Научная статья на тему 'Нарушения эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в контексте вопроса их психологической безопасности'

Нарушения эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в контексте вопроса их психологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
294
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ЛИЧНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джейранова С.Д.

В статье рассматриваются особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья разного типа. Показано, что они являются существенным фактором нарушения их психологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Джейранова С.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нарушения эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в контексте вопроса их психологической безопасности»

14. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая реальность иноязычных образовательных практик: от комфорта к личной безопасности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. -2008. - № 3. - С. 317-321.

15. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая безопасность личности в овладении иностранным языком // Europäische Fachhochschule = European Applied Sciences. - 2013. - № 2. - С. 140-142.

16. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Conceptualization of safety principle of educational practices // Журнал министерства народного просвещения. -2015. - № 4 (6). - С. 180-188. - DOI: 10.13187/zhmnp.2015.6.180.

17. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологический анализ уровней безопасности человека // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. - 2016. - № 2. - С. 31-36.

18. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Вестк Магшёускага дзяржау-нага утверсгтэта iмя А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя навую: педагопка, пахалопя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.

19. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принципы облачных технологий в ресурсном обеспечении саморегуляции субъекта психологической безопасности // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Часть 1. Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции». - Кисловодск; М., 2015. - С. 56-61.

20. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Теоретические аспекты разработки психологической концепции лингвистической безопасности личности // Прикладная психология и психоанализ. - 2015. - № 3. - С. 4. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.

НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ ВОПРОСА ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© Джейранова С.Д.1

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, г. Ессентуки

В статье рассматриваются особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здо-

1 Студент 3 курса Психолого-педагогического факультета.

ровья разного типа. Показано, что они являются существенным фактором нарушения их психологической безопасности.

Ключевые слова психологическая безопасность, эмоциональная сфера, ограниченные возможности здоровья, личность, младший школьный возраст.

Эмоциональная сфера человека представляет собой комплексное личностное образование. Основной эмоциональный фундамент закладывается у ребенка уже при рождении, но последующее его развитие зависит от множества факторов. Эмоции и чувства сопровождают всю нашу жизнь. Они могут по-разному влиять на наше поведение и деятельность: активизировать, рассогласовывать или оказывать негативное влияние. Любые сбои в развитии эмоциональной сферы являются предпосылкой для нарушения психологической безопасности личности. Данный вывод основывается на современных исследованиях, выполненных в рамках психологии безопасности личности [1].

Являясь относительно молодой исследовательской областью, психология безопасности личности в настоящее время переживает период бурного развития. Уже получили интерпретацию основные понятия психологии безопасности [2], раскрыты уровни [3], механизмы и стратегии безопасности личности [4], выявлен ряд ее закономерностей [5]. Рассмотрены различные виды безопасности: информационно-психологическая, корпоративная, лингвистическая [6, 7, 8]. Изучены темпоральные аспекты безопасности [9], раскрыты ее психологические ресурсы [10]. Разработаны концепции и принципы, объясняющие подходы к обеспечению безопасности [11, 12, 13]. Разработке подвергается технологическая сторона психологической безопасности. Вместе с тем, остается еще и достаточно много «белых пятен». Одним из них является вопрос психологической безопасности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрим особенности эмоциональной сферы у младших школьников, характеризующихся умственной отсталостью, в аспекте их психологической безопасности.

С точки зрения Л.С. Выготского, природа умственной отсталости - это взаимосвязь двух сторон развития: эмоциональной и интеллектуальной. Эмоциональная сфера детей с таким диагнозом характеризуется особенностями, являющимися предпосылкой для нарушения их психологической безопасности. Наиболее ярко эти особенности прослеживаются при диагнозе детского церебрального паралича (ДЦП). У младших школьников с ДЦП эмоциональная сфера имеет ряд особенностей, отличающих её от нормально развивающейся эмоциональной сферы детей того же возраста.

Для младших школьников со спастической диплегией характерен асте-но-невротический тип психогенных реакций. Характерна дифференциро-ванность эмоций, повышенная чувствительность. Детям с данной формой ДЦП присуща: пугливость, эмоциональная лабильность, наличие разного

рода страхов. На школьной ступени развития наблюдается повышенная ранимость, впечатлительность. При спастической диплегии у детей наблюдается органический инфантилизм тормозимого типа. В эмоциональной структуре в этом случае выделяется астенический радикал - дети с высокой тор-мозимостью, робостью, пугливостью, лабильным настроением, характерно появление трудности в адаптационном процессе к условиям образовательного учреждения.

При гиперкинетическом синдроме у младших школьников наблюдается избирательная привязанность, в раннем возрасте адекватная реакция на измененную обстановку, требуют постоянного внимания. Дети с данной формой ДЦП могут иметь невротические нарушения. К тому же, есть угроза патологического личностного развития по аутистическому и тревожно-мнительному типу. Возможно также развитие по инфантильному типу, при котором дети обнаруживают общую заинтересованность, наблюдают за сверстниками, при отстранении от них выражаю протест: появляются гиперки-незы, выраженность вегетативных реакций. У детей младшего школьного возраста с гиперкинетическим синдромом отчетливей наблюдается низкая критичность, проявляющаяся в неадекватной оценке ситуации, не сильно переживают наличие своего дефекта. К недостаточной критичности добавляется эйфория, двигательная расторможенность, эмоциональная возбудимость. Страх при такой форме ДЦП может развиться в синдром витальной дезадаптации. Такие дети слабовольны, не способны преодолевать препятствия, не мотивированы к их преодолению. Поражение зон, отвечающих за проявление агрессии: таламус, кора больших полушарий - являются причиной агрессивного эмоционального фона при гиперкинетической форме ДЦП у младших школьников. Повышенную агрессивность у детей с ДЦП можно объяснить, опираясь на положения тории Дж. Долларда, который считает, что агрессию провоцируют факторы: удовлетворенность субъектом после достижения поставленной цели; число фрустраций. К этим факторам также можно добавить признаки заболевания, влияющие на появление агрессии -повышенный тонус мускулатуры, возбудимость нервной системы.

Из-за наличия двигательного недостатка у младших школьников с ДЦП наблюдается повышенное беспокойство, высокий уровень тревоги, ощущение напряжения. Тревожность имеет патологический характер, из-за противоречий возможностей и ожиданий младшего школьника. Она провоцирует появление агрессии, страха, робости, иногда может вызвать апатию, безразличное отношение к происходящему. Страх тесно связан с тревогой. Кроме возрастных страхов у младших школьников с ДЦП могут появиться невротические, обусловленные неразрешимыми переживаниями. Также развитию страха способствует двигательный дефект, который травмирует опыт, тревожное отношение родителей к ребёнку. Для детей с ДЦП характерно возникновение медицинских страхов, при отношениях с врачами, неоправдан-

ными ожиданиями на положительный результат после хирургического вмешательства. Повышенная аффективная чувствительность может спровоцировать появление необычных страхов. Социально-опосредованный страх присущ детям, сильно переживающим наличие двигательного дефекта.

Особенно ярко обозначенные нарушения проявляются у детей, которые воспитываются в интернатах. Для них характерны перемены настроения, неадекватная реакция на замечания или одобрение, высокий уровень тревожности, отсутствие эмпатии, непостоянные эмоциональные контакты, гнев, ревность, упрямство, обида.

Если ребенок воспитывается в семье, то на его эмоциональную сферу влияет сложившийся в ней стиль воспитания. Так, например, при демократическом стиле воспитания у небольшого количества младших школьников выявляется открытая форма агрессии. При гипоопеке дети постоянно агрессивны, что становится нормой. Мать играет особую и важную роль в жизни ребенка, так как она для него - первый воспитатель и учитель. Воспитательный процесс особенных детей имеет ряд отличий, важно активное участие в воспитании всех членов семьи, особенно ребенка, на протекание данного процесса влияют отношение к степени заболевания, межличностные семейные отношения, надежда и вера в положительный результат лечения. Дети без родительской опеки, испытавшие депривацию, нуждаются в коррекции отклонений развития, на возмещение отсутствующего внимания в условиях ускоренного развития. Также неблагоприятным для детей с ДЦП считается частичная изоляция, ограниченность в передвижениях, в общении со сверстниками, играх с ними. Все это может обусловить появление у ребенка задержки психического развития, в том числе привести к появлению тормо-зимости и аутистических тенденций: младший школьник становится замкнутым, агрессивным, склонен к страхам. Среди членов семьи особое влияние на ребенка оказывает мать. Мамы с повышенным уровнем тревожности могут неосознанно способствовать появлению у ребенка психических отклонений, особенно при эффекте «заражения» эмоциями. Такое явление особенно характерно для семей, где есть ребенок с детским церебральным параличом, и реакции ребенка будут такие же, как у матери.

Неблагоприятные условия развития эмоциональной сферы способствуют появлению у ребенка хронической фрустрации, которая может перейти в дезадаптацию, которая в свою очередь может стать причиной патологического развития личности. В качестве основных факторов, способных вызвать у детей с ДЦП нарушения эмоциональной сферы, могут быть: переживание собственной неполноценности (двигательных дефектов), неуверенность в собственных силах; напряженные взаимоотношения в семье, недостаток родительского внимания и заботы; страхи; сложности в определении ценностей и смысла жизни. Каждый из названных факторов, негативно воздействуя на ребенка, снижает уровень его защищенности и разрушает

потенциал развития личности. Все это по отдельности и в комплексе является признаками нарушения психологической безопасности личности и требует профессионального вмешательства психолога. Работа над эмоциональной сферой детей с ДЦП предполагает как индивидуальную, так и групповую работу [14, 15]. Она может предусматривать использование следующих методов и приемов: проведение тренингов, праздников, диспутов, чтение и обсуждение художественных произведений, элементов музыкотерапии и арт-терапии, релаксации, коррекционных игр и упражнений. В интересах психологической безопасности личности детей с ДЦП является также создание вокруг них комфортной психологической атмосферы, способствующей научению детей способности понимать, уважать окружающих, проявлять эмпатию.

Список литературы:

1. Краснянская Т.М. Безопасность как предмет психологического анализа // Вестник интегративной психологии. - 2004. - № 2. - С. 149-151.

2. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Понятийные ориентиры развития психологической безопасности личности в предметном поле современных исследований // Education Sciences and Psychology. - 2013. - № 1 (23). - С. 59-64.

3. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологический анализ уровней безопасности человека // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. - 2016. - № 2. - С. 31-36.

4. Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности: авто-реф. дис. ... д-ра психол. наук. - Сочи, 2006. - 38 с.

5. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности в современной стрессогенной среде // Современное общество: к социальному единству, культуре и миру: Материалы Международного форума (21-22 апреля 2016 года). - Ставрополь, 2016. - С. 277-279.

6. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Классификация угроз информационно-психологической безопасности личности и основные подходы к их преодолению // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2015. -№ 4. - С.210-216.

7. Краснянская Т.М. Правовое сознание персонала как фактор корпоративной безопасности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 1 (61). - С. 180-183.

8. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Теоретические аспекты разработки психологической концепции лингвистической безопасности личности [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ. - 2015. - № 3. -С. 4. - Режим доступа: http://ppip.idnk.ru.

9. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Темпоральные аспекты психологической безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Вып. 3. - С. 70-75. -DOI: 10.18500/1819-7671-2015-15-3-70-75.

10. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Вестк Магшёускага дзяржау-нага утверсгтэта 1мя А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагапчныя навую: педагопка, пахалопя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.

11. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Принципы облачных технологий в ресурсном обеспечении саморегуляции субъекта психологической безопасности // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Часть 1. Симпозиум «Субъект и личность в психологии саморегуляции». - Кисловодск; М., 2015. - С. 56-61.

12. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG Conceptualization of safety principle of educational practices // Журнал министерства народного просвещения. -2015. - № 4 (6). - С. 180-188. - DOI: 10.13187/zhmnp.2015.6.180.

13. Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199. - DOI: 10.13187/vfp.2015.5.192.

14. Иохвидов В.В. Исследование коллективных форм познавательной деятельности учащихся // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20. - № 7. - С. 192-194.

15. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Повышение самостоятельности и активности учащихся // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. -2011. - № 1-1. - С. 109-113.

СОДЕРЖАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА НА ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ КАК КЛЮЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БАРЬЕРА

© Дроздова Н.В.1

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

Рассмотрены подходы к определению психологического барьера, определены ключевые характеристики психологического барьера, представлены результаты изучения мотивации как ключевой характеристики психологического барьера.

Ключевые слова: барьер, психологический барьер, мотивация, мотивация.

1 Доцент кафедры Возрастной и педагогической психологии, кандидат психологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.