ПРИНЦИП БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
© Аджиева Х.А.1
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассмотрены психологические аспекты реализации проф-ориентационной работы со старшеклассниками с ограниченными возможностями здоровья. Использован принцип безопасности.
Ключевые слова профориентация, ограниченные возможности здоровья, принцип безопасности, старшеклассники, субъект профессиональной деятельности, психологическая безопасность.
Проблемы психологической безопасности детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время образуют перспективное направление психологических исследований [1]. Это связано с тем, что данная категория детей является особо уязвимой к действию различных факторов, неблагоприятно отражающихся не только на их психическом, но и физическом, и социальном благополучии [2]. Вместе с тем, особенности детей с ограниченными возможностями здоровья достаточно долго оставались мало изучаемой исследовательской сферой. Это привело к тому, что активизация социального интереса к повышению эффективности их обучения и воспитания вошла в противодействие с фактической ограниченностью и противоречивостью имеющихся данных относительно психологических основ построения соответствующей практики. Недостаточность эмпирических данных и невозможность реализовать на их основе построение обоснованных теоретических концепций по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является существенным сдерживающим фактором для планомерной работы в обозначенном направлении педагогов и психологов. Вместе с тем, имеются достаточные научные предпосылки к тому, чтобы внедрить принцип безопасности в реализацию различных теоретических и практических разработок, связанных с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Разработка принципа безопасности осуществляется в рамках относительно молодого исследовательского направления, обозначаемого в качестве психологии безопасности личности [3, 4, 5]. Несмотря на относительную молодость, данное направление в настоящее время переживает период достаточно интенсивного развития. Осуществляется обоснование психологиче-
1 Студент 4 курса Психолого-педагогического факультета.
ской природы феномена субъектной безопасности и его ресурсов [6], проводится изучение различных его аспектов (содержательных, временных) [7, 8, 9] и сфер обнаружения [10, 11]. Так, психологическая безопасность личности исследуется в контексте различных видов профессиональной деятельности, в учебной деятельности субъектов разных возрастов и, даже, туристической деятельности [12, 13, 14]. Проведенные многоаспектные исследования способствовали утверждению психологической трактовки субъектной безопасности. Согласно сложившимся представлениям, она представляет собой сложное психологическое образование, являющееся результатом проекции объективных условий на психические структуры человека и обеспечивающее его защищенность и способность к непрерывному развитию в направлении жизненно значимой цели личности [15]. Утрата защищенности или снижение во времени способности субъекта к развитию в направлении значимой для него цели указывают на нарушение уровня его психологической безопасности. Психологическая безопасность обеспечивается на основе поддержания им подконтрольности над действием разнообразных внешних и внутренних факторов, значимых для сохранения его защищенности и способности к непрерывному развитию [16]. Данная подконтрольность основывается на ряде психологических структур и качеств личности, которые изучаются в современных исследованиях достаточно разносторонне [17, 18, 19, 20, 21].
Профессиональная деятельность человека, являясь важнейшим компонентом его жизненного пути, может рассматриваться в качестве фактора, значимого для обеспечения психологической безопасности его личности. Соответственно, подготовка к ее выбору и освоению играют существенную роль в создании предпосылок достижения, сохранения и воспроизведения психологической безопасности субъекта. Действительно, профессиональная деятельность, как свидетельствуют многочисленные исследования в соответствующей области, базируется на формировании и развитии у субъекта ряда значимых психологических новообразований [22]. К ним, в частности, относятся профессиональные интересы, профессиональные склонности, профессиональное самосознание, профессиональная идентичность. Несфор-мированность данных психологических образований или их недоразвитие приводит к возникновению у субъекта различных неблагоприятных психических состояний, включая, разочарование, тревожность, напряженность, де-прессивность, психическое выгорание, внутриличностные конфликты, стресс. Таким образом, начиная с самых ранних этапов становления субъекта профессиональной деятельности, необходимо уделять внимание оформлению психологических структур, сопровождающих данный процесс. Он должен не только обеспечить решение субъектом непосредственных задач выбора и овладения профессией, но способствовать становлению психологического плана данного выбора и профессионального развития. Очевидно, что работа по данному направлению должна подчиняться базовым психологическим и
педагогическим принципам - принципу развития, принципу детерминизма, принципу последовательности и преемственности, принципу гуманизации и др. В этой связи целесообразно говорить о внедрении в практику психологического обеспечения профессионального становления субъектом принципа психологической безопасности личности.
Под принципом психологической безопасности личности, основываясь на научных исследованиях по данному направлению, понимается принцип, ориентирующий на реализацию субъектом такой деятельностной активности, которая обеспечит для соответствующего объекта целостность его защищенности и неснижающейся во времени способности к развитию в направлении жизненно значимой цели [23]. Внедрение принципа безопасности в процесс профессиональной ориентации старшеклассников может трактоваться как создание таких условий выбора ими профессии, которые обеспечат возможность сохранения целостности их защищенности и способности к развитию в направлении жизненной цели. Особенно это важно при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. К таким условиям можно отнести проведение со старшеклассниками глубокой диагностики профессиональных склонностей и интересов, детальный разбор с ними доступных для них видов и сфер профессиональной деятельности, всестороннее информирование их о специфике профессий, подпадающих под профессиональные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Работа в данном направлении важна, т.к. обладает спектром субъективных и объективных последствий. На субъектном уровне эффективность реализации данного принципа в рамках профессионально ориентирующей работы со старшеклассниками может фиксироваться переживанием последними чувства психологического благополучия и обладания перспективами непрерывного развития. На объективном уровне реализация данного принципа обнаруживается в осуществлении субъектом уверенного и постоянного профессионального выбора, в сохранении им устойчивых профессиональных интересов в выбранной сфере, в успешном продвижении в пространстве профессиональной карьеры.
Список литературы:
1. Краснянская Т.М. Безопасность человека: психологический аспект: учебное пособие по курсу «Безопасность жизнедеятельности». - Ставрополь, 2005. - 216 с.
2. Иохвидов В.В. Исследование коллективных форм познавательной деятельности учащихся // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20, № 7. - С. 192-194.
3. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Теоретические аспекты разработки психологической концепции лингвистической безопасности личности
[Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. - 2015. -№ 3. - С. 4. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.
4. Благодырь Е.М. Модель формирования психологических основ безопасного поведения детей, воспитывающихся в детских домах // Культура. Наука. Интеграция. - 2013. - № 2 (22). - С. 61-64.
5. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Информационно-психологическая безопасность: угрозы личностному развитию и их преодоление // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект. Материалы XI Международной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. -Ставрополь, 2015. - С. 54-59.
6. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Вестк Магшёускага дзяржау-нага ушверсиэта iмя А.А. Куляшова. Серыя С. Пахолага-педагапчныя на-вую: педагопка, пахалопя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.
7. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Темпоральные аспекты психологической безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Вып. 3. - С.70-75. - Б01: 10.18500/1819-7671-2015-15-3-70-75.
8. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Время как интерпретационная категория психологического пространства безопасности личности студента // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. -2012. - № 3. - С. 221-225.
9. Ковдра А.С. Личностные и ситуативные аспекты формирования временной перспективы безопасности человека [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. - 2011. - № 1. - С. 1. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.
10. Краснянская Т.М. Влияние суицидальных предиспозиций молодежи на выбор безопасных стратегий поведения // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2005. - Т. 49, № 5. -С. 246-257.
11. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Классификация угроз информационно-психологической безопасности личности и основные подходы к их преодолению // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2015. -№ 4. - С. 210-216.
12. Краснянская Т.М. Психологическая роль ритуала в самообеспечении безопасности личности: ресурсный подход [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. - 2014. - № 4. - С. 1. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.
13. Краснянская Т.М. Компетентностный ресурс медиативного урегулирования конфликта в пространстве психологической безопасности его субъ-
ектов [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. -2013. - № 4. - С. 2. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.
14. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Экстремальность в туризме: психологические подходы к самообеспечению безопасности [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. - 2012. - № 1. - С. 3. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.
15. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Визуализация практики самообеспечения безопасности в приметах и обычаях студентов вуза // Психология и психотехника. - 2015. - № 11. - С. 1158-1166. - DOI: 10.7256/2070-8955. 2015.11.17018.
16. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199. - DOI: 10.13187/vfp.2015.5.192.
17. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принципы облачных технологий в ресурсном обеспечении саморегуляции субъекта психологической безопасности // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Часть 1. Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции». - Кисловодск; М., 2015. - С. 56-61.
18. Лозовая Г.В. Модель формирования продуктивных представлений о безопасности жизнедеятельности у студентов педагогического колледжа // Education Sciences and Psychology. - 2015. - No. 3 (35). -С. 42-52.
19. Lyakhov A.V, Sushkova VV The inclusion of subjective security priorities of students in the regulatory mechanisms of the individual resilience // European Journal of Psychological Studies. - 2015. - № 2 (6). - С. 67-74.
20. Татьянченко Н.П., Аксенова О.Н., Санина И.Г. Копинг-стратегии в системе организации жизнестойкого поведения личности военнослужащих // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2013. -№ 29. - С. 77-84.
21. Kutovoy I.N., Kasharokova O.A. The relationship of shared values and the values of safety in the structure of the person of students of high school // Вопросы философии и психологии. - 2015. - № 3 (5). - С. 200-205.
22. Иохвидов В.В. Коллективные формы познавательной деятельности школьников как средства повышения эффективности учебных занятий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. - 2015. - Т. 21, № 1. - С. 176-178.
23. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Conceptualization of safety principle of educational practices // Журнал министерства народного просвещения. -2015. - № 4 (6). - С. 180-188. - DOI: 10.13187/zhmnp.2015.6.180.