ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ БЕЗОПАСНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
© Зиновьева А.Ю.1
Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки
Статья посвящена проблемам подростков с ограниченными возможностями здоровья. В качестве ведущего аспекта развития обозначены вопросы безопасной самореализации их личности, рассмотренные с позиций психологических факторов.
Ключевые слова самореализация, безопасность, ограниченные возможности здоровья, личность, подросток, самообеспечение безопасности.
Проблемы самореализации личности в настоящее время выходят за рамки узко личностных интересов. В максимальной самореализации личности каждого субъекта на текущий момент заинтересовано, бесспорно, все общество, нацеленное на привлечение имеющихся в нем человеческих ресурсов для решения актуальных задач современности [1, 2]. В полной мере сказанное относится к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Согласно современной парадигме развития, каждый человек обладает неповторимыми возможностями, которые могут быть эффективно использованы в той или иной сфере социального функционирования [3]. В этой связи необходимо помочь ему найти свою нишу для наиболее оптимального включения в общественное производство, вооружить средствами для успешной организации его деятельностной активности [4]. Необходимо создавать условия для наиболее полной самореализации личности.
Решение обозначенной задачи связано с актуализацией личностных ресурсов, которыми обладает любой человек вне зависимости от состояния его здоровья. Для этого могут использоваться не только те ресурсы, которые он привычно мобилизует в процессе своей жизнедеятельности, но и те, которые имеют еще только виртуальную форму, требующую перевода в «рабочее» состояние [5, 6]. Организация субъекта на их извлечение и результативное применение лежит в поле профессиональных компетенций психолога. Обучению этому, формированию соответствующих умений и навыков, выработке необходимых способностей должна содействовать современная образовательная система, практика социализации личности [7]. Ресурсная «подпитка» субъекта является важнейшим фактором самореализации его личности.
1 Студент 4 курса Психолого-педагогического факультета.
Вместе с тем, практика показывает, что не всегда самореализация личности приобретает социально ожидаемое и одобряемое выражение. Далеко не всегда она становится основой личностного роста и устойчивого благополучия человека. Иногда она трансформируется, приобретая асоциальную окраску или видоизменяясь до личностно неприемлемых форм. При определенных условиях она может создать предпосылки для деформаций личности, оформления аддиктивного, девиантного или саморазрушающего поведения субъекта [8, 9]. В подобных случаях возникает необходимость скорейшей активизации факторов безопасной самореализации личности. Особенно значимой безопасная самореализация представляется для экстремальных или критических, переломных периодов жизни человека [10], к которым относится, в первую очередь, период его подростничества.
Являясь высоко значимым для становления личности, подростковый возраст характеризуется склонностью к бескомпромиссности, беспредельной самоотдаче и приверженности идеалам. Целиком и полностью отдаваясь влияниям привлекательной, захватывающей идее, молодой человек способен направить все свои ресурсы на достижение иллюзорной или даже опасной для себя цели [11]. Фиктивная самореализация при этом не только не способствует личностному росту, но и останавливает его, а, в ряду случаев, приводит к личностной деградации. В сочетании с негативными социальными последствиями такая самореализация выступает фактором очевидных угроз личностному благополучию и, следовательно, безопасности подростка. Ситуация усугубляется в том случае, когда мы говорим о подростках с ограниченными возможностями здоровья. Обладая значительно меньшими, по сравнению со здоровыми сверстниками, психологическими ресурсами, подростки с ограниченными возможностями здоровья особенно нуждаются в средствах достижения безопасной самореализации личности.
Рассмотрение вопросов безопасной самореализации личности попадает в проблемное поле психологии безопасности личности. Анализ исследовательского пространства показывает, что данная область психологии переживает период достаточно интенсивного развития. Значительный вклад в ее оформление внесли работы, раскрывающие психологические особенности самообеспечения безопасности личности, личностные аспекты безопасной реализации различных образовательных и деятельностных практик (Т.М. Крас-нянская, В.Г. Тылец, Н.П. Татьянченко, А.С. Ковдра, А.Д. Тырсикова, Е.М. Бла-годырь, Т.В. Эксакусто и др.) [12, 13]. В центр исследований психологии безопасности вне зависимости от рассматриваемой предметной области попадает личность, выступающая основным субъектом, как продуцирования угроз нарушения, так и достижения безопасности. Развитие проблематики способствовало утверждению понимания психологической безопасности личности в качестве особой субъектной проекции объективных условий жизнедеятельности на личностные структуры человека, обеспечивающей
единство его защищенности в неснижающейся во времени индивидуальной способности к развитию в направлении личностно значимой цели [14]. К настоящему времени проблематика психологической безопасности личности изучена в разных социальных и личностных контекстах, на стыке интересов педагогической, социальной, организационной, экстремальной и юридической психологии [15, 16, 17]. Дано определение ключевых для нее понятий, разработаны концепции психологической безопасности, в науку введен принцип безопасности, позволяющий более полно раскрыть многие личностные и социальные процессы [18]. Обозначены ресурсные составляющие безопасности личности, дан анализ используемых средств и приемов обеспечения безопасности в практике жизнедеятельности человека [19]. Эмпирические данные и теоретические обобщения способствовали разработке психологической концепции и технологий самообеспечения безопасности [20].
На основе проведенных исследований наиболее продуктивным механизмом достижения психологической безопасности рассматривается подконтрольность субъекту внешних и внутренних факторов, влияющих на сохранение его защищенности и способности к развитию. Безопасная самореализация личности при этом может характеризоваться как процесс и результат нахождения и реализации субъектом таких просоциальных путей развития личности, которые позволяют ему сохранять свою защищенность и способность к развитию в направлении личностно значимой цели. Противоположным полюсом безопасной самореализации, соответственно, выступает самореализация, процесс и результат которой является разрушительным для ее субъекта - приводит к падению уровня его защищенности, лишает способности к развитию, разрушает жизненное благополучие в целом.
Характер самореализации определяется действием средовых и индивидуальных детерминант, которые создают сложную сеть обстоятельств жизнедеятельности человека. В подростковом возрасте в состав средовых детерминант включим условий семейной среды развития ребенка, а также условия его обучения и воспитания в школе и внешкольных объединениях. К индивидуальным детерминантам, определяющим характер безопасности самореализации подростка, отнесем, прежде всего, его мотивационно-ценностную сферу, характерологические особенности и способности. Мы исходим из того, что ключевая роль среди них отводится индивидуальным свойствам субъекта самореализации. Именно они определяют то, будет ли процесс и результат самореализации безопасным или он приведет к разрушению не только отдельных компонентов, но и всей индивидуальной системы безопасности субъекта. В подростковом возрасте немаловажными среди индивидуальных параметров самореализации нами рассматривается обладание субъектом безопасной временной перспективой [21]. Такая перспектива, интегрируя ре-сурсность его прошлого и настоящего, наделяет субъекта видением просо-циальной жизненной цели развития и пониманием допустимых путей и
средств ее достижения. Безопасная временная перспектива обеспечивает целостность и преемственность развития субъекта в прошлом, настоящем и будущем, предотвращая непродуктивный расход ресурсов и их мобилизованность на достижение главной для него жизненной цели.
Особенно значимо обладание безопасной временной перспективой для подростков с ограниченными возможностями здоровья. Фрустрированность для них многих возможностей, которым обладают здоровые подростки, способна создать негативный эмоциональный фон, препятствующий оформлению процесса самореализации в направлении просоциального достижения жизненной значимой для них цели. Устранение помех подобного рода попадает в поле коррекционно-развивающих компетенций психолога, работающего с подростками с ограниченными возможностями здоровья. От него требуется не только грамотное изучение актуальных возможностей самореализации подростка, но и продуманное построение перспектив ее развития. Данная практика требует не только стимулирование внутренних ресурсов безопасной самореализации индивида, но и систематизированное привлечение сложившихся в социальной практике приемов актуализации личностных достижений.
Список литературы:
1. Веселова В.Г., Иохвидов В.В. Антропологические аспекты психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект. Материалы XI Международной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. - Ставрополь, 2015. - С. 221-225.
2. Иохвидов В.В. Исследование коллективных форм познавательной деятельности учащихся // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20, № 7. - С. 192-194.
3. Саввичева Д.Д. Уверенность в себе студентов вуза как личностная детерминанта готовности к рискам нарушения безопасности [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. - 2016. - № 1 (52). - С. 7683. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2016/01/6258.
4. Иохвидов В.В. Коллективные формы познавательной деятельности школьников как средства повышения эффективности учебных занятий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. - 2015. - Т. 21, № 1. - С. 176-178.
5. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Вестк Магшёускага дзяржау-нага ушверсиэта iмя А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя на-вую: педагопка, пахалопя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.
6. Татьянченко Н.П. Развитие понятия «копинг» в отечественной и зарубежной психологии // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2006. - Т. 68, № 13. - С. 212-213.
7. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Conceptualization of safety principle of educational practices // Журнал министерства народного просвещения. -2015. - № 4 (6). - С. 180-188. - DOI: 10.13187/zhmnp.2015.6.180.
8. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Классификация угроз информационно-психологической безопасности личности и основные подходы к их преодолению // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2015. -№ 4. - С.210-216.
9. Краснянская Т.М. Влияние суицидальных предиспозиций молодежи на выбор безопасных стратегий поведения // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2005. - Т. 49, № 5. - С. 246-257.
10. Тырсикова А.Д. Представления о безопасности как основа поведения человека в незнакомых и сложных ситуациях // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2010. - № 3. - С. 395-398.
11. Благодырь Е.М. Психологические особенности формирования безопасного поведения у воспитанников детских домов: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. - Пятигорск, 2013.
12. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принципы облачных технологий в ресурсном обеспечении саморегуляции субъекта психологической безопасности // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Часть 1. Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции». - Кисловодск; М., 2015. - С. 56-61.
13. Ковдра А.С. Проблема безопасности в современной психологической науке // Сборник научных трудов Sworld. - 2011. - Т. 20, № 2. - С. 25-26.
14. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Теоретические аспекты разработки психологической концепции лингвистической безопасности личности [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. - 2015. - № 3. -С. 4. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.
15. Краснянская Т.М. Компетентностный ресурс медиативного урегулирования конфликта в пространстве психологической безопасности его субъектов [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. -2013. - № 4. - С. 2. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.
16. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Проблемно-предметное поле психологического аудита безопасности организации [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. - 2011. - № 1. - С. 2. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.
17. Lyakhov A.V, Gadgiahmedova S.G Raising Valuable Resources of Individual Security to Resolve Students' Conflicts by the Teacher // Журнал министерства народного просвещения. - 2015. - № 5 (3). - С. 116-122.
18. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Визуализация практики самообеспечения безопасности в приметах и обычаях студентов вуза // Психология и психотехника. - 2015. - № 11. - С. 1158-1166. - DOI: 10.7256/2070-8955. 2015.11.17018.
19. Краснянская Т.М. Психологическая роль ритуала в самообеспечении безопасности личности: ресурсный подход [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. - 2014. - № 4. - С. 1. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.
20. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199. - DOI: 10.13187/vfp.2015.5.192.
21. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Темпоральные аспекты психологической безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Вып. 3. - С. 70-75. -DOI: 10.18500/1819-7671-2015-15-3-70-75.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
© Иванова А.В.1
Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург
Статья посвящена актуальной проблеме мотивации достижения в подростковом возрасте. Определены факторы для успешного формирования мотивации достижения с учетом психологических и физиологических особенностей данной возрастной категории.
Ключевые слова мотивация, мотивация достижения, подростки.
В современных социально-экономических условиях существенно возрастает роль активности, самостоятельности и инициативности человека во всех сферах жизни. Постоянное совершенствование технологий практически во всех отраслях науки и техники предъявляет высокие требования к человеку. Общество нуждается в людях профессионально подготовленных, выполняющих свою работу на высоком уровне, имеющих стремление повысить этот уровень, работать более эффективно и качественно. Современный человек должен быть мобильным, то есть умеющим приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям жизни общества. Поэтому требования к профессиональному и психологическому развитию выпускников школ
1 Магистрант 2 курса Института психологии.