перспектив. В 2006 г. между странами было подписано соглашение об экономическом партнёрстве [3]. Япония является вторым по величине торговым партнёром Филиппин (объёмы двусторонней торговли превышают 19 млрд. $ (см. график 1) и одним из ведущих иностранных инвесторов страны. Филиппины обошли по привлекательности традиционные для японских инвесторов страны ЮВА — Таиланд и Вьетнам и стали важным элементом японской стратегии «Китай+1», направленной на расширение ППИ (прямых иностранных инвестиций) Страны восходящего солнца [20].
Огромное значение для активизации экономического взаимодействия двух стран может сыграть провозглашённая Дутерте политика грандиозных социально-экономических преобразований с целью превращения Филиппин в экономически развитое государство к 2022 г. (концу президентского срока) и получившая название «дутертеномика» [28].
Отличительной особенностью данной политики является её направленность на реализацию крупных инфраструктурных проектов. Провозглашая «золотой век инфраструктуры», администрация президента определила расходы на развитие системы коммуникаций в размере 5,2 % ВВП ежегодно. Таким образом, запланированная сумма затрат на реализацию более 50 проектов с 2017 по 2022 гг. составит 9 трлн. песо (174 млрд. $) [8]. Филиппинское правительство намерено не только модернизировать существующую и создать суперсовременную транспортную систему, но и существенно увеличить энергетические мощности страны, возлагая надежды на солидные инвестиционные потоки из-за
рубежа, ведь на осуществление энергетических проектов необходимо 135 млрд. $ [32].
Большое значение для реализации планов в рамках политики «ду-тертеномики» отводится японским инвестициям и кредитам, тем более что Филиппины и Япония уже имеют опыт взаимодействия в создании инфраструктурных объектов. В ноябре 2015 г. Японское агентство по международному сотрудничеству (JICA) и правительство Филиппин подписали соглашение на сумму 2 млрд. $ для финансирования строительства железной дороги Тутубан-Малолос [9].
В ходе своего визита на Филиппины Синдзо Абэ заявил о выделении 1 трлн. иен (9 млрд. $) на инвестиции в экономику страны. В рамках совместного филиппино-японского комитета по развитию инфраструктуры и экономическому сотрудничеству определены приоритетные для финансирования проекты, такие как строительство метро Mega Manila, скоростной магистрали Малолос-Тутубан, линии пригородных поездов Тутубан-Лос-Баньос [30]. Японские инвестиции в развитие филиппинской инфраструктуры могут стать серьёзным стимулом активизации двухсторонних торгово-экономических отношений в целом.
Японо-филиппинские отношения остаются достаточно прочными, их не коснулось похолодание политического климата по линии Манила-Вашингтон, чему способствуют как экономические связи сторон, так и их общие интересы в сфере региональной безопасности, в том числе схожесть позиций в восприятии угроз и вызовов в АТР. Япония стремится укрепить механизм доверительного партнёрства, в свою очередь, филиппинский лидер готов идти на диалог по широкому спектру вопросов. Дутерте импонирует последовательный послевоенный путь Японии как миролюбивой нации и её вклад в глобальное процветание. Обе стороны готовы к выстраиванию прочного фундамента двустороннего сотрудничества и углубления отношений, делая ставку на их взаимовыгодный характер.
Terra Notum
австралийский вектор филиппинской внешней политики
Официальные отношения между Филиппинами и Австралией уже более 70 лет носят устойчивый характер. Манила и Канбера разделяют универсальные принципы международного права и заинтересованы в поддержании безопасности и стабильности в АТР. В 2015 г. Филиппины и Австралия подписали декларацию о всеобъемлющем партнёрстве, ставшую основой для углубления двусторонних отношений и развития сотрудничества в сферах экономики, политики, безопасности [17].
Несмотря на приоритетный характер экономического направления филиппино-австралийских отношений, Австралия не является ведущим торговым и инвестиционным партнёром Филиппин, хотя объём двустороннего товарооборота возрос на 65 % с момента вступления в силу Соглашения о свободной торговле АСЕАН-Австралия-Новая Зеландия (см. график 2). В то же время Австралия является вторым по величине источником грантовых программ для Филиппин после США [19].
Немаловажную роль для укрепления социально-экономических связей двух стран играет австралийская программа официальной помощи развитию (ОПР), предоставляющая Маниле многомиллионные транши для активизации двусторонней торговли, создания привлекательных условий для австралийских инвестиций, борьбы с бедностью,
1 Terra Notum (лат.) — «земля известная». Как противопоставление выражению Terra Incognita Australia.
содействию достижения мира на юге Филиппин [29]. В 2014 г. ОПР составила 170 млн $ [29], в 2015/16 гг. превысила 80 млн [4].
Другим значимым элементом двусторонних отношений остаётся сфера безопасности, которой за последние годы уделяется особое внимание. Подписанный в 1995 г. меморандум о взаимопонимании в области оборонного сотрудничества был подкреплён достигнутым в 2007 г. соглашением о приглашённых вооружённых силах. Австралия становится вторым после США партнёром Филиппин, принявшим подобный документ. Двустороннее сотрудничество в сфере безопасности активизировалось с 2005 г., когда австралийское правительство выразило заинтересованность в оказании помощи Филиппинам в борьбе с терроризмом. Австралия участвует в совместных с Филиппинами военных учениях, в том числе и в «Баликатан» с 2014 г.. Австралия оказывает финансовую помощь по обеспечению мира на территории Минданао, а также поставляет филиппинскому правительству морскую и авиационную технику двойного назначения. В марте 2016 г. Манила получила три боевых тяжёлых десантных корабля класса «Баликпапан» [22], а в июле 2017 г. два военных самолёта AP-3C Orion для обеспечения поддержки с воздуха филиппинских вооружённых сил в борьбе против группировки Мауте в Марави [31].
Канберра поддержала позицию Филиппин касательно ситуации в ЮКМ и постановления Гаагского арбитражного трибунала в 2016 г., выражая обеспокоенность нагнетанием обстановки в водах, через которые осуществляются австралийские поставки в Восточную Азию. В то же время Канберра не пошла на установление с Филиппинами стратегического партнёрства, опасаясь напряжённости в отношениях с Китаем и
12
10
8
6
4
2
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Объем японского экспорта на Филиппины (в млрд. $) Объем филиппинского импорта в Японию (в млрд. $)
График 1. Товарооборот между Японией и Филиппинами [14].
неготовности жёстко реагировать на действия своего ведущего торгового партнёра.
Австралия придерживается баланса между военно-политическими обязательствами союзнических отношений с США и прагматизмом экономических интересов. Понимая значимость своего положения в «устойчивой (принципиальной) сети безопасности»1 в АТР, в то же время Канберра осознает ответственность за участие в региональных делах, в том числе в решении застарелых конфликтов. Путём установления тесных связей с государствами ЮВА Австралия стремится нюансировать риски региональной нестабильности и обеспечить себе дополнительные козыри, в том числе в случае отказа американцев от руководящей роли в АТР при параллельном усилении китайских амбиций.
Вместе с тем серьёзный крен Дутерте в сторону Китая, способный существенно изменить конфигурацию сил в регионе, вряд ли вызовет симпатии со стороны австралийского руководства. Канберру не могут не тревожить «заморозки» в филиппино-американских отношениях, повлиявшие, в том числе на понижение статуса военных учений «Баликатан» в 2017 г. до проведения операций гуманитарного характера [21].
С другой стороны, если «независимая внешняя политика» Филиппин пойдёт по пути прагматизма, то с учётом фундамента прошлых достижений, перспективы углубления взаимовыгодного партнёрства в отношениях двух стран кажутся более вероятным сценарием, нежели кризис, что выгодно как для Австралии, придерживающейся принципа «золотой середины» между США и КНР, так и для Филиппин, нацеленных на укрепление связей с региональными державами.
Индия и Филиппины: на пути углубления двустороннего партнёрства
Не являясь географически государством АТР, Индия исторически поддерживает со странами ЮВА культурные, экономические и политические связи, хотя в годы холодной войны, в рамках политики неприсоединения, Дели не стремился интенсифицировать контакты с субрегионом. Процесс вовлечения Индии в региональные процессы в ЮВА начинается в нач. 1990-х с провозглашением Нарасимхом Рао политики Look East [5].
В 1992 г. Индия становится секторальным, а в 1995 г. полноправным партнёром по диалогу АСЕАН. С 2010 г. между Индией и АСЕАН достигнуто соглашение о создании ЗСТ. Страны ЮВА имеют для Индии приоритетное значение в контексте активизации её присутствия в АТР и на фоне превращения в ведущую мировую державу. Правительство Нарендра Моди делает ставку на всеобъемлющие отношения с АСЕАН, провозглашая политику Act East [23], в которой особое значение играет стратегическое взаимодействие Индии с партнёрами по Ассоциации. Страны ЮВА воспринимают Индию в качестве вероятного гаранта безопасности и потенциального союзника, а также выгодного экономического партнёра, в том числе в совместном освоении месторождений в ЮКМ.
В то же время среди АСЕАНовской десятки Филиппины трудно назвать ведущим партнёром Индии. История филиппино-индийских отношений начинается с 1952 г., когда стороны подписали Договор о дружбе. Перипетии биполярного противостояния, определившие государства
1 Идея, высказанная главой Пентагона Эштоном Картером на Диалоге «Шангри Ла» в июне 2016 г. и подразумевающая обеспечение стабильности и процветания в АТР посредством создания сложной сети двух, трёх и многосторонних партнерств в сфере безопасности. По сути, предполагает расширение и модернизацию отношений между США и их союзниками, в том числе возлагание на них большей самостоятельности за решение проблем региональной безопасности [6].
2-
1,5 -
1 ■
0,5 -
0 11 ■ 1 ■ ■ 11 . 11 ■ 11 ■ 11 . ■ 1 1 ■ 1 11 .
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Объем австралийского экспорта на Филиппины (в млрд. $)
Объем филиппинского импорта в Австралию (в млрд. $)
График 2. Товарооборот между Австралией и Филиппинами [14].
по разным лагерям, более чем на 20 лет затормозили развитие двустороннего диалога, активизировавшегося при Фердинанде Маркосе, благодаря созданию совместных предприятий, в частности, Indo-Philippine Textile Mills, Inc, повлиявших на увеличение объёма двусторонней торговли. Создание при Глории Макапагал Арройо совместной комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества было направлено на дальнейшее укрепление и координацию сотрудничества в областях экономики, науки и техники. Особое внимание уделяется увеличению индийских инвестиций в такие сектора филиппинской промышленности, как текстильная, фармацевтическая, сельскохозяйственная отрасли, автомобилестроение, туризм, возобновляемые источники энергии [26].
Значимым для совместных экономических проектов является наличие на Филиппинах представительной индийской диаспоры [1, с. 152], благодаря которой в стране действует ряд крупных транснациональных корпораций индийского происхождения, таких как Бирла, Далмиа, Кирлоскар. Широкие возможности для торгово-экономического сотрудничества двух стран открывает индийская программа «Делай в Индии», расширяющая поле деятельности филиппинских инвесторов и бизнесменов. С другой стороны, данная программа снижает возможности экспортировать в Индию готовую продукцию филиппинских предприятий. В настоящее время развитие экономического сотрудничества двух стран идёт не столь интенсивно, несмотря на рост двустороннего товарооборота (см. график 3), который, вместе с тем, значительно уступает объёму торговли Индии с Индонезией, Сингапуром, Малайзией, Таиландом, Вьетнамом.
Экономическое сотрудничество с Индией рассматривается Манилой в контексте расширения двустороннего взаимодействия в других на-
1.4 -
12 .
1
0,8 -
0,6 -
0,4 -
0,2 -
0 I И И I Г f »I , | : l i i j | 11-1 , | | :м | [ | l-ч | f ; ~ [ [¿м | [ [: i| [ | , [-,
2007 2 0 0 8 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Объем индийского экспорта на Филиппины (в млрд. $)
Объем филиппинского импорта в Индию (в млрд. $)
График 3. Товарооборот между Австралией и Филиппинами [14].
правлениях, прежде всего, в сфере безопасности. Начиная с 2004 г. между сторонами действует диалоговый формат, на котором обсуждаются традиционные и нетрадиционные угрозы международным отношениям в АТР. Основой для двустороннего сотрудничества в области обороны и безопасности стал Меморандум 2006 г. Борьба с терроризмом является ключевым фактором, сближающим государства, которые сами сталкиваются с террористическими актами и деятельностью радикальных антиправительственных группировок сепаратистского толка. В то же время индийскому правительству удаётся противодействовать исламистским террористическим организациям, в том числе благодаря деятельности спецслужб и проведению программ дерадикализации среди мусульманских общин [27].
Страна, где проживает более 150 млн. мусульман, с тревогой наблюдает за глобализацией исламского терроризма, прилагая усилия по укреплению межгосударственного сотрудничества по борьбе с этим явлением и оказывая помощь в проведении контртеррористических операций за пределами Индии, в том числе на Филиппинах. Недавно Нью-Дели выделил полмиллиона $ на реабилитационные мероприятия для жителей Марави, пострадавших в ходе боевых действий филиппинской армии против группировки Мауте [13]. Расширение антитеррористического сотрудничества двух стран носит обоюдовыгодный характер: Филиппины получают индийский опыт противодействия радикальному исламизму, Индия, в свою очередь, усиливает позиции в ЮВА.
Не теряет актуальности филиппино-индийское сотрудничество в сфере морской безопасности. Обладая пятым по величине морским флотом в мире, Индия заинтересована в существенном расширении своего присутствия в акватории Мирового океана, а также в контроле морских
транспортных коммуникаций. Индия обеспокоена созданием китайских военных баз на пространстве Индийского океана и старается балансировать его появлением своих военных кораблей в ЮКМ, попутно рассматривая варианты укрепления ВМС стран ЮВА. В частности в прошлом году индийская государственная компания Garden Reach Shipbuilders & Engineers Ltd предложила Филиппинам 2 фрегата на сумму 300 млн $ [25].
Стратегическое взаимодействие Индии с партнёрами по АСЕАН является одним из возможных условий недопущения эскалации конфликта по поводу территориальных споров в ЮКМ, что выгодно для Филиппин, не обладающих потенциалом сдерживания китайских амбиций. Несмотря на нежелание филиппинского руководства идти на обострение отношений с Китаем, очевидно, что стратегическое партнёрство с Индией способно обеспечить стране передовые военные технологии, разведывательную информацию, активизацию военно-морских учений, совместного патрулирования и сотрудничества в борьбе с пиратством [18].
В целом индийское направление филиппинской внешней политики носит перспективный характер; отсутствие между Манилой и Нью-Дели серьёзных противоречий даёт возможности для расширения двустороннего диалога и перехода отношений на уровень стратегического партнёрства. Между тем прошлое и настоящее филиппино-индийских отношений не позволяет делать долгосрочные прогнозы об их развитии в фарватере бесконфликтного взаимодействия, особенно, принимая во внимание усиление международных амбиций Индии параллельно её превращению в мировую державу. Особую остроту для Филиппин в данном аспекте приобретёт противостояние Нью-Дели и Пекина.
Заключение
Развитие отношений с нетрадиционными партнёрами в целом является отражением прагматической линии поведения филиппинского руководства. Диверсифицируя диапазон внешнеполитических связей, Манила расширяет возможности для успешной реализации совместных проектов, взаимовыгодного сотрудничества и решения наболевших проблем. Взаимопонимание и отсутствие принципиальных противоречий Филиппин с Японией, Австралией, Индией способствуют выстраиванию с этими государствами долгосрочных эффективных связей в экономике, политике, обороне и др.
Немаловажное значение для сближения Филиппин с вышеназванным трио играет «китайский фактор», а именно, обеспокоенность действиями Пекина в ЮКМ. Ключевыми аспектами отношений остаётся противодействие традиционным и нетрадиционным угрозам. Внешнеполитические ориентиры Манилы тем самым подтверждают заинтересованность правительства в необходимости тесного взаимодействия с внерегиональными партнёрами АСЕАН; в отношениях с ними Филиппины рассматривают вызовы безопасности как приоритетное направление, игнорируя которое невозможно обеспечить стабильность и процветание в масштабах АТР.
Поддержание устойчивых отношений с нетрадиционными партнёрами даёт Филиппинам дополнительные возможности для упрочнения позиций на международной арене, что само по себе может стать показателем успешности реализации «независимой внешней политики».
♦
Литература
1. Кузнецов А.М. Этнополитическая история Азиатско-Тихоокеанского региона в ХХ — начале XXI вв.: монография /А.М. Кузнецов, И.Н. Золотухин. Владивосток: Изд-во Дальневост. федер. ун-та, 2011. 224 с.
2. Япония создаст организацию для повышения безопасности мореплавания [Электронный ресурс]. URL: http://rossaprimavera.ru/news/yaponiya-sozdast-organizaciyu-dlya-povysheniya-bezopasnosti (дата обращения: 17.07.17 г.).
3. Agreement Between Japan and the Republic of the Philippines for an Economic Partnership [Электронный ресурс]. URL: http://www.mofa.go.jp/region/ asia-paci/philippine/epa0609/index.html (дата обращения: 22.07.17
4. Aid Investment Plan the Philippines: 2015-16 to 2017-18 [Электронный ресурс]. URL: http://dfat.gov.au/about-us/publications/Pages/aid-investment-plan-aip-the-philippines-2015-16-to-2017-18.aspx (дата обращения: 14.08.17 г.).
5. Bajpaee Chietigj. India rediscovers East Asia [Электронный ресурс]. URL: http://www.atimes.com/atimes/South_Asia/IJ31Df01.html (дата обращения: 1.09.17 г.).
6. Carter Ashton. Meeting Asia's Complex Security Callenges [Электронный ресурс]// International Institute for Strategic Studies (IISS). The 15th Shangri-La Dialogue. June 4, 2016// URL: https://www.iiss.org/en/events/shangri-la-dialogue/archive/shangri-la-dialogue-2016-4a4b/plenary1-ab09/carter-1610 (дата обращения: 29.08.17 г.).
7. Country Comparison: GDP (Purchasing Power Parity) [Электронный ресурс]// CIA Factbook// URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2001rank.html#ja (дата обращения: 10.08.17 г.).
8. De Vera Ben O. 'Dutertenomics' seen to usher in 'golden age of infrastructure' [Электронный ресурс]// Philippine Daily Inquirer. April 17, 2017// http://newsinfo. inquirer.net/889571/dutertenomics-seen-to-usher-in-golden-age-of-infrastructure (дата обращения: 18.08.17 г.).
9. De Vera Ben O. PH, Japan agency sign $2-B railway loan [Электронный ресурс]// Inquirer.Net. November 28, 2015// URL: http://business.inquirer. net/203360/ph-japan-agency-sign-2-b-railway-loan (дата обращения: 18.08.17 г.).
10. Emergency Grant Aid to the Philippines in response to the evacuees from the armed conflict in Mindanao [Электронный ресурс]. URL: http://www.mofa. go.jp/press/release/press4e_001673.html (дата обращения: 13.08.17 г.).
11. Gady Franz-Stefan. Japan and Philippines Sign Defense Agreement Amid Growing Tensions in South China Sea [Электронный ресурс]. URL: http:// thediplomat.com/2016/03/japan-and-philippines-sign-defense-agreement-amid-growing-tensions-in-south-china-sea/ (дата обращения: 28.08.17 г.).
12. Gady Franz-Stefan. Philippines' Duterte First Head of State to Visit Japan's Largest Warship [Электронный ресурс]. URL: http://thediplomat.com/2017/06/ philippines-duterte-first-head-of-state-to-visit-japans-largest-warship/ (дата обращения: 28.08.17 г.).
13. India Increases Counter Terrorism Cooperation with the Philippines [Электронный ресурс]. URL: http://www.thephdefense.com/2017/07/india-increases-counter-terrorism-cooperation-with-the-philippines/ (дата обращения: 19.08.17 г.).
14. International trade statistics 2001-2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.intracen.org/itc/market-info-tools/trade-statistics/ (дата обращения: 27.08.2017 г.).
15. Japan-Philippines Joint Declaration. A Strengthened Strategic Partnership for Advancing the Shared Principles and Goals of Peace, Security, and Growth in the Region and Beyond [Электронный ресурс]. URL: http://www.mofa.go.jp/s_sa/ sea2/ph/page4e_000280.html (дата обращения: 31.07.2017 г.).
16. Japan-Philippines Summit Meeting [Электронный ресурс]. URL: http://www.mofa.go.jp/s_sa/sea2/ph/page3e_000646.html (дата обращения: 24.07.2017 г.).
17. Joint Declaration on Australia—the Philippines Comprehensive Partnership [Электронный ресурс]. URL: http://dfat.gov.au/about-us/publications/Documents/ joint-declaration-on-australia-the-philippines-comprehensive-partnership.pdf (дата обращения: 4.08.2017 г.).
18. Joint Doctrine Indian Armed Forces [Электронный ресурс]. URL: http:// bharatshakti.in/wp-content/uploads/2015/09/Joint_Doctrine_Indian_Armed_ Forces.pdf (дата обращения: 26.08.2017 г.).
19. Manhit Dindo. Philippines can follow Australia's balancing act [Электронный ресурс]. URL: http://www.philstar.com/news-feature/2017/03/16/1681696/ philippines-can-follow-australias-balancing-act (дата обращения: 27.08.2017 г.).
20. Mercurio Richmond. Trails only China in Asia: Philippines leads Japanese list of investment destinations [Электронный ресурс]// The Philippine Star. February 9, 2016]// URL: http://www.philstar.com/business/2016/02/09/1551047/ trails-only-china-asia-philippines-leads-japanese-list-investment (дата обращения: 27.07.2017 г.).
21. Murdoch Lindsay. Australian soldiers pour concrete as Philippines military exercises downgraded [Электронный ресурс]// The Sydney Morning Herald. May 8, 2017// URL: http://www.smh.com.au/national/australian-soldiers-pour-concrete-as-philippines-military-exercises-downgraded-20170508-gw015k.html (дата обращения: 25.07.2017 г.).
22. Parameswaran Prashanth. Australia Gives the Philippines Another Military Boost Manila takes delivery of three more ex-Australian landing craft heavy vessels in a boost for its sealift capability [Электронный ресурс]. URL: http://thediplomat.com/2016/03/australia-gives-the-philippines-another-military-boost/ (дата обращения: 15.08.2017 г.).
23. Parameswaran Prashanth. Modi Unveils India's 'Act East Policy' to ASEAN in Myanmar [Электронный ресурс]. URL: http://thediplomat.com/2014/11/ modi-unveils-indias-act-east-policy-to-asean-in-myanmar/ (дата обращения: 15.08.2017 г.).
24. Ranada Pia. Duterte, Abe affirm defense cooperation, peaceful solution to sea row [Электронный ресурс]// Rappler. October 26, 2016// URL: https://www. rappler.com/nation/150419-duterte-abe-defense-cooperation-peaceful-solution-maritime-dispute (дата обращения: 16.07.2017 г.).
25. Romero Alexis. Indian firm offers lowest bid for P16-B Navy frigates project [Электронный ресурс]// Philstar. April 1, 2016// URL: http://www.philstar.com/ headlines/2016/04/01/1568301/indian-firm-offers-lowest-bid-p16-b-navy-frigates-project (дата обращения: 21.08.2017 г.).
26. Second Philippines- India Joint Commission on Bilateral Cooperation 21 October 2013, Manila [Электронный ресурс]. URL: https://dfa.gov.ph/dfa-releases/1073-2nd-philippines-india-joint-commission-on-bilateral-cooperation (дата обращения: 15.08.2017 г.).
27. Siyech Mohammed Sinan. India-Philippines Counterterrorism Cooperation [Электронный ресурс]. URL: http://thediplomat.com/2017/07/india-philippines-counterterrorism-cooperation/ (дата обращения: 18.08.2017 г.).
28. Timeline for Duterte's economic agenda [Электронный ресурс]. URL: http://www.manilatimes.net/timeline-dutertes-economic-agenda/329785/ (дата обращения: 28.07.2017 г.).
29. Tweddell Bill. Australia and the Philippines: A long history of cooperation [Электронный ресурса/The Philippine Star. March 13, 2014 // URL: http://www. philstar.com/opinion/2014/03/13/1300266/australia-and-philippines-long-history-cooperation (дата обращения: 12.08.2017 г.).
30. Valencia Czeriza. Trade, investments to be included in Philippines, Japan cooperation [Электронный ресурс]// The Philippine Star. April 3, 2017// URL: http://
www.philstar.com/business/2017/04/03/1687018/trade-investments-be-included-philippines-japan-cooperation (дата обращения: 12.07.2017 г.).
31. Williams Jacqueline, Villamor Felipe. Australia to Send Spy Planes to Help Philippines Recapture Marawi [Электронный ресурс]. URL: https://www. nytimes.com/2017/06/23/world/asia/australia-philippines-planes-marawi.html (дата обращения: 25.08.2017 г.).
32. Yap Ceciliya, Batino Clarissa. Philippines courts Japan, China to invest in $135 billion power project [Электронный ресурс]// Bloomberg. Auguat 17, 2017// URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2017/08/18/business/philippines-courts-japan-china-invest-135-billion-power-project/#.WadiXz5JaUk (дата обращения: 25.07.2017 г.).
Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б
1. Kuznetsov А.М. Ehtnopoliticheskaya istoriya Аziatsko-Tikhookeanskogo regiona v XX — nachale XXI vv.: monografiya /А.М. Kuznetsov, I.N. Zolotukhin. Vladivostok: Izd-vo Dal'nevost. feder. un-ta, 2011. 224 s.
2. Yaponiya sozdast organizatsiyu dlya povysheniya bezopasnosti moreplavaniya [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://rossaprimavera.ru/news/ yaponiya-sozdast-organizaciyu-dlya-povysheniya-bezopasnosti (data obrashheniya: 17.07.17 g.).
3. Agreement Between Japan and the Republic of the Philippines for an Economic Partnership [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.mofa.go.jp/region/ asia-paci/philippine/epa0609/index.html (data obrashheniya: 22.07.17
4. Aid Investment Plan the Philippines: 2015-16 to 2017-18 [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://dfat.gov.au/about-us/publications/Pages/aid-investment-plan-aip-the-philippines-2015-16-to-2017-18.aspx (data obrashheniya: 14.08.17 g.).
5. Bajpaee Chietigj. India rediscovers East Asia [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.atimes.com/atimes/South_Asia/IJ31Df01.html (data obrashheniya: 1.09.17 g.).
6. Carter Ashton. Meeting Asia's Complex Security Callenges [Ehlektronnyj resurs]// International Institute for Strategic Studies (IISS). The 15th Shangri-La Dialogue. June 4, 2016// URL: https://www.iiss.org/en/events/shangri-la-dialogue/archive/shangri-la-dialogue-2016-4a4b/plenary1-ab09/carter-1610 (data obrashheniya: 29.08.17 g.).
7. Country Comparison: GDP (Purchasing Power Parity) [Ehlektronnyj resurs]// CIA Factbook// URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2001rank.html#ja (data obrashheniya: 10.08.17 g.).
8. De Vera Ben O. 'Dutertenomics' seen to usher in 'golden age of infrastructure' [Ehlektronnyj resurs]// Philippine Daily Inquirer. April 17, 2017// http://newsinfo. inquirer.net/889571/dutertenomics-seen-to-usher-in-golden-age-of-infrastructure (data obrashheniya: 18.08.17 g.).
9. De Vera Ben O. PH, Japan agency sign $2-B railway loan [Ehlektronnyj resurs]// Inquirer.Net. November 28, 2015// URL: http://business.inquirer. net/203360/ph-japan-agency-sign-2-b-railway-loan (data obrashheniya: 18.08.17 g.).
10. Emergency Grant Aid to the Philippines in response to the evacuees from the armed conflict in Mindanao [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.mofa.go.jp/ press/release/press4e_001673.html (data obrashheniya: 13.08.17 g.).
11. Gady Franz-Stefan. Japan and Philippines Sign Defense Agreement Amid Growing Tensions in South China Sea [Ehlektronnyj resurs]. URL: http:// thediplomat.com/2016/03/japan-and-philippines-sign-defense-agreement-amid-growing-tensions-in-south-china-sea/ (data obrashheniya: 28.08.17 g.).
12. Gady Franz-Stefan. Philippines' Duterte First Head of State to Visit Japan's Largest Warship [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://thediplomat.com/2017/06/ philippines-duterte-first-head-of-state-to-visit-japans-largest-warship/ (data obrashheniya: 28.08.17 g.).
13. India Increases Counter Terrorism Cooperation with the Philippines [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.thephdefense.com/2017/07/india-increases-counter-terrorism-cooperation-with-the-philippines/ (data obrashheniya: 19.08.17 g.).
14. International trade statistics 2001-2016 [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.intracen.org/itc/market-info-tools/trade-statistics/ (data obrashheniya: 27.08.2017 g.).
15. Japan-Philippines Joint Declaration. A Strengthened Strategic Partnership for Advancing the Shared Principles and Goals of Peace, Security, and Growth in the Region and Beyond [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.mofa.go.jp/s_sa/sea2/ ph/page4e_000280.html (data obrashheniya: 31.07.2017 g.).
16. Japan-Philippines Summit Meeting [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www. mofa.go.jp/s_sa/sea2/ph/page3e_000646.html (data obrashheniya: 24.07.2017 g.).
17. Joint Declaration on Australia—the Philippines Comprehensive Partnership [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://dfat.gov.au/about-us/publications/Documents/ joint-declaration-on-australia-the-philippines-comprehensive-partnership.pdf (data obrashheniya: 4.08.2017 g.).
18. Joint Doctrine Indian Armed Forces [Ehlektronnyj resurs]. URL: http:// bharatshakti.in/wp-content/uploads/2015/09/Joint_Doctrine_Indian_Armed_Forces. pdf (data obrashheniya: 26.08.2017 g.).
19. Manhit Dindo. Philippines can follow Australia's balancing act [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.philstar.com/news-feature/2017/03/16/1681696/ philippines-can-follow-australias-balancing-act (data obrashheniya: 27.08.2017 g.).
20. Mercurio Richmond. Trails only China in Asia: Philippines leads Japanese list of investment destinations [Ehlektronnyj resurs]// The Philippine Star. February 9, 2016]// URL: http://www.philstar.com/business/2016/02/09/1551047/trails-only-china-asia-philippines-leads-japanese-list-investment (data obrashheniya: 27.07.2017 g.).
21. Murdoch Lindsay. Australian soldiers pour concrete as Philippines military exercises downgraded [Ehlektronnyj resurs]// The Sydney Morning Herald. May 8, 2017// URL: http://www.smh.com.au/national/australian-soldiers-pour-concrete-as-philippines-military-exercises-downgraded-20170508-gw015k.html (data obrashheniya: 25.07.2017 g.).
22. Parameswaran Prashanth. Australia Gives the Philippines Another Military Boost Manila takes delivery of three more ex-Australian landing craft heavy vessels in a boost for its sealift capability [Ehlektronnyj resurs]. URL: http:// thediplomat.com/2016/03/australia-gives-the-philippines-another-military-boost/ (data obrashheniya: 15.08.2017 g.).
23. Parameswaran Prashanth. Modi Unveils India's 'Act East Policy' to ASEAN in Myanmar [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://thediplomat.com/2014/11/ modi-unveils-indias-act-east-policy-to-asean-in-myanmar/ (data obrashheniya: 15.08.2017 g.).
24. Ranada Pia. Duterte, Abe affirm defense cooperation, peaceful solution to sea row [Ehlektronnyj resurs]// Rappler. October 26, 2016// URL: https://www.rappler. com/nation/150419-duterte-abe-defense-cooperation-peaceful-solution-maritime-dispute (data obrashheniya: 16.07.2017 g.).
25. Romero Alexis. Indian firm offers lowest bid for P16-B Navy frigates project [Ehlektronnyj resurs]// Philstar. April 1, 2016// URL: http://www.philstar.com/ headlines/2016/04/01/1568301/indian-firm-offers-lowest-bid-p16-b-navy-frigates-project (data obrashheniya: 21.08.2017 g.).
26. Second Philippines- India Joint Commission on Bilateral Cooperation 21 October 2013, Manila [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://dfa.gov.ph/dfa-releases/1073-2nd-philippines-india-joint-commission-on-bilateral-cooperation (data obrashheniya: 15.08.2017 g.).
27. Siyech Mohammed Sinan. India-Philippines Counterterrorism Cooperation [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://thediplomat.com/2017/07/india-philippines-counterterrorism-cooperation/ (data obrashheniya: 18.08.2017 g.).
28. Timeline for Duterte's economic agenda [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.manilatimes.net/timeline-dutertes-economic-agenda/329785/ (data obrashheniya: 28.07.2017 g.).
29. Tweddell Bill. Australia and the Philippines: A long history of cooperation [Ehlektronnyj resurs]//The Philippine Star. March 13, 2014 // URL: http://www. philstar.com/opinion/2014/03/13/1300266/australia-and-philippines-long-history-cooperation (data obrashheniya: 12.08.2017 g.).
30. Valencia Czeriza. Trade, investments to be included in Philippines, Japan cooperation [Ehlektronnyj resurs]// The Philippine Star. April 3, 2017// URL: http:// www.philstar.com/business/2017/04/03/1687018/trade-investments-be-included-philippines-japan-cooperation (data obrashheniya: 12.07.2017 g.).
31. Williams Jacqueline, Villamor Felipe. Australia to Send Spy Planes to Help Philippines Recapture Marawi [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www. nytimes.com/2017/06/23/world/asia/australia-philippines-planes-marawi.html (data obrashheniya: 25.08.2017 g.).
32. Yap Ceciliya, Batino Clarissa. Philippines courts Japan, China to invest in $135 billion power project [Ehlektronnyj resurs]// Bloomberg. Auguat 17, 2017// URL: https://www.japantimes.co.jp/news/2017/08/18/business/philippines-courts-japan-china-invest-135-billion-power-project/#.WadiXz5JaUk (data obrashheniya: 25.07.2017 g.).