Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ ИХ ЛИЧНОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ ИХ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
81
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАЩИЩЕННОСТЬ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шепилова Л.А.

В статье рассматриваются вопросы психологической готовности родителей к воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Выбран новый ракурс анализа проблемы - с точки зрения сохранения психологической безопасности родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ ИХ ЛИЧНОСТИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ ИХ ЛИЧНОСТИ

© Шепилова Л.А.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматриваются вопросы психологической готовности родителей к воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Выбран новый ракурс анализа проблемы - с точки зрения сохранения психологической безопасности родителей.

Ключевые слова ограниченные возможности здоровья, психологическая готовность, психологическая безопасность, защищенность, развитие.

В современном мире проблема готовности родителей к воспитанию детей-инвалидов приобрела особую актуальность, что связано с возрастанием за последний период количества детей, рожденных с различными патологиями [1, 2]. Поэтому родители, воспитывающие детей-инвалидов должны быть психологически готовы к различным трудностям, которые могут возникнуть в процессе воспитания. Необходимость такой готовности вызвана тем, что напряженные взаимоотношения между родителями и ребёнком ведут к негативным последствиям психического развития, формированию личности и характера ребёнка. Такая ситуация негативно отражается и на состоянии самих родителей, приводит к нарушению безопасности их личности, отражаясь на чувстве их внутреннего благополучия, уверенности в себе, в своих способностях [3, 4]. Чтобы преодолеть такие последствия, родителям следует быть психологически готовыми к воспитанию ребёнка инвалида.

Понятие «психологическая готовность» с позиции функционально-психического подхода можно рассмотреть как определённое психическое состояния индивида, активирующего психические функции, мобилизующего его способность справиться с проблемой [5]. Психологическая готовность обеспечивает успех выполнения действий, требующих особых знаний, личностных качеств, опыта «держать себя в руках» и перестраивать деятельность при непредвиденных трудностях, возникающих во время воспитания особых детей. Но не все родители готовы к рождению и воспитанию ребёнка инвалида. Рождение аномального ребёнка становится фактором нарушения безопасности для любой семьи [6]. Многие семьи в такой ситуации начинают распадаться, т.к. женщина взваливает на себя все труд-

1 Студент 3 курса Психолого-педагогического факультета.

ности и начинает обвинять, прежде всего, себя в случившемся, а мужчина, наоборот, начинает отстраняться, не желая брать вину на себя, и постепенно уходит из семьи. В результате женщина целиком погружается в воспитание «особого» ребёнка и её жизнь теряет яркость красок, что приводит к остановке ее развития (личностного, карьерного, социального), появлению чувства незащищённости и психических расстройств. Данные признаки указывают на нарушение психологической безопасности личности [7, 8, 9].

Безопасность личности, согласно современным представлениям, является особой проекцией жизненных условий на психическую организацию субъекта (его ощущения, чувства, потребности и т.д.), отвечающей за единство переживания им защищенности и воспроизводства во времени способности к развитию в направлении жизненно значимой цели [10, 11]. Исследования, проведенные по проблеме в самом широком контексте [12, 13, 14, 15], показали, что в основе безопасности личности лежит подконтрольность субъекту действия на него различных внешних и внутренних факторов, значимых с точки зрения сохранения его защищенности и способности к развитию. Для обеспечения такой подконтрольности используются самые различные стратегии и сценарии построения жизненной активности, привлекаются разнообразные субъектные ресурсы [16, 17, 18]. Однако, субъект не всегда способен справиться с ситуацией и решить задачи своей безопасности [19, 20, 21]. Утрата подконтрольности значимых факторов приводит к нарушению безопасности личности, отражающемуся на переживании внутреннего благополучия и способности достигать успехи в жизни [22, 23].

Примерно такая ситуация складывается, когда в семье рождается ребенок-инвалид. Его появление приводит к появлению у родителей страхов, росту тревожности, падению самооценки и жизнестойкости [24]. Они начинают чувствовать неуверенность в будущем. Зачастую нарастает разочарование друг в друге. Падает ощущение защищенности от жизненных невзгод. Необходимость постоянно находиться с больным ребенком приводит к остановке в развитии.

Состояние безопасности родителей варьирует в зависимости от их реакции на факт рождения такого ребенка. Она имеет три разновидности: пассивная реакция (отсутствие понимания существующей проблемы), гиппе-рактивна реакция (родители целиком и полностью погружаются в ребёнка; нанимают самых лучших специалистов, усиленно лечат ребёнка, находят самые дорогостоящие препараты и т.п.), средне-рациональная позиция (адекватно реагируют на проблему, последовательно выполняют инструкции врачей, психологов) [25]. Наши наблюдения показывают, что наиболее благоприятной для воспроизводства психологической безопасности родителей может рассматриваться третий тип реакции.

Уровень психологической безопасности родителей зависит и от того, на каком этапе переживания проблемы они находятся. В данном процессе на

сегодняшний день выделяются четыре этапа: «потрясение» (характеризуется страхом, растерянностью); «неадекватное отношение к диагнозу» (характеризуется шоком, негативной реакцией к дефекту); «осознание диагноза» (характеризуется депрессией); «принятие диагноза» (родители начинают адекватно реагировать на рекомендации специалистов и смиряются с дефектом). Но до четвертого этапа не все доходят, даже самые оптимистичные родители нередко могут не вынести и сорваться на ранних этапах [26]. В подобной ситуации родители нуждаются в психологической помощи в восстановлении безопасности личности.

Прежде чем оказать психологическую помощь семье ребёнка с ограниченными возможностями здоровья необходимо изучить позиции и личностные особенности родителей, заинтересовать их процессами реабилитации и коррекции, а также особенности ребёнка [27, 28, 29]. Данная заинтересованность должна поддерживаться в период всей работы с родителями. Она должна быть выстраиваться в соответствии с принципом безопасности, т.е. укреплять их способность управлять своей жизнью, держать под контролем многообразие факторов, влияющих на защищенность и способность к развитию непосредственно их самих и ребёнка, которого они воспитывают [30].

В заключение хотелось бы сказать, что роль родителей в жизни ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, колоссальная. Необходимо вкладывать всю душу при воспитании ребенка, все зависит от того какие отношения в данной семье, какой вклад с педагогической и психологической точки зрения, какое отношение у родителей к ребенку, их жизненный взгляд. В этой ситуации психологическая безопасность личности родителей является залогом сохранения ими психологической готовности к воспитанию ребёнка-инвалида. Именно психологическая безопасность родителей обеспечивает возможность реализовать естественную родительскую потребность любить его таким, какой он есть, и относится к нему с уважением и пониманием. Сделать детей счастливыми могут только родители, у которых сформирована психологическая безопасность.

Список литературы:

1. Амасьянц Р.А. Научное обоснование стратегии формирования и развития системы организации комплексной реабилитации детей-инвалидов в Российской Федерации: монография. - М.: ООО «Диона», 2006.

2. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики: учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.

3. Краснянская Т.М. Безопасность человека: психологический аспект: учебное пособие по курсу «Безопасность жизнедеятельности». - Ставрополь, 2005. - 216 с.

4. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности в современной стрессогенной среде // Современное общество: к соци-

альному единству, культуре и миру: Материалы Международного форума. -Ставрополь, 2016. - С. 277-279.

5. Дружинин В.Н. Психология. - СПб.: Питер, 2001. - 328 с.

6. Краснянская Т.М. Безопасность как предмет психологического анализа // Вестник интегративной психологии. - 2004. - № 2. - С. 149-151.

7. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологический анализ уровней безопасности человека // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. - 2016. - № 2. - С. 31-36.

8. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Классификация угроз информационно-психологической безопасности личности и основные подходы к их преодолению // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2015. -№ 4. - С. 210-216.

9. Краснянская Т.М. Психология личной безопасности субъекта: монография. - Ессентуки: РОССЫ, 2002. - 156 с.

10. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // Education Sciences and Psychology. - 2013. - № 1 (23). - С. 59-64.

11. Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности: авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук. - Сочи, 2006. - 38 с.

12. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Система психологической безопасности высшего учебного заведения: подходы и концептуализация // Педагогика и просвещение. - 2016. - № 1. - С. 50-59.

13. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Создание безопасной образовательной среды в вузе средствами мини-олимпиады // Весшк Вщебскага дзяржаунага ушверсиэта. - 2015. - № 2-3 (86-87). - С. 124-129.

14. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Теоретические аспекты разработки психологической концепции лингвистической безопасности личности [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. - 2015. - № 3. -С. 4. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.

15. Краснянская Т.М. Компетентностный ресурс медиативного урегулирования конфликта в пространстве психологической безопасности его субъектов [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. -2013. - № 4. - С. 2. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.

16. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Весшк Магшёускага дзяржаунага утверсггэта iмя А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя навую: педагопка, пахалопя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.

17. Краснянская Т.М. Психологическая роль ритуала в самообеспечении безопасности личности: ресурсный подход [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. - 2014. - № 4. - С. 1. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.

18. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199. - DOI: 10.13187/vfp.2015.5.192.

19. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Ритмы психологической безопасности личности // Безопасность и развитие личности в образовании / Материалы III-й Всероссийской научно-практической конференции. - Таганрог: Изд-во ЮФУ - 2016. - С.70-73.

20. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Визуализация практики самообеспечения безопасности в приметах и обычаях студентов вуза // Психология и психотехника. - 2015. - № 11. - С. 1158-1166. - DOI: 10.7256/2070-8955. 2015.11.17018.

21. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Индивидуальные траектории психологической безопасности личности: понятие и типы // Psihologie. Pedagogie speciala. Asistenta Sociala. - 2015. - № 4. - С. 61-68.

22. Краснянская Т.М. Закономерности самообеспечения безопасности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2005. -Т. 53, № 9. - С.147-148.

23. Краснянская Т.М. Принципы социально-психологического исследования личной безопасности // НТИ: Наука. Технологии. Инновации. - 2003. -№ 35. - С. 136-144.

24. Агавелян О.К. Общение детей с нарушениями умственного развития: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1989.

25. Специальная психология: хрестоматия / Сост. и науч. ред. Э.П. Кожевникова. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2006. - 187 с.

26. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. - М., 2008. - 40 с.

27. Lyakhov A.V., Alieva L.B. On the question of examination stress of high school students // Вопросы философии и психологии. - 2015. -№ 3 (5). - С. 214-219.

28. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Повышение самостоятельности и активности учащихся // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. -2011. - № 1-1. - С. 109-113.

29. Веселова В.Г., Иохвидов В.В. Антропологические аспекты психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект. Материалы XI Международной научно-практической конференции / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. - 2015. - С. 221-225.

30. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Conceptualization of safety principle of educational practices // Журнал министерства народного просвещения. -2015. - № 4 (6). - С. 180-188. - DOI: 10.13187/zhmnp.2015.6.180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.