Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - КОМПЬЮТЕРНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - КОМПЬЮТЕРНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
141
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / КОМПЬЮТЕР / ИНТЕРНЕТ / СЕТИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / САМООБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цыбульник С.С.

В статье рассматривается один из пластов проблематики психологической безопасности детей и подростков. Автор обратился к вопросу их безопасного взаимодействия с компьютером и нахождения в его сетях. Даются рекомендации в сфере безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - КОМПЬЮТЕРНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ»

4. Зайдуллина Г.Г. Девиантное поведение подростка и условия его социально-педагогической профилактики и коррекции: учебное пособие для студ. выш. учеб. заведений. - М., 2011.

5. Змановская Е.В. Девиантология: учеб. пособие для студ. выш. учеб. заведений. - 2 изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

6. Маракенко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. - М., 1983.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ -КОМПЬЮТЕРНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

© Цыбульник С.С.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматривается один из пластов проблематики психологической безопасности детей и подростков. Автор обратился к вопросу их безопасного взаимодействия с компьютером и нахождения в его сетях. Даются рекомендации в сфере безопасности.

Ключевые слова психологическая безопасность, личность, компьютер, Интернет, сети, обеспечение, самообеспечение.

Психология, изучающая психологическую безопасность в разных аспектах жизнедеятельности людей разных возрастных групп, является одной из самых занимательных, практикующихся и сложных разделов общей психологии. К настоящему времени в этом раздела психологической науки, получившем название психологии безопасности личности, реализовано уже относительно много исследований, охватывающих разные аспекты проблематики [1, 2]. Психологическая безопасность изучается у школьников и студентов, представителей разных профессиональных сфер деятельности и военнослужащих [3, 4]. Рассматриваются факторы, стратегии, сценарии, механизмы обеспечения и самообеспечения безопасности [5, 6, 7, 8]. Разрабатываются концепции и психотехнологии сохранения безопасности [9, 10, 11].

Полученные эмпирические данные позволили утвердиться трактовке психологической безопасности личности в качестве особой проекции объективных средовых условий на психическую структуру человека [12]. Воплощаясь на уровне психики в качестве ощущения, чувства, потребности, переживания безопасности, безопасного поведения и т.д., безопасность характеризует единство защищенности субъекта и сохранения его способно-

1 Студент 1 курса Гуманитарно-технического факультета.

сти к развитию в направлении жизненной цели. Основным психологическим механизмом безопасности выступает подконтрольность субъекту действия внешних и внутренних факторов, значимых для его защищенности и воспроизводства неснижающейся способности к развитию. Совмещая несовместимое (защищенность и сохранение способности к развитию) состояние данной подконтрольности имеет динамическую природу. Соответственно, безопасность человека не может быть исчерпывающей. В каждую минуту он подвергается действию опасностей разных видов и форм (информационная опасность, социальная опасность, внутренняя опасность и т.д.). Вместе с тем, психологическая безопасность является необходимым условием благополучия человека, его психологического здоровья и жизненного успеха. Поэтому безопасность входит в состав первоочередных потребностей всех и каждого. Она должна культивироваться, поддерживаться, начиная с ранних лет жизни.

Вместе с тем, многие угрозы психологической безопасности личности в настоящее время стали столь привычными, что уже не воспринимаются угрожающими. К таким угрозам относится раннее включение детей в использование компьютерных технологий [12].

В наше время обеспечение ребёнка компьютером, начиная с 3-х лет и выше, считается типичным явлением, хотя некоторые родители даже не подозревают, какие последствия следуют за этим опрометчивым поступком. Использование такого информационного ресурса является главной опасностью для ребёнка на пути его развития, и представляет собой серьёзную угрозу для структурных единиц его мозга и психики [13, 14]. Несмотря на серьезную угрозу нормальному развитию ребенка, взрослые разрешают им сидеть за компьютером, играя в игры и находиться на любых сайтах Интернета. Авторы указывают, что длительное нахождение за компьютером и в компьютерных сетях чревато опасностями для психофизиологических и психических особенностей детей. Они могут нарушить его коллективные действия [15, 16]. В частности, практика показала, что ребёнок, сверх меры увлеченный компьютером, может проявлять не только жестокость, но и агрессию в отношениях со сверстниками [17]. Зачастую, его поведение воспринимается как неадекватное. Психиатрами фиксируются психические расстройства. Негативным фактором выступает не сам факт использования компьютера, но не соблюдение рекомендуемой длительности контактов с ним и непродуктивный характер выполняемых за ним действий [18, 19]. Так, на начальной стадии ребенку разрешается находиться за компьютером максимум 5 минут, а в 7 лет предусмотрено лишь 10-20 минут. На психику детей неблагоприятно воздействует и информация, доступ к которой они получают через Интернет [20]. Внимание государства к этой проблеме нашло отражение в Федеральном законе Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О за-

щите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Этот закон направлен исключительно на то, чтобы отгородить детей от информации, которая могла нанести вред психике ребёнка вне зависимости от уровня обратимости негативных изменений. В настоящее время для подростков серьезную психическую угрозу несут социальные сети Вконтакте, Одноклассники или РаееЪоок. Угрозы несут за собой чрезмерная увлечённость виртуальным общением, переписками и случайными знакомствами. Статистикой доказано, что вследствие грубых разговор в сети Вконтакте, случаются самоубийства детей или даже преднамеренное убийство обидчика. Случайные знакомства в сети приводят к росту вероятности изнасилования, получения разных угроз и т.д.

Психологи и педагоги предлагают определённые правила детям и подросткам, которые помогут обезопасить себя от угроз Интернета.

- если вы начали переписываться с незнакомым человеком (случайные знакомства или виртуальное общение), прежде чем писать сообщение, подумайте, что именно стоит сказать, научиться предугадывать реакцию, и остерегаться угроз.

- начиная регистрацию, сразу же уточните такие моменты, как номер телефона на вашей страничке, личные данные и даже фотографии. Чтобы кто-то чужой не мог воспользоваться вашими данными или же использовать для шантажа.

- если решили всё-таки поделиться какой-либо своей информацией, то всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.

Детей и подростков важно информировать также о том, что помимо защиты непосредственно себя в Интернете стоит помнить о защищенности от хакеров своего компьютера. Для таких ситуаций также прописывают некоторые правила безопасности:

- регулярно, примерно раз в месяц, или даже два, стараться обновлять операционную систему.

- использовать обязательно антивирусную программу, желательно приобрести лицензионную версию, а если установили пиратскую версию, то обновляйте каждую неделю, и чистите всю систему компьютера от нежелательных программ, которые могли попасть при посещении какого-либо сайта.

- важно создавать резервные копии документов с важной для вас информацией.

Существенную угрозу безопасности пользователя Интернета могут нести разнообразные мошенники, пытающиеся получить по сетям информацию о паспортных данных, счётах в банке, номерах карты или телефона. Решающую роль при этом может выполнить внушаемость [21].

Таким образом, не только нерегламентированное нахождение за компьютером и в сетях Интернета приводит к нарушениям безопасности детей и подростков. Существенные угрозы несет транслируемая через Интернет информация. В задачи педагогов и психологов входит вооружение детей и подростков знаниями и умениями не только распознания угроз, заключенных в компьютерных сетях, но и их нейтрализации, оказанию сопротивления негативным влияниям.

Список литературы:

1. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Проблемно-предметное поле психологического аудита безопасности организации [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. - 2011. - № 1. - С. 2. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru

2. Краснянская Т.М. Психологическая роль ритуала в самообеспечении безопасности личности: ресурсный подход [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. - 2014. - № 4. - С. 1. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.

3. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Информационно-психологическая безопасность: угрозы личностному развитию и их преодоление // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект. Материалы XI Международной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. - Ставрополь, 2015. - С. 54-59.

4. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Визуализация практики самообеспечения безопасности в приметах и обычаях студентов вуза // Психология и психотехника. - 2015. - № 11. - С. 1158-1166. - Б01: 10.7256/2070-8955.2015.11. 17018.

5. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принципы облачных технологий в ресурсном обеспечении саморегуляции субъекта психологической безопасности // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Часть 1. Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции». - Кисловодск; М., 2015. - С. 56-61.

6. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Классификация угроз информационно-психологической безопасности личности и основные подходы к их преодолению // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2015. -№ 4. - С. 210-216.

7. Краснянская Т.М. Компетентностный ресурс медиативного урегулирования конфликта в пространстве психологической безопасности его субъектов [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. -2013. - № 4. - С. 2. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.

8. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Вестк Маплёускага дзяржау-

нага утвератэта îmh А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя навук1: педагогiка, псiхалогiя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.

9. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Теоретические аспекты разработки психологической концепции лингвистической безопасности личности [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. - 2015. - № 3. -С. 4. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.

10. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199. - DOI: 10.13187/vfp.2015.5.192.

11. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG. Conceptualization of safety principle of educational practices //Журнал министерства народного просвещения. - 2015. -№ 4 (6). - С. 180-188. - DOI: 10.13187/zhmnp.2015.6.180.

12. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Темпоральные аспекты психологической безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Вып. 3. - С. 70-75. -DOI: 10.18500/1819-7671-2015-15-3-70-75.

13. Краснянская Т.М. Психофизиологические и психические особенности детей при работе с компьютером: учебное пособие. - Ессентуки: РОССЫ, 2001. - 88 с.

14. Джагарян К.А. Индивидуально-психологические особенности студентов техникума с Интернет-зависимостью // Education Sciences and Psychology. - 2015. - No. 2 (34). - Р. 110-123.

15. Иохвидов В.В. Исследование коллективных форм познавательной деятельности учащихся // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20, № 7. - С. 192-194.

16. Иохвидов В.В. Коллективные формы познавательной деятельности школьников как средства повышения эффективности учебных занятий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. - 2015. - Т. 21, № 1. - С. 176-178.

17. Kutovoy I.N., Syrova T.A. Some features of the subjective priorities of students' safety with different levels of internet addiction // European Journal of Psychological Studies. - 2015. - № 2 (6). - С. 58-66.

18. Краснянская Т.М. Формирование психологической готовности учащихся к продуктивному использованию компьютера: дисс. ... канд. психол. наук. - Ставрополь, 1998. - 161 с.

19. Краснянская Т.М. Отношение к компьютерно-опосредствованной деятельности как элемент психологической готовности к ее осуществлению // НТИ: Наука. Технологии. Инновации. - 1996. - № 8. - С. 97.

20. Джагарян К.А. Психологический портрет современного студента с проблемами интернет-зависимости [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. - 2015. - № 2. - С. 8. - Режим доступа: http://ppip. idnk.ru.

21. Барышева В.В. Изучение внимания и внушаемости личности в рамках проблемы развития способности ребенка к самообеспечению безопасности [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. -2016. - № 2 (53). - С. 68-75. - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/ 2016/02/6475.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

© Шубина О.Н.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматриваются вопросы психологической безопасности личности студентов вуза в новой реальности социальных сетей. Раскрыты наиболее значимые риски их использования, обозначены возможности самообеспечения психологической безопасности.

Ключевые слова: Интернет-зависимость, психологическая безопасность, социальные сети, компьютерная зависимость, виртуальный мир.

Интернет-технологии стали естественной частью нашей жизни и студенты, как наиболее активная аудитория, раньше старшего поколения знакомятся с новыми возможностями, которые предоставляет всемирная сеть. Современный уровень развития Интернет-технологий позволяет использовать в социальных сетях различные формы взаимодействия в процессе общения: обмен письмами (электронная почта), обмен мгновенными сообщениями (чат), оценки (в комментариях к опубликованным материалам), публикация эссе (блог), прямой визуальный контакт (видео-чат), косвенный визуальный контакт (просмотр фотографий) и т.д. [1]. Практика показывает, что, несмотря на положительную роль Интернета и современных коммуникационных средств, всегда остаются определенные риски в использовании информационных технологий. Интернет дает не только возможность для развития способностей, улучшение знаний, расширение круга социальных контактов, самоутверждения и самореализации молодежи, но и содержит в себе реальные угрозы и опасности, которые влияют на ее жизнь [2]. Это связано с тем, что сетевое пространство переполнено информацией агрессивного, жестокого, аморального или социально опасного содержания, способного разрушительно повлиять на несформировавшуюся систему ценностных ориентиров [3]. Уже само по себе предоставление преимущества виртуальному миру перед миром реальным, признание приоритета компьютерной, а не традиционной деятельности оказывает негативное влияние на психику, физи-

1 Студент 1 курса Гуманитарно-технического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.