Научная статья на тему 'К вопросу повышения конкурентоспособности России на мировом рынке образовательных услуг'

К вопросу повышения конкурентоспособности России на мировом рынке образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
724
159
Поделиться
Ключевые слова
ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / МИРОВОЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / EDUCATION EXPORT / WORLD MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / EDUCATIONAL SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Косевич Александр Валентинович, Кожина Вероника Олеговна

В статье представлен анализ конкурентоспособности России на мировом рынке образовательных услуг, ее потенциал и возможности его развития. Показана динамика обучения студентов-иностранцев в российских вузах за последние 15 лет. Освещены основные признаки и тенденции современного международного рынка образовательных услуг, факторы, определяющие положение страны на международном рынке образовательных услуг, а также основные направления работы по повышению конкурентоспособности страны в сфере экспорта образовательных услуг.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Косевич Александр Валентинович, Кожина Вероника Олеговна,

On the question of increasing Russia’s competitiveness on the global education market

The article presents an analysis of Russia’s competitiveness on the global education market, its potential and the possibilities of its development. The dynamics of teaching foreign students in Russian universities for the past 15 years. When covering the main features and trends of modern international market of educational services, the factors that determine the position of the country in the international market of educational services, as well as the main directions of work to improve the country’s competitiveness in the export of educational services.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «К вопросу повышения конкурентоспособности России на мировом рынке образовательных услуг»

Человеческий капитал и проблемы образования

К вопросу повышения конкурентоспособности России на мировом рынке образовательных услуг

А.В.Косевич, В.О.Кожина

В статье представлен анализ конкурентоспособности России на мировом рынке образовательных услуг, ее потенциал и возможности его развития. Показана динамика обучения студентов-иностранцев в российских вузах за последние 15 лет. Освещены основные признаки и тенденции современного международного рынка образовательных услуг, факторы, определяющие положение страны на международном рынке образовательных услуг, а также основные направления работы по повышению конкурентоспособности страны в сфере экспорта образовательных услуг.

Ключевые слова: экспорт образовательных услуг, мировой рынок образовательных услуг, образовательные услуги

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2016. № 1 (22). С. 91-98.

Одной из крупнейших отраслей мировой экономики, а также наиболее динамично развивающейся сферой мировой торговли услугами является образование. Им определяется экономическое развитие и кон -курентоспособность страны в общемировом масштабе. Приоритетным направлением государственной политики при этом является развитие экспортного потенциала. Экспорт образовательных услуг в данном кон -тексте весьма привлекателен.

США, Великобритания, Франция, Германия, Китай и Австралия включили расширение экспорта образовательных услуг в список наиболее важных приоритетов своей государственной политики. Это связано, во-первых, с тем, что подготовка иностранных специалистов — эко-

Косевич Александр Валентинович — кандидат экономических наук, ректор Международного института экономики и права. Адрес для корреспонденции: kosevich@mail.ru.

Кожина Вероника Олеговна — кандидат экономических наук, заведующая кафедрой экономической теории и мировой экономики Международного института экономики и права.

Адрес для корреспонденции: vero_ko@mail.ru.

номически выгодное направление экспорта. Во-вторых, это позволяет достигать государственных геополитических и экономических целей. В-третьих, стремление привлечь студентов-иностранцев способствует развитию всей системы образования, направленной на выпуск специалистов, отвечающих мировым стандартам качества в условиях глобальной экономики. В-четвертых, на политическое и научно-экономическое развитие страны, несомненно, влияет привлечение лучших выпускников -иностранцев к работе в стране — экспортере образовательной услуги [4].

В 1990/1991 академическом году, накануне распада СССР, в советских вузах обучалось 126,5 тыс. иностранных студентов, стажеров, аспирантов, что составляло более 10% общей мировой численности иностранных студентов. По экспорту образовательных услуг советские вузы занимали 3-е место в мире, уступая только вузам США и Франции. Затем доля иностранных студентов очной формы обучения в вузах России уменьшилась почти вдвое, но в последние годы начала постепенно увеличиваться [1].

В настоящее время Россия утратила свое когда-то лидирующее положение на рынке экспорта образовательных услуг. Однако в этом отношении наблюдается положительная динамика. Так, численность иностранных граждан, обучающихся по программе среднего профессионального образования в очной форме, выросла с 1994/1995 академического года по 2013/2014 академический год с 3128 до 15 640 тыс. человек, наиболее активный рост наблюдался с 2010/2011 академического года по 2013/2014 академический год [1].

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2004/2005 академическом году в российских высших учебных заведениях преимущественно обучались граждане стран СНГ [8].

С 89,6 тыс. в 1990 г. до 250,2 тыс. человек в 2013/2014 академическом году выросла численность иностранных студентов, очно обучающихся в российских вузах. В 2013/2014 академическом году 250,2 тыс. иностранцев обучались в вузах РФ — это 4,43% общей численности студентов [8]. Заочно в 1990/1991 академическом году в российских вузах обучалось 0,3 тыс. иностранных граждан, а в 2013/2014 академическом году — уже 94 тыс. человек. Наибольший рост динамики наблюдается, начиная с 2012/2013 академического года [8]. Заочная форма обучения иностранцев в вузах (в том числе экстернат, вечернее и дистанционное обучение) начала бурно расти: численность обучающихся, получавших в российских вузах в 2013/2014 академическом году образование заочно, составила 94 тыс. человек, увеличившись с 2000/2001

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

года в 5,1 раза. В то же время объем оказания образовательных услуг за рубежом, достигнув своего максимума (91,4 тыс. человек) к 2005/2006 академическому году, начал снижаться и к 2013/2014 академическому году уменьшился до 68,6 тыс. человек [1].

В общей сложности, по данным А.Арефьева и Ф.Шереги, «довузовское, вузовское и послевузовское образование на русском языке и по российским образовательным программам получали в России и за ее пределами в 2013/2014 академическом году 358,2 тыс. иностранных граждан из почти 170 стран мира (в 2005/2006 г. этот суммарный показатель составлял 222,6 тыс. чел., в 2009/2010 г. — 286,5 тыс. чел., в 2011/2012 г. — 292,5 тыс. чел.)» [1].

Тем не менее фактически доля России на международном рынке образовательных услуг уменьшается. В Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг. подчеркивается: «это не только упущенная экономическая выгода, но и упускаемые политические возможности "мягкого" влияния России на международной арене через распространение русского языка, достижений российской науки, российской культуры и ценностей» [5].

Конкуренция на международном рынке образовательных услуг становится все более жесткой. Несмотря на это, прежние лидеры сохраняют свои позиции. Необходимо отметить, что современные тенденции и процессы показывают, что в таких странах, как Китай, Индия, Малайзия, Япония, Сингапур и др., развитие системы высшего образования и действия по привлечению иностранных студентов могут оказать серьезное влияние на рынок международных образовательных услуг, тем самым снизив привлекательность обучения для студентов из этих стран за рубежом [2]. Нидерланды, Германия, страны Скандинавии и Венгрия предлагают студентам обучение по научным и техническим дисциплинам на английском языке. Стоимость проживания в этих странах и обучение в них оказывается намного дешевле, чем в США, Канаде и Австралии.

Одним из факторов, оказывающих влияние на международный рынок образовательных услуг, является глобализация. Это противоборство «старых» и «новых» сил: сложившегося государственного сектора национальных систем образования и возникших как результат глобальных процессов в мировой экономике форм высшего образования. По нашему мнению, к новым силам можно отнести прибыльные и бесприбыльные образовательные корпорации, различных провайдеров высшего образования, в том числе корпоративные и виртуальные университеты. При этом для экономики развитых стран превалиру-

ют выгоды глобализации сферы образования, а для развивающихся стран — ее минусы.

Следовательно, степень вмешательства государства в процесс регулирования сферы высшего образования приобретает ключевое значение. Лишь при условии надлежащей защиты внутреннего рынка образовательных услуг от недобросовестной конкуренции можно говорить о том, что коммерциализация, рыночные механизмы и конкуренция в сфере высшего образования повлекут за собой повышение качества образовательных услуг, эффективности функционирования всех национальных систем и, в конечном итоге, рост конкурентоспособности российских образовательных услуг на международном рынке.

Стратегический потенциал развития в России экспорта образовательных услуг характеризуется рядом признаков:

♦ большой объем образовательных услуг системы высшего образования России, который сохраняет свою конкурентоспособность на мировом рынке образовательных услуг;

♦ значительные резервы для увеличения приема в образовательные учреждения;

♦ наличие государственной программы обучения иностранных граждан;

♦ длительный обобщаемый в настоящее время опыт работы на международном рынке образовательных услуг;

♦ профессиональная организация работы по экспорту образовательных услуг появляющимися в стране менеджерами — специалистами в сфере экспорта образования;

♦ структурно-организационная основа координации экспорта российских образовательных услуг [6].

Состояние экспорта образовательных услуг в стране определяется следующими факторами:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ распространенность языка обучения;

♦ экономическая и культурная привлекательность страны;

♦ авторитет страны;

♦ уровень ее системы образования;

♦ репутация вузов;

♦ стоимость образовательных программ и проживания;

♦ гибкость программ и сопоставимость квалификационных требований;

♦ географические, торговые и исторические связи между странами;

♦ активная государственная политика по продвижению национальных институтов образования в глобальном пространстве;

♦ меры по поддержке, в том числе социально-экономической, иностранных учащихся;

♦ маркетинговая политика по продвижению образовательных услуг на мировом рынке образовательных услуг [5, 6].

Конкурентоспособность России на рынке экспорта образовательных услуг, безусловно, нуждается в повышении.

Выделяют ряд негативных тенденций, тормозящих развитие России как государства — экспортера образовательных услуг:

♦ объем средств, затрачиваемых российскими гражданами на обучение за рубежом, стал приближаться к объему средств, ввозимых в Россию иностранными учащимися. Это создает риск того, что Россия может превратиться из страны-экспортера в страну — импортера образовательных услуг;

♦ присутствие на территории Российской Федерации различных зарубежных образовательных учреждений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ снижение интеллектуального потенциала России, так называемая «утечка мозгов», когда страну покидают ведущие ученые и перспективные молодые специалисты, работающие в областях науки, которые в России традиционно всегда превышали мировой уровень;

♦ несформированность стратегии по продвижению российского высшего образования на мировой рынок образовательных услуг;

♦ недостаточное законодательное обеспечение образования внутри страны;

♦ небезопасность пребывания на территории Российской Федерации [6].

Согласно Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг., с целью повышения конкурентоспособности России на международном рынке образовательных услуг и реализации ее потенциала в этой области будут предприняты следующие шаги:

♦ развитие инфраструктуры образования;

♦ переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития на основе наращивания сравнительных преимуществ России в науке, образовании и высоких технологиях;

♦ формирование образовательной политики и стратегии;

♦ создание условий для формирования экспортного потенциала российского образования на среднесрочную и долгосрочную перспективы [5].

Стратегическим направлением международного сотрудничества в сфере экспорта образовательных услуг может стать формирование партнерских отношений российских образовательных учреждений с зарубежными соотечественниками с перспективами расширения через малый и крупный бизнес.

Ориентация на использование новых информационных технологий в сочетании с традициями российской высшей школы также должна стать одним из стратегических направлений экспорта российских образовательных услуг. К основным направлениям деятельности по экспорту образовательных услуг на основе технологий дистанционного обучения можно отнести:

♦ законодательное обеспечение дистанционного обучения как предмета экспорта;

♦ согласование международных стандартов дидактического и материально-технического обеспечения процесса внедрения дистанционных образовательных технологий;

♦ внедрение высшими учебными заведениями инновационных дидактических форм и передовых образовательных дистанционных технологий;

♦ разрешение проблемы языков преподавания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

♦ разработку предложений по использованию и распространению инновационных решений в области дистанционного обучения, в том числе в рамках реализации принципов Болонского процесса;

♦ обеспечение многоканального финансирования мероприятий по изучению проблем мирового рынка образовательных услуг и экспорта образовательных услуг на основе технологий дистанционного обучения [6].

При организации экспорта российских образовательных услуг, по нашему мнению, вузы должны ориентироваться на следующие стратегические задачи:

♦ вхождение России в мировое образовательное сообщество в качестве полноправного партнера;

♦ развитие международной академической мобильности и обеспечения участия России в подготовке высококвалифицированных специалистов для зарубежных стран;

♦ разработка и осуществление целевых инновационных программ и участие в международных проектах и программах;

♦ взаимодействие с государствами — членами СНГ в вопросах создания общего образовательного пространства, удовлетворение образовательных потребностей соотечественников;

♦ обеспечение подписания межгосударственных соглашений об обмене информацией в сфере образования, о сотрудничестве в области лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;

♦ создание и развитие в государствах — членах СНГ совместных российско-национальных образовательных учреждений.

Таким образом, несмотря на существенную потерю своих позиций на мировом рынке образовательных услуг в последние 15 лет, Россия имеет высокий потенциал в этой области. Он может быть успешно реализован при условии планомерного выполнения намеченных задач. В этом случае можно оптимистично говорить о возвращении России лидирующей позиции в экспорте образовательных услуг в будущем [6].

Литература

1. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Вып. 5. М., 2015. 416 с.

2. Галичин В. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития // Век глобализации. 2013. № 2. С. 101-112.

3. Глухова Т. Интерпретация ключевых понятий терминологического пространства по интернационализации высшего профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 3. С. 210-212.

4. Зорников И. Экспорт образовательных услуг: зарубежный опыт и российская практика // Вестник ВГУ. 2003. № 2. С. 59-72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг. // Вестник международных организаций. 2010. № 1. С. 96-106.

6. Косевич А.В. Российское высшее образование на международном рынке образовательных услуг: проблемы и перспективы // Вестник Международного института экономики и права. 2011. № 3. С. 5-20.

7. Рагулина Ю.В., Завалько Н.А., Кожина В.О. Международная торговля: учебник. М., 2014. 272 с.

8. Экспорт образовательных услуг в системе высшего образования Российской Федерации. www.russia.edu.ru/information/analit/1300

On the question of increasing Russia's competitiveness on the global education market

Kosevich Alexander — Candidate of Economic Sciences, Professor, Rector of the International Institute of Economics and Law Address for correspondence: kosevich@mail.ru

KozhinaVeronika — Candidate of Economic Sciences, Head of the Chair of Economic Theory and World Economy of the International Institute of Economics and Law Address for correspondence: vero_ko@mail.ru

The article presents an analysis of Russia's competitiveness on the global education market, its potential and the possibilities of its development. The dynamics of teaching foreign students in Russian universities for the past 15 years. When covering the main features and trends of modern international market of educational services, the factors that determine the position of the country in the international market of educational services, as well as the main directions of work to improve the country's competitiveness in the export of educational services.

Keywords: education export, world market of educational services, educational service

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2016. N 1 (22). P. 91-98.