ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Развитие международного образования как важнейшей сферы мировой экономики
А.В.Косевич, В.О.Кожина
Статья посвящена анализу современных тенденций развития мирового рынка образовательных услуг, представляющего собой важную и активно развивающуюся отрасль мирового хозяйства. Рассмотрены факторы, влияющие на изменение позиций различных стран на мировом рынке образования, актуальные проблемы международного образования, причины и факторы, препятствующие полноценному качественному развитию экспортного направления образовательных услуг в России.
Ключевые слова: образование, образовательная услуга, мировой рынок образовательных услуг, экспорт образовательных услуг
Для цитирования: Вестник МИЭП. 2015. № 4 (21). С. 85-92.
Процессы глобализации в мировой экономике оказывают значительное влияние на сферу образования. В настоящее время образование становится одним из важнейших факторов экономического развития. Современная экономика все чаще рассматривается как экономика, основанная на знаниях, что, в свою очередь, обусловливает возрастание роли образования. Образование при этом представляется как вид высокоприбыльной услуги.
В современных условиях мировой рынок образовательных услуг представляет собой совокупность отношений между гражданами и учреждениями (университетами) разных стран в области обмена полезными научными знаниями, умениями, а также методами и средствами их получения. Мировой рынок образовательных услуг условно объеди-
Косевич Александр Валентинович — кандидат экономических наук, профессор, ректор Международного института экономики и права. Адрес для корреспонденции: [email protected].
Кожина Вероника Олеговна — кандидат экономических наук, заведующая кафедрой экономической теории и мировой экономики Международного института экономики и права.
Адрес для корреспонденции: [email protected].
няет в себе несколько сегментов, основными из которых являются высшее образование и дополнительное профессиональное образование.
Масштаб деятельности международного рынка образовательных услуг, а также роль отдельных государств на данном рынке измеряются разными показателями, к которым относятся:
♦ численность иностранных студентов в мире и отдельных странах;
♦ темпы прироста численности иностранных студентов;
♦ доля страны в мировой численности иностранных студентов;
♦ доход от обучения иностранных граждан;
♦ государственные расходы на образование;
♦ расходы на одного студента;
♦ доля иностранных студентов в составе всех обучающихся;
♦ контингент иностранных студентов по странам обучения;
♦ распределение иностранных студентов по вузам и специальностям и др.
Мировой рынок образовательных услуг — это отрасль мирового хозяйства с объемом продаж в несколько десятков миллиардов долларов США и потоками международной академической мобильности в несколько миллионов человек в год.
По оценкам Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), сейчас в мире около 140 млн студентов проходят обучение в 36 тыс. высших учебных заведений. Под воздействием процессов глобализации количество студентов, выбирающих обучение за рубежом, продолжает расти. Согласно данным ОЭСР, в 2011 г. количество студентов, обучающихся вне пределов своей страны, достигло 3,7 млн человек. В докладе ОЭСР «Education at a Glance» (2012 г.) приводятся данные, что с 2000 по 2010 г. количество иностранцев, поступающих в вузы за пределами своей страны, увеличилось с 2,1 до 4,1 млн человек [1].
Более половины всех иностранных студентов обучаются в четырех ведущих англоязычных странах: США, Великобритании, Австралии и Канаде. Европа также остается регионом, принимающим большое число иностранных студентов. Самыми крупными поставщиками иностранных студентов являются Китай, Индия и Республика Корея.
Необходимо отметить, что в начале XXI в. в мире произошли существенные изменения в сфере образования, затронувшие его цели и задачи, организационные структуры, содержание, подходы к разработке образовательных стандартов и учебных программ, форм и методов, обеспечивающих качественное образование. Новое столетие, выдвигая задачи перед высшим образованием, требует, «чтобы высшее образо-
вание имело международное измерение: обмен знаниями, создание интерактивных сетей, мобильность преподавателей и учащихся, международные научно-исследовательские проекты, наряду с учетом национальных и культурных ценностей и условий» [2].
В международном образовании реализуются геополитические и экономические интересы государств, поскольку от того, где и как будут учиться иностранные студенты, во многом будет зависеть, какие люди встанут у руля власти в разных странах мира через несколько лет.
Интересы государства при этом заключаются в:
♦ притоке иностранного капитала за счет продажи образовательных услуг;
♦ притоке услуг, сопутствующих обучению;
♦ компенсации негативных демографических тенденций, происходящих в некоторых странах мира;
♦ лоббировании экономических и политических интересов через иностранных выпускников;
♦ повышении конкурентоспособности на мировом рынке образования.
По мнению экспертов ЮНЕСКО, обучение иностранных граждан станет одним из самых прибыльных видов экспорта XXI в. Все страны мира определяют повышение уровня образования своих граждан как приоритетное направление социально-экономического развития, одно из главных средств поддержания конкурентоспособности государства и личности, обеспечения национальной безопасности.
На современный мировой рынок образовательных услуг оказывают влияние следующие факторы:
♦ массовое стремление людей к получению высшего образования;
♦ формирование общества знаний;
♦ диверсификация образования по содержанию, формам и методам получения знаний;
♦ либерализация административного управления образования со стороны государства;
♦ рост масштабов рынка и объемов продаж образовательных услуг;
♦ рост международной мобильности студентов, преподавателей и исследователей;
♦ усиление роли вузов в построении экономики знаний;
♦ развитие инновационных, образовательных технологий;
♦ интернационализация высшего образования и развитие трансграничного образования;
♦ усиление конкуренции и появление новых игроков на рынке международного образования;
♦ усиление международного сотрудничества в вопросах научно-исследовательской деятельности;
♦ изменение рядом государств экспортно-импортной политики в сфере образования;
♦ разработка новых стратегий экспорта образовательных услуг;
♦ слияние академических учреждений или присоединение отдельных институтов в качестве факультетов университетов, создание образовательных кластеров;
♦ ускоренный рост международных университетских сетей;
♦ повышение роли (и доли) консалтинга и тестирования среди предлагаемых образовательных услуг;
♦ повышение внимания к качеству предоставляемых образовательных услуг со стороны различных участников рынка образовательных услуг;
♦ бенчмаркинг университетов с использованием международных стандартов и рейтинговых списков;
♦ изменения на рынке труда, которые требуют от работников большей мобильности и умения работать в мультинациональ-ном окружении;
♦ переход от массового набора студентов к поиску лучших и талантливых.
Таким образом, можно определить три взаимосвязанные тенденции в сфере международного образования:
♦ повышение образовательного уровня населения;
♦ интернационализация высшего образования;
♦ развитие самоуправления вузов — «автономизация» образования.
Развитие системы образования в любой из стран мира имеет стратегическое значение. В первую очередь это связано с тем, что образование является одной из самых крупных сфер мировой экономики и одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой торговли услугами и во многом определяет экономическое развитие страны и ее конкурентоспособность в мировом масштабе.
Несмотря на неоднозначность и риски отдаленных последствий коммерческого подхода к образованию, сегодня все развитые страны важнейшим экономическим направлением считают экспорт образовательных услуг. Его качество и конкурентоспособность определяют конкурентоспособность государства в международном пространстве.
В условиях кризиса правительства многих стран ищут пути повышения эффективности использования высшего образования как ресурса посткризисного оздоровления и устойчивого экономического роста. Таким образом, в настоящее время в условиях острой конкурентной борьбы на мировом рынке образовательных услуг расширение и стимулирование экспорта образования вошло в число наиболее важных приоритетов государственной политики всех развитых стран мира.
Под эгидой ведущих стран мира осуществляются региональные программы интернационализации высшего образования. К их числу можно отнести программы, реализуемые Францией для франкогово-рящих стран, Испанией для испаноговорящих стран, Австралией для стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас осуществляется даже специальная программа Китайской Народной Республики для стран Африки.
В борьбе на мировом рынке образовательных услуг высших учебных заведений европейские страны-лидеры создали, аналогично транснациональным корпорациям, свои образовательные транснациональные корпорации, являющиеся операторами данного рынка. Поскольку основаниями для роста образовательного экспорта параллельно с государственной политикой отдельных стран являются и рыночные процессы, то основными направлениями деятельности так называемых образовательных корпораций стали международный маркетинг, продвижение национальных образовательных услуг и оптимизация вну-тристрановых усилий. Сегодняшние образовательные транснациональные корпорации — это в основном неправительственные организации с негосударственным финансированием, но с мощной государственной поддержкой. Это, прежде всего, DAAD (Германия), British Council (Великобритания), CIMO (Финляндия), EduFrance (Франция). Наряду с этим Великобритания, Франция, Германия разработали собственные государственные программы по привлечению иностранных учащихся и рассчитывают в ближайшем десятилетии довести численность обучающихся иностранцев до 800 тыс. человек.
Можно выделить три группы приоритетов, на которые ориентируются ведущие страны-экспортеры образовательных услуг [3]:
1. Геополитические (стратегические) приоритеты предполагают повышение международного влияния через подготовку будущей интеллектуальной элиты зарубежных стран, через распространение национальной культуры и языка и др.
2. Научно-образовательные приоритеты связаны с привлечением способной, талантливой молодежи из-за рубежа с целью развития науки
и образования, с обменом передовым опытом в сфере науки и образования посредством реализации программ международных обменов и др.
3. Материально-финансовые приоритеты подразумевают обеспечение работой преподавателей учебных заведений, повышение уровня внебюджетных доходов вузов, косвенных доходов (проживание, питание, транспорт, связь) и др.
Всемирная торговая организация (ВТО) в 1995 г. инициировала Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Service, ГАТС), которое направлено на отмену барьеров в торговле образовательными услугами и создание единого механизма, регулирующего эту торговлю. Исходя из него, в «Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг.» определены следующие виды экспорта образовательных услуг высших учебных заведений:
♦ разработка и внедрение трансграничных образовательных подходов и программ;
♦ обучение иностранных студентов в зарубежных вузах;
♦ коммерческое присутствие в странах-партнерах в виде филиалов или дочерних организаций;
♦ перемещение физических лиц или работа преподавателей в зарубежных высших учебных заведениях.
При этом обучение иностранных студентов в зарубежных вузах, формирующее потоки международной учебной миграции, является самым массовым и доходным видом экспорта образовательных услуг.
Через ГАТС государства-участники приняли обязательства по полному или частичному открытию их внутренних рынков услуг для международной конкуренции и согласились соблюдать два базовых принципа, четко обозначенные в Соглашении:
♦ принцип национального подхода, предполагающий, что государства-члены «не должны с пристрастием относиться к другим поставщикам услуг в угоду национальным поставщикам»;
♦ принцип страны наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым государства-участники «не должны подвергать дискриминации других участников Соглашения».
Только 21 страна из 162 участников приняли на себя выполнение принципов данного соглашения. США и страны Европы — члены ВТО осторожно относятся к распространению принципов ВТО в сферу образования. Важно отметить, что ВТО называет барьерами на пути глобализации образования необходимость поддержания развития национальных систем образования.
Образование является одним из важнейших конкурентных преимуществ России. Вместе с тем на фоне постоянно растущего внутреннего рынка образовательных услуг и значительного опыта подготовки специалистов для зарубежных стран доля России на международном рынке образовательных услуг снижается. Место, которое в настоящее время занимает Россия на международном рынке образовательных услуг, не соответствует ее образовательному потенциалу. На ее долю приходится, согласно данным ЮНЕСКО, 4,1% от общего числа иностранных студентов. Для сравнения, в 1990 г. доля СССР на мировом рынке образовательных услуг составляла 10,8% [4], и страна занимала 2-е место в мире после США по их численности.
На сегодняшний день, согласно прогнозу Росстата, к 2025 г. численность иностранных студентов в России составит 211,5 тыс. чел. Согласно прогнозу ЮНЕСКО, общемировая численность студентов в 2025 г. будет составлять 7,2 млн человек. Это означает, что доля России на мировом рынке высшего образования по данному показателю будет около 2,9%, т.е. окажется даже меньше, чем в настоящее время.
В связи с этим видится целесообразным создание российских (национальных) образовательных программ, направленных на привлечение иностранных граждан. Например, в США существуют национальные программы TEA, Fulbright и др., в Германии — GoEast, во Франции — Arts et Métiers ParisTech и др.
Создание филиалов российских высших учебных заведений за рубежом также является эффективным инструментом продвижения экспорта национальных образовательных услуг. Однако единицы российских университетов имеют представительства в зарубежных странах, притом, что во времена СССР филиалы советских вузов существовали более чем в 40 государствах мира.
Литература
1. BhandariR., BelyavinaR., GutierrezR. Student and theinternationalization of higher education: national policies and strategies from six world regions / Institute of International Education. N.Y., 2011.
2. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. Принята в г. Париже 05.10.199809.10.1998 на Всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры».
3. Зверев Н.И., Пелихов Н.В. Экспорт образовательных услуг: состояние, перспективы и стратегии. www.russia.edu.ru/information/analit/ official/prorector/3953.
4. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг. // Вестник международных организаций. 2010. № 1. С. 96-106.
5. Косевич А.В. Проблемы экспорта российских образовательных услуг в условиях обострения международной конкуренции // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 6. С. 22-28.
6. Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития. М., 2015. 60 с.
7. Айдрус И.А., Филиппов В.М. Мировой рынок образовательных услуг. М., 2008. 194 с.
8. Рагулина Ю.В., Завалько Н.А., Кожина В.О. Международная торговля. М., 2014. 272 с.
Development of international education as the most important sector of the world economy
Kosevich Alexander — Candidate of Economic Sciences, Professor, Rector of the International Institute of Economics and Law Address for correspondence: [email protected]
Kozhina Veronika — Candidate of Economic Sciences, Head of the Chair of Economic Theory and World Economy of the International Institute of Economics and Law Address for correspondence: [email protected]
The article is dedicated to the modern developmental tendency of the world education market — an important and rapidly growing world economy sector. The authors identify factors changing the positions of different countries in the world education market as well as the problems of the international education. The causes and factors that hinder qualitative development of export direction of educational services in Russia are also considered.
Key words: education, educational service, world market of educational services, education export
For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2015. N 4 (21). P. 85-92.