Научная статья на тему 'Развитие экспорта образовательных услуг в России'

Развитие экспорта образовательных услуг в России Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
89
15
Поделиться
Ключевые слова
МИРОВОЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ЭКСПОРТ / ОБРАЗОВАНИЕ / WORLD MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / EXPORT / EDUCATION

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Дедкова Елена Геннадьевна, Коростелкина Ирина Алексеевна

В статье рассматривается развитие экспорта образовательных услуг в России. Анализируется численность российских студентов, обучающихся за рубежом, рассматриваются лидеры на мировом рынке образовательных услуг. Особое внимание уделяется основным барьерам, препятствующим расширению экспорта российского образования, и направлениям улучшения данной ситуации.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Дедкова Елена Геннадьевна, Коростелкина Ирина Алексеевна,

DEVELOPMENT OF EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES IN RUSSIA

This article examines the development of export of educational services in Russia. The number of Russian students studying abroad is analyzed, the leaders in the world market of educational services are considered. Particular attention is paid to the main barriers that prevent the expansion of exports of Russian education and directions for improving this situation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Развитие экспорта образовательных услуг в России»

Дедкова Е. Г., Коростелкина И. А. Развитие экспорта образовательных услуг в России // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 3 (81). C. 135-138.

Dedkova E. G., Korostelkina I. A. Development of export of educational services in Russia. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 3 (81). Pp. 135-138. (In Russ.)

УДК 339.5

Е. Г. Дедкова, И. А. Коростелкина

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева,

Орел, Россия

РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ

Дедкова Елена Геннадьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета.

E-mail: sirena-85@mail. ru

Коростелкина Ирина Алексеевна - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета.

E-mail: cakyra_04@mail. ru

В статье рассматривается развитие экспорта образовательных услуг в России. Анализируется численность российских студентов, обучающихся за рубежом, рассматриваются лидеры на мировом рынке образовательных услуг. Особое внимание уделяется основным барьерам, препятствующим расширению экспорта российского образования, и направлениям улучшения данной ситуации.

Ключевые слова: мировой рынок образовательных услуг, экспорт, образование.

E. G. Dedkova, I. A. Korostelina

Orel State University named after I. S. Turgenev, Orel, Russia

DEVELOPMENT OF EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES IN RUSSIA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dedkova Elena G. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Economy, Finance and Accounting.

E-mail: sirena-85@mail. ru

Korostelkina Irina A. - Doctor of Economic Sciences, Professor at the Department of Economy, Finance and Accounting.

E-mail: cakyra_04@mail. ru

This article examines the development of export of educational services in Russia. The number of Russian students studying abroad is analyzed, the leaders in the world market of educational services are considered. Particular attention is paid to the main barriers that prevent the expansion of exports of Russian education and directions for improving this situation.

Key words: world market of educational services, export, education.

Статья подготовлена в рамках выполнения гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук МК-404.2018.6 на тему «Налоговое стимулирование несырьевого экспорта в России» (в части обоснования места и роли образовательных услуг в несырьевом экспорте России) и реализации проекта 574060-EPP-1-2016-1-KZEPPKA2-CBHE-SP «Enhancement of Higher Education and Corporate Sectors Integration in Accordance with New Social Environment» (в части популяризации российского образования за рубежом).

© Дедкова Е. Г., Коростелкина И. А., 2018

Главной целью экспорта образования является реализация мер по улучшению маркетинга образования, повышению уровня обучения и социальной адаптации иностранцев в России. Экспорт образования обеспечивает межличностные коммуникации, позволяет расширять культурные контакты, привлекать в национальную экономику специалистов с креативным мышлением. В данной статье рассматривается динамика мобильности студентов - как русских, так и иностранных, отмечается повышение уровня экспорта образовательных услуг на мировом рынке, а также выделяются положительные и отрицательные стороны экспорта российских образовательных услуг, что оказывает влияние на развитие российского экспорта в целом.

Методическая база исследования проблемы экспорта российского образования включает теоретические и эмпирические методы. В частности, были использованы приемы и способы аналитических исследований, сравнительный подход, конкретизация, дедуктивный метод, метод научной классификации.

Мировой рынок образовательных услуг - это образовательные ресурсы, услуги, которые потребляются субъектами, т. е. гражданами различных стран, а также образовательные услуги, которые оказывают иностранные учреждения на внутренних рынках. Данный рынок объединяет различные сегменты. Основные сегменты глобального рынка образовательных услуг представлены высшим образованием, языковыми курсами, школьным и профессиональным образованием.

К видам экспорта образовательных услуг можно отнести открытие филиалов вузов, академическую мобильность и трансграничное образование.

Лидерами на мировом рынке образовательных услуг традиционно являются развитые страны Запада: Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция, Германия и Австрия. Несмотря на это, в последнее время отмечается уменьшение их рыночной доли. Данный процесс связан прежде всего с выходом на образовательный рынок новых стран, в частности, России, Объединенных Арабских Эмиратов, Китая и др. В настоящее время отмечается увеличение количества желающих учиться в Азии, данный выбор связан не только с относительно низкой стоимостью образования, но и с перспективностью изучения языка [1].

Российская Федерация в последнее время смогла расширить свое присутствие на глобальном рынке образовательных услуг. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, в 2016 г. доля России в данном секторе составила около 7 %, это шестое место после США, Великобритании, Китая, Франции, Австралии [4]. По численности иностранных студентов, по данным ЮНЕСКО, Российская Федерация занимает пятое место в мире [2]. В рейтинге стран мира по показателю индекса уровня образования в 2016 г. Россия находится на тридцать четвертом месте (значение индекса 0,816) [8].

Более значимый плановый показатель экспорта образовательных услуг в России - количество студентов-иностранцев, которые обучаются в РФ по очной или заочной форме обучения. По данным отчета Росстата «Россия в цифрах» за 2017 г., численность иностранных студентов в высших государственных и муниципальных учебных заведениях России на очной и заочной формах обучения увеличилась с 58 992 человек в 2000 г. до 207 356 человек в 2016 г. Удельный вес иностранных студентов в общей численности студентов увеличился с 1,4 % в 2000 г. до 5,3 % в 2016 г. Численность иностранных студентов в частных образовательных организациях высшего образования РФ составила в 2016 г. 37 241 человек [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

63 % иностранных студентов в России составляют студенты из бывшего СССР. Позиции высшего российского образования укрепляются в первую очередь на азиатском рынке. В 2016 г. в России проходили обучение 12 тыс. студентов из Китая, что на 10 % выше показателей 2015 г. На 20 % выросло число студентов из Индии. Студенты из арабских стран занимают третье место в общей численности обучающихся в России после студентов из стран Содружества Независимых Государств и Азии [5].

Рис. 1. Положительные и отрицательные факторы, влияющие на экспорт российских образовательных услуг [3, с. 43-74]

Государственная программа «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» предусматривает рост числа иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования, с 220 тыс. в 2017 г. до 710 тыс. в 2025 г. Численность зарубежных слушателей онлайн-курсов, которые предлагаются российскими образовательными учреждениями, должно увеличиться за восемь лет с 1 млн до 3,5 млн человек. Ожидается увеличение объемов внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования за 2017-2025 гг., с 70 000 млн руб. до 373 147 млн руб. [7].

Положительные и отрицательные факторы, влияющие на экспорт российских образовательных услуг, представлены на рисунке 1.

Для нейтрализации отрицательных черт экспорта российских образовательных услуг необходимо реализовывать направления по улучшению экспорта российского образования, в частности, формировать правовую базу, упрощающую получение гражданства РФ после окончания высшего учебного заведения России, проводить межгосударственный информационный обмен в сфере предоставления образовательных услуг, обновлять материально-техническую базу и улучшать финансирование филиалов вузов, создавать специализированные программы и т. д. [6].

Таким образом, российские высшие учебные заведения обладают достаточным потенциалом. Несмотря на это, несовершенство образовательных программ препятствует его развитию в полном объеме. Необходимо стимулировать преподавателей вузов к академической мобильности и изучению иностранных языков, к повышению международной профессиональной квалификации.

Библиографический список

1. Аль-Аяш А. Россия: Желающих поступить в иностранный вуз становится больше [Электронный ресурс] // EurasiaNet.org. 2018. 22 янв. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2018/0757/ gazeta036.php (дата обращения: 02.09.2018).

2. Аналитический обзор ключевых проблем экспорта отечественного образования на русском языке [Электронный ресурс] / Е. В. Клюшникова ; под ред. А. А. Мальцевой ; Твер. гос. ун-т, Твер. ИнноЦентр. Тверь, 2017. 36 с. URL: http://fcprya.tversu.ru/websites/34/documents/1883/Аналитический_ обзор_ключевых_проблем_экспорта_отечественного_образования.pdf (дата обращения: 25.08.2017).

3. Арефьев А. Л. Состояние и перспективы экспорта российского образования. М.: РУДН, 2010. 112 с.

4. Галямова Э. Ф., Кудимана Г. О. Привлекательность российских вузов на международном рынке образовательных услуг [Электронный ресурс] // Вестник Удмуртского университета. 2017. Т. 27. Вып. 3. С. 21-26. URL: https://cyberleninka.m/artide/v/privlekatelnost-rossiyskih-vuzov-na-mezhdunarodnom-rynke-obrazovatelnyh-uslug (дата обращения: 20.08.2018).

5. Гулькин П. Экспорт образования: какие у нас перспективы? // ПРОВЭД : [сайт]. 2018. 27 марта. URL: http://провэд.рф/article/46988-eksport-obrazovaniya--kakie-u-nas-perspektivy-.html (дата обращения: 25.08.2018).

6. Костюков A. Л. Особенности экспорта российских образовательных услуг // Казачество. 2016. № 20. С. 51-64.

7. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» [Электронный ресурс] (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 мая 2017 г. № 6). URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/06/education_export.pdf (дата обращения: 02.09.2018).

8. Рейтинг стран мира по уровню образования // Гуманитарные технологии : аналит. портал. 2018. 25 авг. URL: https://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info (дата обращения: 02.09.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Россия в цифрах: 2017 [Электронный ресурс] : крат. стат. сб. / Росстат. M., 2017. 511 с. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/rusfig/rus17.pdf (дата обращения: 02.09.2018).