Научная статья на тему 'Анализ стратегических факторов внешней среды в развитии образовательной системы РФ'

Анализ стратегических факторов внешней среды в развитии образовательной системы РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / STATE EDUCATIONAL POLICY / EDUCATIONAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коплик Светлана Викторовна

Сущность государственной образовательной политики заключается в оптимизации процесса развития воспроизводственного образовательного цикла с учетом влияния факторов внешней среды. К таким факторам относятся: цикличность развития экономики (мировой экономический кризис), глобализация образовательной деятельности (в частности, в форме Болонского процесса), ускоренное развитие мирового научно-технического прогресса (массовое применение телекоммуникационных информационно-образовательных систем), динамика изменения природно-климатических условий хозяйствования (ввиду ограниченной биологической способности человека к эффективной адаптации к их изменениям), международная военно-политическая ситуация (глобальная конфронтация, изоляционистская политика стран Запада). Рациональный учет стратегических факторов внешней среды национальной образовательной системы служит основой синхронизации стратегий развития всех субъектов рынка образовательных услуг, включая негосударственные образовательные организации, с государственной долгосрочной политикой в сфере образования. Перспективной становится олигополистическая образовательная политика, основанная на многополюсности международной системы образования, включая высшее образование. Это требует возвращения сектора высшего образования Российской Федерации к национальным технологиям подготовки специалистов, возвращения лидерства среди стран, имеющих сходную экономическую модель развития, лидерства на рынках образовательных услуг развитых стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коплик Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ANALYSIS OF ENVIRONMENTAL FACTORS IN DEVELOPMENT OF RUSSIAN EDUCATIONAL SYSTEM

The essence of the state educational policy is to optimize the development process of the reproduction of the educational cycle taking into account the influence of environmental factors. These factors include: the cyclical nature of economic development (global economic crisis), the globalization of educational activities (in particular, in the form of the Bologna process), the accelerated development of the world's scientific and technological progress (massive use of telecommunications information and educational systems), changes in climatic conditions management (due to the limited human biological ability to effectively adapt to their changes), international military and political situation (global confrontation, the isolationist policy of the Western countries). A rational consideration of strategic factors of the environment of the national educational system is the basis of the synchronization strategies for the development of all market participants of educational services, including nongovernmental educational organization with a longterm state policy in the sphere of education. The perspective is becoming oligopolistic educational policy based on a multipolar international system of education, including higher education. This requires the return of the Russian Federation, the higher education sector to national technology training of specialists, the return of leadership among countries with similar economic development model, leadership in developed markets of educational services.

Текст научной работы на тему «Анализ стратегических факторов внешней среды в развитии образовательной системы РФ»

УДК 37.013.78

КОПЛИК Светлана Викторовна, Московский юридический институт, г. Москва, Россия sv200938@yandex.ru

АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РФ

Сущность государственной образовательной политики заключается в оптимизации процесса развития воспроизводственного образовательного цикла с учетом влияния факторов внешней среды. К таким факторам относятся: цикличность развития экономики (мировой экономический кризис), глобализация образовательной деятельности (в частности, в форме Болонского процесса), ускоренное развитие мирового научно-технического прогресса (массовое применение телекоммуникационных информационно-образовательных систем), динамика изменения природно-климатических условий хозяйствования (ввиду ограниченной биологической способности человека к эффективной адаптации к их изменениям), международная военно-политическая ситуация (глобальная конфронтация, изоляционистская политика стран Запада). Рациональный учет стратегических факторов внешней среды национальной образовательной системы служит основой синхронизации стратегий развития всех субъектов рынка образовательных услуг, включая негосударственные образовательные организации, с государственной долгосрочной политикой в сфере образования. Перспективной становится олигополистическая образовательная политика, основанная на многополюсности международной системы образования, включая высшее образование. Это требует возвращения сектора высшего образования Российской Федерации к национальным технологиям подготовки специалистов, возвращения лидерства среди стран, имеющих сходную экономическую модель развития, лидерства на рынках образовательных услуг развитых стран.

Ключевые слова: государственная образовательная политика, образовательная система РФ, рынок образовательных услуг.

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-103-105

KOPLIK Svetlana V., Moscow Institute of Law, Moscow, Russia sv200938@yandex.ru

STRATEGIC ANALYSIS OF ENVIRONMENTAL FACTORS IN DEVELOPMENT OF RUSSIAN EDUCATIONAL SYSTEM

The essence of the state educational policy is to optimize the development process of the reproduction of the educational cycle taking into account the influence of environmental factors. These factors include: the cyclical nature of economic development (global economic crisis), the globalization of educational activities (in particular, in the form of the Bologna process), the accelerated development of the world's scientific and technological progress (massive use of telecommunications information and educational systems), changes in climatic conditions management (due to the limited human biological ability to effectively adapt to their changes), international military and political situation (global confrontation, the isolationist policy of the Western countries). A rational consideration of strategic factors of the environment of the national educational system is the basis of the synchronization strategies for the development of all market participants of educational services, including nongovernmental educational organization with a long-term state policy in the sphere of education. The perspective is becoming oligopolistic educational policy based on a multipolar international system of education, including higher education. This requires the return of the Russian Federation, the higher education sector to national technology training of specialists, the return of leadership among countries with similar economic development model, leadership in developed markets of educational services.

Keywords: state educational policy, educational system of the Russian Federation, the market of educational services

Сущность государственной образовательной политики заключается в оптимизации процесса развития воспроизводственного образовательного цикла с учетом влияния внешней среды. К внешней среде относится совокупность неконтролируемых факторов, существенно влияющих на ожидаемые результаты образовательной деятельности в текущей социально-экономической ситуации и в перспективе. К таким факторам относятся: цикличность развития экономики, глобализация образовательной деятельности, ускоренное развитие мирового научно-технического прогресса, динамика изменения природно-климатических условий хозяйствования, международная военно-политическая ситуация.

Проявлением цикличности экономического развития в настоящее время является мировой экономический кризис, имеющий уникальный характер по масштабу и длительности. В стране прекратился экономический рост, наступила стагнация и рецессия предположительной продолжительностью около пяти лет. Происходит интенсивное сокращение общественного сектора экономики, включая образовательный сектор. Государство вынуждено сокращать инвестиции в систему образования, уменьшать объемы производства и предоставления образовательных услуг на бесплатной основе. Это значительно увеличивает общественную роль рынка образовательных услуг и его социальных институтов, в том числе роль негосударственных организаций высшего образования. Вынужденное изменение государственной образовательной политики требует от образовательных организаций всех видов оперативной адаптации к новым условиям, изменения образовательных стратегий в направлении сохранения конкурентоспособности и снижения социально-экономических рисков.

Глобализация образовательной деятельности в РФ, осуществляемая в форме Болонского процесса, резко снизила свою перспективную социально-экономическую эффективность ввиду усиления политико-экономической конкуренции ЕС и России, поставила под сомнение

Социологические и гуманитарные науки

Sociological and Humanities Sciences

целесообразность проводимых структурных преобразований в высшей школе с целью интеграции в единое европейское образовательное пространство. Преимущественно индустриальный характер экономики РФ требует от национальной системы образования компетентных специалистов инженерно-экономического профиля. Новая, двухступенчатая система ВО «бакалавр-магистр» не способна обеспечить удовлетворение запросов современного российского рынка труда. Подготовка «прикладных бакалавров» с «доучкой» до уровня советских специалистов -вне вуза, на предприятиях-потребителях - является безальтернативной, но весьма рискованной инновацией, способной снизить роль вузов, ослабить их общественную активность систематическим недофинансированием и интенсификацией труда преподавателей в связи с передачей части бюджетных средств непосредственно на новообразовательные функции предприятий.

Развитие научно-технического прогресса в системе образования выразилось в массовом применении телекоммуникационных информационно-образовательных систем, имеющих информационно-справочный характер ввиду отсутствия решающих научных достижений в сфере создания и практического применения в образовании систем искусственного интеллекта. На создание таких систем уйдет еще несколько десятилетий. Между тем приобретает широкий размах замена труда преподавателей неэффективными информационно-обучающими системами. Эта псевдоинновация уже привела к снижению качества высшего образования, хотя и повышает производительность труда преподавателя и значительно удешевляет учебный процесс, снижает расходы государства в сфере образовательной деятельности. Другим, не менее сомнительным результатом инноваций в высшей школе стала математизация содержания учебных дисциплин гуманитарного профиля. Математика как средство информационно-логического анализа качественных задач и проблем в сфере гуманитарных наук всегда приводит к бессодержательным результатам расчетов, так как математический анализ всегда предполагает четкую аксиоматику, использование в расчетах гипотез, слабо связанных с содержанием гуманитарных дисциплин. Главная функция математики в таких дисциплинах - повысить достоверность качественного решения задач на основе экспертно-аналитических моделей.

Факторы природно-климатического характера важны во всех сферах человеческой деятельности ввиду ограниченной биологической способности человека к эффективной адаптации к их изменениям. Эти факторы имеют устойчивые тенденции и допускают глобальное прогнозирование с необходимой достоверностью.

Современная военно-политическая ситуация как фактор государственной политики в сфере образования весьма увеличила свою актуальность. Глобальная конфронтация, изоляционистская политика стран Запада создали неодолимый барьер к продолжению политики глобализации образования. Перспективной становится олигополистическая образовательная политика, основанная на многополюсности международной системы образования, включая высшее образование. Это требует возвращения сектора высшего образования РФ к национальным технологиям подготовки специалистов, возвращения лидерства среди стран, имеющих сходную экономическую модель развития, лидерства на рынках образовательных услуг развитых стран. В 2014 г. лучшие российские вузы получили весьма высокие рейтинги в системе оценки стран БРИКС. Рациональный учет вышеперечисленных факторов внешней среды национальной образовательной системы служит основой синхронизации стратегий развития всех субъектов рынка образовательных услуг, включая негосударственные образовательные организации, с государственной долгосрочной политикой в сфере образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» (В ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-Ф3 до 16.01.2011 №318-Ф3).

3. Федеральный закон от 28.02.2012 N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 277 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий юридическим лицам на государственную поддержку развития образования и науки».

5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Kremlin.ru/news/14088.

6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. 22.12.2012. Соnsultаnt.ru.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов».

8. Приказ Минобрнауки России от 10 апреля 2009 г. N 123 «Об утверждении Положения о Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам».

9. Приказ Минобрнауки России от 2 апреля 2009 г. N 113 «Об утверждении формы экспертного заключения по результатам независимой экспертизы проекта федерального государственного образовательного стандарта».

REFERENCES

1. Federal Law of the Russian Federation dated December 29, 2012 N 273- FZ "On Education in the Russian Federation". [Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2012 g. N 273- FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii']

2. Federal Law "On Education" (In red. The federal law from 13.01.1996 №12-F3 until 16.01.2011 №318-F3). [Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii «Ob obrazovanii» (V red. Federal'nyh zakonov ot 13.01.1996 №12-F3 do 16.01.2011 №318-F3)].

3. The federal law from 28.02.2012 N 11 -FZ "On Amendments to the Federal Law" On Education "in terms of the use of e-learning, distance learning technologies". [ Federal'nyj zakon ot 28.02.2012 N 11-FZ «O vnesenii izmenenij v Zakon Rossijskoj Federacii «Ob obrazovanii» v chasti primenenija jelektronnogo obuchenija, distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij»]

4. The Ministry of Education and Science of the Russian Federation of April 7, 2014 № 277 "On Approval of Rules of the federal budget subsidies to legal entities for the state support of education and science". [Prikaz Ministerstva obra-zovanija i nauki RF ot 7 aprelja 2014 g. № 277 "Ob utverzhdenii Pravil predostavlenija iz federal'nogo bjudzheta subsidij juridicheskim licam na gosudarstvennuju podderzhku razvitija obrazovanija i nauki"]

5. Address by the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation. [Poslanie Pre-zidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniju Rossijskoj Federacii]. Available at: Kremlin.ru/news/14088.

6. Address by the President to the Federal Assembly. [Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniju] 22.12. 2012. Available at: Consultant.ru.

7. Resolution of the Russian Government dated 24 February 2009 N 142 "On approval of the federal state educational standards development and approval of the Rules". [Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 24 fevralja 2009 g. N 142 «Ob utverzhdenii Pravil razrabotki i utverzhdenija federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov»].

8. Order of the Russian Ministry of 10 April 2009 N 123 "On Approval of the Regulations on the Board of the Russian Ministry of Education and Science of the federal state educational standards". [Prikaz Minobrnauki Rossii ot 10 aprelja 2009 g. N 123 «Ob utverzhdenii Polozhenija o Sovete Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii po federal'nym gosudarstvennym obrazovatel'nym standartam»]

9. Order of the Russian Ministry of April 2, 2009 N 113 "On approval of the form of expert opinion on the results of an independent examination of the federal state educational standards of the project". [Prikaz Minobrnauki Rossii ot 2 aprelja 2009 g. N 113 «Ob utverzhdenii formy jekspertnogo zakljuchenija po rezul'tatam nezavisimoj jekspertizy proekta feder-al'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta].

Информация об авторе

Коплик Светлана Викторовна, кандидат социологических наук, ректор, Московский юридический институт, г. Москва, Россия sv200938@yandex.ru

Information about the author

Koplik Svetlana V., Candidate of Social Sciences, Rector, Moscow Institute of Law, Moscow, Russia sv200938@yandex.ru

Получена: 11.04.2016

Для цитирования статьи: Коплик С.В. Анализ стратегических факторов внешней среды в развитии образовательной системы РФ. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 2. Часть 2. с Рр. 103-105. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-103-105

Received: 11.04.2016

For article citation: Koplik S.V. Strategic analysis of environmental factors in development of Russian educational system. [Analiz strate-gicheskikh faktorov vneshney sredy v razvitii obrazovatel'noy sistemy RF]. Krasnodar. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Tom 8. № 2. Vol. 2. Pp. 103-105. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-2/2-103-105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.