Научная статья на тему 'Особенности экспорта российских образовательных услуг'

Особенности экспорта российских образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3699
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАНИЯ / БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / МЯГКАЯ СИЛА / RUSSIA / EXPORT OF EDUCATION / BOLOGNA SYSTEM / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / INTERNATIONAL COMPETITION / SOFT POWER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюков А.Л.

Данная статья посвящена выявлению особенностей экспорта российских образовательных услуг. Несмотря на то, что образование в стране интегрируется в Болонскую систему, Россия до сих пор отстает от лидирующих стран в области его экспорта. В работе рассматриваются потенциальные возможности и недостатки, а также способы укрепления позиций и увеличения привлекательности российских образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности экспорта российских образовательных услуг»

Костюков A.JI.

аспирант кафедры дипломатии МГИМО МИД России

Особенности экспорта российских образовательных услуг

К экспорту образовательных услуг относятся проведение языковых курсов, среднее и высшее образование, профессиональная переподготовка, программы двойных дипломов, стажировки за рубежом. Объём мирового образовательного рынка уже больше 100 миллиардов долларов1. Более 5 млн. чел. получают образование за границей. Невзирая на тот факт, что сейчас Российская Федерация не занимает верхних строк рейтинга среди стран-лидеров в экспорте образования, её образовательных потенциал не реализован и на половину.

Экспорт образования - это результат претворения в жизнь конкретных мер по улучшению маркетинга, уровня обучения и социальной адаптации иностранцев в России.

Выделяют три вида экспорта образовательных услуг. К первому относится открытие филиалов учебных заведений за пределами государства. Однако отсутствие должного финансирования отражается и на наличии необходимой инфраструктуры для качественного функционирования заведения. Это относится и к профессорско-преподавательскому составу.

Второй вид экспортных услуг включает в себя академическую мобильность. Иностранные граждане в данной ситуации учатся в ВУЗах страны, экспортирующей образовательные услуги.

И, наконец, третья разновидность экспорта связана с трансграничным образованием. С его помощью удобно проводить внешнюю образовательную деятельность в больших масштабах. Так, студенты могут обучаться в стране, в которой они проживают, а государство-экспортёр становится защищённым от отрицательных эффектов пребывания студентов-иностранцев на его территории. Немаловажным является применение в учебном процессе передовых технологий. Лишь современные ВУЗы, обладающие всей необходимой инфраструктурой, могут распространить образовательные услуги таким способом.

1 Состояние и перспективы экспорта российского образования // Официальный сайт федерального интернет-издания «Капитал страны». - URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/179486/(16.05.2016).

На сегодняшний день мировой рынок образовательных услуг является одним из наиболее быстро растущих статей экспорта. Согласно прогнозам ЮНЕСКО, уже к началу 2025 года число людей, проходящих обучение за границей, может достичь 7 млн. чел2.

Необходим углублённый теоретический анализ особенностей экспорта образовательных услуг на современном этапе, а также препятствий на пути его развития. Эти барьеры замедляют увеличение потока студентов-иностранцев и закрывают перспективы расширения данной сферы ВУЗами страны. В первую очередь, речь идёт о несовершенстве институционально-правовой основы создания канала миграции в сфере образования, ограничения занятости в период обучения студентов-иностранцев в российских ВУЗах, сложного механизма предоставления грантов и отсутствия прописанных правил для продвижения национальных образовательных учреждений.

Нужен рост экспорта образования среди региональных университетов, который бы способствовал расширению материально-технической базы и профессорско-преподавательского состава. Перспективой является появление нового сектора экономики для развития всей образовательной системы, укрепление финансовой стабильности и обеспечение большей привлекательности ВУЗов. В итоге это может привести к созданию благоприятных условий для инвестиций в регионах.

Наиболее важный плановый показатель экспорта российских образовательных услуг определяется численностью студентов-иностранцев, обучающихся в стране на очной и заочной основах. Кроме того, учитывается их процент среди общего суммарного числа учащихся в соответствии с основными программами подготовки и доля иностранцев, составляющих третичный уровень образования. Ещё один показатель составляет доход от оплаты за обучение студентов-контрактников, полученный от иностранных граждан, их проживание, питание и другие расходы.

Эффективная политика в области обновления кадрового состава и подготовки высококлассных специалистов связана с объёмами финансовых вложений в эту сферу деятельности. Сохраняя текущее положение дел (медленное увеличение ко-

2 Горшкова Л.Ю. Особенности регулирования рынка образовательных услуг развитыми и развивающимися странами // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. Научно-аналитический журнал. - 2012, № 3-4. - С. 135.

личества иностранных граждан по сравнению с мировыми показателями темпа роста), Россия вряд ли станет лидером мирового экспорта образования. Исходя из этого, следует заняться этой проблемой, приняв надлежащий план действий для решения поставленных задач. Но этого можно достичь лишь при должном ресурсном обеспечении.

Особенность экспорта образования на фоне процесса глобализации заключается в высокой степени концентрации спроса и предложения. Также характерным является появление на рынке новых акторов. Они определяют рост конкуренции в данной сфере, ускоряют темп роста в зависимости от суммарного числа студентов. Это дает толчок для роста рентабельности всей образовательной мировой системы, усиливает международную академическую мобильность.

По данным, которые предоставляет и публикует Всемирная торговая ассоциация (ВТО) общий объём образовательного рынка в мире оценивается в 50-60 млрд долларов3. Этот рынок складывался в течение 60 лет. На данный момент устойчивым лидеров являются США, на которые приходится треть общемирового оборота образовательных услуг. Второе место по-прежнему отдаётся Великобритании, где в последние годы приём иностранных учащихся увеличился втрое. В числе лидеров также фигурируют Германия, Франция, Канада, Австралия и Испания.

Студенты из России чаще всего выбирают программы обучения в следующих странах: Германия, США, Франция и Великобритания. Чуть менее популярно обучение в Канаде, Австралии, Новой Зеландии и Китае. Многие российские ВУЗы предоставляют студентам возможность поехать учиться по обмену или пройти стажировку в рамках договора университета с институтом-партнёром4. Проблемой является то, что в подавляющем большинстве российские студенты вынуждены самостоятельно оплачивать учёбу и пребывание за границей.

Создание привлекательной среды для иностранных студентов является одной из приоритетных задач любого государства XXI в. В связи с этим, экспорт образования - это неотъемлемая часть национальной политики. Большинство

3 Чеботарева М. С. Россия на мировом рынке образовательных услуг // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 249.

4 Чеботарева М. С. Россия на мировом рынке образовательных услуг // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 251.

государств анализируют современные миграционные студенческие потоки и управляют ими. Экспорт образования в ряде стран составляет значительную часть государственного бюджета. Зачастую получаемые средства за счёт иностранных студентов в несколько раз превышают суммы, выделяемые правительством государств на развитие высшего образования.

В России ситуация обстоит несколько иначе. В настоящее время всего лишь 1,3% студентов российских ВУЗов составляют иностранцы. Этот показатель значительно ниже, чем в странах ОЭСР5.

Экспорт российских образовательных услуг пока не приносит значительных доходов. Обладая высоким ресурсным потенциалом и имея низкую стоимость образования по сравнению с Европой, РФ получает доход от обучения иностранных студентов равный 1% объёма образовательного экспорта в мире. Порядка 130 тысяч учащихся ежегодно приезжают в Россию для получения высшего образования6. В их число входят аспиранты, научно-педагогические работники почти со всего мира. Но это число сравнительно невелико. Более 700 ВУЗов принимают иностранных граждан на обучение по своим бакалаврским, магистерским и другим программам высшей школы. При этом более 50% из них - граждане стран бывшего Советского Союза, которые выбирают относительно дешёвые программы обучения на заочной или дистанционной формах7. Наиболее многочисленными группами среди иностранных студентов в России помимо граждан СНГ являются учащиеся из Китая, Индии, Вьетнама, стран Африки и Латинской Америки. Многие из них получают квоты и учатся на бюджетной основе, а это приносит сравнительно небольшой доход государству.

В Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Украине активно функционируют 36 филиалов российских ВУЗов. Из них 15 - это государственные, 14 - негосударственные и 5 - национальные учебные за-

5 OECD. 2013b. Education at a Glance 2013: OECD Indicators. OECD Publishing. - URL: http://dx.doi.org/10.1787/eag-2013-en.

6 Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. Раздел второй: Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов [электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Центр социологических исследований. - С. 29.

7 Арефьев А.Л. Состояние и перспективы экспорта российского образования : Монография. - М.: РУДН, 2010. - С. 13-43.

ведения, в которых получают образование более 40 тыс. чел.8

Россия находится на 9 месте по общему числу студентов-и-ностранцев9. Данный показатель говорит, в первую очередь, об экономических и финансовых потерях в данной сфере. И, во-вторых, об упущенной возможности влияния во внешней политике посредством «мягкой силы». Ежегодный доход Российской Федерации составляет 500 млн. долл. В связи с этим налицо проблема медленного прироста числа иностранных студентов в России. Основные факторы, определяющие ускорение или, наоборот, замедление экспорта российского образования, - это не до конца совершенная нормативно-правовая база, слаборазвитые социально-бытовые условия, дорогое медицинское обслуживание иностранных студентов, невысокий уровень безопасности, слабое владение русским языком и недостаточная информационная работа по рекламе и продвижению образовательных услуг. Однако основной причиной такой ситуации в этой сфере является нехватка специализированных государственных программ в области экспорта образования и отсутствие координации действий федеральных и региональных властей. Чаще всего ВУЗы сами занимаются решением проблемы без поддержки государства.

Но важно подчеркнуть, что за последнее время ситуация стала понемногу улучшаться. Были предприняты конкретные шаги в данной области, а именно: разработаны и внедрены трансграничные форматы, программы получения двойных дипломов, открылись совместные ВУЗы и филиалы российских университетов за рубежом.

В 2003 г. РФ присоединилась к Болонской конвенции по высшему образованию10. Это открывает перспективу взаимному признанию российских и европейских дипломов, унифицирует образовательные подходы и способствует появлению новых горизонтов для российской высшей школы. Само по себе присоединение к Болонскому процессу - это инте-

8 Список филиалов российских ВУЗов, находящихся в государствах-участниках СНГ // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - URL: http://www.russia.edu.ru/obruch/sng/1115 (1.06.2016).

9 Российские вузы увеличат прием иностранных студентов // Официальный сайт газеты «Ведомости». - URL: http://www.vedomosti.ru/management/ articles/2015/02/19/student-stupenka-k-rejtingu (12.06.2016).

10 The Bologna Declaration of 19 June 1999 // European Higher Education Area official website. - URL: http://www.ehea.info/Uploads/Declarations/BOLOGNA_DEC-LARATIONl.pdf (10.06.2016).

грация европейских национальных образовательных систем.

Крупные ВУЗы Российской Федерации, которые присоединились к болонской системе, получили рост притока иностранных студентов не только из СНГ, но и из стран дальнего зарубежья.

Ещё одним положительным фактором стало появление в крупных российских ВУЗах, таких как МГИМО, МГУ и др., магистерских программ двойных дипломов с европейскими и американскими университетами. Выпускники данных магистратур после завершения срока обучения и при успешной сдаче экзаменов получают два диплома местного и зарубежного ВУЗов. Однако данные программы в своём большинстве не подразумевают большого числа бюджетных мест, а стоимость обучения является достаточно высокой. Это, в свою очередь, ограничивает возможности поступления студентов, не имеющих для этого финансовых средств.

За развитие экспорта образования страны отвечает Министерство образования и науки РФ. Оно определяет общую политику в области международного сотрудничества и выделяет средства из бюджета страны.

В 2008 г. Правительство РФ приняло документ под названием «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Она предусматривает создание условий для притока в страну студентов-иностранцев. Это становится приоритетной задачей для Министерства образования и науки и непосредственно российских ВУЗов с целью увеличить число иностранных студентов на 5% до 2020 г. Одновременно с этим, доход от их обучения в РФ должен приносить 10% к объему выделяемых средств на образование11.

В соответствии с другим документом под названием «Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011 - 2020 гг.», разработанным в 2008 г. Министерством образования и науки РФ, развитие экспорта образования должно идти по следующим направлениям:

1) завоевание высоких позиций в мире, которые бы отвечали национальным интересам страны;

2) создание посредством роста экспорта образования добрососедских отношений, устранение имеющихся проблем и

11 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Официальный сайт Правительства России. - URL: http://government.ru/info/6217/ (03.06.2016).

напряжённости в близлежащих к РФ государствах;

3) всесторонняя поддержка российскому образованию, науке и культуре за рубежом12.

Согласно «Генеральному соглашению по торговле услугами» Всемирной торговой организации, в «Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг.» выделены типы экспорта образования в ВУЗах: создание и введение трансграничного образовательного подхода, обучение студентов-иностранцев за пределами страны, открытие филиалов в странах-партнёрах, мобильность профессорско-преподавательского состава и его деятельность в заграничных университетах. Вместе с тем подчёркивается, что иностранные студенты, обучающиеся за пределами страны, приносят наибольший доход в общий экспорт.

В Российской Федерации за выход на глобальный образовательный рынок отвечают Минобрнауки, Центр международного научного и культурного сотрудничества и Государственный институт русского языка им. A.C. Пушкина13.

Высшие учебные заведения России принимают активное участие в трансграничном образовательном процессе. На сегодняшний день функционируют пограничные ВУЗы и сетевые университеты для стран, входящих в Шанхайскую Организацию Сотрудничества и Содружество Независимых Государств. Конечно, предстоит большая работа по совершенствованию законодательной базы и улучшению работы университетов. Но, можно сказать, что эта практика достаточно успешна.

Для того, чтобы дать объективную оценку экспорту российских образовательных услуг на современном этапе, необходимо провести анализ всех его положительных и отрицательных черт. Можно выделить следующие моменты:

Положительные:

- функционирование большого числа высших учебных заведений, которые способны готовить высококлассных специалистов. В настоящее время существуют российские ВУЗы, улучшающие свои позиции в мировых рейтингах;

12 Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011 - 2020 гг. // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - URL: http://vi.russia.edu.ru/news/discus/concept/3783/ (23.05.2016).

13 Айдрус И.А. Мировой рынок образовательных услуг: Учебное пособие / И.А. Айдрус, В.М. Филиппов. - М.: РУДН, 2008. - С. 21-32.

- невысокая цена за обучение. До сих пор большинство ВУЗов в России являются государственными и дают возможности учиться в них бесплатно. В отдельных университетах стоимость обучения на договорной основе до сих пор остаётся невысокой;

- многолетнее присутствие на рынке образовательных услуг. Система российского образования успешно зарекомендовала себя ещё в советское время. Несмотря на то, что после распада СССР Россия утратила свои позиции и потеряла ряд соглашений с другими странами, государство имеет за плечами большой опыт, а в некоторых странах российские дипломы по-прежнему остаются престижными;

- российское образование остаётся фундаментальным. Иностранные студенты из разных регионов мира делают выбор в пользу фундаментального российского образования в классических университетах страны. Это особенно характерно для наукоёмких специальностей.

Отрицательные:

- плохое состояние материально-технической базы и инфраструктуры. Она является устаревшей и изношенной. Это, в свою очередь, осложняет процесс внедрения инновационных технологий и эффективного информационного обмена. Поэтому российские университеты не могут дать студентам-иностранцам международный уровень образования;

- невозможность совмещения работы с обучением. Иностранные студенты испытывают потребность в одновременной работе и учёбе, так как получаемые стипендии зачастую не покрывают расходов на бытовые нужды. В европейских странах такого рода практика существует, и она позволяет студентам приобрести опыт работы в профессиональной сфере до окончания высшего учебного заведения;

- отсутствие необходимого для студентов-иностранцев уровня безопасности. Это вредит авторитету российского образования и страны в целом;

- ведение учебного процесса на русском языке. Несмотря на то, что Россия возвращает популярность русскому языку, для многих студентов он является слишком сложным и выступает препятствием при выборе места учёбы. А англоязычных программ в стране крайне мало14;

14 Дрожжина Д.С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Эмпирические исследования. - 2014. ишуегвйав. Том 1. № 3. - С. 40-42.

- присутствие визовых ограничений. В РФ действует сложная система оформления документов на въезд и выезд из страны. Такой визовый режим снижает привлекательность обучения в России;

- проблема интеграции российской системы образования в Болонский процесс. Несмотря на достигнутое соглашение, далеко не все дипломы российских ВУЗов признаются за границей. Это одна из самых сложных проблем сегодняшнего времени на пути к экспорту образования;

- взаимная конкуренция российских ВУЗов. Соперничество национальных университетов между собой лишь вредит экспорту российского образования. Вместо того, чтобы конкурировать друг с другом, им следует пойти по пути создания межвузовских объединений с учётом специфики программ обучения. Это позволит институтам получать совместную выгоду от приёма иностранных студентов и реализовывать общие образовательные проекты15.

Кроме положительных и отрицательных моментов экспорта российского образования, существует ряд серьёзных проблем, с которыми сталкивается государство на современном этапе. Такого рода сложности подразделяются на несколько категорий16.

Первую составляет блок теоретических проблем. Для российской экономики необходимо найти новые пути внедрения современных инновационных технологий, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие и делающих упор на интеллектуальную составляющую образовательных услуг. Образование на сегодняшний день является уже не только товаром на мировых площадках, но и продуктом, позволяющим потребителю получить необходимые навыки, чтобы использовать их в дальнейшем. Это поможет ему развиваться в нужном направлении и сделать себя привлекательным для будущего работодателя. Экспорт образования включает в себя различные организационные мероприятия, методические и дидактические приёмы, которые субъекты внутригосударственной системы применяют для создания, продвижения, позиционирования образования как внутри страны, так и за её пределами.

15 Арефьев А.Л. Состояние и перспективы экспорта российского образования : Монография. - М.: РУДН, 2010. - С. 47.

16 Косевич А. В. Проблемы экспорта российских образовательных услуг в условиях обострения международной конкуренции. Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. № 6 (221). Экономика. Вып. 31. - С. 23-27.

Этого остро не хватает российской образовательной системе.

Вторую категорию составляют проблемы развития мирового рынка образования на фоне процессов глобализации. Это явление оказывает влияние на возникновение на мировом рынке образовательных услуг двух противоположных трендов - классического и современного. К первому относится сформировавшаяся в течение длительного исторического периода национальная система образования. Ко второму - новые силы, включающие в себя рыночные отношения на глобальном уровне и корпоративные интересы.

Для Российской Федерации характерной чертой является доминирование рисков над выгодой от глобальных процессов в сфере образования. Традиционным остаётся высокая доля государственного участия в регулировании системы высшего образования, а конкуренция и рыночные механизмы для России кажутся не всегда эффективными и качественными процессами. Не проводится политика протекционизма в отношении отечественных высших учебных заведений. Университеты получают недостаточное финансирование, которое позволило бы им привлекать высококлассных специалистов.

К третьей группе проблем относятся сложности интеграционных процессов в образовательной среде. К сожалению, цели, поставленной при подписании Болонского соглашения, не были в полной мере достигнуты. Унификация образовательного процесса с европейской системой упразднило классическую методику подготовки специалистов. Несмотря на то, что в Болонской конвенции чётко прописаны регламентация и контроль над качеством образовательных услуг, ряд исследований показывают, что традиционная российская система подготовки специалистов превосходит по уровню европейскую программу обучения в рамках бакалавриата и магистратуры. После введения Болонской системы образования произошёл отток полезных для страны выпускников российских учебных заведений за границу.

Четвёртый комплекс проблем связан с экспортом российского образования в условиях жёсткой конкуренции в мире. Совершенно очевидным представляется, что место, занимаемое Россией на мировом рынке образования, не отражает её потенциальные возможности. Государство может увеличить число мест в ВУЗах. Необходимы специалисты, которые бы

А

занимались решением проблемы продвижения и укрепления позиций российского образования за пределами страны. В РФ созданы специализированные организации, занимающиеся академической мобильностью. При этом их функционал ограничен, и его необходимо расширить для координации всего образовательного экспорта.

Одним из ключевых факторов престижности любого исследовательского центра и университета является вовлечённость в мировую научную деятельность17. Это даёт новые возможности для «экспорта» результата работы образовательного учреждения. Наличие и число публикаций российских учёных в иностранных изданиях является главным, но не единственным параметром вовлечения. Он имеет прямое отношение к рейтингу цитируемости как автора, так и ВУЗа в целом.

За последние годы внимание к цитируемости стало огромным. Это объясняется международными рейтингами университетов мира. Высокое положение в них напрямую влияет на престиж ВУЗа, его статус и отношение к нему в мире. При этом следует отметить наметившуюся тенденцию излишнего числа публикаций низкого и среднего уровня, которые влияют лишь на суммарное число, но никак не сказываются на качестве научного продукта.

Вследствие этого, представляется, что разрешение вопроса места в рейтингах посредством печати пустых по смыслу научных трудов - крайне сомнительный и неправильный путь. Ещё одна немаловажная деталь - наличие публикаций российских учёных на английском языке в передовых западных и европейских журналах. На сегодняшний день доля переведённых статей на иностранный язык крайне мала.

Данная проблема может быть решена на университетском уровне благодаря проведению кропотливой и тщательной работы. В первую очередь, речь идёт об организации специализированных курсов обучения академическому письму для российских учёных и преподавателей, соответствии всех публикаций европейским стандартам. Кроме того, необходима внутренняя работа по налаживанию отношений с зарубежными редакциями, формированию электронных баз иностранных изданий, где каждый исследователь мог бы ознако-

17 Тимофеев И.Н. Экспорт образования: мяч на университетском поле? // Официальный сайт Российского совета по международным делам. - URL: http://rus-siancouncil.ru/inner/?id_4=358#top-content (09.06.2016).

миться с требованиями к научной работе. Не стоит забывать и о возможности соавторства с зарубежными учёными, которое может укрепить позиции и отношение к российской науки в мире. И, наконец, необходимо повысить вес публикации в иностранных журналах через систему отчётности о деятельности учёного и материальное поощрение его трудов. В краткосрочной перспективе это не даст мгновенного результата. Но в долгосрочном временном периоде результат непременно придёт благодаря росту репутации и узнаваемости ВУЗа в международном научном сообществе.

Следует подчеркнуть, что решение всех перечисленных проблем в итоге должно привести к изменению позиций экспорта российского образования и выходу на другой уровень качества предоставляемых услуг на мировом рынке.

В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что необходимы определённые меры для улучшения позиций экспорта российского образования.

В первую очередь, нужно создать соответствующую правовую базу, упрощающую получение гражданства РФ после окончания высшего учебного заведения России. Важно принять соглашения о признании на взаимной основе дипломов, учёных степеней и званий.

Помимо этого, стоит провести межгосударственный информационный обмен в сфере предоставления образовательных услуг. Необходимы новые исследования, позволяющие выявить потребности населения страны в области образования и кадров.

Кроме того, целесообразно улучшить финансирование филиалов ВУЗов, обновить техническую базу и обеспечить университеты преподавателями, прошедшими своевременное повышение квалификации.

Нужно разработать методики, способствующие как можно более быстрому процессу интеграции иностранцев в систему высшего образования России. Важно создать специализированные курсы по русскому языку и культуре, экономике и праву для студентов, прибывающих из других государств.

С целью повышения мирового уровня российских технических специальностей необходимо предоставить университетам всё необходимое оборудование и снабдить их передовой инфраструктурой для создания Научно-Исследовательских и

Опытно-Конструкторских Разработок.

ВУЗы России обладают достаточным потенциалом, однако несовершенство образовательных программ мешает развить его в полной мере. Для изменения ситуации необходимы значительные вложения. Это касается стимулирования преподавательского состава к изучению английского языка и преподаванию на нём, повышения международной профессиональной квалификации, привлечения профессоров из других стран. Немаловажна поддержка библиотечных фондов, наличие в них литературы на иностранных языках и переводных российских изданий.

Особое внимание следует обратить на слабую привязку программ для иностранцев к мировому рынку труда. Действующие центры профориентации направлены только на студентов из России, а не на иностранцев. Данную практику только предстоит осваивать. Важно установить контакт между иностранцами и потенциальными работодателями, что, в свою очередь, повысит мотивацию с обеих сторон.

Необходимо больше привлекать иностранных студентов и аспирантов к участию в научной деятельности путём проведения различных конференций, симпозиумов и форумов.

Важным элементом, как в обучении, так и в комфортном проживании граждан из других стран является появление специализированных кампусов за счёт вложения внебюджетных средств и привлечения как российских, так и иностранных спонсоров, которые могут быть заинтересованы в подготовке кадров.

Подводя итоги, можно отметить, что экспорт российских образовательных услуг должен основываться на привлечении дополнительных финансовых средств. Он будет способствовать развитию академического и технического потенциала ВУЗов, а это делает их привлекательными для иностранцев и инвесторов. В действительности в последние годы происходили «утечка мозгов» и деградация кадров, потеря спроса отечественных образовательных услуг, развал наукоёмких центров образования. В последнее время негативная тенденция пошла на спад, но не исчезла полностью. Изменение вектора развития ситуации является задачей как государства в целом, так и отдельных университетов в частности. Роль государства достаточно велика, но зависимость только от него не позволит университету стать конкурентоспособным и привлекательным в современном мире.

Главная проблема - это нехватка программ обучения студентов на английском языке. И если некоторое время назад языковой фактор не имел решающего значения, то сейчас английский стал языком международного общения и приобрёл глобальную значимость. Важное качество современной образовательной системы - это универсальная подготовка профессионалов, способных работать в любой точке мира.

Список литературы:

1. Айдрус И. А. Мировой рынок образовательных услуг: Учебное пособие / И. А. Ай-друс, В.М. Филиппов. - М.: РУДН, 2008. - 194 с.

2. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. Раздел второй: Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов [электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Центр социологических исследований. - 228 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Арефьев А.Л. Состояние и перспективы экспорта российского образования : Монография. - М. : РУДН, 2010. - 112 с.

4. Горшкова Л.Ю. Особенности регулирования рынка образовательных услуг развитыми и развивающимися странами // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. Научно-аналитический журнал. - 2012, № 3-4. - С. 133-138.

5. Дрожжина Д.С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Эмпирические исследования. - 2014. Universitas. Том 1. № 3. - С. 33-47.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Официальный сайт Правительства России. - URL: http://government.ru/info/6217/(03.06.2016).

7. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011 - 2020 гг. // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - URL: http://vi.russia.edu.ru/news/discus/concept/3783/ (23.05.2016).

8. Косевич А. В. Проблемы экспорта российских образовательных услуг в условиях обострения международной конкуренции. Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. № 6 (221). Экономика. Вып. 31. - С. 22-28.

9. Российские вузы увеличат прием иностранных студентов // Официальный сайт газеты «Ведомости». - URL: http://www.vedomosti.ru/management/articles/2015/02/19/ student-stupenka-k-rejtingu (12.06.2016).

10. Состояние и перспективы экспорта российского образования // Официальный сайт федерального интернет-издания «Капитал страны». - URL: http://kapital-rus.ru/ articles/article/179486/(16.05.2016).

11. Список филиалов российских ВУЗов, находящихся в государствах-участниках СНГ // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - URL: http://www.russia.edu.ru/obruch/sng/1115 (1.06.2016).

12. Тимофеев И.Н. Экспорт образования: мяч на университетском поле? // Официальный сайт Российского совета по международным делам. - URL: http://russian-council.ru/inner/?id_4=358#top-content (09.06.2016).

13. Чеботарева M. С. Россия на мировом рынке образовательных услуг // Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 249-252.

14. OECD. 2013b. Education at a Glance 2013: OECD Indicators. OECD Publishing. -URL: http://dx.doi.org/10.1787/eag-2013-en.

15. The Bologna Declaration of 19 June 1999 // European Higher Education Area official website. - URL: http://www.ehea.info/Uploads/Declarations/BOLOGNA_DECLARA-TIONl.pdf (10.06.2016).

16. Сулейманова Ш.С., Рябова Е.Л. Миграционные процессы и межнациональные ¿iV-межконфессиональные отношения в России: взаимовлияние и роль СМИ // Этносо-циум и межнациональная культурам. 2016. № 2 (92). С. 9 - 20.

17. Ульянова Т. А. Формирование толерантности в студенческой среде // Этносоциум и межнациональная культурам. 2016. № 1 (91). С. 22 - 25.

Bibliography

1. Aydrus I.A. The world market of educational services: Textbook / IA Aydrus, VM Filip-pov. - M.: People's Friendship University, 2008. - 194 p.

2. Arefiev A.L., Sheregi E. Foreign students in Russian universities. Section one: Russia in the international education market. Section Two: Formation of a contingent of foreign students to Russian universities / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. - M.: Center for Sociological Research. - 228.

3. Arefiev A.L. State and prospects of export of Russian education: Monograph. - Moscow: People's Friendship University, 2010. -112 p.

4. Gorshkov L.Y. Features of the education market regulation developed and developing countries // Scientific Review. 1. A series of Economics and Law. Scientific and analytical magazine. - 2012, № 3-4. - p. 133-138.

5. Drozhzhina D.S. The study of adaptation of foreign students: a discussion of the methodology// Empirical studies. - 2014. Universitas. Volume 1. № 3. - p. 33-47.

6. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period till 2020 // Official site of the Government of Russia. - URL: http://government.ru/ info/6217/ (03.06.2016).

7. Concept of the Russian Federation of export of educational services for the period 2011

- 2020. // Official site of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. -URL: http://vi.russia.edu.ru/news/discus/concept/3783/(23.05.2016).

8. Kosevich A.V. Problems of Russian export of educational services in the face of the deteriorating international competitiveness. Bulletin of the Chelyabinsk State University. -2011. № 6 (221). Economy. Vol. 31. - p. 22-28.

9. Russian universities will increase the enrollment of foreign students // Official site of "Ve-domosti" newspaper. - URL: http://www.vedomosti.ru/management/articles/2015/02/19/ student-stupenka-k-rejtingu (12.06.2016).

10. Condition and prospects of export of Russian education // Official site of the federal Internet edition of "Capital of the country." - URL: http://kapital-rus.ru/articles/arti-cle/179486/ (16.05.2016).

11. The list of branches of Russian higher education institutions located in member states of the CIS // Official site of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation.

- URL: http://www.russia.edu.ru/obruch/sng/1115 (1.06.2016).

12. Timofeev I.N. Export education: university ball on the field? // Official site of the Russian Council on Foreign Affairs. - URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=358#top-content (09.06.2016).

13. Chebotarev M.S. Russia on the world market of educational services // Young scientist.

- 2012. - №5. - p. 249-252.

14. OECD. 2013b. Education at a Glance 2013: OECD Indicators. OECD Publishing. - URL: http://dx.doi.org/10.1787/eag-2013-en.

15. The Bologna Declaration of 19 June 1999 // European Higher Education Area official website. - URL: http://www.ehea.info/Uploads/Declarations/BOLOGNA_DECLARA-TIONl.pdf (10.06.2016).

16. Suleymanov S.S., Ryabova E.L. Migration processes and ethnic-confessional relations in Russia: interaction and the role of the media // Etnosotsium and international culture. 2016. № 2 (92). P. 9 - 20.

17. Ulyanova T. A. Formation of Tolerance among Students // Etnosotsium and international culture. 2016. № 1 (91). P. 22 - 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.