Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
443
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИД / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС / СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПОДРОСТОК / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Простофилин А.М.

В статье рассматриваются предпосылки суицидального поведения подростков. В качестве важнейшего фактора такого поведения обозначен экзаменационный стресс, приводящий к нарушению психологической безопасности старших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

5. Ходжич М.В. Особенности профессиональной деятельности сотрудников ОВД [Электронный ресурс] / М.В. Ходжич. - Режим доступа: Ыф:/^-perшf.ru/view_helpstud.php?id=5664.

ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Простофилин А.М.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматриваются предпосылки суицидального поведения подростков. В качестве важнейшего фактора такого поведения обозначен экзаменационный стресс, приводящий к нарушению психологической безопасности старших школьников.

Ключевые слова суицид, суицидальное поведение, экзаменационный стресс, старший школьный возраст, подросток, безопасность, психологическая безопасность.

Суицид является «бичом» современного общества. В последнее десятилетие остро встал вопрос суицидального поведения детского и подросткового возраста, т.к. наша страна занимает высокие позиции в Европе по количеству детских и подростковых суицидов.

Современный подросток живет в мире, сложном по содержанию и тенденциям социализации. Подростки больше, чем представители других возрастных групп, страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране [1]. Они не имеют ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые не созданы. Все это приводит к нарушению психологической безопасности подростков.

Под психологической безопасностью личности понимается особый феномен, образованный проекцией условий жизни человека на его психическую реальность и отражающий уровень защищенности субъекта и сохранения им способности к развитию в направлении достижения главной цели его личности [2, 3]. Исследования психологической безопасности личности, проведенные по широкому кругу проблем безопасности современного человека, позволили вскрыть ее сущность, определить свойственные ей закономерности, механизмы, стратегии [4, 5, 6, 7, 8]. Показано, что в основе на-

1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.

рушения психологической безопасности личности лежит утрата субъектом подконтрольности над действующими на него внешними и внутренними факторами [9, 10, 11]. Одним из самых трагических последствий нарушения психологической безопасности личности выступает суицид [12].

Несмотря на то, что суицидальное поведение подростков во многом схоже с суицидальным поведением взрослых, оно имеет ряд различий, которые связаны с особенностями физических и психических механизмов, свойственных растущему организму в период становления личности. Подростковый возраст образует кризисный период жизни человека, и именно поэтому он входит в один из пиков суицидального поведения, иными словами «пик молодости» (от 15 до 23 лет), как правило, в данном возрасте, суицид имеет демонстративно-шантажный характер. Образ жизни современного подростка подвергается агрессивному сочетанному воздействию со стороны биологических, психологических, семейных и других разнообразных социально-психологических факторов. Самым очевидным последствием этого становится нарушение эмоциональных отношений подростков с окружающими людьми. Немаловажно и то, что подростки очень подвержены влиянию подростковых групп, нередко формирующих асоциальную шкалу их жизненных ценностей и подталкивающих к реализации девиантного поведения. К развитию и закреплению девиантного поведения приводит сам образ жизни, среда, стиль и круг общения подростка. Отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воле окружающих, что создает объективные предпосылки для появления суицидального поведения. Говоря о суицидальном поведении, нужно понимать, что это понятие более широкое, чем может показаться на первый взгляд. Помимо непосредственного суицида, оно включает в себя суицидальные мысли, намеки и высказывания, суицидальные попытки без летального исхода и суицидальные попытки демонстративного характера.

Самым главным фактором, влияющим на суицидальное поведение подростка, является семья, а именно взаимоотношения в ней. Этому способствуют родители, которые игнорируют своих детей и не уделяют им должного внимания, а некоторые предъявляют слишком завышенные требования, с которыми ребенок просто не в силах справиться. Развод родителей, алкоголизм и насилие в семье, безусловно, оказывают свое влияние на подростка. Состав семьи (полная, неполная, распавшаяся) хоть и имеет достаточно весомое значение, но не является решающим фактором образования суицидальных склонностей. Намного важнее нравственная атмосфера и взаимоотношения внутри семьи, которые складываются как между взрослыми, так и между взрослыми и детьми. В группу риска можно отнести подростков, в чьих семьях кто-то из родственников совершил суицид, т.к. семья демонстрирует модель поведения, что может привести к негативным последствиям.

Не менее важными являются взаимоотношения в школе, т.к. именно в школе подросток проводит значительную часть своего времени [13]. Конфликтные ситуации не только со сверстниками, но и с учителями и администрацией могут стать причиной суицидального поведения. Достаточно сложно вычислить какой конкретно человек находится в группе риска, но зачастую, жертвами таких конфликтов становятся подростки, которые отличаются своим поведением или неординарным внешним видом от общей массы сверстников, что делает их «белыми воронами». Как правило, подобное поведение может сопровождаться курением, алкоголизацией, наркотизацией, побегами из дома, мелкими правонарушениями и т.д.

В качестве факторов образования суицидального поведения могут выступить значимые события школьной жизни. В первую очередь, таким событием может рассматриваться сдача экзаменов (ОГЭ, ЕГЭ). Следует признать, что ЕГЭ и по сей день вызывает массу конфликтов и споров, помимо этого остается большое количество открытых вопросов, таких как коррупция и низкое качество заданий, но наиболее важным из них остается вопрос влияния экзаменов на суицидальное поведение старших школьников. ЕГЭ, как и любой другой экзамен, становится причиной нарушения психологической безопасности не только для подростка, но и для взрослого человека [14, 15]. Проблема заключается в том, как человек воспринимает этот отрезок своей жизни и переносит стресс. Нельзя дать однозначного ответа, влияют ли экзамены на психику подростка или нет, в силу того, что не накоплено достаточно опыта, а проводимые исследования показывают только эмоциональное состояние старшего школьника. В связи со сдачей экзаменов на старшего школьника ложится огромный груз ответственности, который дополняется родительскими упреками. Период сдачи экзаменов во многих семьях переносится очень нервно и эмоционально и порой непонятно, кто переживает больше, ребенок или родитель. Подростка постоянно пугают, дергают, ставят условия. Естественно, очень сложно избавиться от переживаний, но родителям нужно не приумножать трудности своего ребенка, а помочь справиться с уже имеющимися трудностями. Родители должны быть знакомы со всей системой сдачи экзаменов, помогать советами и поддерживать своего ребенка, а слезами и упреками вряд ли можно помочь. Могут быть использованы различные приемы и технологии обеспечения психологической безопасности личности [16, 17, 18, 19]. В целом, родители должны адекватно и трезво оценивать ситуацию и выстраивать свое поведение в соответствии с принципом безопасности [20]. Все нюансы должны учитываться индивидуально.

По тем баллам, которые набрали ученики, мы судим о качестве образования той или иной школы, именно поэтому педагоги также, как и выпускники, испытывают стресс и психологическое давление. Подобные эмоциональные переживания и накручивания создают не самую лучшую атмосферу для подростка, который и без того сталкивается с ними в семье.

Также стоит упомянуть о масс-медиа, которые при любом удачном случае стараются раскрутить данную тему, тем самым подливая масла в огонь. Только кто думает о влиянии этого ажиотажа на подростка?

Итак, суицидальное поведение не возникает беспричинно, у каждого суицидента есть своя предыстория. Причиной суицидального поведения не может стать только одна конкретная конфликтная ситуация или стресс перед сдачей экзамена, причиной служит совокупность факторов, которые накапливаются как «снежный ком» и человеку кажется, что он не в силах с ними справиться. Но нужно четко понимать, что безвыходных ситуаций не существует, даже если человеку трудно с ними справиться самостоятельно, никогда не поздно попросить о помощи своих близких людей (не обязательно родственников) или специалистов. В просьбе о помощи нет ничего постыдного, необходимо решать проблемы на самых ранних этапах и не доводить дело до суицида.

Список литературы:

1. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности в современной стрессогенной среде // Современное общество: к социальному единству, культуре и миру: Материалы Международного форума (21-22 апреля 2016 года). - Ставрополь, 2016. - С. 277-279.

2. Краснянская Т.М. Безопасность и опасность как феномены системы «человек» // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. - Т. 56, № 1. - С. 238-247.

3. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Классификация угроз информационно-психологической безопасности личности и основные подходы к их преодолению // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2015. -№ 4. - С. 210-216.

4. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологический анализ уровней безопасности человека // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. - 2016. - № 2. - С. 31-36.

5. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Вестк Магшёускага дзяржау-нага утверсггэта iмя А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя навую: педагопка, пахалопя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.

6. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Теоретические аспекты разработки психологической концепции лингвистической безопасности личности [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. - 2015. - № 3. -С. 4. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.

7. Краснянская Т.М. Компетентностный ресурс медиативного урегулирования конфликта в пространстве психологической безопасности его субъектов [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. -2013. - № 4. - С. 2. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.

8. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Симулякры психологической безопасности в деятельности организации // Человек. Сообщество. Управление. -2015. - № 1. - С. 18-30.

9. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Проблемно-предметное поле психологического аудита безопасности организации [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. - 2011. - № 1. - С. 2. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.

10. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. -Т. 68, № 13. - С. 299-305.

11. Lyakhov A.V, Tukova Zh.V The problem of loneliness students with different priorities subektnosti protect // European Journal of Psychological Studies. - 2015. - № 2 (6). - С. 75-80.

12. Краснянская Т.М. Влияние суицидальных предиспозиций молодежи на выбор безопасных стратегий поведения // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2005. - Т. 49, № 5. - С. 246-257.

13. Иохвидов В.В. Исследование коллективных форм познавательной деятельности учащихся // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20, № 7. - С. 192-194.

14. Lyakhov A.V, Alieva L.B. On the question of examination stress of high school students // Вопросы философии и психологии. - 2015. - № 3 (5). -С. 214-219.

15. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Создание безопасной образовательной среды в вузе средствами мини-олимпиады // Весшк Вщебскага дзяржаунага ушверсиэта. - 2015. - № 2-3 (86-87). - С. 124-129.

16. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Визуализация практики самообеспечения безопасности в приметах и обычаях студентов вуза // Психология и психотехника. - 2015. - № 11. - С. 1158-1166. - DOI: 10.7256/2070-8955. 2015.11.17018.

17. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принципы облачных технологий в ресурсном обеспечении саморегуляции субъекта психологической безопасности // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Часть 1. Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции». - Кисловодск; М., 2015. - С. 56-61.

18. Краснянская Т.М. Психологическая роль ритуала в самообеспечении безопасности личности: ресурсный подход [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. - 2014. - № 4. - С. 1. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.

19. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Повышение самостоятельности и активности учащихся // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. -2011. - № 1-1. - С. 109-113.

20. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Conceptualization of safety principle of educational practices // Журнал министерства народного просвещения. -2015. - № 4 (6). - С. 180-188. - DOI: 10.13187/zhmnp.2015.6.180.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ПОДРОСТКОВ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

© Сабугасова Е.Н.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматриваются особенности психокоррекционной работы педагога-психолога с семьями, воспитывающими подростков с двигательными нарушениями. Делается акцент на коррекционной программе, обеспечивающей гармоничное формирование и личностное развитие подростка.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, психокор-рекционная работа, коррекционная программа.

Одной из важнейших социальных проблем современного российского общества является рост детской инвалидности и, как следствие, возникновение устойчивой социально-психологической дезадаптированности их семей. Значительное увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья создает серьезные социальные, экономические и психологические проблемы, как для семьи, так и для общества в целом.

Родители детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с двигательными нарушениями, в процессе их воспитания и развития сталкиваются с множеством трудноразрешимых жизненных проблем. Подавляющее большинство семей с детьми с нарушениями ОДА живут в условиях постоянного стресса. Различные аспекты изучения семей, воспитывающих детей и подростков с двигательными нарушениями, были представлены в исследованиях Э.С. Калижнюк, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, В.В.Ткачевой, Е.В. Устиновой. Однако, как свидетельствует практика, проблемы в таких семьях вариативны, что всегда предполагает необходимость их дополнительного изучения.

Важным аспектом психологической помощи семье является адекватное включение всех ее членов в процесс формирования и воспитания подростка с двигательными нарушениями. Использование эффективных средств пси-

1 Студент 4 курса Психолого-педагогического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.