УДК 339.9
МИРОВОЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
А.С. Черезова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова E-mail: alina_cherezova_@mail.ru
Объектом исследования данной статьи является мировой рынок образовательных услуг. Предметом исследования является политика государства как один из важных рычагов воздействия, регулирования и поддержки рынка образовательных услуг. Особое внимание уделяется анализу влияния государственной политики в сфере рынка мировых образовательных услуг, перспективным направлениям политических программ развития образовательного сектора, анализу мировых тенденций в области развития мирового рынка образовательных услуг. Основным вкладом автора является выявление ключевых аспектов, определяющих условия развития рынка образовательных услуг страны и позицию страны в масштабе мирового рынка образовательных услуг.
Ключевые слова: образовательные услуги, мировой рынок образовательных услуг, политика государства, интернационализация, государственная поддержка образования.
WORLD MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES AND STATE POLICY
A.S. Cherezova
Lomonosov Moscow State University E-mail: alina_cherezova_@mail.ru
The object of study of this article is the world market of educational services. The subject of study is the government policy of the state as one of the important levers of influence, government control and support for the education market. Particular attention is paid to the analysis of the impact of state policy in the sphere of the world market of educational services, promising areas of political programs of the education sector, the analysis of global trends in the world market of educational services. The main contribution of the author is to identify the key aspects that define the conditions of the market development of educational services and the country's position in the global education market scale.
Keywords: educational services, the world market of educational services, government policy, internationalization, government support for education.
На сегодняшний день образование является динамично развивающейся отраслью мировой экономики, расширяющейся сферой предоставления образовательных услуг. Современная экономика характеризуется различными ключевыми аспектами, однако большая часть трактовок характеризует современную экономику как экономику постиндустриального общества, экономику знаний. Образование является основой современного социально-экономического развития стран, так как оно формирует уровень интеллектуального состояния нации, что является ключевым моментом в построении экономики знаний. Согласно концепции американского
© Черезова А.С., 2016
социолога Д. Белла «постиндустриальное общество представляет собой общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений... во все большей степени стало зависеть от достижения теоретического знания.» [3]. Данные обстоятельства объясняют необходимость непрерывного развития сферы образования в каждой стране, конкуренцию между странами по уровню образования, формирование и развитие мирового рынка образовательных услуг.
Рост значимости и динамичное развитие рынка образовательных услуг и образовательного сектора в целом сегодня характеризуется рядом тенденций, таких как коммерциализация, многоуровневость, стандартизация, индивидуализация, непрерывность, информатизация [1]. Наблюдается рост масштабов рынка образовательных услуг, интернационализация, развитие трансграничного образования, усиление конкуренции образовательного сектора как в региональном масштабе, так и масштабе международном. В такой ситуации важно понимать роль и позицию государства по отношению к развитию мирового рынка образовательных услуг, его развитию, укреплению сферы влияния в мировом масштабе.
Для развития мировой экономики характерна высокая степень зависимости от знаний и компетенций человеческого капитала, который формируется в сфере образования, ориентированной на производство, распределение и потребление мирового дохода посредством постоянного воспроизводства интеллектуальных и творческих способностей человека, а также реализации и распространения знаний посредством развития международного обмена. Таким образом, повышение спроса на знания способствует распространению рыночных принципов на сферу образования, формируя условия для развития предпринимательской деятельности образовательных учреждений и превращения образовательной услуги в товар, что обеспечивает формирование и развитие мирового рынка образовательных услуг, на котором собственно и реализуется образовательная услуга.
Для наиболее полного понимания сущности мирового рынка образовательных услуг обратимся к трактовке данного понятия (табл. 1).
Проанализировав ряд трактовок мирового или международного рынка образовательных услуг, можно сформулировать следующее определение мирового рынка образовательных услуг. Мировой рынок образовательных услуг представляет собой систему взаимоотношений между производителями, поставщиками и потребителями образовательных услуг, обеспечивающую удовлетворение спроса на образовательные услуги граждан заграничных стран посредством применения различных технологий, а также направленную на повышение квалификации и конкурентоспособности специалистов на рынке труда.
При исследовании мирового рынка образовательных услуг его следует рассматривать как подсистему широкого понятия рынка. Рынок, в свою очередь, представляет собой совокупность экономических отношений по осуществлению купли-продажи товаров и услуг между субъектами. Если
Таблица 1
Современные трактовки понятия мирового рынка образовательных услуг
1. Айрус И.А., Филиппов В.М. «Мировой рынок образовательных услуг представляет собой совокупность образовательных услуг, потребляемых за рубежом гражданами разных стран, а также образовательных услуг, оказываемых иностранными учреждениями на внутренних рынках» [8] Ключевыми моментами здесь являются образовательные услуги, потребление данных услуг за пределами их страны-производителя
2. Галичин В.А. «Международный рынок образования представляет собой систему отношений между производителями, поставщиками и потребителями образовательных услуг, предоставляемых гражданам за пределами их стран, а также иностранными учреждениями на внутренних рынках, в том числе с использованием информационных сетевых технологий» [4, с. 5] Ключевыми моментами в данном определении являются образовательные услуги, потребление данных услуг гражданами разных стран за пределами их стран, наличие технологий предоставления образовательных услуг, система отношений между тремя его сторонами: производителями, поставщиками, потребителями образовательных услуг
3. Коренко Ю.М. «Международный рынок образовательных услуг представляет собой структурированное пространство, где спрос потребителя образовательных услуг на образование удовлетворяется образовательными заведениями (продавцами), предлагающими им учебные места. Одновременно спрос рынка труда (частных предприятий, государственных органов) удовлетворяется учебными заведениями посредством предложения высококвалифицированных специалистов (выпускников)» [5, с. 8] Ключевыми моментами данной трактовки являются наличие потребителя и продавца образовательных услуг, наличие спроса на образовательные услуги и модели удовлетворения данного спроса, структурированное пространство, где осуществляются рыночные взаимоотношения, привязка международного рынка образовательных услуг к рынку труда, который выступает в роли потребителя итогового продукта рынка образовательных услуг, т.е. высококвалифицированных специалистов
определить мировой рынок образовательных услуг как часть системы рынков социально-экономических ресурсов или как часть системы социальных отношений, то в данном случае он будет выступать в роли института, так как в таком положении он будет выполнять социально-экономическую функцию, структурируя социальные отношения между продавцами и потребителями образовательных услуг.
Мировой рынок образовательных услуг объединяет в себе различные направления по предоставлению услуг образовательного сектора, такие как школьное обучение, высшее образование, дополнительное профессиональное образование, услуги по переквалификации кадров и т.д. Одним из ключевых показателей востребованности услуг образовательного сектора страны на мировом рынке является соотношение студентов-иностранцев на рынках образовательных услуг каждой страны. Данное соотношение весьма различно по отношению к каждой его категории услуг, однако все категории образовательных услуг связаны между собой.
Для оценки конкурентных преимуществ отдельных стран на мировом рынке образовательных услуг важны показатели численности иностранных студентов в странах, темпы прироста численности иностранных студентов, соотношение доли иностранных студентов определенной страны к общему показателю иностранных студентов в мире, а также соотношение дохода страны от обучения иностранных граждан и расходов страны на образование, распределение иностранных студентов по вузам, специальностям и т.д. [2]. По итогам оценки данных показателей важно понимать, является ли исследуемая страна поставщиком иностранных студентов в другие страны или страной, оказывающей образовательные услуги гражданам других стран.
По данным статистического ежегодника 2015 г. можно проследить четкую динамику роста числа иностранных студентов в России (табл. 2). Россия становится с каждым годом все более привлекательной страной для получения образовательных услуг иностранцами, соответственно можно отметить положительный курс развития политики по привлечению иностранцев-потребителей образовательных услуг России [15, с. 214]. Однако мировыми лидерами по привлечению иностранных студентов сегодня являются США, Великобритания, Австралия и Канада и Европа.
Таблица 2
Иностранные студенты, обучавшиеся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в образовательных организациях высшего образования России
(на начало учебного года)
2010/11 2012/13 2013/14 2014/15
Принято на обучение Численность студентов Выпущено Принято на обучение Численность студентов Выпущено Принято на обучение Численность студентов Выпущено Принято на обучение Численность студентов Выпущено
Иностранные студенты - всего тыс. человек 37,3 153,8 24,1 46,8 164,8 26,5 57,6 205,7 33,0 70,7 221,4 34,3
Одной из важных характеристик развития современного мирового рынка образовательных услуг является ориентация на развитие интернационализации рынка образовательных услуг. Процесс интернационализации рынка образовательных услуг характеризуется внедрением международных стандартов и оценок в сферу оказания образовательных услуг и становится одним из ключевых элементов государственной образовательной политики, целью которой является увеличение масштабов влияния страны на мировое развитие отрасли образования, укрепление национальной позиции страны и конкурентоспособности на мировой арене. Интернационализация является следствием процессов глобализации, которая продвигает сферу образования на международный уровень, создавая конкуренцию в данной сфере среди государств мировой экономики. Конкуренция между странами, в свою очередь, ведет к построению государственной политики, которая ведет к привлечению высококвалифицированных специалистов в свои
страны, а также развитию инновационных технологий и образовательной сферы. Главной чертой интернациональности образовательного рынка является его мобильность в отношении спектра предлагаемых образовательных услуг, предоставлению образовательных программ на различных языках, адаптированных и доступных для потребителей различных стран, технических составляющих процесса предоставления и потребления международных образовательных услуг, а также международная студенческая мобильность [9]. Соответственно, политика государства в таком аспекте должна ориентироваться на поддержание мобильности студентов, а также профессорско-преподавательского состава, мобильность образовательных программ вузов страны, а также участие в формировании и поддержании международных стандартов образовательных программ, высокого уровня интеграции в программы международного измерения и образовательных стандартов, партнерство с другими участниками мирового рынка образовательных услуг.
Одним из инструментов интеграции образовательных рынков стран является привлечение иностранных преподавателей и исследователей, что влечет за собой расширение объема предлагаемых образовательных услуг, совершенствование программ обучения, применяемых методов и методологий, развитие новых научных направлений и подходов к проведению исследований, рост известности вузов за рубежом, создание универсальных программ обучения на международном языке, как правило, английском.
Расширение экспорта образовательных услуг стало одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики большинства стран [7].
Растущий интерес государств к развитию данного сегмента мирового рынка услуг можно объяснить, во-первых, экономической выгодой для страны, предоставляющей образовательные услуги от иностранных потребителей образовательных услуг. Во-вторых, повышением качества образовательных услуг в контексте роста конкуренции между вузами. В-третьих, ориентацией государства на повышение статуса страны в рамках подготовки профессиональных кадров для зарубежных стран.
Для России наиболее актуальными направлениями интернационализации и увеличения доли экспорта услуг высшего образования являются: увеличение доли иностранных обучающихся в вузах страны, увеличение уровня включения зарубежных исследователей и преподавателей в образовательный сектор России, увеличение доли участия в формировании международных стандартов и оценок образовательных программ.
Государственное регулирование в сфере образования и предоставления образовательных услуг направлено на обеспечение максимальной эффективности использования ограниченных ресурсов общества, обеспечение соблюдения гарантий прав, а также поддержание необходимых условий для постоянной модернизации образования, конкурентоспособности его на мировом рынке образовательных услуг, интеграции с инновационными достижениями науки. Следует отметить, что проблема модернизации образовательного сектора актуальна для многих стран, поэтому необходимо постоянно внедрять новые подходы развития образовательного сектора для обеспечения конкурентных преимуществ кадров, опираясь на мониторинг общемировой практики использования мер по развитию образования, что
требует непрерывного контроля и регулирования со стороны государства. Таким образом, по мере развития экономики, основанной на знаниях, происходит увеличение роли государственного сектора, возрастает потребность в государственном регулировании, управлении сферой образования [6]. Конкуренция на мировом рынке образовательных услуг становится все более острой, требуется активная роль государства в регулировании экспортно-импортных отношений в контексте предоставления образовательных услуг, усиление внимания к качеству образования, развитие региональных рынков образовательных услуг, что способствует увеличению потенциала предоставления данных услуг на международном уровне. Перспективы и сложности в сфере экспорта образовательных услуг, конкурентоспособности российского образования в условиях глобализации мировой экономики подробно проанализированы А.В. Косевич и В.О. Кожиной [10].
Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г., государство поставило целью создание национальной системы поддержки инноваций и технологического прогресса [11]. Для развития в данном направлении необходимо достичь высокого уровня конкурентоспособности национального сектора исследований и разработок, что должно стать важным условием для перехода экономики на инновационный путь развития. Для реализации данных целей сосредоточено внимание на оптимизации структуры научных государственных организаций для повышения эффективности функционирования сферы науки и технологий, концентрации инвестиции ресурсов в приоритетные направления развития науки, технологий и техники, повышении качества регулирования в данной сфере. Немаловажны в достижении поставленных целей интеграция образовательной и научной деятельности, развитие вузовской науки, необходимость увеличения количества научно-образовательных центров, развитие материально-технической базы, совершенствование инфраструктуры функционирования научных организаций, что приведет к расширению спектра возможностей при проведении научных исследований, а также улучшению реализации потенциала научных кадров и повышению престижа научной деятельности. В концепции долгосрочного развития также отмечена важная роль включения государственной науки в глобальные процессы научно-технологического развития, так как это обеспечит повышение доли участия страны в международном рынке труда и продвижение российских научных разработок на мировой уровень.
В рамках продвижения интернационального образования в России создана «Программа исходящей международной экономической мобильности», позволяющая студентам, аспирантам и научно-педагогическим сотрудникам проходить учебные стажировки в зарубежных странах. «В соответствии с Соглашениями о международном сотрудничестве в области науки и образования между Министерством образования и науки Российской Федерации с Данией, Китаем, Словакией, Венгрией, Таиландом, Норвегией, Румынией, Чехией, Бельгией и Гонконгом, российским соискателям предоставляется возможность бесплатного обучения. Они могут попасть на языковые и учебные стажировки, а также пройти повышение квалификации» [12]. Целью данной программы является повышение уровня квалификации российских обучающихся посредством прохождения стажи-
ровок и получения опыта преподавания и научной работы в зарубежных странах.
Для укрепления кадрового потенциала России существует «Государственная программа глобальное образование», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2014 г. № 568 [14]. Программа нацелена на обеспечение государственной социальной поддержки гражданам, самостоятельно поступившим на обучение в зарубежные страны, в ведущие мировые образовательные организации. Данная программа также нацелена на повышение уровня развития мирового рынка образовательных услуг, повышение квалификационных навыков граждан, соответственно укреплению позиций на рынке труда в глобальном масштабе.
В целях повышения рейтинга Российских вузов на арене мирового рынка образовательных услуг был разработан проект «5-100», направленный на повышение конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров [13]. Проект направлен на повышение общего уровня конкурентоспособности российских вузов, а также выход не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов к 2020 г.
Таким образом, государственная политика России направлена на укрепление позиции на мировом рынке образовательных услуг, совершенствование образовательного сектора, достижение высокого уровня интернационализации образования, повышения мобильности в сфере образования и т.п. Однако помимо всего перечисленного, для выхода на высокий уровень конкуренции в мировых масштабах, не менее важным фактором остается система финансирования развития образовательного сектора. Курс, взятый сегодня на увеличение притока иностранных студентов, способствует привлечению капитала в данную сферу. Развитие образовательного сектора, ориентированного на экспорт образовательных услуг иностранным гражданам, должно обеспечивать максимально высокий уровень квалификации специалистов, потребителей данных образовательных услуг, что будет способствовать повышению их конкурентных преимуществ на мировом рынке труда, соответственно росту потребности в получении образовательных услуг, что напрямую ведет к притоку иностранного капитала в развитие образовательного сектора страны и улучшению экономического состояния страны в целом. Поэтому развитие образовательного сектора позволяет рассматривать финансирование как одно из основных направлений политики государства. Построение политических стратегий государственного сектора по продвижению образования на мировом рынке образовательных услуг осуществляется в рамках ориентации на растущую роль знаний в обществе и возможности его применения в различных отраслях мирового рынка труда. Следовательно, государству необходимо искать механизмы, используемые для достижения желаемых результатов в развитии данной отрасли.
Подводя итоги, следует отметить, что все более распространенным явлением становится потребление образовательных услуг не только в рамках своего государства, но и за его границами, что непременно способствует
необходимости развития мирового образовательного пространства, мирового рынка образовательных услуг, совершенствованию образовательного сектора государств для обеспечения достойного уровня конкурентоспособности среди других стран-поставщиков образовательных услуг на мировом рынке. В данном спектре Россия сегодня не в самом выигрышном положении, поэтому политика государства должна ориентироваться на интернациональность образовательного сектора, увеличение конкурентных преимуществ, привлечение иностранных обучающихся, следовательно, и капитала от иностранных потребителей образовательных услуг. Государство сегодня стремится повысить уровень качества образовательных услуг, а также принять все возможные меры для привлечения иностранных потребителей образовательных услуг в страну. По мере развития экономики, основанной на знаниях, роль государственного сектора, потребность в государственном регулировании, управлении сферой образования возрастает. Мировой рынок образовательных услуг развивается очень быстро, приносит значительные экономические и политические выгоды странам-участникам. Российская Федерация на этом рынке сегодня имеет тенденцию к увеличению темпов потребления образовательных услуг иностранными гражданами, но данных темпов не хватает для конкурирования с мировыми лидерами по предоставлению образовательных услуг иностранным обучающимся, поэтому политика России развитие сектора образовательных услуг выделяет как одно из приоритетных направлений государственного развития в краткосрочной (до 2020 г.) и долгосрочной (до 2050 г.) перспективе.
Литература
1. Айтмухаметова И.Р. Высшее образование как фактор экономического развития России // Экономика образования. 2008. № 4 (47). С. 39-48.
2. Арефьев А. Международный рынок образовательных услуг и российские вузы (статья вторая) // Высшее образование в России. 2008. № 3. С. 124-136.
3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / под ред. В.Л. Иноземцева; пер. с англ. М.: Academia, 1999. С. 24.
4. Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития. М.: ИД «Дело», РАНХиГС, 2015. 60 с. (Научные доклады: образование).
5. Коренко Ю.М. Развитие рынка образовательных туристских услуг в России: учеб. пособие для бакалавров. М.: РУСАЙНС, 2015. 103 с.
6. Кухтинова Л.Г. Роль государственного сектора в экономике, основанной на знаниях // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. № 2 (22). С. 200-208.
7. Подопригора М.Г. Современные тенденции развития рынка образовательных услуг // Креативная экономика. М.: ООО Изд-во «Креативная экономика», 2010. № 7 С. 67-71.
8. Айрус И.А., Филиппов В.М. Мировой рынок образовательных услуг: учеб. пособие. М.: РУДН, 2008. 194 с. [Электронный ресурс]. URL: http://193.232.218.94/web-local/uem/iop_pdf/260-Aidrus.pdf (дата обращения: 10.10.2015).
9. Бюллетень о сфере образования / Аналитический центр при правительстве Российской Федерации // № 4. Июль 2015. С. 7-13. [Электронный ресурс]. URL: http:// ac.gov.ru/files/publication/a/5474.pdf (дата обращения: 02.05.2016).
10. Косевич А.В., Кожина В.О. Конкурентоспособность Российского образования в условиях глобализации мировой экономики // Московский экономический
журнал. 2016. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://qje.su/mezhdunarodnaya-ekonomika/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2016-4 (дата обращения: 02.05. 2016).
11. Министерство образования и науки Российской Федерации / Наука и инновации. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/министерство/наука (дата обращения: 12.11.2015).
12. Открыта регистрация студентов, аспирантов и научно-педагогических сотрудников для прохождения стажировок в Китае, Дании, Словакии, Венгрии, Таиланде, Норвегии и других странах / Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: Минобрнауки.рф/новости/7801 (дата обращения: 23.11.2015).
13. Повышение конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (5-100) / Министерство образования и науки. [Электронный ресурс]. URL: Минобрнауки.рф/ проекты/5-100. (дата обращения: 14.12.2015).
14. Указ Президента Российской Федерации № 967 «О мерах по укреплению кадрового потенциала Российской Федерации» / Государственная программа «Глобальное образование». [Электронный ресурс]. URL: http://educationglobal.ru/ns/ overview/ (дата обращения: 23.12.2015).
15. Федеральная служба государственной статистики/официальная статистика/ публикации/Российский статистический ежегодник 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1135087342078. С. 214 (дата обращения: 15.02.2016).
Bibliography
1. Ajtmuhametova I.R. Vysshee obrazovanie kak faktor jekonomicheskogo razvitija Rossii // Jekonomika obrazovanija. 2008. № 4 (47). P 39-48.
2. Aref'ev A. Mezhdunarodnyj rynok obrazovatel'nyh uslug i rossijskie vuzy (stat'ja vtoraja) // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008. № 3. P 124-136.
3. Bell D. Grjadushhee postindustrial'noe obshhestvo: opyt social'nogo prognozirova-nija / pod red. V.L. Inozemceva; per. s angl. M.: Academia, 1999. P 24.
4. Galichin VA. Mezhdunarodnyj rynok obrazovatel'nyh uslug: osnovnye harakteristiki i tendencii razvitija. M.: ID «Delo», RANHiGS, 2015. 60 p. (Nauchnye doklady: obrazovanie).
5. Korenko Ju.M. Razvitie rynka obrazovatel'nyh turistskih uslug v Rossii: uchebnoe posobie dlja bakalavrov. M.: RUSAJNS, 2015. 103 p.
6. Kuhtinova L.G. Rol' gosudarstvennogo sektora v jekonomike, osnovannoj na zna-nijah// Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshhestvennye nauki. 2012. № 2 (22). P 200-208.
7 Podoprigora M.G. Sovremennye tendencii razvitija rynka obrazovatel'nyh uslug // Kreativnaja jekonomika. M.: OOO Izd-vo «Kreativnaja jekonomika», 2010. № 7 P. 67-71.
8. Ajrus I.A., Filippov V.M. Mirovoj rynok obrazovatel'nyh uslug: ucheb. posobie. M.: RUDN, 2008. 194 p. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://193.232.218.94/web-local/uem/ iop_pdf/260-Aidrus.pdf (data obrashhenija: 10.10.2015).
9. Bjulleten' o sfere obrazovanija / Analiticheskij centr pri pravitel'stve Rossijskoj Federacii // № 4. Ijul' 2015. P 7-13. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://ac.gov.ru/files/ publication/a/5474.pdf (data obrashhenija: 02.05.2016).
10. Kosevich A.V, Kozhina V.O. Konkurentosposobnost' Rossijskogo obrazovanija v uslovijah globalizacii mirovoj jekonomiki // Moskovskij jekonomicheskij zhurnal. 2016. № 1. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://qje.su/mezhdunarodnaya-ekonomika/ moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-1-2016-4 (data obrashhenija: 02.05.2016).
11. Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii/ Nauka i innovacii. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://minobrnauki.rf/ministerstvo/nauka (data obrashhenija: 12.11.2015).
12. Otkryta registracija studentov, aspirantov i nauchno-pedagogicheskih sotrudnikov dlja prohozhdenija stazhirovok v Kitae, Danii, Slovakii, Vengrii, Tailande, Norvegii i drugih stranah / Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii. [Jelektronnyj resurs]. URL: Minobrnauki.rf/novosti/7801 (data obrashhenija: 23.11.2015).
13. Povyshenie konkurentosposobnosti vedushhih universitetov Rossijskoj Federacii sredi vedushhih mirovyh nauchno-obrazovatel'nyh centrov (5-100) / Ministerstvo obrazovanija i nauki. [Jelektronnyj resurs]. URL: Minobrnauki.rf/proekty/5-100. (data obrashhenija: 14.12.2015).
14. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № 967 «O merah po ukrepleniju kadrovogo potenciala Rossijskoj Federacii» / Gosudarstvennaja programma «Global'noe obra-zovanie». [Jelektronnyj resurs]. URL: http://educationglobal.ru/ns/overview/ (data obrashhenija: 23.12.2015).
15. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki/oficial'naja statistika/publikacii/ Rossijskij statisticheskij ezhegodnik 2015 g. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1135087342078. P 214 (data obrashhenija: 15.02.2016).