Научная статья на тему 'Мировой рынок образовательных услуг высшей школы'

Мировой рынок образовательных услуг высшей школы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1702
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИРОВОЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / WORLD MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / HIGHER EDUCATION / EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES / INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION / STUDENT MOBILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балкизова Хаишат Юрьевна

В статье определяется роль образования в экономическом развитии государства. Автор указывает, что устойчивое социально-экономическое развитие, рост конкурентоспособности, укрепление позиций на мировом рынке и в мировом экономическом сообществе зависят от формирования и совершенствования образовательного потенциала страны. Рассмотрены причины включения высшей школы в систему рыночных отношений, перечислены показатели оценивания охвата деятельности международного образовательного рынка. Проанализированы изменения основных показателей, которые отражают главные направления экспорта образовательных услуг в ведущих странах-экспортерах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORLD MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES OF HIGHER SCHOOL

The article defines the education role in the economic development of the state. The author points out that the sustainable socio-economic development, growth of competitiveness, strengthening the positions on the world market and in the world economic community depend on the formation and improvement of the country's educational potential. The article also considers the reasons for the inclusion of higher education in the system of market relations and the indicators of the activity coverage assessment of the international educational market. Also there are analyzed the key indicators’ changes that reflect the main directions of export of educational services in the leading exporting countries.

Текст научной работы на тему «Мировой рынок образовательных услуг высшей школы»

УДК 338.46

х.ю. Балкюова МИРОВОЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УСЛУГ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье определяется роль образования в экономическом развитии государства. Автор указывает, что устойчивое социально-экономическое развитие, рост конкурентоспособности, укрепление позиций на мировом рынке и в мировом экономическом сообществе зависят от формирования и совершенствования образовательного потенциала страны. Рассмотрены причины включения высшей школы в систему рыночных отношений, перечислены показатели оценивания охвата деятельности международного образовательного рынка. Проанализированы изменения основных показателей, которые отражают главные направления экспорта образовательных услуг в ведущих странах-экспортерах.

Ключевые слова: мировой рынок образовательных услуг, высшая школа, экспорт образовательных услуг, интернационализация высшей школы, студенческая мобильность.

Khaishat Baikizova THE WORLD MARKET OF EDUCATIONAL

SERVICES OF HIGHER SCHOOL

Annotation. The article defines the education role in the economic development of the state. The author points out that the sustainable socio-economic development, growth of competitiveness, strengthening the positions on the world market and in the world economic community depend on the formation and improvement of the country's educational potential. The article also considers the reasons for the inclusion of higher education in the system of market relations and the indicators of the activity coverage assessment of the international educational market. Also there are analyzed the key indicators' changes that reflect the main directions of export of educational services in the leading exporting countries.

Keywords: the world market of educational services, higher education, the export of educational services, the internationalization of higher education, student mobility.

На современном этапе развития нашего общества, который характеризуется интеграцией в мировое культурное, образовательное и экономическое пространство, необходим принципиально новый подход к подготовке кадров. В настоящее время высоко востребованы специалисты, способные успешно вести профессиональную деятельность не только в рамках национальной экономики, но и всего мирового пространства. Система высшего образования оказывает влияние на положительную динамику социально-экономического развития страны, повышает ее конкурентоспособность, играет большую роль в развитии научно-технического прогресса (НТП) и духовной жизни общества.

В связи с появлением и стремительным развитием высоких технологий, ростом уровня технической оснащенности производств, обеспечением высокого темпа развития науки и техники, обусловленного необходимостью достижения конкурентоспособности отечественного производства и сферы услуг, появилась потребность в квалифицированных специалистах, подготовленных по соответствующей системе. Вследствие этого, предоставление образовательных услуг стало важнейшим фактором формирования и развития экономического потенциала страны.

По мере ускорения НТП связь между ним, уровнем образования и квалификацией кадрового потенциала страны становится все более тесной. Это обусловлено следующими причинами:

1) нынешний уровень и перспективы развития техники и технологии определяют потребность общества в конкретном уровне образования;

©Балкизова Х.Ю., 2017

2) НТП напрямую связан с научными открытиями и их внедрениями в производство; научные открытия происходят только благодаря повышению уровня образования и квалификации кадров в решении усложняющихся задач, повышающих эффективность производства;

3) особые требования предъявляются к профилю и содержанию образования при ускорении научно-технического прогресса; в связи с тем, что современные технологии по большей части носят комплексный характер, ускоряются темпы обновления оборудования, технологических процессов, для быстрой переквалификации необходима достаточная общеобразовательная и общетеоретическая подготовка кадров;

4) для развития общества, науки и техники требуется активизация и качественно новый уровень проводимых научно-исследовательских работ, соответствующая высокая квалификационная подготовка исследователей и разработчиков новых конкурентоспособных технологий;

5) постоянные изменения в производстве предполагают постоянное обучение занятого населения, высокий же уровень образования и квалификации позволяет сделать этот процесс проще. Немаловажное значение имеет и процесс переподготовки безработного населения для снижения уровня структурной безработицы [4].

Из этого следует, что роль образования в экономическом развитии страны постоянно возрастает, формирование и совершенствование образовательного потенциала страны - это необходимое условие обеспечения устойчивого социально-экономического развития, роста конкурентоспособности государства, укрепления позиций на мировом рынке и в мировом экономическом сообществе.

Процесс изменения системы образования из образовательной системы, которая носит академический характер, в глобальную индустрию образования и повышения квалификации меняет институциональную природу вузов. В настоящее время данный процесс является общемировым трендом в функционировании системы образования.

Основной причиной включения высшей школы в систему рыночных отношений является получение прибыли. Привлекая иностранных студентов, вуз обретает не только финансовую поддержку, но и увеличивает свой престиж в рейтинге лучших вузов.

Международный рынок образовательных услуг (МРОУ) - это совокупность отношений между обучающимися и университетами разных стран в сфере обмена научными знаниями, навыками, а также методами и способами их получения. Основным сегментом МРОУ являются программы высшей школы, по результатам оценки Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, на данный момент в мире примерно 140 млн студентов обучаются в 36000 вузах. Считается, что через 10 лет количество студентов значительно возрастет, так как число получающих высшее образование в странах Азии и Европы увеличится. Процессы глобализации воздействовали на выбор студентов в пользу получения образования за пределами своей страны, от чего их количество возросло [2].

Охват деятельности МРОУ, а также значимость отдельных стран на данном рынке, оценивается такими показателями, как:

- численность иностранных обучающихся в мире и отдельных государствах;

- темпы прироста численности иностранных обучающихся;

- доля страны в мировой численности иностранных студентов;

- доход от обучения иностранных студентов;

- государственные расходы на образование;

- расходы на одного обучающегося;

- доля иностранных обучающихся в составе всех студентов;

- контингент иностранных студентов по странам обучения;

- распределение иностранных обучающихся по вузам и специальностям и др. [6].

В настоящее время МРОУ является важной отраслью мирового хозяйства, где миллиардные объемы продаж, растущий экспорт услуг, академическая мобильность студентов и преподавателей.

Объем МРОУ составляет более 100 млрд долл. США в год, из них 50-70 млрд долл. США приходится на высшую школу. В связи с тем, что высшее образование имеет высокую доходность, страны конкурируют за получение этих денежных потоков. За счет существования экспорта образования существует и конкуренция между странами в данной области. И чем дальше, тем образование становится ключевым фактором экономического развития [7].

Существует заметное отсутствие равновесия между странами, которые принимают обучающихся и отправляют на учебу. Англо-саксонские системы высшей школы являются наиболее популярной страной-реципиентом среди студентов. Традиционно выделяют восемь стран, которые принимают больше половины мирового совокупного иностранного набора студентов: Соединенные Штаты Америки (США), Англия, Франция, Германия, Австралия, Канада, Россия, Япония. Но в последние годы на образовательном рынке услуг стали развиваться новые страны, такие как страны Латинской Америки, Карибского бассейна и Азии [7]. Большинство иностранных студентов являются выходцами из Индии, Китая и Республики Корея.

На настоящий момент одна пятая часть мировых потоков студенческой мобильности приходится на долю США, которая всеми усилиями пытается увеличить эту часть. Но в последние годы США данную позицию немного сдают, в связи с усилением конкурентной борьбы между странами в образовательной сфере и улучшением системы высшего образования в развитых и развивающихся странах, что делает их привлекательными в глазах иностранных студентов [3].

Стоит отметить рост числа стран, которые соперничают с традиционными странами-лидерами, перечисленными выше, за право обучения международных студентов. Это такие страны, как Канада, Новая Зеландия, Китай, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Южная Африка, страны Ближнего Востока [5].

Институт международного образования (НЕ) в своем ежегодном отчете Open Doors report показал, что по состоянию на 2016 г. доля иностранных студентов в США составляет 19 % от всех мобильных студентов мира. Данный удельный вес велик, но стоит отметить, что с начала нового столетия численность студентов, обучающихся в США, уменьшилась на 6 %, в связи с тем, что многие страны преуспели с развитием и совершенствованием своих образовательных систем, что привлекло внимание иностранных студентов [8]. Следует отметить рост доли европейских стран, Австралии, Новой Зеландии, Канады, которые привлекают студентов путем предоставления грантов, стипендий, кредитов на обучение, оплачиваемых рабочих мест. Данный момент является опасным для США, так как стоимость обучения в этой стране гораздо выше, чем в странах-конкурентах [3].

Существенные изменения, произошедшие в новом столетии, затронули основные цели и задачи, организационную структуру, содержание, подходы к разработке образовательных стандартов и учебных программ в сфере образования. Начало XXI в. поставило задачи перед высшей школой, тем самым требуя «чтобы высшее образование имело международное измерение: обмен знаниями, создание интерактивных сетей, мобильность преподавателей и учащихся, международные научно-исследовательские проекты, наряду с учетом национальных и культурных ценностей и условий» [1].

Международное образование преследует геополитические и экономические интересы стран, так как будущее страны через несколько лет напрямую зависит от качества образования студентов. Под интересами государств подразумеваются: приток иностранного капитала за счет продажи образовательных услуг, приток услуг, сопутствующий обучению, компенсация неблагоприятных демографических тенденций, проявляющихся в некоторых странах, лоббирование экономических и политических интересов через иностранных выпускников, повышение конкурентоспособности на МРОУ.

Страны мира развивают свои системы образования в стратегических целях. Образование -одна из крупных сфер мировой экономики и один из наиболее стремительно развивающихся секто-

ров мировой торговли услугами. Уровень образования определяет развитие экономики в стране и ее конкурентоспособность в масштабах мира.

В современных условиях экспорт образовательных услуг - достаточно значимое направление в экономике страны. Качественное образование определяет конкурентоспособность страны на мировом образовательном рынке. Многие страны в условиях кризиса используют высшее образование, как ресурс посткризисного оздоровления и стабильного экономического роста. Таким образом, наиболее важными приоритетами в государственной политике развитых стран выступают развитие и стимулирование экспорта образовательных услуг.

Библиографический список

1. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века : подходы и практические меры. Принята в г. Париже 05.10.1998 г. - 09.10.1998 г. на Всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://obrzakon.rn/ documents/opendoc/id/1073/cat_id/80 (дата обращения : 10.06.2017).

2. Галичич, В. А. Международный рынок образовательных услуг : основные характеристики и тенденции развития / В. А. Галичич, - М. : ИД «Дело» РАНХиГС, 2015,- 60 е. - (Научные доклады: образование). С. 3.

3. Дуглас, Д. О. Глобальный рынок международных студентов: перспективы Америки [Электронный ресурс] / Д. О. Дуглас, Р. Эделштейн // Международное высшее образование. - Режим доступа: http://ihe.nkaoko.kz/archive/ihe/ (дата обращения : 27.05.2017).

4. Лифанова, С. А. Вхождение сферы образования в новые социально-экономические условия [Электронный ресурс] / С. А. Лифанова // Медицина и образование в Сибири. - 2008. - № 6. - 2008. - Режим доступа : httpsV/cyberleninkaru/article/v/vhozhdenie-sfery-obrazovaniya-v-novye-sotsialno-ekonomicheskie-usloviya (дата обращения : 27.05.2017).

5. Ханс Де Вит. Последние тенденции и проблемы международной мобильности студентов [Электронный ресурс] / Ханс Де Вит. - Международное высшее образование. - Режим доступа : http://ihe.nkaoko.kz/ archive/ihe/ (дата обращения : 11.04.2017).

6. Чеботарева, М. С. Россия на мировом рынке образовательных услуг / М. С. Чеботарева // Молодой ученый. - 2012. - № 5. - С. 249-252.

7. Чинаева, Т. И. Основные тенденции развития между народного рынка образовательных услуг / Т. И. Чи-наева // Статистика и экономика. - 2017. - № 1. - С. 60-68.

8. НЕ Releases Open Doors 2016 Data [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.iie.org/en/Who-We-Are/News-and-Events/Press-Center/Press-Releases/2016/2017-05-29-Open-Doors-Data#. WIer4 lOLSUm (accessed date : 15.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.